Сабирова З.Э. Sabirova Z.E.
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и социально-экономической политики
ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан», г. Уфа, Российская Федерация
DOI: 10.17122/2541-8904-2019-4-30-92-99
ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Деятельность социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) направлена на ликвидацию пробелов государства в обеспечении населения востребованными общественными благами. Самый большой сегмент среди них представлен СО НКО - поставщиками социальных услуг.
Указывается, что совершенствование федерального и регионального законодательства значительно расширило условия, позволяющие негосударственным организациям присутствовать на рынке предоставления социальных услуг. Отмечается, что при привлечении негосударственных организаций к оказанию социальных услуг самой распространенной является законодательная норма, позволяющая выплачивать компенсации включённым в реестр негосударственным поставщикам социальных услуг при условии их неучастия в выполнении государственного задания.
Автором рассмотрены меры государственной поддержки СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, в частности возможность получения статуса «исполнитель общественно полезных услуг», предоставление налоговых льгот и преференций, субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в российских банках, и др.
Приведены данные ведомственной отчётности и государственной статистки, наглядно демонстрирующие масштабы роста числа негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере, и объёмы бюджетных финансовых ресурсов, направляемых СО НКО на компенсацию оказанных услуг, в разрезе субъектов Российской Федерации за период 2017-2018 гг.
В статье акцентируется внимание на том, что заметную роль в достижении положительной динамики показателей играют такие системные институты поддержки СО НКО, как центры инноваций социальной сферы и ресурсные центры (РЦ). Рассмотрев накопленный в регионах опыт и практики деятельности РЦ СО НКО, автор делает вывод, что при успешной реализации базовых функций возможности сервисной поддержки СО НКО через предоставление специализированных услуг тормозятся бюрократическими барьерами и техническими ограничениями использования современных цифровых сервисов.
В целях мотивации улучшения положения в данной сфере автором предлагается при формировании рейтинга субъектов РФ по итогам реализации регионами механизмов поддержки СО НКО учитывать показатель уровня включённости объектов инфраструктуры поддержки СО НКО в сервисное информационное пространство.
Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, механизмы поддержки, инфраструктура, ресурсный центр.
УДК 364.075.71
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории
SUPPORT OF ACTIVITIES OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF SOCIAL PROTECTION AND SOCIAL POPULATION SERVICES
The activities of socially oriented non-profit organizations (SO NPO) are aimed at filling the gaps in the state in providing the population with demanded public goods. The largest segment among them is represented by SO NPO - providers of social services.
It is indicated that the improvement of federal and regional legislation has significantly expanded the conditions that allow non-governmental organizations to be present in the market for the provision of social services. It is noted that the most popular legal mechanism for attracting nongovernmental organizations to the provision of social services is the norm of Federal Law No. 442-ФЗ, which allows paying compensation to non-governmental providers of social services included in the register provided that the state assignment is not fulfilled.
The author considered measures of state support for SO NPO operating in the social sphere, in particular, the possibility of obtaining the status of «provider of public services», the provision of tax benefits and preferences, subsidizing the interest rate on loans received from Russian banks, etc.
The data of departmental reporting and state statistics are presented that clearly demonstrate the growth rate of the number of non-state service providers in the social sphere and the volume of budgetary financial resources allocated by SO NPO to compensate for the services provided by the subjects of the Russian Federation for the period 2017-2018.
The article focuses on the fact that a significant role in achieving positive dynamics of indicators is played by such systemic institutions for supporting SO NPO as social innovation centers and resource centers (RC). Having examined the experience and practices of the operation of the Regional Center of SO NPO in the regions, the author concludes that with the successful implementation of the basic functions, the possibilities of service support of SO NPO through the provision of specialized services are hindered by bureaucratic barriers and technical restrictions on the use of modern digital services.
In order to motivate him to improve the situation in this area, the author suggests taking into account the indicator of the level of inclusion of infrastructure facilities supporting the SO NPO in the service information space when forming the rating of the constituent entities of the Russian Federation based on the results of the implementation of regional support mechanisms for SO NPO.
Key words: socially oriented non-profit organizations, support mechanisms, infrastructure, resource center.
В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - «Основные направления») представлены ключевые программы и проекты развития Российской Федерации, в числе которых раздел 4.9 «Социальная активность» предусматривает повышение качества и доступности услуг в социальной сфере на основе использования потенциала общественных инициатив и поддержки деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), социального предпринимательства, благотворительной и добровольческой деятельности [1].
Совершенствование и актуализация правовых механизмов, заложенных в федераль-
ном и региональном законодательстве, позволили негосударственным организациям осуществлять деятельность на рынке предоставления социальных услуг на новых условиях (рис).
В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», принятие которого потребует создания «цифровых платформ» по основным направлениям деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей - поставщиков социальных услуг [8].
Поставщики социальных услуг
формы
юридические лица независимо от их организационно-правовой формы индивидуальные предприниматели
1 нормы права г 1 г
| Реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ \
статус «исполнитель общественно полезных услуг» 1
механизмы финансового обеспечения предоставления социальных услуг
Рисунок. Институционально-финансовые механизмы привлечения негосударственных организаций к оказанию социальных услуг
Проект закона несколько лет широко обсуждался федеральными и региональными органами власти с привлечением экспертного и профессионального сообществ, общественных организаций, что позволило учесть в итоговом варианте мнения участников этого процесса, в первую очередь в части внедрения конкурентных механизмов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Кроме того, с 1 января 2020 года вступает в силу Федеральный закон № 210-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят 26 июля 2019 года), предусматривающий снятие предельного срока применения налоговой
ставки 0 % по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, что также обеспечит поддержку деятельности СО НКО - поставщиков социальных услуг.
Укреплению позиций СО НКО должно способствовать решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в его посланиях Федеральному Собранию 2014-2016 гг., направленных на исключение барьеров и дискриминации негосударственного сектора в социальной сфере, обеспечение равноправного доступа к финансовым ресурсам, закрепление правового статуса «НКО - исполнитель общественно полезных услуг» и установление ряда преференций и льгот, в том числе поэтапное направление СО
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории
НКО до 10 процентов средств региональных (муниципальных) социальных программ.
В рамках содействия субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в формировании инфраструктуры поддержки СО НКО утверждены План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной
сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению на 2016-2020 годы [6, 7].
Данные ведомственной отчётности и государственной статистки свидетельствуют о позитивной динамике роста количества негосударственных поставщиков услуг в социальной сфере и о постоянном увеличении объёма бюджетных финансовых ресурсов, направляемых социально-ориентированным некоммерческим организациям на компенсацию оказанных услуг (табл.).
Таблица. Показатели передачи СО НКО услуг населению в разрезе отраслей социальной сферы в 2017 и 2018 гг.*
Отрасли социальной сферы Количество СО НКО, которым были переданы на исполнение услуги, предоставляемые за счёт бюджета, ед. Общий объём средств бюджетов субъектов РФ, фактически переданных СО НКО на оказание услуг, млн руб.
2017 2018 прирост (снижение), % 2017 2018 прирост (снижение), %
Социальная защита и социальное обслуживание 874 929 6,29 5823,2 11212,4 92,55
Образование 1297 1316 1,46 7424,4 8117,1 9,33
Культура 732 823 12,43 3853,2 2867,4 - 25,58
Здравоохранение 95 123 29,47 644,7 353,0 - 45,25
Физкультура и массовый спорт 784 585 - 25,38 6310,9 7759,1 22,95 %
Молодёжная политика 329 654 98,78 596,9 1008,9 69,02
Итого 4111 4430 - 24653,3 31317,9 -
* составлено автором на основе [3].
Усиление социальной направленности развития российской экономики - одно из необходимых требований повышения качества жизни населения. В свою очередь, траектория социальной направленности развития в стране зависит от состояния и динамики изменения социальной сферы в регионах [4].
Региональный срез показал, что общий объём средств, переданных в 2018 г. субъектами Российской Федерации СО НКО на предоставление населению услуг в социальной сфере, составил 31,3 млрд рублей, что более чем на 30 % превышает результаты 2017 г. (свыше 24 млрд рублей). Указанные средства были распределены между 4,4 тыс. СО НКО (рост + 7 %), причём этими услу-
гами воспользовались более 22 млн человек (в 3,6 раз больше, чем в 2017 г.).
По отчётам Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), сфера социальной защиты и социального обслуживания населения является наиболее развитой в части передачи СО НКО функций оказания государственных и муниципальных услуг.
Из 83 субъектов, предоставивших в 2018 г. отчёты по реализации Комплекса мер по доступу СО НКО в сферу социальной защиты и социального обслуживания, 76 субъектов Российской Федерации передавали на исполнение СО НКО услуги с выделением бюджетных средств (в 2017 г. - 72 субъекта
- 95
Российской Федерации). Лидерами по объёму переданных бюджетных средств СО НКО в сфере социальной защиты и социального обслуживания в 2018 г. стали: г Москва, Самарская область, Московская область, г. Санкт-Петербург, Республика Башкортостан.
Из всех видов услуг в сфере социального обслуживания наиболее часто СО НКО передавали социально-бытовые, социально-медицинские и социально-психологические услуги. Самыми распространёнными механизмами передачи средств СО НКО в данной отрасли являются компенсации за оказанные услуги и гранты (субсидии) на конкурсной основе.
За 2018 г. услуги СО НКО в сфере социальной защиты и социального обслуживания получили 1277,5 тыс. человек, из них самые высокие показатели охвата населения услугами СО НКО у Красноярского края (503,0 тыс. человек), Удмуртской Республики (184,7 тыс. человек), г. Санкт-Петербурга (126,0 тыс. человек), Новосибирской области (79,5 тыс. человек) [3].
Важную роль в достижении указанных результатов играют такие системные институты, как центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) и ресурсные центры.
Из 83 субъектов, предоставивших отчеты по реализации Комплекса мер в 2018 г., в 66 субъектах РФ за счёт бюджета субъекта поддерживалась работа 163 ресурсных центров на общую сумму около 1307 млн рублей. Преимущественно средства предоставлялись ресурсным центрам в виде целевой субсидии или субсидии на конкурсной основе.
Инфраструктура поддержки и развития социально ориентированной деятельности включает в себя целый спектр организационных механизмов и институтов взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями в сфере их финансовой и имущественной поддержки, обучения, предоставления информации, освоения ими требований регулирования и иной законодательной базы деятельности, мониторинга и оценки развития СО НКО.
Под ресурсным центром (РЦ) СО НКО понимается организация, оказывающая
информационную, консультационную, образовательную, организационную и иную ресурсную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, содействующая внедрению в их деятельность новых социальных и управленческих технологий, а также формированию среды, способствующей созданию, развитию и деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
Функциями РЦ СО НКО являются:
- информационная, консультационная, методическая, организационная, техническая, экспертно-аналитическая поддержка СО НКО, а также инициативных групп граждан, осуществляющих подготовку к созданию СО НКО;
- привлечение внебюджетных финансовых и других средств в некоммерческий сектор экономики;
- содействие обеспечению доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к средствам всех уровней бюджетов;
- реализация мер по организации внутреннего взаимодействия, повышению прозрачности и подотчётности, самоорганизации в некоммерческом секторе экономики;
- формирование обратной связи между СО НКО и органами исполнительной власти, местного самоуправления, бизнесом;
- проведение исследований состояния СО НКО и выполнение иных аналитических работ по изучению, прогнозированию, мониторингу и оценке мероприятий, проектов и программ по содействию и поддержке СО НКО;
- освещение деятельности СО НКО в средствах массовой информации;
- отстаивание интересов организаций сектора и создание оптимальной среды для его развития (включая разработку новых механизмов и технологий поддержки СО НКО)
[5)].
В регионах РФ накоплен определённый опыт и практики, которые свидетельствуют, что РЦ СО НКО имеют потенциал и технологии, позволяющие им успешно реализовы-вать указанные функции. При этом возмож-
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории
ности сервисной поддержки СО НКО через предоставление специализированных услуг ограничиваются длительными и не всегда прозрачными бюрократическими процедурами, сложностями во взаимодействии с органами власти («подстраивание» под их приоритеты и повестку).
Требуется реформирование инфраструктуры поддержки социально-ориентированной деятельности некоммерческих организаций (информационной, консультационной, обучающей, методической, коммуникационной и др.), в первую очередь РЦ СО НКО, в рамках внедрения сервисориентированной модели функционирования, предполагающей использование широких возможностей цифрового государства, цифровой экономики и цифрового общества в целом.
Сервисориентированность - понятие, относящееся как к телекоммуникационным службам и техническим серверным службам, так и к повседневно используемым современным информационным ресурсам ^еЬ-сервисы, мессенджеры и др.).
Несмотря на отличия применения в различных областях, сервисориентированный подход обладает важным ключевым свойством - участие пользователей, которые должны иметь возможность непосредственно влиять на сервисы, управлять ими и приспосабливать их к своим потребностям в типичных (стандартных) ситуациях без глубокой (профессиональной) 1Т-подготовки [2].
Встраивание деятельности СО НКО в систему сервисной поддержки через коммуникационные возможности РЦ и ЦИСС, а также получение непосредственного прямого доступа (как правило, бесплатного или на льготных условия) к различным сервисам обслуживания и сопровождения (бухгалтерского, налогового, юридического, кадрового и т.п.) являются решающими факторами снижения административных барьеров для СО НКО - поставщиков услуг в социальной сфере, формирования компетенций для достижении уставных целей, повышения качества и объёмов оказываемых услуг за счёт оптимизации как функциональных, так и финансовых возможностей организации.
Важнейшим результатом также должен стать постепенный переход деятельности РЦ и ЦИСС в режим онлайн-сервиса и наращивание разнообразия онлайн-продуктов для СО НКО.
Анализ мер поддержки СО НКО - поставщиков услуг в социальной сфере - показал, что лидирующие позиции занимают именно те регионы, где созданы и успешно функционируют РЦ. Причём особый вклад в развитие вносят те центры, которые не просто поставляют базовые услуги, но внедряют новые цифровые технологии и работают как сервисные коммуникационные площадки. Кроме того, в этих регионах более эффективно решаются проблемы выстраивания обратной связи СО НКО с заинтересованными органами государственной власти, местного самоуправления, бизнесом и широким кругом стейкхолдеров.
Таким образом, сервисная модель РЦ СО НКО и ЦИСС предусматривает систематическую работу по выстраиванию межсекторных коммуникаций в рамках решения конкретных задач и проблем СО НКО в генерируемом цифровом пространстве взаимодействия.
На наш взгляд, при формировании рейтинга субъектов РФ по итогам реализации регионами механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных услуг в социальной сфере должен учитываться показатель уровня включённости объектов инфраструктуры поддержки СО НКО в информационное пространство по сервисному обслуживанию пользователей в лице СО НКО -поставщиков услуг в социальной сфере.
Вывод
Развитие некоммерческого сектора - одно из ключевых направлений государственной политики, оказывающей решающее влияние на построение образа будущего всей социальной сферы, в том числе системы социаль-
ной защиты и социального обслуживания населения.
Сегодня разработаны основные механизмы поддержки некоммерческого сектора в сфере предоставления социальных услуг в рамках действующего нормативно-правового поля на федеральном и региональном уровнях и законотворческих инициатив.
Наиболее актуальными являются меры по обеспечению поэтапного доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, создание
ресурсных центров поддержки некоммерческих организаций, определение перечня востребованных у граждан услуг для передачи их на исполнение некоммерческим организациям на конкурсной основе и ряд других.
Анализ показал, что назрела необходимость реформирования инфраструктуры поддержки СО НКО, в первую очередь ресурсных центров, в рамках внедрения сервисори-ентированной модели функционирования.
Список литературы
1. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. URL: http://government. ru/news/34168/ (дата обращения: 14.11.2019).
2. Госуправление: приоритетные шаги в целях устойчивого развития / Н.Е. Дмитриева, А.Б. Жулин, А.В. Клименко и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. - 34 с.
3. Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций. URL: http://nko.economy. gov.ru/portalnews/ read/5042 (дата обращения: 13.11.2019).
4. Зайнашева З.Г. Роль социальной сферы в развитии общества // Совершенствование системы государственного и муниципального управления в условиях реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: Сб. материалов Всерос. (национальной) науч.-прак. конф. с междунар. участием, посвященной 100-летию Республики Башкортостан. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. - Т. 2. - 528 с. - С. 54-58.
5. Методические материалы по формированию и поддержке в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (Письмо Минэкономразвития России от 30.09.2016 № 29850-0Ф/Д01и). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_214433/ (дата обращения: 13.11.2019).
6. Письмо Минэкономразвития России от 01.07.2016 № 19657-ОФ/Д04и «О реализации Комплекса мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_280967/ (дата обращения: 13.11.2019).
7. Распоряжение Правительства РФ от 8 июня 2016 г. № 1144-р О плане мероприятий («дорожной карте») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71325132/ (дата обращения: 13.11.2019).
8. Сабирова З.Э. Современные технологии государственного и муниципального управления социальной сферой // Совершенствование системы государственного и муниципального управления в условиях реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: Сб. материалов Всерос. (национальной) науч.-прак. конф. с междунар. участием, посвященной 100-летию Республики Башкортостан. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. - Т. 2. - 528 с. - С. 143-145.
References
1. The main activities of the Government of the Russian Federation for the period up to 2024. URL: http://govemment.ru/news/34168/ (accessed: 14.11.2019).
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности территории
2. Public administration: priority steps for sustainable development / N.E. Dmitrieva, A.B. Zhulin, A.V. Klimenko and others; National Research University «Higher School of Economics». - M.: Publishing House House of the Higher School of Economics, 2018. - 34 p.
3. Report on the activities and development of socially oriented non-profit organizations. URL: http://nko.economy.gov.ru/portalnews/ read/5042 (access date: 13.11.2019).
4. Zainasheva Z. G. The role of the social sphere in the development of society // Improving the system of state and municipal administration in the context of the implementation of priority national projects in the Russian Federation / Collection of materials of the All-Russian (national) scientific-practical conference with international participation dedicated to the 100th anniversary of the Republic of Bashkortostan. - Ufa: editorial publishing center of Bashkir State University, 2019, V. 2. - 528 p. - P. 54-58.
5. Methodological materials on the formation and support in the constituent entities of the Russian Federation and municipalities of resource centers for the support of socially oriented non-profit organizations (Letter of the Ministry of Economic Development of Russia from 09.30.2016 № 29850-00/fl01u). URL:http://www.consultant.ru/document/ LAW_214433/ (access date: 13.11.2019).
6. Letter of the Ministry of Economic Development of Russia from .07.2016 № 19657-00/^04h «On the implementation of the package of measures aimed at providing phased access to socially oriented non-profit organizations operating in the social sphere to budget funds allocated for the provision of social services to the population, for 2016 - 2020». URL: http:/ /www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_280967/ (access date: 3.11.2019).
7. Order of the Government of the Russian Federation of June 8, 2016 № 1144-p On the action plan ("road map") «Support for the access of non-governmental organizations to the provision of services in the social sphere». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71325132/ (access date: 13.11.2019).
8. Sabirova Z. E. Modern technologies of state and municipal management of the social sphere// Improving the system of state and municipal administration in the context of the implementation of priority national projects in the Russian Federation / Collection of materials of the All-Russian (national) scientific-practical conference with international participation dedicated to the 100th anniversary of the Republic of Bashkortostan. - Ufa: editorial publishing center of Bashkir State University, 2019, V.2. - 528 p. - P. 143-145.