УДК 637.1 DOI: 10.21323/2071-2499-2018-4-56-60 Ил. 2. Библ. 10.
ПОДДЕРЖАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ РЕЖИМОВ ПРИ ВНУТРИГОРОДСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ ОХЛАЖДЕННОЙ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ
Корниенко В.Н., канд. техн. наук, Грызунов А.А., Авилова С.В., канд. с-х. наук Всероссийский научно-исследовательский институт холодильной промышленности -филиал ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова
Ключевые слова: внутригородские перевозки, авторефрижератор, температурные колебания, поверхность продукта, сохранение качества, термостатируюшая тароупаковка
Реферат
Приводятся результаты исследований температурных режимов внутри авторефрижератора и температуры продукта при внутригородских перевозках мясной продукции и рекомендации по их стабилизации. Установлено, что процесс внутригородских перевозок охлажденных мясных продуктов отличается цикличными колебаниями температуры воздуха в кузове авторефрижератора, обусловленными наличием внешних теплопритоков от открывания дверей при разгрузке продукции нескольким потребителям. Проведенные эксперименты показали, что возникающие при этом нарушения требуемых температурных режимов перевозки охлажденных мясных продуктов в случае неполной компенсации данного вида теплопритоков холодильным оборудованием авторефрижератора влекут за собой повышение температуры продукции и, как следствие, ускорение порчи в период дальнейшего хранения и реализации, снижение качества и сроков хранения. С целью экспертной оценки функциональных возможностей авторефрижератора по поддержанию температурных режимов в кузове разработан «Экспресс-метод определения класса авторефрижератора для внутригородских перевозок пищевых продуктов по его функциональным характеристикам». В случае, если авторефрижератор не соответствует требуемому классу согласно предлагаемой методики, рекомендуется применять термостатирующие пленки или термочехлы для тароупаковки небольших партий охлажденных мясных продуктов при соблюдении температурных режимов формирования пакет-заказа.
MAINTENANCE OF TEMPERATURE REGIMES DURING THE INTRACITY TRANSPORTATION OF THE CHILLED MEAT PRODUCTS
Kornienko V.N., Gryzunov A.A., Avilova S.V.
VNIKHI — Branch of Gorbatov Research Center for Food Systems
Key words: intracity transportation, refrigerated transport, temperature fluctuations, surface of product, quality preservation, thermostatic packing
Summary
The results of the investigation of temperature regimes inside the refrigerated transport and on the surface of the food product during the intracity transportation of meat products and recommendations for their stabilization are given in the article. It has been established that the process of the intracity transportation of the chilled meat products is characterized by cyclic temperature fluctuations of the air in a body of refrigerated transport caused by presence of external heat inflows from the opening of doors when unloading products to several consumers. The conducted tests showed that the disturbance of the temperature conditions required for transporting of the chilled meat, in the case of incomplete compensation of heat inflow of this type by refrigerating unit of refrigerated transport, causes an increase of the temperature of the chilled meat and, consequently, accelerates spoilage during further storage and sale, and decreases the quality and shelf life. With the purpose of experts evaluation of the functional capabilities for maintenance of temperature regimes in a body of refrigerated transport the «Express method for determination the class of the refrigerated transport for intracity transportation of food products according to its functional characteristics» was developed. In the case that the refrigerated vehicle does not meet the required class according to the proposed method, it is recommended to use thermo-stating films or thermocovers for packing small batches of the chilled meat products observing the temperature terms of the package-order formation.
Введение
Проблема обеспечения населения качественной и безопасной продукцией имеет первостепенное значение для России. Особое место в решении этой задачи принадлежит мясу и мясо-содержащим продуктам.
Приоритетной целью Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 1364-р) является обеспечение качества пищевых продуктов как важнейшей составляющей укрепления здоровья, увеличения продолжительности и повышения уровня жизни населения.
В рамках Стратегии предложен комплексный подход к совершенствованию нормативной базы, системы мониторинга и контроля сельскохозяйственного сырья на всех стадиях его переработки, транспортирования, хранения и реализации произведенных пищевых продуктов, направленный на достижение соответствующего уровня качества с максимальной экономической эффективностью. Однако пред-
усмотренные мероприятия могут не принести ожидаемых результатов, если не будет построена надежная система обеспечения требуемых условий хранения и транспортирования пищевой продукции с использованием эффективных холодильных технологий и правильно организованной холодильной инфраструктуры на всех этапах непрерывной холодильной цепи (НПЦ) при ее продвижении от производства до потребления [1, 2].
В течение нескольких лет по поручению Правительства РФ Управлениями Роспотребнадзора совместно со специалистами Россельхознадзора и Роскачества проводились проверки производственных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота продуктов животного происхождения.
Так, по итогам проверки, проведенной весной этого года, было выявлено значительное количество образцов молочной продукции, в особенности творога, с превышением норм микробиологических показателей (общая бактериальная обсемененность, кишечная
палочка, дрожжи, плесень и т.д.), что, по мнению экспертов, в наибольшей степени связано с нарушениями требований к условиям транспортирования и хранения [3].
Аналогичная ситуация складывается при транспортировании и реализации мяса и продуктов его переработки. Например, в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ «Об усилении надзора за производством и оборотом мяса свинины» прямо указывается на тот факт, что из общего количества выявленных нарушений обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей около 30% связаны с транспортировкой и реализацией мясной продукции. При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при ввозе на территорию Российской Федерации, производстве и обороте на территории Российской Федерации мяса и продуктов его переработки главным государ-
ственным санитарным врачам по субъектам РФ приказано обращать особое внимание в том числе на соблюдение условий хранения и транспортировки мясной продукции [4].
Приведенные факты лишний раз доказывают, что одним из слабых звеньев НХЦ является авторефрижераторный транспорт вследствие возможных случаев несоблюдения температурных режимов в охлаждаемых кузовах [5].
Процесс транспортирования пищевых продуктов можно разделить на два вида:
о международные, межрегиональные
и междугородние перевозки; о внутригородские перевозки.
Международные перевозки мяса и мясной продукции строго регламентируются международными нормами (СПС) и осуществляются специализированными транспортными средствами-рефрижераторами, оснащенными приборами фиксации температуры в кузове на протяжении всего рейса [6]. При этом, ввиду отсутствия промежуточных точек выгрузки продукта, не возникает серьезных проблем с контролем и поддержанием требуемого температурного режима перевозки от пункта загрузки продукции до пункта разгрузки и, в случае отсутствия его нарушений в течение рейса, сохранность продукции считается обеспеченной.
Все перевозки мяса и продуктов его переработки на территории РФ осуществляются в соответствии с требованиями Технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (утвержден Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 № 880) и ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (утвержден Решением Комиссии ТС от 09.12.2011 № 877), а также «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (Постановление Правительства РФ № 272 от 15.04.11).
Однако выполнение требований, изложенных в этих нормативных документах, в процессе внутригородских перевозок не гарантирует доставку охлажденных и скоропортящихся пищевых продуктов потребителям с надлежащим качеством, так как внутригородские перевозки существенно отличаются от других видов перевозок, прежде всего тем, что в течение одного рейса авторефрижератора груз доставляется и выгружается нескольким потребителям. Результаты мони-
торинга внутригородских перевозок в г. Москва, проведенного специалистами ВНИХИ в 2014-2017 гг. [7, 8, 9], показали, что существенное влияние на нарушение температурных условий для перевозимых пищевых продуктов оказывают:
о внешние теплопритоки в период открывания дверей при их разгрузке; о особенности процесса транспортирования;
о средняя продолжительность выгрузки (время открытия дверей кузова) - 7-10 мин; среднее количество точек выгрузки - 5-6; среднее время нахождения авторефрижератора в пути от одной точки выгрузки до другой - 35-40 мин; о средняя скорость движения авторефрижератора в городских условиях н евы сока и составляет 1 0-20 км/ч , при этом фактическое число оборотов вала компрессора находится в пределах 1000-1500 об/мин, что не соответствует номинальному значению (2200 об/мин) и приводит к снижению в 1,5-2 раза холодопро-изводительности установки по сравнению с заявленной. Перечисленные факторы приводят к тому, что не все авторефрижераторы пригодны для перевозки охлажденных и скоропортящихся продуктов, поэтому представляется весьма актуальной задачей экспериментальное определение изменения температуры на поверхности продукта и воздуха в кузове однотипных авторефрижераторов с различными теплотехническими характеристиками.
Методика проведения эксперимента № 1
Авторефрижератор устанавливали в помещении испытательного стенда, при этом расстояния от наружных поверхностей ограждающих конструкций изотермического кузова (боковые и торцевая стены, крыша) до стен и потолка стенда составляли не менее 1 м. Температура воздуха на стенде поддерживалась на уровне 22±1 °С.
В качестве имитатора продукта использовались контрольные пакеты с наполнителем согласно ГОСТ 23833-95 «Оборудование холодильное торговое. Общие технические условия». Температуры воздуха в кузове и на поверхности продукта измерялись с помощью самопишущих измерительных приборов ИС-201 (диапазон
измерений от минус 40 °С до 150 °С, точность измерений 0,1 °С).
Измерения и фиксация значений температур производились каждые 60 с. Для замера температуры воздуха в кузове датчики прибора устанавливали рядом со штатным датчиком температуры холодильной установки (на входе воздуха в воздухоохладитель). Датчики, измеряющие температуру поверхности продукта, располагали на продольном срезе контрольных пакетов. Для исключения контакта датчиков с воздухом в кузове авторефрижератора они были защищены теплоизолирующим экраном 100 х 12 х 5 мм.
На рисунке 1 представлены графики изменения температуры воздуха в кузове и на поверхности продукта в двух одинаковых авторефрижераторах фирмы Hyndai марки Porter II, отличающихся только производительностью холодильных установок, а, следовательно, и временем выхода на заданный температурный режим (0-2 °С при температуре наружного воздуха 22±1 °С) после имитации процесса выгрузки партии продуктов (открытие двери кузова на 8-10 мин), а именно: о для нового авторефрижератора с холодильной установкой НТ-100 МВ холодопроизводительностью 5000 Вт (при 0°С) - 13-15 мин. о для авторефрижератора, находящегося в эксплуатации около 2-х лет, с холодильной установкой НТ-050 IIH холодопроизводительностью 2000 Вт (при 0°С) - 58-60 мин.
Обсуждение полученных результатов
При открывании дверей кузова температура поверхности контрольных пакетов в обоих случаях повышалась на 3-5 °С, а температура внутреннего воздуха в кузове - на 15-18 °С. После закрытия дверей кузовов за счет различной производительности холодильных установок авторефрижераторов и, соответственно, темпа охлаждения воздуха в грузовом пространстве температура поверхности пакетов в ходе эксперимента, имитирующего процесс внутригородской перевозки, изменяется по-разному.
В первом случае (рисунок 1а) она быстро восстанавливается до начальных значений и имеет тенденцию к постепенному снижению (на 1±0,5 °С к концу смены), а во втором (рисунок 1б) - не восстанавливается и существенно повышается (на 4-5 °С) к моменту завер-
Рисунок 1. Изменение температуры поверхности продукта и воздуха в кузове авторефрижератора в процессе внутригородской перевозки при продолжительности выхода на заданный температурный режим за 13-15 мин (о); за 58-60 мин (б)
1 — температура на поверхности продукта (контрольного пакета); 2 — температура воздуха в кузове
25
20
15
«
н
«
£ 10 г
ш
-1 - ----2
■ /| А А
'| #1 '! / " 1 " 11 ■ II ■ ■ 1, ■■ 11 1 1 | • II /1 !
^ 1
• \ ! « . 1> 1 /. " /1 /'. ' . * /'} «Л Л ' 1Л л 1 /1"/.'!/ VI"/ V •/ •/ 1 *1 (■ Ь 1 ! » 1 Л Л! »Ли •Л'у VI/•
50
100
150
200
250
300
350
400
Продолжительность перевозки, мин
а)
400
Продолжительность перевозки, мин
б)
5
0
0
шения процесса перевозки. Несмотря на такое различие, оба авторефрижератора отвечают требованиям, изложен ным в действующих нормативных документах, и, следовательно, могут быть использованы для внутригород-стих перевозок охлажденных и скоропортящихся пищевых продуктов [7, 8].
Так как более 90% охлажденных мясных продуктов перевозятся авто-рефрижераыорами в прыцессе внутригородских перевозок, то качество таких продтктов, дошедших до потребителя, во многом зависит от технического состояния холодильных установок и изотермических кузовов используемых атт орефрижераторов. При эт ом подавляющее большинство мясоперерабатывающих предприятий имеют свой парк развозн ых малотоннажных авто-
рефрижераторов для доставки произведенной продукции средне и мелкооптовым потребителям на небольшие расстояния. Также установлено, что в процессе эксплуатации теплотехнические показатели авторефрижераторов ежегодно ухыдшаются на 10-15%, поэтому возникает необходимость не реже 1 раза в 2 года проводить их экспертную оценку [8].
Специтлистами ВНИХИ (фслиал ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова) разработан «Экспресс-метод определения класса авторефрижератора для внутригородских перевозок пищевых продуктов по его функциональным ха[хактеристикам». Меыод позволяет провести оценку возможности применения авторефрижератора, находящегося в эосплуатации, для внутригородской
перевозки того или иного вида охлажденных, замороженных или скоропортящихся продуктов с требуемыми температурными режимами, сохранением их нативных свойств и сроков реализации. С помощью предложенного метода можно быстро подобрать авторефрижератор, гарантированно обеспечивающий заданный температурный режим транспортирования в течение всего рейса и нивелирующий негативные влияния цикличных изменений температуры воздушной среды в кузове на качественные показатели пищевых продуктов.
Методика проведения и результаты эксперимента № 2
Одним из возможных путей стабилизации резких неоднократных изменений температуры охлажденной мясной продукции при внутригородских перевозках в авторефрижераторе с недостаточной холодопроизводи-тельностью установки является применение специальной термостатирующей тароупаковки. Для изучения эффективности термостатирующих свойств упаковочной треххслойной пузырчатой пленки (два слоя полиэтиленовой пленки и пузырьки воздуха в межслойном пространстве) и термочехла на основе вспененной каучуковой теплоизоляции отечественного производства торговой марки «РУ ФЛЕКС» при цикличных изменениях температур окружающей среды исследованы температурные колебания мясного фарша, расфасованного в стандартные лотки (подложки), уложенные в пластиковые ящики.
Температуры поверхностного и внутреннего (в центре) слоев контрольных образцов продукта (лоток с мясным фаршем) измерялись (Методика эксперимента № 1) на следующих этапах процесса доставки продукции от производителя к потребителю: в камере хранения у производителя перед началом транспортировки; на погрузочной эстакаде с температурой воздуха 8-12 °С при упаковке пакет-заказа и загрузке его в кузов (общая продолжительность данного этапа составляла 15-20 мин); во время транспортировки до конечной точки выгрузки (общая продолжительность - 7-8 ч, включая места промежуточных разгрузок с открыванием дверей на период 7-10 мин до 8 раз).
За промежуток времени от момента выемки продукта из холодильной камеры грузоотправителя до упаковки его на погрузочной эстакаде и погрузки в ку-
Рисунок 2. Изменение температуры в процессе внутригородской перевозки при использовании упаковочной пузырчатой пленки (а) и термочехла (б)
1 — температура на поверхности продукта; 2 — температура в центре продукта; 3 — температура внутреннего воздуха в кузове; 4 — температура окружающей среды
30
25
•*./. Л*
1
1 1 ' ' ' ' 4 11 1 .1 • /1 г , и ,, ,1 " I, " и 1 1
11 1 !; ■! 1 н ,, " ,1 ', 11 , М , , 1 II 1 1 1 1 1
1 1 . 1 , II 1 ( ' ,1 1 > 1 \
\ ' х н \ 1 ' 1 4 ттт < \< хл V \ V ч
20
гв &
н
гв ^
ф
15
10
100 200 300 400
Продолжительность перевозки, мин
500
600
а)
30
25
° , 20 гв
р
15
10
12 3 .........4
..11* /■ Л
Г 1 '| ' 1 1 «' " ' 1 " 1 > 11 11 1 1 II 1 1 1 1 1
1 ' " - М !' 1 •» " ' 1 и 1 1 1 1 1
» 1
" V \,1 ^ \ \ ч \ ч
100
200
300
400
500
600
Продолжительность перевозки, мин
б)
5
0
0
5
0
0
зов авторефрижератора температура поверхности продукта повышалась примерно на 3-5°С. Необходимо отметить, что процесс упаковки в пузырчатую пленку отдельного пластикового ящика с продукцией часто занимал меньше времени (примерно на 7-10 мин), чем процесс формирования пакет-заказа из нескольких ящиков и размещения их в термочехле, за счет чего температура на поверхности и в центре продукта до укладки его в термочехол повышалась дополнительно на 1,2±0,5°С (по сравнению с пленкой). После загрузки у производителя температура продукта, расположенного в ящике с пленочным покрытием, за период транспортирования до первой точки выгрузки в кузове авторефрижератора незначительно понижалась, в среднем на 0,5-1 °С (в центре) и 1,5-2°С (на поверхности) за счет процесса отвода тепла от продукта к циркулирующему в кузове охлажденному воздуху при коэффициенте теплопередачи пленочного покрытия Кпл и 6,5-7,5 Вт/(м2-К), в то время как температура продукта, расположенного в термочехле, за счет большего объема и высоких термостатирующих свойств последнего (Ктч и 2,4-3,2 Вт/(м2-К)) стабилизировалась более длительное время по мере выравнивания температурного поля внутри чехла практически без внешнего влияния окружающей среды.
При использовании упаковочной трехслойной пузырчатой пленки с повышенным (по сравнению с обычной упаковочной тонкой стрейч-пленкой) сопротивлением теплопередаче в ходе экспериментов за время выгрузки в точках доставки температура поверхности продуктов колебалась с амплитудой в 1-2°С на фоне колебаний температуры воздуха в кузове авторефрижератора - 21±2 °С (рисунок 2а), что примерно в 2 раза ниже, чем без нее (рисунок 1б), при этом колебания температуры в центре продукта были незначительны (0,2-0,4°С). Несмотря на это, после каждого последующего открывания дверей происходил необратимый разогрев продукта на 0,35 ± 0,1 °С, вследствие чего к концу смены (примерно 8 часов) средняя температура в центре продукта у оставшейся части груза повышалась на 1,5-2°С по сравнению с начальным периодом перевозки.
Использование термочехлов оказалось значительно эффективнее, чем применение трехслойной пузырчатой пленки. Колебания температуры на
поверхности продуктов на протяжении всего рейса были минимальны (0,10,2 °С), а е центре продукта находилиси в пределах погрешности прибора.
Обсуждение полученных результатов
Как показали ранее проведенные исследования, внутригородские перевозки при использовании авторефрижераторов с неудовлетворительным техническим состоянием холодильных установок и изотермических кузовов приводят к резкому ускорению процессов бактериальной порчи пищевых продуктов, что отрицательно сказывается на их качественных показателях после последующего хранения и реализации [10].
Использование упаковочной трехслойной пузырчатой пленки с повышенным сопротивлением теплопередаче позволило вдвое уменьшить колебания температуры поверхности
продукцит в периоды ее выгрузки в точках доставки.
Термочтхол на основн вспененной каучуковой теплоизоляции полностью исключил негативное влияние колебаний температуры воздуха в кузове при открывании дверей на всем протяжении внутригородской перевозки, ликвидировал колебания температуры фарша и стабилизировал ее значения на уровне этапа загрузки.
Обычно охлажденная мясная продукция доставляется в розничные торговые сети в широком ассортименте небольшими партиями, при этом продукцию часто не удается спакетировать, а ее погрузка - выгрузка чаще всего производятся вручную, что занимает значительное время, способствуя отеплению продукции (на 3-5 °С). Важно учитывать и то, что после выгрузки продуктов и до размещения их в торговое холодильное
оборудование температура на поверхности продуктов может повышаться еще на 4,5-5 °С и разница температур продукции в камере хранения у производителя и помещенных в охлаждаемые емкости в торговом зале может составлять от 5,5 до 8 °С [8].
Таким образом, эффективность термостатирующих тароупаковок во многом зависит от температуры окружающей среды при формировании пакет-заказа, так как в дальнейшем при транспортировке средняя температура продуктов практически не отличается от первоначальной. Наибольший эффект может быть получен при формировании и упаковки пакет-заказа непосредственно в холодильной камере хранения у производителя, а также при максимальном сокращении времени от момента извлечения продукта из таро-упаковкии до размещения его в торговом холодильном оборудовании.
Выводы
Приводятся результаты исследования температурных режимов внутри авторефрижератора и на поверхности продукта при внутригородских перевозках мясной продукции и рекомендации по их стабилизации.
Установлено, что при открывании двери на 7-10 мин в процессе выгрузки части груза температура воздуха в кузове повышается с 0-2 °С до 15-18 °С при температуре наружного воздуха 22±1 °С. В случае неполной компенсации холодильной установкой внешних теплопритоков при неоднократных открываниях двери происходит повышение температуры поверхности продукта на 3-5 °С.
Колебания температуры при транспортировании мясной продукции могут приводить к ее заметной порче и снижению нативных свойств при дальнейшем хранении на предприятиях оптовой и розничной торговли. В связи с этим нужно максимально стабилизировать уровень температуры перевозимой мясной продукции.
С этой целью рекомендовано использовать авторефрижераторы с определенной функциональной способностью, для установления которой предложен специально разработанный экспресс-метод, позволяющий силами технического персонала перерабатывающего предприятия, не прибегая к дорогостоящим услугам испытательных станций, в течение 3-5 часов
определить фактические технические показатели автотранспортного средства-рефрижератора (соответствие установленной мощности холодильно-обогревательной установки реальным теплотехническим показателям изотермического кузова) или подобрать рефрижератор, отвечающий условиям перевозки конкретной продукции.
В значительной степени снижает воздействие температурных колебаний применение специальной термостати-рующей упаковки. В частности, установлено, что применение упаковочной трехслойной пузырчатой пленки с повышенным сопротивлением теплопередаче позволяет примерно в 2 раза снизить колебания температуры на поверхности мясного фарша, расфасованного в стандартные лотки (подложки), уложенные в пластиковые ящики. При использовании теплоизолирующего
термочехла полностью исключается негативное влияние колебаний температуры воздуха в кузове при открывании дверей на всем протяжении внутригородской перевозки, а значения температуры продукта стабилизируются на уровне этапа загрузки. Применение различных видов термостатирующих тароупаковок целесообразно использовать при транспортировке продукции в авторефрижераторах, не в полной мере отвечающих условиям внутригородских перевозок охлажденной или скоропортящейся мясной продукции.
© КОНТАКТЫ:
Корниенко Владимир Николаевич а kortiz@yandex.ru
Грызунов Алексей Алексеевич а grizu-nov@rambler.ru Авилова Светлана Васильевна а sv.avilova@mail.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: REFERENCES:
1. Белозеров, Г.А. Холодильные технологии и технические Belozerov, G.A. Kholodil'nyye tekhnologii i tekhnicheskiye sred-средства непрерывной холодильной цепи / Г.А. Белозе- stva nepreryvnoy kholodil'noy tsepi [Refrigeration and Con-ров // Холодильная техника. - 2008. - № 4. - С. 6-10. tinuous Chain Technology] / G.A. Belozerov // Kholodil'naya
tekhnika. - 2008. - № 4. - P. 6-10.
2. Настасиевич, И. Управление холодильной цепью при поставках мяса: «старые» и новые стратегии / И. Настасиевич, Б. Лакицевич, З. Петрович // Теория и практика переработки мяса. - 2017. - Т. 2. - № 4. - С. 20-34.
Nastasijevic, I. Cold chain management in meat supply: «old» and novel strategies / I. Nastasijevic, B. Lakicevic, Z. Petrovic // Theory and practice of meat processing. - 2017. - V. 2. -№ 4. - P. 20-34.
3. Подведены итоги проверки молочной продукции по поручению Правительства РФ. Электронный ресурс. - Режим доступа: [https://roskachestvo.gov.ru/ news/podvedeny-itogi-proverki-molochnoy-produktsii-po-porucheniyu-pravitelstva-rf/] (дата обращения 27.05.2018).
Podvedeny itogi proverki molochnoy produktsii po porucheniyu Pravitel'stva RF [The results of the inspection of dairy products on the instructions of the Government of the Russian Federation were6 summed up]. Elektronnyy resurs. - Rezhim dostupa: [https://roskachestvo.gov.ru/news/podvedeny-ito-gi-proverki-molochnoy-produktsii-po-porucheniyu-pravitelst-va-rf/] (data obrashcheniya 27.05.2018).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 58 г. Москва «Об усилении надзора за производством и оборотом мяса свинины» Опубликовано: 20 февраля 2013 г. в «РГ» - Федеральный выпуск № 6012.
Postanovleniye glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossiyskoy Federatsii ot 20 dekabrya 2012 g. N 58 g. Moskva «Ob usilenii nadzora za proizvodstvom i oborotom myasa svininy» [On strengthening the supervision of the production and turnover of pork meat] Published: February 20, 2013. - Opublikovano: 20.02.2013. «RG» - Federal'nyy vypusk № 6012.
5. Бараненко, А.В. Непрерывная холодильная цепь - основа стратегии ресурсосбережения и обеспечения качества продовольствия / А.В. Бараненко, Г.А. Белозеров // Холодильная техника. - 2010. - № 3. - С. 9-12.
Baranenko A.V. Nepreryvnaya kholodil'naya tsep' - osnova strategii resursosberezheniya i obespecheniya kachestva pro-dovol'stviya [Continuous refrigeration chain - the basis of the strategy of resource conservation and ensuring the quality of food] /A.V. Baranenko, G.A. Belozerov // Kholodil'naya tekhnika. - 2010. - № 3. - P. 9-12.
6. Соглашение о международных перевозках скоропортящихся продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС). - Женева: ООН, 2017. - 103 с.
Soglasheniye o mezhdunarodnykh perevozkakh skoro-portyashchikhsya produktov i o spetsial'nykh transportnykh sredstvakh, prednaznachennykh dlya etikh perevozok (SPS) [Agreement on the international transport of perishable goods and on special vehicles intended for such transport (ATP)] -Zheneva: OON, 2017. - 103 p.
7. Грызунов, А.А. Структурный анализ транспортных средств - рефрижераторов для внутригородских перевозок скоропортящихся пищевых продуктов / А.А. Грызунов, В.Н. Корниенко // Холодильная техника. - 2014. - № 12. - С. 45-48.
Gryzunov, A.A. Strukturnyy analiz transportnykh sredstv -refrizheratorov dlya vnutrigorodskikh perevozok skoro-portyashchikhsya pishchevykh produktov [Structural analysis of refrigerated vehicles for intraurban transport of perishable foodstuffs] / A.A. Gryzunov, V.N. Korniyenko // Kholodil'naya tekhnika. - 2014. - № 12. - P. 45-48.
Грызунов, А.А. О проверке соответствия теплотехнических характеристик специализированных автотранспортных средств для перевозки продуктов международным нормам / А.А. Грызунов, В.Н. Корниенко // Холодильная техника. - 2015. - № 5. - С. 47-50.
Gryzunov, A.A. O proverke sootvetstviya teplotekhnicheskikh kharakteristik spetsializirovannykh avtotransportnykh sredstv dlya perevozki produktov mezhdunarodnym normam [On the verification of the conformity of the thermal characteristics of specialized vehicles for the transport of products to international standards] / A.A. Gryzunov, V.N. Korniyenko // Kholodil'naya tekhnika. - 2015. - № 5. - P. 47-50.
9. Грызунов, А.А. Холодильная перевозка и реализация молочной продукции / А.А. Грызунов // Молочная промышленность. - 2016. - № 6. - С. 17-18.
Gryzunov, A.A. Kholodil'naya perevozka i realizatsiya molochnoy produktsii [Refrigerated transportation and sale of dairy products] / A.A. Gryzunov // Molochnaya promyshlennost\ -2016. - № 6. - P. 17-18.
Грызунов, А.А. Обоснование расчета холодопроизводи-тельности авторефрижераторов при внутригородских перевозках пищевых продуктов / А.А. Грызунов, В.Н. Корниенко, С.В. Авилова // Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. - 2018. -№ 2. - С. 100-104.
Gryzunov, A.A. Obosnovaniye rascheta kholodoproizvodi-tel'nosti avtorefrizheratorov pri vnutrigorodskikh perevozkakh pishchevykh produktov [Substantiation of the calculation of refrigerating capacity of refrigerated trucks for intracity transportation of food products] / A.A. Gryzunov, V.N. Korniyenko, S.V. Avilova // Khraneniye i pererabotka sel'skokhozyaystvennoy produktsii. - 2018. - № 2. - P. 100-104.