Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров профиля "дошкольное образование" к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях'

Подготовка бакалавров профиля "дошкольное образование" к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАКАЛАВР / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИК / МАТЕМАТИКА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / BACHELOR / PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL CHILD / MATHEMATICS / MATHEMATICAL DEVELOPMENT / COMPETENCES / PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER / LABOR FUNCTION / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киричек Ксения Александровна

В статье обоснована актуальность подготовки бакалавров профиля "Дошкольное образование" к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях. Описаны условия эффективности подготовки: учет требований современного развития образования и общества, определение целостной методической системы, своевременный и целенаправленный мониторинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киричек Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of bachelors of the Preschool education profile for implementation of mathematical development of children in the educational organizations

In article relevance of training of bachelors of the Preschool education profile for implementation of mathematical development of children in the educational organizations is proved. Conditions of efficiency of preparation are described: accounting of requirements of a modern development of education and society, definition of complete methodical system, timely and purposeful monitoring.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров профиля "дошкольное образование" к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях»

TRAINING OF BACHELORS OF THE PRESCHOOL EDUCATION PROFILE FOR IMPLEMENTATION OF MATHEMATICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN IN THE EDUCA TIONAL ORGAN/ZA TIONS

Kirichek Ksenia Alexandrovna, PhD ofPedagogicalsciences, Associate Professor, Chair ofMathematics and Informatics, Stavropol State Pedagogical institute" Stavropol E-mail: [email protected]

in article relevance of training of bachelors of the Preschool education profile for implementation of mathematical development of children in the educational organizations is proved. Conditions of efficiency of preparation are described: accounting of requirements of a modern development of education and society, definition of complete methodical system, timely and purposeful monitoring.

Keywords: bachelor; preschool education; preschool child; mathematics; mathematical development; competences; professional standard of the teacher; labor function.

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ "ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МА ТЕМА ТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В статье обоснована актуальность подготовки бакалавров профиля "Дошкольное образование" к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях. Описаны условия эффективности подготовки: учет требований современного развития образования и общества, определение целостной методической системы, своевременный и целенаправленный мониторинг.

Ключевые слова: бакалавр; дошкольное образование; дошкольник; математика, математическое развитие; компетенции; профессиональный стандарт педагога; трудовая функция.

Математическая подготовка важна для ребенка вне зависимости от того, свяжет ли он в будущем свою профессиональную жизнь с математикой или нет, т.к. владение элементарными математическими представлениями необходимо для развития абстрактного и логического мышлений, для выполнения расчетов и измерений в быту. Осуществление математической подготовки происходит на всех ступенях образования, начиная с дошкольной. Для обеспечения математической подготовки дошкольников необходимы кадры, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогическое образование".

Готовность к осуществлению математического развития детей дошкольного возраста не является врожденной способностью, или образующейся стихийно и самостоятельно, поэтому следует создать условия для её формирования у будущих воспитателей. Рассмотрим подготовку студентов к осуществлению математического развития детей в дошкольных образовательных организациях на примере программ бакалавриата по направлению "Педагогическое образование" профиль "Дошкольное образование".

В Концепции развития математического образования в РФ обозначены проблемы мотивационного и содержательного характера, а также кадровые проблемы в развитии математического образования [1, с.2-3]. В Концепции сказано о несоответствии в большинстве случаев выпускников высших педагогических образовательных организаций квалификационным требованиям и образовательным стандартам [1, с.З]. Поэтому для реализации задач Концепции в области дошкольного образования необходимо подготовить воспитателя, способного на основе выполнения учебной программы по математике и работы с семьей воспитанника, обеспечить условия для освоения детьми элементарных математических представлений [1, с.5].

УДК 378

© Киричек К.А., 2016

КИРИЧЕК Ксения Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Математики и информатики, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь ЮпсЬ екКА @таИ. г и

Мы считаем, что обучение бакалавров профиля "Дошкольное образование" будет обеспечивать более эффективную подготовку по осуществлению математического развития детей в дошкольных образовательных организациях, если:

- подготовка будет отражать требования современного развития образования и общества: ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.03.01 (44.03.05) Педагогическое образование (с двумя профилями) [3,4]; профессионального стандарта "Педагог" [2]; Концепции развития математического образования в РФ [1]; ФГОС ДО; образовательных программ дошкольного образования;

- будет определена целостная методическая система подготовки бакалавров, состоящая из целей, методов, средств, форм и содержания;

- будет осуществляться своевременный и целенаправленный мониторинг процесса подготовки, позволяющий при необходимости его корректировать.

Учебная дисциплина "Теория и технологии развития математических представлений у детей" является основой подготовки бакалавров к математическому развитию дошкольников и относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла. Содержание дисциплины опирается на знания студентов по таким дисциплинам, как "Педагогическая риторика", "Педагогика", "Психология", "Дошкольная педагогика", "Информационные технологии в образовании", "Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования". Освоение дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин "Моделирование образовательных программ", "Организация дошкольного образования", "Методическая работа в ДОУ", а также прохождения педагогических практик, подготовки к итоговой государственной аттестации.

Чтобы определить требования к результатам освоения содержания дисциплины "Теория и технологии развития математических представлений у детей", обратимся к ФГОС ВО [3, 4], где сказано, что в результате освоения программы у бакалавра педагогического образования должны быть сформированы общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК). Выделим те из них, которые необходимо формировать при подготовке будущих воспитателей к математическому развитию детей и покажем связь компетенций с трудовыми

функциями, прописанные в профессиональном стандарте педагога [2]. Необходимость связи компетенций и трудовых функций нам видится в том, что стандарт педагога - это тот документ, которым в ближайшее время начнут пользоваться работодатели для подбора педагогических кадров. Рассмотрим п.3.2.1 - трудовую функцию "Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования", указанного стандарта [2, с.11 -12]. Пронумеруем все трудовые действия, необходимые умения и знания, напротив тех, которые следуетучитывать при подготовке бакалавров дошкольного образования к осуществлению математического развития детей, поставим соответствующие обозначения, а затем соотнесем их с компетенциями.

Трудовые действия (далее ТД): 1) -. 2) - ТД1. 3) - ТД 2. 4) - ТД 3. 5) - ТД 4. 6) -. 7) - ТД 5. 8) -. 9) - . 10) - ТД 6.11) - ТД 7.12) - ТД 8.13) - ТД 9.

Необходимые умения (далее НУ): 1) - НУ 1. 2) - НУ 2. 3) - НУ 3.4) - НУ 4. 5) - НУ 5.6) - НУ 6.

Необходимые знания (далее НЗ): 1) - НЗ 1. 2) -. 3) - НЗ 2.4) -. 5) - НЗ 3.6) -.

Процесс изучения дисциплины "Теория и технологии развития математических представлений у детей" направлен на формирование следующих компетенций, которые можно раскрыть через компоненты рассмотренной трудовой функции воспитателя.

ОК-6-ТД5.

ОПК-1 - ТД 5.

ОПК-2 - ТД 1,5-9, НУ 1,2,4,5, НЗ 1 -3.

ОПК-4-ТД 1,2, НУ 1.

ПК-1 -ТД 1,2, НУ 1.

ПК-2-ТД 1,3,4, НУ 1-5, НЗ 3.

ПК-3 - ТД 1,6-8, НУ 2,4, НЗ 2,3.

ПК-6-ТД9, НУ 6, НЗ 1-3.

ПК-7-ТД 1,7,8, НУ 2,4,Н31-3.

ПК-11 - ТД 5.

Определение компетенций и компонентов трудовой функции позволяют сформулировать основные учебные задачи дисциплины "Теория и технологии развития математических представлений у детей":

- формирование у студентов компетенций, направленных на выполнение трудовых действий, накопление необходимыхумений и знаний в сфере методики формирования и развития математических представлений детей в дошкольных образовательных организациях;

- развитие и совершенствование профессиональных умений будущих воспитателей по применению различных форм, методов и средств развития математических представлений детей во время непосредственно обра-

зовательной деятельности (НОД), режимных моментов, отличных от НОД, и свободной деятельности;

- вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность с целью формирования у них познавательных и творческих способностей, стремления к самообразованию и самосовершенствованию.

В системе образования остро стоит проблема воспитания потребности в учении, самообразовании. Студент будет постигать новое только в том случае, если у него есть в этом личная, внутренняя заинтересованность. Пробудить заинтересованность к изучению дисциплины "Теория и технологии развития математических представлений у детей" возможно, создав педагогические условия осмысленности учения. Для этого следует осветить основные положения таких документов, как Концепция развития математического образования, профессиональный стандарт педагога, образовательные программы дошкольного образования т.п., пригласить воспитателей, работодателей для проведения бесед, круглых столов, конференций и т.п., на которых осуществить знакомство не только с требованиями к трудовым функциям воспитателя, но и дать представление о передовом опыте работы, действии инновационных площадок, возможности карьерного роста, реализации творческого потенциала, участия в конкурсах и т.п. Проводить занятия с использованием активных и интерактивных технологий обучения.

Для эффективной подготовки необходимо организовать активную, продуктивную самостоятельную работу, которая является важным компонентом любого образовательного процесса в силу того, что самостоятельная подготовка дает возможность изучения материала, формирования устойчивых знаний, умений и навыков, хорошей ориентации в изучаемом предмете, способствует усвоению приемов познавательной деятельности и привитию интереса к творческой работе. В учебных заведениях всех стран соотношение времени аудиторной и самостоятельной работы составляет 1:3,5. Самостоятельная работа позволяет не только овладевать дисциплиной учебного плана, развивать интеллект, творческую активность, но и формировать способность к самообразованию, саморазвитию, самоорганизации, что весьма актуально в современном информационном обществе. Поэтому необходимо акцентировать внимание студентов на важности и непосредственном влиянии само-

стоятельной работы на профессиональное становление каждой личности.

Единого подхода к сущности и построению самостоятельной работы до сих пор нет. Считаем, что успешному изучению дисциплины способствует организация трех типов (уровней) самостоятельной работы:

- репродуктивный (тренировочный): проработка конспектов лекций, отбор методических материалов, обеспечивающих организацию НОД, в соответствии с задачами обучения, воспитания и развития личности дошкольника, особенностями возраста детей;

- реконструктивный: выполнение заданий по составлению планов, конспектов, заданий, тезисов, аннотирование, написание рефератов и т.п.;

-творческий (поисковый): выполнение заданий на анализ, оценку, например, целей, задач, методов, форм, средств, организации деятельности детей в соответствии с поставленными задачами, формулирование предложений по коррекции проведения НОД; учебно-исследовательские задания, например, на выявление программ дошкольного образования, в составе учебно-методического комплекта которых есть электронные образовательные ресурсы по формированию элементарных математических представлений.

Структура программ бакалавриата предполагает наличие практик, во время прохождения которых студенты имеют возможность в реальных условиях применить формируемые компетенции, получить профессиональный опыт. Во время прохождения практики необходимо обеспечить следующие виды работ. Наблюдение и анализ НОД, режимных моментов, отличных от НОД по математике, проведенных воспитателями и однокурсниками. Анализ предметно-развивающей среды на предмет возможности решения задач по математическому развитию дошкольников. Подбор (подготовка) элементов предметно-развивающей среды. Подготовка и проведение НОД по математике с последующим самоанализом. Оформление документации. Осуществление коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении математике. Обсуждение проведенных НОД в диалоге с сокурсниками, воспитателями, руководителем педагогической практики; разработка предложений по коррекции.

При проведении мониторинга процесса подготовки студентов к осуществлению математического развития детей необходима проверка сформированности компетенций. Мно-

гие ученые, исследующие этот вопрос, пришли к следующим выводам: перейти от оценивания преподавателем к самооцениванию, сооцени-ванию со стороны студентов, ввести портфо-лио, оценивать личностное образовательное приращение, использовать рейтинговую систему. Для оценивания компетенций следует разработать учебные и контрольные задания, содержащие различные проблемные ситуации, разрешение которых влечет применение приобретенных знаний и умений, т.е. проявление компетентности.

Таким образом, в процессе подготовки бакалавров дошкольного образования к осуществлению математического развития детей необходимо решить следующие задачи: обучать студентов дисциплине "Теория и технологии развития математических представлений у детей" как науке, изучающей основные закономерности процесса формирования и развития у дошкольников математических представлений, и проектирующей осуществление на этой основе эффективных технологий развития и воспитания ребенка; использовать активные и интерактивные технологии обучения, практико-ориентированные задания; разработать систему оценивания,задания для проведения мониторинга подготовки; обеспечить прохождение практики на базе дошкольных образовательных организаций; привить интерес студентов к математическому развитию дошкольников; формировать осознание значимости подготовки к осуществлению математического развития детей; воспитывать потребность в самообразовании.

В целом, по нашему мнению, процесс подготовки бакалавров должен заключаться в непрерывном накоплении знаний, умений, навыков, действий, мотивов, целей, способствовать формированию компетенций как профессиональ-н ых, та к и общекул ьту рн ых, общеп рофессионал ь-ных, позволяющих рационально и эффективно

осуществлять профессиональную деятельность (трудовые функции) по математическому развитию детей с использованием разнообразных средств и методов, целесообразных поставленным задачам. При этом необходимо помнить, что современные темпы развития общества необеспечивают профессиональной подготовки на весь трудоспособный период жизни человека. Поэтому студентов необходимо готовить к непрерывному образованию в течение всей жизни,активизировать потребность в самообразовании, повышении своей квалификации, приобретении и развитии навыков сочетания, переноса, взаимосвязи уже усвоенных знаний с новыми.

Примечания:

1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. №2506-р). URL: http:// минобрнауки.рф/документы/3894.

2. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н). URL: http://base.garant.ru/ 7053555б/#Ыоск_1 ООО.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 г. №1426. URL: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4/94.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.201 б г. №91. URL: http:/ /f g os vo. ru/fg os vo/92/91 /4/94.

FICTION AS A MEANS OF EMOTIONAL COGNITION OF THE WORLD THE CHILD OF PRESCHOOL AGE

Mhtse Beta Zaurovna, PhD of Philological sciences, Senior Professor, Chair of Russian and Foreign Literature, Stavropol

State Pedagogical institute, Stavropol

E-mail: mxze79(g) yandex.ru

The article is devoted to the literary education of preschool children, displays the techniques by which you can introduce children to books and to reading.

Keywords: literary education; preschool children; children literature; games; quiz.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.