Научная статья на тему 'ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ В АНГЛИКАНСТВЕ'

ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ В АНГЛИКАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТЫЕ / АНГЛИКАНСТВО / МОЛИТВЫ / ГЕРОИ ВЕРЫ / АНГЛИКАНСКИЙ КАТОЛИЦИЗМ / АНГЛИКАНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дементьев Леонид Игоревич

Англиканское сообщество, объединяющее в себе сорок одну поместную англиканскую церковь, традиционно чтит святых подвижников и героев веры, среди которых имеются как прославленные после английской Реформации праведники, так и общехристианские учителя и мученики, известные Римской и Восточной православной церкви. Одни англикане чтут святых, обращаясь к единому Богу с благодарением за те или иные примеры великой праведной жизни и ко Христу с просьбой о ниспослании такого же доброго делания. Другие англикане, напротив, взывают ко святому напрямую, подобно католикам и православным. Сами по себе англиканские взгляды очень специфичны и сильно зависят от конкретного церковного движения (есть «партии» англокатоликов, англоправославных, англоевангеликов и др., имеющие свои суждения по данному вопросу), однако среди православных распространено заблуждение, что быть протестантом однозначно подразумевает отвержение культа святых. Автор статьи подробно раскрывает особенности англиканской практики почитания святых и приводит примеры наличия молитвенных обращений ко святым в современной англиканской практике, развеивая популярное заблуждение об отсутствии почитания святых и обращения ко святым в протестантском мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VENERATION OF SAINTS IN ANGLICANISM

The Anglican Communion, which unites forty-one local Anglican Churches, traditionally honors holy ascetics and heroes of the faith, among whom there are both saints glorified after the English Reformation and general Christian teachers and martyrs known to the Roman and Eastern Orthodox Churches. Some Anglicans honor the saints, turning to the One God with gratitude for certain examples of a great righteous life, and ask Christ to send down the same good deed. Other Anglicans, on the contrary, appeal to the saint directly, like Catholics and Orthodox Christians. By themselves, Anglican views are very specific and strongly dependent on a particular church movement (there are “parties” of Anglo-Catholics, Anglo-Orthodox, Anglo-Evangelicals, etc., who have their own opinions on this issue), however, among the Orthodox there is a common misconception that being a Protestant means unequivocally rejecting the cult of saints. In this article, the author reveals in detail to the Russian reader the peculiarity of the Anglican practice of veneration of saints and provides examples of the presence of prayer appeals to saints in modern Anglican practice, dispelling the popular misconception about the lack of veneration of saints and appeals to saints in the Protestant world.

Текст научной работы на тему «ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ В АНГЛИКАНСТВЕ»

№2 УДК 2-36, 2-53, 274

Почитание святых в англиканстве

PQ

Л. И. Дементьев

ТОМ 3 2021

к

Тольяттинский государственный университет, ^^ Российская Федерация, 445020, Тольятти, ул. Белорусская, 14

Для цитирования: Дементьев Л. И. Почитание святых в англиканстве // Вопросы ^ теологии. 2021. Т. 3, № 2. С. 234-242. https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.206

О

Англиканское сообщество, объединяющее в себе сорок одну поместную англиканскую церковь, традиционно чтит святых подвижников и героев веры, ^^ среди которых имеются как прославленные после английской Реформации

праведники, так и общехристианские учителя и мученики, известные Римской и Восточной православной церкви. Одни англикане чтут святых, обращаясь к единому Богу с благодарением за те или иные примеры великой праведной жизни и ко Христу с просьбой о ниспослании такого же доброго ^^ делания. Другие англикане, напротив, взывают ко святому напрямую, подоб-

но католикам и православным. Сами по себе англиканские взгляды очень специфичны и сильно зависят от конкретного церковного движения (есть ^Н «партии» англокатоликов, англоправославных, англоевангеликов и др., име-

^^ ющие свои суждения по данному вопросу), однако среди православных рас-

пространено заблуждение, что быть протестантом однозначно подразумевает отвержение культа святых. Автор статьи подробно раскрывает особенности англиканской практики почитания святых и приводит примеры наличия молитвенных обращений ко святым в современной англиканской практике, развеивая популярное заблуждение об отсутствии почитания святых и обращения ко святым в протестантском мире.

Ключевые слова: святые, англиканство, молитвы, герои веры, англиканский католицизм, англиканское православие.

В современном англиканстве общее почитание святых распространено широко, молитвенное — меньше. Если относить англикан к наследникам Реформации, протестантам, то они (кроме, пожалуй, лютеранского апостолата св. Ансгара и последователей Генриха Хансена) одни из немногих реформированных христиан, не запрещающих молитвенное общение с умершими братьями и сестрами во Христе.

Англиканство представляет собой сверхконфессиональное мировоззрение, поэтому подразделяется на несколько конфессиональных движений, из которых молитвенное общение со святыми практикуют сторонники высокой церкви (High Church) — англокатолики (Anglo-Catholic) и англоправославные (Anglo-Orthodoxy), а также представители так на-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021 © Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2021

234 https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.206

зываемой широкой церкви (Broad Church). Оба этих внутренних движения объединены высокоцерковностью с традиционными литургическими элементами. Англокатолики, соответственно, ориентированы на дореформенное западное богослужение, англоправославные — на восточное. широкая церковь — менее четкое направление и может включать в себя людей, совмещающих высокоцерковность в одном с низкоцерковностью в другом.

В Confíteor во время литургического богослужения по «A Simple Mass Book» 1920 г. из англо-папистского общества св. Петра и Павла священник обращается к Деве Марии, архангелу Михаилу и другим святым1. То же самое присутствует в «Новой книге мессы» для мирян2. В Руководстве по католическому богослужению, основанном на «Книге общей молитвы», предлагается множество обращений к святым, например: «О Иисус! Состраданием, которое Ты испытал к Матери Своей, помилуй нас и дай нам долю в ее заступничестве. О Мария, величайшая Мать, ходатайствуй за нас, чтобы через страдания Сына Твоего мы избавились от грядущего гнева»3.

В англокатолическом бревиарии в чине None4 просят Деву Марию о молитве: «Holy Mary, Mother of God, pray for us sinners; Now and at the hour of our death» («Святая Мария, Матерь Божия, молись за нас, грешных, ныне и в час нашей смерти»). Молитвы к Деве Марии и призывание других святых присутствуют во многих чинопоследованиях данного бревиария. Без прямого взывания, но с благодарением за свидетельство веры святые упоминаются и в литургических текстах, переложенных на англиканский манер, например, так звучит молитва в Common Worship, посвященная святым Кириллу и Мефодию: «Господь всего сущего, ниспославший рабам Своим, Кириллу и Мефодию, дар языков для возвещения славянам Евангелия! Соделай единой, как и Ты един, всю нашу Церковь, дабы христиане почитали друг друга, а Восток и Запад признавали одного Господа, одну веру, одно крещение, и Тебя, Бога и Отца всего творения; через Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего, живущего и царствующего с Тобою, в единстве Духа Святого, единого Бога, ныне и во веки веков. Аминь»5. Церковь Англии празднует память Кирилла и Мефодия 14 февраля.

S

о

ы

F

1 A Simple Mass Book. London: S. W. Society of ss. Peter & Paul, LTD, 1920. URL: http:// justus.anglican.org/resources/bcp/simple_mass_book.html (дата обращения: 05.03.2021).

2 A New Mass Book for the Laity Incorporating All the Most Recent Changes in the Liturgy / comp. by C. R. Beresford, R. E. Young. Newborough, Peterborough: The Crux Press, 1965. URL: http://anglicanhistory.org/england/misc/beresford_young1965.html (дата обращения: 05.03.2021). ф

3 Manual of Catholic Worship: based on the Book of Common Prayer. New York: Morehouse-Gorham Co, 1934. P. 52.

4 The Anglican Breviary. Frank Gavin Liturgical Foundation, 1955. URL: https://www. liturgy.io (дата обращения: 05.03.2021).

5 Lesser Festivals. Common Worship. London: Church House Publ., 2000. URL: https:// 2021 www.churchofengland.org/prayer-and-worship/worship-texts-and-resources/common-worship/churchs-year/lesser-festivals (дата обращения: 26.05.2021). №2

ТОМ3 2021

S S

О

[2

I—I

h-Q

о

№ 2 Англиканское марианское благочестие допускает использование като-

лического розария6. Монахи, относящие себя к англиканской традиции, также молятся святым. Например, в «Молитвослове св. Августина», принадлежащем епископальным бенедиктинцам из ордена Святого Креста, присутствуют литании, обращенные к Деве Марии7, и другие богородичные молитвы. Пресвятая Богородица в особенности почитается современными англиканами8; в частности, под покровительством Церкви Англии f j находится святыня в Уолсингеме. Особое внимание Деве Марии уделял ^^ еще предтеча английской Реформации св. Джон Уиклиф9, и, несмотря на трагические события эпохи Генриха VIII, марианское благочестие сумело в некоторой степени сохраниться10 и возродиться.

В англиканстве нет необходимости верить в непорочное зачатие Марии11 и в то, что у Богородицы не было других детей, помимо Иисуса Христа12. Однако отсутствие такой необходимости вовсе не означает, что современные англикане категорически отвергают эти учения13. Англиканский мейнстрим признает догматы Вселенских соборов14, среди которых есть и марианские доктрины. ^^ Представители высокоцерковных направлений часто имеют у себя

Pi иконы и статуэтки святых, как традиционных, так и новых. Иконы святых есть и в храмах (икона меланезийских мучеников находится в Кентербери,

6 Duckworth P. Mary: The Imagination of Her Heart. Cambridge, Mass.: Cowley Publica-РЦ tions, 2004. P. 118.

7 Gavitt L., Rev., Drake A., Rev. Saint Augustine's Prayer Book. Revised edition. Baltimore, MD: Holy Cross Publ., 1967. P. 433.

8 Montefiore H. Credible Christianity: The Gospel in Contemporary Society. Grand Rapids, Michigan: W. B. Eerdmans Publ., 1993. P. 94.

9 «Даже такой неортодоксальный писатель, как Джон Уиклиф, в одной из своих ранних проповедей говорит: "Мне кажется невозможным, чтобы мы получили небесную награду без помощи Марии. Во всем человечестве нет ни пола, ни возраста, ни ранга, ни положения, которым не надлежало бы призывать Святую Деву на помощь"» (цит. по: Herbermann Ch. Catholic Encyclopedia: "Devotion to the Blessed Virgin Mary". New York: The Encyclopedia Press, 2013).

10 Pearson J. An Exposition of the Creed. London: W. Bowyer, 1715 [1659]. P. 173, 179.

11 Armentrout D. S. An Episcopal Dictionary of the Church: A User-Friendly Reference for Episcopalians. New York: Church Publ., 2000. P. 260.

12 См. об этом: Pullapilly C. Christian Confessions, A Historical Introduction. Louisville: Westminster John Knox, 1996. P. 220.

13 «В Писании нет прямого свидетельства о конце жизни Марии. Однако в некоторых отрывках приводятся примеры того, как те, кто верно следует Божьему замыслу, вовлекаются в Его присутствие. Более того, эти отрывки содержат намеки или частичные аналогии, которые могут пролить свет на тайну облечения Марии в [небесную] славу» (ARCIC. Mary: Grace and Hope in Christ. The Seattle Statement. 2004. URL: http://www. prounione.urbe.it/dia-int/arcic/doc/e_arcic_mary.html (дата обращения: 05.03.2021)).

14 «Мы отмечаем, что Англиканские церкви, принимая догматические положения Пятого, Шестого и Седьмого соборов, уже давно привыкли уделять больше внимания первым Четырем и полагают, что понятие "порядок или иерархия истин" может быть с пользой применено к решениям Соборов» (Anglican-Orthodox Dialogue: The Moscow Agreed Statement. London: SPCK, 1977. P. 3-4).

икона св. Юлии Нориджской — в одноименном монастыре Епископальной церкви США). Многие храмы названы в честь святых. Что касается мощей данных святых, то англиканство не устанавливает официального почитания мощей и не практикует его так повсеместно, как это делают католики и православные, однако в храмах они могут сохраняться с дореформенных времен (в качестве примера — алтарная гробница св. Энделлион в церкви ее имени в Северном Корнуолле).

Англиканские гимны тоже иногда ориентированы на почитание святых. Помимо дореформенных и заимствованных гимнов, у англокатоли-ков популярен «Ye Watchers and Ye Holy Ones», написанный Ательстаном Райли в 1906 г. В тексте гимна присутствуют обращения к ангелам, архангелам, Деве Марии и святым15. На русский язык его можно перевести приблизительно так (перевод выполнен автором настоящей статьи):

Вместе с нами, аллилуйя, Бога Сына, аллилуйя!

О друзья, ликуйте с ними, В радость ясную вплетая Эхо дивных, древних гимнов:

Вы, о стражи, вы, святые! Чины Ангелов благие, Херувимы, серафимы Возликуйте: аллилуйя! Вы, Господства, вы, о Власти, Вы, Начала, вы, о Силы, Вознесите к Богу разум, Вы, Архангелов светила, В хоре Неба: аллилуйя!

О Мария, Ты почтенней

Херувимов, несравненней ^^

Серафимов, хор возглави, р Воспоем же: аллилуйя! Ты несешь бессмертно Слово,

Что во мраке не оставит, I—^

Милосердная, прослави ^^

М

Р

Ей ответьте, лики мертвых, Патриархи и пророки,

Возгласивши: аллилуйя! С ^

Вы, Апостолов соборы, ^^

Вы, свидетели Христовы, Торжествующим Востоком Отзовитесь: аллилуйя!

Рч

С

о

PQ

ТОМ 3 2021

15 Riley A. Ye watchers and ye holy ones // The English Hymnal. Oxford: Oxford University Press, 1906. P. 672-673. №2

№ 2 Аллилуйя, аллилуйя!

К Богу Духу, Богу Сыну, ТОМ 3 И к Отцу, Первопричине,

2021 К Триединому взываем,

Да услышит: аллилуйя!

К

Исторически в англиканстве взгляды на заступничество святых менялись. Первая символическая книга Церкви Англии, Десять статей (The Ten f I Articles), поддерживала молитвы ко святым16; были и епископы, продол-^^ жавшие молиться святым после Реформации17. В дальнейшем, как результат нахождения общего языка с кальвинистами, были приняты Тридцать девять статей (39 Articles of Religion), которые в ст. XXII запретили римо-католическое учение о призывании святых. Однако ближе к XX в. и позднее как Церковь Англии, так и другие англиканские церкви в составе Сообщества возродили молитвенное общение со святыми в рамках обществ высокоцерковной ориентации, в первую очередь благодаря Оксфордскому движению. Англиканские теологи заметили, что теоретическое осмысле-о ние молитв ко святым может быть представлено в двух видах18. Первый ^^ вид предполагает некую исключительную пользу от этих воззваний, влия-р I ющую на спасение человека помимо личной веры. Его, в частности, практиковали римокатолики в эпоху Реформации, связывая заступничество святых со сверхдолжными заслугами, поэтому Тридцать девять статей, по мнению сторонников Оксфордского движения, осудили именно этот РЧ взгляд. Второй вид рассуждений обращает внимание на молитву как на общение, на просьбу о со-молитве. Святые представляют собой не ходатаев перед суровым Царем, а друзей, братьев и сестер, которые не забыли видимую церковь и пребывают живыми, в духовной реальности, с Богом и в Боге.

В то же время согласно общей протестантской тенденции молитвы ко святым считаются адиафорой; иными словами, поскольку они не необходимы для спасения, англиканин не согрешит, если не станет молиться святым по тем или иным причинам. Их память в официальных календарях празднуется без прямого молитвенного призывания (но с благодарением Бога за достойный пример подвижника19), поскольку, как правило, англи-

К

О

[2 нч

С

О

16 Schofield J. Philip Melanchthon and the English Reformation. Burlington, VT: Ashgate Publ., 2006. P. 68.

17 «Шотландский священник Уильям Форбс (1558-1634) утверждал, что англикане могут призывать святых, не нарушая [Тридцати девяти] статей, просто давая понять в своем сознании, если нигде больше, что они просят святых молиться вместе с ними и от их имени, а не молиться им. Форбс назвал такое заступничество противоположностью взыванию» (цит. по: Mitchican J. A. The Non-Competitive Mary // Working the Beads. 2016. URL: https://workingthebeads.com/2016/08/26/the-non-competitive-mary (дата обращения: 05.03.2021)).

18 Sokol D. F. The Anglican Prayer Life: Ceum Na Corach', the True Way. Bloomington, IN: Writers Club Press, 2001. P. 14.

19 См., напр.: The Communion of Saints // Church of Ireland. 2005. URL: https://www. ireland.anglican.org/our-faith/apck/the-communion-of-saints (дата обращения: 05.03.2021).

канские церкви объединяют в себе не только англокатоликов и англоправославных, но и евангеликов.

Согласно резолюциям IX Ламбетской конференции, в календарь для поминовения вносятся те, чей «исторический характер и благочестие не вызывают сомнений»20; они служат свидетельством веры и пребывают с нами в общении святых (в духовном единении живых и мертвых)21. Среди heroes of the faith (героев веры) можно встретить таких известных лиц, как поэтесса Кристина Россетти и диаконисса Изабелла Гилмор22, ученые Николай Коперник и Иоганн Кепплер23, русский монах Серафим Саровский24. Знаменитый писатель и теолог К. С. Льюис также внесен в календарь для поминовения25. Почитаются и общехристианские святые, например Ефрем Сирин, Иоаким и Анна, Иероним Стридонский, Лев Великий, Мартин Турский, Климент Александрийский, Николай Мирликийский, Амвросий Миланский, Антоний Египетский и др.

В англиканском мире долгое время отсутствовала и продолжает отсутствовать официальная торжественная канонизация (за исключением канонизации св. короля Карла Мученика, ради которого сделали исключение), однако подвижники веры рассматриваются как святые наравне с традиционными, «канонизированными» именами26. Нейтральный термин «heroes of the faith» применяется ко всем святым27 для того, чтобы сделать их почитание распространенным не только в высокоцерковной, но и в низкоцерковной среде.

20 Lambeth Conference Resolutions Archive. Resolution 79. 1958. URL: https://www. ^^ anglicancommunion.org/resources/document-library/lambeth-conference/1958/resolu-tion-79-the-book-of-common-prayer-the-commemoration-of-saints-and?author=Lam-beth+Conference (дата обращения: 23.05.2021).

21 Ibid. Resolution 77.

22 The Calendar. Common Worship. London: Church House Publ., 2000. URL: https:// ^H www.churchofengland.org/prayer-and-worship/worship-texts-and-resources/common-wor-ship/churchs-year/calendar (дата обращения: 26.05.2021).

23 Calendar of the Church Year according to the Episcopal Church. 2010. URL: https:// www.episcopalchurch.org/calendar-church-year (дата обращения: 05.03.2021). ^^

24 Calendar and Lectionary, Scottish Episcopal Church. P. 11. URL: https://www.scotland. anglican.org/who-we-are/publications/liturgies/calendar-and-lectionary (дата обращения: 23.05.2021).

25 The Calendar. A New Zealand Prayer Book. New Zealand, Auckland: HarperCollins.

и о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2020. URL: https://anglicanprayerbook.nz/7.html (дата обращения: 26.05.2021). Г]

ец С

26 «Святой человек, верный христианин, тот, кто разделяет жизнь во Христе. Этот термин может также указывать на того, кто был официально канонизирован или признан святым церковной властью» (URL: https://episcopalchurch.org/library/glossary/saint (дата обращения: 05.03.2021)); и «Наряду с этим выделяются определенные дни для празднования ключевых событий церковного года и жизни тех, кого мы официально называем нашими "святыми"» (URL: https://www.scotland.anglican.org/who-we-are/publications/ liturgies/calendar-and-lectionary (дата обращения: 05.03.2021)).

27 «Христиане начали чтить своих усопших героев веры еще во втором веке. После

того как Поликарп, епископ Смирны, принял мученическую смерть примерно в 155 г., ве- 2021

рующие собрали его прах и положили в надлежащее место» (URL: https://episcopalchurch. org/library/glossary/veneration-saints (дата обращения: 05.03.2021)). №2

№ 2 Канонизация короля Карла I Английского явилась следствием, с од-

ной стороны, восстановления монархии и укрепления политических сторонников королевской семьи, а с другой — борьбы Карла с кальвинистской партией. Карл отстаивал сакраментальную теологию англиканства, его апостольское преемство и был сторонником епископальной формы управления. Вместе с архиепископом Кентерберийским Уильямом Лаудом он пытался сделать Церковь Англии более ритуализированной и церемо-f j ниальной. Политика Карла сближала церковь с католицизмом и при этом ^^ претендовала на абсолютизм монархического строя, что не входило в планы парламента. Начались гражданские войны. Сторонники короля в итоге проиграли, а сам Карл был предан суду. Дальнейшее восстановление монархии совпало с почитанием Карла I28 как мученика.

В заключение отметим интересный факт. Англиканскую кафедру Килдара занимает первая и единственная в настоящее время в Церкви Ирландии женщина-епископ — Патрисия Стори. Это гармонирует с описанным в The Irish Liber Hymnorum29 и некоторых других текстах преданием, согласно которому святая Бригитта, основавшая монастырь ^^ в Килдаре, была рукоположена во епископы. Совмещала ли она функции Pi епископа с функциями аббатисы или ей лишь воздавали необычные почести, неизвестно, но, как бы то ни было, в ирландском англиканстве почитают память св. Бригитты, и эта легенда некоторыми воспринимается как прецедент для женского священства, точно такой же, как рукоположение первой священницы в христианском мире нашего времени30 — св. Флоренс Ли Тим-Ой.

Китаянка Ли Тим-Ой (1907-1992), в крещении получившая имя Флоренс, служила диакониссой в церкви Макао в Гонконге. Она вела библейские занятия, готовила прихожан к таинствам. Ее служение побудило многих китайских беженцев в этом районе принять христианство31. Наконец, община в Макао осталась без пастырского попечения, и достойной стать пастырем оказалась только будущая святая Флоренс. Она прошла через линию фронта за рукоположением32. Епископ, рукоположивший ее, по его собственным словам, не был сторонником женского священства: «Я не являюсь сторонником рукоположения женщин. Однако твердо убежден, что никакие предрассудки не должны препятствовать тому, чтобы в общи-

ТОМ 3 2021

S S

О

е

нч

о

с

о

PQ

28 См. об этом: Mitchell J. Martyrdom: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 99.

29 Bernard J. H., Atkinson R. The Irish Liber Hymnorum. London: Henry Bradshaw Society, 1898. Vol. 14. P. 192.

30 О ее постоянном почитании см.: Frances M. Convention makes Thurgood Marshall, Pauli Murray, Florence Li Tim-Oi permanent saints of the church // Episcopal News Service. URL: https://www.episcopalnewsservice.org/2018/07/13/convention-makes-thurgood-marshall-pauli-murray-florence-li-tim-oi-permanent-saints-of-the-church (дата обращения: 05.03.2021).

31 См. подробнее: Wong W. Ch. An., Chiu P. P. K. Christian Women in Chinese Society: The Anglican Story. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2018. P. 110, 138.

32 См. об этом: Beeson T. The Church's Other Half: Women's Ministry. London: SCM Press, 2013. P. 158-160, 163-165.

нах, доверенных моим заботам, совершались Таинства Церкви»33. После того как война закончилась, Ли Тим-Ой, сохранив сан, смиренно отдала пастырскую лицензию до лучших времен. В 1971 г., также в Гонконге, по примеру Ли Тим-Ой были рукоположены еще две женщины. Только это позволило Флоренс вернуться к служению в качестве священника. 26 февраля 1992 г. блаженная Флоренс умерла во сне, спустя некоторое время начался процесс ее поминовения. Она вдохновила многих женщин на сакраментальное служение и проповедь Слова.

Несмотря на то что особенности англиканского богословия делают мировоззрение Сообщества куда более многогранным, чем принято думать, и «узы привязанности» для англикан, предполагающие мир и спокойствие в Сообществе, вынуждают искать компромиссы среди разных движений (не всегда друг с другом согласных), тем не менее вышеописанное подтверждает, что англикане чтут феномен святости и всячески содействуют тому, чтобы Церковь помнила угодников Божиих.

Статья поступила в редакцию 2 февраля 2021 г.

Статья рекомендована к печати 26 февраля 2021 г.

Информация об авторе:

Дементьев Леонид Игоревич — студент; sarveld@mail.ru

For citation: Dementyev L. I. Veneration of saints in Anglicanism. Issues of Theology, 2021, vol. 3, no. 2, pp. 234-242. https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.206 (In Russian)

Veneration of saints in Anglicanism

L. I. Dementyev Togliatti State University,

14, Belorusskaya ul., Togliatti, 445020, Russian Federation C D

R

o

w

The Anglican Communion, which unites forty-one local Anglican Churches, traditionally honors holy ascetics and heroes of the faith, among whom there are both saints glorified after the English Reformation and general Christian teachers ^.Q and martyrs known to the Roman and Eastern Orthodox Churches. Some Anglicans honor the saints, turning to the One God with gratitude for certain examples of a great righteous life, and ask Christ to send down the same good deed. Other Anglicans, on the contrary, appeal to the saint directly, like Catholics and Orthodox Christians. By themselves, Anglican views are very specific and strongly ^^ dependent on a particular church movement (there are "parties" of Anglo-Catholics, Anglo-Orthodox, Anglo-Evangelicals, etc., who have their own opinions on this issue), however, among the Orthodox there is a common misconception that QQ being a Protestant means unequivocally rejecting the cult of saints. In this article, the author reveals in detail to the Russian reader the peculiarity of the Anglican

ТОМ 3 2021

33 Rose M. Freedom From Sanctified Sexism, Women Transforming the Church. MacGregor, Queensland: Allira Publ, 1996. P. 143. №2

№ 2 practice of veneration of saints and provides examples of the presence of prayer

appeals to saints in modern Anglican practice, dispelling the popular misconcep-T0M 3 tion about the lack of veneration of saints and appeals to saints in the Protestant

2021 world.

Keywords: saints, Anglicanism, prayers, heroes of faith, Anglican Catholicism, Anglican Orthodoxy.

S

E

References

Q Armentrout D. S. (2000) An Episcopal Dictionary of the Church: A User-Friendly Reference for

Episcopalians. New York, Church Publ. Beeson T. (2013) The Church's Other Half: Women's Ministry. London, SCM Press Publ. Beresford C. R., Young R. E. (comp.) (1965) A New Mass Book for the Laity. Newborough, Pe-^^ terborough, The Crux Press. Available at: http://anglicanhistory.org/england/misc/beres-

ford_young1965.html (accessed: 05.03.2021). ^ Bernard J. H., Atkinson R. (1898) The Irish Liber Hymnorum. London, Henry Bradshaw Society.

Duckworth P. (2004) Mary: The Imagination of Her Heart. Cambridge, Mass. Cowley Publ. Frances M. (2018) "Convention makes Thurgood Marshall, Pauli Murray, Florence Li Tim-Oi C ^ permanent saints of the church", in Episcopal News Service. Available at: https://www.epis-

copalnewsservice.org/2018/07/13/convention-makes-thurgood-marshall-pauh-murray-florence-li-tim-oi-permanent-saints-of-the-church (accessed: 05.03.2021). ^^ Gavitt L., Rev., Drake A. Rev. (1967) Saint Augustine's Prayer Book. Revised Edition. Baltimore,

MD, Holy Cross Publ.

OHerbermann Ch. (2013) Catholic Encyclopedia: "Devotion to the Blessed Virgin Mary". New York, The Encyclopedia press.

PQ Mitchell J. (2012). Martyrdom: A Very Short Introduction. Oxford, Oxford University Press.

Montefiore H. (1993) Credible Christianity: The Gospel in Contemporary Society. Grand Rapids,

Michigan, W. B. Eerdmans Publ. Pearson J. (1715 [1659]) An Exposition of the Creed. London, W. Bowyer.

Pullapilly C. (1998) Christian Confessions, A Historical Introduction. Louisville, Westminster John Knox Publ.

Riley A. (1906) "Ye watchers and ye holy ones", in The English Hymnal, pp. 672-673. Oxford,

Oxford University Press. Rose M. (1996) Freedom From Sanctified Sexism, Women Transforming the Church. MacGregor,

Queensland, Allira Publ. Schofield J. (2006). Philip Melanchthon and the English Reformation. Burlington, VT, Ashgate Publ.

Sokol, David F. (2001). The Anglican Prayer Life: Ceum Na Corach', the True Way. Bloomington, IN, Writers Club Press.

Wong W. Ch. An., Chiu P. P. K. (2018) Christian Women in Chinese Society: The Anglican Story. Hong Kong, Hong Kong University Press.

Received: February 2, 2021 Accepted: February 26, 2021

Author's information: Leonid I. Dementyev — Student; sarveld@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.