Научная статья на тему 'Поддержка малого и среднего бизнеса с использованием инструмента государственно-частного партнерства в условиях вступления России в ВТО // Государственно-частное партнерство'

Поддержка малого и среднего бизнеса с использованием инструмента государственно-частного партнерства в условиях вступления России в ВТО // Государственно-частное партнерство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENTERPRISES / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / NATIONAL ECONOMIES / ПРЕДПРИЯТИЯ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметова Камилла Руслановна

В данной статье рассматривается возможность поддержки малого и среднего бизнеса путем государственно-частного партнерства в условиях вступления России в ВТО. Анализируются различные модели государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Support for Small and Medium-Sized Businesses Using a Tool of Public and Private Partnership in the Context of Russia''s Accession to the WTO

This article discusses the possibility of supporting small and medium-sized businesses through public and private partnership in the context of Russia's accession to the WTO. The authors analyze various models of public and private partnership.

Текст научной работы на тему «Поддержка малого и среднего бизнеса с использованием инструмента государственно-частного партнерства в условиях вступления России в ВТО // Государственно-частное партнерство»

Ахметова К.Р. Поддержка малого и среднего бизнеса с использованием инструмента государственно-частного партнерства в условиях вступления России в ВТО // Государственно-частное партнерство. — 2015. — Т. 2. — № 3. — С. 155-162. — doi: 10.18334/ppp.2.3.35016

Язык публикации: русский_

Public-Private Partnership, 2015, Volume 2, Issue 3

Support for Small and Medium-Sized Businesses Using a Tool of Public and Private Partnership in the Context of Russia's Accession to the WTO

Kamilla Ahmetova1

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

ABSTRACT_

This article discusses the possibility of supporting small and medium-sized businesses through public and private partnership in the context of Russia's accession to the WTO. The authors analyze various models of public and private partnership.

KEYWORDS_

enterprises, small and medium-sized businesses, national economies

CITATION_

Ahmetova, K.R. (2015). Support for Small and Medium-Sized Businesses Using a Tool of Public and Private Partnership in the Context of Russia's Accession to the WTO. Public-Private Partnership, 2(3), 155-162. doi: 10.18334/ppp.2.3.35016

JEL: F13, L20, L32 Original Research Language: Russian

Received: 18 Aug 2015, Published: 30 Sep 2015

© Ahmetova K.R. / Publication: Creative Economy Publishers

This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0

H For correspondence: akhmetova-kamilla@rambler.ru

HIGHLIGHTS

► Russia's accession to the WTO puts forward a problem of compliance of the state support for domestic enterprises with the principles of competitive interaction of companies among member countries of the World Trade Organization

► surveys of domestic entrepreneurs allow to identify the following challenges in the establishment of small and medium-sized businesses in Russia: the imperfection of the tax system, an unstable government funding of support programs; the impact of the criminal world, difficulties in obtaining a bank loan, the lack of reliable legal guarantees

► it is advisable to use "operator" model in PPP projects in the processing of waste and recycled materials

► contractual PPP model involves public funding in the establishment of a clear plan to reduce costs

Государственно-частное партнерство, 2015, Том 2, Выпуск 3

Поддержка малого и среднего бизнеса с использованием инструмента государственно-частного партнерства в условиях вступления России в ВТО

Камилла Ахметова1

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия

АННОТАЦИЯ_

В данной статье рассматривается возможность поддержки малого и среднего бизнеса путем государственно-частного партнерства в условиях вступления России в ВТО. Анализируются различные модели государственно-частного партнерства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

предприятия, малый и средний бизнес, национальные экономики

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_

Ахметова К.Р. Поддержка малого и среднего бизнеса с использованием инструмента государственно-частного партнерства в условиях вступления России в ВТО // Государственно-частное партнерство. — 2015. — Т. 2. — № 3. — С. 155-162. — Со1: 10.18334/ррр.2.3.35016

JEL: F13, L20, L32

Язык публикации: русский

© Ахметова К.Р. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0

н Для связи: akhmetova-kamilla@rambler.ru

ТЕЗИСЫ

► вступление России в ВТО ставит проблему соответствия мер государственной поддержки отечественных предприятий принципам конкурентного взаимодействия фирм стран-членов Всемирной торговой организации

► результаты опросов отечественных предпринимателей позволяют выделить следующие проблемы в сфере формирования малого и среднего бизнеса в России: несовершенство системы налогообложения; нестабильное бюджетное финансирование программ поддержки; воздействие криминальных структур; трудности с получением банковского кредита; отсутствие надежных правовых гарантий

► модель «оператора» в проектах ГЧП целесообразно применять при переработке отходов и вторичного сырья

► договорная модель ГЧП предполагает государственное финансирование при установлении четкого плана снижения затрат

Об авторах:

Ахметова Камилла Руслановна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (akhmetova-kamilla@rambler.ru)

Введение

Вступление России в ВТО ставит проблему соответствия мер государственной поддержки отечественных предприятий принципам конкурентного взаимодействия фирм стран-членов Всемирной торговой организации. Объектом нашего анализа выступают малые и средние предприятия, во многом определяющие социально-экономическое развитие страны. Практика государств-участниц ВТО свидетельствует о том, что малый и средний бизнес играет существенную роль в обеспечении экономического роста национальных экономик при условии поддержки и стимулирования предпринимательской активности на системной основе.

Целью данного исследования является изучение особенностей государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства (МиСП) в странах-членах ВТО и разработка предложений по совершенствованию стимулирования малого и среднего бизнеса в России.

Работа проводилась на основе контент-анализа. Были поставлены следующие задачи:

1. Обобщение российского и зарубежного опыта развития МиСП в современных условиях;

2. Анализ основных проблем формирования системы мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса;

3. Обоснование рекомендаций по перспективным направлениям стимулирования МиСП в России.

В современных условиях в России доля малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых составляет всего 27 % (таблица). В зарубежных странах доля МиСП в общей численности занятых превышает 50 %.

Таблица

Роль малого и среднего бизнеса в экономике, данные за 2014 год (%)

Страна Доля в общей численности занятых, % Доля в ВВП страны Доля в количестве всех предприятий, %

Россия 27 17-20 97,2

Страны ЕС 67,4 50-70 99,8

Источник: [1]

Развитие малого и среднего бизнеса - задача государственная!

Доля малого и среднего бизнеса в количестве всех предприятий во многих странах составляет более 90%, а в России - менее трети. Что обеспечивает эффективное развитие малого и среднего бизнеса за рубежом и что мешает его активизации в нашей стране?

Анализ материалов стран-членов ВТО позволил выделить систему мер государственной поддержки МиСП, которая включает в себя:

— проведение упрощенной регистрации новых предприятий;

—техническое и инфраструктурное содействие МиСП (предоставление современного оборудования, зданий в аренду, оказание маркетинговых, представительских, юридических, образовательных и прочих услуг);

— введение упрощенного налогового режима;

— осуществление координации сотрудничества малых и средних предприятий (предоставление информации по поставщикам, по кооперации между предприятиями и т. д.).

Эта система мер позволила снизить налоговое бремя для МиСП, направлять расходы на улучшение качества товаров, что способствовало росту конкуренции на рынках, расширению масштабов рыночной экономики.

Обобщение результатов опросов отечественных

предпринимателей, а также мнений многих экономистов-экспертов позволяет выделить следующие основные проблемы в сфере формирования малого и среднего бизнеса в России:

1. Несовершенство системы налогообложения;

2. Нестабильное бюджетное финансирование программ поддержки;

3. Воздействие криминальных структур;

4. Трудности с получением банковского кредита;

5. Отсутствие надежных правовых гарантий.

На наш взгляд, важнейшей проблемой являются источники и методы финансирования малых и средних предприятий, на которых мы сосредоточили свое внимание.

В 2006-2008 гг. финансирование по Федеральной целевой программе поддержки малого бизнеса составляло 15 млрд рублей, с 20092012 гг. финансирование выросло до 50 миллиардов [5]. Имеются позитивные сдвиги благодаря осуществлению следующих мер: предоставляются льготы при кредитовании; возмещаются проценты

по кредитам до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ; предоставляются субсидии на патентование, защиту и оформление интеллектуальной собственности; продвигаются товары и услуги на рынки путем покрытия затрат на участие в выставочных мероприятиях; предоставляются гранты.

Партнерство ради эффективности

Тем не менее достигнутые результаты не являются достаточно эффективными. Целесообразны, с нашей точки зрения, следующие меры:

1. Освобождать от уплаты налогов предприятия на 5 лет с момента их открытия (использовать как временную меру для преодоления кризисных явлений).

2. Вместо льготного кредитования отдельных МиСП основное внимание уделять поддержке развития кредитной кооперации между ними.

3. Использовать потенциал государственно-частного партнерства

(ГЧП).

По нашему мнению, могут эффективно применяться разные типы партнерства в зависимости от сферы реализации проекта. Например, модель «оператора» целесообразно применять при переработке отходов и вторичного сырья. Отличительной характеристикой в данном случае является четкое разграничение полномочий и ответственности на уровне подготовки и подписания соглашения о ГЧП. Государство поможет малому и среднему предпринимательству на начальной стадии возникновения, даст толчок для дальнейшего развития.

Вторая модель - «договорная». Ее суть: направление инвестиций на сокращение издержек, например, осуществление проектов, ориентированных на внедрение энергосберегающих технологий, снижение затрат на доставку продукции и т. п. Эта модель ГЧП предполагает государственное финансирование при установлении четкого плана снижения затрат.

Выводы

Реализация данных моделей ГЧП позволит, на наш взгляд, объединить усилия государства и частного бизнеса для решения важнейшей проблемы - повышения конкурентоспособности экономики на базе эффективного использования ресурсов России. Государственно-частное партнерство является необходимым инструментом поддержки малого и среднего бизнеса в нашей стране. Выделяя средства для развития

компаний, занимающихся производством жизненно необходимых товаров, есть возможность снизить импорт товаров из зарубежных стран. Все это особенно актуально в условиях введения санкций со стороны США и Европы, а также в отношениях между Россией и Турцией, откуда поступало большое количество фруктов, овощей и одежды. Именно на малом и среднем бизнесе строятся экономики ведущих мировых держав, так, например, в США на уровне ГЧП утилизируются отходы, что способствует улучшению экологии, проводятся меры по поддержке бизнеса в условиях кризиса. Нельзя не отметить, что, используя данный инструмент, государству будет проще отслеживать дисциплину использования бюджетных средств, это позволит повысить выгодность проводимых проектов, тем не менее необходимо будет развивать административную сторону - совершенствовать законодательство, которое будет помогать развиваться малому и среднему бизнесу, а не усугублять его состояние. Все данные меры позволят увеличить данный сектор бизнеса, что отразится в создании большого количества рабочих мест, а это приведет к повышению доходов и уровня жизни населения.

ИСТОЧНИКИ:

1. Нурмухаметов, А.В. (2014). Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны. В

книге Актуальные вопросы экономических наук (С. 16-19). Уфа: Лето.

2. Бондарь, Н.Н. (2014). Инструменты и формы государственной поддержки проектов

государственно-частного партнерства в инфраструктурных отраслях экономики. Молодий вчений, 8.

3. Йескомб, Э.Р. (2015). Государственно-частное партнерство: Основные принципы

финансирования. М.: Альпина Паблишер.

4. Портал «ГЧП в России».

5. На поддержку малого бизнеса в 2009-2011 гг. бюджет РФ выделит 50 млрд рублей

(2008, 24 декабря). Режим доступа: http://allmedia.ru/newsitem.asp?id=839195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.