2012 Культурология и искусствоведение № 3(7)
УДК 027.52
А.А. Ляпкова
ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК (ИЗ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК КОЖЕВНИКОВСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 90-е гг. ХХ в.)1
В статье рассматривается практика сельских библиотек Кожевниковского района Томской области 90-х гг. XX в. по развитию и поддержке семейного чтения, когда конкуренцию чтению составляло, прежде всего, телевидение. Раскрывается проблема библиотечного обслуживания, связанная с падением значимости семейного чтения. Характеризуется практическая деятельность сельских библиотек Кожевников-ского района Томской области, направленная на привлечение к совместному чтению членов семьи.
Ключевые слова: семейное чтение, сельские библиотеки, библиотечное обслуживание.
Развитие семейного чтения остается одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. Её решение имеет большое значение не только в плане привлечения к чтению подрастающего поколения, но и в силу того, что создаёт предпосылки для воспитания у молодёжи уважительного отношения к чтению и книге, формирует представление о том, что книга является источником социального опыта, ценностного самоопределения.
Сложность решения проблем семейного чтения определяется целым рядом факторов, основными среди которых являются утрата существовавшей традиции семейного чтения, осознававшегося как важное звено семейного воспитания подрастающего поколения, а также конкуренция компьютерных технологий и телевидения, в значительной степени сокращающих время, которое могло бы уделяться совместному чтению взрослых и детей.
Упоминания о значении книги в воспитании встречаются еще в древнерусских источниках, таких как «Поучение Владимира Мономаха» и «Домострой». Как таковая, традиция семейного чтения в России, укоренившаяся в XVIII в. (когда чтение стало обязательным для светского человека, также стало развиваться издание детской литературы), поддерживалась до начала XX в. Она подразумевала (прежде всего, в дворянских семьях) чтение друг другу вслух поучительных или понравившихся произведений (как поэтических, так и прозаических, как художественных, так и нехудожественных), обмен мнениями о прочитанном, передачу книг из поколения в поколение и совместное формирование домашних библиотек. Пополнение библиотек происходило при участии всех членов семьи, которые могли участвовать в обсуждении приобретения каждой новой книги [1. С. 135; 2. С. 6-7].
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект №11-11-70001а/Т.
Семейное чтение способствовало духовному воспитанию детей и начиналось, когда дети еще не умели читать: в таком случае они выступали «пассивными читателями», слушателями сказок, поэтических произведений, которые читали им взрослые. Чтение на ночь сказок, стихов, пение колыбельных - семейная традиция, которая позволяла взрослым и детям проводить время вместе, общаться, а также способствовало формированию у детей интереса к книге и стремления к самостоятельному чтению. Чтение рассматривалось как источник социального опыта, который давал возможность обсудить деликатные проблемы. Таким образом, семейное чтение было эффективным способом формирования читателя с малых лет.
Пример читающих взрослых также способствовал поддержанию интереса к чтению. Семейное чтение было важной формой воспитательной работы. Чтение ребенку вслух, обсуждение литературы развивало такое важное умение, которым не всегда обладают люди, - умение слушать. Слушание обеспечивало возможность последующего обсуждения, что также было немаловажно и с точки зрения взаимопонимания взрослых и детей, и с воспитательной точки зрения, потому что на основе обсуждения можно было сделать выводы о личностных качествах, о поведении в обществе, решать самые различные проблемы, с которыми подрастающее поколение могло столкнуться в жизни. [1. С. 136; 2. С. 9; 3].
Нельзя забывать и о том, что семейное чтение, взаимное обсуждение обеспечивало и возможность совместного творчества, которое также могло
начаться еще на этапе чтения взрослыми маленьким детям сказок или же ис-
1
пользовалось в качестве воспитательного приема .
Как указывает исследовательница Ю.И. Соловьева: «В книгах сосредоточено веками накопленное духовное богатство нации. Читая книги, мы соприкасаемся с историей, с традициями своего народа, перестаем быть «иванами, не помнящими родства» и начинаем ощущать сопричастность к общечеловеческим идеалам. Книги хранят самое главное национальное достояние - язык, а знание родного языка, любовь к нему - это и есть приобщение детей к лучшим традициям своего народа, необходимое условие становления духовно и эстетически развитой личности» [6. С. 68].
Подтверждение значимости традиции семейного чтения находится в художественной литературе, в воспоминаниях писателей, в практике работы библиотек. Так, в документах Общества распространения полезных книг сохранились сведения о том, что услугами народных библиотек-читален, по сути, пользовалась вся семья, даже если подписчиком значился только один из ее членов: книги обычно зачитывались вслух в присутствии родных, друзей, иногда читались в мастерских .
Важное значение семейного чтения осознавалось также и в XX в. Многие из «толстых» журналов вводили специальные рубрики, в которых публико-
1 См., например, рассказ А.П. Чехова «Дома» или «Сказка матери» М. Цветаевой [4, 5].
2 Общество распространения полезных книг существовало с 1861 г. Целью его было издание литературы, ориентированной на простой народ, а также книг для детского чтения. Однако, по оценкам исследователей, выпускавшаяся Обществом литература в основном была нравоучительного содержания и не всегда соответствовала потребностям сельского населения. [7. С. 214].
вались произведения, предназначенные для чтения и обсуждения в семейном кругу [2. С. 8].
В сельских библиотеках всегда значительное внимание уделялось не только детскому, но и семейному чтению, которое также способствовало улучшению взаимопонимания между взрослыми и детьми или, по крайней мере, давало возможность обеспечения диалога. Организация конкурсов, мероприятий, цель которых - объединение всех членов семьи на основе чтения, является важным аспектом библиотечного обслуживания и в настоящее время. Примером тому может служить опыт, накопленный в этом направлении библиотечной сетью Кожевниковского района Томской области. Деятельность библиотек района по работе с читающими семьями, работа по привлечению семей к совместному чтению периодически отражались и на страницах районной газеты «Знамя труда». Многие заметки для газеты были подготовлены старшим библиотекарем Кожевниковской детской библиотеки В. Дурневой.
В районной библиотеке Кожевниковского района в 1994 г. был открыт семейный клуб. Целью встреч в клубе было привлечение семей к активному, творческому совместному отдыху. Как правило, на встречах проводились различные литературные игры. Например, конкурс «Бюро находок»: игрокам показывали какую-либо вещь, которой нужно было найти «владельца» - литературного персонажа. Еще один конкурс предполагал необходимость отгадать литературного героя по его портрету и т. д. [8. С. 4].
В 1996 г. этот клуб действовал уже под названием «Семья». Работа клуба по-прежнему проходила в игровой форме. Для детей устраивались театрализованные представления [9. С. 4].
Сегодня говорят о разрушении складывавшейся долгое время традиции. Основная роль «корня зла» отводится современным технологиям - прежде всего, телевидению, сети Интернет, компьютерным играм. В более глобальном плане говорят о кризисе семьи как социального института; характерной чертой кризиса семьи является ее атомарность - отсутствие точек «соприкосновения», одинаково важных для всех членов семьи. Семья перестает собираться вместе за столом, во время праздников, не испытывает и потребности в совместном чтении [10]. Ускорившийся темп жизни, разнообразие возможностей проведения досуга приводят к тому, что в первую очередь взрослые меньше времени уделяют чтению. Не-чтение взрослых, существование досуговых альтернатив чтению приводит и к не-чтению детей.
Проблема эта обозначилась на страницах местной периодической печати еще в конце прошлого века, когда не все из указанных факторов оказывали влияние на отвлечение населения от чтения в целом и семейного чтения в частности. С одной стороны, изменения в социокультурном положении страны способствовали притоку зарубежной литературы, появлению возможности читать произведения авторов, запрещенных в советский период, т. е. расширяли читательский кругозор. С другой стороны, схожие процессы наблюдались и в киноиндустрии; телевидение привлекало все больше людей, предоставляя все большее разнообразие. Акцентируя внимание на экранизации литературных произведений, библиотеки побуждали интерес читателей к той или иной книге. Так, в начале 1990-х гг. в связи с выходом экранизации
получил особую популярность роман М. Митчелл «Унесенные ветром». Обсуждению этой книги, в частности, было посвящено заседание клуба «Книголюб» Еловской библиотеки в марте 1991 г. Правда, сам фильм большинству участников заседания посмотреть перед обсуждением еще не довелось, потому что в то время его показывали только в Томске. И лишь одна из участниц, видевшая фильм до заседания, смогла поделиться своими впечатлениями от его просмотра. [11. С. 3].
Телевидение стало основным конкурентом чтению. Свидетельством проблемы отсутствия практики семейного чтения стала, в частности, невозможность набрать большое количество участников при организации в 1992 г. традиционного конкурса на лучшую читающую семью «Мама, папа, я - читающая семья». Темой конкурса стал «Удивительный мир приключений»; все задания были посвящены фантастической и детективной литературе. В качестве участников выступили всего две семьи. По мнению организаторов конкурса, основными причинами, вызвавшими сложности при наборе участников, стали уже указанная конкуренция чтения и телевидения и отсутствие культуры семейного чтения. В. Дурнева отмечала, что родители не читают с детьми книги, которые были бы интересны всем поколениям, либо вообще не читают, не воспитывают в детях любовь к чтению [12. С. 2].
Работа, объединявшая всех членов семьи, отражалась в самых различных конкурсах, не обязательно прямо подразумевавших выбор самой читающей семьи. Так, в 1995 г. совместными усилиями районной Кожевниковской библиотеки и школ района был проведен творческий конкурс на лучшее школьное сочинение по теме «Моя семья в Великой Отечественной войне». На страницах «Знамени труда» были опубликованы выдержки из некоторых работ; наиболее интересные сочинения приводились целиком. Ряд работ учеников Кожевниковской школы № 2 был отобран для областного литературного фестиваля. Победители фестиваля получили призы, значки и удостоверения участников [13. С. 2; 14. С. 4].
Проводились и игры по образцу телевизионных («Поле чудес», «Счастливый случай», КВН). Так, в 1994 г. в районной библиотеке прошла игра «Счастливый случай», в которой участвовали две команды, каждая из которых состояла из двух семей. Игра, как отмечалось в заметке в районной газете, состояла из трех геймов. В первом гейме участникам предлагалось ответить на вопросы по пяти отраслям знаний (растительный мир, животный мир, искусство, литература, русские народные загадки). Во втором гейме игроки составляли слова из заданных букв: перед участниками выбрасывались кубики с написанными на них буквами. Участники должны были составить как можно больше слов из заданных букв. Третий гейм также подразумевал ответы на вопросы: каждой команде было предложено по 20 вопросов, на которые необходимо было отвечать без подготовки. Для зрителей был также проведен конкурс «разминка»: задание заключалось в том, чтобы перечислить все песни, в которых упоминаются женские имена. После подведения итогов обе команды получили призы [15. С. 4; 16. С. 3].
Таким образом, изучение практики поддержки семейного чтения в библиотеках Кожевниковского района показывает, что в 90-е гг. XX в. такая работа велась достаточно интенсивно, несмотря на заметное влияние телевиде-
ния, которое для всё большего числа реальных и потенциальных читателей выступало в роли «отвлекающего фактора».
Поддержка семейного чтения осуществлялась, прежде всего, посредством работы при библиотеке семейного клуба, призванного создавать условия для объединения всех членов семьи на почве совместного чтения и обсуждения прочитанного. Привлечению к семейному чтению способствовали и такие формы работы с читателями сельских библиотек, как организация конкурсов с семейным участием, выявление самых читающих семей.
Литература
1. Глухова Л.В. Традиции семейного чтения / Л.В. Глухова, О.С. Либова // Homo legens - 3. Человек читающий : сборник статей памяти Алексея Алексеевича Леонтьева (1936-2004) / под ред. Б.В. Бирюков. М., 2006. С. 135-146.
2. Зеткина И.А. Семейное чтение в России : в поисках утраченной традиции / И.А. Зетки-на, Е.А. Николаева // Вестн. Челяб. Гос. акад. культуры и искусств. 2011. Т. 27. № 3. С. 6-10.
3. Степичева Т.В. К вопросу о традиции семейного чтения // Библиотековедение. 2010. № 5. С. 59-62.
4. Цветаева М.И. Сказка матери // Автобиографическая проза / коммент. А.А. Саакянц. М., 1991. С. 128-135.
5. ЧеховА.П. Дома // Тайный советник : Рассказы о детях. СПб., 2012. С. 66-76.
6. Соловьева Ю.И. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманит. ун-та. 2005. Сер. IV : Педагогика. Психология. Вып. 1. С. 66-74.
7. История книги / О.В. Андреева, Л.Л. Волкова, А.А. Говоров и др. / под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. М. : Светотон, 2001. 400 с.
8. ДурневаВ. О книжках в шутку и всерьез // Знамя труда. 1994. 8 дек. С. 4.
9. Иванова В. На каникулах - в сказку // Знамя труда. 1996. 15 янв. С. 4.
10. Михайлова М.В. Книга и экран : классический текст в структуре семейных отношений // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2011. № 143. С. 33-44.
11. Разговор о книге // Знамя труда. 1991. 14 марта. С. 3.
12. Дурнева В. Через книги к духовному единению // Знамя труда. 1998. 8 дек. С. 2.
13. Дурнева В. «Моя бабушка больше не вышла замуж» // Знамя труда. 1995. 20 апр. С. 2.
14. Дурнева В. Благодарим за участие в конкурсе // Знамя труда. 1995. 25 мая. С. 4.
15. Иванова В. Отдохнуть с мамой и папой - это счастливый случай // Знамя труда. 1994. 19 апр. С. 4.
16. Михайлова О. Путь к читателям // Знамя труда. 1992. 25 янв. С. 3.