Научная статья на тему 'Подготовка будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде'

Подготовка будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ / ГОТОВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ / УРОВНИ ГОТОВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ / VIOLENCE IN SCHOOL ENVIRONMENT / READINESS OF A SOCIAL PEDAGOGUE FOR VIOLENCE PREVENTION IN SCHOOL ENVIRONMENT / LEVELS OF READINESS OF A SOCIAL PEDAGOGUE FOR VIOLENCE PREVENTION IN SCHOOL ENVIRONMENT / MODEL OF PROFESSIONAL EDUCATION OF A FUTURE SOCIAL PEDAGOGUE FOR VIOLENCE PREVENTION IN SCHOOL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шульга Надежда Юрьевна

Излагаются результаты диссертационного исследования подготовки будущих социальных педагогов к профилактике насилия в школьной среде как социально-педагогическому явлению. Описывается модель профессионального образования будущих социальных педагогов по профилактике насилия в школьной среде, апробированная на базе Волгоградского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде»

н.ю. ШУЛЬГА (Волгоград)

подготовка будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде

Излагаются результаты диссертационного исследования подготовки будущих социальных педагогов к профилактике насилия в школьной среде как социально-педагогическому явлению. Описывается модель профессионального образования будущих социальных педагогов по профилактике насилия в школьной среде, апробированная на базе Волгоградского государственного педагогического университета.

Ключевые слова: насилие в школьной среде, готовность социального педагога к профилактике насилия в школьной среде, уровни готовности социального педагога к профилактике насилия в школьной среде, модель профессионального образования будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде.

Анализ современного состояния педагогической практики позволяет говорить о недостаточно компетентной оценке педагогами причин и форм проявления насилия в школьной среде. Несмотря на многочисленность научных исследований по проблеме проявления насилия в школьной среде (Н.В. Аликина, Д.И. Донской и др.), процесс нейтрализации условий проявления насилия в школьной среде и активизации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по профилактике этого явления в массовой практике системы общего образования строится пока не совсем эффективно. Во многом он протекает стихийно, оставляя данную проблему исключительно актуальной.

нами проведен историко-логический анализ развития понимания сущности социальнопедагогического явления «насилие в школьной среде» в философии, психологии и педагогике (труды В.А. Ананьева, Б.С. Братусь, Н.П. Бочкова, А.А. Гусейнова, В.Н. Денисова, И.С. Кон, В.М. Розина и др.), который позволил выделить сущностные характеристики этого явления как психолого-педагогической проблемы. Содержание явления «насилие в школьной среде» заключается в разрушении позитивных механизмов реализации ребенком естественной потребности быть благопо-

лучным. Это происходит в результате унижения достоинства личности в процессе образования и проявляется в сочетании психосоматических расстройств и социальной дезадаптации. Основной признак проявления насилия в школьной среде - постоянное или однократное грубое воздействие на учащегося со стороны других субъектов образовательного процесса, которое тормозит развитие его личности и приводит к формированию патологических черт характера (недоверие к окружающим и враждебность; уход в себя и депрессия; эмоциональное напряжение и т.п.). В частности, это может проявляться в навязывании учащемуся убеждений и форм поведения со стороны других субъектов образовательного процесса, которое препятствует его естественному личностному развитию.

По результатам социологического исследования, проведенного нами на базе четырех общеобразовательных школ г. Волгограда с участием 820 учащихся (начальная школа - 196 чел., 5-9-е классы - 358 чел., старшие классы - 266 чел.), мы составили следующую иерархию распространенных видов насилия для разных возрастных групп учащихся: для основной и старшей школы - экономическое, психическое и физическое; для младшей - психическое, физическое и экономическое.

Осознание субъектами образовательного процесса актов насилия в школьной среде и острота их переживания детьми определяются особенностями социокультурной среды, в которой постоянно проживает ребенок, а также психологическим микроклиматом образовательного учреждения.

Анализ существующей педагогической практики профилактики насилия в школьной среде и соответствующей научнометодической литературы (Н.В. Вострокну-тов, В.В. Знаков, Л.П. Колчина, Л.П. Коныше-ва, Т.Н. Курбатова и др.) позволил уточнить направления деятельности социального педагога по профилактике насилия в школьной среде. рассмотрим их:

- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в реализации ненасильственной системы воспитания ребенка;

- повышение коммуникативной компетентности ребенка в организации отношений сотрудничества с окружающими людьми и формирование у него навыков избегания ситуаций риска насилия;

© Шульга Н.Ю., 2011

- конструирование социально-культурной среды образовательного учреждения, которая создавала бы широкие возможности для совершенствования позитивных механизмов реализации ребенком естественной потребности быть благополучным.

Вместе с тем мы уточнили основные характеристики профессионализма социального педагога, касающиеся профилактики насилия в школьной среде (И.Л. Баркаева, Г.С. Бережная, М.В. Вольфман, М.В. Краснова и др.). Среди них можно выделить содействия:

- педагогическому коллективу образовательного учреждения в создании позитивной социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности каждого ребенка и обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья школьников;

- всем участникам образовательного процесса (педагогам, родителям и учащимся) в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для избегания ситуаций риска насилия, и навыков позитивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;

- педагогам и родителям в формировании у школьников готовности к взаимопомощи, толерантности, проявлению милосердия, ответственности и уверенности в себе, а также способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другого человека.

Таким образом, готовность социального педагога к профилактике насилия в школьной среде предполагает интеграцию теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению деятельности по социальнопедагогической поддержке позитивных механизмов реализации субъектами образовательного процесса естественной потребности ребенка быть благополучным и предупреждению ситуаций унижения достоинства его личности. Теоретическая готовность социального педагога проявляется в обобщенном умении научнопедагогического проектирования профилактики насилия в среде конкретного образовательного учреждения, а практическая - в обобщенном умении реализации научно-педагогического проекта профилактики насилия в школьной среде и его возможной оптимизации с учетом особенностей школьного микросоциума.

готовность социального педагога к профилактике насилия в школьной среде, являясь одним из проявлений его профессиональной компетентности, выполняет следующие функции:

• диагностирование реальной ситуации проявления насилия в школьной среде (фор-

мы, условия возникновения) и отношения к ней субъектов образовательного процесса;

• оценивание степени значимости разных форм насилия и условий их появления в конкретном образовательном учреждении, а также собственных индивидуальных возможностей в нейтрализации факторов проявления насилия в школьной среде и готовности субъектов образовательного процесса к продуктивному взаимодействию по профилактике насилия;

• проектирование форм, методов и средств профилактики насилия в школьной среде с учетом особенностей образовательного учреждения, а также форм взаимодействия субъектов образовательного процесса в профилактике насилия;

• реализация научно-педагогического проекта профилактики насилия с учетом особенностей школьного микросоциума и достижение максимального эффекта профилактики путем оптимизации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Наше исследование показало, что содержательная характеристика уровня готовности социального педагога к профилактике насилия в школьной среде определяется особенностями интеграции теоретической и практической готовностей. Мы выделили следующие уровни готовности социального педагога к профилактике насилия в школьной среде:

• интуитивный - теоретическая и практическая готовности как системные элементы находятся в стадии становления;

• базовый - теоретическая готовность достигла минимально необходимого уровня и характеризуется как система, а практическая только формируется;

• функциональная готовность - теоретическая и практическая готовности в своем развитии достигли уровня системы, но не интегрированы;

• системная готовность - теоретическая и практическая готовности представляют собой целостную систему.

Проанализировав теорию и практику формирования различных видов профессиональной готовности педагога (Н.М. Борытко, М.И. Дьяченко, Е.И. Сахарчук, Н.К. Сергеев и др.), мы определили следующие принципы моделирования процесса формирования готовности социального педагога к профилактике насилия в школьной среде:

• деятельностный подход к проектированию модели профессиональной работы на теоретических и практических занятиях (обучение обобщенным алгоритмам позитивного

разрешения ситуаций риска насилия в образовательном процессе);

• личностная направленность интеграции общепедагогических и специфических знаний и умений (формирование умений передачи своих знаний и опыта по позитивному разрешению ситуаций риска насилия всем субъектам образовательного процесса);

• уровневая градация процесса обучения научно-педагогическому проектированию профилактики насилия в школьной среде (построение содержания и выбор образовательных средств, форм и методов должны осуществляться с учетом доминирующего в учебной группе уровня готовности будущих социальных педагогов к профилактике насилия в школьной среде);

• прогнозирование эталонных требований к профессиональной деятельности профилактики насилия в школьной среде, которые должны сочетать требования к знаниям, умениям и к функциональности приобретенного опыта профилактики насилия в школьной среде;

• функциональная полнота компонентов содержания высшего педагогического образования, которое должно как эксплицитно (в виде учебных дисциплин или их комплексов), так и имплицитно (за счет варьирования форм и методов обучения) обеспечивать освоение будущими социальными педагогами всех алгоритмов базисных компонентов педагогической деятельности по профилактике насилия в школьной среде.

На основании этих принципов нами была спроектирована модель процесса формирования готовности будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде, которая носит этапный характер. Целью первого (мотивационного) этапа является формирование базового уровня готовности к профилактике насилия в школьной среде у большинства будущих специалистов. Комплекс используемых педагогических средств на лекционносеминарских занятиях состоит из анализа социально-педагогической сущности ситуаций проявления насилия в школьной среде и обобщенных алгоритмов их нейтрализации. На педагогической практике студенты выполняют задания, формирующие умения диагностирования реальной ситуации проявления насилия в школьной среде (формы, условия возникновения) и отношения к ней субъектов образовательного процесса.

На втором (информационном) этапе реализует цель - формирование у будущих социальных педагогов функционального уровня

готовности к профилактике насилия в школьной среде. Ведущими средствами на данном этапе выступают проблемные лекции, деловые и ролевые игры для анализа различных видов ситуаций риска насилия в школьной среде, поиска путей их нейтрализации. Самостоятельная работа студентов предполагает научнопрактические исследования в русле данной проблемы, которые обобщаются, в частности, в форме курсовой работы. В содержании занятий инструктивного лагеря (педагогическая практика) посредством отдельного образовательного модуля включаются тренинги по выявлению и предупреждению ситуаций риска проявления насилия среди школьников.

Третий (практический) этап направлен на создание условий для приобретения стабильности в проявлении характеристик функциональной готовности будущих социальных педагогов к профилактике насилия в школьной среде. На лекционно-семинарских занятиях происходит разработка научнопедагогического проекта профилактики насилия в школьной среде для конкретного образовательного учреждения, который впоследствии студенты реализуют при прохождении педагогической практики.

Четвертый (обобщающий) этап направлен на создание условий для перехода будущих социальных педагогов на системный уровень готовности к профилактике насилия в школьной среде. Ведущими средствами на данном этапе выступают проблемные лекции и деловые игры для критического анализа и поиска путей совершенствования существующих научнопедагогических проектов профилактики насилия в школьной среде. Обобщение передового педагогического и личного опыта в создании и реализации научно-педагогического проекта профилактики насилия в школьной среде оформляется в виде выпускной квалификационной работы.

В процессе опытно-экспериментальной работы, которая осуществлялась на базе факультета социальной и коррекционной педагогики Волгоградского государственного педагогического университета в течение 20072010 гг., были выявлены следующие педагогические условия, способствующие успешной подготовке будущих социальных педагогов к профилактике насилия в школьной среде:

- применение технологии контекстного обучения, позволяющей сформировать целостное представление о структуре профессиональной деятельности будущих социальных педагогов по профилактике насилия в школьной среде с включением в нее всех субъ-

ектов образовательного процесса посредством оптимального соединения репродуктивных и активных методов обучения и воссоздания социального контекста будущей деятельности;

- использование потенциала содержания психолого-педагогических дисциплин для формирования обобщенного умения проектирования научно-педагогического проекта профилактики насилия в школьной среде с учетом социокультурных особенностей образовательного учреждения;

- включение в содержание обучения будущих социальных педагогов спецкурса «Насилие в школьной среде: технология профилактики», предполагающего реализацию квазипрофессиональной деятельности, направленной на овладение опытом выполнения конкретных профессиональных действий по нейтрализации факторов проявления насилия в школьной среде и повышения готовности субъектов образовательного процесса к продуктивному взаимодействию по профилактике насилия в школьной среде;

- обеспечение преемственности этапов подготовки будущих социальных педагогов к профилактике насилия в школьной среде.

Таким образом, целенаправленная подготовка социального педагога к профилактике насилия в школьной среде позволяет улучшить качество его профессиональной подготовки, усилить такие профессионально-личностные компетентности, как способности использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды; владеть моральными нормами и основами нравственного поведения; учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий, общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях; организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды; понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики; использовать в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка; организовывать мероприятия по развитию и социальной защите учащихся; выявлять интересы,

трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в их поведении; выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами.

Training of a future social pedagogue for violence prevention in school environment

There are suggested the results of the thesis research offuture social pedagogues’ training for violence prevention in school environment as a social and pedagogic phenomenon. There is described the model of professional education of future social pedagogues in violence prevention in school environment, tested on the basis of Volgograd State Pedagogical University.

Key words: violence in school environment, readiness of a social pedagogue for violence prevention in school environment, levels of readiness of a social pedagogue for violence prevention in school environment, model ofprofessional education of a future social pedagogue for violence prevention in school environment.

с.а. санин

(сочи)

модель формирования мультикультурной компетенции Будущих социальных работников в процессе практического обучения в вузе

Уточняется понятие «мультикультурная компетенция будущего социального работника», описывается авторская модель формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников в процессе практического обучения в вузе.

Ключевые слова: мультикультурная компетенция будущих социальных работников, модель формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников.

Современному мультикультурному обществу требуются специалисты, не просто обладающие профессиональной компетентностью, а имеющие высокий уровень мультикультур-

© Санин С.А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.