Бойко А.А. ©
Магистрант, институт управления,
Белгородский государственный университет
ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье исследуется роль государства в практике поддержки молодых семей, а также основные направления развития семейной политики в Российской Федерации.
Ключевые слова: молодая семья, государство, Российская Федерация.
Keywords: a young family, the state, the Russian Federation.
Социально-экономическое положение российской молодой семьи требует повышения роли государства в создании нормальных условий для достижения уровня благополучия. Решение многих вопросов молодых семей напрямую связано с законодательной и нормативно-правовой базами семейной политики.
Нормативно-правовой основой государственной политики в отношении молодой семьи в России являются документы ООН, в которых имеются прямые и косвенные положения, касающиеся семьи, Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс, а также:
- указ Президента РФ от 14.05.96 г.(ред. от 05.10.2002) № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»;
- концепция государственной политики в отношении молодой семьи.
Основные направления социальной поддержки молодой семьи отражены в Концепции государственной политики в отношении молодой семьи. Это:
- пропaгандa семейных ценностей среди молодежи;
- формирование основ педагогической культуры у молодых родителей;
- обеспечение преемственности поколений в семье;
- формирование мехaнизмов поддержки молодой семьи;
- развитие форм общественного объединения молодых семей и повышение их соцтальной активности, рaзвитие самопомощи и взаимопомощи в решении проблем молодой семьи;
- подготовка дeтей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к создaнию благополучной семьи;
- содeйствие в обеспечении жильeм молодых семей, в повышeнии уровня их матeриального и социального благополучия.
В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них.
Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.
© Бойко А.А., 2015 г.
Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.
Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.
Г осударственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного,
пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи [1,6].
Основные направления государственной семейной политики обозначены в законодательстве на федеральном уровне, они ежегодно обновляются и подчеркиваются в Послании Президента РФ Федеральному Собранию.
В осуществлении семейной политики немаловажную роль играют органы местного самоуправления, которые в своей деятельности руководствуются Семейным Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и другими федеральными законами (в части положений о материальном обеспечении, мерах социальной защиты и иных правовых и социальных гарантиях, Постановлениями Правительства и утвержденными ими Положениями.
В целом нужно сказать, что правовой основой поддержки молодых семей является законодательство и принимаемые в соответствии с ним различные акты, решения, постановления уполномоченных в этой сфере органов.
Следует отметить, что реализация государственной семейной политики по отношению к молодой семье имеет свои особенности, в силу специфики молодой семьи, где супруги только начинают осваивать новые социальные роли, организовывать собственное хозяйство и т. п.
Государство проводит целенаправленную семейную политику в отношении, как семей зрелого возраста, так и молодых семей, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. Молодая семья при этом рассматривается не как средство воспроизводства рабочей силы, а как институт воспроизводства и воспитания жизнеспособной личности, формирования гармонично развитого человека [2, 13].
Государственная политика в отношении молодой семьи не сводится только к материальной поддержке и помощи в выполнении ее функций, а направлена на создание условий для активного инновационного участия семейного союза в жизни российского общества [3, 25].
Основной стратегической целью реализации семейной политики государства по отношению к молодой семье является организация соответствующих условий для создания, сохранения, развития благополучной молодой семьи в качестве субъекта социальной структуры российского общества, укрепления семейного образа жизни и в полной мере выполнения семьей функций как социального института. Концептуальная задача в сложившейся обстановке заключается в том, чтобы содействовать успешной социальной адаптации молодой семьи в обществе. Государственные структуры должны обеспечить поддержку и помощь всем организациям, которые оказывают комплексную поддержку молодой семье.
Основные направления реализации современной государственной политики в отношении молодой семьи:
1. Возрождать и укреплять институт российской семьи на основе традиционных социокультурных ценностей;
2. Создавать необходимые условия, позволяющие молодой семье обеспечить уровень доходов, достаточный для ее стабильного существования, в том числе совершенствовать систему государственных социальных гарантий для поддержки уровня благосостояния семей с детьми, обеспечивать создание стартовых возможностей для становления молодой семьи и достижения ее стабильного функционирования.
3. Оказывать содействие молодой семье в реализации ее воспитательной функции по социализации и формированию гражданственности подрастающего поколения.
4. Осуществлять социально-педагогическую и психологическую поддержку молодой
семьи.
Таким образом, можно сделать вывод, что основной потенциал стабилизирующего фактора для современной молодой семьи содержится в научно обоснованной государственной семейной политике и направлен на обеспечение социальной защищенности семьи и детей.
Литература
1. Бароцкая, К.Б. Право семьи на социальную защиту [Текст] / К.Б. Бароцкая // Социальное и пенсионное право. - 2011. - № 3. - С. 6.
2. Дармодехин, С.В. Семья и семейная политика: проблемы научной разработки [Текст] / С.В. Дармодехин // Проблемы семьи и семейной политики. - 2014. - № 3. - С. 13.
3. Шеляг, Т.В. Современная семья и социальная работа [Текст] / Т.В. Шеляг. - М. : Литкон, 2012. -71 с.