Научная статья на тему 'Почему российскому вузу некогда образовывать студента?'

Почему российскому вузу некогда образовывать студента? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКАЯ НАУКА / КОЛЛИЗИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / АККРЕДИТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Геннадий Борисович

Обосновывается юридическая несостоятельность аккредитационных процедур для оценки эффективности деятельности российских вузов. Автор анализирует действия Министерства образования и науки России с двух позиций: несоответствия нормативных актов об аккредитации положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и негативных последствий применения этих показателей для социально-экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Почему российскому вузу некогда образовывать студента?»

почему российскому вузу некогда образовывать студента?

ГЕННАДИЙ БОРИСОВИЧ МОРОЗОВ

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры экономики и технологии уральского государственного педагогического университета,

e-mail: mgb@inbox.ru

Обосновывается юридическая несостоятельность аккредитационных процедур для оценки эффективности деятельности российских вузов. Автор анализирует действия Министерства образования и науки России с двух позиций: несоответствия нормативных актов об аккредитации положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и негативных последствий применения этих показателей для социально-экономического развития страны.

The law inconsistency of accreditation procedures of Russian universities is argued. The actions of the Ministry of Education and Science of Russia are analyzed from two points of view: disconformities with education law of the Russian Federation and negative socio-economic consequences for country in general.

Ключевые слова: вузовская наука, коллизии образовательного законодательства, аккредитаци-онные показатели оценки эффективности вузов

Key words: higher school science, law-educational collisions, accreditation criteria of educational quality

Современное положение дел в науке и образовании России свидетельствует о том, что эффективность работы вузов оценивается по показателям, не соответствующим целям, которые учреждения высшего профессионального образования должны реализовывать в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ об образовании)1. Большинство этих показателей указывают на то, что преподаватели каждого вуза обязаны заниматься научно-исследовательской работой. В соответствии с аккредитационными показателями российские вузы делят на эффективные и неэффективные. В то же время ФЗ об образовании не обязывает преподавателей вузов заниматься этой деятельностью: по закону она не должна (императивная норма) осуществляться, а лишь может (диспозитивная норма) входить в трудовую функцию педагога. Потому он не обязан, как того требуют аккредитационные акты, включать научную деятельность в индивидуальный план работы.

Налицо противоречие, вызванное несоответствием ряда подзаконных нормативных правовых актов (далее - НПА) нормам ФЗ об обра-

зовании, поскольку Министерство образования и науки России формально ввело научно-исследовательскую деятельность вузов в число обязательных условий их функционирования.

По объективным данным, состояние науки и образования сегодня плачевно. Выступая на заседании Совета по науке и образованию, Президент РФ В. В. Путин подчеркнул: России нужна сильная, конкурентоспособная наука, которая может задавать новые направления научной мысли, обеспечивать технологическую независимость и суверенитет страны, работать на повышение качества жизни людей2. Но в результате реформирования РАН и отраслевых научных учреждений наука может перестать выполнять возложенные на нее функции.

Во-первых, отсутствует внятная государственная стратегия развития научно-технической сферы, нет расстановки приоритетов государственного значения (не выделены отрасли и направления, с учетом которых на десятилетия вперед выстраивалась бы последовательная политика государства по развитию научной отрасли с учетом инфраструктурных потребностей). Во-вторых, отсутствует баланс интересов ученых, научных школ и коллективов,

руководителей отраслей и корпораций по реализации крупных проектов с интересами социально-экономического развития страны. В-третьих, организационные преобразования в науке, выразившиеся, в частности, в создании Федерального агентства научных организаций (ФАНО), привели к тому, что последнее фактически занимается ликвидацией некоторых научных направлений, уменьшением финансирования НИОКР, кадровой «перетряской» управленцев в институтах РАН.

В результате положительных эффектов реформирования нет, а негативные достаточно ощутимы. Кроме того, Минобрнауки обязывает вузы интенсивно вести научную деятельность в ущерб образовательной, ссылаясь на опыт зарубежных государств, в которых основные исследования осуществляются в вузах, а также на то, что «реликтов» наподобие Академии наук и отраслевых институтов во многих странах нет. Вузы должны решать две задачи одновременно: вести образовательную и научную деятельность. Проанализируем доктринальные и нормативные толкования понятий «наука» и «образование» с точки зрения целей, задач, специфики и результатов функционирования вузов.

В «Большом энциклопедическом словаре» изложено доктринальное толкование понятия «наука»: «...сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов»3. Нормативное толкование дается в ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»: «Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования -экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;

прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ»4.

Таким образом, цель научной деятельности -получение нового знания. Этим занимаются специализированные учреждения научного профиля - институты Российской академии наук; организации отраслевой науки, сосредоточенные в предпринимательском секторе; государственные компании, выполняющие НИОКР; НИИ и конструкторские бюро оборонного сектора. Разделение науки на сектора условно в силу их взаимодействия. Но почему-то акцент все больше смещается на вузовский сектор науки при одновременном курсе выведения российских вузов на мировой уровень.

Дело в том, что результат научной деятельности - получение нового знания, а образовательной - передача обучающимся устоявшихся знаний, умений и навыков, необходимых выпускникам вузов в их будущей профессиональной деятельности. Исторически сложилось так, что в российских вузах, как правило, нет высокой науки. Основные фундаментальные исследования на протяжении нескольких столетий проводила Академия наук. В западных же университетах наукой и учебной деятельностью занято примерно одинаковое число сотрудников. Кроме того, иностранные преподаватели имеют достаточно времени и для того, и для другого.

Главная цель функционирования вуза в соответствии со ст. 2 ФЗ об образовании - выполнение обязанностей по обучению и воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Научно-исследовательская деятельность является для вузов дополнительной с целью аттестации педагогических работников вуза и присвоения или подтверждения их квалификации, обучения студентов анализу и методам научного исследования для написания выпускной квалификационной работы.

18 ноября 2013 г. было принято постановление Правительства РФ № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности», в котором одним из важнейших назван такой показатель, как осуществление вузовскими педагогами научно-исследовательской деятельности. Если показатель не выполняется, вуз признается неэффективным5. Резонный вопрос: если вуз страдает не за плохое качество обучения, а за невыполнение аккредитационного показателя, то что должно быть целью работы вуза:

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

подготовка выпускника, умеющего эффективно осуществлять профессиональную деятельность, или научные исследования, обеспечивающие достижение аккредитационных показателей?

Как поступать вузам, чтобы не оказаться закрытыми? Перестать обучать студентов и заниматься только наукой? Неужели нельзя вести научную работу не в ущерб образовательной? Конечно, образование и воспитание, как и наука, - продукты интеллектуальной деятельности, обеспечивающие подготовку высококвалифицированных специалистов. Но все эти функции педагог одновременно исполнять не может, хотя от него требуют именно этого. Педагог должен передавать уже устоявшиеся знания, а научный работник - создавать новые знания для последующего их применения. Для этого нужны специальная интеллектуальная и материально-техническая база, мотивированный коллектив исследователей, если иметь в виду действительное создание научного продукта.

В законах нет императивных требований о ведении вузами научной деятельности

В то же время ФЗ об образовании и ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» не предусматривают обязанности ведения вузами научно-исследовательской деятельности. В ст. 6 ФЗ об образовании не прописаны полномочия органов исполнительной власти по изданию ведомственных актов в форме приказов, подобных тем, какими Минобрнауки ввело аккредитационные показатели, устанавливающие обязательность ведения вузами научной деятельности.

Из общей теории права известно, что закон - нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения в государстве. Помимо законов издаются подзаконные НПА - нормативные указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные акты. Их главное отличие от законов состоит в полной и безоговорочной подчиненности императивным или запрещающим требованиям законов. В названных законах нет императивных требований о ведении вузами научной деятельности, а значит, введение аккредитационного показателя «научно-исследовательская деятельность» - выход Минобрнауки за рамки своих полномочий. Налицо юридическая коллизия. В случае противоречия актов, регулирующих одно и то же отношение, действует акт, обладающий высшей юридической силой, т. е. ФЗ об образовании.

Показателен комментарий, который дал сложившейся ситуации президент Ассоциации негосударственных вузов России В. Зернов: «Есть вузы с многолетней историей, оказывавшиеся в списке „неэффективных", в то время как вузы, недавно созданные и не имеющие сильной базы, по сравнению с первыми оказались „эффективными". Основанный в 1918 г. Кубанский государственный технологический университет в Краснодаре оказался неэффективным. А у основанной в 1993 г. Майкопской „техноложки" все в порядке»6.

Депутат Госдумы, член-корреспондент Российской академии образования О. Смолин заметил: «Разумная идея повышения качества работы вузов подменяется искусственным сокращением их числа. Кому это выгодно? Не исключено, что крупным вузам. Во всяком случае, политика Минобрнауки поддерживается Ассоциацией ведущих вузов России. Если закрыть 40 % вузов, можно еще больше денег перераспределить в так называемые ведущие. Сегодня выстроилась пирамидальная система: наверху МГУ и СПбГУ, потом группа федеральных университетов, потом группа национальных исследовательских университетов, а потом все остальные... Сокращать число вузов - для властей соблазнительно. Во-первых, банальная экономия в тяжелые времена. Во-вторых, можно с умом „распилить" освобожденные помещения. В-третьих, в стране высок возраст преподавательского состава, грозящий скорым дефицитом кадров. И все остальные решения по его омоложению дорого встанут. Да и повод хороший - действительно, в России полно псевдовузов, просто штампующих дипломы. Но с нынешним подходом они-то как раз и уцелеют»7.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы „Развитие образования" на 2013-2020 гг.»8 определены цели ее реализации: обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Однако от этих целей кардинально отличаются министерские индикаторы выявления эффективности и возможности выполнения данной программы. Получается, что по количественным показателям нужно оценивать качественные результаты.

В России на образование тратят около 4,3 % ВВП, а в ближайшие годы предполагается сокращение финансирования данной сферы до 4,1-3,5 % ВВП. При этом расходы

стран «догоняющего» развития обычно превышают средние показатели. Например, Бразилия с 2012 г. реализует программу по увеличению расходов на образование с 5,5 до 10 % ВВП. В США количество вузов на душу населения вдвое выше, чем у нас. В Норвегии национальная идея - открывать университеты9. А у нас -закрывать?

Аккредитационные показатели в разделе «Научная деятельность вузов» учитывают, судя по всему, только количественные характеристики. Важным оказалось не новое знание в научной работе, а число научных работ вне зависимости от их качества. Все это прослеживается в соответствующих подзаконных НПА: федеральных государственных образовательных стандартах, распоряжении Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»10, постановлении Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»11.

В то же время в п. 5 ст. 4 ФЗ об образовании прямо говорится: «В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом». Это означает, что нормы Закона, регулирующие отношения, затрагиваемые подзаконными актами, имеют высшую юридическую силу, а в случае противоречия им подзаконного акта последний не подлежит исполнению. Обратимся к ряду норм ФЗ об образовании, согласно которым научная деятельность образовательной организации высшего образования не является обязательным условием выполнения ее функций.

Начнем со ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», т. е. с правовых дефиниций образовательного права. Среди 34 понятий нет ни одного, которое в какой-либо степени определяло бы функционирование научной работы в образовательных учреждениях. Нет упоминания об обязательности осуществления этой деятельности и в ст. 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования».

В ст. 19 «Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования» говорится

о возможности создания в образовательных учреждениях научно-исследовательских и проектных организаций (диспозитивная норма). Речь идет о субъективном праве организации, а не об ее императивной обязанности, поэтому никто не вправе обязывать вузы создавать подразделения научного характера. Как правило, наукой эффективно занимаются исключительно расположенные к ней люди, инициаторы получения новых знаний. Делать науку «из-под палки» - занятие пустое и недоброе.

Оппоненты могут сослаться на п. 4 ст. 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», согласно которой «образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров

В России на образование тратят около 4,3 % ВВП, а в ближайшие годы предполагается сокращение до 4,1-3,5 %

(в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами».

На первый взгляд, норма императивная: глагол «осуществляет» употреблен в изъявительном наклонении. Однако в п. 7 ст. 28 прописана юридическая ответственность за неисполнение организацией ее обязанностей. «Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации». Ответственность за неведение вузом научной деятельности не установлена.

Пункт 3 ст. 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» гласит: «Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: ...право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций». Норма диспозитив-ная, потому педагогический работник указанной деятельностью может не заниматься. Кста-

ти, в ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» не предусмотрены ни обязанности по научной деятельности, ни ответственность за ее неосуществление. Более того, в ст. 50 «Научно-педагогические работники» речь идет о педагогических работниках, которые отнесены к профессорско-преподавательскому составу и о научных работниках образовательных организаций. Здесь их функции четко разделены.

В ст. 28 об автономности образовательной организации, выражающейся в самостоятельном ведении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, вузам предоставляется право определять, как и в каких формах осуществлять научную деятельность. В ст. 72 приведен перечень возможных направлений интеграции образовательной и научной деятельности вуза («Интеграция образовательной и научной (научно-исследова-

Наукой эффективно занимаются исключительно расположенные к ней люди, инициаторы получения новых знаний. Делать науку «из-под палки» - занятие пустое

тельской) деятельности в высшем образовании может осуществляться в разных формах.»). В законе предполагаются выделение грантов, работа со специализированными научными организациями, а не благотворительный труд преподавателя во благо науки в ущерб обучению студентов и собственному материальному положению.

Почему аккредитационные показатели научной деятельности вуза превалируют над показателями работы вуза по обучению и воспитанию студентов? В п. 12 ст. 92 ФЗ об образовании указано: «Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам... При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредита-ционная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится». Таким образом, аккредитации подлежат показатели работы вуза, прямо связанные с выполнением образовательных программ федеральных образовательных стандартов. Однако показатели эф-

фективности, изложенные в подзаконных актах по аккредитации вузов, включают12: образовательную деятельность; научную деятельность (объем НИОКР на одного преподавателя);

международную деятельность; финансово-экономическую деятельность; инфраструктуру; трудоустройство выпускников. Кратко проанализируем некоторые показатели на предмет объективной оценки эффективности деятельности вузов и подробнее остановимся на анализе показателей научной деятельности.

1. Показатели образовательной деятельности оцениваются по ряду критериев. Достижение данных показателей порождает абсурдную ситуацию: необходимо набрать «высоко-балльников» по результатам ЕГЭ, победителей и призеров олимпиад, что позволит выжить вузам крупных городов (Москвы и Санкт-Петербурга). У школьников в малых городах нет достаточных возможностей конкурировать с учениками из столичных гимназий и успешно сдавать ЕГЭ наравне с ними. Если показатель не выполняется, вуз становится неэффективным, и неважно, насколько хороших специалистов он в конечном счете выпустит.

По логике ФЗ об образовании вуз должен показать, сколько он выпустил востребованных высококвалифицированных специалистов, которые успешно реализуют себя в будущем, а не уходят работать по другому профилю, используя диплом как «корочку». Но это не учитывается в показателях.

2. Показатели инфраструктуры организации. Рассмотрим объем площадей учебно-аудиторных помещений в расчете на одного студента. Видимо, вузу важнее иметь как можно больше помещений без учета их функционального назначения. Если количество помещений ограничено (что наблюдается в большинстве вузов), хорошим выходом является посменный график использования помещений без вреда для учебного процесса. Показатель количества персональных компьютеров в расчете на одного студента не всегда учитывает работоспособность оборудования. Это могут быть технически и морально устаревшие компьютеры с устаревшим программным обеспечением. Но важно оборудовать компьютерные классы качественной техникой с новейшими программами и возможностью работы посменно.

3. Основной финансовой показатель отражает, сколько вуз заработал денежных средств, в том числе благодаря НИОКР. Какие проблемы возникают у большинства вузов при попытке его выполнения?

юридическое образование

2015. № 5

Во-первых, при расчете стоимости образовательных услуг с учетом поступлений от всех источников финансирования необходимо принимать во внимание следующее обстоятельство: сумма денежных средств, принятых вузом за одного обучающегося на платной основе студента, не может быть меньше суммы, выделяемой на обучение студента бюджетного. Вуз не вправе обучать внебюджетников за счет части бюджетных средств, поэтому стоимость платного обучения в большинстве вузов вырастает более чем на треть. Для студентов из провинций и депрессивных территорий такая сумма часто неподъемна. Следовательно, вузовское образование доступно для богатых, а бедные становятся интеллектуальными изгоями. «Ломоносовых» среди студентов вузов станет меньше, если они не исчезнут совсем. Из-за данного правила в большинстве нестоличных вузов набор внебюджетных студентов в 2015 г. катастрофически уменьшился.

Во-вторых, финансовые показатели соотносят с числом научно-педагогических работников (как они иронизируют, с «поголовьем», а не единицами ставки). Связано это с исполнением Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Суть указа: поднять среднюю заработную плату научно-педагогических работников вузов до уровня и выше средней заработной платы по экономике субъекта Федерации. Чтобы обеспечить педагогических работников такой зарплатой, вуз не выплачивает ее по реальной ставке, а распределяет между профессорско-преподавательским составом. Таким образом, неважно, на какую долю ставки работает педагог: заработная плата делится на всех преподавателей - штатных и совместителей, а не на одну ставку. Поэтому педагогов-совместителей сокращают, а их нагрузку перераспределяют, побуждая штатных преподавателей работать на большие доли ставки. В результате уменьшилась численность вузовских педагогов, а учебная нагрузка каждого оставшегося выросла. Качество обучения резко снизилось, поскольку помимо основной нагрузки на преподавателей легло обучение дисциплинам, ради преподавания которых в свое время приглашались совместители - высококвалифицированные специалисты, компетентные в конкретных дисциплинах.

В итоге многие преподаватели работают на 1,5 ставки учебной нагрузки, если это перевести в аудиторные часы - 1300 часов в год, или 130 часов в месяц, по 7-8 часов в день. Для успешной реализации учебного процесса педагогу нужно готовиться к занятиям примерно столько же времени, сколько тратится на пре-

подавание. К рабочей нагрузке педагога относятся также воспитательная, просветительская, научно-исследовательская работа и самообразование для повышения квалификации. Когда преподаватель должен успеть все это сделать?

4. Подробнее проанализируем показатели научно-исследовательской деятельности. Их число велико, а достижение вряд ли возможно, что позволит Минобрнауки ликвидировать большинство вузов страны, а вместе с ними систему высшего профессионального образования в целом. Тогда «от Москвы до самых до окраин» возникнет огромная «интеллектуальная пустыня».

Может ли педагог при такой нагрузке плодотворно заниматься еще и научной работой, требуемой от «эффективных» вузов? Ответ очевиден: браться за два направления в таких условиях нельзя. К слову, заработную плату преподавателям платят за образовательную деятельность, а не за научную, но требуют от них совершения подвигов, которые оказались бы не под силу даже легендарному Гераклу.

Чтобы у педагога был высокий индекс цитирования, он должен публиковаться в ведущих журналах из перечня ВАК Минобрнауки, участвовать в конференциях высокого уровня. Чтобы поместить статью в таком журнале, в ряде случаев нужно заплатить за публикацию: до 1000 руб. за страницу. А для получения журнала следует приобрести годовую подписку стоимостью 3000 руб. и оплатить доставку13.

Помимо индексирования статей в журналах ВАК требуется индексирование статей в системах РИНЦ и Scopus. Участие в международной научно-практической конференции предполагает внесение организационного взноса в размере 1200 руб. для участников из России и 1650 руб. для участников из стран СНГ и ЕС. Общий объем одной публикации - до восьми страниц. Число публикаций от одного автора не ограничено. При превышении объема публикации стоимость верстки и печати каждой дополнительной страницы составляет 150 руб. Стоимость срочной публикации для цитирования в системе Scopus (с выходом статьи через 2-3 месяца) - от 32 до 34 тыс. руб.

Также нужно издавать монографии, учебные пособия с грифом Минобрнауки раз в пять лет. Как правило, издание монографии или учебного пособия с грифом объемом 160 страниц (10 печатных листов) обходится преподавателю более чем в 300 тыс. руб. Авторский гонорар при этом не выплачивается. Эти объемы нужно выполнить каждому педагогу, но в силу отсутствия финансирования от вузов все затраты он вынужден взять на себя. Не стоит забывать

и о повышении педагогами квалификации с определенной периодичностью, покрытие этих расходов вузами предусматривается также далеко не всегда.

Кроме того, преподавателям нужно вести работу со студентами: это их основная обязанность согласно ст. 48 ФЗ об образовании («осуществлять свою деятельность на высоком профес-

Стремление вузов попасть в мировые рейтинги оборачивается погоней за количественными показателями, которые подчас противоречат результатам, достигаемым этими вузами

сиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой»).

Согласно ст. 4 Трудового кодекса РФ «.принудительным трудом является выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия)». В ст. 15 кодекса говорится, что трудовые отношения основаны на плате за трудовую функцию. Научно-исследовательская деятельность вузовских педагогов является принудительной благотворительностью, требования об обязательном ее ведении без оплаты незаконны: налицо элементы принуждения к труду в форме интеллектуального рабства. Резонный дилетантский вопрос: принимали ли юристы участие в составлении упомянутых подзаконных НПА?

Стремление вузов попасть в мировые рейтинги оборачивается погоней за количественными показателями, которые подчас противоречат результатам, достигаемым этими вузами. Педагогов заставляют бесплатно заниматься научной работой, увеличивать число научных

публикаций, а не повышать их качество. Страна обречена на взрыв «мыльного пузыря»: не будет притока талантливой молодежи в образовательную и научную сферы из-за отсутствия материальной и моральной мотивации; нынешним преподавателям вузов не до работы со студентами, что ставит под угрозу качество подготовки квалифицированных специалистов. Если у педагогов низкая мотивация к образовательной и научной работе, то у студентов она станет еще ниже. Как следствие, серьезно уменьшится научно-технический потенциал страны, а значит, и уровень ее социально-экономического развития в ближайшем и отдаленном будущем.

Вывод: необходим скорейший пересмотр образовательной и научной политики страны, пока есть возможность не допустить надвигающуюся интеллектуальную катастрофу.

1 СПС «КонсультантПлюс».

2 Заседание Совета по науке и образованию // URL: http://news.kremlin.ru/news/47196.

3 URL: http://slovorus.ru/index.php?ID=42961&pg=0 &w=%CD%C0%D3%CA%C0+%28%F1%.

4 СПС «КонсультантПлюс».

5 Там же.

6 ТерентьевД. Профессор, на выход! // URL: http:// argumenti.ru/economics/n473/387891.

7 Там же.

8 СПС «КонсультантПлюс».

9 Терентьев Д. Указ. соч.

10 СПС «КонсультантПлюс».

11 Там же.

12 Показатели деятельности образовательной организации высшего профессионального образования, подлежащей самообследованию: приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. № 1324 // СПС «КонсультантПлюс».

13 Условия публикации научной статьи в журналах «Глобальный научный потенциал» и «Наука и бизнес: пути развития» // URL: http://globaljournals.ru/usloviya-publikaczii.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.