Научная статья на тему 'Подготовка будущих психологов: трудности и перспективы'

Подготовка будущих психологов: трудности и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / студенчество / личностный опыт / алекситимия / когнитивные искажения. / vocational training / students / personal experience / alexithymia / cognitive distortion.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. В. Левкова

В статье освещены вопросы профессионального и личностного развития будущих психологов. Делается акцент на значимости личностного развития, анализа и осмысления собственного жизненного опыта студентами-психологами. Стимулирование принятия и осознания личностного опыта студентами-психологами в процессе профессиональной подготовке трактуется как важный компонент подготовки психологов и выступает как механизм личностно-профессионального роста. Предмет исследования: личностно-профессиональное развитие студентов-психологов. Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВО ПГУ имени Шолом-Алейхема (г. Биробиджан). В исследовании приняли участие 63 студента, обучающихся по направлению 37.03.01 – «Психология». В исследовании нами были использованы следующие методики: опросник «Когнитивные искажения личности» А. Фримена, изучающий когнитивные искажения восприятия мира личностью, Торонтская шкала алекситимии (TAS). Определена значимость личностно-психологической работы со студентами в процессе подготовки психологов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FOR FUTURE PSYCHOLOGISTS: DIFFICULTIES AND PROSPECTS

The article highlights issues of professional and personal development of future psychologists. The emphasis is placed on the importance of personal development, analysis and understanding of their own life experiences by psychology students. Stimulating the adoption and recognition of personal experience by psychology students in the process of professional training is interpreted as an important component of the training of psychologists and acts as a mechanism for personal and professional growth. The subject of the research is personal and professional development of student psychologists. FSBEI OF PSU named after Sholom Aleichem in Birobidzhan is the experimental base of the research. The study involved 63 students majoring in 03/03/01 Psychology. The researcher uses the method of a questionnaire “Cognitive personality distortions” by A. Freeman, who studies cognitive distortions of the world’s perception of personality, the Toronto alexithymia scale (TAS). The significance of personality-psychological work with students in the process of training psychologists at the university is determined.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих психологов: трудности и перспективы»

- практико-ориентированный характер занятий с обучающимися, закрепление и многократное повторение знаний, полученных на теоретических занятиях, что становится источником повышения профессиональной мобильности военных;

- максимальное соответствие практических занятий будущей профессиональной деятельности, что позволит освоить действия, необходимые для выполнения будущих профессиональных задач;

- четкая структурированность всех этапов по выполнению учебных действий, что позволит освоить алгоритм выполнения практического задания.

Особенностью организации содержательного компонента практического занятия является существенная роль систем управления и обеспечения. Существующие требования к организации практических занятий таковы, что должны быть обеспечены всем требующимся инструментарием и дидактически подготовлены, что позволит максимально приблизить обучение курсантов к будущей профессии. Функция преподавателя на практических занятиях также отличается от функции, выполняемой на теоретических занятиях, тем, что при организации практики преподаватель не только контролирует правильность выполнения заданий, но и следит за соблюдением реализации всех этапов и правил безопасности при работе с инструментами.

Функция контроля при подготовке курсантов военного вуза имеет особое значение и реализацию. Системный контроль и строгая управляемость образовательного процесса позволяют на каждом следующем курсе по мере взросления и профессионального роста курсантов сформировать способность к самоорганизации и самоконтролю. В итоге выпускник военного вуза способен самостоятельно контролировать многочисленные профессиональные процессы и безошибочно ставить перед собой задачи, позволяющие достигать главных целей.

Особую роль в формировании личности военного специалиста имеет такое педагогическое условие, как выстраивание целостной разветвленной системы взаимодействия военного вуза с воинскими частями, базами практик и стажировок, что позволит усилить практическую реализацию знаний в ходе непосредственной профессиональной деятельности. Положительное значение для курсантов военного вуза имеет общение с ветеранскими организациями, во-

Библиографический список

енными обществами, социально-профессиональными объединениями военной направленности. Такое взаимодействие имеет не только огромный воспитательный потенциал, но и существенную практико-ориентированную направленность, которая способна приблизить теоретические знания к реальной профессиональной деятельности будущего военного специалиста и обеспечить его адаптацию в профессии военного.

Результативность обучения в военном вузе будет наиболее успешной при следующих педагогических условиях: тщательное планирование и организация процесса обучения на основе разработанной модели, включающей в себя цель, задачи, содержание, методы, формы работы и запланированный результат целенаправленного воздействия. Осуществление образовательной и воспитательной работы должно строиться на основе баланса применения традиционных и инновационных методов, форм отечественной военной педагогики. Важным условием является соблюдение принципа гуманизации содержания образования и обеспечение единства воспитательной и учебной деятельности с использованием индивидуального подхода в процессе осуществления деятельности, направленной на практическое закрепление знаний курсантов военного вуза.

Таким образом, посредством соблюдения педагогических условий формируется активное отношение курсантов к учебе, активизация познавательной деятельности обучающихся, а также устанавливаются педагогически целесообразные отношения между преподавателями и курсантами - отношения, обеспечивающие благоприятное эмоциональное состояние курсантов и их активную познавательную деятельность, а главное, результатом комплексной деятельности должно стать формирование профессиональной мобильности курсантов [4].

Применение творческого подхода в процессе проведения практических занятий способно не только повысить мотивацию к обучению, но и приводить к развитию и созданию новых и неповторимых результатов обучения.

Практические занятия имеют ключевое значение в образовательном процессе военного вуза. Они выступают источником закрепления и фундаментального освоения теоретических знаний.

Готовность использовать их на практике - основная цель создания особых педагогических условий для курсантов.

1. Тухватуллин Б.Т., Алипханова Ф.Н. Военно-профессиональная подготовка курсантов вузов внутренних войск МВД России. Международный научно-исследовательский журнал: материалы II Межвузовской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2013; Ч. 3: 79 - 82.

2. Барабанщиков А.В. Методика преподавания военной педагогики и военной психологии: учебное пособие. Москва, 1971.

3. Тухватуллин Б.Т. Педагогические условия формирования военно-профессиональной компетентности курсантов вузов ВВ МВД России: монография. 2013.

4. Зайцев Н.Н., Левченко Д.В., Корсаков А.А.. Проблема педагогического сопровождения развития управленческой компетентности командиров подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации. Гуманитарные и социальные науки: электронный журнал. 2017; № 6: 262 - 268.

References

1. Tuhvatullin B.T., Aliphanova F.N. Voenno-professional'naya podgotovka kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal: materialy II Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2013; Ch. 3: 79 - 82.

2. Barabanschikov A.V. Metodika prepodavaniya voennoj pedagogiki i voennoj psihologii: uchebnoe posobie. Moskva, 1971.

3. Tuhvatullin B.T. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya voenno-professional'noj kompetentnosti kursantov vuzov VV MVD Rossii: monografiya. 2013.

4. Zajcev N.N., Levchenko D.V., Korsakov A.A.. Problema pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya upravlencheskoj kompetentnosti komandirov podrazdelenij vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Gumanitarnye i social'nye nauki: 'elektronnyjzhurnal. 2017; № 6: 262 - 268.

Статья поступила в редакцию 20.03.20

УДК 378

Levkova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sholom-Aleichem Priamursky State University (Birobidzhan, Russia),

E-mail: tvlevkova@mail.ru

TRAINING FOR FUTURE PSYCHOLOGISTS: DIFFICULTIES AND PROSPECTS. The article highlights issues of professional and personal development of future psychologists. The emphasis is placed on the importance of personal development, analysis and understanding of their own life experiences by psychology students. Stimulating the adoption and recognition of personal experience by psychology students in the process of professional training is interpreted as an important component of the training of psychologists and acts as a mechanism for personal and professional growth. The subject of the research is personal and professional development of student psychologists. FSBEI OF PSU named after Sholom Aleichem in Birobidzhan is the experimental base of the research. The study involved 63 students majoring in 03/03/01 Psychology. The researcher uses the method of a questionnaire "Cognitive personality distortions" by A. Freeman, who studies cognitive distortions of the world's perception of personality, the Toronto alexithymia scale (TAS). The significance of personality-psychological work with students in the process of training psychologists at the university is determined.

Key words: vocational training, students, personal experience, alexithymia, cognitive distortion.

Т.В. Левкова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», г. Биробиджан,

E-mail: tvlevkova@mail.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ: ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье освещены вопросы профессионального и личностного развития будущих психологов. Делается акцент на значимости личностного развития, анализа и осмысления собственного жизненного опыта студентами-психологами. Стимулирование принятия и осознания личностного опыта студентами-психологами в процессе профессиональной подготовке трактуется как важный компонент подготовки психологов и выступает как механизм личностно-профессионального роста. Предмет исследования: личностно-профессиональное развитие студентов-психологов. Экспериментальная база

исследования: ФГБОУ ВО ПГУ имени Шолом-Алейхема (г Биробиджан). В исследовании приняли участие 63 студента, обучающихся по направлению 37.03.01 - «Психология». В исследовании нами были использованы следующие методики: опросник «Когнитивные искажения личности» А. Фримена, изучающий когнитивные искажения восприятия мира личностью, Торонтская шкала алекситимии (TAS). Определена значимость личностно-психологической работы со студентами в процессе подготовки психологов в вузе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, студенчество, личностный опыт, алекситимия, когнитивные искажения.

В условиях интенсивно меняющегося мира, требований к отношениям возникает существенно новое понимание значения психологического образования с точки зрения не только профессионального становления, но и с позиции личностного развития самого будущего психолога.

При подготовке психологов в рамках вузовского образования можно столкнуться с таким фактом, что у обучающихся имеется определенная база фундаментальных научных знаний о психологических механизмах становления человека, факторах и закономерностях личностного развития, а также о профессиональном становлении человека (Вязникова Л.Ф., 2002), но в реальной ситуации эти знания совершенно не актуализируются и не применяются в процессе личностного роста самого обучающегося [1].

Принимая во внимание позицию В.И. Слободчикова, образование будущих психологов видится нам как процесс взращивания, который определяет в первую очередь сохранение и развитие собственного психологического здоровья [2].

Процесс подготовки практических психологов в современных условиях определяет необходимость осознания непрерывности и связи профессионального и личностного развития студентов.

Обозначенная проблема личностного развития будущих психологов, её природа имеет не только онтогенетический характер. Позитивные изменения в личностных переживаниях и самоощущении, актуализация навыков личностного развития в собственном жизненном опыте позволяет проживать и решать жизненные трудности, которые были накоплены в опыте будущих психологов.

Стимулирование принятия и осознания личностного переживания как важного опыта жизни в рамках подготовки психологов выступает как механизм лич-ностно-профессионального роста, а следовательно, направлено на осознание внутренних ресурсов и уточнение собственной жизненной позиции.

Основополагающими для исследования определенной нами проблемы являются методологические идеи о моделях подготовки бакалавров - психологов образования (В.В. Рубцов, А.А. Марголис, Ю.М. Забродин и др.) [3]; компетент-ностный подход к образованию, определяющий стратегию качества подготовки [4] (А.Л. Андреев, В.И. Байденко, В.А. Болотов и др.); положение о психологическом становлении личности (К.А. Абульханова, Б.П Ананьев, Л.И. Анцыфе-рова [5], В.П Асеев, А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков), профессионального самоопределения личности [6] (Е.М. Борисова, М.Р. Пинзбург, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников), концепции личностного и профессионального развития личности В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.Д. Шадрикова и др. [7, 8].

Процесс принятия и осознания переживаний будущими психологами видится нам через призму способности осмыслять информацию без когнитивных искажений, которые могут проявляться в дисфункциональных убеждениях (автоматических мыслях); способности осознавать и выражать свои чувства и переживания. Эти важные компоненты личностного развития нами определяются как направления личностного роста будущих специалистов [9].

Необходимость параллельного ведения профессионального и личностного развития будущих психологов отражена в экспериментальном исследовании, которое проведено на базе ФГБОУ ВО ПГУ имени Шолом-Алейхема (г Биробиджан) на факультете педагогики и психологии центра педагогического образования, где осуществляется подготовка психологов. В выборку экспериментального исследования вошли 63 человека в возрасте 19 - 23 лет

Методики, которые были использованы в экспериментальном исследовании: опросник «Когнитивные искажения личности» А. Фримена, изучающий когнитивные искажения восприятия мира личностью [9], Торонтская шкала алекситимии (TAS) (адаптация в институте имени В.М. Бехтерева), целью которой является изучение уровня алекситимии личности [10].

Показатель способности рефлексировать свой жизненный опыт и способности осознавать и осуществлять «авторство» собственной жизни и собственного профессионального опыта был выявлен в рамках диагностики выраженности когнитивных искажений в восприятии окружающего мира, анализа жизненных событий. Результаты исследования когнитивных искажений обрабатывались по опроснику А. Фримена «Когнитивные стратегии личности». Количественные показатели эксперимента представлены на рис. 1.

Более ярко в выборке испытуемых представлена стратегия «Чтение мыслей» (направлена на додумывание содержания и оценки ситуации, с которой сталкивается человек, а также личностных характеристик человека). Данная когнитивная стратегия существенно осложняет процесс психологической помощи клиенту, так как осмысление ситуации начинает приобретать субъективный характер, следовательно, возможность оказания профессиональной психологической помощи может снижаться, особенно при условии отсутствия рефлексивного анализа.

«Долженствование» как не менее выраженная стратегия когнитивного стиля испытуемых отражает наличие установок, которые блокируют получение нового опыта личностью. В этой ситуации может страдать важный механизм психологического взаимодействия в процессе психологического консультирования и психологической коррекции, принятие который является базовым для эффективной профессиональной деятельности психолога.

На третьем месте по степени выраженности стоит «Отнесение на свой счет», то есть приписывание себе ответственности за события и поведение других людей. С одной стороны, - косвенный показатель скорости возникновения эмоционального выгорания у будущих психологов, с другой стороны, - этот результат демонстрирует сложности в установлении профессионального взаимодействия в процессе консультирования, психокоррекции клиентов.

Стратегии «Что, если...», «Да, но...», «Доверие критику», «Максимализм», «Катастрофизация», «Болезненное сравнение себя с другими» неявно выражены в выборке, но их наличие отражает важный аспект в личностном развития студентов, который нельзя игнорировать - амбивалентность самооценки, недоверие себе и сложности с актуализацией внутренних ресурсов.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% о/ Процентная представленность когнитивных искажений у испытуемых

I ■

I

Iii

■ |

sc / / / </ /" f / / / е> ¿л* х«4 л" & " / / / </ ■ Виды когнитивных искажений

Рис. 1. Выраженность когнитивных искажений в выборке

Использование Торонской алекситимической шкалы позволило получить следующие результаты (см. рис. 2).

Выраженность алекситимии у испытуемых

■ алекситимический тип

Рис. 2. Выраженность алекситимии в выборке

76% студентов-психологов продемонстрировали алекситимический тип личности, 24% студентов-психологов с неалекситимическим типом.

Сложность с вербализацией чувств, скудность в выражении не только чувств, но и в цветовом выражении своих переживаний является одним из при-знаковпсихосоматическихрасстройств.

У студентов (будущих психологов) алекситимический тип личности может существенно осложнить процесс психологической помощи клиентам в силу сложности осознания и вербализации своих собственных чувств, следовательно, понимание их как возможность проявления конгруэнтности в профессиональной деятельности существенно падает.

Также для выявления связи между изученными показателями - когнитивными искажениями и аклеситимией мы использовали коэффициент линейной

Библиографический список

корреляции Пирсона. Итак, наиболее выраженная корреляционная связь проявилась между компонентами - когнитивное искажение «долженствование» и высокий уровень алекситимии. При этом корреляционный коэффициент при оценке статистической значимости корреляционной связи г = 0,68 при степенях свободы (р > 0,05 (0,31) и при р > 0,01 (0,40). Также ярко выраженная корреляционная связь была выявлена между показателями: когнитивное искажение «чтение мыслей» и выраженность алекситимии. Коэффициент корреляционной связи этих показателей г = 0,63 при степенях свободы (р > 0,05 (0,31) и при р > 0,01 (0,40).

Проведенное экспериментальное исследование подтверждает значимость не только профессионального, но и личностного развития студентов-психологов. Опираясь на ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 - «Психология», мы видим, что именно в общекультурной компетенции - ОК-7 - способность к самоорганизации и самообразованию отражена эта идея [11]. Понимание этой компетенции существенно обогатит обращение внимания на психологическую проработку личностного жизненного опыта в процессе профессиональной подготовки будущих психологов.

Результаты теоретического осмысления и экспериментального исследования проблемы позволяют определить направления личностно-профессионально-го развития студентов-психологов: осознание субъектного опыта, принятие его как личностный ресурс в профессиональной деятельности, осознание сложностей в осознании, понимании и вербализации собственных чувств и переживаний поможет существенно обогатит профессиональную деятельность в дальнейшем. Однако наше исследование дало возможность наметить ещё важные направления в личностном становлении студентов-психологов, которые также следует изучать: рефлексивность личности будущих психологов, эффективные копинг-стратегии через призму ценностного выбора, мотивация достижений, способы ценностно-рефлексивного взаимодействия, которыми владеют будущие психологи. Перенос аспекта личностно-профессиональной подготовки будущих психологов на становление профессионального «авторства» позволит в процессе профессиональной подготовки увидеть специалиста не только с необходимым объемом психологических знаний, но и умеющим неординарно их использовать в психологическойдеятельности.

Переосмысление студентами-психологами собственного жизненного опыта соотносимы с глубокими интенсивными переживаниями, которые стимулируют новые психологические ресурсы личности. Результатом такой личностной работы будущих психологов нам видится в развитии самобытности, ориентации на профессиональное «авторство» в дальнейшем.

1. Вязникова Л.Ф. Психологические основания процесса профессиональной переподготовки руководителей системы образования. Aвторeфeрат диссертации ... док-торапсихологичeскихнаук.Москва,2002.

2. Слободчиков В.И. Психология образования человека. Москва: Литагент «ПСТГУ», 2003.

3. Зволейко Е.В. Системапрофессиональной подготовкибакалавров-специальныхпсихологов. Диссертация ... доктора педагогических наук. Чита, 201Э.

4. Ильязова М.Д. Проблема компетентностного подхода в образовании. Интеграция образования. 2007; Т. 21, № 1 (86): Э4.

5. Aнцыфeрова Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б.Г. Aнаньeва, зарубежные концепции, актуальные проблемы. Психологический журнал. 1998; № 1: Э15.

6. Цветкова H.A. Профессиональное самоопределение личности на разных этапах становления профессионала. Aвторeфeрат диссертации ... кандидата психологиче-скихнаук,Ярославль.

7. Козырева ОА Основные аспекты отечественных и зарубежных концепций профессионального развития. Educationai Technoiogy & Society. 2007; № 10 (4).

8. ЛевковаТ.В.К вопросуопрофессиональнойподготовкебудущих психологов. Международныйнаучно-исследовательский журнал. 2017; № 8-2 (62): 107 - 110.

9. Моисеева Т.В., Левкова Т.В. Психологическое здоровье студентов вуза в контексте антропологического подхода. Aima mater (Вестник высшей школы). 2014; №9:117 - 120.

10. Журавкова МА, Левкова Т.В. Когнитивные стратегии обработки информации в контексте личностного развития студентов. Современные научные исследования и инновации. 2016; № 5 (61).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования. Бакалавриат. Направление подготовки. 37.03.01 Психология (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 946). Available at: http://fgosvo.ru/news/7/477

References

1. Vyaznikova L.F. Psihoiogicheskie osnovaniya processa professionai'nojperepodgotovkirukovoditeiej sistemy obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2QQ2.

2. Slobodchikov V.I. Psihoiogiya obrazovaniya cheioveka. Moskva: Litagent «PSTGU», 200Э.

3. Zvolejko E.V. Sistema professionai'nojpodgotovkibakaiavrov- speciai'nyh psihoiogov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chita, 201Э.

4. Il'yazova M.D. Problema kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Integraciya obrazovaniya. 2007; T. 21, № 1 (86): Э4.

5. Ancyferova L.I. Psihologicheskoe uchenie o cheloveke: teoriya B.G. Anan'eva, zarubezhnye koncepcii, aktual'nye problemy. Psihoiogicheskijzhurnai. 1998; № 1: Э15.

6. Cvetkova N.A. Professionai'noe samoopredeienie iichnosti na raznyh 'etapah stanovieniya professionaia. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk, Yaroslavl'.

7. Kozyreva O.A. Osnovnye aspekty otechestvennyh i zarubezhnyh koncepcij professional'nogo razvitiya. Educationai Technoiogy & Society. 2007; № 10 (4).

8. Levkova T.V. K voprosu o professional'noj podgotovke buduschih psihologov. Mezhdunarodnyj nauchno-issiedovatei'skijzhurnai. 2017; № 8-2 (62): 107 - 110.

9. Moiseeva T.V., Levkova T.V. Psihologicheskoe zdorov'e studentov vuza v kontekste antropologicheskogo podhoda. Aima mater (Vestnik vysshej shkoiy). 2014; № 9: 117 - 120.

10. Zhuravkova M.A., Levkova T.V. Kognitivnye strategii obrabotki informacii v kontekste lichnostnogo razvitiya studentov. Sovremennye nauchnye issiedovaniya i innovacii. 2016; № 5 (61).

11. Federai'nyj gosudarstvennyj obrazovatei'nyj standart vysshego obrazovaniya. Uroven' vysshego obrazovaniya. Bakaiavriat. Napravienie podgotovki. 37.03.01 Psihoiogiya (utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 7 avgusta 2014 g. N 946). Available at: http://fgosvo.ru/newsi7/477

Статья поступила в редакцию 19.03.20

УДК 378.14:372.881.1

Mekhantjeva L.Ye., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Dean of Medical and Preventive Faculty, Head of Department of Disaster and Life Safety, Voronezh N.N. Burdenko State Medical University (Voronezh, Russia), E-mail: medkat@vrngmu.ru

Karpova A.V., Cand. of Sciences (Medicine), Head of International Institute of Medical Education and Cooperation, senior lecturer, Department of Normal Physiology, Voronezh N.N. Burdenko State Medical University (Voronezh, Russia), E-mail: anna_v_karpova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.