Научная статья на тему 'Почему бывает занято'

Почему бывает занято Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
156
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Назаров С. Н.

Продолжая начатую в предыдущих номерах журнала (см. Век качества. Связь: сертификация, управление, экономика. 2007. № 2. с. 50--53) тему, автор на основе богатого практического опыта работы с протоколом пользователя цифровой сети с интеграцией служб ISUP общеканальной системы сигнализации ОКС № 7 обращается к анализу причин разъединения, относящихся к группе «недоступность ресурса»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Почему бывает занято»

Продолжая начатую в предыдущих номерах журнала (см.: Век качества. Связь: сертификация, управление, экономика. 2007. < 2. с. 50-53) тему, автор на основе богатого практического опыта работы с протоколом пользователя цифровой сети с интеграцией служб 13иР общеканальной системы сигнализации ОКС < 7 обращается к анализу причин разъединения, относящихся к группе «недоступность ресурса»

С.Н. НАЗАРОВ, начальник службы анализа трафика ЗАО «Синтерра»

Группа «недоступность ресурса»

В этой группе (OlO) зарезервировано место под l4 причин разъединения, реально же описано lO (34, 38, 39, 4O, 4l, 42, 43, 44, 46, 47). На

практике на нашей национальной сети встречаются лишь 6 причин из группы «недоступность ресурса». Кстати, именно они допустимы при международном обмене (согласно Q.767). Вот эти причины:

* 34-я причина (OlO OOlO) - нет доступных каналов;

* 38-я причина (OlO OllO) - сеть недоступна;

* 41-я причина (OlO lOOl) - временное повреждение;

* 42-я причина (OlO 1O1O) - перегрузка коммуникационного оборудования;

* 44-я причина (OlO 11OO) - запрашиваемый канал недоступен;

* 47-я причина (O1O 1111) - ресурс недоступен, неспецифицирован-но.

34-я причина (GlG GGlG) - нет доступных каналов

Эта причина свидетельствует о том, что для обработки вызова в данный момент нет доступных каналов. Она занимает третье место по распространенности после причин

с с с

16 и 17. На рис. 1 показан вызов с CV#34.

Что же может вызывать эту причину отбоя? Рассмотрим возможные варианты:

1-й вариант. Не хватает каналов.

2-й вариант. Несоответствие типа номера А требуемому типу.

3-й вариант. За- ДРис. l | Отображение 34-й причины (GlG GGlG)

висание оборудова- разъединения на трассировке

ния.

4-й вариант. Петли в анализе.

5-й вариант. Блокировка каналов, которая может возникнуть по ряду причин, например, из-за проблем на станции, отразившихся на сигнальном линке, или в случае самоблокировки каналов. Последнее, скорее, относиться к офисным станциям, где нередко каналы самопроизвольно переходят в необслуживаемое состояние (OUT OF SERVICE).

Соответственно при

Январь 2008 г. 5l

->DPC 03:11:29.270 IAM 1 4957899999 -> DPC 03:11:30.601 SAM 1 ->DPC 03:11:32.006 SAM 1 -> DPC 03:11:33.586 SAM 1 -> DPC 03:11:34.733 SAM 1 -> DPC 03:11:36.092 SAM 1 -> DPC 03:11:37.772 SAM 1 <- OPC 03:11:40.002 === MTP ===

=== ISUP ===

MESSTYPE : OCh = REL MANDPTR : 2 OPT PTR : 0 LEN : 2 — CAUSE IND —

EXT : 1.........

CODING STD : .00......= CCITT standardized coding

SPARE : ...0....

LOCATION : ....0100 = Public network serving the remote user EXT : 1.........

CAUSE : 34 = No circuit/channel available -> DPC 03:11:40.027 RLC

переходе с ОКС № 7 на абонентскую сигнализацию (Б881), которая используется для взаимодействия с РВХ, генерируется СУ#34.

6-й вариант. Двойное занятие канала.

7-й вариант. Вызовы на несуществующий индекс АТС.

Рис. 2

Отображение З8-й причины (GlG GllG) разъединения на трассировке

Рис. З

Отображение 41-й причины (GlG lGGl) разъединения на трассировке

->DPC 21:43:03.504 IAM 1111111F 4957899999 <- OPC 21:43:07.091 === MTP ===

=== ISUP ===

MESSTYPE : OCh = REL MANDPTR : 2 OPT PTR : 0 LEN : 2

— CAUSE IND —

EXT : 1.........

CODING STD : .00.......= CCITT standardized coding

SPARE : ...0....

LOCATION : ....1010 = Network beyond the interworking point EXT : 1.........

CAUSE : 38 = Network out of order -> DPC 21:43:07.116 7-26 RLC

<- OPC 20:35:43.888 IAM 1111111F 4957899999 -> DPC 20:35:44.348 === MTP ===

=== ISUP ===

MESSTYPE : OCh = REL MANDPTR : 2 OPT PTR : 0 LEN : 2

— CAUSE IND —

EXT : 1.........

CODING STD : .00......= CCITT standardized coding

SPARE : ...0....

LOCATION : ....0011 = Transit network EXT : 1.........

CAUSE : 42 = Switching equipment congestion <- 20:35:44.382 RLC

B-й вариант. Получение сообщения о блокировке канала в ответ на IAM.

9-й вариант. В сообщение SETUP от PBX включено поле CHANNELID и соответственно запрашивается конкретный В-канал. Это может быть вызвано ошибкой при программировании станции. При взаимодействии PBX с большой станцией класса AXE или DX эти станции по умолчанию являются ведущими, и, следовательно, только они могут определять выбор В-канала.

lG-й вариант. Ошибка в анализе кода завершения вызова (EOS-анализ). Например, если в EOS-анализе прописан выбор следующего направления, а такого направления нет, то следствием этого может быть CV#34.

11-й вариант. При переходе на сигнализацию R2 получен регистровый сигнал A-4. Причиной генерирования этого сигнала может быть, например, истечение timeout. С такой проблемой можно столкнуться, если не посылать сигнала окончания номера В (I-15). Также А-4 может выдаваться при получении неверного сигнала группы I.

12-й вариант. Очень высокая интенсивность трафика при переходе с ОКС № 7 на DSS1. Поскольку сигнальный обмен на ОКС № 7 проходит быстрее, чем на DSS1, то в результате поступающие на ОКС № 7 звонки отбиваются с CV#34, так как на DSS1 каналы еще не освободились.

З8-я причина (GlG G11G) - сеть недоступна

Эта причина указывает, что сеть неправильно функционирует и будет находиться в таком состоянии долго, поэтому скорая повторная попытка вызова не будет успешной. Довольно часто такую причину мож-

Век Качества < 1

Рис. 4

но зафиксировать уже после ответа.

Причем подавляющая часть таких вызовов приходится на PBX с функцией DISA. Та часть вызовов, которая заканчивается этой причиной до ответа, тоже часто связана с трафиком на PBX. В этом случае такой отбой, вероятнее всего, связан с проблемами программного характера на PBX. Часто эта причина фиксируется при трафике на мобильные номера. На рис. 2 показано, как это выглядит на трассировке.

CV#38 достаточно редко можно встретить на сети, поэтому вариантов ее получения немного:

1-й вариант. Звонок на мобильный телефон, который выключен или находится вне зоны действия сети. Заметим, что в таком случае CV#38 фиксировали только от Билайн.

2-й вариант. Недоступность сервиса.

3-й вариант. Перегрузка сигнального линка.

4-й вариант. Попытка занять timeslot в 2М-потоке, на котором существуют физические нарушения, но каналы которого еще не заблокированы.

41-я причина (GlG 1GG1) -временное повреждение

Эта причина указывает, что в настоящий момент сеть функционирует некорректно, но это состояние кратковременное, поэтому повтор-

Отображение 42-й причины (GlG 1G1G) разъединения на трассировке

->DPC 23:02:13.301 IAM 1 4957899999 -> DPC 23:02:13.707 SAM 1 -> DPC 23:02:14.223 SAM -> DPC 23:02:15.601 SAM -> DPC 23:02:15.787 SAM -> DPC 23:02:16.166 SAM -> DPC 23:02:16.441 SAM <- OPC 23:02:17.747 === MTP ===

=== ISUP ===

MESSTYPE MAND PTR OPT PTR : 0 LEN : 2 — CAUSE IND —

EXT : 1.........

CODING STD : .00......= CCITT standardized coding

SPARE : ...0....

LOCATION : ....0011 = Transit network EXT : 1.........

CAUSE : 41 = Temporary failure -> DPC 23:02:17.780 RLC

OCh = REL 2

ная попытка вызова может быть успешной.

Как и предыдущая причина, CV#41 часто фиксируется после перехода в ответное состояние. В основном это объяснятся ошибками сигнального обмена, а также доступами по PIN. Трассировка вызова с такой причиной представлена на рис. 3.

Согласно рекомендации ITU-T Q.85O, получение такой причины должно свидетельствовать о кратковременности проблемы. Однако на деле такая причина может фиксироваться и при долговременных проблемах. Вот несколько вариантов:

1-й вариант. Недоступность сервиса.

2-й вариант. Аппаратная проблема: например, вышла из строя потоковая плата.

3-й вариант. Петли в анализе.

4-й вариант. Ошибки в групповом коммутаторе (groupswitch).

Рис. 5

Отображение 44-й причины (G1G 11GG) разъединения на трассировке

Рис. б

Отображение 47-й причины (G1G 1111) разъединения на трассировке

<-OPC 21:35:43.888 IAM 1111111F 4957899999 -> DPC 21:35:44.348 === MTP ===

=== ISUP ===

MESSTYPE : OCh = REL MANDPTR : 2 OPT PTR : 0 LEN : 2 — CAUSE IND —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EXT : 1........

CODING STD : .00......= CCITT standardized coding

SPARE : ...0....

LOCATION : ....0000 = User EXT : 1........

CAUSE : 44 = Requested circuit/channel not available <- 21:35:44.382 RLC

5-й вариант. Сбой в процедуре обсчета вызова.

6-й вариант. Рестарт блока (аппаратного или программного), участвующего в соединении.

7-й вариант. Высокая интенсивность звонков на номер.

8-й вариант. Не прошла проверка целостности информационных каналов (Continuity check failure).

42-я причина (010 1010) -перегрузка коммуникационного оборудования

Указывает, что коммуникационное оборудование, выдавшее эту причину разъединения, принимает слишком большой трафик.

Эту причину хорошо иллюстрирует поговорка «Сегодня пусто, а завтра густо». К примеру, начинается какая-нибудь телефонная игра, соответственно возникает лавинообразный рост трафика и, как следствие этого рост, - CV#42. В среднем же доля этой причины колеблется в пределах 0,1-0,2% от всех неуспешных вызовов. Рассмотрим, как это выглядит на трассировке (рис. 4).

Вариантов получения такого отбоя достаточно много, так как на деле CV#42 может стать следствием не только перегрузок. Рассмотрим возможные варианты:

1-й вариант. Выключено оконечное оборудование (например, маршрутизатор).

2-й вариант. Петли в анализе.

3-й вариант. Перегрузка аппаратного блока, участвующего в соединении.

4-й вариант. Заблокирован номер на оконечной станции. В частности, в случае блокировки такой отбой дает BUSINESSPHONE компании Ericsson.

5-й вариант. На АТС принудительно включено ограничение для входящего трафика в связи с резко возросшей нагрузкой.

с с с

6-й вариант.

На транзитной станции производится подмена CV#3 или CV#34 на CV#42.

7-й вариант.

Звонок на номер с переадресацией в случае отсутствия номера А.

8-й вариант. Недоступность сервиса.

9-й вариант. Номер не закреплен за абонентом PBX.

44-я причина (010 1100) -запрашиваемый канал недоступен

Данная причина выдается в том случае, когда противоположная сторона интерфейса не может предоставить канал, указанный запрашивающей стороной. На трассировке это выглядит, как показано на рис. 5.

При получении этой причины с большой уверенностью можно утверждать, что в процессе вызова имеет место переход на абонентскую сигнализацию DSS1. Варианты получения CV#44 могут быть следующие:

1-й вариант. На интерфейсе 30B+D или 2B+D нет доступного В-канала.

2-й вариант. Петли в анализе.

3-й вариант. Запрашивается В-канал, который уже в использовании. Как известно, при обмене по DSS1 имеется четкое разделение на ведущего (сеть) и ведомого (абонент). При соединении больших станций класса AXE, DX с оборудованием меньшего класса, например PBX, большие станции по умолчанию являются ведущими. На PBX же эта функция программируется. Иногда бывает, что вследствие ошибки при прописывании параметров PBX, а также по причине программного характера в обмене участвуют два пользователя или две сети. Результа-

->DPC 23:06:18.148 IAM 1 4957899999 -> DPC 23:06:20.825 SAM 1 -> DPC 23:06:22.145 SAM 1 -> DPC 23:06:23.467 SAM 1 -> DPC 23:06:25.029 SAM 1 -> DPC 23:06:25.913 SAM 1 -> DPC 23:06:27.673 SAM 1 <- OPC 23:06:28.426 ACM <- OPC 23:06:31.279 ANM <- OPC 23:07:25.859 === MTP ===

----ISUP-------

MESSTYPE : OCh = REL MANDPTR : 2 OPT PTR : 0 LEN : 2 — CAUSE IND —

EXT : 1.........

CODING STD : .00......= CCITT standardized coding

SPARE : ...0....

LOCATION : ....0000 = User EXT : 1.........

CAUSE : 47 = Resource unavailable, unspecified -> 23:07:25.886 RLC

том этого может быть отбой с CV#44.

4-й вариант. Конфликт адресов на терминирующем IP-оборудовании.

5-й вариант. Анализируется тип номера В. Фиксировали случай, когда Cisco выдавала такую причину при типе номера subscriber.

6-й вариант. Очень интенсивная нагрузка на доступе 30B+D.

47-я причина (G1G 1111) -ресурс недоступен, неспецифицированно

Данная причина используется для информирования о событии недоступности ресурса только в тех случаях, когда не применима никакая другая причина из этого класса.

Обратимся к трассировке (рис. б). Вот несколько вариантов получения такой причины разъединения:

1-й вариант. На станции включено административное ограничение вызовов на предопределенный номер -call gapping.

2-й вариант. При получении high layer attribute - telephony.

3-й вариант. Нестыковка ISUP между станциями.

4-й вариант. Проблема программного обеспечения на терминирующей стороне. Мы получали такую причину отбоя, когда у клиента (SI2000) при занятости всех операторов не подключались автоответчики.

5-й вариант. Выбор В-канала по DSS1, который выключен из конфигурации.

6-й вариант. Отсутствие номера А

Январь 2008 г.

53

/I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.