Научная статья на тему 'Почему нужна "индустриализация 2. 0"'

Почему нужна "индустриализация 2. 0" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / NEW INDUSTRIALIZATION / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорохин Павел Сергеевич

В статье обосновывается необходимость проведения в России новой индустриализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHY "INDUSTRIALIZATION 2.0" IS NEED

The article makes the case for the new industrialization in Russia.

Текст научной работы на тему «Почему нужна "индустриализация 2. 0"»

УДК 338 ББК 65.05

ПОЧЕМУ НУЖНА «ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ 2.0»

Дорохин Павел Сергеевич, заместитель Председателя комитета Государственной Думы по промышленности

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва)

Аннотация. В статье обосновывается необходимость проведения в России новой индустриализации.

Ключевые слова: новая индустриализация; промышленная политика.

WHY "INDUSTRIALIZATION 2.0" IS NEED

Dorokhin P.S.

Abstract. The article makes the case for the new industrialization in Russia.

Key words: new industrialization, industrial policy.

Совсем недавно на заседании Совета Безопасности Президент Путин отметил, что необходимо заимствовать опыт индустриализации СССР при формировании программы реиндустриализации страны. В апреле/мае 2014 года исполняется 85 лет начала индустриализации Советского Союза. В этой связи, хотел бы вас ознакомить с материалом, подготовленным рабочей группой, которая также доработала закон о промышленной политике в Госду-

На октябрьском (1928 г.) Пленуме ЦК ВКП (б) был одобрен проект I-го пятилетнего плана (1 октября 1928 года - 1 октября 1933 года) развития народного хозяйства СССР, что фактически было началом социалистической индустриализации СССР.

Программа индустриализации страны была одобрена на XVI конференции ВКП (б) в апреле 1929 года как комплекс тщательно продуманных и реальных задач. Окончательно он был утвержден V Съездом Советов СССР в мае 1929 года.

Пятилетний план дал основания для проведения государством целого ряда мер экономического, политичес-

129

кого, организационного и идеологического характера, что возвысило индустриализацию в статусе концепции, эпохи «великого перелома». Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности, увеличить производство всех видов продукции и приступить к выпуску новой техники.

«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», - отмечал И.В. Сталин

Прежде всего, партийное руководство обеспечило мобилизацию населения в поддержку индустриализации. Население страны, комсомольцы в особенности восприняли её с энтузиазмом. Миллионы людей самоотверженно, почти вручную, строили сотни заводов, электростанций, прокладывали железные дороги, метро. Часто приходилось работать в три смены. В 1930 г. было развёрнуто строительство около 1500 объектов, из которых 50 поглощали почти половину всех капиталовложений. Был воздвигнут ряд гигантских промышленных сооружений: Днепрогэс, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, Новокузнецке, Норильске, а так-

же Уралмаш, тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, ГАЗ, ЗИС (современный ЗИЛ) и др. В 1935 г. открылась первая очередь Московского метрополитена общей протяжённостью 11,2 км.

Уделялось внимание и индустриализации сельского хозяйства. Благодаря появлению отечественного тракторостроения в 1932 г. СССР отказался от ввоза тракторов из-за границы, а в 1934 г. Кировский завод в Ленинграде приступил к выпуску пропашного трактора «Универсал», который стал первым отечественным трактором, экспортируемым за границу. За десять предвоенных лет было выпущено около 700 тыс. тракторов, что составило 40 % от их мирового производства.

Чтобы создать собственную инженерную базу, в срочном порядке создавалась отечественная система высшего технического образования. В 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное образование, а в городах обязательное семилетнее.

В 1930 г., выступая на XVI съезде ВКП(б), Сталин признал, что индустриальный прорыв возможен при построении «социализма в одной стране» и потребовал увеличения заданий пятилетки, отмечая, что по целому ряду показателей план может быть перевыполнен.

С целью повышения стимулов к работе оплата стала более сильно привязываться к производительности. Активно развивались центры по разработке и внедрению принципов научной организации труда. Один из крупнейших центров такого рода Центральный институт труда (ЦИТ) создал околов 1700 учебных пунктов с 2 тыс. квалифици-рованнейших инструкторов ЦИТа в разных уголках страны. Они действовали во всех ведущих отраслях народного хозяйства — в машиностроении, металлургии, строительстве, легкой и лесной промышленности, на железных дорогах и автотранспорте, в сельском хозяйстве и даже в военно-морском флоте.

В 1935 г. появилось «движение стахановцев», в честь забойщика шахты А. Стаханова, который, согласно официальной информации того времени, в ночь с 30 на 31 августа 1935 г. выполнил за смену 14,5 нормы.

В 1933 году на объединённом пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) Сталин говорил в своем докладе, что по итогам первой пятилетки предметов широкого потребления произведено меньше, чем нужно, но политика отодвигания на задний план задач индустриализации привела бы к тому, что у нас не было бы тракторной и автомобильной промышленности, чёрной металлургии, металла для производства машин. Страна сидела бы без хлеба. Капиталистические элементы в стране неимоверно повысили бы шансы на реставрацию капитализма. Наше положение стало бы аналогично положению Китая, который тогда не имел своей тяжелой и военной промышленности, и стал объектом

агрессии. Мы бы имели с другими странами не пакты о ненападении, а военную интервенцию и войну. Войну опасную и смертельную, войну кровавую и неравную, ибо в этой войне мы были бы почти что безоружны перед врагами, имеющими в своем распоряжении все современные средства нападения.

Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. Городская рабочая сила увеличилась на 12,5 миллионов человек, из которых 8,5 миллионов были мигрантами из сельской местности.

Из-за границы были приглашены инженеры, многие известные компании, такие как Siemens-Schuckertwerke AG и General Electric, привлекались к работам и осуществляли поставки современного оборудования, значительная часть моделей техники, производившейся в те годы на советских заводах, представляла собой копии либо модификации зарубежных аналогов (например, трактор Fordson, собиравшийся на Сталинградском тракторном заводе).

В феврале 1930 года между «Амторгом» и фирмой американского архитектора Альберта Кана Albert Kahn, Inc. был подписан договор, согласно которому фирма Кана становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получала пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью 2 млрд долларов (около 250 млрд долларов в ценах нашего времени). Эта фирма обеспечила строительство более 500 промышленных объектов в СССР.

В Москве был открыт филиал Albert Kahn, Inc. под названием «Госпроектстрой». Его руководителем был Мориц Кан, брат главы компании. В нём работали 25 ведущих американских инженеров и около 2,5 тыс. советских сотрудников. На тот момент это было самое большое архитектурное бюро мира. За три года существования «Госпроектстроя» через него прошло более 4 тыс. советских архитекторов, инженеров и техников, изучавших американский опыт. В Москве также работало Центральное бюро тяжелого машиностроения (ЦБТМ), филиал немецкой компании Demag.

Фирма Альберта Кана играла роль координатора между советским заказчиком и сотнями западных компаний, поставлявших оборудование и консультировавших строительство отдельных объектов. Так, технологический проект Нижегородского автозавода выполнила компания Ford, строительный — американская компания Austin. Строительство 1-го Государственного подшипникового завода в Москве (ГПЗ-1), который проектировала компания Кана, осуществлялось при техническом содействии итальянской фирмы RIV

Сталинградский тракторный завод, построенный по проекту Кана в 1930 году, был изначально сооружен в США, а затем был размонтирован, перевезен в СССР и

собран под наблюдением американских инженеров. Он был оснащен оборудованием более чем 80 американских машиностроительных компаний и нескольких немецких фирм.

Американский гидростроитель Хью Купер стал главным консультантом строительства Днепрогэс, гидротурбины для которого были закуплены у компаний General Electric и Newport News Shipbuilding.

Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован американской фирмой Arthur G. McKee and Co., которая также осуществляла надзор над его строительством. Стандартная доменная печь для этого и всех остальных металлургических комбинатов периода индустриализации была разработана чикагской компанией Freyn Engineering Co.

В конце 1932 г. было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. Подводя её итоги, Сталин сообщил, что тяжёлая индустрия выполнила план на 108 %. За период между 1 октября 1928 г. и 1 января 1933 г. производственные основные фонды тяжёлой промышленности увеличились в 2,7 раза.

В своём докладе на XVII Съезде ВКП(б) в январе 1934 года Сталин привёл следующие цифры со словами: «Это значит, что страна наша стала прочно и окончательно — индустриальной страной».

Результатом первых пятилеток стало развитие тяжёлой промышленности, благодаря чему прирост ВВП в течение 1928-40 гг., по оценке В.А. Мельянцева, составил около 4,6 % в год (по другим, более ранним, оценкам, от 3 % до 6,3 %). Промышленное производство в период 19281937 гг. выросло в 2,5-3,5 раза, то есть, 10,5-16 % в год. В частности, выпуск машинного оборудования в период 1928-1937 гг. рос в среднем 27,4 % в год.

К 1940 г. было построено около 9 тыс. новых заводов. К концу второй пятилетки по объёму промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. Резко снизился импорт, что рассматривалось как завоевание страной экономической независимости. Открытая безработица была ликвидирована. Занятость (в полных ставках) увеличилась с одной трети населения в 1928 году до 45 % в 1940 году, что обеспечило около половины роста ВНП. За период 1928—1937 гг. вузы и техникумы подготовили около 2 млн. специалистов. Были освоены многие новые технологии. Так, только в течение первой пятилетки был налажен выпуск синтетического каучука, мотоциклов, наручных часов, фотоаппаратов, экскаваторов, высокомарочного цемента и высококачественных сортов стали. Был также заложен фундамент для советской науки, которая по отдельным направлениям со временем вышла на ведущие мировые

позиции. На созданной индустриальной базе стало возможным проведение масштабного перевооружения армии; за время первой пятилетки оборонные расходы выросли до 10,8 % бюджета.

В дальнейшем уровень жизни начал улучшаться. В 1936 г. карточки были отменены, что сопровождалось повышением зарплат в промышленном секторе. Средний уровень потребления на душу населения в 1938 был на 22 % выше, чем в 1928.

Без осуществления политики индустриализации не была бы обеспечена политическая и экономическая независимость страны. Источники средств для индустриализации и её темпы были предопределены экономической отсталостью и слишком коротким сроком, отпущенным на её ликвидацию. Советскому Союзу удалось ликвидировать отсталость всего за 13 лет. Плодами индустриализации СССР, инфраструктурой и промышленной базой России пользуется до сих пор, несмотря на последние 20 лет деградации промышленности.

Нужна новая индустриализация страны или «Индустриализация - 2», если мы хотим слезть с сырьевой иглы. Мы предлагаем программу и законопроект, имеющий стратегическое общенациональное значение. Это - закон о промышленной политике.

Через этот закон КПРФ собирается объединить, а не раскалывать государство, предлагая нашу концепцию «левого поворота», курс на создание левоцентристского правительства народного доверия. Одним из важных факторов здесь является предложенный нами курс на оздоровление экономики и закон о промышленной политике, который объективно назрел.

МЫ предлагаем надфракционный консолидирующий законопроект в интересах всего народа и экономической безопасности России. От имени Комитета по промышленности он уже направлен лидерам всех парламентских фракций с предложением присоединиться. Лидер нашей партии на встрече с президентом страны также представил его и Путин обещал рассмотреть.

Таким образом, наша программа новой индустриализации страны сейчас конкретно выливается в представленный новый законопроект о «промышленной политике и промышленном развитии в РФ». Мы подчеркиваем, что коммунисты никогда не занимались голым критиканством и популизмом. И сейчас - это программа и законопроект, которые в случае их принятия дадут перспективу развития промышленности.

В чем суть программы и законопроекта. Он будет гарантировать планирование в промышленном секторе и финансирование государством наиболее технологичных секторов на 3-х, 6-ти и 12-летние циклы и в целом до 30 лет.

Соответственно закон будет увязан с законом о государственном стратегическом планировании, который сейчас проходит 2-е чтение.

Предложенный закон - предусматривает контроль над промышленным развитием и новой индустриализацией через создаваемый Национальный Промышленный Совет, который корректирует промышленную политику каждый год.

Он предусматривает значительное увеличение рабочих мест через систему финансового стимулирования государством и систему госзаказов. Особенно это относится к ОПК и предприятиям, работающим по выполнению законов по линии ФС ВТС. Они сейчас объективно начали дышать.

20 триллионов рублей, объявленные Путиным для перевооружения армии, возможно, будут корректироваться, этих денег пока в бюджете нет, но нам надо делать все, чтобы эта тенденция сохранилась. КПРФ всегда выступала за повышение уровня безопасности и обороноспособности страны. А сделать это могут только сохранившиеся 1300 предприятий ОПК.

Нашу программу и закон поддержат миллионы рабочих на предприятиях, поскольку они увеличат их зарплаты и смогут привлечь в расширяемое производство еще 5 млн. рабочих рук. Это только докажет, что вопросы социального характера остаются нашим приоритетом.

Мы также предусматриваем программу обучения новых кадров через систему специализированных профессиональных колледжей и училищ при предприятиях. Новому производству 21 века нужны новые интеллектуальные труженики. И мы всегда заботились о них.

Почти год мы работали над нашей программой и законом, привлекали ТПП РОССИИ, Академии наук, ведущих производственников. Сейчас о необходимости закона заявили и Председатель СФ и Министр промышленности. Закон назрел.

Экономические показатели пяти лет, последующих за кризисом 2008 года (вы их знаете), показывают слабый рост промышленного производства, которого явно недостаточно, чтобы решить поставленную Президентом задачу технического перевооружения и возрождения отечественной промышленности, являющейся основой экономической и национальной безопасности страны. В свою очередь Правительство разрабатывает программу деятельности до 2018 года, исполнение которой призвано сделать экономику страны конкурентоспособной и эффективной и обеспечить устойчивый экономический рост ВВП на 4-5% в год за счёт модернизации технологической базы и инфраструктуры. В этой связи проект федерального закона «О промышленной политике и промышленном развитии Российсщй^редерации», который мы разработали, в слу-

чае своего принятия предоставит Президенту и Правительству эффективный механизм поддержки промышленного развития страны, позволяющий на макроэкономическом уровне оперативно принимать меры государственной поддержки отраслей промышленности, а также отдельных промышленных комплексов и кластеров.

Наш законопроект определяет цели и задачи промышленной политики, а статьями 5-8 определяется совокупность трёх документов промышленной политики:

1) Основные направления промышленной политики;

2) Государственная программа развития промышленности России;

3) Национальный доклад о реализации Государственной программы развития промышленности страны.

В целях обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти и субъектов промышленной политики при решении вопросов промышленного развития государства статьёй 9 законопроекта предлагается создание при Президенте Российской Федерации Национального промышленного совета, председателем которого предлагается определить заместителя Председателя Правительства, осуществляющего организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной промышленной политики и государственной политики по военно-промышленным вопросам. К функциям этого Совета планируется отнести:

1) обсуждение и утверждение проекта Национального доклада о реализации Государственной программы развития промышленности, который будет являться составной частью ежегодного Отчёта Правительства Государственной Думе;

2) заслушивание отчётов руководителей федеральных органов исполнительной власти о ходе реализации Государственной программы развития промышленности и подготовка предложений Правительству Российской Федерации по внесению изменений в Государственную программу развития промышленности в случае изменения экономической и политической ситуации, а также в случаях выявления критического состояния в отрасли и промышленных комплексах или кластерах промышленности России.

3) согласование документов государственного стратегического планирования, определяющих экономическое развитие страны на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу, а также документов, определяющих социально-экономическое развитие Российской Федерации и меры по обеспечению национальной безопасности государства.

В качестве механизма реализации промышленной политики статьёй 10 законопроекта предлагается в Государственной программе развития промышленности выделить три группы субъектов промышленной деятельности (т.е. наши приоритеты):

первая группа - субъекты промышленной деятельности, занимающиеся направлениями, важнейшими с точки зрения обеспечения экономической и национальной безопасности государства;

вторая группа - субъекты промышленной деятельности, занимающиеся новыми направлениями, выявленными в инновационных центрах, научных учреждениях и научно-производственных организациях, и нуждающиеся в приоритетном развитии;

третья группа - субъекты промышленной деятельности, занимающиеся новыми направлениями деятельности, являющимися в то же время важнейшими с точки зрения обеспечения экономической и национальной безопасности государства, и нуждающиеся в приоритетном развитии и масштабной государственной поддержке, т.е. наиболее значимые локомотивы промышленности.

Экономические меры поддержки для каждой из трёх групп субъектов промышленной деятельности определяются в виде набора налоговых, финансовых, таможенных и иных мер поддержки в соответствующих разделах законодательства Российской Федерации, регулирующих хозяйственную деятельность.

При этом законопроектом устанавливается, что отнесение какой-либо отрасли к той или иной группе будет осуществляться постановлением Правительства, что ускорит процедуру «включения» мер поддержки по результатам анализа реального положения дел.

Законопроект также не исключает возможность отнесения к одной из групп субъектов промышленной деятельности, нуждающихся в государственной поддержке, отдельных коопераций предприятий, отвечающих за сверхважные направления, например, за создание принципиально новых видов оружия, добычу и производство редкоземельных металлов или за разработку сверхпрочных и жаропрочных сплавов. Поддержка ОПК - станового хребта промышленности здесь просматривается четко.

Заключительной статьей 13 определяется срок вступления в силу федерального закона «О промышленной политике» - 1 января 2015 года.

После накопления практики применения федерального закона «О промышленной политике и промышленном развитии Российской Федерации» в законодательство могут быть внесены изменения, расширяющие, сужающие или уточняющие перечень мер поддержки в случае необходимости.

Рамочный федеральный закон «О промышленной политике и промышленном развитии Российской Федерации» в случае своего принятия предоставит Правительству максимальную свободу оперативной деятельности в сфере регулирования промышленного развития и позволит Президенту Российской Федерации в лице Национального промышленного совета осуществлять контроль за эффективностью оказания мер поддержки, а также результатами взаимодействия органов государственной власти и субъектов промышленной деятельности в ходе исполнения Государственной программы развития промышленности.

Стратегически, закон о «промышленной политике», развивая президентский закон о государственном стратегическом планировании, должен придать устойчивое развитие локомотивам промышленности: ОПК, точному машиностроению, авиакосмической промышленности. С учетом усиливающегося мирового экономического кризиса и надвигающейся военной угрозы времени у нас крайне мало. Неслучайно, Президент Путин в резкой форме стал ставить перед Правительством и отдельными министрами вопросы об эффективности их работы в связи с невыполнением предыдущих его указов и соответствием занимаемым должностям.

Наш законопроект «о промышленной политике» -своеобразная системная поддержка Президенту в его стремлении навести порядок во всех государственно образующих сферах экономики и социальной жизни, придать, образно говоря, «кораблю Россия» устойчивое планируемое движение, не попасть на рифы, естественные и искусственные, которые со всех сторон ему угрожают. Наше предложение выдвинуто, рука протянута - просим ее поддержать.

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.