Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИЗУЧЕНИЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА / ПРЕПОДАВАНИЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ИНТЕРНЕТ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / SOCIAL MEDIA / CHINESE LANGUAGE STUDY / CHINESE LANGUAGE TEACHING / PERSI\ONALITY DEVELOPMENT / INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжай Хунюнь

В статье рассмотрен вопрос, как информационные и коммуникационные технологии помогают студентам, изучающим китайский язык как иностранный - в области изучения фонетики, написания иероглифов, разбирания смыла иероглифов и фраз на китайском языке, обмена опытом; преподавателям китайского языка как иностранного - в области обмена опытом с коллегами, просьбы помощи у коллег в режиме реального времени, освоения новых возможностей информационно-коммуникационных технологий для их максимального использования в обучении, проведения научных исследований. Одновременно проведен анализ влияния информационных и коммуникационных технологий на развитие личности студента, а также негативных сторон использования этих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE AS A SECOND LANGUAGE TEACHERS TRAINING WITH THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article reveals the many ways in which Information and Communication technologies are helping both students and teachers of Chinese as a second language in education process. Students are using them in order to learn phonetics, writing Chinese characters, understanding the characters and Chinese sentences meaning, to educational experience and skills exchange. Teachers are using Information and Communication technologies to exchange professional experience with colleagues, to get the real-time assistance, to use new possibilities of modern technologies for educational and research purposes. At the same time the influence of Information and Communication technology on student personality development has been thoroughly analyzed, as well as possible negative sides of modern technology use.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОМПАРАТИВИСТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье рассмотрен вопрос, как информационные и коммуникационные технологии помогают студентам, изучающим китайский язык как иностранный — в области изучения фонетики, написания иероглифов, разбирания смыла иероглифов и фраз на китайском языке, обмена опытом; преподавателям китайского языка как иностранного — в области обмена опытом с коллегами, просьбы помощи у коллег в режиме реального времени, освоения новых возможностей информационно-коммуникационных технологий для их максимального использования в обучении, проведения научных исследований. Одновременно проведен анализ влияния информационных и коммуникационных технологий на развитие личности студента, а также негативных сторон использования этих технологий.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, социальные сети, изучение китайского языка, преподавание китайского языка, развитие личности, интернет.

Чжай Хунюнь

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры индоевропейских и восточных языков МГОУ, г. Москва, доцент Цзянсуского второго педагогического института, г. Нанкин, КНР

Zhai HongYun

PhD(Education), Associate Professor of the Department of Indo-European and Oriental Languages, Moscow Region State University, Moscow Associate Professor of Jiangsu Second Normal University, Nanjing, China

Современный этап развития образования отражает общие тенденции информационного общества глобальной массовой сетевой коммуникации, что определяет активное использование информаци-

Как цитировать статью: Чжай Хунюнь. Подготовка будущего учителя китайского языка как иностранного с помощью применения информационных и коммуникационных технологий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 3 (73). С. 129-136.

онных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для реализации целей обучения. Чтобы будущий учитель адаптировался к сегодняшнему требованию общества, мы должны вести его подготовку, ориентируясь на следующие документы: профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель))» [3] и ФГОС ВО — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» [2].

В первом документе прописаны профессиональные компетенции: формирование навыков, связанных с ИКТ; владение следующими ИКТ-компетентностями: общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической.

В ФГОС ВО — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» написано: выпускник должен обладать профессиональной компетенцией: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики.

В связи с этим подготовка студентов — будущих учителей, в том числе студентов — будущих учителей китайского языка ((далее — студенты)), претерпевает существенные преобразования. Они должен владеть набором знаний, умений, компетенций в области ИКТ, а также уметь реализовывать дидактические возможности ИКТ [4]. Поэтому, с одной стороны, мы должны активно использовать ИКТ для преподавания, а с другой стороны, помогать студентам адаптироваться к использованию ИКТ в обучении.

Перечислим основные направления реализации дидактических возможностей ИКТ в преподавании китайского языка как иностранного.

1. Возможности ИКТ для изучения студентом китайского языка

1.1. Использование ИКТ для изучения произношения

Китайская фонетика кардинально отличается от русской. Главных сложностей изучения фонетики китайского языка две: произношение тонов; произношение инициалей и финалей, не существующих в русском языке.

Изучение тонов для иностранных студентов — это большая трудность [8]. Например, слова «hanyrn> и «Ьапуй» по-русски значат «китайский язык» и «корейский язык» соответственно; слова «tang», «tang», «tang»,

«tang» по-русски значат «суп», «сахар», «лежать», «горячий» соответственно. Русским студентам трудно их различать, а короткого урочного времени не хватает для изучения тонов. Чтобы помогать студентам овладеть тонами, можно отправить аудиозапись отдельных тонов или их типичных сочетаний в группу социальной сети для многократного прослушивания студентами в любое время.

Не существующие в фонетическом арсенале русского языка звуки «j», «и», «е» и другие вызывают у студентов сложности при произнесении. Мы можем с помощью компьютерных программ показать схемы положения языка и динамические процессы произношения. Также можно отправить аудиозаписи произношения этих инициалей и финалей, а также типичных сложных слогов с этими инициалями и финалями в группы социальной сети для многократного прослушивания в любое удобное для студентов время.

Для обратной связи студент может отправить запись своего произношения в социальной сети одноклассникам, учителю или китайцам для комментариев, замечаний и исправлений.

Помимо вышесказанного, в настоящее время в России открыты для зрителя очень много сайтов со звукозаписью и китайских телеканалов, например такие, как CCTV 1 (Центральное телевидение Китая) [5], CCTV 4 (Международный телеканал на китайском языке) [6], региональное телевидение. Это очень удобно с точки зрения изучения китайского языка.

Следует обратить особое внимание на начальный этап изучения фонетики, когда у студента закладываются основы правильного произношения. В противном случае в будущем произношение студента будет непонятно при общении [7].

1.2. Использование возможностей ИКТ для написания иероглифов

Кроме фонетики, написание китайских иероглифов — еще одна трудность в обучении. Каждый иероглиф имеет определенное значение, однако в идеографическом письме нет прямого указания на произношение иероглифических единиц. Российские студенты с трудом пишут иероглифы, так как русский язык — алфавитный. Современные технические достижения способствуют преодолению этой сложности. Приложения Wenlin и Chinese Skills могут четко показать порядок написания каждого иероглифа. В мобильном телефоне или в компьютере можно использовать все три способа написания иероглифов: транскрипцию, от руки,

произношения. И после написания одного иероглифа одновременно появляются несколькие похожих иероглифов. Это хорошее повторение. И с помощью поисковой системы baidu.com после написания иероглифа сразу можно узнать его транскрипцию, количество черт, порядок написания, его традиционный вариант, значение, слова с этим иероглифом, его происхождение, разные формы его написания (цзягувэнь, цзиньвэнь, сяочжуань, лишу), английский перевод и т.д.

1.3. Использование возможностей ИКТ для быстрого выяснения значения китайских иероглифов

Перевод отдельного иероглифа или слова сегодня получается с помощью ИКТ тоже очень просто.

Способ 1. Электронные словари, такие как: www.igimu.com — ^^ МЩ; https://bkrs.info — ^БКРС; https://www.trainchinese.com/v2/word-Details.php?rAp=0&wordId=118&tcLanguage=ru; http://cidian.ru;

Способ 2. Приложения онлайн-перевода, такие как: https://translate. google.com; https://translate.yandex.ru/; https://fanyi.baidu.com/.

С помощью ИКТ можно обмениваться опытом изучения китайского языка, это помогает студентам повысить эффективность обучения.

2. Возможности ИКТ для обучения китайскому языку

2.1. Обмен опытом обучения с помощью ИКТ между преподавателями очень удобен. Раньше обмен опытом осуществлялся с помощью реальных конференций, но для преподавателей, находящихся далеко от города, реальные конференции не всегда доступны. Новые виды конференции — вебинар, сетевые профессиональные сообщества, социальные сети — способствуют решению этой проблемы. Они обеспечивают коллективное обсуждение различных вопросов или проблем в режиме реального времени.

2.2. Обращение с просьбой к другим преподавателям с использованием ИКТ для быстрого решения трудностей, возникающих в процессе обучения. При этом помощь другим преподавателям в области решения той или иной профессиональной проблемы способствует личностному профессиональному росту.

2.3. Освоение новой возможности ИКТ для максимального использования в обучении. Современные информационные технологии быстро развиваются, и новые возможности у ИКТ появляются непрерывно.

Чтобы все полезные возможности ИКТ максимально были использованы в процессе обучения, необходимо внимательно следить за их появлением.

2.4. Возможности ИКТ для проведения научных исследований в области педагогики и преподавания.

С помощью ИКТ преподаватель может получить новую информацию из научной среды; обсудить новые методики преподавания китайского языка с коллегами, находящимися в удаленных местах; разместить свои научные исследования в сетевых профессиональных сообществах для получения замечаний и рекомендаций от коллег; проводить вебинары для обсуждения вопросов в процессе научного исследования.

3. Возможности ИКТ для развития личности студента

Современное образование имеет главную цель — развитие человеческой личности.

Во ФГОС ВО — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» написано, что выпускник должен быть готов решать следующие профессиональные задачи: проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями: способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5) [2].

Во ФГОС начального образования (1-4 кл.) в статье I «Общие положения» написано, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества [1].

Чтобы хорошо выполнить требования стандартов, мы также обращаем большое внимание на следующие аспекты:

3.1. Правильное отношение к своим и чужим ошибкам

Откровенное принятие своей ошибки и стремление к ее исправлению — это база позитивного общения с другими и воспитания хорошего

характера у будущего члена общества. Когда в группу социальной сети кто-то отправляет сообщение, содержащее ошибки, у студентов могут быть на это разные реакции: некоторые насмехаются, некоторые не обращают внимания, некоторые обсуждают это с другими. А сам отправивший некорректное сообщение студент либо игнорирует реакцию других, либо очень стыдится и перестает писать сообщения в группе, а иногда возмущается и даже ссорится со смеющимся над ним студентом и т.д. В связи с этим преподаватель должен следить за студентами и пытаться выяснить причины их молчания, чтобы впоследствии они смогли с толерантностью и понимаем относиться к своим и чужим ошибкам.

3.2. Активная помощь другим в решении учебных проблем

Часто бывает такая ситуация. Когда в группе социальной сети появляется сообщение — просьба о помощи, некоторые сразу бросаются на помощь, а некоторые никак не реагируют. В результате это приводит к тому, что те люди, которые испугались помочь, в будущем сами могут остаться без поддержки. Охотно приходить на помощь, предоставить консультацию по учебе — это наиболее приветствуемое действие у студента [9]. Формирование личностной активности у студентов при оказании помощи другим делает студента популярным среди окружающих.

3.3. Критическое отношение к мнению других людей

Формирование у студента навыка правильного выбора полезной информации из различных источников (СМИ, интернет, форумы, чаты и пр.) связано с воспитанием критического мышления, этики информационного взаимодействия, уважения к партнеру по общению, в том числе и в социальных сетях.

В целом использование ИКТ имеет ряд преимуществ для преподавания китайского языка, но мы все равно должны обратить внимание на следующие негативные стороны использования ИКТ в следующих аспектах:

- Некорректность информации из интернета. Китайцы используют многие омонимы для выражения юмора, например: «^ИН^А— прекрасный и чудесный, покорить красотой», но шутя могут написать эту фразу как «^ИН^А — одетый не по погоде, но модно», потому что «^» и «^» омонимы; «Ш^ЖШ — до конца жизни не испытывать сожаления», а в рекламе продажи кондиционеров пишется каламбур «Ш^Ж^ — до конца жизни не появится пот», так

как «М» и звучат одинаково; « ^ХШМ. А — судить о человеке по наружности», в рекламе продажи шапки пишут как «ЙЙФА — судить о человеке по его шапке», потому что «!Й» и «ifl» омонимы, и т.д.

- Зависимость от ИКТ. Используя ИКТ, студенты могут печатать иероглифы без ошибок, так как компьютерная программа отредактирует текст. Со временем студенты привыкают к тому, что компьютер исправляет за них ошибки, и перестают концентрироваться на правильном написании, что в результате приводит к потере навыка корректного иероглифического письма.

Литература

1. ФГОС начального образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 10.11.2020).

2. ФГОС ВО — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 10.11.2020).

3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель))» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 10.11.2020).

4. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.

5. CCTV 1 — Центральное телевидение Китая [Электронный ресурс]. URL: http://tv.cctv. com/cctv1/?spm=C28340.PVHhfLOBmR4I.E2PQtIunpEaz.4 (дата обращения: 10.11.2020).

6. CCTV 4 — Международный телеканал на китайском языке [Электронный ресурс]. URL: http://tv.cctv.com/cctv4europe/?spm=C28340.PVHhfL0BmR4I.E2PQtIunpEaz.8 (дата обращения: 10.11.2020).

7. 2007^, $122-123^°

8. 2004^,$369^.

9. Robert S Feldmanй№Щ&:ШШ'ЬШ¥—А Й^^^ЖС Development Across the Life Span (Sixth edition)),

10. ^,$388^°

CHINESE AS A SECOND LANGUAGE TEACHERS TRAINING WITH THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article reveals the many ways in which Information and Communication technologies are helping both students and teachers of Chinese as a second language in education process. Students are using them in order to learn phonetics, writing Chinese characters, understanding the characters and Chinese sentences meaning, to educational experience and skills exchange. Teachers are using Information and Communication technologies to exchange professional experience with colleagues, to get the real-time assistance, to use new possibilities of modern technologies for educational and research purposes.

At the same time the influence of Information and Communication technology on student personality development has been thoroughly analyzed, as well as possible negative sides of modern technology use.

Keywords: Information and Communication technologies, Social Media, Chinese language Study, Chinese language teaching, persi\onality development, Internet.

References

• FGOS nachal'nogo obrazovaniya (1-4 kl.) [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgos.ru (data obrash-cheniya: 10.11.2020). [In Rus].

• FGOS VO — bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (data obrashcheniya: 10.11.2020). [In Rus].

• Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya (vospitatel', uchitel'))» [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (data obrashcheniya: 10.11.2020). [In Rus].

• Robert I. V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tekhno-logicheskij aspekty). M.: BINOM. Laboratoriya znanij, 2014. 398 s. [In Rus].

• CCTV 1 — Central'noe televidenie Kitaya [Elektronnyj resurs]. URL: http://tv.cctv.com/ cctv1/?spm=C28340.PVHhfLOBmR4I.E2PQtIunpEaz.4 (data obrashcheniya: 10.11.2020).

• CCTV 4 — Mezhdunarodnyj telekanal na kitajskom yazyke [Elektronnyj resurs]. URL:http:// tv.cctv.com/cctv4europe/?spm=C28340.PVHhfLOBmR4I.E2PQtIunpEaz.8 (data obrashcheniya: 10.11.2020).

• 2007^, $122-123^°

• Robert S Feldman)^,^® SMC Development Across the Life Span (Sixth edition) ),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.