DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1-268-271 Сорочинская Кристина Руслановна, ст. КССИ
v.a.
Новгородова Лидия Павловна, народная артистка РС(Я)
v.a. т
Унарова Любовь Дорофеевна
тшш ■ тшш ■ яжтшшш
доктор философских наук, ГБОУ ВО ВШМ РС(Я)(институт) им. В.А. Босикова
щщщщ т±, тт№тт(шщ)ттштшш(щш)ы v.a. т®^^
ттц^ттшт&т^тж
Подготовка арфиста как оркестрового музыканта
Аннотация. В статье раскрывается общие вопросы оркестровой деятельности музыканта-исполнителя, в частности вопросы подготовки арфиста как оркестрового музыканта. Симфонический оркестр с его спектром акустических, динамических, колористических, драматургических возможностей для композитора является инструментом воплощения его творческих замыслов. Среди музыкальных средств выразительности главное место занимает тембровое оформление композиторской мысли. Это не случайно, так как тембр оркестрового инструмента может тонко отразить смену образно-смысловых характеристик героев или ситуаций. Темброво-звуковые возможности инструмента например: нежно-переливчатые и воздушные звучания, тающие флажолеты, волшебные глиссандо делают арфу украшением симфонического оркестра.
Ключевые слова: оркестр, арфа, музыкант-арфист, арфовое творчество, оркестровая деятельность.
Annotation. The article reveals general issues of the orchestral activity of a performing musician, in particular the issues of training a harpist as an orchestral musician. The symphony orchestra, with its range of acoustic, dynamic, coloristic, and dramatic possibilities, is a tool for the composer to realize his creative ideas. Among musical means of expressiveness, the main place is occupied by the timbre design of the composer's idea. This is not accidental, since the timbre of an orchestral instrument can subtly reflect the change in the figurative and semantic characteristics of characters or situations. The timbre and sound capabilities of the instrument, for example: delicate iridescent and airy sounds, melting harmonics, magical glissandos make the harp a decoration of a symphony orchestra. Key words: orchestra, harp, musician-harpist, harp creativity, orchestral activity.
Арфовое творчество и исполнительство существуют на протяжении многих столетий. Без преувеличения можно утверждать, что практически вся музыка европейской профессиональной традиции немыслима без арфы - одного из древнейших инструментов. До настоящего времени область изучения арфового искусства в отечественной науке была представлена исключительно трудами арфистов-исполнителей. Основополагающими работами, созданными в этом направлении, по праву считаются труды выдающегося арфиста XIX века А.Г. Цабеля, родившегося в Германии, но в течение полувека, служившего в России. Его книги «Слово к господам композиторам по поводу практического применения арфы в оркестре» и «Ме-
тод» опубликованы соответственно в 1899 и 1900 годах. В них А.Г. Цабель, опираясь на свой многолетний исполнительский опыт, сделал ряд теоретических обобщений, касающихся особенностей звучания инструмента в оркестровой массе. В трудах А.Г. Цабеля содержатся также практические рекомендации к сочинителям, в том числе, пожелания не перегружать оркестровые партии техническими сложностями и избегать практики использования арфы, как своего рода дублера фортепиано.
К концу XIX - началу XX века арфа стала равной среди равных в симфоническом оркестре.
Однако нельзя не заметить, что именно прошлый XX век стал для арфы временем блестящего расцвета. Возможности арфы как оркестрового инструмента в искусстве XX века нашли разнообразные, новаторские воплощения в самых разных жанрах музыкального искусства. Репертуар для арфы все больше обогащается современными произведениями, а новый стиль письма требует, естественно, и нового стиля исполнения.
Отсюда становится очевиден факт необходимости подготовки арфиста в качестве оркестрового музыканта.
Оркестровое письмо является одним из важнейших аспектов композиторской техники, который раскрывает художественное мышление, развитие тембрового слуха и мастерство исполнительства. Симфонический оркестр с его спектром акустических, динамических, колористических, драматургических возможностей для композитора является инструментом воплощения его творческих замыслов. Среди музыкальных средств выразительности главное место занимает тембровое оформление композиторской мысли. Это не случайно, так как тембр оркестрового инструмента может тонко отразить смену образно-смысловых характеристик героев или ситуаций. Также тембр является одним из сильнодействующих факторов воздействия на слушателя. Именно в тембровом звучании концентрируется импульс к сопереживанию, соучастию, что может дать ключ к пониманию драматургических особенностей произведения.
Темброво-звуковые возможности инструмента например: нежно-переливчатые и воздушные звучания, тающие флажолеты, волшебные глиссандо делают арфу украшением симфонического оркестра.
К началу XIX века арфа становится одним из наиболее популярных инструментов. Д.С. Бортнянский (1751-1825) и Д.Н. Кашин (1770-1844) были одними из первых профессиональных композиторов, включавших арфу в состав своих ансамблей. Интерес к арфе затрагивает все более широкие круги музыкантов, и такие русские композиторы, как Козловский, Верстовский, Алябьев, постоянно включают ее в свои партитуры.
Русские композиторы стали применять арфу в операх с фантастической и романтической тематикой. В 1806 году в Петербурге была представлена опера Э. Мегюля «Уфал из Мальвина». В ней автор отказался от звучанияскрипок в оркестре и для передачи колорита эпохи ввел арфы. Особенно привлекает внимание опера С. Давыдова «Леста - днепровская русалка» (1803 - 1808) - первая волшебная русская опера, где в I, III и IV частях использована арфа.
Партия арфы в «Руслане и Людмиле» - это пример творческого освоения М.И. Глинкой достижений русских авторов в области инструментовки фантастических сцен и имитации звучания других инструментов. Глинка относил арфу к группе инструментов, которые составляют роскошь оркестра, то есть могут и должны быть употребляемы в особых случаях. Используя традиционную фактуру - аккорды, три-ольные фигурации, композитор искал новые пути - сочетание с фортепиано (имитация гуслей), флажолеты при пробуждении Людмилы. Соло арфы и скрипки из «Арагонской хоты» - интересный пример украшения мелодии в виде форшлага, что встречается довольно редко. М.И. Глинка применил арфу, гармонику, валторну и кларнет в хоре цветов, навевавших волшебный сон на Людмилу (IV акт).
Некоторые находки А. Верстовского в кантате «Муза» предвосхитили соединение тех же инструментов (фортепиано, арфа, виолончель) в Интродукции второй
оперы М.И. Глинки. Для имитациизвуков древнегреческой кифары А.Н. Верстовский прибегает каккордовой фактуре у фортепиано и арфы, медленному темпу и крупным длительностям. Аналогичными средствами пользуется М.И. Глинка для подражания гуслям, но звучит все насыщеннее, богаче, так как инструменты использованы более органично. Арфа прекрасно использована М.И. Глинкой в опере «Иван Сусанин», в увертюре» Ночь в Мадриде».
Хорошо знал арфу А.С. Даргомыжский (1813-1869) - оркестровая партия сцены Русалочки с Наташей из оперы «Русалка» стоит любой сольной пьесы.
Так повелось, что, не сочиняя сольных пьес, русские композиторы доверяли арфе ответственные оркестровые соло. Примером могут служить произведения Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908) и П.И. Чайковского (1840-1893).
Часто в арфовой партитуре можно встретить глиссандо. Композиторы применяли этот прием для создания загадочного, волшебного, хрустального образа. Например, глиссандо на уменьшенном септаккорде в сцене таяния Снегурочки -сказка, фантазия, таяние под лучами солнца, глиссандо в арии Марфы - жизнь, реальность.
Первым арфистом, оставившим глубокий след в истории развития исполнительского искусства на арфе в нашей стране, был знаменитый А.Г.Цабель [4]. Благодаря его сочинениям значительно пополнился отечественный педагогический и концертный арфовый репертуар. Он является автором около сорока произведений для арфы. Кроме того, арфист проводил совместную работу с композиторами, оказывая им консультации при создании или редактировании партии арфы в оркестровых сочинениях. Этот вид деятельности возымел огромное значение, поскольку его итогом стала теоретическая работа А.Г. Цабеля в виде небольшой брошюры. В частности, именно А.Г. Цабель убедил Р. Вагнера в разделении партии арфы в опере «Валькирия». Более того, в знаменитых балетах П.И. Чайковского А.Г. Цабель заменил авторские каденции в партии арфы своими собственными. В настоящее время в Большом театре в балете «Лебединое озеро» играются все каденции П.И. Чайковского, в «Щелкунчике» - наиболее близкие к замыслу автора с незначительными изменениями в фактуре, в Ленинграде же до сих пор оба балета звучат с каденциями А.Г. Цабеля.
Часто арфа солирует в балетах. Она звучит в «Вальсе цветов» из «Щелкунчика», в сцене из «Лебединого озера» и Адажио из «Спящей красавицы» Чайковского, в сочинениях Римского-Корсакова, а так же в произведениях таких композиторов, как М.И. Глинка, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев и многих других. Для арфы написана вариация в «Раймонде» А.К. Глазунова.
В 1938 году был написан лучший советский Концерт для арфы с оркестром Р.М. Глиэра, получивший широкое признание и за рубежом. Его первой исполнительницей была К.А. Эрдели, внесшая многие коррективы в партию арфы. Ликующее звучание главной партии, переливы связующей, романсные интонации побочной - все пронизано мелодизмом покоряющей красоты. II часть - Вариации, выходящие за рамки фактурного цикла; каждая вариация имеет свое лицо. III часть построена на плясовой теме народного склада, которая в начале звучит игриво, а в коде - торжествующе.
В Концерте для арфы с оркестром А.В. Мосолова, созданном в 1939 году, привлекают русские былинные интонации I части и особенно сдержанно-печальная музыка II части. Посвящены К.А. Эрдели Концерт для арфы и струнного оркестра В. Цыби-на (1940) и Концерт украинского композитора А. Кос-Анатольский (1954). Особое место среди них занял Концерт для арфы с оркестром Б.И. Тищенко, посвященный И. Донской. Это обусловлено не столько его внешней необычностью (один исполнитель играет на трех арфах, из которых две имеют определенным образом выстроенный звукоряд, и в партитуру введен человеческий голос), сколько экспрессивностью музыки, густой инструментовкой, доминирующей ролью оркестра, где солирующая арфа -лишь одна из главных красок. Два романса Б. Тищенко для сопрано «Брату» с сопровождением флейты и арфы, и «Завещание» ор.96 с сопровождением флейты, арфы и
органа и Andante espressivo для виолончели и арфы также насыщены трагедийностью, что присуще всему творчеству петербургского композитора.
Русский арфовый репертуар начала XX века богат. Талантливейшие русские композиторы начала XX века хорошо знали арфу, охотно и много использовали ее. В их партитурах арфа стала полноправным участником оркестрового ансамбля. Сложность ритмики и модуляций, необходимость мощного и яркого звучания в их произведениях требовали самого высокого профессионализма, и этот уровень был достигнут отечественными арфистами. Часто композиторы писали, имея в виду определенных исполнителей. Некоторые партии арфы в сочинениях С.В. Рахманинова и А.К. Глазунова созданы после консультаций с такими выдающимися музыкантами, как А.Г. Цабель и К.А. Эрдели. В симфонических произведениях C.B. Рахманинова «Колокола», «Весна», III симфония, «Симфонические танцы» арфа представлена ярко и богато. Ее партии в операх «Алеко», «Франческа да Римини», «Скупой рыцарь» написаны сложно и благодарно: она везде прослушивается как солирующий инструмент. В «Прометее» и «Божественной поэме» А.Н. Скрябина арфа стала краской в сложном многоцветий оркестрового письма, а в «Поэме экстаза» - одним из лейттембров сочинения. И.Ф. Стравинский использовал арфу, продолжая и обогащая традиции Н.А. Римского-Корсакова. Достаточно вспомнить партии арфы в «Петрушке» и «Жар-птице», требующие подлинного мастерства. В сольной партии арфы в «Орфее» И.Ф. Стравинский применил древнегреческие лады, а в балете «Агон» поручил ей отдельный номер «Гальярду». Им сделаны также обработки четырех русских народных песен для голоса, арфы и флейты. Особенно любил арфу А.Т. Гречанинов. Большие его партии есть в опере «Добрыня Никитич» и в «Литургии св. Иоанна Златоуста» для голоса, органа, арфы и струнного оркестра. В сочетании с голосом она звучит в его детских русских песнях, в двухголосных вокализах с сопровождением скрипки и арфы, в романсах «Последняя любовь» и «Летний день» на слова Ф.И. Тютчева. Как мастер-арфист писал для арфы А.К. Глазунов. В его партитурах она всегда звучит эффектно, в самом выигрышном регистре. В балете «Раймонда» арфа становится лейттембром героини и символом легендарной обстановки, в которой происходит действие. Когда в день помолвки и совершеннолетия Раймонде дарят арфу, в оркестре звучит соло Прелюдия. Далее идет Вариация Раймонды с подаренной арфой - маленький концертный номер и шедевр арфовой балетной литературы. Вариация удобно ложится в пальцы и ослепительно празднично звучит; сложность и разнообразие ритмического рисунка - главный камень преткновения в ней. В Концерте для скрипки А.К. Глазунова партия арфы сложна, ответственна и очень красива, так же как в Концертном вальсе №2 и балете «Времена года».
Рассмотрев общие вопросы оркестровой деятельности музыканта-исполнителя, можно сформулировать следующее: оркестровое исполнительство - один из видов музыкально-художественной деятельности, характеризуемый пониманием всего технологического механизма оркестрового инструментального музицирования и осознанием драматургических функций всех групп инструментов оркестра.
Ссылки на источники
1. Бычков Ю. Вопросы для стажеров по специальности «арфа» // Персональный сайт Юрия Бычкова. - 2004. - 5 января [Электронный ресурс]. URL: http://yuri317.narod.ru/ped/ass/arpe.html (дата обращения: 26.01.2021).
2. Гальцова Н. Играй. Создавай. Совершенствуйся // Персональный сайт Натальи Гальцо-вой. - 2010. - 28 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://www.harps.ru/obuchenie/articles/48/118.html (дата обращения: 12.01.2021).
3. Гальцова Н. Великие арфисты // Персональный сайт Натальи Гальцовой. - 2011. - 13 июня [Электронный ресурс]. URL: http://www.harps.ru/component/content/category/49.html?itemid=71&layout=blog&start=20 (дата обращения: 26.10.2020).
4. Дулова В.Г. Искусство игры на арфе. - Москва, 1975, 271 с.