Научная статья на тему 'Подглядывание - необходимая потребность в жизни человека и общества'

Подглядывание - необходимая потребность в жизни человека и общества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1445
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГЛЯДЫВАНИЕ / ЧТЕНИЕ КНИГ / РЕЙТИНГ / ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ШОУ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / PEEPING / BOOK READING / RATING / TELEVISION SHOWS / SOCIAL MEDIA SERVICES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юшкова Наталия Анатольевна

Статья посвящена подглядыванию в жизни человека и общества. Научная новизна работы заключается в анализе подглядывания через призму определённых произведений живописи и литературы, телевизионных шоу и социальных сетей. Автор приходит к выводу, что подглядывание, а также сравнение и составление рейтинга позволяют нам оценить ситуацию, увиденное сопоставить со своей шкалой ценностных установок, самоутвердиться, приобрести опыт. Но надо учитывать, что подглядывание за другими может и навредить подсматривающему: вызвать негативные эмоции, сформировать комплексы неполноценности.The article is devoted to peeping in the life of a man and the society. The study is novel in that it analyses peeping through the lens of certain works of art and literature, television shows and social media services. The author concludes that peeping as well as comparing and rating allows us to assess the situation, juxtapose observations with our value systems, assert ourselves and gain experience. However, one must take into consideration that peeping may be harmful to the peeper: it may trigger negative emotions and cause inferiority complexes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подглядывание - необходимая потребность в жизни человека и общества»

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.6.26

Юшкова Наталия Анатольевна

Подглядывание - необходимая потребность в жизни человека и общества

Статья посвящена подглядыванию в жизни человека и общества. Научная новизна работы заключается в анализе подглядывания через призму определённых произведений живописи и литературы, телевизионных шоу и социальных сетей. Автор приходит к выводу, что подглядывание, а также сравнение и составление рейтинга позволяют нам оценить ситуацию, увиденное сопоставить со своей шкалой ценностных установок, самоутвердиться, приобрести опыт. Но надо учитывать, что подглядывание за другими может и навредить подсматривающему: вызвать негативные эмоции, сформировать комплексы неполноценности. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/Э^СВД/б^б.^т!

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 6. C. 138-141. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/6/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

УДК 130.2 Дата поступления рукописи: 11.02.2020

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.6.26

Статья посвящена подглядыванию в жизни человека и общества. Научная новизна работы заключается в анализе подглядывания через призму определённых произведений живописи и литературы, телевизионных шоу и социальных сетей. Автор приходит к выводу, что подглядывание, а также сравнение и составление рейтинга позволяют нам оценить ситуацию, увиденное сопоставить со своей шкалой ценностных установок, самоутвердиться, приобрести опыт. Но надо учитывать, что подглядывание за другими может и навредить подсматривающему: вызвать негативные эмоции, сформировать комплексы неполноценности.

Ключевые слова и фразы: подглядывание; чтение книг; рейтинг; телевизионные шоу; социальные сети.

Юшкова Наталия Анатольевна, к. ист. н., доц.

Сыктывкарский лесной институт

Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С. М. Кирова nata.yushkova. 73@mail.ru

Подглядывание - необходимая потребность в жизни человека и общества

В единственном в Республике Коми художественном музее - Национальной галерее (г. Сыктывкар), в зале «Зарубежное искусство» есть небольшая по формату жанровая картина, которая вводит зрителя в своё пространство. Автор картины - Вейнгерт, название - «Подслушивают», французская школа, XVIII век [17, с. 219]. На картине изображены две дамы-аристократки, которых мы видим возле двери подслушивающими. Та, что ближе к двери, подняла указательный палец, другая, что постарше и подальше от двери, делает вид, что она не заинтересована, но вся во внимании. Возле дам у стены стоит кресло, над ним висит то ли портрет, то ли зеркало. Кресло для третьего - тому, кто изображён на портрете, или тому, кто отражается в зеркале, а в зеркале отражается тот, кто стоит напротив, т.е. зритель. Автор полотна достигает эффекта: дамы подслушивают, а зритель подсматривает за ними. Эффект подсматривания, а не рассматривания картины создаёт форма рамы, которая вызывает ощущение, что зрителя затягивает в раскрытое окно.

Исследование подглядывания в жизни человека и общества является актуальным, поскольку переживание определённых эмоций, вызванных этим действием, и получение определённого опыта необходимы человеку, в том числе и для осмысления нравственных ценностей. Выяснение того, что есть подглядывание и какова роль этого действия в жизни человека и общества, стало целью данного исследования. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть, какие функции выполняет подглядывание; как эта тема отражена в искусстве; какой опыт (позитивный/негативный) получает человек от подглядывания в виртуальном пространстве Интернета. Научная новизна работы заключается в анализе подглядывания через призму определённых произведений живописи и литературы, телевизионных шоу и социальных сетей. Практическая значимость работы состоит в том, что материалы статьи используются в преподавании философии и культурологии в техническом вузе, а также был опыт обсуждения этой проблемы с финскими студентами.

Подглядывание. Толковый словарь В. И. Даля даёт следующие трактовки слов. «Подглядывать - подсматривать, заглядывать под испод; за(при, по)глядывать исподтишка, соглядатаем» [5, с. 140]. «Соглядать - тайно высматривать, скрытно обозревать или разузнавать, лазутничать, разведывать под рукой, подзирать, нюхать, шпионить» [6, с. 118]. «Наблюдать - рассматривать, внимательно сторожить, примечать» [4, с. 316]. «Усматривать - усмотреть что-либо, увидеть, увидать, узреть очами, открыть и распознать, заметить» [6, с. 321]. В психологии есть термин «вуайеризм» (от французского слова "Чюц" - «видеть») - тайное наблюдение за другим человеком, занимающимся интимными процессами: раздевание, принятие ванны или душа, мочеиспускание. Следовательно, вуайер, вуайерист - человек, который занимается подглядыванием. Классический вуайе-рист - это тот, кто подглядывает в замочную скважину [3].

К вуайеристам в живописи можно отнести французов Эдгара Дега (1834-1917) и Анри Тулуз-Лотрека (1864-1901). В музее д Орсэ есть работа Дега «Таз» (1886 г.), где изображена обнажённая женщина за интимным туалетом, при этом лицо женщины скрыто от зрителя [9, с. 48]. Вслед за Дега повседневный личный мир женщины показывает Тулуз-Лотрек: «Туалет» (1899 г.) и «Моющаяся женщина» (1896 г.). Изображённые не подозревают, что за ними подглядывают. Но за подглядывание зритель наказан. Как отметил П. Вайль, «её лица не увидим никогда. Сколько бы ни изучали её фигуру, лицо останется неведомым. Навсегда» [2, с. 252].

В познании мира то, что невозможно наблюдать открыто, мы наблюдаем тайно. Выстраивается пара противоположностей: охотник - добыча (зверь - зверь, человек - зверь, человек - человек). И зверь, и человек может быть и охотником, и добычей одновременно, потому что руководствуется «самым древним и универсальным принципом всего живого - стремлением выжить» [11, с. 58].

Тема подсматривания присутствует и в литературе. Французский автор - писатель-философ Эрик-Эмманюэль Шмитт «Два господина из Брюсселя» [15]. В чём суть? В середине XX века в церкви Святой Гудулы

«прелестная Женевьева Пиастр... вступала в брачный союз с крепким малым - Эдуардом Гренье... У предпоследней колонны... на коленях задумчиво стояли двое мужчин; они в точности следовали движениям пары, что была в средоточии света возле алтаря. Когда священник спросил Эдди Гренье, согласен ли он взять в жёны Женевьеву, один из мужчин, брюнет, твёрдо произнёс "да". Потом, когда священник адресовал аналогичный вопрос Женевьеве, светловолосый молодой человек, покраснев, выразил своё согласие. Кюре провозгласил: "Объявляю, что вы связаны священными узами брака", и когда перед распятием новобрачные в официальной церемонии поцеловались в губы, неофициальные в своём углу сделали то же самое» [Там же]. Что происходит в этом рассказе? - Шоу. Шоу, которое длится 55 лет. Друзья-гомосексуалисты выступают в нём зрителями (они пристально следят за жизнью Женевьевы и Эдуарда Гренье); критиками (обсуждают их жизнь друг с другом), сценаристами (решают сделать жизнь героев интереснее), продюсерами (тратят на осуществление своих планов деньги) и участниками «второго плана» (вступают с героями в непродолжительные контакты). Благодаря автору читатель вовлекается в это шоу и становится подсматривающим за подсматривающими.

Почему люди читают книги? Для получения новых знаний и саморазвития. Для опыта, так как «книги играют роль симуляторов, помогающих отрабатывать навыки социального взаимодействия» [14, с. 66] с другими людьми и с миром. При чтении человек сравнивает, оценивает, находит подтверждение своим мыслям и действиям, корректирует свои эталоны и установки, управляет своей жизнью. Всё вышеперечисленное - это изначальные функции книги, функция развлечения появилась значительно позже. Просто и изящно об этом написал всё тот же Э.-Э. Шмитт в романе «Человек, который видел сквозь лица»:

«- Читая Вас, я пришёл к обратному выводу. Зачем Вы предлагаете нам столько различных историй?

- Затем, чтобы каждый из вас нашёл когда-нибудь своё место в одной из них, услышал слово, лично ему предназначенное. Один уподобит себя Каину, другой - Ною, кто-то - Юдифи, Самсону, Иову, Эсфири, Да-лиле. Ты пойми, Огюстен, мы, писатели, творим не для себя, а для других. Мои книги несут двойную функцию - это и свет, и зеркало. Свет - дабы озарить вам путь, зеркало - дабы вы узнали в нём себя. Это многоплановый проект, обширный, как энциклопедия» [16, с. 278]. Речь идёт о Библии. Создатель рассказывает о способах донесения нравственных координат (построение эталонов) до людей.

С момента появления Библии прошло много времени. Недостатка в литературе нет. Читатель эмоционально переживает происходящее, подглядывает за героями, оценивает их, сравнивает литературных персонажей с собой и присваивает им рейтинг. Сравнение - это не что иное, как присвоение рейтинга. Человек всегда сравнивает и помещает искомую величину (явление, событие, факт, действие.) в свою шкалу ценностей. «Рейтинг (англ. "rating" - "оценка, класс, разряд") - индивидуальный числовой показатель оценки текущей популярности или деятельности какого-либо лица, организации, группы» [1, с. 573].

Возьмём, к примеру, роман «Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя. Перед нами выстраивается череда помещиков. Собакевич - крепкое хозяйство, практичен, во всём ищет возможность заработать, ради выгоды готов преступить закон. Коробочка - хозяйственная. Манилов - имение в упадке. Ноздрёв - хозяйство разорено. А имя Плюшкина стало нарицательным. Во главу угла поставлена хозяйственность. Рейтинг прост. Рассмотрим другой пример, с более сложной системой оценок.

Гениальный Фёдор Михайлович Достоевский и «Братья Карамазовы». В романе Достоевский периодически напоминает, что он не придумал эту историю, а был её наблюдателем. С каждой новой страницей сюжет раскручивается, подглядывать за главными героями - одно удовольствие. На протяжении всего повествования оценка Фёдора Павловича Карамазова и его сыновей - Дмитрия, Ивана и Алексея - постоянно меняется, и в этом талант Ф. Достоевского. В начале произведения, когда происходит знакомство с героями, рейтинг автора статьи был следующий: с большим отрывом лидирует Иван, затем Алексей (правильный, но от него веет какой-то настороженностью, ждёшь какой-то подвох), на последнем месте Дмитрий. К середине повествования рейтинг изменился: Алексей, Иван, Дмитрий. В конце книги Дмитрий возглавил рейтинг. Старший брат «не правильный», но симпатии на его стороне. Иван - на последнем месте. Душевно слабый, боится своих чувств и боится в них признаться самому себе. Алексей вновь на втором месте. Настороженность к нему осталась, непростой человек, что-то он преподнесёт. Последняя страница великого романа. Что в чистом остатке? Любовь, прощение, покаяние, вера и надежда.

Современный человек большую часть времени проводит не за чтением, а за просмотром телевизора или сайтов Интернета. Почему люди смотрят телевизор? В первую очередь, это развлечение: различные шоу и развлекательные передачи идут по всем каналам. В книге мы подглядываем за героями. Чем глубже анализ личности, мыслей, поступков, тем больше герой «обнажается» перед нами. На телевидении герои шоу тоже обнажаются. Без кавычек. И в этом главное отличие книги от шоу. Книга заставляет думать, а потом развлекает. В телеэфире наоборот.

Телевидение выполняет ещё одну, не менее важную функцию - помогает скорректировать систему эталонов и установок. Скорректировать, потому что система нравственных координат заложена уже в детстве, в семье. Шоу «Дом-2». Замечательная передача для подглядывания, выставления рейтинга и осмысления своих ценностных установок. Ф. М. Достоевский и «Дом-2» - это две противоположности. Расстояние между ними велико. Ф. М. Достоевский - выше критики, а «Дом-2» не критикует только ленивый. Но люди продолжают смотреть это шоу. Почему? Им приятно, что они лучше в своей системе координат. Растёт самооценка. Это в идеале. В худшем случае у человека меняется система ценностей, так как многочисленные ток-шоу могут создать иллюзорные эталоны, завышенную или заниженную самооценку. Задача ведущих (продюсеров) -вывести зрителя из состояния равновесия. Только в этом случае обеспечен высокий рейтинг, то есть количество

просмотров. А будет у человека расти самооценка или что-то «сломается» в его взглядах, зависит от базовых ценностей, заложенных ранее.

На мировоззрение влияет не только телевидение, но и Интернет, «втаскивая нас в любое время суток в сверхинтенсивное социальное взаимодействие» [7, с. 66]. «78% пользователей Интернета в России проводят время в соцсетях. Это второе место в мире после Японии (88%), на третьем месте - США и Великобритания (75%)» [8, с. 17]. С расширением интернет-пространства в психологии появился термин «экран-вуайеризм»: «...наблюдение за личной жизнью людей через подглядывание за их экранами в офисе, общественном транспорте, дома. Экран-вуайеризм часто заключается в слежке за человеком посредством социальных сетей» [3]. Но слежка ли это? Если создатель своей странички в соцсетях сам приглашает к подсматриванию (на всеобщее обозрение уже выставлены фотографии) и к выставлению оценок: просмотры, лайки, комментарии, троллинг.

Виртуальное пространство Интернета соединяет мир реальный с миром идеальным, и та неудовлетворённость, которая присутствует в мире материальном, компенсируется в мире виртуальном. Автор своей странички в соцсетях создаёт и демонстрирует свой идеальный мир, с использованием декораций мира материального. На взгляд автора статьи, особенно усердно это делают женщины. Реальность, в которой живут люди, - это мир потребления и упаковки, символом которого стала женщина [18, с. 213-214]. В романе Виктора Пелевина «Числа» эта мысль сформулирована так: «Интенсивность потребления сегодня есть главная мера служения социуму, а значит, и ближнему. Это показатель социальной вовлечённости. Но в постиндустриальную эпоху главным становится не потребление материальных предметов, а потребление образов. Поскольку образы обладают большей капиталоёмкостью» [10, с. 81]. Прекрасный пол рьяно вкладывается в свой образ, так как лицо - это витрина, лицевая сторона упаковки. Многие женщины в соцсетях - стилисты-визажисты. «Новое лицо диктует новый антураж: наряд, аксессуары, марка автомобиля» [2, с. 348]. Следующий обязательный шаг - самопрезентация или презентация образа: селфи или фотосессия у профессионального фотографа. Данные мероприятия необходимы для получения внимания, одобрения и повышения своего рейтинга. У зрителя такие презентации могут вызвать негативные эмоции, зависть, комплексы неполноценности, хотя подчас автор образа - сам обладатель комплекса неполноценности [12, с. 121-122]. Когда, помимо демонстрации себя, автор своей странички выставляет напоказ свою повседневную личную и семейную жизнь, тогда зритель становится подсматривающим, вторгаясь в область запретного и приватного. Автор становится добычей, и его жизнью управляют другие люди (подписчики, поклонники). Блогер должен соответствовать их ожиданиям, подогревать интерес. Он должен жить так, как нравится чужим людям, а не как хочется ему. В противном случае он потеряет зрителей, а это снижение рейтинга. В итоге виртуальная жизнь всё больше отрывается от реальной с одновременным размытием границ между публичным и частным.

В завершение можно сделать следующие выводы: 1. То, что невозможно наблюдать открыто, мы наблюдаем тайно (охотник - добыча). При этом мы и охотники, и добыча одновременно. 2. Подглядывание - это переживание определённых эмоций, которые побуждают нас читать книги, рассматривать картины, смотреть телевизионные передачи и сайты Интернета. 3. Подсматривание, а также сравнение и составление рейтинга позволяют нам оценить ситуацию, увиденное сопоставить со своей шкалой ценностных установок, самоутвердиться, приобрести опыт. 4. Подглядывание за другими может и навредить подсматривающему: вызвать негативные эмоции, сформировать комплексы неполноценности, как крайность - спровоцировать противоправные действия. На другом полюсе люди, которые выставляют себя на всеобщее обозрение. Для повышения самооценки и/или получения внимания, в том числе популяризации своих идей и взглядов, они демонстрируют в соцсетях свою повседневную личную и семейную жизнь, сознательно ставя себя в роль подсматриваемого (добычи).

В заключение хочется сказать, что наш мир меняется. Вернее, новые технологии меняют нас, а следовательно, и мир. Новое, неисследованное - всегда притягивает людей возможностями и отсутствием запретов, то есть свободой. Но полная свобода - это хаос и анархия, тем более, когда этой свободой пользуются сотни миллионов человек. Современные средства связи изменили мир, но не сняли обязанности государства за контролем информации. Если подсматривание, сравнение и выставление оценок - это естественное свойство мозга, то таким же естественным должен быть контроль державы над правильным контентом. Сформировать и укрепить нужные эталоны - задача государства. Иначе через какое-то время мы будем жить в том же государстве (упаковка), но страна (содержание) будет другая.

Список источников

1. Большой словарь иностранных слов / сост. А. Ю. Москвин. М.: Центрполиграф, 2006. 816 с.

2. Вайль П. Гений места. М.: АСТ; CORPUS, 2016. 448 с.

3. Вуайеризм [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вуайеризм (дата обращения: 29.06.2018).

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: ОЛМА-ПРЕСС; Красный пролетарий, 2006.

Т. 2. 672 с.

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: ОЛМА-ПРЕСС; Красный пролетарий, 2006.

Т. 3. 575 с.

6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: ОЛМА-ПРЕСС; Красный пролетарий, 2006.

Т. 4. 576 с.

7. Кочеткова-Корелова О. Человек тревожный // Психология. 2018. № 2. С. 66-67.

8. Круговой обзор // Вокруг света. 2020. № 2.

9. Осипова И. С. Музей д Орсэ. Коллекция живописи. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. 144 с.

10. Пелевин В. О. Числа // Пелевин В. О. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда. Избранные произведения. М.: Эксмо, 2003. С. 8-264.

11. Серов Н. В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб.: Речь, 2004. 672 с.

12. Синельников В. В. Возлюби болезнь свою. Как стать здоровым, познав радость жизни. М.: Центрполиграф, 2009. 416 с.

13. Художественная галерея № 22. Тулуз-Лотрек / гл. ред. А. Панфилов. М.: DeAgostini, 2005. 31 с.

14. Черменская Г. Зачем мы читаем? // Психология. 2015. № 1. С. 66-68.

15. Шмитт Э.-Э. Два господина из Брюсселя [Электронный ресурс]. URL: http://kmzhmk.org/erik-emmanyuel-shmitt/dva-gospodina-iz-brjusselja (дата обращения: 20.01.2020).

16. Шмитт Э.-Э. Человек, который видел сквозь лица. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2017. 384 с.

17. Юшкова Н. А. Включённость музейного наследия в образовательный процесс // Культурное наследие и глобализация. Опыт, проблемы, перспективы сохранения культурных ценностей в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции. Сыктывкар: Коми пед. институт, 2011. Вып. 8. С. 218-220.

18. Юшкова Н. А. Женский образ: вчера, сегодня, завтра // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12. Ч. 3. С. 211-214.

Peeping Is Essential Need in Life of Man and Society

Yushkova Nataliya Anatol'evna, Ph. D. in History, Associate Professor Syktyvkar Forest Institute (Branch) of Saint Petersburg State Forest Technical University named after S. M. Kirov

nata.yushkova. 73@mail. ru

The article is devoted to peeping in the life of a man and the society. The study is novel in that it analyses peeping through the lens of certain works of art and literature, television shows and social media services. The author concludes that peeping as well as comparing and rating allows us to assess the situation, juxtapose observations with our value systems, assert ourselves and gain experience. However, one must take into consideration that peeping may be harmful to the peeper: it may trigger negative emotions and cause inferiority complexes.

Key words and phrases: peeping; book reading; rating; television shows; social media services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.