Научная статья на тему 'Под знаком помощи и сострадания'

Под знаком помощи и сострадания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Евстафьев Алексей

…Район Пэрэйд Эдмонтон. Пригород Лондона. Великобритания. Здесь в 1859 г. в семье эсквайра, адвоката Дж.Т.Марсдена и И.М.Марсден родилась девочка, которую нарекли именем Кэт. Через десятилетия в России ее уже будут величать Екатериной из Туманного Альбиона: английская сестра милосердия Кэт Марсден (Kate Marsden) по благословению королевы Виктории и императрицы Марии Александровны совершит памятную поездку в далекую Сибирь, в Якутию, где посетит места проживания прокаженных. С ее помощью здесь будет создана специальная колония для больных, известная как Вилюйский лепрозорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Под знаком помощи и сострадания»

модель является попыткой найти компромисс между делением кембрия на три отдела (с сибирскими ярусами, объединенными в нижний отдел) и новой идеей деления кембрийской системы на четыре отдела, предложенной ШС8. В итоге дискуссий все участники конференции согласились с необходимостью продолжать работу по расчленению и корреляции нижнего кембрия, открытую для исследователей всего мира.

Далее немного о кембрии и значении конференции для Республики Саха (Якутия). Отложения кембрийского возраста в Якутии распространены весьма широко. В них в республике открыты крупные месторождения нефти и газа (Талакан, Средняя Ботуобия, Верхний Вилючан и другие). Кроме того, кембрийские толщи содержат большое количество разнообразных фаун, позволяющих хорошо стратифицировать слои данного возраста.

Одним из важных научных результатов палеонтологических исследований прошлых лет является установление факта, что современная территория Якутии более 500 млн лет назад являлась центром (или одним из таковых) массового происхождения и распространения впервые на Земле скелетных морских животных.

Конференция проходила за год до номинации Природного парка «Ленские Столбы» в качестве кандидата в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

С учетом вышеизложенного, руководство Республики Саха (Якутия) придавало большое значение Международной конференции ученых, изучающих кембрий в разных регионах мира. От имени Президента и Правительства РС(Я) участников конференции приветствовал, отметил большой вклад ученых в изучение кембрия и пожелал им успешной работы заместитель председателя Правительства Ю. С.Куприянов.

В Жиганском и Хангаласском районах, где были участники конференции, их встречали хлебом-солью, песнями, выступлениями фольклорных групп. Уникальность якутских разрезов кембрия, прекрасная северная природа, широкая р. Лена и самобытность народа, а также хорошая (по оценкам зарубежных и российских палеонтологов) организация экскурсий оценены многими.

В проведении конференции приняли участие многие организации, руководители и частные лица. Всех их благодарим от имени участников конференции.

Под знаком помощи и сострадания

... Район Пэрэйд Эдмонтон. Пригород Лондона. Великобритания. Здесь в 1859 г. в семье эсквайра, адвоката Дж.ТМарс-дена и И.М.Марсден родилась девочка, которую нарекли именем Кэт. Через десятилетия в России ее уже будут величать Екатериной из Туманного Альбиона: английская сестра милосердия Кэт Марсден (Kate Marsden) по благословению королевы Виктории и императрицы Марии Александровны совершит памятную поездку в далекую Сибирь, в Якутию, где посетит места проживания прокаженных. С ее помощью здесь будет создана специальная колония для больных, известная как Вилюйский лепрозорий.

Что же мы знаем об этой отважной женщине-хрис-тианке, не побоявшейся поехать на самый край Земли, да еще к людям, больным тяжелейшим неизлечимым недугом? Биографические данные о ней очень скудны. Известно лишь, что молодая англичанка во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. состояла в отряде британского «Красного Креста» и оказывала помощь на-

шим раненым в Дунайской армии. На сайте Ийр://№мм>. brocgaus.ru/text/063/519.htm описывается, в частности, эпизод, когда она, случайно увидев двух прокаженных болгар, дала обет посвятить свою деятельность борьбе с проказой. Но исполнить его Марсден смогла лишь после смерти родителей. Объехав Северную Африку и Малую Азию с целью изучения быта местных прокаженных,

Кэт Марсден услышала, что в России, в Якутской области, растет трава, являющаяся целебным средством от проказы. И она решилась отправиться в Сибирь... Летом 1891 г. совершила самую, пожалуй, запоминающуюся по самоотверженности и любви к больным поездку в своей жизни для изучения поселений прокаженных и оказания им возможной помощи. Ее целью был сбор средств на строительство постоянного приюта, в котором несчастные больные могли бы иметь необходимые условия для человеческого проживания и медицинской помощи.

Ниспосланный ангел Божий

Положение прокаженных в те времена было ужасным. «Они безжалостно изгонялись обществом в глухие лесные места и оказывались брошенными на произвол судьбы, — пишет в редакцию Ольга Бутковская. — Несчастные влачили тяжелое, полуживотное существование, умирая не столько от болезней, сколько от голода и холода. Ведь ни о какой медицинский помощи не могло быть и речи: люди боялись приближаться к ним на несколько шагов. Поэтому появление человеколюбивой иностранки несчастные страдальцы принимали повсюду как явление ниспосланного к ним ангела Божия».

Вот как описывает эту поездку сама мисс Кэт Марс-ден в 1892 г. в газете «Якутские областные ведомости»: «Мы выехали из Якутска. Дороги по тайге, лесам и болотам нет никакой. Даже нет тропинки, так что только верхом и можно совершить это путешествие летом, при всевозможных затруднениях и опасностях. Сильная жара днем, сильные холода ночью, мириады комаров и насекомых залепляют вам глаза и наполняют вам рот и нос, сырость от болот, опасность от медведей, пища, состоящая обыкновенно из черных сухарей и чая, невозможность умыться или раздеться в продолжение двух месяцев, ночью никакого приюта, кроме палатки, — все это может дать понять о трудностях этого переезда». В Вилюйске экспедиция была встречена о. Иоанном Винокуровым. «Он истинный друг бедных прокаженных и истинный христианин, — пишет далее английская медсестра. — Он постоянно навещает больных, не опасаясь ужасной заразы, с одной целью — помочь им и объяснить им учение любви Христа Спасителя. Он сопровождал нас ко всем прокаженным, и было трогательно видеть нежную любовь к нему несчастных страдальцев. Он единственный человек, который их посещает, другие все боятся».

Вилюйский округ, озеро Абунгда

15 июля 1891 г. Кэт вместе с попутчиками выехала из Вилюйского округа к озеру Абунгда, где находилось в то время самое большое поселение прокаженных. «Поблизости от прокаженных дорога всегда гораздо хуже, потому что их водворяют в места наиболее удаленные и наименее посещаемые, трудно проходимые, чтобы они не могли возвращаться домой, — читаем мы продолжение ее путевых заметок. — Юрты больных так малы, что прокаженные вынуждены спать вдоль наружных стен на скамьях, без всякой подстилки, и так тесно, что ноги одного касаются головы другого. Некоторые лежат прямо на голой земле. Отвратительный запах, ужасный холод, скот находится в той же юрте. Когда прокаженный умирает, он остается в юрте вместе с живыми до 3 дней. Здесь

была также оспа, и никто их не навестил, ни доктор, ни якуты, чтобы им помочь. Они должны были переносить страдания этой болезни также в полном одиночестве, не имея около себя никого для ухода за ними, не имея постели и почти без одежды, кроме отвратительных шубеек, способных только увеличить раздражение кожи, которое и так ужасно при этой болезни. Сколько им приходится перестрадать, никто никогда не поймет».

«В Абунгде прокаженные имели коров, и, во всяком случае, это лучшее их поселение из всех, которые мы посетили, — пишет К.Марсден. — Все прочие были несравненно хуже. В некоторых местах юрты малы даже для двух человек, но мы находили в них от 5 до 10 человек. Грязь, ужасный запах проказы, пища, состоящая из рыбы, масла, которое пьют, и древесной коры. В некоторых местах больные почти голые, мужчины, женщины и дети живут все вместе и более подобны животным, чем похожи на людей. Справедливо заметил о. Иоанн, что во всем свете нельзя найти людей более несчастных, чем они. Замечательна у якутов крайняя боязнь этой болезни. Ни один не решится не только прикоснуться к прокаженному, но даже близко подойти не решится. Прокаженный изгоняется из семьи. А общество приговаривает к удалению из своей среды даже того, у кого нет проказы, но родители поражены ею, или если кто жил раньше с прокаженными... Слышать жалкие, слабые голоса бедных прокаженных, видеть их на коленях, крестящихся исхудалыми руками, часто без пальцев, едва поднимающихся от слабости, видеть их лица, страшно обезображенные этой болезнью, их глаза, в которых вы можете прочесть, что всякая надежда у них потеряна, их ноги, у многих без пальцев, так что многие не могут ходить, а только еле волочить свое тело при помощи табуретки, вид этой умирающей жизни без надежды и без всякого утешения — это все нас так расстроило, что виденное нами ужасное зрелище останется памятным нам на всю жизнь».

Кэт Марсден собрала от сострадательных людей около 20 тысяч рублей на устройство церкви и бараков для вилюйских прокаженных. «Во многом благодаря подвигу этой самоотверженной женщины, ее сердечному участию в судьбах несчастных страдальцев и собранной ею материальной помощи гражданские власти, наконец, обратили внимание на нечеловеческие условия проживания в поселениях прокаженных, на жестокое и несправедливое отношение к ним со стороны населения и решили создать для больных постоянный приют, — пишет в письме О.Бутковская. — Несчастное положение прокаженных стало известно за пределами области. Уже через год в Якутск приехали сестры милосердия московской общины «Утоли моя печали». Их до глубины души потряс рассказ мисс Марсден о ее пребывании в вилюйских поселениях прокаженных. Сестры милосердия стали заведовать приютом в созданной колонии для прокаженных. Содержание приюта обеспечивалось за счет добровольных пожертвований деньгами, вещами и припасами, а наблюдение за больными вели врач и два фельдшера».

Чадо Господа и Спасителя

А вот как отважная англичанка описывает свою встречу с епископом Рязанским и Зарайским, бывшим Якутским и Вилюйским Мелетием (Якимовым), причисленным в 2003 г. к лику местночтимых святых Якутской зем-

ли: «Наконец добрались до Якутска. Тут я имела счастье увидеть Преосвященного Мелетия. Его ласковую встречу я никогда не забуду. Он принял меня с такими словами: «Вы иностранка и чужая, но вы чадо общего нашего Го -спода и Спасителя, я Его слуга, и во имя Его принимаю Вас и благословляю, и благодарю, что вы прибыли с целью помочь бедным прокаженным». Преосвященный — истинный верный служитель христов, и деятельность его простирается не только на город Якутск и близкие его окрестности, но он посылает своих миссионеров за тысячи верст с благой вестью любви христовой, и чужестранцам, как я, он простирает руки, как отец. В Якутске с помощью Преосвященного мы основали комитет для помощи прокаженным».

О пребывании Кэт Марсден в Вилюйском округе на сайте http://www.snit.ru пишет ученик Кыргыдайской средней общеобразовательной школы имени Д. А.Гуляева Вилюйского улуса Эрчимэн Игнатьев: «Узнав частью от миссионеров, частью из книг о том, что якуты обладают секретом излечения проказы, К.Марсден решила отправиться в Якутскую область. В Тбилиси ей подтвердили, что якуты лечат этот страшный недуг травами. К.Марсден, проезжая через Уфу, имела возможность беседовать с епископом Дионисием, который более 40 лет был миссионером и священником в Якутии и на Камчатке. Дионисий сообщил ей, что инородцы считают болезнь излечимой. Он, мол, лично знал одного человека, который был вылечен травой. И эту траву называют кучукта. Епископ снабдил путешественницу письмом к одному священнику, чтобы он раздобыл для нее запас этой травы. То же самое подтвердил К.Марсден в Тобольске бывший якутский врач, доктор Гуль».

Именной алмаз

Возвратившись в Санкт-Петербург и Москву, Марсден продолжала сбор щедро полившихся пожертвований. Тогда же, в 1892 г., увидела свет ее книга «На санях и верхом, к отверженным сибирским прокаженным. С 25 иллюстрациями и картой, факсимиле письма» («On Sledge & Horseback to Outcast Siberian Lepers. First edition. 2 facsimile letters, 25 plates and a map»). Марсден удалось найти целебную траву, но оказалось, что она только облегчает страдания, но не излечивает проказу. Трава эта была послана ею в Индию, где прокаженных насчитывается миллионы. В 1892 г. К.Марсден вновь посетила Якутск, затем читала в Америке лекции в пользу русских прокаженных. В царской России вышли статья и книга об ее сибирских поездках «Мисс Кэт Марсден» (журнал «Нива», 1892, №13) и «Англичанка Екатерина Марсден в Сибири у прокаженных» (СПб., 1894).

В 2009 г. исполнится 150 лет со дня рождения этой отважной английской сестры милосердия, славной дочери британского народа. В Якутии давно помнят и чтят ее имя, которым называют улицы и больницы. В мае 1991 г. алмазу весом в 55,60 карата присвоено имя «Сестра милосердия Кэт Марсден» (данные сайта http://www. alrosa. ru/diamonds/named/). А на отделении английского языка факультета иностранных языков Якутского госуниверси-тета присваивается именная стипендия Кэт Марсден по семестрам (сайт http://www.english2.front.ru/history.htm). Имя и дела Кэт Марсден живы и сейчас.

Алексей Евстафьев

Материал взят с сайта http://www.poisk-yakutia.ru.

Человек с молодой душой — Елена Дмитриевна Колодезникова

В 2009 г. исполняется 45 лет работы в Якутском государственном университете кандидата медицинских наук, доцента кафедры гистологии и микробиологии Елены Дмитриевны Колодезниковой.

Е.Д.Колодезникова родилась 20 мая 1939 г. в селе Чапчылган Амгинского улуса Республики Саха (Якутия). Отец Дмитрий Алексеевич Швалов в 1941 г. был мобилизован в армию в связи с началом Великой Отечественной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.