Научная статья на тему 'Почему ошибаются медицинские сестры'

Почему ошибаются медицинские сестры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
816
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ / OBJECTIVE REASONS FOR THE ERRORS / МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ / NURSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Растущее в последние десятилетия число ошибок медработников стимулировало проведение исследований, направленных на изучение условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения служебных заданий. Изучаются факторы, которые, по мнению исследователей, повышают риск совершения профессиональных ошибок. Рассматриваются объективные причины ошибок медсестер: внешние, связанные с условиями труда, и внутренние, связанные с объективными особенностями человеческой психики. И те, и другие следует учитывать при подготовке медсестер и при организации их работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The growth of the number of errors of paramedics, recorded in recent decades, has stimulated the study of working conditions and their impact on the clarity of the implementation of the tasks entrusted to nurses. The authors have tried to identify objective reasons for the errors of nurses. The article describesthe external factors related to the working conditions of nurses and the internal causes, caused by objective features of human psyche, which should be considered in the process of training of nurses and the organization of their work.

Текст научной работы на тему «Почему ошибаются медицинские сестры»

что может приводить к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Эти показатели - индикатор наличия симпатии, что может сопровождаться позитивными эмоциями в свой адрес, обусловленными высокой самооценкой собственных качеств; выявлены у 88% медицинских сестер.

Мотивации бывают разные: главным мотивом для одного специалиста медицинской организации может быть работа с необходимым уровнем ответственности, которая позволяет ему самостоятельно принимать решения, разрабатывать собственные проекты; для другого - возможность постоянного образования; а для третьего - размер заработной платы [5, 7]. Проведение индивидуального консультирования и тестирования для уточнения проблем у сестринских руководителей полезно [7]. Как гласит арабская пословица: «Отрицать ошибки - это двойная ошибка».

Исследование подтверждает позитивные изменения трудовой мотивации в профессиональной деятельности организаторов сестринского дела, обусловленные педагогическими подходами в системе дополнительного обучения этих специалистов:

1. Пик наличия первой квалификационной категории главных медицинских сестер приходится на возрастную группу 36-40 лет, высшей категории - 41-45 лет. Это наиболее продуктивный для профессиональной деятельности и карьерного развития возраст, что следует

учитывать руководителям медицинских организаций;

3. Выступая инициатором общения, сестринский руководитель может использовать техники активного слушания с целью улучшения качества жизни пациентов [4, 5], восполняя функцию общения, которую в силу занятости не может предложить пациенту врач, но которая обязательна больному человеку. Имеющиеся у главных медицинских сестер навыки по общению указывают на возможность их применения;

4. Для профессиональной адаптации 29% специалистов, показавших низкий уровень потребности в успехе, целесообразно продолжать развивать и поддерживать на должном уровне имеющиеся коммуникативные и организаторские навыки посредством самообучения и работы профессиональных психологов в медицинских организациях [8]. Именно при работе с ними их руководителям следует также шире использовать наставничество, демонстрировать творческие подходы при проведении занятий в «Школе молодого специалиста» [6, 7];

4. Увеличившийся в 2014 г. по сравнению с 2012 г. уровень потребности в успехе у главных медсестер благоприятен для выполняемой ими и работы свидетельствует о том, что они получили правильную профессиональную педагогическую подготовку, направленную на повышение уверенности в себе.

Результаты исследования могут быть использованы для управленческого консультирования и мотивации главных

медицинских сестер в зависимости от стажа, возраста, квалификационной категории и показателей нацеленности на эффективную деятельность. Влияние на уровень трудовой мотивации, наблюдение за динамикой показателей организационных и коммуникативных навыков главных медицинских сестер актуально и необходимо для совершенствования образования сестринских кадров в Беларуси.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Вальчук, Э.А. Сестринское дело в Беларуси: опыт прошлого, настоящее и шаг в будущее (библиогр. справочник): науч.-метод. изд. сотр. БелМАПО за 2001-2013 гг.: справ. изд. /Э.А. Вальчук, Т.В. Матвей-чик, В.И. Иванова. - Минск: БелМАПО, 2014. - 32 с.

2. Ильина, Л.В. Путеводитель по специальностям / Л.В.Ильина, С.Г.Макарова, Н.П.Шахрай В.Г.Ермолова и др. - Минск: Красико-Принт, 2006. - 272с.

3. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18.06.1993г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 16.06.2014 г. №164-3).

4. Зарецкая, Е.Н. Деловое общение: учебник, в 2 т. / Е.Н.Зарецкая. - М.: Дело, 2002. - Т.1. - 686 с.; Т.2. - 720 с.

5. Здоровье - 21. Основа политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе / ВОЗ. -Копенгаген: Евр. регион. бюро, 2001. - №5. - 39 с.

6. Матвейчик Т.В. Сестринский руководитель в системе первичной медицинской помощи: монография /Т.В. Матвейчик, А.П. Романова, Л.В. Шваб. -Минск: ГУ РНМБ, 2012. - 88 с.

7. Матвейчик Т.В. Сестринское дело в XXI веке: монография / Т.В.Матвейчик, Е.М.Тищенко, Э.В.Мезина. - Минск: БелМАПО, 2014. - 303с.

8. Медсестры в общественном здравоохранении: прошлое и будущее: лит. обзор. - Копенгаген: Евр. регион. бюро ВОЗ, 2001. - 24 с.

9. Общая психодиагностика: практикум; в 2 ч. / Авт.-сост. И.Н.Калашникова. - Минск: БГПУ 2006. - 66 с.

Поступила 08.01.2015г.

Почему ошибаются медицинские сестры

Why do nurses make mistakes

Резюме. Растущее в последние десятилетия число ошибок медработников стимулировало проведение исследований, направленных на изучение условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения служебных заданий. Изучаются факторы, которые, по мнению исследователей, повышаютриск совершения профессиональных ошибок. Рассматриваются объективные причины ошибок медсестер: внешние, связанные с условиями труда, и внутренние, связанные с объективными особенностями человеческой психики. И те, и другие следует учитывать при подготовке медсестер и при организации их работы. Ключевые слова: профессиональные ошибки, медицинские сестры.

Медицинские новости. — 2015. — №10. — С. 36-38. Summary. The growth of the number of errors of paramedics, recorded in recent decades, has stimulated the study of working conditions and their impact on the clarity of the implementation of the tasks entrusted to nurses. The authors have tried to identify objective reasons for the errors of nurses. The article describesthe external factors related to the working conditions of nurses and the internal causes, caused by objective features of human psyche, which should be considered in the process of training of nurses and the organization of their work. Keywords: objective reasons for the errors, nurses. Meditsinskie novosti. - 2015. - N10. - P. 36-38.

Организационные недостатки 1992; Estrin-Behar, 1990), изучавших работу

как причины ошибок медсестер в палатных отделениях крупных

Перегрузки и частые отвлечения европейских больниц, сделали вывод, что При изучении условий труда мед- в ходе своей работы медсестры решают

большое количество пространственно разбросанных и коротких по времени исполнения задач, испытывая при этом необходимость постоянно отвлекаться на внешние сигналы (телефонные звонки,

сестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок. Ряд европейских исследователей (Малаге, 1992; Gadbois,

обращения пациентов, неотложные распоряжения врачей и т. п.) и часто прерывая выполнение задачи.

По данным Estrin-Behar, медсестры десяти хирургических и терапевтических отделений французских больниц, где проходили исследования, выполняли в среднем 320 коротких заданий за утреннюю смену (8 часов) и 250 заданий за ночную

смену (12 часов). При этом их действия прерывались в ходе выполнения задания в утреннюю смену - 78 раз, в ночную - 28 раз. Суммарное время, когда медсестра была занята хождением по отделению, стояла в согнутом положении или с вытянутыми руками, сидела на корточках, составляло почти 70% от общего рабочего времени. За одну смену дневная медсестра проходила около 7 км, ночная - 5 км. В этих условиях на непосредственную работу с больным оставалось не более 15-20% рабочего времени.

Исследователи обратили внимание на то, что в отделениях (палатах), где работа медсестер была хорошо продумана и организована, хождение занимало меньше времени, а число незапланированных отвлечений в ходе выполнения задания было существенно, иногда почти в 2 раза, меньше. Примерами хорошей организации работы назывались четкое разделение функций между медсестрами, планировка палат (рабочих помещений) с выделением функциональных секторов. К примеру, медсестры, занимающиеся приготовлением медикаментов для пациентов, имели специально выделенные индивидуальные места за перегородкой. Если какая-то из них отвлекалась, то, вернувшись к прерванной работе, она точно знала, что все лежит на прежних местах и не потревожено действиями коллег.

Дефекты информационного

обеспечения

Многие исследователи указывают на несовершенство информационного обеспечения труда рядовых медицинских работников. Во всем мире проблемой является утрата информации при передаче смен. Мало больниц может похвастаться четким регламентом передачи информации от медсестры, сдающей смену, медсестре, принимающей смену.

Большая проблема - неразборчивый почерк в листе назначений, невнятность информации на многочисленных ярлыках и этикетках. Доказано, что хорошо читаемая этикетка должна иметь матовую поверхность (чтобы блики не нарушали зрительного восприятия), буквы должны иметь высоту не менее 2,5 мм. Этим требованиям удовлетворяют не более половины лекарственных этикеток. Важен и дизайн упаковок: совершенно недопустимо, чтобы одинаковый дизайн имели упаковки разных препаратов. Особо опасно, если по внешнему виду упаковки нельзя различить один и тот же препарат, но в разных дозировках.

Проблема последних лет - ошибки при работе с компьютером. Очень часто программы имеют неудобный, плохо

читаемый интерфейс, сложные системы поиска. В результате компьютер только осложняет работу медсестры, увеличивает риск технической ошибки. Это не значит, что нужно отказаться от компьютеризации рабочих мест медсестер, но делать это надо продуманно, уделяя внимание так называемым «мелочам».

В большинстве больниц не отработаны системы передачи устной информации. В экстренных ситуациях врачи часто отдают устные распоряжения и лишь позже делают записи в истории болезни. Необходимо ввести практику, когда исполнитель повторяет вслух полученное распоряжение, как это принято в армии, в гражданской авиации и т. п.: «Полкубика строфантина в вену» - «Есть полкубика строфантина в вену».

Звуковые сигналы требуют отдельного разговора. Современное оборудование имеет звуковые сигналы. В европейских больницах было обнаружено, что персонал не всегда хорошо идентифицирует сигналы, а если этих сигналов слишком много, то отключает их. Так, в одном из хорошо оснащенных отделений реанимации медсестры могли идентифицировать по слуху только треть сигналов, подаваемых приборами. В остальных случаях им приходилось обходить всю палату, чтобы найти источник звука. В другом крупном отделении из 1433 сигналов, зарегистрированных за 3 недели проведения исследования, только 8 предупреждали о фатальных нарушениях. Неудивительно, что случаи отключения тревожной сигнализации встречаются все чаще, а это создает риски для больных. Недавно закончилось разбирательство дела медсестры отделения кардиореанимации, якобы заснувшей и не услышавшей сигнала монитора о возникшей у больного фибрилляции желудочков. Больной скончался. Медсестра уверяла, что не спала и что сигнала не было. При проверке оказалось, что звуковой сигнал был отключен. Кто сделал это? Оказалось, что это сделала дневная медсестра. Врач распорядился сделать звук всех сигналов чуть тише, однако она, не зная английского, не разобралась с надписями на экране прибора. Очевидно, что обвинять ее в данном случае несправедливо.

Психоэмоциональное состояние

Хронический стресс и синдром эмоционального выгорания снижают работоспособность и качество выполнения рабочих заданий, повышают риск профессиональных ошибок. Одна из основных причин хронического стресса медсестер - вы-

сокое психоэмоциональное напряжение, которое отмечают все исследователи. Что является причиной этого напряжения? Например, финские медсестры жаловались на то, что остро чувствуют нехватку знаний, а также отсутствие ясности в разграничении полномочий и ответственности с другими работниками - врачами и медсестрами. Ответственность в сочетании с отсутствием соответствующих полномочий и возможности изменить свою работу, спокойно спланировать предстоящие действия, подготовиться должным образом, - все это создает дополнительное напряжение и беспокоит финских медсестер. Почти половина медсестер говорили о сильных стрессах, переживаемых, если экстренная ситуация возникает в отсутствие врача (РоЬюпеп, 1990). Согласно масштабным исследованиям, проведенным в ряде европейских стран в 90-х годах, число медсестер, испытывающих постоянный стресс на работе, достигает 25%. Многие переживают ситуации «с сильным эмоциональным выбросом», конфликты с больными и коллегами и т. п. Стресс усиливается в отсутствие поддержки. Медсестры ощущают, что их не ценят, что их знания и опыт никому не нужны, что они не могут оказать влияния на ситуацию, даже если она полностью соответствует их квалификации. В 1983 г., изучив статистику самоубийств европейских медсестер, Katz обнаружил, что уровень самоубийств медсестер выше, чем в среднем среди женщин в данном регионе. Особенно страдают от стрессов медсестры, несущие высокую рабочую нагрузку, сочетающуюся с низким уровнем самостоятельности и социальной поддержки. Результаты исследований демонстрируют, что расширение самостоятельности и поддержка могут сыграть большую роль в снижении уровня стресса в случаях, когда невозможно снизить давление высокой рабочей нагрузки.

И здесь особую роль играет позиция руководителя сестринского коллектива - старшей и главной медсестры. Были проведены исследования, доказавшие связь между уровнем стресса и стилем работы руководителя. В коллективах, где старшие и главные медсестры считают необходимым вести индивидуальную работу с медсестрами, беседовать с ними, выслушивать и принимать их предложения, ценить их, хвалить даже за небольшие достижения, уровень стресса среди медсестер ниже.

Большое значение имеют взаимоотношения медсестер с врачами. Если

№ 10 • 2015

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ

коллектив работает «в команде» (где царит командный стиль работы), отношения между группами персонала расцениваются как «хорошие», средний уровень стресса среди медсестер невысокий.

«Внутренние» причины ошибок,

связанные с человеческой природой

«Смотрел, но не видел»

Помимо внешних причин ошибок эксперты все настойчивее говорят о внутренних причинах, связанных с природой человеческого познания. Ведь многие ошибки люди делают, совершая привычные действия, а самые чудовищные ошибки чаще наблюдаются у наиболее опытных и квалифицированных работников.

Одна из самых распространенных ошибок совершается по типичному сценарию «работник смотрел, но не видел». Медсестра смотрела на упаковку с лидокаином, но не видела, что это не 2% раствор, а 10%, который нельзя использовать для разведения антибиотиков для внутривенного введения; водитель смотрел на дорогу, на которую выходит пешеход, но не видел этого пешехода и не сбавил скорость; матрос не увидел стоп-сигнала, рабочий не заметил надвигающегося лезвия пилы и т. п. За каждым из этих случаев человеческая трагедия. Эксперты считают, что их нельзя связать с небрежностью или глупостью работника. Скорее, их причиной являются ограничения внимания при выполнении высокотехнологичных работ.

В поисках причины таких ошибок следует вспомнить об одной особенности нашего восприятия: мы воспринимаем и осознаем далеко не все, что видим и слышим. Органы чувств получают и отправляют в мозг человека массу сигналов, однако для сознательной обработки отфильтровывается лишь малая часть из них, остальные отбрасываются. Со всем потоком информации наш мозг просто не справится. Этот фильтр называют вниманием. Оно позволяет нам не осознавать, как мы дышим, как одежда давит на кожу, мы не слышим фоновых звуков. Внимание позволяют мозгу бросить все свои силы на обработку только самой нужной информации.

Однако у внимания есть и оборотная сторона. Концентрируясь на одних сигналах, человек может не заметить важные изменения других, которые он счел на этот момент не самыми важными. Так, водитель, разговаривая по мобильному

телефону, может полностью погрузиться в тему разговора, перестроив внимание на эту важную для него информацию и отключившись от сигналов дорожной ситуации.

Специалисты в области безопасности проводят специальные исследования, как сделать, чтобы человек, сконцентрированный на одних сигналах, не упустил появления неожиданных объектов. Раньше для привлечения внимания к таким объектам использовали яркие цвета, контрасты, движения, звуки. Опыт говорит о том, что они работают недостаточно эффективно. Сегодня упор делается на специальном обучении и тренингах персонала. Таким образом, если раньше считалось достаточным сделать на лекарственной упаковке надпись красным «Вводить медленно!», то теперь (помимо надписи) проводят специальное обучение медсестер, которые должны уметь схватывать содержание информации на упаковке, замечая необычные отклонения. Такие тренинги разрабатывают профессионалы по психологии внимания.

Автоматизм действий

как причина ошибок

Очень часто, делая что-то привычное и хорошо знакомое, мы отключаем внимание и продолжаем действовать на основе «мышечной памяти», т. е. автоматически. Собственно, опытный работник и отличается от неопытного тем, что многие его действия доведены до автоматизма. Автоматизм обеспечивает быстрое и четкое выполнение повторяющихся манипуляций. Однако такой автоматизм может сыграть и злую шутку. Дело в том, что, делая что-то автоматически, мы отключаем свое внимание и в этот момент можем не заметить изменения ситуации, требующего изменения порядка действий. Так возникают фатальные ошибки, в основе которых лежит концентрация внимания с последующим автоматизмом действий, что характерно именно для опытных сотрудников.

Представим ситуацию: опытная медсестра, знающая, что флакон с физиологическим раствором для разведения антибиотиков всегда стоит на столике в правом углу, берет его и, практически не глядя, набирает жидкость в шприц. Однако в этот день в кабинет забежала практикантка и передвинула флаконы, в результате на привычном месте оказался хлористый калий или 10% лидокаин. Последствия понятны. Если бы на месте

опытной сестры оказалась молодая и неопытная, трагедии бы не произошло, так как она сознательно искала бы флакон с физиологическим раствором, читая этикетки. Она не наработала автоматизма и поэтому не ошибется.

«Вижу то, что ожидаю увидеть»

Еще одна причина ошибок - «видеть не то, что есть, а то, что ожидаю увидеть». Представим медсестру, которая 10 лет подряд ежедневно берет с определенной полки один и тот же флакон и читает на нем одну и ту же надпись. И в один прекрасный день на полке появился такой же флакон, но с другой надписью. Она привычно берет его, смотрит на упаковку и не видит ничего необычного - в ее глазах стоит привычная картина привычной этикетки. Такую ошибку может допустить любой человек, даже самый добросовестный и внимательный.

Заключение

Можно ли уберечься от таких ошибок? Можно ли исключить автоматические действия из своей трудовой практики? Эксперты единодушны: это невозможно. Если в привычной ситуации работники перестанут действовать автоматически, вся работа остановится. Поэтому, если медсестра совершила ошибку и перепутала упаковки, нужно интересоваться не тем, почему медсестра была невнимательна, а тем, почему упаковка не привлекла ее внимание и медсестра действовала привычно, не заметив изменения. Существует мнение: все должны работать по правилам. Разработай их, и не будет ошибок. Однако это глубокое заблуждение. Строгая работа по правилам - это особая форма забастовки, так как известно, что при попытке все делать по правилам, работники просто ничего не смогут сделать. Такую забастовку называют итальянской. Он приносит больше вреда, чем простой отказ от работы.

Таким образом, современные системы безопасности должны работать при среднем уровне внимания работников, с учетом сложившихся автоматизмов и искажений восприятия. То есть почти каждая ошибка работника - это ошибка системы. Мы должны говорить об этом, чтобы защитить коллег, совершивших ошибку, от осуждения и уголовного преследования.

Мыльникова И.С. //

Вопросы экспертизы и качества мед. помощи. - 2013. - №5. - С.8-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.