Научная статья на тему 'ПОЧТОВЫЕ ФОТООТКРЫТКИ НАЧАЛА XX В. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ В.К. ФЕДОРОВА КАК ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО БАШКИРСКОЙ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЕ'

ПОЧТОВЫЕ ФОТООТКРЫТКИ НАЧАЛА XX В. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ В.К. ФЕДОРОВА КАК ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО БАШКИРСКОЙ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРЫ / БАШКИРСКАЯ ДЕТСКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА / ВИТАЛИЙ КИМОВИЧ ФЕДОРОВ / ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ФОТООТКРЫТКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галиева Фарида Габдулхаевна, Усманова Салима Маратовна

В статье дается анализ атрибутов детской одежды у башкир. Объектом исследования стали фотооткрытки, изданные в типографии А.П. Фризена в селе Давлеканово Белебеевского уезда Уфимской губернии, приобретаемые в его же книжной лавке. Фотооткрытки использовались в почтовой связи в первые десятилетия XX в. Анализ изображений показал, что в указанное время одежда, обувь и головные уборы у мальчиков изготавливались по подобию изделий для мужчин, у девочек - копировали женские атрибуты костюмов. Изображенная детская одежда демонстрирует этнолокальные особенности костюмных комплексов башкир, проживавших на юго-западе, севере Башкортостана и на территории Челябинской области. У девочек костюм включал длинное платье с длинными рукавами, камзол, платок. Этнолокальными маркерами юго-западных башкир были шапочка такия и нагрудное украшение округлой формы, расшитое серебряными монетами, коралловыми бусинами, ювелирными брошками с полудрагоценными камнями и бубенцами по краю, северных и зауральских башкир - головной убор калпак и перевить с рядами монет. У мальчиков на фотографиях можно разглядеть верхнюю распашную одежду казакин, рубаху, сапоги ичеги, рабочую обувь лапти и несколько видов головных уборов. Фотография мальчиков с головным убором феска с кисточками свидетельствует о влиянии на башкир иноэтничной моды. Отмечено также проникновение в среду зажиточных башкир городской моды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTAL PHOTO-POSTCARDS AS ETHNOGRAPHIC SOURCES FOR BASHKIR CHILDREN'S CLOTHING IN THE EARLY 20TH CENTURY: V.K. FEDOROV'S COLLECTION

The article analyzes the attributes of Bashkir children's clothing. The object of the study were photopostcards published in the printing house of A.P. Friesen in the village of Davlekanovo, Belebeyevsky District, Ufa Province, purchased in his bookstore. Photo-postcards were used in postal communication in the first decades of the 20th century. The analysis of the images showed that at the specified time, boys' clothes, shoes and hats were made in the likeness of men, while girls' costumes were copied from female attributes. The depicted children's clothing demonstrates the ethnolocal features of the costume complexes of Bashkirs who lived in the south-west, north of Bashkortostan and on the territory of the Chelyabinsk Region. The girls' costume included a long dress with long sleeves, a doublet, a scarf. The ethnolocal markers of the southwestern Bashkirs were a takiya cap and a rounded breast ornament embroidered with silver coins, coral beads, jewelry brooches with semiprecious stones and bells on the edge, the northern and Trans-Ural Bashkirs - a kalpak headdress and a twist with rows of coins. In the photos of boys, you can see the upper loose clothes of the Cossacks, shirt, boots ichegi, work shoes laptops and several types of headwear. A photo of boys with a fez headdress with tassels testifies to the penetration of a non-ethnic fashion to Bashkirs. The penetration of urban fashion into the environment of wealthy Bashkirs is also obvious.

Текст научной работы на тему «ПОЧТОВЫЕ ФОТООТКРЫТКИ НАЧАЛА XX В. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ В.К. ФЕДОРОВА КАК ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО БАШКИРСКОЙ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЕ»

УДК 391.3(=512.141) ББК 63.5(2Рос.Баш)

Почтовые фотооткрытки начала XX в. из коллекции в.К. Федорова как этнографический источник по башкирской детской одежде

Ф.Г. Галиева, С.М. Усманова

Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (Уфа, Россия)

Postal Photo-Postcards as Ethnographic Sources for Bashkir Children's Clothing in the Early 20th Century: V.K. Fedorov's Collection

F.G. Galieva, S.M. Usmanova

R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies, Ufa Federal Research Center RAS (Ufa, Russia)

В статье дается анализ атрибутов детской одежды у башкир. Объектом исследования стали фотооткрытки, изданные в типографии А.П. Фризена в селе Давлеканово Белебеевского уезда Уфимской губернии, приобретаемые в его же книжной лавке. Фотооткрытки использовались в почтовой связи в первые десятилетия XX в. Анализ изображений показал, что в указанное время одежда, обувь и головные уборы у мальчиков изготавливались по подобию изделий для мужчин, у девочек — копировали женские атрибуты костюмов. Изображенная детская одежда демонстрирует этнолокальные особенности костюмных комплексов башкир, проживавших на юго-западе, севере Башкортостана и на территории Челябинской области. У девочек костюм включал длинное платье с длинными рукавами, камзол, платок. Этнолокальными маркерами юго-западных башкир были шапочка такия и нагрудное украшение округлой формы, расшитое серебряными монетами, коралловыми бусинами, ювелирными брошками с полудрагоценными камнями и бубенцами по краю, северных и зауральских башкир — головной убор калпак и перевить с рядами монет. У мальчиков на фотографиях можно разглядеть верхнюю распашную одежду казакин, рубаху, сапоги ичеги, рабочую обувь лапти и несколько видов головных уборов. Фотография мальчиков с головным убором феска с кисточками свидетельствует о влиянии на башкир иноэтничной моды. Отмечено также проникновение в среду зажиточных башкир городской моды.

Ключевые слова: башкиры, башкирская детская народная одежда, Виталий Кимович Федоров, визуальная антропология, фотооткрытка.

DOI: 10.14258/izvasu(2023)2-10

The article analyzes the attributes of Bashkir children's clothing. The object of the study were photopostcards published in the printing house of A.P. Friesen in the village of Davlekanovo, Belebeyevsky District, Ufa Province, purchased in his bookstore. Photo-postcards were used in postal communication in the first decades of the 20th century. The analysis of the images showed that at the specified time, boys' clothes, shoes and hats were made in the likeness of men, while girls' costumes were copied from female attributes. The depicted children's clothing demonstrates the ethnolocal features of the costume complexes of Bashkirs who lived in the south-west, north of Bashkortostan and on the territory of the Chelyabinsk Region. The girls' costume included a long dress with long sleeves, a doublet, a scarf. The ethnolocal markers of the southwestern Bashkirs were a takiya cap and a rounded breast ornament embroidered with silver coins, coral beads, jewelry brooches with semiprecious stones and bells on the edge, the northern and Trans-Ural Bashkirs — a kalpak headdress and a twist with rows of coins. In the photos of boys, you can see the upper loose clothes of the Cossacks, shirt, boots ichegi, work shoes laptops and several types of headwear. A photo of boys with a fez headdress with tassels testifies to the penetration of a non-ethnic fashion to Bashkirs. The penetration of urban fashion into the environment of wealthy Bashkirs is also obvious.

Keywords: Bashkirs, Bashkir children's folk clothing, Vitaly Kimovich Fedorov, visual anthropology, photopostcard.

Кандидат исторических наук Виталий Кимович Федоров (род. 31 июля 1962 г.) известен научной общественности прежде всего как специалист в области археологии ранних кочевников Евразии, скифского времени, раннего железного века. Он провел более 40 экспедиций на территории Башкирии, Челябинской и Оренбургской областей, Казахстана. Его публикации посвящены уникальным предметам, найденным в Филипповском «царском» кургане и иных захоронениях, особенностям погребений позднесармат-ского времени, другим научным проблемам [1-4]. Одновременно В.К. Федоров внес большой вклад в краеведение как исследователь и собиратель фотооткрыток, изданных в Уфимской губернии [5-8]. Открытки из его коллекции использовались в почтовой сети в начале XX столетия, нередко изображали жизнь местного народа и потому являются бесценными источниками по истории и культуре башкир. Разнообразие сюжетов фотооткрыток из коллекции В.К. Федорова, характеризующих хозяйственные занятия, жилые постройки, антропологические типы, ранее использовалось для визуализации результатов исследований этнографов по соответствующим темам [9]. Некоторые фотооткрытки В.К. Федоров предоставил авторам для написания настоящей статьи о детской одежде башкир.

Цель, актуальность и методы исследования

Целью настоящей статьи является анализ изображений детской башкирской народной одежды на открытках из коллекции В.К. Федорова. Методами исследования стали сбор, обобщение накопленного корпуса источников и их сравнительно-исторический анализ. Научная актуальность исследования заключается в том, что фотооткрытки позволяют извлечь сведения, которые отсутствуют в описаниях башкирского народного костюма [10-12]. (В публикациях основное внимание обычно уделено женскому костюму как маркеру этнотерриториальной идентичности, в меньшей степени — мужской одежде). Музейные коллекции Уфы, Санкт-Петербурга и других городов имеют редкие экспонаты, характеризующие детскую одежду башкир. Сбор полевой информации о детской одежде начала XX в. также малоэффективен по причине смены нескольких поколений информаторов. В связи с этим настоящая статья, авторы которой опирались на визуальные источники, призвана внести вклад в решение следующих научных задач: провести первое специальное научное исследование детской одежды башкир; дать описание элементов детского костюма; выявить эт-нолокальные и гендерные особенности, взаимосвязь с одеждой женщин и мужчин. Практическая актуальность исследования заключается в поиске материалов для реконструкторов национального костюма, активизировавших свою работу в Башкортостане

в последнее десятилетие, демонстрирующих свои изделия на международном конкурсе «Тамга».

изученность темы

Визуальные источники в виде гравюр и фотографий, сделанных зарубежными и российскими исследователями в Уфимской губернии в XVIII-XX вв., изучены в трудах авторов работ по башкирской народной одежде С.Н. Шитовой [10] и Е.Е. Нечвалодой (Никоноровой) [11], получили отражение в публикациях Ф.Г. Галиевой (Ахатовой) [12, с. 31-88] и др.

Специальное историко-этнографическое изучение визуальных источников проводит соавтор статьи С.М. Усманова. Некоторые ее результаты представлены в иллюстрированном альбоме-каталоге, характеризующем башкирскую народную одежду в хронологических рамках, начиная с 1930-х гг. до настоящего времени. В указанном издании представлены фотографии, сделанные в ходе этнографических экспедиций 1960-1980-х гг. сотрудниками Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН и из личных архивов [13]. В настоящей публикации из имеющихся изображений извлекается информация о детской башкирской одежде в начале XX в., что позволяет расширить временные рамки исследования автора и изучить эволюцию народного костюма.

Виталий Кимович Федоров выяснил, что издателем сотни открыток стал Абрам Петрович Фризен, владелец типографии с. Давлеканово Белебеевского уезда Уфимской губернии. Они продавались в его же книжной лавке. Согласно штемпелям, открытки обращались в 1910-1917 гг. прежде всего среди курортников, приехавших лечиться башкирским кумысом [7]. В.К. Федоров в научно-популярных статьях журнала «Филокартия» называет запечатленные элементы костюмных комплексов, указывает на своеобразие женских нагрудных украшений [7, с. 7-9; 8, с. 6-11].

Полученные результаты и их обсуждение

Из открыток коллекции В.К. Федорова можно получить информацию о женском, мужском костюме и детской одежде начала XX в. Нередко на одной открытке представлены все указанные варианты. Изображения детской одежды на исследованных открытках особенно ценны ввиду того, что в этнографических фондах Уфы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Перми и других городов детская одежда башкир представлена крайне слабо, письменных описаний практически нет. Информаторы из-за возраста уже не могут рассказать о своеобразии детской одежды дореволюционного времени.

Одежда девочки запечатлена на открытке, представленной на рисунке 1. Речь идет об общенародном гулянии «Йыйын» в д. Ябалыклы (ныне Чишминского района Башкортостана).

Рис. 1. Открытка из коллекции В.К. Федорова с надписью «Башкиры с женами (бабами) и детьми, рядом кумысники на празднике "Зиин" при дер. Ебалаклы»

На переднем плане слева изображены девочки в одежде, характерной для башкир бассейна р. Дема («демских башкир»), относимой по классификации С.Н. Шитовой к юго-западному костюмному комплексу. У девочек, как и у женщин, платье в пол с длинными рукавами, нашивками атласными лентами. У девочки слева на голову накинут платок, а под ним виднеется колпачок (ккалпак) с традиционной вышивкой канителью. Чуть правее в полоборота стоит девочка постарше. Отчетливо просматривается накосное украшение (сэскап) с пришитыми на концах серебряными ювелирными подвесками и полудрагоценными камнями (сулпы). Волосы издавна у башкир считались проводником силы и энергии, потому оберегались сэсбау — накосником, вплетаемым в косы, украшенным серебряными монетами. (Традиция ношения данного вида накосника существовала у башкир центральных, юго-западных районов Башкортостана.) Кроме того, широко использовалась сэскап — широкая лопасть, в которую вдевались косы девочек. Украшали сэскап часто кумба-зами — медными пластинами с чеканкой, сулпами и серебряными монетами [5, с. 269-271]. С течением времени волосы начали покрывать платком [5, с. 279], который также имел значение оберега. На фотографии также можно разглядеть нагрудное украшение округлой формы сакал, характерное для демских башкир [8, с. 62]. Нагрудник полностью расшит серебряными монетами, корал-

ловыми бусинами, ювелирными брошками с полудрагоценными камнями и бубенцами по краю.

Справа на руках у женщины — младенец с вышитым головным убором тюбетей (тубэтэи). Известно, что вышивку в виде цветочной розетки с заполнене-нием демские башкиры использовали как на детских головных уборах, так и на тканевых мешках в форме конвертика для приданного (бирнэ hандыFы) [5, с. 313]. Как показывает изучение многочисленных экспонатов Национального музея Республики Башкортостан, Музея архоелогии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН, традиционно вышивкой цветными нитями и серебряными монетами (оберегами) украшали теменную и затылочную часть головных уборов (чепчики, такыя, тубэтэи у мальчиков, такыя, калпаку девочек).

Изображения девочек и мальчиков есть на открытке с надписью: «Башкиры — рыбаки при озере» с дублированием надписи на немецком языке (рис. 2). Предположительно данное фото сделано на берегу озера Аслыкуль (ныне территория Давлеканского района), очень богатого рыбой, в начале XX в. Открытка показывает, что состав и крой одежды детей мало отличался от одежды взрослых. Мужчины и мальчики одеты в кэзэки (верхняя распашная одежда), рубахи, штаны и в тубэтэи. Тюбетеи мальчиков напоминают маленькую юрту; для тепла их простегивали, а праздничные головные уборы украшали цветными вышивками, иногда и монетами. Повседневной обувью как у взрослых, так и у детей были лапти (сабата).

Рис. 2. Открытка из коллекции В.К. Федорова «Башкиры — рыбаки при озере»

Рис. 3. Открытка из колллекции В.К. Федорова «Давлеканово (Уфимск. губ.). Башкиры»

Сходство одежды девочек и женщин проявляются в ее элементах и кораллово-монетных нагрудниках, различающихся лишь размерами. Поскольку у башкир по народным обычаям было принято с самого рождения защищать девочек от разного рода «нечисти», использовались треугольные нашивки бетеу; сильнейшими оберегами считались также раковины каури (кортбаш) и серебряные монеты (квмвш тэцкэ). Костюмный комплекс включал верхнюю распашную одежду камзол, платье с длинными рукавами, платок.

На открытке «Давлеканово (Уфимск. губ.). Башкиры» (рис. 3) в центре, вероятно, запечатлен шакирд — учащийся медресе, справа — его отец (межчина, держащий документ), слева — учитель-мулла или мударрис. В начале XX в. в с. Давлеканово при мечетях действовали медресе и мектебы, где обучение велось на татарском языке, и форма одежды у шакирдов регламентировалась. Они носили маленькую черную шапочку (не характерную для башкирской народной одежды) и сапоги ичиги [14, с. 56-62]. И на подростке, и на его отце надет казакин (кэзэки) — длинный полукафтан на подкладе с длинными рукавами.

Разнообразие головных уборов запечатлено на открытке «Давлеканово (Уфимск. губ.). Приготовление кумыса» (рис. 4). У мальчика справа — популярная в начале XX в. белая детская феска с кисточкой на макушке. Возможно, не традиционная для башкир феска была привезена в подарок. На мальчике казакин, как и у старших братьев. По форме одежды видно, что в семье старшие братья обучались

Давлеканово (Уфпхск губ) Прпготовлешс кухыса

Рис. 4. Открытка из коллекции В.К. Федорова «Давлеканово (Уфимск. губ.). Приготовдление кумыса»

или обучаются в медресе. У мальчика, сидящего на земле, — башлык, который носили шакирды в холодные дни межсезонья. Открытка представляет собой рекламу кумыса (в данном случае его изготовле-

ние при участии детей) и кумысолечебниц, которые с конца XIX в. были популярны в Белебеевском уезде Уфимской губернии, в том числе в окрестностях с. Давлеканово.

Почтовая открытка, представленная на рисунке 5, сделана на основе фотографии, которая, как оказалось, хранится в документальном фонде Национального музея Республики Башкортостан, № ОФ 19832 с подписью на обороте «Зажиточная башкирская семья Златоустовского уезда Уфимской губ. Нач. XX в.». По справедливому замечанию

B.К. Федорова, снимок многократно воспроизводился как иллюстрация башкирского быта, например, в очерке профессора П. Земятчинского «Башкиры», опубликованном в сборнике «Уральская железная промышленность в 1899 г.» (СПб., 1900) под названием «Семья башкир Кулебаковской деревни Златоустовского уезда (с фотографии Арсентьева)» [7, с. 8]. Фотографию в статье о башкирах опубликовал и сам Виталий Кимович [7].

На открытке запечатлена детская одежда башкир северных районов современных Республики Башкортостана и Челябинской области, относимая

C.Н. Шитовой к зауральскому (восточному) костюмному комплексу [13]. Этнолокальное своеобразие указанного региона у женщин и девочек представляет головной убор калпак, украшенный вышивкой металлическими нитями (струнцалом) на околоше. Другая особенность костюмного комплекса — поперечное нагрудное украшение дэуэт, перевязь с левого плеча под правую руку, с рядами различных монет и подвесками в виде броши. На фотооткрытке есть еще одна малозаметная деталь — сережка у девочки каплевидной формы. Согласно полевым материалам, обряд прокалывания ушей девочек — кы$$ыц свннэте — башкиры проводили в возрасте восьми-девяти лет, иногда и в более раннем возрасте. Этот ритуал приравнивался к обрезанию у мальчиков, являлся своеобразной инициацией, демонстрацией взросления и гендерного статуса. Платье из по-

купной ткани в мелкий рисунок, вероятно, сшитое из сатина, ориентируется на городскую моду конца XIX в., с широким воротником без оборки. Одежда мальчика кэзэки и башлык аналогична ранее упоминавшейся единой форме шакирдов.

Наличие дорогих элементов одежды и украшений свидетельствует о том, что это действительно зажиточная семья, элементы костюма — о принадлежности к зауральскому (восточному) костюмному комплексу.

Заключение

Таким образом, фотооткрытки из коллекции Виталия Кимовича Федорова дают информацию о костюмных комплексах юго-западных («демских») башкир, расселенных в окрестностях с. Давлеканово Белебеевского уезда Уфимской губернии, о северных и зауральских башкирах, проживавших в Златоустовском уезде Уфимской губернии. Как показывают изображения, одежда и другие атрибуты костюма у детей копировали одежду взрослых. Они являются традиционными для башкир, характеризуют этнолокальные традиции. Маркерами местных обычаев были женские украшения и головные уборы. В первом случае — такия и нагрудное украшение округлой формы, расшитое серебряными монетами, коралловыми бусинами, ювелирными брошками с полудрагоценными камнями и бубенцами по краю. Во втором — кал-пак и перевязь с рядами монет. Фотооткрытки свидетельствуют о проникновении иноэтнических традиций, что показано на примере головного убора мальчиков в виде фески, и городской моды, которую демонстрирует платье девочки из Златоустовского уезда. Фотооткрытки являются ценными источниками по этнографии башкир.

Библиографический список

1. Рафикова Я.В., Федоров В.К. Курганы Южного Зауралья. Кн. 1: Учалинский и Абзелиловский районы Республики Башкортостан. Уфа, 2017.

2. Федоров В.К., Рафикова Я.В. Бакшай. Древнее святилище Башкирского края. Уфа, 2017.

3. Федоров В.К., Нечвалода А.И., Рафикова Я.В. «Брошенные, связанные, скорченные»: антропологическое исследование неординарного позднесарматского погребения в Южном Зауралье // Археология, этнография и антропология Евразии. 2018. №4 (46).

4. Федоров В.К. Последний сезон раскопок А.Х. Пше-ничнюка в Филипповке // Призвание — археология : сборник воспоминаний и научных статей (к 85-летию со дня рождения А.Х. Пшеничнюка и 35-летию начала

исследования Филипповских курганов) / сост. Р.М. Муха-метзянова-Дуггал, В.К. Федоров. Уфа, 2021.

5. Уфа и Башкирия на открытках начала ХХ века / сост., автор предисл., послесл., примеч. и коммент. В.К. Федоров. Уфа, 2007.

6. Федоров В.К. Уфа старинная: наша история в открытках Уфы и Уфимской губернии. Уфа, 2009.

7. Федоров В.К. Башкиры. Фото-открытки и мульти-видовые открытки // Филокартия. 2019. № 5.

8. Федоров В.К. Давлеканово // Филокартия. 2009. № 4(14).

9. Башкиры / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко. М., 2015.

10. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа, 1995.

11. Шитова С.Н., Никонорова Е.Е., Ахатова Ф.Г. Башкирское народное искусство : в 4 кн. Уфа, 2002.

12. Галиева Ф.Г., Хасанова З.Ф. Башкиры // Этносы и культуры в единой семье Башкортостана. М., 2019.

13. Башкирская народная одежда / сост. С.М. Усмано-ва, Е.Е. Нечвалода; отв. ред. Е.Е. Нечвалода. Уфа, 2022.

14. Габдрафикова Л.Р. Повседневная жизнь татарских шакирдов в конце XIX — начале XX в. // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 4-1(76).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.