Научная статья на тему 'Почитание святителя Иоанна Златоуста на Кавказе'

Почитание святителя Иоанна Златоуста на Кавказе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хризостом
Область наук
Ключевые слова
Иоанн Златоуст / Команы Абхазские / Гума / Сотериуполис / саркофаг / иеротопия / иеротопическое пространствоHonor of st. John (Goldenmouth) on the Caucases / st. John (Goldenmouth) / Komans / Abhasia / Guma / Soteriupolis / sarcophagus / eerotophy / eerotophy area

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леонид Костаненко

В статье исследуется история возникновения особого почитания свт. Иоанна Златоуста на Кавказе. Рассматривается проблема определения места кончины свт. Иоанна Златоуста в контексте существования нескольких локализаций в Восточном Причерноморье. Подробно рассматриваются обстоятельства появления иеротопического комплекса в Каманах Абхазских. Делается попытка лингвистического анализа исторической топонимики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Honor of st. John (Goldenmouth) on the Caucases

It is investigated the history of st. John (Goldenmouth) on the Caucases. It deals with the places of his funeral and honor in Eastern part of Black Sea coast. The eerotophy complex in Koman, Abhasia. The linguistic analysys of the eerotophy area.

Текст научной работы на тему «Почитание святителя Иоанна Златоуста на Кавказе»

УДК 93/94

иерей Леонид Костаненко, магистр теологии

Почитание святителя Иоанна Златоуста на Кавказе

Аннотация. В статье исследуется история возникновения особого почитания свт. Иоанна Златоуста на Кавказе. Рассматривается проблема определения места кончины свт. Иоанна Златоуста в контексте существования нескольких локализаций в Восточном Причерноморье. Подробно рассматриваются обстоятельства появления иеротопического комплекса в Каманах Абхазских. Делается попытка лингвистического анализа исторической топонимики.

Ключевые слова: Иоанн Златоуст, Команы Абхазские, Гума, Сотериуполис, саркофаг, иеротопия, иеротопическое пространство.

Библиографическое описание статьи:

Костаненко, Л. (иерей, магистр теологии). Почитание святителя Иоанна Златоуста на Кавказе / иерей Леонид Костаненко. - Текст: непосредственный // Хризостом : научно-просветительский журнал Екатеринодарской духовной семинарии. - 2022. - № 2 (2). - С. 57-69. -Библиогр.: с. 68-69 (24 назв.)

UDC 93/94

Leonid Kostanenko, Priest, Master of theology

Honor of st. John (Goldenmouth) on the Caucases

Annotation. It is investigated the history of st. John (Goldenmouth) on the Caucases. It deals with the places of his funeral and honor in Eastern part of Black Sea coast. The eerotophy complex in Koman, Abhasia. The linguistic analysys of the eerotophy area.

Keywords: st. John (Goldenmouth), Komans, Abhasia, Guma, Soteriupolis, sarcophagus, eerotophy, eerotophy area.

«... Каждый из приходящих с чужой стороны, приблизившись к этому месту и отыскивая мученика, и потом, не видя его там, тотчас идет спрашивать о причине, и, выслушав, таким образом, всю историю, уходит, получив больше пользы, нежели прежде; <...> Такова сила мучеников живых и умерших, и остающихся на местах и опять оставляющих их. <...> Таково могущество святых.»1.

Святитель Иоанн Златоуст

Среди древнейших источников, сообщающих о повторном изгнании свт. Иоанна Златоуста и упоминающих о Питиунте как о последнем месте его ссылки, наиболее известны сочинения: Палладия, еп. Еленопольского (V в.), «Церковная История» блж. Феодорита Кирского (V в.), «Церковной история» Ермия Созомена (V в.), а также более позднее «Житие свт. Иоанна Златоуста» Александрийского архиеп. Георгия (VII в.): «... и вскоре оттуда (изъ Кукуса) повелели изгнати далече; и привезти в пусте остров глаголемый Испинтиокт (Питиус - Пицунда), прилежащь при брезеПонтьскаго моря Евксина, конец бо сей к Понту и к греческой власти прилежаше, близ варваръ боуих, и аще его затворити, при брезе Понтьскаго моря, идеже ча-стейше смертоноснии ветри бываху.. ,»2. Низложение и повторное изгнание в марте 404 г. свт.Иоанна Златоуста было по-разному воспринято в Церкви и явилось поводом для возмущения на Западе, который принимал в судьбе Златоуста столь живое участие, что император Гонорийдаже угрожал войной своему брату Аркадию. Римский Папа Иннокентий, недовольный осуждением Иоанна Златоуста, писал о его святости константинопольскому клиру, народу и Феофилу Александрийскому, стараясь возвратить неправедно изгнанного . Даже находясь в изгнании, свт. Иоанн продолжал назидать Церковь своим христианским терпением, писаниями, беседами и благотворениями. Ермий Созомен пишет: «. Иоанн в ссылке сделался еще знаменитее <...>выкупал у исаврийцев многих пленных и возвращал их родным, доставлял также необходимое многим бедным. А кто не нуждался

1 Иоанн Златоуст, свт. Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана, и к язычникам [Электронный ресурс] // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/svyatii/16 (дата обращения: 28.04.2022).

Леонид (Кавелин), архм. Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь. М.,1885. С. 58.

Дебольский, Г., прот. Жития святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста [Электронный ресурс] // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debolskij/zhitij a-svjatyh-vasilij a-velikogo-grigorija-bogo slova-i-ioanna-zlatousta/3 (дата обращения: 28.04.2022).

в деньгах, тех привлекал словом, чрез что вошел в великую любовь и у армян, между которыми жил, и у соседних туземцев. Весьма многие приходили к нему даже из Антиохии и из прочих городов Сирии и Киликии»4.

Известие о смерти святителя 407 г. мгновенно распространилось в Церкви, внимательно следившей за его судьбой и не оставлявшей надежды на его избавление. Вероятно, тогда же оно достигло Питиунта, древнейшего христианского центра Западного Кавказа, епископ которого -Стратофил - известен как один из участников 1-го Вселенского Собора 325 года в Никее5.

Первое письменное свидетельство, указывающее на Питиунт как место, связанное с почитанием свт. Иоанна Златоуста, принадлежит византийскому канонисту XII в. Иоанну Зонаре. Зонара сообщает о перенесении мощей свт. Иоанна из Питиунта в Константинополь в правление сына Аркадия - императора Феодосия II6.

п

Данное сообщение следует рассматривать в контексте упоминаний кенотафа свт. Иоанна в крипте под алтарём Пицундского собора: «... Въ постаменте последней местной иконы на югъ сдЪланъ входъ въ узкш и низкш корридоръ, который огибаетъ всю внутреннюю стену алтаря. Опустясь въ этотъ корридоръ несколькими ступеньками, согнувшись, приходятъ къ тому пункту корридора, где подъ самымъ горнимъ местомъ находится открытая гробница, считаемая местнымъ предашемъ за гробницу св. 1оанна Златоуста...»8.

Церковная жизнь не прекращалась в Питиунте в течение V-X веков. При этом, наиболее вероятно, что устроение мемориальной гробницы святого следует датировать временем строительства Пицундского собора, воздвигнутого в правление абхазского царя Димитрия III в кон. 60 -нач. 70 гг. X века9.

4 Ермий Созомен. Церковная история. VIII, 27 [Электронный ресурс] // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/tserkovnaja-istorija/8_28 (дата обращения: 28.04.2022).

5 Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в I тысячелетии. Новый Афон, 2005. С. 116-136.

6 Георгика.Сведения византийских писателей о Грузии : в 8 т. / перевод С. Г. Каухчишвили. Тбилиси, 1966. Т.6. С. 205-206(на грузин.яз.).

7 Муравьев, А. Н. Грузия и Армения. Часть I-III. СПб., 1848. С. 307; Мурзаке-вич, Н. Древнейший пицундский православный храм на восточном берегу Черного моря. Одесса, 1877. С. 17.

о

Леонид (Кавелин), архм. Указ. соч. С. 34.

9 Виноградов, А. Ю., Белецкий, Д. В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII-X в. М., 2015. С. 253.

В свою очередь постройка собора стоит в непосредственной связи с «аланской» миссией Константинопольской церкви: «.Скорее всего, огромная церковь в Пицунде и была возведена как кафедрал для нового архиепископа»10.

Именно в Х в., в период, последовавший за патриаршеством в Константинополе Николая Мистика (901-907), известного активной поддержкой христианской миссии на Кавказе, древнейшая в регионе Пицундская Церковь переживает эпоху расцвета. В Нотиции 7, наряду с упоминанием под №49 Абазгской архиепископии Себастополиса, под №36 появляется

автокефальная архиепископия Сотириуполя11, отождествляемого рядом

12

исследователей (Ю. Кулаковский, Л. Г. Хрушкова) с Питиунтом . Возведение грандиозного Пицундского собора для нужд автокефальной греческой архиепископии было призвано укрепить духовное единство Абхазии и Византии. Усыпальница Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, устроенная в крипте собора, должна была послужить символом этой духовной связи.

В данном случае имеет место создание в Пицундском соборе особого иеротопического комплекса. Иеротопия — особый вид творческой деятельности, подразумевающий создание мемориальных пространств, связанных с особо значимыми религиозными событиями. Иеротопическое творчество отражало стремление: «<...> воссоздать в малых формах ико-

13

ну-концепцию сакрального пространства» . Устроение в Пицундском соборе пустых гробниц, предполагавших «присутствие» здесь некогда мощей святых, аналогично усыпальнице свт. Иоанна Златоуста, имело целью создать особое иеротопическое пространство, способное порождать у верующих соответствующие ассоциации.

Так, когда в период правления абхазского католикоса Евдемона I, в сер. XVI в., была произведена реконструкция Пицундского собора14, в нартексе собора была сооружена другая крипта с кенотафами апостолов

10 Хрушкова, Л. Г. Древнейший христианский центр Кавказа: Питиус - Пицунда - Бичвинта // Византийский временник. 2008. Т. 67, № 92. С. 242.

11 Darrouzes, J. Notitiaeepiskopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae P., 1981. Р. 274.

12

Кулаковский, Ю. Христианство у Алан // Византийский Временник. 1898. Т. 5, № 1-2. С. 12; Хрушкова Л. Г.Древнейший христианский центр Кавказа: Питиус - Пицунда - Бичвинта... С. 234-248.

13

13 Лидов, А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств [Электронный ресурс] // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ierotopiya-sozdanie-sakralnyh-prostranstv-kak-vid-tvorchestva-i-predmet-issledovaniya/viewer (дата обращения: 28.04.2022).

14 Виноградов, А. Ю., Белецкий, Д. В. Указ.соч. С. 255.

Андрея Первозванного и Симона Кананита.15 Эта крипта существует по сей день.

Память о существования «места погребения» свт. Иоанна Златоуста в Пицунде сохранялась в народном предании до XIX века16. В ходе реконструкции в конце XIX в. все входы, ведущие под горнее место, были заложены, но эхолокационные исследования, проведённые в конце XX в., по.. 17

казали наличие пустот под алтарём .

Другим свидетельством почитания свт. Иоанна Златоуста на Кавказе следует считать его изображение на Пицундской иконе Богоматери. История происхождения данной иконы фиксирует первые упоминания о ней

в связи с появлением чеканного образа Богородицы, изготовленного по

18

заказу Абхазского католикоса Евдемона I . В 1658 г. Пицундская икона была перенесёна в Гелатский монастырь. Она послужила прототипом, написанного русскими монахами в нач. ХХ в., живописного Пицундского образа: по обе стороны от Пресвятой Богородицы предстоят св. Иоанн Предтеча и свт. Иоанн Златоуст 19.

Впервые Абхазию как место кончины Иоанна Златоуста упомянул архм. Леонид (Кавелин) в книге «Абхазия и Новоафонский монастырь в ней», вышедшей в Москве в 1885 году. В книге сообщалось об открытии греческим археологом Константином Врисисом пергаменной рукописи, датированной им 7403 (995) г., в которой якобы содержалось точное указание на расположение Команы - известного из «Жития...» места кончины свт. Иоанна Златоуста: «... в Команах <.> явился мученик Василиск. Там, - не быв уже в состоянии продолжать путь, потому что страдал головною болью, и не могши сносить солнечных лучей, - он в болезни отошел от жизни»20.

Краткое резюме исследования К. Врисиса излагалось в записке,

21

оставленной им в Новоафонском монастыре (ныне утеряна) ,из которой становилось известно, что рукопись, обнаруженная автором «. в одной из европейских библиотек.»22, содержала в себе «археологическое до-

15 Милованова, Н. А. Указ.соч. С. 56-60.

16 Муравьев, А. Н. Указ.соч. С. 311-312.

17 Милованова, Н. А. Абхазия христианская.Сухум, 2014. С. 55.

18 Коридзе, Т. Евдемон I [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия. URL:http://www.pravenc.ru/text/187049.html (дата обращения: 28.04.2022).

19 Милованова, Н. А. Указ.соч. С. 70.

20 ЕрмийСозомен.Указ.соч.

21

Леонид (Кавелин), архм., Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-Кананитский

монастырь ... С. 57, прим. 1;Aropo9éouDbarOp. cit. Е 342.

22

Леонид (Кавелин), архм., Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь ... С. 57.

23

бавление» к главному труду патр. Фотия - «Библиотеке» . При этом, в первом издании книги архм. Леонида (Кавелина), на странице 57 содержится хронологическая ошибка: указан не соответствующий датам жизни патр. Фотия год - 7803 (995). Неизвестно, является ли данный фрагмент прямой цитатой из сообщения К. Врисиса или опечаткой. Ошибка исправлена позднее в книге того же автора «Абхазия и её христианские древно-

24

сти», представляющей собой I часть его первоначального труда . При этом Дюробеои Dbar считает, что цитата в первом издании идентична тексту «Записки...» К. Врисиса25.

Следует особо отметить, что попытки исследователей обнаружить саму рукопись или ссылки на «археологическое добавление» к «Библиотеке» патриарха Фотия, как-нибудь проясняющие сведения К. Врисиса относительно обнаруженных им комментариев, не дали результата. Не удалось также установить, кем на самом деле являлся и существовал ли на самом деле «К.Врисис». Греческий археолог с таким именем неизвестен26.

Историческая география сохранила топоним Команы в различных локализациях. Известно пять населённых пунктов, носящих это название. На пути следования Иоанна Златоуста могли находиться наряду с Команами Абхазскими Команы Армянские в провинции Милитина и Команы Пон-тийские в провинции Неокесария27.

Понтийские Команы как место погребения Иоанна Златоуста в XVII в. описал спутник Антиохийского патриарха Макария, архидиакон Павел Аллепский: «.Утром мы отправились посетить гробницу св. Иоанна Златоуста. <...> Гробница находится на дороге, по которой мы прибыли из Омалы в Токат <...> нам указали груду камней в поле, подле дороги, в которой, как говорят, был найден саркофаг, заключавший тело святого. <.> В Комане показали нам, где <.> была гробница мученика Василиска, поверх которой было положено тело Златоуста»28.

23

Леонид (Кавелин), архм., Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь ... С. 57.

24

Леонид (Кавелин), архм., Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь ... С. 57 ; Его же. Абхазия и её христианские древности. М., 1887. С. 58.

25

Дюробвои Dbar, apxi^avôpixn, О xônoç Qavàxou Kai еутафгаоцои тои ау. IroàvvouTOuXpuGOGTÔpou, NéoçAQroç, 2016. Е. 343.

26 Дюpo08ouDbar. Op. cit. Е. 378-380.

27 Дорофей (Дбар), иером. Указ.соч. С. 147.

28

Алеппский, П., архидиак. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века [Электронный ресурс] // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorij a_Tserkvi/puteshestvie-antiohij skogo-patriarha-makarija-v-p occiyu-v-polovine-17-veka/5_41 (дата обращения: 28.04.2022).

Следует особо отметить, что русской церковной историографии местом упокоения святителя традиционно также было принято считать Ко-маны Понтийские29.

В «Записке.» К.Врисиса сообщается, что автор, составив топографический план на основании открытого им ранее неизвестного церков-но-археологического источника, совершил поездку в Абхазию, где и обнаружил исчезнувший г. Команы и храм мч. Василиска. Согласно К. Врисису, Команы располагались недалеко от Сухума, в долине, которую местное население называло Джейчирха (абх.аеищырха), или Джейиихра

30

(абх. Зеищыхра) , расположенной в местности Гума, рядом со старинным абхазским селом с тем же названием.

К. Врисису была незнакома абхазская топонимика, и он пишет: «...городъ Команы, теперь греческое местечко (городокъ) находится въ разстоянш отъ г. Севастополиса (Сухума) въ 4-хъ часахъ пути; вблизи этого г. Команъ есть м^сто и храмъ, внутри коего былъ погребенъ св. 1оаннь

-31

Златоустъ во второе его изгнаше...» .

Основным аргументом, послужившим поводом для отождествления Коман Абхазских с Команами агиографических источников, по-видимому, стало фонетическое сходство «житийного» топонима с древним названием центрально-абхазского региона «Гума». К. Врисис называет р. Гумисту «Кимистра», а приток, впадающий в нее, - «Кума». Также город, по его мнению, ранее здесь расположенный, носил название «Кумана», или «Ко-мана»: «... По туземнымъ же назватямъ легко заметить, что где греки употребляли букву К., тамъ абхазцы произносятъ Г. Напримеръ выше-означенныя реки они именуютъ: Гумиста, Гума и место Куманы именуютъ Гумъ»32.

Исследования, проведённые в Команах заинтересовавшимся сообщением архм. Леонида (Кавелина) Московским археологическим обществом в 1886 г., выявили наличие здесь средневекового храма, который прежде К. Врисисом был отождествлён с церковью мч. Василиска Коман-ского. В 1898 г. на месте старого храма был возведён новый, освящённый в 1900 г. в память свт. Иоанна Златоуста. В ходе работ по расчистке руин прежнего храма был обнаружен каменный саркофаг, в котором находились

29

Кременецкий, А. Место блаженной кончины и погребения Св. Иоанна Злато-устаго и Василиско-Златоустовский общежительный женский монастырь в Абхазии. Воронеж, 1908. С. 1.

30 AropoGéouDbar. Op. cit. Е. 314.

31 Леонид (Кавелин), архм., Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь ... С. 57, прим. 1.

32 Там же.

человеческие останки, сохранявшиеся в нём на протяжении ещё нескольких лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 ноября 1901 г., в день памяти свт. Иоанна Златоуста в Команах был открыт Василиско-Златоустовский женский монастырь, а в 1905 г., по благословению епископа Сухумского свщмч. Серафима (Чичагова), кости из каменного саркофага были «вынуты и погребены в приличном ме-

33

сте» . Важно отметить, что на тот момент найденный саркофаг считали местом упокоения: «... какой-либо сановитой особы, может быть, и епи-

34

скопа» .

Монахини монастыря, подробно исследовавшие местность, кроме дополнительных свидетельств существования здесь в прошлом христианской традиции, в 500 м от реконструированного храма и поблизости от источника, вытекающего из подножия горного склона, обнаружили ранее неизвестные развалины. Вопреки первоначальной версии К. Врисиса и, поддержавшей его мнение Московской археологической комиссии, они произвольно назвали этот объект, не имеющий основных внешних признаков церковной архитектуры, руинами храма святого мч. Василиска,

35

также дав его имя источнику поблизости .

В 1904 г. датой кончины свт. Иоанна Златоуста ещё ошибочно считался 404, а не 407 год36. В связи с празднованием в Российской Церкви 1500-летия преставления свт. Иоанна Златоустого Святейший Синод поручил проф. А. И. Бриллиантову и В.Н. Бенишевичу совместно с грузинскими учёными провести археологические исследования Коман Абхазских с целью разрешения создавшегося в церковно-исторической науке проти-

37

воречия . Однако, революция 1905 г. не дала осуществить исследование.

В 1927 г. Команский монастырь был закрыт, а в 1967 г. каменный саркофаг из Коман был перевезён в Сухумский кафедральный собор, где

38

использовался как резервуар для сбора дождевой воды . Исследование раннехристианских объектов, обнаруженных в Абхазии, позволило дати-

39

ровать саркофаг из Команского храма VI в. , т.е. периодом официального

33

Кременецкий, А. Указ.соч. С. 23, прим. 18.

34 Там же.

35

35 Милованова Н. А. Указ.соч. С. 205.

36 Дорофей (Дбар), иером. Указ.соч. С. 143; Леонид (Кавелин), архм., Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь ... С. 57.

37

Дорофей (Дбар), иером. Указ.соч. С. 143-144.

38 Дюробеои Dbar. Op. cit. 2. 330.

39

Хрушкова, Л. Г. Раннехристианские саркофаги из Абхазии // Византийский временник.1984. Т. 45, № 70. С. 209.

принятия абхазами христианства40. В 1990 г. он был возвращён обратно во вновь открытый Команский храм, и с этого времени начинается его почитание как раки свт. Иоанна Златоуста.

В результате попыток дополнительно обосновать локализацию Коман Абхазских, как места погребения свт. Иоанна Златоуста, возникло мнение, что топоним «Команы» был перенесён в Абхазию древними малоазийскими христианами, бежавшими от гонений в Римской империи. Тогда же, согласно этой версии, из малоазийских Коман в Абхазию могли быть перенесены мощи мч. Василиска, в храме которого позже нашёл упокоение свт. Иоанн Златоуст41.

Действительно, массовое переселение из Понта имело место, но не в начале I тысячелетия, а в конце XIX-нач.XX вв., когда вместо депор-

42

тированного из Российской империи коренного населения Абхазии , на опустевшие земли эмигрировали турецкие христиане: армяне и греки. Последние в большом количестве обосновались в Гумской Абхазии, где ими были основаны сёла Михайловское, Дмитровское и Андреевское43.

Интересна надпись, сделанная на одном из старых греческих домов в Михайловском, где абхазский топоним Гума адаптирован под «греческое» звучание: «... Мы переехали из деревни Пистофантон 15 марта 1880 года и поселились в деревне Кума, Христофор Цахурис с супругой Еленой счастливо построили наш дом в 1896 году»44.

По поводу аутентичности топонима «Команы» высказывались различные предположения. Тем не менее очевидно: «.нет никакой связи между этнонимом «команы», относящимся к тюркоязычному племени, населявшему в Средневековье обширные пространства Предкавказья и автохтонным топонимом расположенной в глубине южных склонов Западного Кавказа местности, с древнейших времён монолитно населённой аб-хазами»45. Топоним «Гума»теснейшим образом связан с абхазским гидронимом Гумиста-Гумпста, где «гэ» - центр, а «псы-пста» - поток, т.е. бук-

40 Прокопий Кесарийский. Война с готами. Кн. IV [Электронный ресурс] // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gotami/4 (дата обращения: 28.04.2022).

41 Кременецкий, А.Указ.соч. С. 11-12.

42

Ачугба, Т. А. Этническая история абхазов XIX-XX вв. Этнополитические и миграционные аспекты. Сухум, 2010. С. 94.

43 Дюробеои Dbar. Op. cit. 2. 321-322.

44 Ibid. 2 321.

45 Инал-ипа, Ш. Д. Ступени к исторической действительности. Сухум, 1992.

С. 29.

вально «центральный поток», берущий своё начало в центре страны46. Наличие подобной этимологии подтверждает его местное происхождение.

Учитывая глубокую древность почитания свт. Иоанна Златоуста на Кавказе, следует признать, что его почитание в Команах Абхазских, наряду с целым комплексом особо почитаемых православными христианами мемориальных объектов, имеет сравнительно новое происхождение. История Церкви знает примеры создания подобных иеротопических пространств в различных частях православной ойкумены. К таким местам можно отнести модель Святой Земли, воссозданную в средневековой Мцхете, Новый Иерусалим патриарха Никона под Москвой и мн.др. Примером создания иеротопического пространства может служить Гефсиман-ский сад на подворье монастыря «Всецарица» в станице Пластуновской на Кубани.

Многие православные христиане, посетившие Команы Абхазские, свидетельствуют об особом благодатном состоянии, характерном, для благочестиво посещающих святые места. Есть очевидцы чудесных исцелений и получения просимого по молитвам свт. Иоанна Златоуста. В храме, освящённом в память великого Святителя, совершается Божественная Литургия.

Таким образом, несмотря на то, что вопрос об истинном месте погребения свт. Иоанна Златоуста в современной русской церковной историографии остаётся открытым, а более полную картину могли бы дать современные археологические исследования, необходимо засвидетельствовать существование в Команах Абхазских подлинной и живой церковной традиции.

Список использованных информационных ресурсов

1. Алеппский, П., архидиак. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века [Электронный ресурс] // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ puteshestvie-antiohij skogo-patriarha-makarij a-v-pocciyu-v-polovine- 17-v eka/5_41 (дата обращения: 28.04.2022).

2. Ачугба, Т. А. Этническая история абхазов XIX-XX вв. Этнополити-ческие и миграционные аспекты. Сухум, 2010. 356 с.

3. Виноградов, А. Ю., Белецкий, Д. В. Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII-X в. М., 2015. 372 с.

4. Георгика. Сведения византийских писателей о Грузии : в 8 т. / перевод С. Г. Каухчишвили. Тбилиси, 1966. Т. 6. 310 с. (на груз.яз.).

46 Гублия, Р. К. Очерки по абхазской этимологии.Сухум, 2013. С. 177-178.

5. Гублия, Р. К. Очерки по абхазской этимологии. Сухум, 2013. 330 с.

6. Дебольский, Г., прот. Жития святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста [Электронный ресурс] // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debolskij/zhitija- svjat-yh-vasilija-velikogo-grigorija-bogoslova-i-ioanna-zlatousta/3 (дата обращения: 28.04.2022).

7. Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в I тысячелетии. Новый Афон, 2005. 264 с.

8. Ермий Созомен. Церковная история // Азбука веры. URL: https: //azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/tserkovnaj a-istorij a/8_28 (дата обращения: 28.04.2022).

9. Инал-ипа, Ш. Д. Ступени к исторической действительности. Сухум, 1992. 148 с.

10. Иоанн Златоуст, свт., Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана, и к язычникам // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/svyatii/16 (дата обращения: 28.04.2022).

11. Коридзе, Т. Евдемон I // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/187049.html (дата обращения: 28.04.2022).

12. Кременецкий, А. Место блаженной кончины и погребения Св. Иоанна Златоустаго и Василиско-Златоустовский общежительный женский монастырь в Абхазии. Воронеж, 1908. 25 с.

13. Кулаковский, Ю. Христианство у Алан // Византийский Временник. 1898. Т. 5, № 1-2. С. 1-18

14. Леонид (Кавелин), архм. Абхазия и в ней Новоафонский Симо-но-Кананитский монастырь. М., 1885. 140 с.

15. Леонид (Кавелин), архм. Абхазия и её христианские древности. М., 1887. 104 с.

16. Лидов, А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств [Электронный ресурс] // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ierotopiya-sozdanie-sakralnyh-prostranstv -kak-vid-tvorchestva-i-predmet-issledovaniya/viewer (дата обращения: 28.04.2022).

17. Милованова, Н. А. Абхазия христианская. Сухум, 2014. 332 с.

18. Муравьев, А. Н. Грузия и Армения. Часть I-Ш. СПб., 1848. 317 с.

19. Мурзакевич, Н. Древнейший пицундский православный храм на восточном берегу Черного моря. Одесса, 1877. 30 с.

20. Прокопий Кесарийский. Война с готами. Кн. IV [Электронный ресурс] // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gotami/4 (дата обращения: 28.04.2022).

21. Хрушкова, Л. Г. Древнейший христианский центр Кавказа: Питиус -Пицунда - Бичвинта // Византийский временник. 2008. Т. 67, № 92. С. 234-249.

22. Хрушкова, Л. Г. Раннехристианские саркофаги из Абхазии // Византийский временник. 1984. Т. 45, № 70. С. 207-210.

23. Darrouzes, J. Notitiaeepiskopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. P., 1981. 521 р.

24. Дюробеои Dbar, ар%г^ау5рггп. О хопо^ бауахои каг еухафгаа^ои хои ау. 1юа\^ои тои Хриаоахо^ои. N¿0^ А0ю^, 2016. 539 а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.