Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧЕНИКОВ В ШКОЛЕ'

ПОДДЕРЖКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧЕНИКОВ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДДЕРЖКА УЧЕНИКОВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СТРЕСС В ШКОЛЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ШКОЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Власова Л. В.

Статья посвящена важности поддержки эмоционального благополучия учеников в школьной среде. Проведено исследование в школе МОУ СОШ №97 им. Героя Советского Союза В.Г. Клочкова. Сформулированы некоторые рекомендации и предложения по улучшению текущих подходов к поддержке эмоционального благополучия учеников. Работа будет полезна для учителей, школьных психологов, родителей и специалистов в области образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT FOR THE EMOTIONAL WELL-BEING OF STUDENTS AT SCHOOL

The article is devoted to the importance of supporting the emotional well-being of students in the school environment. A study was conducted at the school of MEI Secondary school №97 named after Hero of the Soviet Union V.G. Klochkov. Some recommendations and suggestions are formulated to improve current approaches to supporting the emotional well-being of students. The work will be useful for teachers, school psychologists, parents and specialists in the field of education.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧЕНИКОВ В ШКОЛЕ»

ПОДДЕРЖКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧЕНИКОВ В ШКОЛЕ Л.В. Власова, специалист, учитель физики

Средняя общеобразовательная школа № 97 имени Героя Советского Союза В.Г. Клочкова

Саратовский государственный педагогический университет им. К.А. Федина (Россия, г. Саратов)

Б01:10.24412/2500-1000-2023-6-3-23-27

Аннотация. Статья посвящена важности поддержки эмоционального благополучия учеников в школьной среде. Проведено исследование в школе МОУ СОШ №97 им. Героя Советского Союза В.Г. Клочкова. Сформулированы некоторые рекомендации и предложения по улучшению текущих подходов к поддержке эмоционального благополучия учеников. Работа будет полезна для учителей, школьных психологов, родителей и специалистов в области образования.

Ключевые слова: эмоциональное благополучие, школьное образование, поддержка учеников, учебный процесс, психологическая поддержка, стресс в школе, образовательная среда, школьные исследования, психология образования.

В современном обществе вопросы эмоционального благополучия детей и подростков становятся все более актуальными. Ведь эмоциональное благополучие играет важную роль в жизни каждого человека, влияя на его способность обучаться, взаимодействовать с окружающими и адаптироваться к изменениям. Подольский указывают, что у 30% обследованных подростков отмечается весьма существенное превышение допустимого для данной возрастной категории уровня эмоционального неблагополучия и депрессивности. Этот существенный показатель варьируется в разных регионах, превышая 50% [1].

При этом, в контексте образовательного процесса, эмоциональное благополучие учащихся прямо связано с их учебной мотивацией, успеваемостью, общим уровнем удовлетворенности школой. В связи с этим, поддержка эмоционального благополучия учеников в школе становится актуальной проблемой для педагогов, психологов, родителей, а также для самого общества.

В связи с вышесказанным, целью данного исследования является изучение способов поддержки эмоционального благополучия учеников в школьной среде.

Существующие исследования подчеркивают сложность и многогранность проблемы эмоционального благополучия уче-

ников и указывают на необходимость разработки и апробации новых подходов для его поддержки.

Цель данного исследования заключается в анализе текущей ситуации и анализа эффективности методик по поддержке эмоционального благополучия учеников в школьной среде.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

Исследовать влияние различных факторов (учебная нагрузка, межличностные отношения, поддержка со стороны учителей и сверстников и т.д.) на эмоциональное благополучие учащихся.

Разработать методику для поддержки эмоционального благополучия учащихся, включая предложения по изменению образовательной среды, введению обучения эмоциональным навыкам и организации психологической поддержки.

Провести апробацию разработанной методики в условиях реальной школьной среды и оценить ее эффективность.

На основе полученных результатов сформулировать рекомендации для педагогов, психологов и руководителей образовательных учреждений по поддержке эмоционального благополучия учащихся.

Эмоциональное благополучие играет ключевую роль в обучении и развитии учащихся. Оно влияет на когнитивные

процессы, социальное взаимодействие и учебные достижения студентов. Важность эмоционального благополучия подтверждается многочисленными исследованиями и включена в международные образовательные стандарты. Э. Эриксон выделяет условия, которые обеспечивают эмоциональное благополучие: хорошо развитое чувство индивидуальности, умение общаться, умение создавать близкие отношения, умение проявлять активность [2].

Эмоциональное состояние учащегося влияет на его способность к концентрации внимания, восприятию информации, критическому мышлению и решению задач. Положительные эмоции способствуют расширению когнитивных горизонтов, стимулируют креативное мышление и облегчают процесс усвоения новых знаний. На значимость процесса педагогического регулирования психического состояния школьника указывали Н.Д. Левитов и А.Г. Ковалев. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что чувства можно косвенно направлять и регулировать через деятельность, в которой они проявляются и формируются [3].

Социальное взаимодействие: Ученики с высоким уровнем эмоционального благополучия лучше адаптируются к школьной среде, легче налаживают отношения со сверстниками и преподавателями. Это способствует развитию коммуникативных навыков, эмпатии и способности к коллективной работе.

Учебные достижения: Эмоциональное благополучие коррелирует с академической мотивацией и учебными достижениями. Ученики, которые чувствуют себя счастливыми и довольными своей школьной жизнью, часто демонстрируют лучшие результаты в учебе.

Таким образом, поддержание эмоционального благополучия учащихся является важной задачей образовательного процесса, направленной на создание благоприятной обучающей среды, повышение учебной мотивации и активности учащихся, и улучшение их академических результатов.

Для исследования влияния различных факторов на эмоциональное благополучие учеников и разработки эффективных ме-

тодов его поддержки, было выбрано комбинированное исследование, включающее в себя как количественные, так и качественные методы.

Специфика нашего исследования требует глубокого понимания личного опыта и взглядов учащихся, и поэтому было решено использовать следующие методы сбора данных:

Опросы: Этот метод был выбран для сбора количественных данных о эмоциональном благополучии учеников. Опрос будет включать вопросы, направленные на определение уровня положительных эмоций, удовлетворенности жизнью, самооценки и управления эмоциями учеников.

Индивидуальные интервью: Индивидуальные интервью с учащимися будут проведены для получения более глубокого понимания их эмоционального благополучия, влияния школьной среды и факторов, которые могут влиять на их эмоциональное состояние.

Групповые дискуссии: Групповые дискуссии с учащимися и учителями будут организованы для исследования взаимодействия между учащимися и их восприятия школьной среды.

Этот комплексный подход позволит получить широкую картину состояния эмоционального благополучия учащихся в нашей школе, выявить ключевые влияющие факторы и определить наиболее эффективные стратегии для его поддержки и улучшения. В результате исследования мы сможем разработать целостную программу поддержки эмоционального благополучия учеников, адаптированную к особенностям нашего образовательного учреждения.

Все данные будут собраны анонимно, чтобы обеспечить конфиденциальность учащихся и способствовать открытости и честности их ответов. Выбор этих методик исследования позволит нам получить как количественную, так и качественную информацию, дать глубокое понимание проблематики эмоционального благополучия

В результате опросов было выявлено, что около 70% (68%) учеников чувствуют себя удовлетворенными своей жизнью, 56% демонстрируют устойчивость к стрес-

совым ситуациям, а 39% испытывают сложности с управлением эмоциями.

Проанализировав ответы учеников на вопросы интервью, мы выявили несколько основных тем, которые оказывают влияние на их эмоциональное благополучие. Эти темы включают взаимоотношения с одноклассниками и учителями, нагрузку от учебы, участие во внеурочной деятельности, семейную обстановку.

Результаты групповых дискуссий также были представлены в виде тематического анализа. Были выявлены ключевые моменты, отмеченные участниками дискуссии. В частности, ученики и учителя выразили мнение о важности взаимопонимания и поддержки в школьной среде, о нагрузке и стрессе от домашней работы, о необходимости развития навыков управления эмоциями.

Полученные данные позволяют увидеть основные тенденции и проблемы в области эмоционального благополучия учеников нашей школы. Это становится важной основой для дальнейшего анализа и разработки рекомендаций по улучшению ситуации.

Полученные данные предоставляют нам возможность сформулировать глубокое и комплексное понимание эмоционального благополучия учеников в нашей школе. Рассмотрим каждый источник данных в отдельности и вместе, чтобы проанализировать и интерпретировать полученную информацию.

Результаты опросов указывают на то, что большинство учеников чувствуют себя в целом удовлетворенными своей жизнью и способными справляться со стрессом. Однако значительная доля учеников испытывает трудности с управлением эмоциями, что может указывать на недостаточность навыков эмоционального интеллекта и возможную потребность в целенаправленной поддержке в этой области.

Анализ ответов на вопросы интервью указывает на важность взаимоотношений со сверстниками и учителями для эмоционального благополучия учащихся. Отмечается, что негативные отношения или конфликты могут создавать стресс и негативно влиять на эмоциональное состояние

учеников. Известно, что для каждого рода деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения [4]. В этой связи учебная нагрузка также выявлена как значимый фактор, влияющий на эмоциональное благополучие.

Данные групповых дискуссий подчеркивают важность школьной среды для эмоционального благополучия учеников. Ученики и учителя упоминали о необходимости взаимопонимания и поддержки, а также о стрессе от учебной нагрузки и важности развития навыков управления эмоциями.

Обобщая все данные, можно сказать, что, несмотря на общее удовлетворение жизнью и способность справляться со стрессом, ученики испытывают определенные трудности, связанные с управлением эмоциями, взаимоотношениями в школе и учебной нагрузкой. Эти факторы являются ключевыми для понимания и улучшения эмоционального благополучия учащихся в нашей школе.

Наши результаты не только подтверждают выводы предыдущих исследований, но и дополняют их новыми наблюдениями. Они позволяют более глубоко понять сложность вопроса эмоционального благополучия учеников и выработать стратегии по его улучшению.

На основе полученных данных и их анализа, мы предлагаем следующие меры по поддержке эмоционального благополучия учеников в нашей школе:

Программы по развитию эмоционального интеллекта: Учитывая трудности учащихся с управлением эмоциями, предлагается ввести программы по развитию эмоционального интеллекта. Это могут быть специальные уроки, в рамках которых детям будут преподаваться навыки саморегуляции, эмпатии и управления стрессом.

Создание поддерживающей школьной среды: Данные подчеркивают важность взаимоотношений с одноклассниками и учителями для благополучия учащихся. В этом контексте, следует уделить внимание созданию поддерживающей и дружественной атмосферы в школе. Это может включать тренинги по разрешению кон-

фликтов, укреплению командного духа, а также совместные мероприятия и проекты.

Управление учебной нагрузкой: Учитывая влияние учебной нагрузки на эмоциональное благополучие учащихся, предлагается обсудить возможность пересмотра текущей системы домашних заданий и уровня нагрузки. Это может включать более гибкий подход к выполнению домашних заданий, использование альтернативных форм обучения, а также предоставление дополнительной поддержки учащимся, испытывающим трудности.

Психологическая поддержка: На основе наших результатов, мы также рекомендуем усилить психологическую поддержку учеников. Это может включать регулярные консультации с школьным психологом, проведение тренингов по управлению стрессом и развитию навыков справления с эмоциональными трудностями.

Информирование родителей: Важно также вовлечь родителей в процесс поддержки эмоционального благополучия их детей. Это может включать информационные семинары, родительские собрания на тему эмоционального благополучия и советы по поддержке благополучия детей дома. Это представляется важным т. к. от семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: подросток более податлив воспитательным влияниям, если растёт в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий [5].

Принятие этих мер может способствовать улучшению эмоционального благополучия учащихся, уменьшению уровня стресса и повышению общего уровня удовлетворенности школьной жизнью.

В целом, применение этих мер, основанных на наших исследовательских данных, позволит существенно повысить уровень эмоционального благополучия учащихся в МОУ СОШ 97 им. Героя Советского Союза В.Г. Клочкова и, как след-

ствие, улучшить качество учебного процесса и общую атмосферу в школе.

Внедрение этих улучшений может помочь усилить эффективность текущих подходов и создать более устойчивую и учитывающую потребности учеников систему поддержки. Это, в свою очередь, приведет к улучшению уровня эмоционального благополучия среди учеников, что положительно отразится на их академическом успехе и общем качестве жизни.

Важно понимать, что поддержка эмоционального благополучия учеников - это непрерывный процесс, требующий регулярного пересмотра и корректировки подходов. Поэтому важно продолжать исследования в этой области, а также обмен опытом и знаниями с другими школами и образовательными учреждениями.

В ходе нашего исследования, мы сформулировали следующие основные выводы:

Эмоциональное благополучие имеет прямое влияние на академический успех и учебное вовлечение учеников.

Факторы, такие как поддерживающая образовательная среда, позитивные отношения с учителями и сверстниками, а также сбалансированная учебная нагрузка, играют важную роль в поддержке эмоционального благополучия учеников.

Несмотря на имеющиеся программы поддержки, существует потребность в более систематических и целостных подходах к поддержке эмоционального благополучия в школьной среде.

Учителя, родители и школьные психологи имеют важную роль в поддержании и улучшении эмоционального благополучия учеников и должны быть активно вовлечены в эти процессы.

Необходима дальнейшая работа в направлении интеграции программ поддержки эмоционального благополучия в обычный учебный процесс и в расширении обучения учеников, учителей и родителей в области эмоционального благополучия и

умении справляться со стрессом. Библиографический список

1. Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А. и др. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вест. Москва ун-та. Сер. 14: Психология. - 2011. - № 2. - С. 9-20.

2. Эриксон Э. Детство и общество. - М., 2001. - 200 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. 2000. - 712 с.

4. Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний : учеб. пособие. - Киев, 2006. - 240 с.

5. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Н. Андреева - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

SUPPORT FOR THE EMOTIONAL WELL-BEING OF STUDENTS AT SCHOOL L.V. Vlasova, Specialist, Physics Teacher

Secondary school No. 97 named after Hero of the Soviet Union V.G. Klochkov Saratov State Pedagogical University named after K.A. Fedin (Russia, Saratov)

Abstract. The article is devoted to the importance of supporting the emotional well-being of students in the school environment. A study was conducted at the school of MEI Secondary school №97 named after Hero of the Soviet Union V.G. Klochkov. Some recommendations and suggestions are formulated to improve current approaches to supporting the emotional well-being of students. The work will be useful for teachers, school psychologists, parents and specialists in the field of education.

Keywords: emotional well-being, school education, student support, educational process, psychological support, stress at school, educational environment, school research, psychology of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.