Научная статья на тему 'Подготовка будущего преподавателя детской музыкальной школы'

Подготовка будущего преподавателя детской музыкальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего преподавателя детской музыкальной школы»

Экскурсии в этом случае могут способствовать осознанному выбору учащимися «своего» профиля. Важно показать, как человек, осваивая ту или иную область знаний, совершенствуется и становится профессионалом своего дела. Знакомясь с разнообразием направлений обучения и специальностей, учащиеся проявляют большую заинтересованность к одним и меньшую к другим. Развивается интерес к «близким» для учащегося специальностям и направлениям, а это, в свою очередь, способствует развитию мотивации к профильному обучению.

Причем при проведении экскурсий учитывается то, что на формирование положительной устойчивой мотивации большое влияние могут оказать такие факторы, как содержание материала, организация деятельности, коллективные формы работы и стиль педагогической деятельности экскурсовода. Для экскурсии со школьниками отбирается содержательный и иллюстративно богатый материал, содержащий интересную и ценную для самих учащихся информацию. Материал подается в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, заинтересовать, побудить к возникновению вопросов.

Таким образом, мы считаем, что Музей истории Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена имеет важное значение в развитии

мотивации к профильному обучению и является одним из средств предпрофильной ориентации учащихся школ нашего города. 88% учащихся после экскурсии отмечают, что у них появились сведения, позволяющие рассматривать вариант поступления в РГПУ им. А.И. Герцена как один из возможных. Это говорит об эффективности экскурсии как средства профильной ориентации учащихся.

Об эффективности образовательных экскурсий мы можем судить также по положительным отзывам и оценкам учителей, сопровождающих учащихся на экскурсии.

Выявление представленных нами условий позволило определить возможные особенности реализации предпро-фильной подготовки по биологии в современной школе.

Литература

1. Занюк С.С. Психология мотивации. - Киев.: Эль-га-Н, Ника-Центр, 2001.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002.

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Н.А. Батчаева,

преподаватель МГИМ имени А.Шнитке

Теоретических и экспериментальных исследований, посвященных изучению особенностей профессионального труда преподавателя музыки, не так уже и много. В одних случаях они носят биографический характер из жизни выдающихся музыкантов, в других - узкий, методический. Педагогическая работа учителя музыкальной школы имеет ярко выраженную специфику. Она обусловлена самой музыкой как видом искусства, а также особенностями процесса передачи и усвоения музыкального опыта как в плане содержания музыкального образования, так и в плане овладения комплексом специальных умений и навыков (исполнительских, слуховых, аналитических).

Преподавателю детской музыкальной школы принадлежит решающая роль в реализации сложных музыкально-педагогических задач. Во-первых, специфической функцией педагога музыкальной школы как учебно-воспитательного учреждения является умение воспитывать у подрастающего поколения лучшие эстетические чувства, нравственные идеалы, музыкальный вкус и потребность исполнения высокохудожественных произведений. Во-вторых, преподаватель музыки организует учебный и воспитательный процесс, поэтому он должен владеть искусством воздействия на детей личным примером, быть для него авторитетом. При этом помнить, что «авторитет педагога, конечно, необходим, но поддерживается он отнюдь не высокомерием. Подлинно большой человек умеет устанавливать простые и благородные от-

ношения с людьми иного масштаба, в том числе и с учениками» (М.Э. Фейгин). В-третьих, специфика музыкальных школ связана с взаимодействием педагога с большим количеством разных по возрасту и характеру детей, что предопределяет высокие требования к его коммуникативным умениям. Преподаватель музыки должен быть общительный, тактичен, уметь устанавливать деловые и эмоциональные контакты, гибкий в отношениях с людьми, владеть техникой психолого-педагогического наблюдения, воображения и моделирования учебного процесса и т.п. В-четвертых, специфика музыкального искусства требует от педагога высокого уровня готовности организовывать учебно-воспитательный процесс с учеником так, чтобы развивать у него не только строгие нормативные навыки музыкального исполнения, но и творческие, индивидуальные, неповторимые, уникальные. Наряду с этим высокая напряженность музыкально-исполнительской деятельности, существующая в музыкальных школах, интенсивный рост требований к музыкально-техническому и художественному уровню требуют от педагога высокой степени самообладания и быстрой ориентации. И при всех указанных трудностях от преподавателя музыки окружающие всегда ожидают эстетическую выразительность, гармонию внешнего и внутреннего состояния, интеллигентность.

Педагогический опыт, приобретенный студентом-музыкантом в стенах вуза и музыкального колледжа, будет способствовать реализации его как специалиста в лю-

бых сферах культурной жизни современного общества. Под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта» (В. А. Сластёнин). В этом процессе большую роль играет профессиональное педагогическое общение. Культура вербального и невербального поведения определяет характер общения преподавателя. Общение начинается с восприятия учеником внешнего вида преподавателя. «Увы, у многих из нас лица, с которыми противопоказано бы входить к детям, поскольку они вызывают чувство непродуктивного напряжения, а то и страха, как минимум парализующего познавательную активность»

(Л.А. Петровская).

В закономерностях музыкального обучения и воспитания продиктована «своя» педагогика, которая, хотя и обращается к теоретическим достижениям общей педагогики и педагогической психологии, все же наполняется иным, новым содержанием, отражающим специфику музыкально-педагогического процесса. Сущность практической подготовки в условиях музыкально-профессионального образования предполагает формирование гуманистической направленности личности студента, готовности к музыкально-педагогической деятельности. Термин «музыкально-педагогическая деятельность» обосновала и ввела в педагогику Л.Г. Арчажникова.

В современных условиях, когда все большее развитие получают процессы дифференциации и одновременно интеграции наук, когда в практике специализированных учебных учреждений искусствоведческого направления все шире внедряется комплексный подход к формированию личности выпускника, значение приобретает задача целостного подхода ко всей системе подготовки специалиста-музыканта. Если в традиционном подходе обучения педагогическим дисциплинам вузовские преподаватели стремились закрепить высокий уровень теоретических знаний у студентов, то в условиях инновационного подхода прослеживается стремление к адаптации их в практическую деятельность.

Стратегия инновационного обучения в педагогике должна быть ориентирована на осознание студентами гуманистической направленности личностных качеств, а также на изменение мировоззрения о характере управления познавательным процессом в достижении музыкального творчества его учеников. Усвоение теории педагогики не должно носить рутинный характер заучивания и репродукции. Студент лично должен пережить социальную значимость педагогических знаний через многообразные формы поисковой мыслительной деятельности в музыкальной практике, применить педагогические знания и умения к своей личной жизни. В этом проявляется диалектическая взаимосвязь единства теории и практики. Благодаря такому подходу, в конечном счете, обеспечивается восходящий, поступательный ход самого обучения, приобретаются и закрепляются теоретические знания, практические умения и навыки обучения музыкальному искусству детей.

ЭВОЛЮЦИЯ УЧЕНИКА-ЧИТАТЕЛЯ КАК ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В.И. Мусаева,

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания русского языка и литературы Барнаульского ГПУ

Необходимыми качествами читателя является активность и точность эмоциональной реакции, глубина осмысления художественного текста, конкретизация литературных образов в читательском воображении, способность эстетически оценить форму произведения, видеть авторское мироощущение, его взгляд на изображенную им действительность. Воспитание ученика-читателя, результативность его работы с художественным текстом может быть проверена по уровням развития тех или иных качеств читателя, необходимых для полноценного чтения и анализа. «Сдвиги» читательского сознания, происходящие всякий раз при овладении новым художественным материалом, по мере сформированности читательских умений и составляют, по существу, содержание процесса литературного развития. Трудность общения с художественными произведениями может зависеть от тех задач и требований, с которыми писатель обращается к читателю, и от уровня читательской культуры, и от умения читателя учитывать родовую и жанровую специфику произведения. Читательских качеств, как и читательских умений должно быть в практике ученика-

читателя достаточно, т.к. они (качества и в большей степени умения) носят универсальный характер, гибко реагируя на литературный жанр, на новую для читателя художественную систему. Так, говоря, например, о литературном развитии читателей-подростков, следует иметь в виду, что им свойственно наивно-реалистическое отношение к искусству. Они видят в художественном произведении пока только непосредственную жизнь, верят в ее подлинность, не всегда замечая условность, без которой искусство не существует.

Наивно-реалистическое восприятие художественного произведения характеризуется активностью сопереживания, «прямой формой выражения чувств». Однако эмоциональная оценка произведения, как правило, исходит из его темы, из его событийного содержания. Отсюда и сопереживание литературным героям, желание оценить их поступки и действия, ставить себя на их место. Ритм жизни современного школьника приучает все делать быстро, быстро учиться, быстро «схватывать» знания (не всегда вникая глубоко), быстро читать, перелистывая страницы учебника и художественной книги. А чтение -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.