Научная статья на тему 'Поддержание репутации виртуальной организации в сфере государственного управления'

Поддержание репутации виртуальной организации в сфере государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕПУТАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ИМИДЖ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ РЕПУТАЦИЕЙ ВИРТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шала Екатерина Андреевна

Виртуализация деятельности органов государственной власти имеет весьма широкое применение на сегодняшний день. Процесс управления репутацией виртуальной организации, так же как и реальной организации, включает в себя её формирование, поддержание и защиту. Учитывая то, что репутация организации постоянно меняется, очевидна необходимость активной деятельности по ее формированию и поддержанию в целях обеспечения управляемости данного процесса. Прежде чем осуществлять деятельность по формированию и поддержанию репутации, необходимо выявить проблемы, препятствующие полноценному взаимодействию населения с виртуальными организациями в сфере государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержание репутации виртуальной организации в сфере государственного управления»

5. Румянцева З.П., Сундукова Г.М. Развитие интеллектуального капитала как важнейшая функция вузов // Вестник университета. - М.: ГУУ, 2008. - №3(24).

6. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. Новая постиндустриальная волна на Западе / под ред. В. Л. Иноземцева. -М.: Academia, 1999.

7. Супрун В.А. Интеллектуальный капитал - главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке. - М.: КомКнига, 2006.

8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.

9. Эдвинссон Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал: определение истинной стоимости компании. Новая постиндустриальная волна на Западе / под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999.

10. Andriessen D.G., Stam C.D. The intellectual capital of the European Union [Электр. ресурс]: www.intellectualcapital.nl/artikelen/ICoffiU2004.pdf.

11. Becker Gary S. Human Capital. - Columbia : Columbia University Press, 1964.

12. Schultz Theodore W. Investment in Human Capital // American Economic Review LI. - 1961. - March.

Е.А. Шала

ПОДДЕРЖАНИЕ РЕПУТАЦИИ ВИРТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Виртуализация деятельности органов государственной власти имеет весьма широкое применение на сегодняшний день.

Процесс управления репутацией виртуальной организации, так же как и реальной организации, включает в себя её формирование, поддержание и защиту. Учитывая то, что репутация организации постоянно меняется, очевидна необходимость активной деятельности по ее формированию и поддержанию в целях обеспечения управляемости данного процесса.

Прежде чем осуществлять деятельность по формированию и поддержанию репутации, необходимо выявить проблемы, препятствующие полноценному взаимодействию населения с виртуальными организациями в сфере государственного управления.

Ключевые слова. Репутация виртуальной организации, имидж, виртуальная организация в сфере государственного управления, процесс управления репутацией виртуальной организации.

Появление виртуальных организаций и их внедрение практически во все сферы жизнедеятельности человека является актуальным вопросом для исследования.

Виртуальная организация представляет собой абстрактный объект, объединяющий пользователей, учреждения и ресурсы в единый административный домен для совместного использования вычислительных ресурсов [6].

Виртуализация деятельности органов государственной власти имеет весьма широкое применение на сегодняшний день. В результате этого процесса появляются виртуальные организации-двойники различных государственных учреждений, деятельность которых является ничуть не менее важной. Под организацией-двойником понимается сайт органа государственной власти (портал государственных услуг), отражающий деятельность реальной организации и позволяющий населению осуществить частично или полностью интернет-взаимодействие с данным органом государственной власти: получить необходимую информацию, подать заявку и т.д.

© Шала Е.А., 2013

Репутация такой организации-двойника (виртуальной организации) тесно связана с реальным органом государственной власти, а следовательно, вопрос формирования репутации таких виртуальных организаций является весьма серьезным и требующим тщательной проработки.

В общем случае, под репутацией понимается мера надежности [2]. Репутация виртуальной организации - восприятие данной виртуальной организации ее участниками, отражающее степень ее надежности и обуславливающее готовность контрагентов к сотрудничеству. Процесс управления репутацией виртуальной организации, так же как и реальной организации, включает в себя её формирование, поддержание и защиту. Учитывая то, что репутация организации постоянно меняется, очевидна необходимость активной деятельности по ее формированию и поддержанию в целях обеспечения управляемости данного процесса.

«Невнимание органов государственной и муниципальной власти к вопросам формирования репутации в значительной степени препятствует взаимодействию этих органов с населением, формированию у населения высокого уровня доверия и поддержки принимаемых управленческих решений» [4].

Диагностика и анализ причин рассогласований между тем, какой видит себя виртуальная организация в сфере государственного управления и какой она представляется окружающему миру, является одним из наиважнейших этапов формирования ее репутации. При этом необходимо учитывать существование двух источников формирования общественного мнения - имидж и репутация.

Имидж - обобщенный образ организации в глазах целевой аудитории, вариант ее самоподачи, акцентирующий внимание на лучших качествах, повышающих авторитет в глазах потенциальных потребителей [5]. Образно говоря, имидж - это маска, репутация - то, что скрывается за ней. Это две стороны одной медали, каждая из которых выполняет свою функцию и играет особую роль. В силу обозначенной специфики эти объекты требуют разных подходов к управлению и, в частности, различного использования коммуникаций как одного из базовых рычагов воздействия на целевые группы [3].

При формировании общественного мнения на основании информации, исходящей из СМИ, мы имеем дело с имиджевыми характеристиками. Когда же речь идет об общественном мнении, сформированном в результате реального или косвенного взаимодействия населения с виртуальной организацией в сфере государственного управления, то данная характеристика является репутационной.

Прежде чем осуществлять деятельность по формированию и поддержанию репутации, необходимо выявить проблемы, препятствующие полноценному взаимодействию населения с виртуальными организациями в сфере государственного управления (организации-двойники).

В результате проведенного автором исследования сайтов различных органов государственной власти и порталов государственных услуг были выявлены следующие проблемы виртуальных организаций в сфере государственного управления.

- Недостаточная оповещенность населения о существовании и деятельности виртуальных организаций в сфере государственного управления, их возможностях и преимуществах их использования.

Многие либо вообще не знают о существовании тех или иных сайтов и порталов, либо отдаленно себе их представляют, но не хотят ими пользоваться и не знают, как их найти. А, следовательно, необходимо доводить до населения эту информацию.

- Достаточно часто отсутствует «диалог» с гражданами. В данном случае имеются ввиду не ответы на обращения граждан, а обсуждение различных актуальных проблем, взаимодействие с населением по общим вопросам функционирования, как портала, так и органов государственной власти в целом. На большинстве сайтов и

порталов есть раздел «Обратная связь», но к нему не относятся серьезно ни жители, ни представители органов гос. власти (работники гос. порталов). Необходимо давать населению возможность как-то влиять на принимаемые органами государственной власти решения, высказывать свое мнение. Для этого на порталах можно устраивать голосования по различным вопросам, выкладывать проекты законов, застроек и планы проведения различных мероприятий для их обсуждения. Также целесообразно проводить различные опросы об отношении населения к государственной власти в целом, к отдельному органу государственной власти или даже к отдельному должностному лицу, так как это влияет на отношение населения к государственной власти в целом.

- Информация на порталах / сайтах недостаточно часто обновляется. А точнее, информация достаточно часто является либо неполной, либо неактуальной, либо попросту неинтересной. Для устранения этого недостатка по нашему мнению необходимо следить за тем, чтобы информация на порталах государственных услуг всегда была:

• своевременной, полной и актуальной на сегодняшний день; при чем, население должно быть информировано не только о том, что происходит сейчас, но и о том, что будет в ближайшее время, чтобы жители успели как-то отреагировать, высказать свое мнение и пожелания (одобрение, протест, предложения по улучшению);

• интересной; информация должна пробуждать интерес у населения и побуждать к активности (к обсуждению, к участию - если это возможно).

При создании различных разделов порталов и сайтов необходимо учитывать, что данная информация должна быть нацелена на определенную аудиторию.

- Недружелюбный интерфейс. Порталы / сайты могут быть неудобными и непонятными для использования, что будет препятствовать полноценному взаимодействию населения с данным порталом / сайтом или даже станет причиной отказа от его использования.

- Недоверие населения к информационным технологиям в целом. Некоторые жители (пользователи) боятся, что вводимая ими информация (оплата за коммунальные платежи, паспортные данные и т.д.) попадет в руки злоумышленников. Следовательно, необходимо обеспечение максимальной информационной безопасности.

- Невозможность подачи заявки в электронном виде. На сегодняшний день на порталах государственных услуг можно найти различную информацию и формы заявок, но подать их в электронном виде можно лишь по некоторым вопросам.

- Сложности при авторизации на некоторых порталах. В данном случае рассмотрен портал «Госуслуги» (www.gosuslugi.ru). Для входа в систему нужен логин и пароль, которые получают 3-мя способами.

1) Получить код активации через Почту России. Будет отправлено регистрируемое почтовое отправление с кодом активации. Среднее время доставки -около двух недель.

2) Получить код активации в центре обслуживания «Ростелекома». После завершения регистрации необходимо обратиться в ближайший центр обслуживания «Ростелекома» с паспортом и свидетельством обязательного пенсионного страхования.

3) Подтвердить личность с помощью электронной подписи. Подтверждение личности производится в режиме онлайн в результате проверки электронной подписи. Средство электронной подписи можно получить в одном из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров.

Данные сложности при авторизации останавливают некоторых людей от использования портала, так как необходимо заранее получить пароль.

В свою очередь эффективным было бы внедрение системы оперативного доступа. Это может быть осуществимо после внедрения и получения населением универсальных электронных карт. Универсальная электронная карта (УЭК) -

пластиковая карта, сочетающая в себе документ, удостоверяющий личность, полис обязательного медицинского страхования, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, платежную банковскую карту [1].

В результате выявления и анализа проблем, возникающих при взаимодействии населения с виртуальными организациями в сфере государственного управления, можно сделать вывод о необходимости обеспечения всех условий для удобного использования населением различных сайтов и порталов, так как они являются весьма важными «каналами связи».

На основании проведенного исследования автором сделан вывод о необходимости разработки четкого плана репутационных мероприятий и постоянного мониторинга изменения репутационных характеристик в процессе реализации данного плана.

Литература

1. XXI заседание Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

2. Куссуль О.М., Новиков А.Н., Швец С.С. Исследование эффективности применения моделей доверия на основе репутации в Опё-системах. - М., 2010.

3. Новиченкова Л. Деловая репутация: от системы к результату // Управление компанией. - 2007. - №2.

4. Розанова Н.Н. Механизм оценки репутации региональной власти. - М., 2011.

5. Теория менеджмента: Учебник для вузов / под ред. А.М. Лялина. - СПб.: Питер, 2009.

6. Фостер Я. Анатомия ГРИД. - М., 2000.

П. С. Щербаченко

РОЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация. Совет директоров является важным элементом системы управления корпоративной социальной ответственностью. Встраивание системы управления корпоративной социальной ответственностью в систему корпоративного управления становится важной задачей при возрастающим интересе к КСО со стороны корпораций. Роль Совета директоров в реализации концепции КСО способствует развитию системы управления процесса корпоративной социальной ответственности. Реализация концепции КСО, комитета по КСО при совете директоров является обязательным компонентом для построения эффективной системы управления КСО в корпорации.

Ключевые слова. Совет директоров, корпоративная социальная ответственность, управление КСО, предпосылки развития корпоративной социальной ответственности.

Дискуссия о корпоративной социальной ответственности (КСО), активно ведущаяся в мировой управленческой литературе на протяжении последних десятилетий, приобретает особую актуальность и в нашей стране. Большой интерес к проблематике корпоративной социальной ответственности объясняется рядом обстоятельств, в частности: недостаточностью финансированию со стороны государства проведения полноценной социальной политики, вступлением отношений государства и бизнес-сообщества в новую фазу развития - партнерства и

© Щербаченко П.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.