Научная статья на тему 'Почитание на Русской земле святых воинов Каппадокии'

Почитание на Русской земле святых воинов Каппадокии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
114
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОИНЫ-КАППАДОКИЙЦЫ / СВ. ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ / ST. GEORGE / ПРОПОВЕДЬ / SERMON / СВЯТОЙ МУЧЕНИК ЛОНГИН СОТНИК / HOLY MARTYR LONGINUS THE CENTURION / WARRIORS-CAPPADOCIA'S

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Розина О.В.

В Русской Церкви почитают святых мучеников, которые были в православной Византии. В Каппадокии уже в I веке были христиане, она славилась конниками (капподокийские когорты римской армии). Многие из конников стали мучениками. Мы являемся приемниками их православной веры, и Россия несет этот крест и связь через века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The veneration of holy warriors on the Russian land of Cappadocia

In the Russian church revered Saints martyrs who were Orthodox Byzantium. In Cappadocia in the first century were Christians, it was famous for horsemen (Cappadocia's cohorts of the Roman army). Many of the horsemen became martyrs. We are receivers of their Orthodox faith, and Russia bear this cross and communication through the ages.

Текст научной работы на тему «Почитание на Русской земле святых воинов Каппадокии»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 994-1001

Почитание на Русской земле святых воинов Каппадокии

О.В. Розина

Московский Государственный Областной Университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А Moscow Region State University Radio str. 5A, Moscow 105005 Russia e-mail: olgarozina@yandex.ru

Ключевые слова: Воины-каппадокийцы, св. Георгий Победоносец, проповедь, святой мученик Лонгин сотник.

Key words: Warriors-Cappadocia's, St. George, sermon, Holy Martyr Longinus the Centurion.

Резюме: В Русской Церкви почитают святых мучеников, которые были в православной Византии. В Каппадокии уже в I веке бьши христиане, она славилась конниками (капподокийские когорты римской армии). Многие из конников стали мучениками. Мы являемся приемниками их православной веры, и Россия несет этот крест и связь через века.

Abstract: In the Russian church revered Saints martyrs who were Orthodox Byzantium. In Cappadocia in the first century were Christians, it was famous for horsemen (Cappadocia's cohorts of the Roman army). Many of the horsemen became martyrs. We are receivers of their Orthodox faith, and Russia bear this cross and communication through the ages.

[Rozina O.V. The veneration of holy warriors on the Russian land of Cappadocia]

Традиции преемственности византийского наследия на Русской земле не исчерпываются ее влиянием на характер государственной власти и художественное творчество, но имеют более глубинный, духовный смысл. Со всей очевидностью единство вселенского православия было явлено в почитании и прославлении Русской Православной Церковью святых и мучеников ранней византийской Церкви. Неизменными остаются добродетели веры, надежды, любви и верности - те высокие нравственные качества, которые составляют фундамент святости, и которые ныне могут в полной мере быть использованы в духовно-нравственном воспитании детей и юношества Молитвенная память ныне живущих христиан о византийских святых - лучшее свидетельство не только преемственности духовных традиций Византии и Руси, но и истинности, вечности и единства вселенской Церкви.

В Каппадокии звучала апостольская проповедь святых Петра, Павла, Андрея, Иоанна, Фаддея, и уже в середине I века здесь жили христиане. Каппадокийцы упомянуты среди тех, кто услышал слова апостолов на разных языках после схождения Святого Духа (Деян. 2,9).К каппадокийцам в числе прочих адресовано первое послание Петра (1 Пет. 1,1).

В III веке Каппадокия становится одним из основных центров христианства. Об активной духовной жизни региона свидетельствует огромный список канонизированных святых, либо родившихся в Каппадокии, либо прибывших туда, как для служения, так и для монашеской жизни.

В церковном календаре значится более 50 имен святителей, мучеников, преподобных и праведных, чей подвиг был, так или иначе, связан с этим регионом Особенно много среди них было воинов, так как приграничная Каппадокия исстари славилась своими конниками: каппадокийские когорты римской армии считались одними из лучших.

Среди святых воинов-каппадокийцев есть как всем известные и глубоко почитаемые, так и малоизвестные, однако, память о которых жива в православной Церкви. Наиболее известным святым воином-каппадокийцем, несомненно, является великомученик Георгий Победоносец (Розина, 2006, 2012).

Иконография святого обширна, здесь нет необходимости на ней останавливаться. В плане нашего сообщения отметим лишь три аспекта.

Во-первых, во всей христианской истории трудно найти более устойчивый и выразительный символ единства власти и религии, чем образ Георгия Победоносца, поражающего Змея, что нашло отражение

- как в российской наградной системе,

- так и в геральдике.

Во-вторых, почитание святого выразилось также в сооружении большого числа посвященных ему храмов, причем с самой ранней поры христианизации Руси, и его небесном покровительстве русских князей. В-третьих, образ Георгия-воина был настолько популярен и любим русским народом, что народное творчество называет его русским богатырем Егорием

Храбрым - защитником христианства и земли Русской. И если Георгий Победоносец, действительно, издревле почитается на Русской земле, то другие святые воины Каппадокии менее известны, хотя они и прославляются Церковью, а их подвиг также может служить воспитательным примером.

Кроме святого Георгия Победоносца, несомненно, наиболее известен Лонгин-сотник, центурион, возглавлявший отряд римских воинов, непосредственно исполнявших приговор казни Иисуса Христа. Именно о нем писал Иоанн Златоуст в 85 беседе на Толкование Евангелия от Иоанна: «воины пришли... и в угождение иудеям пронзили копьем ребра Его и таким образом поругались даже над мертвым Его телом. Какое гнусное и отвратительное злодеяние!» Но далее святитель указывает, что «то самое содействовало к утверждению истины», так как «тотчас истекла кровь и вода», а «из того и другого составлена Церковь», поэтому «когда ты приступаешь к страшной чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра» (Иоанн Златоуст). В каждой Божественной Литургии, это евангельское событие вновь и вновь обретает свое духовное значение, а в мире появилась одна из величайших христианских реликвий - Святое копье сотника Лонгина. Согласно Повести временных лет, в правление императора Льва VI Мудрого (870912 гг.) святыни Страстей Господних показывались русским послам в Большом дворце византийской столицы. Именно там, в специально вооруженном помещении (реликварии) в 1200 году, Святое копье наряду с другими святынями увидел и кратко описал новгородский паломник Добрыня Ядрейкович - будущий новгородский архиепископ Антоний.

В России история святого Лонгина известна из «Жития и страданий святого мученика Лонгина сотника» Димитрия Ростовского. После казни и смерти Христа, воины «видя все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф,2 7,54). Став свидетелем Воскресения Христа, Лонгин «денег не взял, и утаить чуда не захотел, но еще усерднее стал свидетельствовать о нем» (Жития и страданий святого мученика Лонгина сотника). Он немедленно оставил службу и стал проповедовать христианство на своей родине -местечке Ардалес в Каппадокии, где и принял мученическую

смерть от рук, посланных Пилатом воинов. Память мученика Лонгина-сотника, иже при Кресте Господнем 16/29 октября.

Русские люди всегда молились святому об исцелении от глазных болезней: «болящим очима яви скорую помощь твою и исцели их, дабы, освободившись от недуга своего, не захотели они видеть ничего, распаляющаго сластолюбие, но к созерцанию духовной красоты устремились»

В московской церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке особо почитается чудотворная икона Лонгина-сотника, перед которой по четвергам читается акафист святому. Предел святого Лонгина был сооружен в Иерусалимском храме на месте обретения слепой женщиной головы мученика и последующего затем прозрения. В Москве есть церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах с предельным храмом Лонгина-сотника, считавшегося покровителем Московского царского рода: 16 октября (в день памяти святого) на Литургии в Барашах присутствовали сами государи (например, в 1651 и 1653 гг.), здесь же стояли и особые государевы хоромы Храмы святого мученика Лонгина есть на Украине (в Житомирской ИК № 4) и в Белоруссии (в Витебске).

Глубоко почитается русским народом и Церковью память Сорока мучеников Севастийских. Их подвиг совершился в IV веке, после знаменитого Миланского эдикта 313 года, подписанного императорами Константином и Ликинием. Однако гонения еще продолжались в провинциях, в том числе и подчиненных самому Ликинию.

В городе Севастии стояло римское войско под начальством язычника Агриколы, в котором служили 40 воинов из Каппадокии, исповедовавших христианскую веру. Зимой 320 года их стали принуждать совершить языческий обряд и принести жертвоприношение идолам, но они отказались, приняв мученическую смерть в ледяной воде местного озера. Сохранились имена мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий,

Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай

В день их памяти - 9/22 марта ослабляется Великий пост и служат Литургию Преждеосвященных Даров. По традиции на Руси пекли изделия из постного теста в виде птиц -«жаворонки». Крестьяне, обращая внимание_на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.

В Москве есть единственный храм, освященный во имя Сорока мучеников Севастийских - напротив Новоспасского монастыря. Храм был построен еще в начале XVII в. и его судьба тесно связана с Новоспасской обителью, ставшей усыпальницей бояр Романовых и существовавшей под особым царским покровительством. Известно, что во время нашествия Наполеона французы насмерть замучили священника о. Петра Веньяминова, защищавшего свой храм. Он был с почетом погребен на погосте Новоспасского монастыря. 22 марта 1922 года, в престольный храмовый праздник и в воскресенье Крестопоклонной недели в Сорокосвятской церкви служил Литургию Святейший Патриарх Тихон. Тогда же он совершил здесь последнюю в своей жизни хиротонию, рукоположив архимандрита Тихона в епископа Гомельского. В 1932 году Сорокосвятская церковь была закрыта и полуразрушена. Только в 1993 г. она возвращена верующим.

В 1755 г. на средства московских купцов Максима и Ивана Щелягиных в устье реки Трубеж при ее впадении в Плещеево озеро был построен в стиле барокко один из красивейших храмов в честь Сорока мучеников Севастийских с приделом Рождества Богородицы.

Другие святые воины-каппадокийцы не столь известны на Руси. Однако интересна духовная связь великомученика Меркурия Кесарийсского и русского святого мученика Меркурия Смоленского.

Согласно житию, Меркурий Кесарийский был скиф,

состоял на службе в римской армии и участвовал в походе императора Декия против готов. Став христианином, он отказался от преследования единоверцев и принял мученическую смерть в Кесарии Каппадокийской. С великомучеником Меркурием предание связывает чудо, ставшее причиной смерти императора Юлиана Отступника. Образ святого Меркурия, изображенный на иконе рядом с образом Богородицы, стал невидимым, а затем вновь показался с окровавленным копьем. В этот самый момент Юлиан на Персидской войне был пронзен копьем неизвестного воина, тотчас ставшего невидимым. Память великомученика Меркурия Кесарийского 24 ноября/7 декабря.

В этот же день Церковь прославляет Меркурия Смоленского - славянина княжеского рода из Моравии. В юном возрасте он пришёл в Смоленск и поступил на службу к князю Согласно житию, Меркурий Смоленский отличался набожностью и «благочестивой жизнью: подвизался в посте и целомудрии». Свой подвиг он совершил 24 ноября 1239 г, когда к Смоленску подошли войска монголо-татар. Вступив в неравную схватку, воин уничтожил много врагов, но и сам погиб, спасая город. Останки Меркурия были погребены жителями в Успенском соборе Смоленска. Церковное празднование в память мученика было установлено в конце XVI века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.

В православной Церкви почитается также мученик Гордий, родившийся в III в. Кесарии Каппадокийской в христианской семье. В зрелом возрасте он поступил на военную службу и, проявив мужество и воинское искусство, был назначен сотником. Во время гонения на христиан в начале IV века Гордий оставил мир и удалился в пустыню, но, укрепившись духовно, в 320 году он открыто выступил перед префектом города в защиту христиан. Его схватили и после страшных истязаний отсекли голову

Святитель Василий Великий посвятил мученику Гордию одну из своих бесед, выразив в ней мысль о том, что: «как всегда смотрим на солнце, и всегда ему дивимся, так и память сего мужа всегда для нас светла» (Святитель Василий Великий.

Беседа 18). Церковь прославляет мученика Гордия 3/16 января.

Сотником был также святой мученик Акакий, родившийся в Каппадокии в семье христианского священника в III в. Он служил в Мартисийском полку и при начале очередных гонений на христиан не стал скрывать своей веры, приняв мученическую смерть в 303 году. Его мощи при Константине Великом почивали в Константинополе в храме, построенном в честь святого, впоследствии они были перенесены в Южную Италию. Память мученика Акакия - 7/20 мая.

Вспоминая святых воинов Каппадокии, нельзя не упомянуть подвижника веры и благочестия, Иоанна Русского. Его судьба необычна, полна драматических эпизодов и примеров несгибаемой воли, он глубоко почитается не только христианами, к его памяти с большим уважением относятся и мусульмане-турки. Иоанн Русский родился около 1690 года, был участником войны с Турцией 1711-1713 гг. и в битве за Азов попал в плен к противнику. Вместе с другими узниками его переправили в Константинополь, а затем в Каппадокию в г. Прокопион (ныне Ургюп). Там он стал пленником военачальника, возглавлявшего отряд янычар. Зная, что Иоанн христианин, турки подвергали его различным издевательствами и мучениям, но он не отрекся от веры предков, а кротко и терпеливо переносил все страдания. Живя на конюшне, он продолжал совершать молитвы и службы. Его праведная жизнь вызывала удивление мучителей, которые вскоре стали называть его «вели» («святой»). В Прокопионе была община греческой православной Церкви во главе с епископом, и каждую неделю Иоанн стремился причащаться Святых Тайн.

Иоанн скончался 27 мая/9 июня. Греческие христиане, получив разрешение от турок, погребли его на христианском кладбище. Со временем, были обретены мощи святого, которые хранились в построенной Прокопионе церкви. В ходе репатриации греческого населения в начале 20-х гг. ХХ в. мощи Иоанна Русского были перевезены в Грецию - в Новопрокопион, возникший в память о поселении в Каппадокии. В Москве в районе Кунцево построен храм в честь св. Иоанна Русского.

В заключение следует отметить, что духовное наследие Византии на Русской земле - это, прежде всего, единство всех

членов Церкви - земной и небесной, воинствующей и торжествующей:

- в молитве и литургической жизни;

- народной памяти;

- в воспитательном значении подвига византийских святых для современного человека.

ЛИТЕРАТУРА

Розина О.В. 2006. Георгий Победоносец: образ и символика. - Преподавание

истории в школе. №3: 7-14. Розина О.В. 2012. Образ стойкости и единства. - Воинское братство. № 2: 106115.

Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанн. Беседа 85. [Электронный

ресурс]. - URL: http://mystudies.narod.ru/library/i/in-zlat/08/john/85.html Жития и страданий святого мученика Лонгина сотника. [Электронный ресурс].

- URL: http://ru.wikisource.org/wiki_Жития святых_(Дмитрий Ростовский) /Октябрь/ 16

Святитель Василий Великий. Беседа 18. На день святого мученика Гордия. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pagez.ru/lsn/0289.php

Получена /Received: 20.10.2015 Принята/Accepted: 27.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.