Научная статья на тему 'Почему системы дистанционного обучения не отвечают потребностям вузов?'

Почему системы дистанционного обучения не отвечают потребностям вузов? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (СДО) / КАРТА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / НАВИГАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Е.Р., Кошкина Е.Н.

Грамотное использование дистанционных технологий в обучении для многих вузов сегодня представляет важную и сложную задачу. При этом следует определиться, в каком объеме необходимо реализовывать дистанционные технологии, какие курсы следует обогатить дистанционными технологиями, на какую систему дистанционного обучения (СДО) нужно опираться. Этим вопросам и посвящена данная статья. Делается попытка выяснить, чего не хватает существующим СДО для реализации полноценного учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлова Е.Р., Кошкина Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Почему системы дистанционного обучения не отвечают потребностям вузов?»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ _7 (244) - 2014

УДК 004.9, 378.1

почему системы дистанционного обучения не отвечают потребностям вузов? •

е. Р. ОРЛОВА,

доктор экономических наук, профессор,

заведующая лабораторией

E-mail: orlova@isa. ru

Е. Н. КОШКИНА,

кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник

E-mail: e-kosh@yandex. ru

Институт системного анализа РАН

Гоамотное использование дистанционных технологий в обучении для многих вузов сегодня представляет важную и сложную задачу. При этом следует определиться, в каком объеме необходимо реализовывать дистанционные технологии, какие курсы следует обогатить дистанционными технологиями, на какую систему дистанционного обучения (СДО) нужно опираться. Этим вопросам и посвящена данная статья. Делается попытка выяснить, чего не хватает существующим СДО для реализации полноценного учебного процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, система дистанционного обучения (СДО), карта возможностей организации системы дистанционного обучения, навигация дистанционных курсов, образовательная сеть для преподавателей дистанционных курсов.

Введение. Для применения дистанционных технологий в вузе необходима такая система дистанционного обучения (СДО), которая позволяла бы просто и эффективно управлять процессом, получать отчеты о результатах, проводить их учет и качественный мониторинг. Российский рынок дистанционных технологий предлагает достаточно много собственных или русифицированных СДО,

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 13-0600012.

60-

например: WebTutor, Прометей, Moodle, eLeaning Server, Blackboard и др. К сожалению, все они рассчитаны, прежде всего, на обучение индивидуальным курсам, а не на реализацию учебного процесса. Как известно, учебный процесс представляет собой целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания учащихся, а также организации обучения во взаимосвязи всех компонентов [1]. Личный опыт работы в деканате позволяет авторам сделать вывод, что СДО решают лишь ограниченную часть задач учебного процесса. А хотелось бы, чтобы они обладали главным качеством системы, целостностью.

Целью данной статьи является освещение наиболее существенных проблем, связанных с выбором и организацией работы СДО, а также поиск приемлемых вариантов решения этих проблем.

Следует помнить, что дистанционное обучение — это не просто технология, это система, которая способствует реализации учебного процесса, а информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются не сутью, но лишь одной из ее составляющих. Технологии должны не управлять образовательными решениями дистанционного обучения, а лишь эффективно поддерживать образовательные решения [9]. Поэтому важно, чтобы

СДО, при помощи которой преподаватели создают, а студенты получают образовательные ресурсы, соответствовала бы предъявляемым требованиям к содержанию необходимых инструментов и ресурсов.

Проблемы использования системы дистанционного обучения и предложения по их решению.

Во-первых, одной из важнейших проблем рационального внедрения СДО до сих пор продолжает оставаться проблема терминологии. Зачастую СДО воспринимают не как самостоятельную систему, а лишь как вспомогательную дистанционную технологию.

Система дистанционного обучения — это новая самостоятельная система, являющаяся важной компонентой непрерывного образования. Между понятиями «дистанционные технологии» и «система дистанционного обучения» существует огромная разница, а именно:

• дистанционная технология — это совокупность методов и инструментов, предназначенных для обучения на расстоянии, метод преобразования классического курса обучения в электронный ресурс, способ показа электронного курса. Отметим, что определение включает в себя два понятия — «дистанционная» и «технология». Технология (от греч. искусство, мастерство, умение, изучение) — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства [5];

• система дистанционного обучения (СДО) — группа упорядоченных и взаимосвязанных элементов учебного процесса, обладающих единством, внутренней целостностью и автономностью этих элементов в рамках данной системы (определение включает в себя понятие «дистанционная система»). Система представляет собой группу определенным образом упорядоченных и взаимосвязанных элементов, обладающих устойчивым единством, внутренней целостностью и автономностью существования в окружающей среде. Системность всегда связана с определенной формой организованности, с иерархичностью строения целостного объекта, с системообразующими связями [5, 10]. Таким образом, дистанционные технологии —

это лишь составная часть системы дистанционного обучения, с помощью которой реализуются электронные курсы.

Во-вторых, ни одна из систем дистанционного обучения не объединяет в себе всех элементов учебного процесса системы, хотя СДО имеют богатые возможности по наполнению обучающего контента. Так, они позволяют содержать в себе текстовые материалы (учебные пособия, практические задания, методические пособия и др.), видеоматериалы, форумы, тесты, доски объявлений (новостные ленты), осуществлять обратную связь со студентами и преподавателями. Некоторые СДО позволяют организовывать интерактивные занятия, проводить вебинары, онлайн-занятия и др.

Но не нужно забывать о такой части учебного процесса, как сбор результатов работы студентов, их учет и хранение. Для реализации этой деятельности требуется иная программа, обладающая функциями электронного деканата. Так зачем же одну работу выполнять дважды? Почему СДО не оснащены таким функционалом, который бы отвечал последним требованиям и стандартам учебного процесса? Ответ прост: отсутствует согласованность в работе участников учебного процесса — администраторов, организаторов, компьютерщиков, преподавателей и др.

Зачастую процесс выбора СДО осуществляется поверхностно, администрация учебных заведений принимает решение выбора СДО исходя из минимизации расходов, а не в соответствии с выполняемыми функциями.

Решением этой проблемы является планомерный, поэтапный подход к выбору информационной составляющей СДО (см. таблицу). Причем в указанном процессе должны участвовать не только программисты, технические работники, администраторы, организаторы, но и преподаватели, работники деканатов, библиотекари.

Выбор информационной составляющей системы дистанционного обучения

Номер этапа Содержание этапа работы

1 й Создание межфункциональной рабочей группы для разработки технического задания

2 й Построение архитектуры/структуры будущей СДО

3 й Выбор СДО на рынке либо ее разработка

4 й Внедрение системы (тестирование, адаптация и разработка дополнительных форм)

5 й Запуск в опытную эксплуатацию. Запуск в практическую эксплуатацию

6 й Обучение персонала пользованию СДО и сопровождение системы компанией-разработчиком

Рассмотрим возможный вариант поэтапного подхода к выбору информационной составляющей СДО:

1-й этап: создание межфункциональной рабочей группы для разработки требований к внедряемой системе. Результатом работы этой группы будет формирование функциональных и нефункциональных требований, которые должны быть указаны в техническом задании (ТЗ).

2-й этап: построение архитектуры будущей системы. Система внедряется в конкретное учебное заведение, поэтому необходимо соответствие структуры СДО структуре вуза.

При разработке архитектуры СДО должны быть проработаны следующие основные элементы:

• процессы, которые требуются для функционирования СДО;

• объекты управления;

• события, управляющие изменениями процессов

и объектов.

3-й этап: анализ существующих систем и определение наиболее подходящей, т. е. выбор системы на рынке. Стоит отметить, что при разработке системы сторонней компанией необходимо постоянное участие и контроль со стороны созданной рабочей группы по внедрению СДО.

4-й этап: внедрение системы. Данный этап заключается в развертывании системы, ее тестировании, адаптации и разработке дополнительных форм.

5-й этап: запуск системы, выполняемый в два приема:

1) запуск в опытную эксплуатацию, при которой система тестируется с помощью студентов одной из групп;

2) запуск в практическую эксплуатацию, когда система начинает работать в обычном режиме и устанавливается всем пользователям.

Как правило, на стадии опытной эксплуатации идет доработка интерфейса, шаблонов документов и др. На осуществление данной стадии отводится не менее одного семестра. И только после того, как система внедрена, доработана, оттестирована локально хотя бы на одной опытной учебной группе, можно приступать к ее установке всем пользователям.

Одновременно с опытной эксплуатацией осуществляются обучение персонала пользованию данной системой и сопровождение компанией-разработчиком системы, что и составляет содержание 6-го этапа.

Необходимым условием внедрения системы является ее адаптация к существующим стандартам [7]. От степени адаптивности системы в дальнейшем зависит ее эффективность при управлении учебным процессом.

Крайне важно максимально внимательно осуществлять данные этапы, ведь конечный результат, эффективность использования СДО будут в дальнейшем полностью зависеть от корректности формулировки и содержания задач, решаемых в ходе учебного процесса.

Система дистанционного обучения не может эффективно работать вне системы по управлению СДО, с помощью которой должны быть решены следующие задачи:

1) мониторинг хода учебного процесса;

2) моделирование хода учебного процесса при изменении условий, количества студентов и др.;

3) определение и анализ ограниченных образовательных ресурсов в целях контроля и пополнения контента;

4) сравнение и анализ эффективности образовательных ресурсов;

5) мониторинг результатов учебного процесса;

6) установка приоритетов и моделирование учебного процесса;

7) подготовка отчетных документов.

Из-за отсутствия системного похода к выбору, внедрению и использованию СДО каждое подразделение учебного заведения, как правило, работает с узконаправленными программами для выполнения конкретных задач. При правильном подходе данные программы интегрируются с СДО для решения последующих задач. К сожалению, сегодня в большинстве случаев специалисты учебных заведений одновременно ведут по нескольку однотипных баз данных, а не единую интегрированную систему.

В-третьих, нерешенной остается проблема обеспечения сервиса наполнения и управления контентом, разработки конкретных сценариев использования учебных средств и платформ. В настоящее время не хватает методик, которые помогали бы студенту правильно ориентироваться в потоке информации, требующейся в процессе обучения. Информации становится настолько много, что студенту чрезвычайно сложно самостоятельно выбрать необходимые источники. Методы решения этой проблемы были описаны авторами в ранее опубликованных статьях [2, 3].

В-четвертых, проблема качества контента также пока остается нерешенной. Существуют значительные трудности в создании высокопрофессиональной дистанционной услуги, в первую очередь из-за отсутствия «школ» подготовки преподавателей по использованию инструментов СДО. Кроме того, для разработки качественного контента необходимы квалифицированные технические специалисты, которые бы доводили до «продажного» состояния контент и поддерживали его в рабочем состоянии. Но главное в том, что нужно понять, что всем этим нужно заниматьсяfull time, а не урывками в перерывах между лекциями «на коленке», как это делают сейчас преподаватели.

Карта возможностей СДО. Полноценная система дистанционного обучения должна содержать в себе образовательные и сервисные ресурсы (централизованные хранилища данных), образовательные технологии и общий сервис. Если предположить, что перечисленные технологии и ресурсы имеются и синхронно работают, карту возможностей системы дистанционного обучения можно представить в виде единого механизма, каждая из деталей которого является неотъемлемой частью СДО (см. рисунок).

Систему дистанционного обучения необходимо регулярно освежать в соответствии с обновлением информации в Интернете, а основные модули должны содержать и обеспечивать синхронную работу таких элементов, как:

1. Модуль «Электронный кампус»:

• инструменты для преподавателей по созданию полноценных электронных курсов, содержащих различные виды подачи материала (видео-, аудиоматериалы, текст, интерактив и др.) и тестовые задания;

• контент для студентов, включающий:

- учебные курсы;

- электронную библиотеку;

- тесты;

- возможность обратной связи с преподавателем и обмена учебными материалами (сдача рефератов, курсовых работ и др.);

- возможность обратной связи с методистом;

- портал для общения между студентами;

- портал для внеучебных мероприятий (викторин, конкурсов и др.);

- учебно-методический ресурс, содержащий учебные планы, календарные планы, графики учебного процесса, расписание и т. п.

2. Модуль «Электронная библиотека»: электронные библиотечные ресурсы, постоянно

обновляющиеся, имеющие гиперссылки и навигацию по изучению курса.

3. Модуль «Электронный деканат»:

• составление индивидуальных траекторий обучения, контроль за процессом обучения;

• ведение личных дел студентов, возможность его заполнения, обновления, дополнения и т. п.;

• документооборот по составу студентов (формирование приказов, протоколов и т. п.);

• учет результатов учебного процесса, автоматическое заполнение документов по учебному процессу (зачетные книжки, учебные карточки, ведомости и др.);

• формирование различных справок по требованию для студентов;

• формирование академических справок, дипломов и приложений к ним;

• хранение результатов учебного процесса. При этом, как и при традиционной системе

обучения, должна сохраняться связка «преподаватель — студент — методист», но при постоянной поддержке разработчиков программ, программистов и технических специалистов. Совместными усилиями можно добиться того, чтобы все элементы системы дистанционного обучения были удобными, доступными, согласованными между собой и легко интегрировались по запросу [4].

Карта возможностей организации системы дистанционного обучения

Представленная карта возможностей СДО включает в себя основные составляющие учебного процесса, которые должны работать неразрывно, синхронно и желательно в одном программном продукте, а не в разных «коробочных» решениях, как это происходит сегодня. Таким образом, основными компонентами данной карты возможностей СДО являются три модуля: электронный кампус, электронная библиотека, электронный деканат, включающие в себя перечисленный выше набор возможностей, которые не должны использоваться в изоляции, а включены в единую систему.

Заключение. Следует особо отметить, что проблемы организации и работы в СДО возникают из-за следующих причин:

1) неверной терминологии, когда СДО воспринимают не как самостоятельную систему, а лишь как технологию;

2) неправильного подхода к выбору СДО, подбору информационной составляющей, отсутствия плана внедрения и апробации СДО перед запуском в учебный процесс;

3) недостаточного количества методик по обучению студентов в СДО, построению траектории обучения;

4) отсутствия образовательной сети по обучению преподавателей созданию электронных курсов для СДО;

5) малой согласованности внедрения и использования дистанционного обучения между всеми участниками образовательного процесса.

Безусловно, проблемы, связанные с организацией СДО в России, должны решаться, прежде всего, административным путем, с применением эффективного информационного менеджмента, как это происходит в развитых странах [8]. Недостаточно просто сказать преподавателям, чтобы с завтрашнего дня все они начали применять технологии дистанционного обучения. Необходимо сначала сформулировать требования к внедрению и применению дистанционных технологий, которые должны быть обсуждены на ученых советах, причем должны быть учтены стратегия развития вуза и потребности студентов и преподавателей.

Следует еще раз подчеркнуть, что данная статья посвящена в первую очередь не технологиям в образовании, а людям, которые их используют. Возможно, требования по объединению всех элементов учебного процесса в единую СДО слиш-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ком амбициозны, но и сама проблема повышения качества дистанционного обучения нетривиальна. Разработчикам программ для дистанционного обучения давно пора создать действительно рабочую СДО, ориентированную не только на технологии, но и на человека.

Список литературы

1. КоджаспироваГ. М. Педагогический словарь: учеб. пособие / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджас-пиров. М.: Академия, 2003.

2. Кошкина Е. Н., Орлова Е. Р. Проблемы развития дистанционного обучения в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 23.

3. Кошкина Е. Н., Орлова Е. Р. Дистанционное обучение: реалии и перспективы // Вестник Международного института экономики и права. 2011. № 2.

4. Кошкина Е. Н. Проблемы организации систем дистанционного обучения, применяемых в России // Труды V Международной конференции «Системный анализ и информационные технологии» (САИТ). В 2 т. Т. 2. Красноярск: ИВМ СО РАН, 2013.С. 268.

5. Лымарь А. Т. Национальная философская энциклопедия / Философия, практическое руководство, 2004. URL: http://terme. ru/dictionary/927/ word/sistema.

6. Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Национальная философская энциклопедия / Философия науки и техники, 2010. URL: http://www. terme. ru/dictionary/906/word/tehnologija.

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

8. Рудская Е., Хрусталёв Е., Цыганов С. Перспективные направления инновационного развития российской экономики (опыт Российского фонда фундаментальных исследований) // Менеджмент инноваций. 2010. № 2.

9. Хрусталёв Е. Ю., Баранова Н. М. Семантико-ориентированная методология обучения студентов в информационно-коммуникативной среде университета // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 21.

10. Хрусталёв Е. Ю., Баранова Н. М. Интеллектуальные семантические модели для повышения качества образовательных и научно-исследовательских процессов // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.