Научная статья на тему 'ПОДБОР ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ, ПРИГОТОВЛЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТХОДОВ ТЭЦ'

ПОДБОР ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ, ПРИГОТОВЛЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТХОДОВ ТЭЦ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЭЦ / ОТХОДЫ ТЭЦ / НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ / УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТХОДОВ / ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ СМЕСИ / TPS / WASTE OF TPS / INORGANIC WASTE / WASTE DISPOSAL / WASTE USE / ROAD CONSTRUCTION / ASPHALT CONCRETE MIXTURES

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Гречаников Александр Викторович, Платонов Александр Петрович, Ковчур Сергей Григорьевич, Терентьев Валерий Павлович

Разработана технология утилизации отходов ТЭЦ с целью изготовления асфальтобетона, в котором всё минеральное связующее (доломит) заменено шламом (отходами) ТЭЦ. Замена доломитового порошка шламом не приводит к ухудшению физико-механических свойств асфальтобетона и удешевляет стоимость строительства автомобильных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Гречаников Александр Викторович, Платонов Александр Петрович, Ковчур Сергей Григорьевич, Терентьев Валерий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION OF THE OPTIMAL COMPOSITION OF ASPHALT CONCRETE MIXTURES PREPARED USING WASTE FROM THE TPS

On the basic of the waste formed on thermal power-station was depended the waste utilization technology with the aim of construction of concrete road.

Текст научной работы на тему «ПОДБОР ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ, ПРИГОТОВЛЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТХОДОВ ТЭЦ»

кология. энегросбережение

УДК 667.633

ПОДБОР ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ, ПРИГОТОВЛЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТХОДОВ ТЭЦ

A.B. Гречаников, А.П. Платонов, С.Г. Ковчур, В.П. Терентьев

Ежегодно на Витебской ТЭЦ в шламокакопителях образуется 50 - 60 тонн отходов после очистки речной воды (шлам продувочной воды). Одно из направлений комплексной утилизации неорганических отходов образующихся на ТЭЦ их использование в дорожном строительстве. Применяемая в настоящее время в дорожном строительстве органоминеральная смесь следующий состав (стандартный состав):

- щебень гранитный, фракция 5-10 мм - 38%;

- песок природный, фракция 0-2 5 мм - 50%:

- минеральный псрсшок, фракция 0-0,53 мм - 12%;

- битум БНД 90/130 - 6% от веса минеральных составляющих.

Физико-механические свойства органоминеральной смеси определялись на

цилиндрических образцах полученных при уплотнении 640 г смеси в стальных формах при прессовании под давлением 40 МПа. По истечении 12 часов после изготовления образцы испытывались по физико-механическим показателям, оегламечтируемым СТБ 1115-98 для холодного асфальтобетона. Результаты этих опытов ппиведены в таблицей

Таблица 1

Наименования показателя Номера образцов Среднее значение параметра

№ 1 № 2 № 3

Предел прочности при сжатии при 50 0 С, МПа 1,10 1 12 1,11 1 11

Предел прочности при растяжении при 0 С МПа 2,97 2,99 3,00 2,98

Модуль остаточной десЬормации при 50 ° С МПа 41 7 42 42,3 42

На кафедре химии Витебского государственного технологического университета разработаны составы органоминеральной смеси в котором вся доломитовая мука либо часть её заменена сухим шламом продувочной воды. Процентный состав компонентов представлен в таблице 2.

Таблица 2

№ состава Наименование материала Состав смеси %

Щебень гранитный фр. 5-10 мм 38

Песок природный сор. 0-2,5 мм 30

1 Сухий шлам фр. 0-2.5 32

Битум БНД 90/130 6 (от веса минеральных составляющих)

2 Щебень гранитный фр. 5-10 мм 38

Песок природный фр. 0-2.5 мм 37

Сухой шлам фр 0-2,5 21

п

родолжение таблицы 2

Минеральный порошок фр. 0-0 63 мм 4

Битум БНД 90/130 9 (от веса минеральных составляющих^

Щебень гоанитный Фо. 5-10 мм 38

Песок природный фр. 0-2 5 мм 40

Сухой шлам Фр 0-2.5 16

3 Минеральный порошок Фр. 0-0,53 мм 6

Битум БНД 90/130 9 (от веса минеральных составляющих^

Щебень гранитный фо. 5-10 мм 38

Песск приоодный Фр. 0-2.5 мм 40

Сухой шлам сор. 0-2 5 16

4 Минеральный порошок фр. 0-и 63 мм 6

Битум БНД 90/130 10 (от веса минеральных составляющих)

Образцы оазработанных составов испь:тывались по физико-механическим показателям в централоной лаборатории УП «Витеоскоблдорстрой» Департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций. Результаты анализа приведены в таблице 3

Табпи (а 3

Номер состава Наименования показатепя

Предел прочности при сжатии при 50 0 С МПа Предел прочности при растяжении пои 0 ° С МПа Модуль остаточной деформации пои 50 0 С, МПа

Номера проб Номепа пооб Номера пооб

№ 1 № 2 № 3 № 1 № 2 № 3 № 1 № 2 № 3

1 1,12 1 10 1 08 2 12 2 14 2 16 48,3 48 1 47,9

2 1 22 1.25 1 25 3,45 3.11 3 10 66 6 57 0 67 1

3 1 31 1 29 1.32 3 39 3 34 3 36 83 6 83,2 83 0

4 1 02 1.05 1 08 2 61 2 60 2 58 62 2 6?.0 61,8

Для выбора оптимального состава построены диаграммы, отражающие основные физико-механические показатели смеси (рис. 1-3).

Предел прочности при сжатии (при 50 град С, Мпа)

1 40 1,20 1 00 0,80 0.6С С 40 0,2С 0.00

1,10

1.24

1,34

1 05

1,1 (среднее + 5%)

/

1 11 (среднее)

2 3

Номер состава

Рисунок 1 - Предел прочности при сжатии при 50 °С, МПа

Предел прочности при растяжении (при 0 град С, Мпа)

4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50 0,00

3,12

3,36

2,14

2,98 (среднее + 5%)

/

3,13 (среднее)

2 3

Номер состава

Рисунок 2 - Предел прочности при растяжении при 0 °С, МПа

Модуль остаточной деформации (при 50 град С, Мпа)

100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00

48,10

83,27

66,90

1 2 3

Номер состава

62,00

44,1 (среднее + 5%)

N

42,0 (среднее)

Рисунок 3 - Модуль остаточной деформации при 50 °С, МПа

Из полученных данных следует что состав № 3 соответствует требованиям СТБ 1033-96 [1]. На базе государственного объединения УП «Витебскоблремсрой» получена опытная партия асфальтобетона. Для приготовления асфальтобетонной смеси использовалось следующее оборудование: битумноплавильный агрегат, расходная ёмкость шлама ТЭЦ, шнек подачи шлама, дозатор битума, сушильный барабан, ленточный транспортёр и др. В смесительной установке два основных агрегата: сушильный и дозировочно-смесительный. За время прохождения ^еоез сушильный барабан минеральные зернистые материалы просушиваются и нагреваются. Температура нагрева регулируется интенсивностью подаваемого топлива и количеством минеральных материалов 200-220 °С при испсльзовании холодного минерального порошка и 160-180 °С при горячем минеральном порошке. Шлам ТЭЦ (холодный или горячий) подаётся в отдельный отсек Из отсекоь бункера различные фракции минеральных материалов дозируются с помощью весов. Отвешенные горячие минеральные материалы направляются в мешалку. Сюда же подаётся шлам ТЭЦ. Если отходы применяются горячими более целесообразным является предварительное объединение щебня и песка с битумом а шлам ТЭЦ необходимо добавлять на последней стадии перемешивания

Из полученных результатов следует, что замена минерального порошка (доломитовой муки) отходами ТЭЦ не приведи-" к ухудшению физико-механических свойств асфальтобетона. Использование в составе асфальтобетона отходов улучшает его прочностные характеоистики, сопротивление пластическим деформациям, трещиностойкость. Внедрение нового состава асфальтобетона позволит экономить 7-8 % минерального связующего, входящего в состав дорожного покрытия При этом достигаются следующие технико-экономические результаты

1. Улучшаются прочностные характеристики асфальтобетона.

2. Стоимость дорожного покрытия снижется на 10-12 % вследствие экономии доломитовой муки.

3. Уменьшается расход доломита который производится для сельского хозяйства.

4. Улучшается экологическая ситуация на территории ТЭЦ.

Список использованных источников 1. СТБ 1033-96. Смеси асфальтобетонные дорожнь.е аэродромные и

асфальтобетон. - Минск- Министерство архитектуры и строительства, 1996.16 с.

SUMMARY

On the bas с of the waste formed on tnermal power-station was depended the waste u' ilizat' >n technology with the aim of construction of concrete road.

УДК 621.357.1

ПЕРЕРАБОТКА ОтХОДОВ ГАЛЬВаНИКИ СОДЕРЖАЩИХ ХРОМ

В.В. Пятое, A.C. Ковчур, Ю.А. Нетсев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время гальванотехника - одно из производств сероезьо влияющих на загрязнение окружающей среды в частности ионами тяжелых металлов наиболее опасных для биосферы. Главным поставщиком токсикантов в гальванике (в то же воемя и основным потребителем воды и главным источником сточных вод) являются промывные веды. Объем сточных вод очень велик из-за несовершенного способа промывки деталей, который требует большого расхода воды (до 2 м3 и более на 1 м поверхности деталей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.