DOI 10.53980/24131997_2023_4_96
Л.А.Урханова1, 2, д-р техн. наук, проф., e-mail: urkhanova@mail.ru С.А. Лхасаранов2, канд. техн. наук, доц., e-mail: solbon230187@mail.ru
А.В. Битуев2, д-р техн. наук, доц., e-mail: 620344@mail.ru Н.Н. Смирнягина2, д-р техн. наук, доц., e-mail: smirnyagina09@mail.ru
1 Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ),
г. Москва
2 Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ УДК 691.542
ПОДБОР СОСТАВА УКРЕПЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗОЛОШЛАКОВЫХ СМЕСЕЙ
В статье представлены результаты исследований по использованию золошлаковых отходов Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в качестве компонента вяжущего для укрепления оснований конструкций дорожной одежды на региональных дорогах Республики Бурятия. Выявлена закономерность увеличения предела прочности при сжатии и морозостойкости золоцементогрунта в зависимости от количества вяжущего, пропорции компонентов в смеси и от возраста твердения образцов. Доказано, что использование золы как гидравлической добавки позволяет не только экономить портландцемент для устройства жестких оснований автомобильных дорог с требуемыми физико-механическими характеристиками, но и повысить эксплуатационные показатели асфальтобетона для покрытий автомобильных дорог, увеличить сроки межремонтных работ. Минимальной марки укрепленного грунта (несущего слоя основания) для капитального и облегченного типов дорожной одежды М40 достигли все составы смесей, содержащие от 4 до 15 % портландцемента и от 8 до 19 % золошлаковых смесей.
Ключевые слова: портландцемент, золошлаковые смеси, основание автомобильной дороги, грунт, золоцементогрунт, прочность при сжатии.
L.A. Urkhanova, Dr. Sc. Engineering, Prof.
S.A. Lkhasaranov, Cand. Sc. Engineering, Ass. Prof.
A.V. Bituev, Dr. Sc. Engineering, Ass. Prof. N.N. Smirnyagina, Dr. Sc. Engineering, Ass. Prof.
COMPOSITION SELECTION OF REINFORCED MATERIALS FOR ROAD FOUNDATIONS USING MIXES OF ASH AND SLAG OF THERMAL PLANTS
The article presents the results of research on the use of ash and slag waste from Ulan-Ude thermal plant as a binder component for strengthening the foundations of road pavement structures on regional roads of the Republic of Buryatia. A pattern of an increase has been revealed in the compressive strength and frost resistance of ash-cement soil depending on the amount of binder, the proportion of components in mixture and age of hardening of specimens. It has been proven that use of ash as hydraulic additive allows not only to save Portland cement for construction of rigid bases of roads with required physical and mechanical characteristics, but also to increase performance indicators of asphalt concrete for road pavements and to increase time between repairs. All mixture compositions containing from 4 to 15 % Portland cement and from 8 to 19% ash and slag mixtures achieved minimum grade of reinforced soil (bearing base layer) for permanent and lightweight types of road pavement M40.
Key words: Portland cement, ash and slag mixes, road foundations, soil, ash cement soil, compressive strength.
Введение
Развитие дорожной сети России должно осуществляться путем перехода на создание конструкций дорожных одежд полифункционального значения, которые обеспечивают долговечность, увеличение межремонтных сроков и повышенные транспортно-эксплуатационные свойства автомобильных дорог. Такой качественный скачок возможен за счет перехода на строительство укрепленных конструкций дорожных одежд [1].
Анализ причин образования колеи на покрытии автомобильных дорог показал, что накопление пластических деформаций в земляном полотне и конструктивных слоях дорожной одежды является одним из основных факторов колееобразования [2-4]. Укрепление местных грунтов в верхнем слое земляного полотна и основании дорожной одежды повышает их несущую способность и эксплуатационные показатели, что снижает потенциал накопления пластических деформаций в конструкции. Это существенно замедляет процесс колееобразования и формирования волн на покрытии автомобильных дорог.
Анализ научно-технической литературы и нормативной документации показал, что в I дорожно-климатической зоне, к которой относится Республика Бурятия, в основаниях под асфальтобетонные покрытия используются щебеночные материалы толщиной 28-42 см. Несмотря на то что такая конструкция дорожных одежд удовлетворяет расчетам нежестких дорожных одежд, она является материалоемкой и повышает стоимость дорожного строительства. Исходя из сложившейся ценовой политики и ужесточений требований к межремонтным срокам дорожных покрытий, использование отходов теплоэнергетики для устройства укрепленных оснований позволит не только либо сэкономить дорогостоящий щебень, либо совсем отказаться от него, снизив транспортные затраты при строительстве и капитальном ремонте и материалоемкость дорожных одежд, но и улучшить экологическую обстановку в регионе.
В.М. Безрук в работе [5], посвященной фундаментальным исследованиям по укреплению грунтов, указывал, что укрепление портландцементом (ПЦ) несцементированных обломочных грунтов, особенно песчаных разновидностей или некоторых видов легких супесей, целесообразно в силу их сравнительно малой удельной поверхности и малой связности. Однако такие грунты, обладая сравнительно большой открытой пористостью, требуют достаточно высоких дозировок ПЦ, обеспечивающих получение необходимых прочностных показателей цементогрунта. Введение золы, получаемой при сжигании твердых видов топлива на теплоэлектростанциях, способствует приближению гранулометрического состава укрепляемых грунтов к оптимальному, в результате чего обеспечивается наименьшая пористость, а следовательно, и наибольшая плотность смеси [5, 6].
Кроме того, ценность использования золы в дорожном строительстве обусловлена ее способностью проявлять скрыто гидравлические и явные вяжущие свойства. Следовательно, она может использоваться как самостоятельное твердеющее вяжущее или как компонент композиционного вяжущего, используемого в сочетании с цементом, известью или строительным гипсом, в зависимости от вида грунта и требуемых характеристик укрепленных материалов, особенно для несвязанных грунтов.
Наряду с цементами для укрепления грунтов, особенно глинистых грунтов, применяют известь в виде извести-пушонки, или молотой негашеной извести [7-10], при этом она используется как самостоятельное вяжущее или в комплексе с цементом. При обработке глинистых грунтов известь вступает в химическое и физико-химическое взаимодействие с тонкодисперсной частью грунта и под их взаимодействием самопроизвольно превращается в гидравлическое вяжущее. Так, в статье [2] изучен предел прочности на сжатие укрепленных зологрунто-вых материалов с разными соотношениями золошлаковой смеси, глинистого грунта и извести в различных пропорциях при внесении стабилизирующей добавки «Саттелит». Была выявлена закономерность увеличения предела прочности на сжатие зологрунтовых композиций в зависимости от количества вяжущего, пропорции материалов и возраста образцов: при увеличении дозировки глинистого грунта в золошлаковой смеси резко возрастает прочность полученного
композита. Результаты проведенных исследований показали потенциальную возможность использования зологрунтовых материалов, укрепленных известью, при устройстве дополнительного слоя основания автомобильных дорог с капитальной или облегченной дорожной одеждой.
В июне 2022 г. правительство РФ утвердило комплексный план по повышению объемов утилизации отходов пятого класса опасности, которые образуются в результате сжигания угля, торфа и их смесей в энергетических целях. По данным Минэнерго [11], ежегодно около 25 млн т золошлаковых отходов (ЗШО) можно вовлекать в хозяйственный оборот в России, в том числе в строительство и рекультивацию. Сейчас в России объем утилизации золошлаковых отходов составляет около 10 %.
Известно, что в России эксплуатируется 79 тепловых электростанций, использующих природный уголь, из которых более 60 находятся на территории Сибири, Забайкальского края и Республики Бурятия. К группе крупномасштабных, занимающих большие площади отвалов в г. Улан-Удэ, требующих значительных эксплуатационных затрат на содержание, относятся золошлаковые смеси (ЗШС) Улан-Удэнских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, которые вырабатываются при сжигании твердого топлива и образуют около 160 тыс. т в год отвалов золошла-ковых смесей, что ведет к опасному загрязнению окружающей среды.
ЗШС ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 и разработанные на их основе вяжущие благодаря их основным характеристикам имеют перспективы для монолитного и сборного бетона и железобетона, например, легкие бетоны, гидротехнический и самоуплотняющийся бетоны и изделия на их основе, сухих строительных смесей в качестве тонкодисперсного наполнителя для повышения пластичности и подвижности смесей [12-15], для укрепления грунтов, а также щебеночно-песчаных смесей для основания дорог 1-Ш категорий или для строительства дорог 1У-У категории.
Цель работы — исследование по использованию золы Улан-Удэнской ТЭЦ-2 для укрепления грунтов оснований автомобильных дорог с капитальной или облегченной дорожной одеждой.
Материалы и методы исследования
Для проведения исследований использовался крупнообломочный щебенистый грунт, основные характеристики которого представлены в таблице 1. Отбор проб грунта производился на участке 3+000 - 8+000 км в Заиграевском районе Республики Бурятия, в месте планируемого капитального ремонта автомобильной дороги. Характеристики грунта определялись в соответствии с ГОСТ 22733-2016, ГОСТ 5180-2015 с использованием стандартных наборов сит, прибора стандартного уплотнения, конуса Васильева и другого оборудования.
Таблица 1
Физико-механические свойства грунта
Показатель Ед. изм. Фактическое значение
Естественная влажность % 6,1
Влажность на границе текучести % 26,2
Влажность на границе раскатывания % 19,6
Число пластичности ед. 6,6
Показатель текучести ед. -2,05
Максимальная плотность скелета грунта г/см3 2,01
Оптимальная влажность % 9,1
Исследованный грунт, согласно ГОСТ 33063-2014 и ГОСТ 25100-2020, классифицирован по числу пластичности как супесь песчанистая твердая, по показателю текучести как грунт
твердый, по гранулометрическому составу - как крупнообломочный щебенистый грунт с заполнителем супесью песчанистой (рис. 1).
Отбор проб золошлаковой смеси Улан-Удэнской ТЭЦ-2 для исследований производился по ГОСТ 25592-2019, согласно которому определялись их основные характеристики (табл. 2).
По основным характеристикам (активности, прочности, содержанию вредных компонентов и примесей, стойкости против силикатного и железистого распадов) ЗШС Улан-Удэн-ской ТЭЦ-2 соответствуют требованиям ГОСТ 25592 и могут быть использованы как компонент вяжущего для укрепления грунта и устройства основания автомобильной дороги.
Таблица 2
Основные характеристики ЗШС Улан-Удэнской ТЭЦ-2
Наименование показателя Требования ГОСТ 25592-2019 Фактическое значение
Потери при прокаливании (п.п.п.), % по массе, не более 10 0,32
Содержание свободного оксида кальция (СаОсв.) у зольной части, % по массе, не более 10 0,0
Содержание оксида магния (МgO) у зольной части, % по массе, не более 5 0,2
Количество СаО, поглощенного АМД из насыщенного раствора гидроксида кальция, мг СаО/г АМД с низкими пуццолани-ческими свойствами -менее 30 8,96
Насыпная плотность, кг/м3 не более 1200 950
Удельная поверхность, м2/кг не нормируется 180
Влажность, % не более 15 2,5
По химическому составу золы Улан-Удэнской ТЭЦ-2 относятся к кислым золам (табл. 3). Золы состоят из кристаллической и аморфной фазы: кристаллическая фаза содержит кварц, полевые шпаты, муллит и другие, аморфная фаза представлена стеклом. По ГОСТ 33063-2014 по гранулометрическому составу (рис. 1) и физико-механическим свойствам ЗШС можно отнести к пескам пылеватым, по степени неоднородности гранулометрического состава ЗШС относится к неоднородным дисперсным грунтам.
Размеры отверстий сит, мм
— — — грунт ЗШС
Рисунок 1 - Гранулометрический состав грунта и золошлаковой смеси Улан-Удэнской ТЭЦ-2
Для укрепления грунта использовался портландцемент ЦЕМ I 32,5 Н ГОСТ 31108-2020 ООО «Тимлюйцемент.
Таблица 3
Химический состав золы Улан-Удэнской ТЭЦ-2 и ПЦ (мас.%)
Материал/оксид 8102 АЪОэ СаО Ре20э МяО К2О №20 БеО ЯОв п.п.п.
Зола, % 64,96 20,11 4,6 4,16 2,26 0,59 0,41 2,0 0,59 0,32
Портландцемент 20,98 5,10 62,31 4,11 1,75 0,32 0,35 - 2,75 2,22
Перед началом проведения экспериментов по определению оптимального состава зо-лоцементогрунта у исходного грунта, ЗШС определялись максимальная плотность и оптимальная влажность по ГОСТ 22733-2016 с учетом положений ГОСТ 23558-94. Затем по вычисленным значениям оптимальной влажности и максимальной плотности происходила формовка образцов. При подготовке образцов грунт предварительно просеивали через сито № 20 для удаления крупных частиц. Золоцементогрунтовая смесь в различных пропорциях смешивалась в эксикаторе. Влажность грунта для первого испытания, при минимальном содержании цемента, составляла 8-10 %, шаг увлажнения 2 %. Уплотнение проводилось методом прессования с давлением 20 МПа на гидравлическом прессе в формах диаметром 101 мм в течение 3 мин. Далее образцы набирали прочность в камере нормального твердения 7, 28 и 90 сут при температуре 20-22 °С и 70%-ной влажности. За сутки до проведения испытания образцы помещались в устройство для капиллярного водонасыщения образцов.
Результаты исследования и их обсуждение
Ориентируясь, согласно ОДМ 218.2.031-2013 «Методические рекомендации по применению золы-уноса и золошлаковых смесей от сжигания угля на тепловых электростанциях в дорожном строительстве» и СТО НОСТРОЙ 2.25.30-2011 «Автомобильные дороги. Устройство оснований дорожных одежд. Часть 2. Строительство оснований из укрепленных грунтов», на ориентировочный расход цемента и ЗШС в составе смеси, в исследуемых составах золоцементогрунта содержание цемента варьировалось от 4 до 15 %, содержание золы - от 8 до 19 % (табл. 4).
Таблица 4
Составы укрепленных грунтов
№ состава Содержание компонентов в смеси, масс. %
грунт портландцемент золошлаковая смесь
1 88 4 8
2 86 6 8
3 75 10 15
4 71 10 19
5 70 15 15
6 66 15 19
В результате смешивания крупнообломочного грунта с цементом и золой резко меняется оптимальная влажность смеси: с увеличением количества цемента и золы оптимальная влажность золоцементогрунта увеличилась с 9 до 22 % (рис. 2). При этом плотность скелета грунта снижалась на 35-40 %.
о
U
(Й ^
&
л
H
ё g
о Л H о о и
H
о
ч
с
2 1,9 1,8 1,7 1,6 1,5 1,4 1,3 1,2 1,1 1
10 12 14 16 18 20 22 24 26 28
Влажность, %
Исходный грунт состав 4
состав 1 состав 5
состав 2 состав 6
состав 3
Рисунок 2 - Оптимальная влажность различных составов золоцементогрунта
Согласно нормативным документам, минимальной марки укрепленного грунта (несущего слоя основания) для капитального и облегченного типа дорожной одежды М40 достигли все составы смесей. Анализ результатов исследований показал, что с увеличением количества золы с 8 до 19 % прочность при сжатии укрепленных материалов снижается на 25 % (рис. 3). Наиболее активно прочность при сжатии золоцементогрунта увеличивается на 7-28-е сут твердения, но не наблюдается прямой пропорциональной зависимости между прочностью укрепленного грунта и содержанием цемента. При одинаковом содержании ЗШС в смеси увеличение цемента на 50 % дает небольшой прирост прочности - на 10-15 % (исследуемые составы 3 и 5).
=3 10
s s
! о
S
-а
H о о и F О
ê
8,6
7,5
5,6
4,2
4,6
6,3
5,4
5,3
6,6
5,5
7,1
3,9
7,6
6,7
Состав 1 Состав 2 Состав 3 Состав 4 Состав 5
7 сут ■ 28 сут ■ 90 сут Рисунок 3 - Прочность при сжатии укрепленных материалов
8,3
7,2
6,1
Состав 6
6
8
9
8
7
6
5
4
3
При этом с увеличением количества цемента прочность золоцементогрунта увеличивается. Наибольшие значения показателей прочности достигнуты на смеси с 15 % цемента и 15 % золы и 70 % грунта.
На оптимальных составах определен показатель морозостойкости композитов. Анализ результатов (рис. 4) показывает, что увеличение содержания портландцемента в смеси с масс. 4 до 15 % приводит к повышению морозостойкости до 75 циклов.
80
п
CD
д 70
0
160 I50
Р 40
s
1 30 20
10
25
25
75
50
75
75
Состав 1
Состав 2
Состав 3
Состав 4
Состав 5
Состав 6
Рисунок 4 - Морозостойкость укрепленных материалов
Процесс твердения в исследуемых системах золоцементогрунта объясняется образованием цементирующей связки: одновременно в системе идут процессы гидролиза и гидратации цемента с образованием продуктов гидратации на поверхности частиц грунта, химическое взаимодействие мелкозернистого или тонкодисперсного аморфного 81О2, входящего в состав золы (возможно присутствие его также в песке), с гидроксидом кальция Са(ОН)2, что приводит к образованию гидросиликатов и гидроалюмосиликатов кальция тоберморитовой группы (рис. 5). Необходимо отметить, что оба структурообразующих процесса протекают одновременно, вследствие чего происходит омоноличивание частиц грунта, что, в свою очередь, приводит к образованию прочного камня. На рентгенограмме образца зологрунта оптимального состава идентифицируются пики низкоосновных гидросиликатов кальция, таких как афвиллит 3СаОх28Ю2х3ШО (ё/и 1,918-10-1° м), фошагит 4СаОх38Ю2хШО (ё/и 1,542-10-1° м), а также соединения, сходные по структуре с минералом гиролитовой группы 6СаОх108Ю2х3№О (ё/и 2,647; 1,959; 1,625-10-10 м).
Рисунок 5 - Рентгенограмма золоцементогрунта оптимального состава
0
В настоящее время в Республике Бурятия завершены проектные работы и будет заключен контракт по ремонту автомобильной дороги Новоильинск - Горхон - Кижа, граница с Забайкальским краем на участке 3+000 - 8+000 км в Заиграевском районе РБ, где будет укреплено основание с использованием золошлаковой смеси.
Согласно заданию, на проектирование принята конструкция дорожной одежды облегченного типа с покрытием из щебеночно-мастичного асфальтобетона (рис. 6). Расчет конструкции дорожной одежды произведен с использованием программы CREDO РАДОН RU 3.3 по методике ПНСТ 542-2021 с учетом интенсивности движения на межремонтный срок 12 лет. Требуемый модуль упругости составил Етр=182 МПа. За расчетную нагрузку принят автомобиль группы «А» с давлением на покрытие p = 0,8МПа и диаметром колеса 37,14 см. Расчетная нагрузка принята А = 100 кН на основании СП 34.13330.2021. Требуемый коэффициент надежности Кн = 0,85.
Рисунок 6 - Конструкция дорожной одежды
К проектированию принята следующая конструкция дорожной одежды:
- верхний слой покрытия - щебеночно-мастичный асфальтобетон ЩМА-16 по ГОСТ Р 58406.1 на битуме БНД 100/130 по ГОСТ 33133 толщиной 5 см;
- нижний слой покрытия - асфальтобетон плотный из горячей смеси тип А22Нл по ГОСТ Р 58406.2 на битуме БНД 100/130 по ГОСТ 33133 толщиной 7 см;
- слой основания из крупнообломочного грунта, обработанного золоцементным вяжущим по ГОСТ 23558-94, толщиной 34 см.
Заключение
Результаты проведенных исследований позволили рекомендовать состав смеси для устройства основания автомобильной дороги: грунт - 75 %, золошлаковая смесь - 15 %, цемент - 10 %.
Использование золы Улан-Удэнской ТЭЦ-2 как гидравлической добавки позволяет не только экономить портландцемент для устройства жестких оснований автомобильных дорог с требуемыми физико-механическими характеристиками, но и повысить эксплуатационные показатели асфальтобетона для покрытий автомобильных дорог, увеличить сроки межремонтных работ.
Библиография
1. Дмитриева Т.В. Стабилизированные глинистые грунты КМА для дорожного строительства: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.23.05 / Дмитриева Татьяна Владимировна; [Место защиты: Белгород. гос. технол. ун-т им. В.Г. Шухова]. - Белгород, 2011. - 22 с.
2. Звягинцев А.В., Лунев А.А., Кацарский Р.С. и др. Исследование прочности зологрунтовых материалов, укрепленных известью // Вестник СибАДИ. - 2021. - Т. 18, № 3 (79). - С. 330-341.
3. Нгуен Ван Лонг. Предложения по расчету конструкций дорожных одежд с учетом колее-устойчивости при повышенных температурах в условиях Вьетнама // Научный вестник Воронежского ГАСУ. Строительство и архитектура. - 2013. - № 2 (30). - С. 74-82.
4. Подольский В.П., Нгуен Ван Лонг, Черноусов Д.И. Причины колееобразования на асфальтобетонных покрытиях и методы повышения их деформативной устойчивости в условиях Южного Вьетнама // Научный вестник Воронежского ГАСУ. Строительство и архитектура. - 2013. - № 1 (29). -С.57-65.
5. Безрук В.М., Гурячков И.Л., Луканина Т.М. Укрепленные грунты (свойства и применение в дорожном и аэродромном строительстве). - М.: Транспорт, 1982. - 231 с.
6. Вишня Б.Л., Уфимцев В.М., Владимирова Е.Б. и др. Пути утилизации золошлаков ТЭС в новых экономических условиях. - Екатеринбург: Информационный центр Уралтехэнерго, 1997. - 43 с.
7. Грушко И.М., Борщ И.М., Королев И.В. Дорожно-строительные материалы. - М.: Транспорт, 1991. - 357 с.
8. Воронкевич С.Д, Ларионова Н.А., Самарин Е.Н. Использование промышленных отходов для укрепления глинистых грунтов в инженерных и экологических целях // Актуальные проблемы экологии и природопользования. - 2003. - № 3. - С. 300-305.
9. Стельмах С.А., Щербань Е.М., Коробкин А.П. и др. Разработка состава композиционного портландцемента на основе золошлаковой смеси Новочеркасской ГРЭС // Вестник СевКавГТИ. - 2017. - № 3 (30). - С. 148-153.
10. Костин В.В., Аввакумов Е.Г. Применение высокоэнергетического измельчения для получения известково-зольного вяжущего из отходов теплоэлектростанций // Известия высших учебных заведений. Строительство. - 2005. - № 11-12 (563-564). - С. 21-24.
11. https://neftegaz.ru/news/energy/759276-minenergo-okolo-25-mln-t-otkhodov-tes-mozhno-vovlekat-v-oborot. (дата обращения: 20.09.2023).
12. Урханова Л.А., Лхасаранов С.А., Бадмаева Э.В. Исследование влияния минеральных добавок на свойства и фазовый состав композиционных вяжущих для сухих строительных смесей // Вестник ВСГУТУ. - 2021. - № 4 (83). - С. 79-84.
13. Данзанов Д.В., Урханова Л.А., Лхасаранов С.А. и др. Модификация композиционных вяжущих ультрадисперсной добавкой, полученной при гидролизе портландцемента // Строительные материалы. - 2022. - № 1-2. - С. 65-69.
14. Урханова Л.А., Лхасаранов С.А., Черняк Р.Д. и др. Использование золошлаковых смесей в дорожном строительстве // Вестник ВСГУТУ. - 2021. - № 3 (82). - С. 63-71.
15. Лхасаранов С.А., Урханова Л.А., Смирнягина Н.Н. и др. Применение композиционных вяжущих и углеродного наноматериала для получения газобетона // Строительные материалы. - 2021. -№ 1-2. - С. 30-36.
Bibliography
1. Dmitrieva T.V. Stabilized clay soils KMA for road construction: abstract of diss. ... cand. sc. Engineering: 05.23.05 / Dmitrieva Tatyana Vladimirovna; [Place of defence: Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov]. - Belgorod, 2011.- 22 p.
2. Zvyagintsev A.V., Lunev A.A., Katsarsky R.S et al.. Study of strength of ash-soil materials reinforced with lime // The Russian Automobile and Highway Industry Journal. - 2021. - Vol. 18, N 3 (79). -P. 330-341.
3. Nguyen Van Long. Proposals for calculation of road pavement structures taking into account rutting resistance at elevated temperatures in Vietnam // Scientific Herald of the Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Construction and Architecture. - 2013. - N 2 (30). - P. 74-82.
4. Podolsky V.P., Nguyen Van Long, Chernousov D.I. Reasons of rutting on asphalt concrete pavement and methods to increase their deformation resistance in the conditions of South Vietnam // Scientific Herald of the Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Construction and Architecture. -2013. - N 1 (29). - P. 57-65.
5. Bezruk V.M., Guryachkov I.L., Lukanina T.M. Reinforced soils (properties and application in road and airfield construction). - M.: Publishing House «Transport», 1982. - 231 p.
6. Vishnya B.L., Ufimtsev V.M., Vladimirova E.B. et al. Ways to utilize ash and slag from thermal power plants in new economic conditions. - Yekaterinburg: Information Center Uraltechenergo, 1997. - 43 p.
7. Grushko I.M., Borshch I.M., Korolev I.V. Road construction materials. - M.: Publishing House «Transport», 1991. - 357 p.
8. Voronkevich S.D., Larionova N.A., Samarin E.N. Use of industrial waste to reinforce clay soils for engineering and environmental purposes // Actual Problems of Ecology and Environmental Management. -2003. - N 3. - P. 300-305.
9. Stelmakh S.A., Shcherban E.M., Korobkin A.P. et al. Development of composition of Portland cement on the base of ash and slag mixture of the Novocherkassk State District Power Plant // Newsletter of North-Caucasus Federal University. - 2017. - N 3 (30). - P. 148-153.
10. Kostin V.V., AvvakumovE.G. Application of high-energy grinding to obtain lime-ash binder from thermal power plant waste // News of higher educational institutions. Construction. - 2005. - N 11-12 (563-564). - P. 21-24.
11. https://neftegaz.ru/news/energy/759276-minenergo-okolo-25-mln-t-otkhodov-tes-mozhno-vovlekat-v-oborot (access date: 20.09.2023).
12. Urkhanova L.A., Lkhasaranov S.A., Badmaeva E.V. Study of influence of mineral additives on properties and phase composition of composite binders for dry building mixtures // Bulletin of the ESSTUM.
- 2021. - N 4 (83). - P. 79-84.
13. Danzanov D.V., Urkhanova L.A., Lkhasaranov S.A. et al. Modification of composite binders with an ultrafine additive obtained from the hydrolysis of Portland cement // Stroitel'nye Materialy (Construction Materials). - 2022. - N 1-2. - P. 65-69.
14. Urkhanova L.A., Lkhasaranov S.A., Chernyak R.D. et al. Use of ash and slag mixtures in road construction // Bulletin of the ESSTUM.- 2021. -N 3 (82). - P. 63-71.
15. Lkhasaranov S.A., Urkhanova L.A., Smirnyagina N.N. et al. Application of composite binders and carbon nanomaterials for the production of aerated concrete // Stroitel'nye Materialy (Construction Materials).
- 2021. - N 1-2. - P. 30-36.