PolitBook - 2016 - 2
Д.А. Каплунова ПОДЪЕМ
ЕВРОСКЕПТИЦИЗМА КАК ИНДИКАТОР НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕС
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению причин подъема евроскептических настроений среди стран Европейского Союза. Анализируются экономические показатели, результаты опросов общественного мнения, динамика роста популярности евроскеп-тических партий. Особое внимание уделяется результатам референдума о членстве Великобритании в ЕС. Полученные данные демонстрируют, что запутанное политическое устройство ЕС приводит к снижению доверия и легитимности со стороны граждан ЕС, которые по-прежнему ощущают себя частью своих национальных государств и культур, чем жителями общего европейского дома. В такой ситуации ЕС нуждается в реформировании на институциональном уровне, в принятии мер по выработке общеевропейской идентичности и повышению уровня доверия.
Ключевые слова:
евроскептицизм, брекзит, Европейский Союз, национальное государство, глобализация, национальные интересы, национальная идентичность.
D. Kaplunova
THE RISING EUROSCEPTICISM AS AN INDICATOR OF THE NECESSITY TO REFORM THE EU
Abstract
The article is devoted to consideration of the reasons for the rising euroscepticism among the countries of the European Union. The author analyzes economic indicators, the results of public opinion polls, and the dynamics of the growing popularity of eurosceptic parties. A special attention is paid to the results of the UK European Union membership referendum. The obtained data demonstrate that the complicated political structure of the EU leads to a decrease in confidence and legitimacy from the EU citizens, who still feel a part of their nation-States and cultures than a part of a common European home. In this case, the EU needs to reform at the institutional level and to adopt measures for the development of European identity, to increase the level of confidence.
Key words:
euroscepticism, Brexit, European Union, national state, globalization, national interests, national identity.
Европейский Союз (ЕС) представляет собой уникальное образование, которое могло возникнуть только в этой части света. Сегодня ЕС «визитная карточка» Европы. Объединению способствовало все предшествующее развитие западноевропейской цивилизации, которая дала миру большинство экономических теорий, политических идеологий, трудов великих мыслителей, внесших огромный вклад в мировое развитие (Макиавелли, Монтескье, Гоббс, Локк, Вебер, Маркс). Именно в Европе нашли свое развитие и воплощение идеи верховенства закона, уважения прав человека и гражданина,
плюрализма в экономике, политике и культуре. На основе этих Европа и смогла объединиться после самой разрушительной в истории человечества войны, которая также зародилась на европейской почве и послужила страшным уроком и движителем европейского объединения.
Однако по мере своего развития и расширения ЕС начал сталкиваться с рядом экономических, политических и моральных трудностей, о которых сегодня пишут и говорят многие экономисты, юристы, политики. Сложная ситуация сложилась, в частности, в Великобритании, население которой фактически разделилось на два противостоящих лагеря по вопросу продолжения членства своей страны в составе ЕС. Для этого есть серьезные причины. Крупнейший современный социолог Энтони Гидденс, размышляя о будущем ЕС и Европы в целом, отмечает, что ЕС как структура и сообщество граждан во многом несовершенен. В частности, вызывает вопросы демократичность союза, граждане которого весьма опосредованно принимают участие в его политической жизни. Явка на выборы в Европарламент, как правило, низкая, а партии, которые проводят своих депутатов в члены парламента, в основном заняты лоббированием интересов собственных стран [1, с. 14].
К этому прибавляется сложность и запутанность работы Европейской комиссии, Европейского совета и Европарламента, непрозрачность механизмов работы данных институтов для граждан. Сам Гидденс разделяет ЕС на две неравные части: ЕС1 и ЕС2 [1, с. 15]. В первую часть (ЕС1) входят главные формальные институты Евросоюза - вышеупомянутый Европарламент, а также Еврокомиссия и Европейский совет. Вторая часть (ЕС2) - это неофициальная структура, которая реально правит Европой и куда входят в настоящее время канцлер Германии Ангела Мер-кель, президент Франции Франсуа Олланд, главы ЕЦБ и МВФ Марио Драги и Кристин Лагард. Заметим, что в политическом отношении ЕС опирается на работу Еврокомиссии (ЕК), Европарламента, Совета ЕС, Евросовета, функции которых частично пересекаются. Такое положение, когда Германия, в меньшей мере Франция и два влиятельных наднациональных органа формируют политико-экономическую повестку дня для всего Европейского Союза, не соответствует проекту ЕС как единого европейского сообщества равноправных стран. Встает вопрос: возможно ли в принципе воплотить в жизнь Европы такой проект? Проект, по которому равноправные граждане Европы реального влияния на принятие политических ре-
шений не оказывают, а принимают как данность волю страны-лидера и наднациональных финансовых структур.
Сложившееся положение дел показывает, что национальные интересы и национальные идентичности продолжают по-прежнему играть центральную роль в жизни стран-участниц ЕС. Объединенная Европа не нашла согласия по поводу принятия в 2004 г. Европейской конституции, которая предусматривала введение должности Президента ЕС. Конституция должна была также расширить полномочия Европарламента в области принятия бюджета, работы правоохранительных и судебных органов, гражданских свобод, иммиграции и пограничного контроля. Принятый впоследствии в 2007 г. Лиссабонский договор предусматривает ряд исключений для Великобритании, Ирландии, Чехии.
В 2008 г. ситуацию осложнил финансовый кризис, который ухудшил состояние экономик многих государств, и продемонстрировал нежелание стран-участниц приходить на помощь более слабым партнерам в ущерб собственным интересам. В условиях кризиса внимание на себя обратила Исландия, которая, не будучи членом ЕС, смогла успешно справиться с последствиями кризиса, что оказалось не по силам многим членам Евросоюза. Сравним две скандинавские страны - Исландию и Финляндию (табл. 1).
Таблица 1. Показатель ВВП [13].
Год Исландия Финляндия (член ЕС)
2007 9,5 5,2
2008 1,5 0,7
2009 -3,6 -8,3
2010 2 3
2011 1,2 2,6
2012 1,2 -1,4
2013 3,9 -1,1
2014 1,8 -0,4
Как видно из табл.1, Исландия, не являясь членом ЕС, во время кризиса и после него демонстрирует лучшие показатели, чем Финляндия, которая в последние годы находится в минусе. Этот факт говорит о том, что государства могут процветать, и, не являясь членами ЕС. Но для этого им необходимо иметь развитую экономику и устойчивый источник дохода.
В случае с Исландией - это рыбный промысел. Тогда государство может обеспечить развитие экономики преимущественно собственными силами. В настоящее время Исландия приостановила процесс вхождения в состав Европейского Союза, объясняя это защитой собственных национальных интересов и сохранением национальной идентичности. Те государства, которые уже являются членами ЕС, имеют глубокие экономические и финансовые связи между собой. Поэтому говорить об их выходе из состава ЕС, без сомнений крайне сложно. По этой причине, несмотря на трудности преодоления последствий кризиса, ни одно государства пока не вышло из состава ЕС.
Барьером к единению Европы стал также вопрос иммиграции. Пережив пик экономического кризиса, Европа столкнулась с новой проблемой - миграционной, которая внесла свой разлад в общий европейский дом. В этой связи жесткую позицию занял премьер-министр Венгрии Виктор Ор-бан, который встал на защиту интересов Венгрии. Следует отметить, что в последние годы выборы в Европарламент все чаще выигрывают евро-скептические партии. Так, Национальный фронт Марин Ле Пен в 2014 г. на выборах в Европарламент по сравнению с выборами 2009 г. увеличила число мест в несколько раз (с 3 до 20) [9].
Как уже было сказано, непростыми были и остаются взаимоотношения Европейского Союза и Великобритании, где евроскептики и евроэн-тузиасты не уступают друг другу в доводах и имеют весомую поддержку со стороны своих граждан. Вступив в ЕС в 1973 г., Великобритания не встала в один ряд с другими европейскими государствами, а продолжала апеллировать к своей особой истории, незыблемым традициям, британской культуре и идентичности. Это подтверждают и слова премьер-министра Дэвида Кэмерона, который в своем выступлении по поводу членства свой страны в ЕС заявил, что британцы имеют характер жителей островного государства: независимые, прямолинейные, пылкие в защите своего суверенитета. И изменить эту чувствительность так же невозможно, как осушить Английский канал (или Ла-Манш, пролив между Францией и Великобританией) [7].
Особенности положения Британии учтены в структурно-институциональных основах положения страны в составе ЕС. Соединенное Королевство не входит в Шенгенскую зону и в Еврозону, использует свою национальную валюту и контролирует свои государственные границы. Эти
два показателя - валюта как финансово-экономический показатель и контроль границ государства являются одними из центральных показателей, характеризующих суверенность государства. Великобритания, являясь особой частью Европы, последовательно идет по пути отстаивания собственных интересов и сохранения суверенитета. Об этом свидетельствует риторика премьер-министра, установление особых условий в составе ЕС.
Ситуация вокруг взаимоотношений с ЕС усложняется референдумом о членстве Великобритании в Европейском Союзе. Сам факт проведения такого референдума характеризует Великобританию как государство, которое не теряет собственных амбиций и готово пересматривать отношения с Союзом, если это будет целесообразно. Итог референдума, который состоялся 23 июня 2016 г., можно назвать историческим событием для Великобритании и Европейского Союза. Результат, при котором 51,9% британцев высказалось за выход из состава ЕС, а 48,1% - против [6], отражает сложившуюся ситуацию внутри Соединенного Королевства и характеризует работу и состояние ЕС.
Процентное соотношение сторонников и противников выхода по провинциям Великобритании (Англия, Северная Ирландия, Уэльс, Шотландия) является свидетельством того, что неоднородность и противоречивость позиций относительно ЕС будоражит британские политические партии и их электорат. Так, например, Шотландия высказалась против выхода (62%, за - 38% [12]). До референдума Шотландская национальная партия на прошедших парламентских выборах 2015 г. успешно провела избирательную кампанию, увеличив число мест с 6 до 56 [11]. Главная партия шотландец выступает за независимость от Лондона, но при этом поддерживает процесс евроинтеграции. Итог референдума уже вызвал недовольство Шотландии, которая приложит усилия, чтобы заблокировать возможность брекзит.
Своей вес на британской политической арене прибавила Партия независимости Соединенного Королевства, наиболее радикальная среди британских партий по вопросу выхода из ЕС. На выборах в Европарла-мент в 2014 г. она получила 24 места (лейбористы - 20, консерваторы -19) [10], улучшив результат почти в два раза по сравнению с 2009 г. Наибольшую поддержку партия имеет в Англии и в Уэльсе, которые проголосовали за выход (за выход - 53,4% и 52,5%, против - 46,6% и 47,5% [12] соответственно). Северная Ирландия проголосовала против
(55,8%, за - 44,2% [12]), что объясняется наличием в этой провинции местных партий, которые поддерживают позицию евроэнтузиастов.
Ситуация, сложившаяся в Великобритании, помогает понять современное состояние национального государства и его будущее. В данном случае результат референдума может являться доказательством того, что Великобритания как государство не готово к интенсификации общеевропейского интеграционного процесса. Государству по-прежнему важно сохранять возможность контроля над своими границами, иммиграционными процессами, законотворчеством, социальной политикой.
Возвращаясь в континентальную Европу, отметим, что отсутствие британской специфики, не мешает ей с все большей энергией включаться в процесс отстаивания собственных интересов и позиций. Не подлежит сомнению, что в последнее время ЕС и его институты сталкиваются с проблемой доверия и легитимности со стороны граждан. Главная причина этого видится в том, что Евросоюз так и не предоставил европейцам чувства единения и общности. Эту очевидность подтверждают и результаты опросов общественного мнения, проводимого Евробарометром. Заметим, что евробарометр - крупнейшая в Европе организация, проводящая опросы населения по широкому кругу вопросов. Действует с 1973 г. По результатам их исследования на момент осени 2015 г. для большинства граждан ЕС ассоциируется с возможностью свободно передвигаться, учиться, работать, а также с зоной евро. Все остальные пункты: культурное разнообразие, бюрократия, социальная защита, расходование средств, демократия не имеют большой значимости лично для каждого. А на вопрос «Все ли в ЕС в целом идет в верном направлении», 21 страна дала отрицательный ответ. При этом количество процентов, где жители не ощущают себя гражданами ЕС, превышено в Великобритании, Греции, Кипре, Италии, Болгарии [8]. Четыре последние страны относятся к Южной Европе. Географический показатель является еще одним фактором, который делает Европу неоднородной. Европейский Юг имеет сложное экономическое положение, высокие показатели безработицы. Восток в лице бывших советских республик стоит на охранных позициях, защищающих их национальную культуру и историю. Север - это также определенный менталитет, высокий уровень организации местного самоуправления, развитые профсоюзы и экономические показатели. И Запад как локомотив общего европейского дома.
Поскольку первоначально создание ЕС и его развитие пришлось во многом на время, когда в кругах политической, экономической и интеллектуальной элиты господствовала идея создания наднациональных структур, глобального гражданского общества, чему активно должен был способствовать процесс глобализации в политике, экономике, социальной сфере, а также в культуре и сознании граждан. Но последующие события показали, что объединительный процесс не исключает трудностей на своем пути. Граждане Европы до сих пор дорожат традиционными ценностями и с трудом ощущают себя членами надгосударственного сообщества. Национальные идентичности и интересы продолжают играть важную роль в жизни европейцев. Национальные интересы как «проекция законных личных целей и интересов большинства общества» [4, с. 113]. Вопрос в том, какой институт может в полной мере реализовать национальные интересы. В такой роли может выступать только государство. Государство как общность нации, определяемая как «историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории и системы связей - экономических, политических, культурных, этнических» [4, с. 104], где реализуются права и потребности граждан. Текущая ситуация в Европе показывает, что государство как один из центральных институтов общества, который организует и упорядочивает жизнь граждан, слабеть не собирается.
Известный британский историк и писатель Н. Фергюсон, участвуя в полемике о будущем ЕС, отмечает что, в силу слабой интегрированности рынка труда и продуманной фискальной политики Евросоюзу грозит экономическая стагнация и ослабление ее геополитического влияния [2, с. 12]. Его оппонент - член Палаты лордов П. Мендельсон высказывается о ЕС как об уникальном явлении, как примере объединения обществ, дипломатий, торговых потоков. Смотря в будущее с большим воодушевлением, Мендельсон задается главным вопросом: хватит ли Европе политической воли [2, с. 56] для дальнейшего развития.
Экспертное сообщество сходится во мнении, что в ЕС существует ряд проблем, которые необходимо решать. Данное настроение присуще рядовым европейцам и их национальным правительствам.
Каким образом объединенная Европа может обеспечить процветание своим членам? Может ли ЕС предложить своим гражданам источник общей идентичности? Американский политолог Ф. Фукуяма, рассуждая о
природе обществ, приводит мысль о том, что им от природы присущ консерватизм в отношении многих правил и норм [3, с. 545]. Это выражается в том, что граждане по-прежнему привязаны к своим государствам, где сосредоточены их интересы. В принятии этого факта, кроится дополнительная возможность для дальнейшего развития ЕС. Вопрос заключается в степени нахождения консенсуса с каждым отдельно взятым государством и сохранении его интересов. Важным является и то, что государство - это не просто недавно возникшая концепция или идея. Это единственный упорядоченный центральный институт, который способен организовывать жизнь общества, не ввергая его в хаос. Это не противоречит идее развития всеобщего гражданского общества и гражданина мира, которое построено на принципах уважения к Другому. Проблема в том, что, как показывает действительность, любое общество продолжает быть национальным, у которого есть свой язык, культура, вероисповедание. Это те глубоко укоренившиеся характеристики, которые продолжают быть центральной составляющей национальной идентичности.
Примечательно, что важность учета и реализации национальных интересов государств признают и евроскептики, и евроэнтузиасты. Будущее Европейского Союза зависит от того, какое место объединенная Европа отдаст национальному государству, признанию национальных интересов. Поскольку реальное положение дел показывает, что они по-прежнему громко звучат на мировой арене. Безусловно, современное общество уже является открытым, мобильным и во многом безграничным, когда человек сам может выбирать свои идентичности, жить в разных странах. Но во многом люди по-прежнему привязаны к тем странам, где родились, они ценят свою культуру и отчетливо осознают, что они - британцы, французы, итальянцы. Признание этого факта и учет интересов и специфики стран-участниц ЕС позволит Европейскому Союза развиваться более гармонично и разрешить ряд противоречий и проблем, существующих между членами ЕС.
PolitBook - 2016 - 2
Литература
1. Гидденс Э. Неспокойный и могущественный континент: что ждет Европу в будущем? М., 2015.
2. Провалился ли европейский эксперимент?: Манковские дискуссии о Европе: Найл Фергюсон и Йозеф Йоффе против лорда Питера Мендельсона и Даниэля Кон-Бендита. М., 2013.
3. Фукуяма Ф. Государственный порядок. М., 2015.
4. Яковенко И. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы. М., 2008.
5. Ясаи Э. Государство. М., 2016.
6. Brexit: All you need to know about the UK leaving the EU. BBC. News. URL: http://www.bbc.com/news/uk-politics-32810887 (дата обращения 07.03.2016).
7. Cameron D. David Cameron's EU speech. URL: http://www.theguardian.com/politics/2013/jan/23/david-cameron-eu-speech-referendum (дата обращения 05.03.2016).
8. European Commission. URL: http://ec.europa.eu/COMMFrontOffice/ PublicOpinio (дата обращения 10.03.2016).
9. European election results. BBC. News. URL: http://www.bbc.com/ news/events/vote2014/eu-uk-results (дата обращения 13.03.2016).
10. European Parliament results. BBC. News. URL: http://www.bbc.com/news/events/vote2014/eu-election-results (дата обращения 10.03.2016).
11. SNP surges to Scottish landslide. BBC. News URL: http://www.bbc.com/news/election/2015/results/scotland (дата обращения 13.03.2016).
12. The independent elections watchdog and regulator of party and election finance. URL: http://www.electoralcommission.org.uk/find-information-by-subject/elections-and-referendums/upcoming-elections-and-referendums/eu-referendum/electorate-and-count-information (дата обращения 07.03.2016).
13. World Development Indicators. World DataBank. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&country=FIN&serie s=&period= (дата обращения 13.03.2016).
PolitBook - 2016 - 2
References
1. Giddens E. Nespokoinyi i mogushchestvennyi kontinent: chto zhdet Ev-ropu v budushchem? M., 2015.
2. Provalilsya li evropeiskii eksperiment?: Mankovskie diskussii o Evrope: Nail Fergyuson i Iozef Ioffe protiv lorda Pitera Mendel'sona i Danielya KonBendita. M., 2013.
3. Fukuyama F. Gosudarstvennyi poryadok. M., 2015.
4. Yakovenko I. Rossiiskoe gosudarstvo: natsional'nye interesy, granitsy, perspektivy. M., 2008.
5. Yasai E. Gosudarstvo. M., 2016.
6. Brexit: All you need to know about the UK leaving the EU. BBC. News. URL: http://www.bbc.com/news/uk-politics-32810887 (data obrashcheniya 07.03.2016).
7. Cameron D. David Cameron's EU speech. URL: http://www.theguardian.com/politics/2013/jan/23/david-cameron-eu-speech-referendum (data obrashcheniya 05.03.2016).
8. European Commission. URL: http://ec.europa.eu/COMMFrontOffice/ PublicOpinio (data obrashcheniya 10.03.2016).
9. European election results. BBC. News. URL: http://www.bbc.com/ news/events/vote2014/eu-uk-results (data obrashcheniya 13.03.2016).
10. European Parliament results. BBC. News. URL: http://www.bbc.com/news/events/vote2014/eu-election-results (data obrashcheniya 10.03.2016).
11. SNP surges to Scottish landslide. BBC. News URL: http://www.bbc.com/news/election/2015/results/scotland (data obrashcheniya 13.03.2016).
12. The independent elections watchdog and regulator of party and election finance. URL: http://www.electoralcommission.org.uk/find-information-by-subject/elections-and-referendums/upcoming-elections-and-referendums/eu-referendum/electorate-and-count-information (data obrashcheniya 07.03.2016).
13. World Development Indicators. World DataBank. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx?source=2&country=FIN&serie s=&period= (data obrashcheniya 13.03.2016).