Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ В БУРЯТИИ: ОПЫТ И ДОСТИЖЕНИЯ (1950-Е - НАЧАЛО 1990-Х ГГ.)'

ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ В БУРЯТИИ: ОПЫТ И ДОСТИЖЕНИЯ (1950-Е - НАЧАЛО 1990-Х ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАДРЫ / БИБЛИОТЕКИ / ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / РЕСПУБЛИКАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. ГОРЬКОГО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цыремпилова Ирина Семеновна, Цыденова Долгорма Юрьевна

В статье рассматриваются основные результаты подготовки кадров для библиотечных учреждений Бурятии с 1950-х до начала 1990-х гг. Авторы анализируют опыт подготовки библиотечных кадров в контексте происходивших изменений государственной политики в области культуры; изучают процесс формирования и расширения региональной библиотечной сети, потребности которой определяли и требования, предъявляемые к специалистам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY STAFF TRAINING IN BURYATIA: EXPERIENCE AND ACHIEVEMENTS (1950S - THE BEGINNING OF 1990S)

The article describes the main results of personnel training for library institutions since the 1950s until the beginning of the 1990s in Buryatia. The authors consider historical experience of training library personnel in the context of changes in librarianship. In addition, the authors analyzed the process of formation and expansion of the library network, affecting requirements for library workers.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ В БУРЯТИИ: ОПЫТ И ДОСТИЖЕНИЯ (1950-Е - НАЧАЛО 1990-Х ГГ.)»

Liu Lina, Zhang Tideng, Jin Hongyu, Wang Hainan, Ma Shuangcheng. 2019. Introduction of the Revised Provisions for the Administration of Imported Herbal Materials. - Chinese Pharmaceutical Affairs. Vol. 33. Is. 8. P. 846-850.

VAN Irina Dorzhievna, Junior Researcher at the Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences (6SakhyanovojSt, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; irdon@yandex.ru) NAMZHILOVA Victoria Ochirovna, Cand.Sci. (Econ.), Researcher at the Department of Regional Economic Researches, Buryat Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (8 Sakh'yanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670047; dayavika@yandex.ru)

LOSING ROOTS:

NEW ASPECTS OF INFORMAL EMPLOYMENT

Abstract. The article is devoted to the study of a new manifestation of informal employment - collecting of the roots of the wild-growing saposhnikovia divaricate in the steppes of Transbaikalia. The roots of the plant are widely used in oriental medicine and are exported to China in various ways. Collecting and selling of saposhnikovia divaricata's roots allows broad segments of the population to improve their financial situation to some extent, despite the state's attempt to regulate this type of informal employment by registering a specially protected status of a valuable weed. Despite the illegal nature, the collection of saposhnikovia divaricata's roots continues and causes a wide public response: possible environmental consequences fade into the background in the conditions of social disadvantage in the region. Keywords: saposhnikovia divaricata, illegal root harvesting, informal employment, adaptation strategies, Transbaikalia

УДК 021.7(571.54)«1950/90».

ЦЫРЕМПИЛОВА Ирина Семеновна — доктор исторических наук, доцент; проректор по научной работе Восточно-Сибирского государственного института культуры (670031, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1; irina161073@mail.ru)

ЦЫДЕНОВА Долгорма Юрьевна — аспирант Восточно-Сибирского государственного института культуры (670031, Россия, Республика Бурятия,г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1; domoka@yandex.ru)

ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ В БУРЯТИИ: ОПЫТ И ДОСТИЖЕНИЯ (1950-е - НАЧАЛО 1990-х гг.)

Аннотация. В статье рассматриваются основные результаты подготовки кадров для библиотечных учреждений Бурятии с 1950-х до начала 1990-х гг. Авторы анализируют опыт подготовки библиотечных кадров в контексте происходивших изменений государственной политики в области культуры; изучают процесс формирования и расширения региональной библиотечной сети, потребности которой определяли и требования, предъявляемые к специалистам.

Ключевые слова: подготовка кадров, библиотечные кадры, библиотеки, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, республиканская библиотека им. М. Горького

Актуальность комплексного изучения кадрового обеспечения учреждений культуры обусловлена социальной и практической значимостью проблемы.

Важность данного аспекта закреплена в указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В современных условиях пристальное внимание уделяется развитию библиотечной отрасли, что нашло отражение в Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 608-р от 13 марта 2021 г. В документе подчеркивается, что «существует определенный разрыв между требованиями интенсивно меняющейся библиотечной практики, развитием новых услуг и форм обслуживания пользователей и имеющимися профессиональными компетенциями сотрудников библиотек»1.

Эти современные реалии обусловливают и рост требований к библиотечным специалистам, поэтому для совершенствования современных методик и форматов их подготовки необходимо изучение накопленного опыта и сложившихся традиций в развитии образования. Особенно это актуально в региональном контексте. Ведь изучение исторического опыта позволит выявить характерные черты и особенности подготовки библиотечных кадров, а также глубже понять динамику развития культурной сферы Бурятии.

Во второй половине ХХ в. в стране идет восстановление экономики, социальной сферы, существенные изменения коснулись повседневной жизни населения: это и сокращение рабочего дня, и повышение образовательного уровня, и улучшение жилищных условий, и повышение заработной платы. Эти процессы потребовали обновления культурной сферы. Повышение уровня образования и культуры населения способствовало формированию нового круга культурных интересов и запросов.

С 1945 г. руководство учреждениями образования и культуры было передано в комитеты по делам культурно-просветительских учреждений при советах министров союзных республик. В ходе министерской реформы в СССР в 1953 г. было создано Министерство культуры РСФСР, одной из функций которого стало руководство библиотеками, клубными учреждениями, музеями, парками культуры и отдыха, лекционными бюро и др. [Перова, Цыремпилова 2020: 64].

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР «О мерах по укреплению районных и сельских библиотек» (1946 г.), местные органы власти обязаны были организовать в 1946-1948 гг. в каждом районном центре районную библиотеку с читальным залом, передвижным фондом, детским отделением, с соответствующими помещениями, необходимым оборудованием и т.д. В сложных условиях послевоенного периода на местах были достигнуты заметные результаты в культурном строительстве. Особая роль отводилась библиотечному делу и культурно-просветительской работе. Так, в Бурят-Монгольской АССР была расширена библиотечная сеть: в конце 1940-х гг. осуществляли свою деятельность 57 массовых библиотечных учреждений - одна республиканская библиотека, 22 аймачных (районных), 26 сельских, 6 городских, 2 детские библиотеки [Одорова 2019: 19]. Наряду с ними продолжали функционировать свыше 150 изб-читален и красных юрт (красных чумов), которые были центрами просвещения в сельской местности. При них работали библиотеки и самодеятельные кружки: хоровые, драматические, музыкальные, танцевальные и др. Здесь проводились мероприятия по ликвидации безграмотности,

1 Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2030 года. Доступ: http://static.govemment.ru/media/files/NFWPpXpAAAEbPW60HiZiDvdZZ8AcSNuu. pdf (проверено 05.11.2021).

лекции на различные темы1. Постепенно шла массовая замена изб-читален и красных юрт на полноценные библиотеки и дома культуры. В 1950 г. в Бурят-Монгольской АССР насчитывалось 72 массовые библиотеки.

Рост числа учреждений повлек за собой кадровый дефицит. Так, в 1951 г. численность библиотечных работников в республике составляла 155-160 чел., из которых 7 работников были с высшим специальным образованием, 1 - с высшим неспециальным, 21 - со средним специальным, 94 - с неполным средним, 32 - со средним общим [Бадлаева 2012: 117]. Такой количественный и качественный кадровый состав не отвечал поставленным задачам культурного строительства. Для решения проблемы были выбраны два направления: подготовка новых кадров и повышение квалификации работников культурно-просветительных учреждений.

Вопросы целенаправленной подготовки кадров для социокультурной сферы в послевоенное время стали решаться системно. Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР, обеспокоенный состоянием кадров в библиотеках, в 1949 г. провел их аттестацию. Результатом стало издание в 1951 г. специального приказа «Об итогах аттестации работников массовых библиотек», где указывалось, что все библиотекари должны были иметь как минимум законченное среднее образование или обязательное заочное обучение. Библиотекарям, которые не удовлетворяли требованиям, рекомендовалось сменить место работы [Петрова, Мамонтова 2016: 52].

В 1950-е гг. работа по повышению квалификации библиотекарей стала сферой ответственности методического кабинета Республиканской библиотеки им. М. Горького, который был открыт в 1941 г. Первыми методистами стали Г.Ф. Рябова, Т.А. Лобанова, Л.Д. Батомункуева, В.И. Хавкин и др. - выпускники московского и ленинградского институтов культуры. В качестве мер по улучшению кадровой ситуации стала организация курсов и семинаров повышения квалификации. Например, в 1952 г. 32 чел. были отправлены на 2-месячные курсы подготовки сельских библиотекарей / заведующих открытыми библиотеками с отрывом от производства; 4 чел. прошли годичное ученичество при Республиканской библиотеке им. Горького, 11 специалистов - шестимесячное ученичество при районных библиотеках и 1 чел. окончил курсы повышения квалификации работников библиотек в Москве2.

В 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране». Особое внимание было уделено «неудовлетворительному состоянию подбора и воспитания библиотечных кадров». Ответственность за улучшение библиотечного дела была возложена на Министерство культуры СССР; была создана Главная библиотечная инспекция для контроля за работой библиотек.

Централизация библиотек, проведенная в 1960-х гг., привела к кардинальным изменениям в отрасли. В 1966 г. Министерство культуры СССР и ВЦСПС утвердили Примерные положения организации единой сети массовых библиотек. Массовые библиотеки объединялись в единую систему с общим книжным фондом и штатом работников, единым административным и хозяйственным центром, выделением центральной библиотеки и реорганизацией всех остальных в филиалы. Параллельно происходила централизация профсоюзных библиотек. К тому же детским библиотекам были возвращены основные функции по работе с юными читателями, которые были утрачены в военное

1 Культурное строительство в Бурятской АССР (1917—1981): документы и материалы. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во. 1983. С. 287.

2 Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ). Ф. 955. Оп. 1. Д 933. Л. 30а.

время. Это привело к расширению сети детских библиотек в регионах. В 1961 г. в Бурятии была образована республиканская детская библиотека, которая выступала как методический центр сети специализированных детских библиотек. В последующие годы стали открываться библиотеки для детей в сельской местности, особенно активно этот процесс шел в районах строительства Байкало-Амурской магистрали.

Важным шагом в истории библиотечного дела рассматриваемого периода явилось создание сети юношеских библиотек, которые должны были способствовать развитию гармонично развитой личности и повышению читательского интереса среди молодежи. Республиканская юношеская библиотека была основана приказом Министерства культуры Бурятской АССР № 187 от 30 августа 1978 г. Она же являлась методическим центром для библиотекарей профессиональных училищ и ссузов.

В Бурятии, наряду с позитивными тенденциями (увеличение числа библиотек, которых к началу 1960-х гг. уже насчитывалось 395 ед.1, а за 1960-е гг. было открыто 160 новых библиотек), сохранялась высокая текучесть кадров, многие библиотекари не имели профессионального образования. Первоначальные шаги по решению кадрового вопроса были сделаны в конце 1950-х гг., когда политпросветшкола в г. Кяхте была реорганизована в культурно-просветительскую школу, где было организовано библиотечное отделение. В 1960 г. культ-просветшкола переехала в г. Улан-Удэ и была преобразована в культурно-просветительное училище (КПУ), которое по приказу Министерства культуры РСФСР стало готовить библиотекарей. Кроме всего прочего, было открыто заочное отделение [90 лет среднему.. 2014: 79]. Также на базе училища организовывались месячные курсы дл библиотекарей районных детских и школьных библиотек.

Большую роль в подготовке высококвалифицированных кадров сыграл открытый в 1960 г. третий специализированный вуз в стране - ВосточноСибирский библиотечный институт. В 1961 г. Институт открыл заочное отделение, тем самым дав возможность практикам и выпускникам школ получить высшее образование по библиотечному профилю. В 1964 г. институт был переименован в Институт культуры. Институт стал кузницей кадров не только для региона, но и для всей Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. С 1965 по 1970 г. выпуск составил свыше 2 тыс. высококвалифицированных библиотечных и клубных работников, многие из которых возглавили районные, городские и республиканские библиотеки.

Ввиду дифференциации учреждений возникла необходимость в подготовке кадров для работы в детских и юношеских библиотеках. В 1963 г. в вузе была создана кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми.

В 1970-е гг. новым вызовом для учреждений культуры стало развитие доступного телевидения и кинематографа, которые стали занимать значимое место в досуге населения. Также существенную роль в развитии библиотечного дела сыграли достижения научно-технической революции (НТР), которые привели к росту производства, стиранию границ между городом и селом и т.д. Эти изменения требовали улучшения культурного обслуживания населения и культурно-просветительской работы в целом, что стало причиной повышения требований к работникам библиотек. С решений XXV съезда КПСС и постановления ЦК КПСС «О повышении роли библиотек и коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе» (1974 г.) начинается новый этап библиотечного дела, который характеризовался развитием меж-

1 ГАРБ. Ф. 955. Оп. 1. Д. 629 Л. 72.

ведомственных связей, укреплением координации деятельности библиотек. Также в документе подчеркивалось, что органы управления должны были усилить внимание к подбору и воспитанию кадров, укрепить библиотеки квалифицированными работниками. Министерству высшего и среднего специального образования СССР предлагалось повысить качество обучения библиотекарей, обратив особое внимание на увеличение подготовки работников с высшим образованием.

Согласно докладу Минкультуры БурАССР «О состоянии и развитии учреждений культуры за годы VIII пятилетки и повышении роли учреждений культуры и искусства республики в коммунистическом воспитании трудящихся в свете решения XXIV съезда КПСС», в 1972 г. в республиканскую библиотечную сеть входили 1 150 библиотек. В библиотеках, подведомственных Министерству культуры, число работников в начале 1970-х гг. составляло 711 чел., из них 65% имели высшее и среднее специальное образование. В 1980 г. уже 70-80% библиотекарей имели высшее и среднее специальное образование, однако только 14,8% сельских библиотекарей имели высшее образование1.

В 1970-е гг. с целью ликвидации текучести кадров увеличивается число студентов, получающих стипендии от колхозов и совхозов. Начинается выделение квот на обучение для талантливой молодежи села, заинтересованной в культурно-просветительской деятельности. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения» (1977 г.) гарантировало улучшение жилищных условий сельским библиотекарям2. В рассматриваемый период во ВСГИК также выделялись целевые места для поступления сельской молодежи со стипендиальным обеспечением и дальнейшим трудоустройством. Например, в 1971 г. в вузе обучались 7 стипендиатов, в 1986 г. - 66, из которых 60 являлись колхозными и совхозными стипендиатами [Перова, Цыремпилова 2020: 64].

В 1980-х гг. большое внимание стало уделяться научно-исследовательской работе студентов как одному из направлений учебного процесса. Например, в 1982/1983 уч. г. студенты-библиотекари ВСГИК проводили исследования в детских и школьных библиотеках города и села по вопросам взаимодействия школы и библиотеки, руководству чтением в семье, кругу читательских интересов, библиотечным фондам и т.д. Возрос уровень самостоятельной работы студентов. Новыми формами практических занятий становятся деловые игры3. В 1971 г. и 1979 г. передовой опыт Республиканской научной библиотеки им. М. Горького являлся предметом обсуждения на коллегии Министерства культуры РСФСР. В 1970-х гг. библиотека трижды награждалась Красным знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС за лучшую организацию библиотечного обслуживания населения.

Кадровая обеспеченность сети библиотечных учреждений в Бурятии к началу 1990-х гг. представляла следующую картину: библиотекарей насчитывалось 1 175 чел., из них с высшим образованием - 496 (42%) и со средним специальным - 436 (37%). Доля специалистов с высшим библиотечным образованием в республиканских библиотеках возросла.

Таким образом, в рассматриваемый период был накоплен положительный

1 Культурное строительство в Бурятской АССР (1917—1981): документы и материалы. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во. 1983. С. 507.

2 Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.11.1977 N 981 «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения». Доступ: https://docs. cntd.ru/document/901718100 (проверено 05.11.2021).

3 Архив Восточно-Сибирского государственного института культуры. Отчеты кафедр за 1982- 1983 учебный год. Л. 4.

опыт подготовки библиотечных кадров в Бурятии. Подтверждением этому служит эффективно действовавшая двухуровневая система подготовки библиотекарей: кульпросветучилище и высшее учебное заведение, а сложившаяся система семинаров и курсов повышения квалификации свидетельствовала о возможности получения дополнительного образования для работников библиотек.

Список литературы

90 лет среднему профессиональному образованию Республики Бурятия. 2014. Улан-Удэ: ЭКОС. 240 с.

Бадлаева Т.В. 2012. Библиотечные ресурсы в Бурятии в послевоенные годы. -Мир Центральной Азии: сборник статей. Улан-Удэ: Оттиск. С. 115-118.

Одорова Т.Л. 2019. Кадровая ситуация в библиотеках Бурятии в первые послевоенные годы (1946-1949 гг.). — Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. № 1. С. 18-25.

Перова Е.Ю., Цыремпилова И.С. 2020. Роль Восточно-Сибирского государственного института культуры в региональном социокультурном пространстве: к 60-летию вуза. — Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. № 2(14). С. 62-74.

Петрова Т.А., Мамонтова М.С. 2016. Библиотечное образование: история развития и современность. — Вестник Марийского государственного университета. Сер. Исторические науки. Юридические науки. № 3(7). С. 51-57.

TSYREMPILOVA Irina Semenovna, Dr.Sci. (Hist.), Associate Professor, Vice-rector of East Siberian State Institute of Culture (1 Tereshkovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670031; irina161073@mail.ru) TSYDENOVA Dolgorma Yur'evna, postgraduate student at the East Siberian State Institute of Culture (1 Tereshkovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670031; domoka@yandex.ru

LIBRARY STAFF TRAINING IN BURYATIA: EXPERIENCE AND ACHIEVEMENTS (1950s - THE BEGINNING OF 1990s)

Abstract. The article describes the main results of personnel training for library institutions since the 1950s until the beginning of the 1990s in Buryatia. The authors consider historical experience of training library personnel in the context of changes in librarianship. In addition, the authors analyzed the process of formation and expansion of the library network, affecting requirements for library workers.

Keywords: personnel training, library personnel, libraries, East Siberian State Institute of Culture, National Library of the Republic of Buryatia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.