Научная статья на тему 'Почему Россия не строит авианосцы'

Почему Россия не строит авианосцы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3369
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАНОСЦЫ В РОССИИ И США / "МИСТРАЛИ" / AIRCRAFT CARRIERS IN RUSSIA AND THE UNITED STATES / "MISTRAL"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мальцев А. А.

Рассматриваются основные причины, по которым Россия не строит авианосцы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHY RUSSIA DOESN`T BUILD AIRCRAFT CARRIERS

This article examines the major reasons why Russia did not build aircraft carriers.

Текст научной работы на тему «Почему Россия не строит авианосцы»

Секция ««Освоение космического пространства: история и современность»

УДК 94(470)

ПОЧЕМУ РОССИЯ НЕ СТРОИТ АВИАНОСЦЫ

А. А. Мальцев Научный руководитель - Е. А. Шушканова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассматриваются основные причины, по которым Россия не строит авианосцы.

Ключевые слова: авианосцы в России и США, «Мистрали».

WHY RUSSIA DOESN T BUILD AIRCRAFT CARRIERS

A. A. Maltsev Scientific Supervisor - E. A. Chuchkanova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

This article examines the major reasons why Russia did not build aircraft carriers.

Keywords: aircraft carriers in Russia and the United States, "Mistral".

Авианосец - это многоцелевой (универсальный) по выполнению боевых задач в войне на море корабельный носитель авиационных средств, обладающий высочайшим наступательным и оборонительным потенциалом. Авианосцы являются самыми крупными из всех современных боевых надводных кораблей, оснащенными полётной палубой и другими средствами обеспечения взлёта, посадки и базирования самолётов и вертолётов, средствами управления и обеспечения полётов. Возглавляя авианосные ударные группы, авианосцы являются оперативно-тактическими, высокомобильными боевыми единицами, позволяющими быстро концентрировать значительные силы в любой области мирового океана.

Ещё со времён Второй мировой войны авианосец является олицетворением военной мощи, а наличие и количество кораблей этого класса во многом определяет мировой уровень морской державы. На сегодняшний день в мире существует большое количество гигантских авианосцев. Как известно, основное требование к современной армии - мобильность. Именно в этом состоит эффективность авианосцев, которые на своем борту могут перевозить десятки боевых самолетов и большое количество людей в нужную точку Земли.

В данное время только десять государств имеют в составе своих флотов вооружение данного типа. Первое место по количеству авианосцев занимают США: в составе ВМС США числится 10 авианосцев типа «Нимиц». Первый такой авианосец был спущен на воду в 1972 г., а последний встал в строй в 2009 г. По своим размерам, авианосцы этого типа превосходят российский авианесущий крейсер и являются самыми большими в мире военными кораблями. Их длина превышает 330 метров, а водоизмещение достигает 106 тыс. тонн. На борту каждого из кораблей класса «Нимиц» может разместиться более 5 тыс. человек. В отличие от «Адмирала Кузнецова», авианосцы типа «Нимиц» не несут тяжелого противокорабельного вооружения. Общее количество самолетов и вертолетов на борту авианосца класса «Нимиц» может достигать 90 единиц.

Также у Китая имеется один авианесущий корабль «Ляонин», который был куплен у Украины после распада СССР за 25 миллионов долларов в апреле 1998 г. Великобритания в прошлом имела на своём вооружении множество авианосцев, но на сегодняшний день действующих не имеет. Последний авианосец серии «Invicible» был списан в 2014 году. Но это не означает, что Англия отказывается от этого вида оружия: на данный момент ведется постройка двух новых авианосцев серии «Queen Elizabeth».

После распада Советского Союза Россия потеряла 4 авианосца. На сегодняшний день в составе ВМФ России имеется всего один действующий авианосец «Адмирал Кузнецов». Этот корабль был спущен на воду в 1985 году. Строго говоря, суда этого типа не являются авианосцами, в привычном

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

понимании. Дело в том, что корабли проекта 1143 несут на борту не только авиационную группировку, но и противокорабельные крылатые ракеты большой дальности [2]. Но ведь один такой корабль, к тому же не являющийся все же «полноценным» авианосцем, в море не воин.

Так в чем же причины отставания России в данном виде вооружения?

Прежде всего, отметим, что на проектирование и строительство полноценного отечественного авианосца, даже меньшего по сравнению с «Джеральдом Р. Фордом» водоизмещения, потребуется несравненно больше финансовых и материальных ресурсов. Стоимость постройки современного авианосца с ядерной двигательной установкой составляет около 4-6 миллиардов долларов США, а ежемесячные расходы на содержание каждого авианосца (не считая жалования персоналу) превышают 10 миллионов долларов.

Далее. В России сегодня некому проектировать такие корабли. Специализирующееся на создании кораблей этого класса Невское проектно-конструкторское бюро с наступлением постсоветской эпохи стало стремительно разрушаться. Заказов не было никаких, кроме конструкторского сопровождения «Адмирала флота Советского Союза Кузнецова» и вялотекущего финансирования разработки БДК «Иван Грен» проекта 11711. С распадом Советского Союза весь военно-промышленный комплекс России подвергся суровым испытаниям. Утрата знаний, технологий и секретов производства наблюдается во всех областях. Кроме того, хотя российские конструкторы по-прежнему в состоянии создавать новые военные технологии, но возможности по их реализации весьма проблематичны. Причина: демонтаж необходимых для этого промышленных площадок в период развала отечественного производства в 90-е гг. ХХ в.

Далее отметим ещё одну существенную причину отсутствия авианосцев на балансе вооружённых сил России - это военно-политический фактор. Авианосец является наступательным вооружением так как:

1. Основной ударной силой авианосца является авиация.

2. Авианосец не имеет эффективного преимущества при нападении противника.

3. Авианосец обеспечивает поддержку авиацией, высадку наземных войск.

Однако современная военная стратегия России является оборонной, и не предусматривает агрессивных действий по отношению к другим странам. В ней говорится о защите собственных интересов и озвучена возможность применения ядерного оружия в качестве крайней сдерживающей меры. Напротив необходимость такого вида военного вооружения США объясняется тем, что эта страна как показал весь ХХ и особенно начавшийся ХХ1 век, является агрессором, поэтому мощный флот с наличием авианосцев дает ей возможность проецировать свою силу в любой точке мира [1].

Таким образом, главными причинами того, почему Россия не строит авианосцы, являются: финансовые и материальные факторы (в частности, неготовность к этому промышленности), а также военно-политический фактор (оборонительная военная стратегия нашей страны).

На основе этого возникает еще один вопрос: в чем причина заказа Россией вертолетоносцев по типу «Мистраль» у Франции? «Мистраль» - это не просто современный и передовой корабль. В нем также используются самые современные и высокотехнологичные достижения из области кораблестроения и корабельной архитектуры. А сам факт покупки может означать только одно: Россия не может их строить. В соответствии с договором Франция должна была передать России не только военное судно, но и технологии, необходимые для его производства. В долгосрочной перспективе это могло дать России серьезное преимущество, состоящее в том, что она самостоятельно сможет строить крупные боевые корабли такого уровня. Но, как известно на сегодняшний день, Франция отказывается отдавать практически построенный «Мистраль». На её решении сказалось мнение НАТО и стран Европы, которые считают, что сейчас - не самое время вооружать Россию [3].

Библиографические ссылки

1. Статья от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации URL: http: //pravo.gov.ru/index.html (дата обращения: 23.03.2016).

2. Салюков Д. О., Чайковский М. М. Авианосцы стран мира как атрибуты сверхдержав. Центр военно-политических исследований [Электронный ресурс]. URL: http://eurasian-defence.ru/ ?q=node/2628 (дата обращения: 23.03.2016).

3. Анушевская А. Вертолётоносец «Мистраль» [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. URL: http: //www.aif.ru/dontknows-/infographics/vertolyotonosec_mistral_infografika (дата обращения: 26.03.2016).

© Мальцев А. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.