Умаров И.А. Umarov I.A.
кандидат биологических наук, начальник научно-инновационного управления ФГБОУВО «Башкирский государственныйуниверситет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 338.23:001(470.57)
Рабцевич А.А. Rabtsevich A.A.
кандидат экономических наук, доцент Института экономики, финансов и бизнеса ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»»; старший научный сотрудник Центра стратегических и междисциплинарных исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, г. Уфа, Российская Федерация
DOI: 10.17122/2541-8904-2021-2-36-30-41
ПОДДЕРЖКА НАУЧНОГО ТРАНСФЕРА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ1
Статья посвящена анализу возможностей поддержки процессов коммерциализации и трансфера научно-исследовательских разработок, а также их связи с деятельностью университетов в инновационной инфраструктуре региона. Раскрыты и систематизированы различные точки зрения отечественных ученых на формы трансфера в экономике региона, определяется роль субъектов трансфера и коммерциализации результатов исследований в этих процессах. Автор рассматривает способы усиления процессов коммерциализации и трансфера как со стороны высших учебных заведений, так и со стороны специализированных фондов поддержки и других институтов развития во взаимодействии с промышленными предприятиями, проявляющими интерес к внедрению инноваций. Проведен анализ уровня реализации высокотехнологичных проектов в Республике Башкортостан через прямые федеральные программы, а также выявлена результативность деятельности институтов поддержки коммерциализации и трансфера на территории региона, что позволило определить системные проблемы обозначенных процессов, а также сформулировать совокупность первоочередных мероприятий для их устранения.
Выполненное исследование позволило сформулировать ряд выводов:
1. Инновационная инфраструктура региона формируется как система взаимодействия университетов и других организаций, занимающихся научной деятельностью, с предприятиями, заинтересованными в технологическом развитии. Наилучшей формой вуза в данном контексте выступает предпринимательский университет.
2. В российских условиях для полноценного функционирования инновационной инфраструктуры региона неизбежно требуется привлечение финансовых ресурсов институтов развития, выражающихся в форме как фондов поддержки, так и специализированных государственных программ создания высокотехнологичных производств.
1 Исследование проведено в рамках выполнения плана НИР УФИЦ РАН по государственному заданию Министерства науки и высшего образования РФ.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
3. Анализ результативности привлечения институтов развития к поддержке инновационных проектов в Республике Башкортостан выявил заметное отставание от промышленно развитых приграничных регионов, выражающееся как в меньшем количестве подаваемых заявок, так и в более низком их качестве.
4. С учетом нарастающих системных проблем может быть предложен ряд мер восстановления утраченных позиций и достижения высоких результатов в привлечении финансирования институтов развития для поддержки высокотехнологичных производств в Республике Башкортостан.
Ключевые слова: научно-исследовательская политика, Республика Башкортостан, коммерциализация научно-исследовательских разработок, трансферный процесс, предпринимательский университет, государственные программы, институты поддержки, грантовая активность.
SUPPORT OF SCIENTIFIC TRANSFER IN BASHKORTOSTAN REPUBLIC: STATUS AND ISSUES
The article analyzes the possibilities of supporting the research and development commercialization and transfer processes, as well as their connection with the activities of universities in the innovation infrastructure of the region. The author considers ways to strengthen the processes of commercialization and transfer both by higher educational institutions and by specialized support funds and other development institutions in cooperation with industrial enterprises that are interested in introducing innovations. The analysis of the level of implementation of high-tech projects in the Bashkortostan Republic through direct federal programs is carried out, as well as the effectiveness of the activities of institutions supporting commercialization and transfer in the region is revealed, which allows us to identify the systemic problems of these processes, as well as to formulate a set of priority measures to eliminate them.
The study made it possible to formulate a number of conclusions:
1. The innovative infrastructure of the region is formed as a system of interaction between universities and other organizations engaged in scientific activities with enterprises interested in technological development. The best form of higher education institutions this context is an entrepreneurial university.
2. In the Russian context, the full functioning of the innovation infrastructure of the region inevitably requires the involvement of financial resources of development institutions, expressed both in the form of support funds and specialized state programs for the creation of high-tech industries.
3. The analysis of the effectiveness of attracting development institutions to support innovative projects in the Bashkortostan Republic revealed a noticeable lag behind the industrially developed border regions, which is expressed both in a smaller number of applications submitted and in their lower quality.
4. Taking into account the growing systemic problems, a number of measures can be proposed to restore the lost positions and achieve high results in attracting financing from development institutions to support high-tech industries in the Bashkortostan Republic.
Key words: research policy, Bashkortostan Republic, commercialization of scientific developments, transfer process, entrepreneurial university, state programs, support institutions, grant activity.
Общепризнанным является утверждение, согласно которому эффективность процессов коммерциализации научных разработок и трансфера технологий в реальный сектор экономики региона зависит от усилий, предпринимаемых как со стороны производителей результатов интеллектуальной деятель-
ности, в первую очередь высших учебных заведений и профильных отраслевых научных институтов, так и со стороны крупных представителей бизнес-сообщества, проявляющих интерес к внедрению инноваций и получению дополнительных доходов от их использования.
ECONOMIC SCIENCE_
EcONOMiCS AND MANAGEMENT iN THE iNDUSTRiES AND AREAS OF ACTiViTY
Университеты, согласно Е.Б. Михайловой, занимают центральное место в инновационной инфраструктуре региона, соединяя процессы получения образования, проведения исследований и создания инноваций, а также зацикливая логическую схему «фундаментальная наука ^ прикладная наука ^ промышленный образец ^ рыночное внедрение» [9; 10]. Данный автор считает, что для целей инновационного развития экономики наиболее приемлемым является вариант финансирования научных исследований, когда фундаментальная часть полностью обеспечивается со стороны государственного бюджета, а прикладная часть - интересантами из бизнес-сообщества [9; 11-13].
Сложившаяся в регионе конфигурация системной связки образовательной, научной и инновационной деятельности с процессами трансфера, коммерциализации и производственными возможностями определяется принадлежностью университетов к определенному из типов [10; 4]. Среди моделей университета по отношению к конечному результату научной деятельности Г. Л. Овсянникова выделяет следующие типы: «академический инновационный» (фокусирующийся на фундаментальных научно-исследовательских работах и прикладных разработках с возможностью коммерциализации), «исследовательский» (интегрирующий фундаментальные исследования с академической средой), «региональный» (проводящий научно-исследовательскую деятельность по всем направлениям интересов экономики региона), «про-ектно-ориентированный» (выполняющий разовые рисковые заказы) и «предпринимательский» (ориентированный на прикладные исследования и разработки с обязательной коммерциализацией) [10; 77].
Соответственно, региональный предпринимательский университет, согласно Г. Л. Овсянниковой, представляет собой организацию, «функционирующую как интегрированное корпоративное образование, деятельность которого основана на коммерциализации нововведений (каждый вид деятельности это конкретный бизнес), способное успешно функционировать в условиях риска
и динамично изменяющейся среды с учётом специфики региона» [10; 81].
Предпринимательский университет включает в себя ряд обособленных структурных подразделений: центры поддержки инновационной деятельности, трансфера и коммерциализации технологий, службу охраны интеллектуальной собственности, центры подготовки кадров для инновационных производств, развития предпринимательских компетенций научно-педагогических работников и другие [10; 132], ключевой же характеристикой эффективности функционирования данного типа университета является вовлеченность его сотрудников в инновационную предпринимательскую деятельность [10; 105] с последующим воздействием на технологическое развитие региона на основе инновационной инфраструктуры, установившихся процедур трансфера и коммерциализации технологий [10; 151].
Следует отметить, что предпринимательский университет в российских условиях -крайне рискованная модель существования вуза. Такая структура будет либо полностью зависима от непостоянного внешнего финансирования, либо должна стать совладельцем производства, финансовые результаты которого покрывают весь объем расходов на разработку. В российской практике предпринимались попытки создания центров инновационного развития и в иных формах [12; 17-27], а также на основе существующих академических организаций [6; 51-56] с учетом соответствующих институциональных, экономических и организационных условий, способствующих высокой эффективности трансфера [5; 20-24].
В целом, в российской научно-методологический практике выстраивания региональной инновационной системы усиление процессов коммерциализации и трансфера научно-исследовательских разработок в вузах предлагается множеством разнообразных способов:
- посредством создания отдельных хозяйственных обществ с объектами интеллектуальной собственности в уставном капитале [8];
- через выстраивание модели внутренней инновационной инфраструктуры университета с центральным звеном в виде центра трансфера технологий, занимающегося защитой результатов интеллектуальной деятельности и передачей исключительных прав или лицензии на них внешним интересантам, а также позиционированием университета как точки инновационного и экономического роста региона [13];
- на основе механизма управления коммерциализацией высокотехнологических проектов, вовлекающего в хозяйственный оборот результаты научных исследований университета и обеспечивающего их финансирование из внебюджетных доходов от результатов промышленного освоения и др. [3].
Все представленные способы выстраивания региональной инновационной системы со стороны университетов, как производителей результатов интеллектуальной деятельности, отличаются достаточно глубокой научной проработанностью, однако взаимодействию региона в лице местных вузов с фондами поддержки трансфера и коммерциализации, а также другими институтами развития, схожими по целям функционирования, уделяется существенно меньшее внимание.
Мы поддерживаем мнение Е.В. Тимохиной в том, что, несмотря на накопление большого количества научных разработок, наличие достаточных технических фондов, сохранение значительного кадрового потенциала отечественных вузов и их определенную активность в данном направлении, в России до сих пор не сложилась работоспособная инфраструктура коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. В то же время мировой инновационный процесс требует трансформации традиционных научно-образовательных учреждений в университеты нового поколения - в так называемые Университеты 4.0, призванные интегрировать вузовские научные исследования и разработки в национальную инновационную систему через построение инновационной инфраструктуры, что в конечном итоге должно привести к технологическому обнов-
Экономикл и УПРАВЛЕНИЕ В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
лению народно-хозяйственного комплекса регионов и страны в целом [11; 3].
Несмотря на утверждение ключевой роли внутренней инфраструктуры университета и слаженность работы её элементов в достижении приемлемого уровня коммерциализации результатов научных исследований и разработок, а также трансфера технологий университета в реальные производственные процессы [11; 14-16], Е.В. Тимохина признает, что показатель «Количество студентов, аспирантов, научных сотрудников и преподавателей университета, выигравших конкурсы, получивших гранты или иные формы поддержки, в том числе от российских институтов развития», который зависит в большей степени от самого функционирования данных, внешних по отношению к вузу, институтов, является одним из критериев оценки системы управления научно-исследовательской деятельностью в вузе и регионе с точки зрения трансфера и коммерциализации [11; 18]. Более того, автор прямо указывает, что созданные инновационные инфраструктуры университетов, даже со статусом национальных исследовательских, могут выполнять задачи национального уровня только в единстве с институтами развития [11; 12].
Как справедливо утверждает Н.И. Антипина, для доведения обладающих потенциалом коммерциализации результатов исследований и разработок организаций научно-образовательной сферы до реально работающих бизнес-процессов неизбежна необходимость соответствующего финансирования, предоставляемого институтами развития [2; 10]. Несмотря на то, что федеральная часть таких институтов, вследствие более обширных возможностей, способна оказывать более внушительное содействие инновационному развитию заинтересованных предприятий и, в итоге, региональной экономики, федеральные институты, главным образом, оказывают поддержку уже в целом сформировавшимся и, в некоторой степени, обеспеченным начальными инвестициями региональным проектам [2; 34-35].
Федеральная поддержка таких проектов осуществляется как программами институ-
тов развития, так и отдельными федеральными программами, что требует упомянутого начального финансирования либо от региональных органов исполнительной власти, либо от заинтересованного предприятия, а также наличия объектов инновационной инфраструктуры и выстроенных процессов их функционирования, позволяющих эффективно освоить поступающие ресурсы [2; 59-60].
Согласно сценариям развития инновационного потенциала региона от А.Б. Ильина, существенным барьером на пути коммерциализации интеллектуального продукта вуза в России выступает уровень финансирования. Данный автор более категорично относится к процессу поддержки науки: по его мнению, регион, собственно, не обязан финансировать ни фундаментальные исследования — это сфера ответственности государственных органов национального уровня, ни сам процесс изобретения — это компетенция бизнес-сообщества и специальных институтов развития, созданных для этих целей. Задача
региональных органов власти заключается лишь в кооперации с фондами поддержки для более успешного вывода инновационного продукта на рынок. Кроме того, А.Б. Ильин указывает, что для выстраивания эффективной цепочки «идея ^ проект ^ финансирование ^ внедрение ^ производство ^ коммерческий результат» в регионе должны функционировать и самостоятельные фонды поддержки [7; 21-22].
Представляется возможным рассмотреть уровень поддержки региональных высокотехнологичных проектов через прямые федеральные программы, а также реализацию деятельности институтов поддержки коммерциализации и трансфера научных разработок на примере конкретного региона — Республики Башкортостан. В первую очередь проанализируем результаты заявочной кампании по Постановлению № 218 [1] как мощного драйвера инновационного развития региональной промышленности с большим объемом финансирования (рис. 1).
Рисунок 1. Итоги конкурса по Постановлению № 218 за 2010-2020 гг. и участие организаций Республики Башкортостан
Рисунок показывает, что Республика Башкортостан, несмотря на признанный высокий научно-технологический потенциал и развитую промышленность, демонстрирует совершенно неприемлемый уровень активности. В 2010-м году в заявочной кампании по двум очередям подано в три раза больше заявок, чем в 2020-м, что говорит о еще большем падении изначально низкой активности вузов и их промышленных партнеров.
Далее рассмотрим результативность заявок по той же федеральной программе в срав-
Экономикд и УПРАВЛЕНИЕ В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
нении с наиболее промышленно развитыми регионами, окружающими Республику Башкортостан (рис. 2). Из представленного графика видно, что в начале действия Постановления, при меньшем количестве поданных заявок, по выигранным проектам регион имел сопоставимый с Республикой Татарстан результат, определенно превосходя как Пермский край, так и Челябинскую область.
Рисунок 2. Итоги конкурса по Постановлению № 218 за 2010-2020 гг. среди организаций Республики Башкортостан и окружающих регионов
Однако в последующем периоде наблюдалось значительное отставание Республики Башкортостан как в объеме заявок, так и, особенно, в количестве выигранных проектов. Потеря позиций в конкурентной борьбе свидетельствует, в первую очередь, о низком качестве подаваемых заявок.
Не менее интересно рассмотреть присутствие в Республике Башкортостан институтов развития, оказывающих поддержку процессам коммерциализации научных разработок и трансфера технологий в реальный сектор экономики. Серьезная финансовая поддержка наукоемких проектов со стороны
государства началась около двадцати лет назад в условиях, когда российский бизнес оказался ещё не готов осуществлять высокорисковые вложения [4; 26]. Одним из наиболее значимых источников такой поддержки, особенно на начальных стадиях инновационного процесса, выступила программа «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонда содействия инновациям) [14]. На рисунке 3 представлено распределение результатов конкурса по программе «СТАРТ».
Economics and management in the industries and areas of activity
Рисунок 3. Итоги конкурса СТАРТ за 2019 г. среди организаций Республики Башкортостан и окружающих регионов
Здесь также наблюдается заметное отставание Башкортостана по количеству победивших заявок и объемам финансирования от окружающих регионов с развитым научным и промышленным потенциалом, особенно от Республики Татарстан. Существенна также доля отклоненных заявок от региона, не
допущенных до конкурса, что опять же указывает на их качество.
Рассмотрим иные ключевые программы Фонда содействия инновациям, основной задачей которых является оказание поддержки процессам коммерциализации научных исследований и трансфера технологий, в разрезе того же набора регионов (рис. 4).
Республика Башкорто стан
Челябинская область
Республика Татарстан
Пермский край
О 20 40 60 80 100 120 140 160 180
Объем финансирования, млн. руб.
■ Программа "Коммерциализация" в Программа "Развитие" Г.; Программа "УМНИК"
Рисунок 4. Распределение проектов, выигравших конкурсы по программам Фонда содействия инновациям за 2019 год, поданных по заявкам от Республики Башкортостан и окружающих регионов
Количество заявок и объемы финансирования региональных проектов по программам «Развитие» и «УМНИК» находятся на приемлемом уровне, однако среди совокупности представленных регионов по программе «Коммерциализация», как наиболее специализированной и финансово обеспеченной, отмечается безусловное лидерство Республики Татарстан.
Таким образом, проведенный анализ показал, что при сохранении выявленных тенденций уже в ближайшей перспективе Республика Башкортостан может потерять возможности технологического обновления региональной экономики через представленные институты поддержки. Отставание от ближайших субъектов федерации по количеству и качеству заявок обусловлено, не в последнюю очередь, разницей результативности мер содействия региональных органов власти в них, а также наличием действующих программ акселерации.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Среди первостепенных мер восстановления утраченных позиций и достижения высоких результатов с исследуемой точки зрения можно обозначить:
- поддержание тесного сотрудничества вузов Республики Башкортостан с местными индустриальными партнерами по вопросам актуализации практической проблемной повестки в фокусе всей технологической цепочки создания добавленной стоимости;
- поиск новых способов финансирования программ фундаментальных исследований в университетах, соответствующих долгосрочным запросам индустриальных партнеров;
- постановка грантового сервиса - курса методического сопровождения заявителей, который позволяет довести заявочные проекты до необходимого уровня формализации и технико-экономического обоснования, определить степень необходимой кооперации с профильными научными учреждениями (рис. 5).
МОНИТОРИНГ
конкур сных пр огр амм
ИНФОРМИРОВАНИЕ
по алгоритмам участия
Сбор заявок
I
Анализ конкурсной документации на соответствие условиям и тр ебованиям
ПОДГОТОВКАп ОТПРАВКА
комплекта заявочных документов
ЭКСПЕРТИЗА
Заключение соглашения
ОТЧЕТНОСТЬ
по показателям эффективности
Анализ рынка по видам конкурсных программ
Поиск и отбор конкурсных процедур
Анализ инновационно-инвестиционных потребностей
Анализ инновационно-инвестиционного потенциала
Формальная экспертиза Экспертная оценка согласно критериям
1 1
Поддержана Пройдена
КОМПОНЕНТЫ ГРАНТОВОГО СЕРВИСА
КОМПЕТЕНЦИИ РЕЗУЛЬТАТ
Анализ конкурсной документации на предмет требований; Разъяснения и обсуждение условий конкурсной процедуры Презентации Алгоритм подготовки документов Чек-лист условий и входных требований участия
Бизнес-проектирование. Грамотная подготовка комплекта конкурсной заявки Упакованный комплект заявочного проекта
Выявление преобладающих видов конкурсных программ Календарь конкурсов База данных программ федерального финансирования по видам и суммам Реестр тендерных запросов
Работа с избранными конкурсами
Предоставление рекомендуемых конкурсных программ, удовлетворяющих инвестиционным потребностям Инновационно-инвестиционное портфолио Определение степени необходимой кооперации
Систематизация критериев подбора конкурсных программ, тендеров
Рисунок 5. Место грантового сервиса в процедуре подачи заявок
Учитывая складывающуюся тенденцию в н
том, что получение государственной финан- э
совой поддержки в сфере технологического г
развития производств становится более кон- и
курентным и требует всё больших усилий, Г
грантовые программы заставляют пересма- т
тривать традиционные финансовые модели п
как со стороны университета и научного о сообщества в его лице, так и со стороны
индустриального партнера. Сегодня всё боль- в
шее значение приобретает повышение эффек- Г
тивности финансовых расходов на реализа- р
цию заявки, которое выражается в возмож- (
ности достигать поставленных целей более экономичными способами. Однако зачастую государственные программы поддержки инновационного развития, например, Постановление № 218, не дает явных и ощутимых преимуществ для индустриальных партнеров, накладывая на них одни лишь ограничения.
Рассмотрим актуальную схему использования субсидии и софинансирования согласно Постановлению № 218 по условиям 12-й очереди конкурса, проводимой в 2020 году (рис. 6).
Рисунок 6. Соотношение и порядок использования субсидии и софинансирования по Постановлению № 218
Рисунок позволяет понять, что в момент значительные финансовые ресурсы. Таким организации мелкосерийного производства образом, для осуществления инновационного предприятие-партнер несет большие рас- процесса требуется горизонт планирования ходы, не получая при этом отдачи от них. При значительно более длительный, чем срок осу-этом на стадии научно-исследовательских ществления программы поддержки, что в работ и опытного образца оно уже затратило
российских реалиях практически не является осуществимым.
На уровне конкретного предприятия данная особенность финансирования по Постановлению № 218 отражается в том, что участие в программе предполагает согласие индустриального партнера на принятие обязательств по выпуску продукции на основе технологий, создаваемых в результате научных исследований. При этом возможный отрицательный результат проведения НИОКР, хотя и маловероятный, не учитывается, а значит, у заявителя появляются риски в виде невозможности налаживания производства по неизвестным технико-технологическим параметрам. Кроме того, финансирование выделяется на собственно исследования, а не на последующее их внедрение, например, в виде создания технологической линии — эти расходы индустриальный партнер несёт самостоятельно, что не может не отталкивать менеджмент предприятий от заключения стратегически важных, но высокорисковых соглашений.
Проблема усугубляется ещё и тем, что за время существования институтов поддержки и соответствующих программ в Республике
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Башкортостан значительно сократилось остаточное количество уникальных НИОКР, пригодных для коммерциализации и технологий, готовых для непосредственного трансфера на предприятия региона, но отложенных до определенного благоприятного момента внедрения. Сегодня хозяйствующие субъекты-заявители сталкиваются с научно-исследовательскими проектами, которые требуется начинать практически с «чистого лица» — стадий ТЯЪ-1 или TRL-2, итоговый результат которых невозможно окончательно спрогнозировать; при этом брать на себя обязательства по реализации новой продукции, не имея гарантий, увенчается ли коммерциализация НИОКР успехом.
Безусловно, государственные программы данного профиля значительно менее рискованны, когда вуз обладает НИОКР стадии «опытный образец», готовой к промышленному использованию. Однако существующая реальность ставит перед экономикой региона вопрос о ресурсах, необходимых для проведения полного цикла работ, что требует дополнительных, более детализированных оценок.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 (ред. от 15.02.2021) «Об утверждении Правил предоставления субсидий на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств и Положения о проведении конкурса на определение получателей субсидий из федерального бюджета на развитие кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств» //
Собрание законодательства Российской Федерации. - № 16 от 19.04.2010, ст. 1905.
2. Антипина Н.И. Управление инновационной деятельностью на мезоуровне: институциональный аспект: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — Уфа, 2012. — 27 с.
3. Бойко С.В. Формирование механизма управления развитием экономики промышленных комплексов на основе коммерциализации высокотехнологических проектов государственных бюджетных организаций: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — М., 2009. — 19 с.
4. Дежина И.Г. Государственное регулирование науки в России: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00. — М., 2007. — 42 с.
5. Зулькарнай И.У. Этапы трансфера научных результатов в экономику страны и взаимосвязь институциональных, экономических и организационных условий, определя-
ющих его эффективность // Экономика и н
управление: научно-практический журнал. f
- 2021. - № 2. - С. 20-24.
6. Зулькарнай И.У., Ислакаева Г.Р. Перспективы создания научного центра мирового уровня в Республике Башкортостан Б в рамках национального проекта «Наука» // o Экономика и управление: научно-практиче- С ский журнал. - 2019. - № 5. - С. 51-56. C
7. Ильин А.Б. Коммерциализация интел- o лектуального продукта высшей школы как a фактор развития инновационного потенциала e региона: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: f 08.00.05. - М., 2013. - 28 с. Б
8. Ладный А.О. Анализ и механизмы d развития научного потенциала высшей f школы: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: c 08.00.12. - Орел, 2012. - 24 с. o
9. Михайлова Е.Б. Механизм интеграции a вузов в инновационную инфраструктуру e региона: Автореф. дис. . канд. экон. наук: f 08.00.05. - Уфа, 2012. - 27 с. C
10. Овсянникова Г.Л. Экономический F механизм формирования регионального предпринимательского университета: Дис. ... m канд. экон. наук: 08.00.05. - Владивосток, a 2005. - 218 с. o
11. Тимохина Е.В. Управление научно- 2 исследовательской деятельностью и инновационным развитием университета: Автореф. f дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Курск, o 2019. - 24 с. c
12. Шестакович А.Г., Зулькарнай И.У. b Инновационный центр «СКОЛКОВО» как .. проект по трансплантации успешных инсти- M тутов «Силиконовой долины» // Инновационная деятельность. - 2014. - № 3. i
- С. 17-27. o
13. Энговатова А.А. Модели организации 2 инновационной инфраструктуры российских вузов: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: s 08.00.05. - М., 2013. - 26 с. tí
14. Годовой отчет о деятельности Фонда o содействия развитию малых форм предпри- e ятий в научно-технической сфере за 2019 год. s
- М.: ФСИ, 2020. [Электронный ресурс] // -Официальный сайт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-тех- f
нической сфере. - Режим доступа: //www. fasie.ru (дата обращения: 11.05.2021)
References
1. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 218 of 09.04.2010 (ed. of 15.02.2021) «On approval of the Rules for Granting Subsidies for the Development of Cooperation of Russian Educational Institutions of Higher Education, state Scientific Institutions and Organizations of the real sector of the economy in order to implement complex projects for the creation of high-tech industries and Regulations on holding a competition to determine the recipients of subsidies from the federal budget for the development of cooperation of Russian educational organizations of higher education, state scientific institutions and organizations of the real sector of the economy in order to implement complex projects for the creation of high-tech industries» // Collection of Legislation of the Russian Federation. - No. 16 of 19.04.2010, Article 1905
2. Antipina N.I. Innovation activity management at the meso-level: institutional aspect: Abstract of the dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.05. - Ufa, 2012. -27 р.
3. Boyko S.V. Formation of a mechanism for managing the development of the economy of industrial complexes on the basis of commercialization of high-tech projects of state budget organizations: Abstract of the dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.05. -Moscow, 2009. - 19 р.
4. Dezhina I.G. State regulation of science in Russia: Abstract of the dissertation ... doctor of economic sciences: 08.00.05. - Moscow, 2007. - 42 р.
5. Zulkarnai I.U. Stages of transfer of scientific results to the country's economy and the relationship of institutional, economic and organizational conditions that determine its effectiveness // Economics and Management: scientific and practical journal. - 2021. - № 2. - Р. 20-24.
6. Zulkarnai I.U., Islakaeva G.R. Prospects for creating a world-class scientific center in the Republic of Bashkortostan within the framework
of the national project «Science» // Economics and Management: scientific and practical journal. - 2019. - № 5. - P. 51-56.
7. Il'in A.B. Commercialization of the intellectual product of higher education as a factor in the development of the innovative potential of the region: Abstract of the dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.05. - Moscow, 2013. - 28 p.
8. Ladny A.O. Analysis and mechanisms of the development of the scientific potential of higher education: Abstract of the dissertation ... candidate of Economic Sciences: 08.00.12. -Orel, 2012. - 24 p.
9. Mikhailova E.B. The mechanism of integration of universities in the innovative infrastructure of the region: abstract of the dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.05. - Ufa, 2012. - 27 p.
10. Ovsyannikova G.L. The economic mechanism of formation of the regional entrepreneurial university: Dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.05. -Vladivostok, 2005. - 218 p.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
11. Timokhina E.V. Management of research activities and innovative development of the university: Abstract of the diss. ... candidate of economic sciences: 08.00.05. - Kursk, 2019. -24 р.
12. Shestakovich A.G., Zulkarnai I.U. Innovation Center «SKOLKOVO» as a project for the transplantation of successful institutes of «Silicon Valley» // Innovation activity. - 2014. - № 3. - Р. 17-27.
13. Engovatova A.A. Models of organization of innovative infrastructure of Russian universities: Abstract of dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.05. - Moscow, 2013. - 26 р.
14. Annual report on the activities of the Fund for assistance to the development of small forms of enterprises in the scientific and technical sphere for 2019. - Moscow: FSI, 2020 [Electronic resource] // Official website of the Fund for Assistance to the Development of Small Forms of Enterprises in the scientific and technical sphere. - Access mode: //www.fasie.ru (accessed: 11.05.2021)