Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя информатики к организации проектной деятельности учащихся'

Подготовка будущего учителя информатики к организации проектной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козловских М. Е.

В статье рассматривается процесс подготовки будущих учителей информатики к организации проектной деятельности, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов, предполагающих продвижение от умений осуществлять проектную деятельность до самостоятельной творческой разработки проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козловских М. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя информатики к организации проектной деятельности учащихся»

Л.П. Вашлаева, С.А. Дочкин, А.Ю. Казаков, Ю.В. Клецов, А.В. Фаломкин; под ред. Т.С. Паниной. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2007. - 180 с.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -2003. - № 2. - С. 60-66.

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

© Козловских М.Е.*

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

В статье рассматривается процесс подготовки будущих учителей информатики к организации проектной деятельности, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов, предполагающих продвижение от умений осуществлять проектную деятельность до самостоятельной творческой разработки проектов.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России. Согласно Доктрине система образования призвана обеспечить:

- формирование трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки;

- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Развитие у обучаемых указанных умений, а также таких качеств как творчество, инициатива, самостоятельность, достижение ими высокого уровня образованности и воспитанности зависит от подготовленности учителя к осуществлению профессиональной деятельность в условиях современного общества. Согласно Государственному образовательному

* Старший преподаватель кафедры Теории и методики информатики.

стандарту специальности «050202 - Информатика» (2005 г.), выпускник, получивший квалификацию учителя информатики, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения.

Для формирования у школьников умений находить и решать учебные проблемы, выдвигать гипотезы, конструировать свои знания на основе самостоятельного поиска и анализа информации, прогнозировать и анализировать результаты исследовательской деятельности с точки зрения поставленных проблем в учебном процессе должны использоваться методы и средства обучения способствующие этому. Будущий учитель должен быть подготовлен к использованию приемов, методов и средств обучения, способствующих формированию и развитию соответствующих умений учащихся.

Большим потенциалом для формирования умений необходимых современным выпускникам обладает метод проектов, который способствует интеллектуальному развитию учащихся за счет использования заданий проверяющих различные виды деятельности, требующих применения знаний для объяснения явлений окружающего мира, учитывающих знания, получаемые учащимися вне школы.

Метод проектов - система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Возник во второй половине XIX в. в США [0].

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [0]; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи -решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [0].

Проектная деятельность - творческий вид деятельности по созданию объектов, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость.

Учитель, организующий проектную деятельность учащихся должен обладать определенной научно-методической подготовкой, предполагаю-

щей знание основ и особенностей технологии проектирования, владение умениями, связанными с организацией и руководством проектной деятельностью учащихся.

Система подготовки учителей информатики позволяет реализовывать обучение на основе метода проектов (дисциплины предметной подготовки) и предусматривает возможности для формирования знаний и умений, необходимых для организации проектной деятельности учащихся (методические дисциплины, курсы по выбору, дисциплины регионального компонента).

Изучение различных аспектов проектной деятельности может быть реализовано при изучении следующих дисциплин, предусмотренных Го -сударственным образовательным стандартом специальности «050202 -Информатика» (2005 г.):

- дисциплины предметной подготовки («Основы искусственного интеллекта», «Компьютерное моделирование», «Программирование», «Программное обеспечение ЭВМ», «Информационные системы», «Компьютерные сети, интернет и мультимедиа технологии», «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании», «Практикум по решению задач на ЭВМ»);

- общепрофессиональные дисциплины («Психология», «Педагогика», «Теория и методика обучения информатике», «Современные средства оценивания результатов обучения»).

Процесс формирования готовности студентов к организации проектной деятельности должен состоять из нескольких взаимосвязанных этапов, предполагающих продвижение от умений осуществлять проектную деятельность до самостоятельной творческой разработки проектов. Эти этапы могут быть реализованы при изучении различных дисциплин, а так же в процессе педагогической практики и при организации исследования в рамках выполнений курсовой и выпускной квалификационной работы.

Практический этап предполагает формирование умений осуществлять проектную деятельность, освоение студентами современной методологии, организационных форм и средств проектирования. Реализуется в рамках изучения дисциплин «Программное обеспечение ЭВМ», «Практикум по решению задач на ЭВМ», «Основы искусственного интеллекта», «Компьютерное моделирование», «Программирование». Данный этап основан на использовании метода проектов при изучении дисциплин предметной подготовки.

Так в рамках курса «Программирование» предполагается изучение раздела «Объектно-ориентированное проектирование», где студенты могут разрабатывать групповые или индивидуальные проекты, создавая программные комплексы практической направленности (Графический редактор, Текстовый редактор, Клавиатурный тренажер, игровые программы с управляемыми объектами.

При изучении курса «Основы искусственного интеллекта» проектирование может реализовываться при разработке экспертных систем по различным предметным областям. В рамках работы над проектом учащиеся анализируют выбранную предметную область, выделяют ключевые и выводимые понятия, разрабатывают механизм вывода и интерфейс системы.

В курсе «Компьютерное моделирование» работа над проектом может быть реализована при создании компьютерных моделей из различных отраслей знаний и с использованием различных программных средств.

Теоретический этап предполагает овладение знаниями теоретических основ проектной деятельности, философских, социальных и психологических особенностей проектной деятельности, специфики проектной деятельности, основных этапов проектной деятельности, классификации проектов. Подготовкой к реализации этого этапа является изучение таких дисциплин, как «Психология», «Педагогика».

Курс «Психология» предполагает изучение таких понятий как, «деятельность», «учебная деятельность», «структура учебной деятельности», «педагогическая деятельность».

Изучение курса «Педагогика», предполагает овладение знаниями о методах и технологиях обучения, моделировании образовательных и педагогических ситуаций.

На основе знаний, полученных при изучении курсов «Педагогика» и «Психология» может быть реализовано более подробное ознакомление студентов с теоретико-методологическими основами проектной деятельности при изучении дисциплины «Теория и методика обучения информатике», а так же при освоении дисциплин национально-регионального компонента или дисциплин по выбору, устанавливаемых вузом.

В разделе курса ТМОИ «общая методика обучения информатике» рассматриваются вопросы проектирования и построения методических систем обучения информатике в школе, формируются знания и умения необходимые для выбора оптимальных форм и методов обучения, на основе положений дидактики, возрастной и педагогической психологии.

При изучении дисциплин по выбору, студенты знакомятся с методом проектов, рассматривают различные подходы к классификации проектов, этапы выполнения проектов, критерии оценивания, структуру проектной деятельности, ее влияния на становление личности учащегося.

Тематика курсов может быть следующей: «Организация проектной деятельности учащихся в школе»; «Использование метод проектов на уроках информатики»; «Педагогическое проектирование»; «Использование метода проектов при изучении информационных технологий».

Методический этап направлен на овладение знаниями и умениями в области организации проектной деятельности учащихся, умениями использовать современные научно обоснованные приемы, методы и средства

обучения информатике, моделировать образовательные и педагогические ситуации, психолого-педагогические методики проектирования. Реализуется при изучении дисциплин «Теория и методика обучения информатике», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании», курсов по выбору, а также в ходе курсового проектирования, подготовки выпускной квалификационной работы и в ходе педагогической и преддипломной практик.

При изучении указанных курсов студенты получают умения планировать и проводить учебные занятия по информатике с использованием метода проектов, конструировать различные формы учебной деятельности, моделировать образовательные и педагогические ситуации, овладевают психолого-педагогическими методиками проектирования, методиками курсового и дипломного проектирования.

Выполнение исследования при подготовке курсовых и выпускной квалификационной работы можно построить на основе последовательной реализации нескольких проектов: учебно-исследовательский проект (курсовая работа по информатике), педагогический проект (курсовая работа по педагогике), итоговый методический проект (курсовая работа по ТМОИ и выпускная квалификационная работа).

Процесс реализации выделенных этапов не является линейным. Отдельные этапы не ограничены временными рамками - их реализация может идти одновременно. При этом в рамках одной дисциплины могут реа-лизовываться задачи нескольких этапов.

Реализация, рассмотренных этапов предполагает овладение будущими учителями информатики системой знаний теоретических основ и особенностей проектной деятельности и методических умений, направленных на организацию проектной деятельности учащихся.

Основывая подготовку будущего учителя информатики на реализации проектной деятельности (при изучении дисциплин предметной подготовки) и теоретико-методической подготовке к ее организации (общепрофессиональные дисциплины), можно повысить эффективность усвоения знаний и умений по дисциплинам предметной подготовки, и осуществить подготовки к организации проектной деятельности.

Список литературы:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

2. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. - М., 2005.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

4. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

© Константинова В.В.*

Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж

В данной статье говорится об организации и разработке электронных учебно-методических комплексов для дистанционного обучения в системе повышения квалификации специалистов.

Основными информационными образовательными ресурсами при дистанционном обучении в системе повышения квалификации специалистов независимо от вида применяемой дистанционной образовательной технологии (ДОТ) являются учебно-методические комплексы (УМК), обеспечивающие эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы [1, 3, 4].

Учебно-методические комплексы (УМК), используемые для обеспечения учебного процесса, представляют собой совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины соответствующей профессиональной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучаемых.

Каждый из разрабатываемых УМК включает в себя совокупность образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения соответствующей учебной дисциплины при консультационной поддержке образовательного учреждения, теоретические материалы, средства компьютерного моделирования и экспериментального исследования изучаемых объектов, включая средства обработки и отображения результатов моделирования и экспериментов, а также интерактивные учебные задания для тренинга и средства контроля знаний и умений.

В минимальный состав каждого учебно-методического комплекса электронных средств поддержки образования по дисциплине должны быть

* Старший преподаватель кафедры Русского языка, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.