Научная статья на тему 'ПОЧИТАНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ КОРОБЕЙНИКОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА АЛТАЕ'

ПОЧИТАНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ КОРОБЕЙНИКОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА АЛТАЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ / АЛТАЙ / ИКОНА БОЖИЕЙ МАـТЕРИ «КАـЗАـНСКАـЯ» (КОРОБЕЙНИКОВСКАـЯ)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рупасов Демьян Павлович

Икона Богоматери «Казанская» (Коробейниковская) является величайшей святыней Алтайского края и единственным во всей Сибири чудотворным образом. На золотом фоне иконы изображена Пресвятая Богородица в пурпурном одеянии, держащая на руках благословляющего Богомладенца. Икона Божией Матери «Казанская» (Коробейниковская) находится в Богородице-Казанском храме в селе Коробейниково Усть-Пристанского района Алтайского края еще с начала ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЧИТАНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ КОРОБЕЙНИКОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА АЛТАЕ»

Демьян Рупасов

| Студент Барнаульской духовной семинарии

ПОЧИТАНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ КОРОБЕЙНИКОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НА АЛТАЕ

Икона Богоматери «Казанская» (Коробейниковская) является величайшей святыней Алтайского края и единственным во всей Сибири чудотворным образом. На золотом фоне иконы изображена Пресвятая Богородица в пурпурном одеянии, держащая на руках благословляющего Богомладенца. Икона Божией Матери «Казанская» (Коробейниковская) находится в Богородице-Казанском храме в селе Коробейниково Усть-Пристанского района Алтайского края еще с начала ХХ века.

Ключевые слова: чудотворные иконы, Алтай, Икона Божией Матери «Казанская» (Коробейниковская)

НОВОСИБИРСКИЙ ВРЕМЕННИК • № 2 • 2021

47

Посвященные чудотворным иконам часовни и храмы возводились еще в Византии, позже подобная практика получила широкое распространение и в России. Поэтому на рубеже Х1Х-ХХ вв. было построено более 300 Богородице-Казанских храмов. В связи с этим не удивителен тот факт, что новый храм в селе Коробейниково Усть-Пристанского района Алтайского края, был посвящен этой иконе.

Богородице-Казанский храм в селе был возведен в 1902 г. С большой долей вероятности строительство храма происходило под руководством строителя-зодчего Архипа Александровича Борзенкова. Храм был освящен в 1903-1904 гг.

Икона Богоматери «Казанская» (Коробейниковская) является величайшей святыней Алтайского края и единственным во всей Сибири чудотворным образом.

На золотом фоне иконы изображена Пресвятая Богородица в пурпурном одеянии, держащая на руках благословляющего Богомладенца.

Икона Божией Матери «Казанская» (Коробейниковская) находится в Богородице-Казан-ском храме в селе Коробейниково Усть-Пристанского района Алтайского края еще с начала ХХ века.

Почитание иконы Казанской Божией Матери как чудотворной началось еще в дореволюционные годы.

Богородице-Казанский храм был закрыт и разграблен в 1938 г. После разорения храм был превращен в зерносклад.

Икону преследовали особо. Когда Богородице-Казанский храм разоряли, то все иконы были вытащены из дорогих риз, проданных, по воспоминаниям очевидцев, за границу. Практически все иконы уничтожили или использовали для хозяйственных нужд. Лишь некоторые из икон удалось спасти местным жителям и разобрать их по домам. В случае же иконы Казанской Богоматери, ее стали использовать в качестве мостков для перехода через лужи.

О спасении и преображении чудотворной иконы Коробейниковской Божией Матери говорится в многочисленных преданиях. Предания были собраны и задокументированы верующими из села Коробейниково, Барнаула, Бийска и села Нижнеозерного.

Спасение от поругания принесла иконе слепая женщина — Ольга Гавриловна Перегудова — Олюшка Темная, как ее звали люди. Ольга Перегудова и Доминика Фатеевна Капустина, известная своим подвижничеством, жили в селе Нижнеозерном, где их и застало известие о том, что храмовая икона Коробейниковской Божией Матери находится на поругании.

Ольга Гавриловна Перегудова была известна своей смиренностью, простотой, незлобием и молитвенностью, за что она и была уважаема среди сельчан. Ослепшая в раннем детстве, Ольга Перегудова была научена молитвам ее старшими родными сестрами. Молитвы и стали для нее главным занятием и смыслом жизни. Она проводила долгое время за молитвой и не могла и часа прожить без беседы с Богом, Божией Матерью и святыми угодниками.

Согласно преданию, Богоматерь явилась своей спасительнице во сне с мольбой о помощи. По просьбе Ольги ее племянница и соседка сшили мешок и пошли к порушенному храму выручать икону. В ту ночь сторожей, всегда охранявших склад, не оказалось на месте, и женщины без труда проникли в бывший храм и вынесли тяжелую икону с территории бывшего храма.

Однако ввиду того, что долгое время икона находилась на земле и подвергалась воздействию воды и грязи, лики на ней практически невозможно было уже разглядеть. Икона была вся затоптана грязью и истерта ногами. Лики Богородицы и Младенца были едва различимы, слой краски крошился, на доске — щели и царапины, посередине иконы

образовалась крупная щель. По воспоминаниям очевидцев, когда обмывали образ, из очей Божией Матери потекли слезы.

Опасаясь преследования властей, девушки выбросили из дровника все имеющиеся там дрова. Потом они прислонили предварительно омытую икону к дальней сплошной стенке сарая и снова уложили все поленницы на место. В дровнике икона простояла продолжительное время.

Однажды, по промыслу Божию, дрова в семью, где жила Ольга, вовремя не подвезли, и последняя поленница начала свой путь в печку. Вот тогда-то впервые обнаружилось, что за время, что икона простояла за поленницами, на прежде голых досках проявились очи Божией Матери и Богомладенца. Так же, ясно и ярко проявились и синие полосочки нимбов Пресвятой Богородицы и Христа. Слух о чуде моментально полетел по всей деревне. С того времени началось почитание этой чудотворной иконы народом. Многие сельчане приходили, видели это чудо, молились.

Окончательное обновление иконы произошло в 1972 году в Пасхальную ночь. В Страстную субботу икона была украшена венком из тканевых цветов, который принесла в дар иконе работница меланжевого комбината Клавдия Владимировна Бурачевская. В эту ночь поверхность иконы Божией Матери стала гладкой, изображения четкими и красочными.

С тех пор обновление Иконы было уже очевидным для всех видевших ее. В то время Варвара и Федор Шилкины боялись открыто говорить об этом, боялись они и показывать Икону малознакомым и незнакомым людям, приходившим к Ольге: страх, посеянный в душах людей при богоборческой власти, еще жил в их сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.