Научная статья на тему 'Побудительные мотивы к созданию новых резервных валют'

Побудительные мотивы к созданию новых резервных валют Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ СОЮЗЫ / РЕЗЕРВНЫЕ ВАЛЮТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вожжов А.П., Белоусов А.С.

В статье рассматриваются перспектива создания новых резервных валют и трансформация мировой валютной системы из бивалютной в поливалютную, а также побудительные мотивы к созданию новых резервных валют на основе региональных экономических союзов для получения дополнительного дохода в виде сеньоража от их эмиссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Побудительные мотивы к созданию новых резервных валют»

Валютная система

Удк 336.743+339.738

побудительные мотивы к созданию новых резервных валют

А. П. ВОЖЖОВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и кредита Е-mail: vozhzhov_ap@mail.ru

А. С. БЕЛОУСОВ, студент кафедры финансов и кредита Е-mail: albel@ua.fm Севастопольский национальный технический университет

В статье рассматриваются перспектива создания новых резервных валют и трансформация мировой валютной системы из бивалютной в поливалютную, а также побудительные мотивы к созданию новых резервных валют на основе региональных экономических союзов для получения дополнительного дохода в виде сеньоража от их эмиссии.

Ключевые слова: мировая валютная система, региональные валютные союзы, резервные валюты.

Развитие мировой валютной системы как составной части мировой экономики представляет собой сложный и непрерывный процесс. Первой формой организации валютных отношений являлся золотомонетный стандарт, действующий в рамках Парижской валютной системы 1867—1914 гг. На смену ему пришли золотодевизный и золотослитковый стандарты, установленные Генуэзской валютной системой, которая функционировала в 1922—1929 гг. Бреттон-Вудская система ввела золотодолларовый стандарт в 1944 г., который просуществовал до 1972 г. Современная форма организации валютных отношений была принята на Ямайской конференции в 1976 г. Согласно ей валютная система предусматривает наличие свободно плавающего рыночного курса валют, который уста-

навливается соотношением спроса и предложения на конкретную валюту [3].

Роль основной мировой валюты и валюты для формирования золотовалютных резервов в результате этого процесса перешла от золота к доллару США, и до недавнего времени мировая валютная система была моновалютной. В 1999 г. появилась новая валюта — евро, которая вобрала в себя несколько свободно конвертируемых валют и заняла весомое место на мировом валютном рынке. С ее введением произошла трансформация моновалютной долларовой системы в современную бивалютную, с двумя эмитентами основных резервных валют — Федеральной резервной системой США и Центральным банком Европейского Союза. Многие страны мира в настоящее время рассматривают возможность создания новых региональных валют с целью дальнейшего получения ими статуса резервных по аналогии с евро.

Данный вопрос уже получил определенное освещение в работах ряда авторов. В целом их мнение можно разделить на две группы.

1. Сторонники одной точки зрения приводят аргументы в пользу трансформации валютной системы в поливалютную.

2. Другие исследователи считают, что одна из валют должна исполнять роль мировых денег.

Например, А. И. Барановский в своей работе «Актуальные проблемы функционирования валютных рынков», рассматривая мнения таких авторов, как Боднар, Гуриев, Костин, говорит о временности монопольного существования доллара, а также о том, что именно оно послужило причиной мирового финансового кризиса [2, 12]. Этой же точки зрения придерживается А. Н. Кондратьев, который отмечает, что финансовый кризис 2008 г. выявил проблему зависимости экономик стран мира от монопольного положения доллара США во внешнеэкономических расчетах и международных резервах [13]. Сторонниками данной точки зрения также являются А. Б. Кобяков и М. Я. Хазин, которые широко осветили данную проблему в своей книге «Закат империи доллара и конец Pax Americana» [14].

Их оппоненты говорят о том, что монополизация валютного рынка одной валютой — необходимый этап всеобщей мировой глобализации и интеграции. Например, А. С. Гальчинский в своей работе «Кризис и циклы мирового развития» подчеркивает: «Я не разделяю идею регионализации валютных отношений на основе ведущих национальных валют..., нынешние прожекты формирования даже наиболее по своей внешней атрибутике «суперрегиональных сверхдержав» является отголоском прошлого» [8]. Некоторые авторы отводят роль единой мировой валюты специальным правам заимствования (SDR) МВФ, которые оцениваются на базе валютной корзины доллара США, евро, британского фунта, японской иены. Удельный вес в этой корзине доллара США составляет 41,9 %, а евро — 37,4 %, что отражает современную сущность бивалютной системы. Также данная корзина не учитывает курса юаня, который оказывает существенное влияние на современную валютную систему.

Значимость вопроса трансформации валютной системы для экономики всех стран и внешней торговли делают актуальным изучение данной проблематики. Кроме этого, в указанных работах не освещены побудительные мотивы к созданию новых резервных валют, а также пути трансформации бивалютной системы в поливалютную. Это предопределило цель исследований по данной тематике [4, 5, 6, 21, 22, 23].

При Парижской и Генуэзской валютной системах практически весь государственный резерв стран размещался в золоте. Со временем основной резервной валютой в дополнение к золоту стал доллар США, который пришел на смену англий-

скому фунту стерлингов в результате глобальных исторических событий. Первая Мировая война значительно ослабила экономику основных стран-участниц. По ее завершении США контролировали 56 % мирового запаса золота. В ходе Второй мировой войны США также получили весомый доход в виде золота за поставку военной техники и товаров потребления воюющим странам. К 1949 г. уже 70 % (22 тыс. т) золота оказалось в руках одной страны, которая стала единственной в мире, чей центральный банк смог свободно обменивать свою национальную валюту на золото. Международная конференция в Бреттон-Вудсе законодательно закрепила международную конвертируемость доллара США, обязав страны установить паритет валют в золоте или американских долларах по стоимости 1 долл. = 0,888671 г чистого золота по состоянию на 01.07.1944. Тем самым доллару США был предоставлен статус основной резервной валюты с надежным обеспечением значительными золотыми запасами [23].

Соединенные Штаты смогли за период существования Бреттон-Вудской системы осуществить мощное развитие своей экономики и занять лидирующие позиции по показателям ВВП и объемам международной торговли, что сделало доллар США де-факто мировой резервной валютой. За эти годы доллар стал надежным платежным средством при проведении международных расчетов, средством накопления и мерой стоимости. В силу надежности и свободной конвертируемости доллара центральные банки других стран использовали его в качестве основной резервной валюты, а золото — лишь для формирования наиболее стабильной части золотовалютных резервов. В таких условиях в мире сформировалась и функционировала до конца ХХ в. моновалютная система с единственным эмитентом мировой валюты — Федеральной резервной системой США. При этом доллар превратился в признанный эквивалент золота.

По мере развития мировой экономики увеличивался разрыв между объемами мирового ВВП, внешней торговли, количеством долларов в обращении, с одной стороны, и запасами золота в распоряжении ФРС США, с другой. В итоге это предопределило ограничение свободного обмена доллара на золото. Ямайская валютная система в 1976 г. пришла на смену Бреттон-Вудской, в результате чего фиксированный курс национальных валют уступил позиции плавающему валютному курсу. Привязка курсов валют к золоту была отменена, и золото перестало играть роль обеспечения

резервного статуса валюты. Отныне для получения валютой статуса резервной на нее должен быть существенный и устойчивый спрос со стороны бирж и банков. Объем ВВП и показатели торгового баланса страны, которые и обуславливают стабильного высокого спроса на валюту, являются современным обеспечением находящегося в обращении количества резервной валюты.

После введения Европейским Союзом новой резервной валюты — евро моновалютная система в начале ХХ1 в. трансформировалась в бивалютную. В момент ее введения в 1999 г. мировые золотовалютные резервы на 17,9 % состояли из евро. Это произошло в силу того, что евро объединило в себе сразу несколько свободно конвертируемых валют — немецкую марку, французский франк, итальянскую лиру. Немецкая марка и французский франк, суммарная доля которых в международных валютных резервах составляла 15,9 % в 1997 г., и обеспечили такую высокую стартовую долю евро в валютных резервах центральных банков разных стран мира (см. таблицу) [27, 28].

Расширение Евросоюза с 8 до 27 стран и увеличение зоны влияния евро, объемов международной торговли с расчетами в евро в совокупности обеспечили повышение его доли в международных валютных резервах за 10 лет до 28,1 %, т. е. более чем на 10 %. За этот же период доля доллара США в мировых валютных резервах сократилась с 70,9 до 61,5 %. В конце 2009 г. 89,6 % валютных резервов всех стран мира находилось в долларах и евро. По существу, современная валютная система превратилась в бивалютную. Евро стало наряду с долларом полноценным эквивалентом золота в мировой экономике.

Рассматривая вопросы создания резервных валют, необходимо отметить, что эмиссия национальной валюты приносит государству-эмитенту в лице его центрального банка доход в виде сень-оража, т. е. в виде разницы между затратами изготовления денег и их номиналом. Если затраты по изготовлению банкноты номиналом 100 денежных

ед. составляют 2 денежные ед., то эмитент данной банкноты получает сеньораж в сумме 98 денежных ед. Центральный банк от лица государства эмитирует деньги, увеличивая их количество в обращении, и получает доход от этой эмиссии, так как новые деньги либо направляются на погашение государственных обязательств, либо передаются взаймы субъектам хозяйственной деятельности через рефинансирование деловых банков.

Количество денег необходимое для обращения в государстве (КДО), определяется в соответствии с известным законом денежного обращения, сформулированным К. Марксом [24]

= щ - К+п - вп,

О

где ТЦ - сумма цен товаров и услуг, которые находятся в обращении;

К - сумма цен товаров, проданных в кредит;

П - платежи, которые еще не наступили;

ВП - взаимное погашение платежей;

О - число оборотов денег как средства обращения и средства платежа.

Данная зависимость в упрощенном виде представлена в виде закона Фишера [9]

М=Р-,

V

где М — количество денег в обращении;

Р - средневзвешенный уровень цен в стране;

Q - объем продаж товаров и услуг;

V - скорость обращения денег.

Эмиссия денег сверх данных объемов в долгосрочной перспективе приводит к инфляционным и девальвационным процессам в экономике. Следовательно, данная формула принципиально определяет количество денег в обращении и предельно допустимую величину сеньоража государств от эмиссии своей национальной валюты.

Денежное обращение каждого государства обеспечивается национальной валютой. При международной торговле, как правило, используются те валюты, которые обладают свойством свободной конвертируемости. При устойчивом и существен-

Динамика изменения объемов мировых золотовалютных резервов в разрезе валют в 1995—2009 гг., %

Наименование 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009

USD 59,0 65,2 70,9 70,7 65,8 66,4 64,1 61,5

ЕТО - - 17,9 19,8 25,3 24,3 26,3 28,1

DEM 15,8 14,5 - - - - - -

GBP 2,1 2,6 % 2,9 2,7 2,6 3,6 4,7 4,2

YEN 6,8 5,8 6,4 5,2 4,1 3,7 2,9 3,0

FRF 2,4 1,4 - - - - - -

СИТ 0,3 0,4 0,2 0,3 0,2 0,1 0,2 0,1

Прочие 13,6 10,2 1,6 1,2 1,9 1,9 1,8 3,1

ном спросе на такую валюту ее используют для накопления в золотовалютных резервах центральные банки в качестве ликвидного актива. Это создает на нее дополнительный спрос не только со стороны центральных банков, но также со стороны субъектов предпринимательской деятельности других стран и их населения (для создания валютных вкладов и т. д.). Это в свою очередь предопределяет возможность дополнительного сеньоража данной валюты сверх объемов, необходимых для обслуживания внутреннего денежного обращения, и определяет объемы дополнительных доходов, получаемых государствами-эмитентами таких валют.

Сеньораж от дополнительной эмиссии резервной валюты является привлекательным источником дохода. Желание обладать таким источником является весомым побудительным мотивом к созданию новых резервных валют для многих стран. Особо остро мотивация усиливается с началом появления и обострения серьезных экономических трудностей. Сеньораж от эмиссии резервной валюты может снять накопившуюся социальную напряженность и решить экономические проблемы.

Поэтому рядом стран стал прорабатываться вопрос о создании региональных экономических союзов, способных консолидировать экономический потенциал и объемы экспорта. При этом их совокупный объем ВВП выступает в качестве обеспечения новой валюты создаваемых экономических союзов, а объединение нескольких различных стран и их диверсифицированных экспортных потоков продукции будет снимать возможные риски использования данной резервной валюты.

Шесть стран — членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Gulf Cooperation Council, GCC): Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия для введения «динара залива» объявили 01.01.2008 о создании собственного общего рынка. Помимо свободного движения капитала между странами GCC, соглашение подразумевает свободу передвижения, проживания и трудоустройства, а также равенство экономических возможностей для их граждан. В GCC входят страны, экономики которых опираются на добычу и продажу нефти. Совокупная площадь этих стран составляет 2,6 млн км2. На этой территории проживают около 35 млн чел., она крайне богата углеводородами [16].

Мотивируют эти страны на создание собственной валюты серьезные финансовые потери при экспорте, которые возникают при «привязке» национальных валют к слабому доллару. Фактически

сдерживает эти страны от перехода на новую валюту только техническая сторона вопроса.

Стабильность новой валюты обеспечивается высоким спросом на нее для обслуживания значительного объема продаж природных ресурсов, добываемых в этих странах. Для реализации решения о введении новой валюты в обращение этим странам, по мнению экспертов, придется провести ревальвацию национальных валют по отношению к доллару США:

— саудовский риал — на 2,94 %;

— кувейтский динар — на 5,15 %;

— катарский риал — на 4,54 %;

— бахрейнский динар — на 1,09 % [7].

При продаже нефти только за «динар залива» спрос на него на валютных биржах будет устойчивым и значительным, что с течением времени придаст ему статус свободно конвертируемой и резервной валюты. При этом предусматривается, что национальные валюты будут по-прежнему обслуживать внутреннее обращение каждой из стран. Это устраняет для «динара залива» риски будущего неравномерного развития стран, входящих в данный союз, оставляя за его рамками внутринациональные проблемы в отличие от того же евро [16, 18].

Другая валюта, которая может появиться на мировой арене в результате передела валютной сферы, разрабатывается странами Азии и Тихоокеанского бассейна и носит название АСи. Принятие новой валютной единицы инициировано Азиатским банком развития. АСи должно представлять собой «корзину» из 13 валют азиатских стран и использоваться в качестве «регионального индикатора» по отношению к доллару, евро и другим свободно конвертируемым денежным единицам. Планируется, что азиатский АСи будет учитывать стоимость валют основных стран региона — Китая, Южной Кореи, Японии, а доля каждой валюты в «общем котле» — зависеть от целого ряда факторов: размера ВВП, объема внешней торговли. Исходя из этих и других критериев, по мнению аналитиков, максимальный вес в корзине валют получат китайский юань и японская иена. Причем ведущую роль будет играть юань. АСи станет лишь прототипом евро для стран Азии, который в перспективе превратится в региональную валюту [11].

Япония и Китай являются обладателями самого огромного золотовалютного резерва в мире (около 1 820 т золота и порядка 4 трлн долл.). Но для превращения АСи в полноценный аналог евро необходим продолжительный период, в рамках которого следует создать единое экономическое про-

странство со свободным перемещением рабочей силы, товаров и услуг, что для Азии с колоссальной разницей уровня экономик стран пока сложно.

Страны Латинской Америки разрабатывают стратегию создания двух экономических союзов. Первым шагом к формированию регионального союза с единой латиноамериканской валютой было формирование в конце 2007 г. латиноамериканского аналога Международного валютного фонда—Banco del Sur. Соглашение о создании банка подписали Аргентина и Бразилия, которые уже отказались от взаиморасчетов в долларах, также Парагвай, Уругвай и ряд других стран. Вторым крупным шагом, способствующим созданию регионального союза, стало создание южноамериканского блока Unasur (Union de Naciones Suramericanas), который был фактически основан 23.05.2008 после подписания соглашения представителями ряда латиноамериканских стран. Согласно указанному документу, штаб-квартира нового альянса будет находиться в Эквадоре, единый парламент — в Боливии, а единый банк — в Колумбии. Планируется, что Unasur будет построен на основании модели Европейского Союза. В него, так же, как и в Европейский Союз, войдут почти все страны, которые располагаются на этом континенте [17].

Для этого регионального экономического союза, как и для азиатского, характерны существенные объемы ВВП и внешней торговли, высокая диверсификация экономик, что в значительной мере снижает риски новой региональной валюты. Ее статус свободно конвертируемой и резервной первоначально, видимо, будет действителен для стран данного региона. Но постепенно он будет расширяться в соответствии с внешнеэкономическими отношениями, вытесняя доллар США.

Страны — участницы еще одной организации — Боливарианской альтернативы для народов Латинской Америки (ALBA) (Венесуэла, Боливия, Эквадор, Куба, Никарагуа, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Антигуа и Барбуда, Гондурас) договорились о введении с 01.01.2010 условной единицы взаиморасчетов, получившей название «сукре». Возможно также, что валюта получит другое название — «пача». Предполагается изначально использовать новую валюту в качестве виртуальной, а с дальнейшим ее развитием и доработкой перейти к полноценной валюте. Причиной введения новой валюты стало желание отказаться от взаиморасчетов в долларах США из-за их сложности и нестабильности данной валюты в последнее время [20].

Странами Южной Африки (ЮАР, Намибия, Свазиленд, Лесото, Ботсвана) также прорабатывается создание региональной валюты. Первым реальным шагом на пути к формированию единой валютной системы было принятое в 1998 г. решение ввести в регионе единые туристские чеки, выпущенные в западноафриканских расчетных единицах (ЗАРЕ), которые принимались к оплате всеми банками региона. При решении вопроса об объединении вопрос надежности обеспечения новой валюты не ставится под сомнение — эти страны являются основными поставщиками на мировой рынок золота и алмазов. Однако, несмотря на подписанный в нигерийской столице договор, согласно которому к 2028 г. весь континент должен перейти на новую валюту «афро», многие страны намерены вступить в менее масштабные финансовые союзы (например Западноафриканский экономический и валютный союз, Центральноафриканское валют-но-экономическое сообщество) [20].

В начале 2006 г. об объединении национальных валют заявляли Австралия и Новая Зеландия. На правительственном уровне было решено детально изучить возможности такого перехода, учитывая значительный объем взаимного товарооборота.

Страны группы БРИКС, в состав которой входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика, на саммите в Китае 14.04.2011 рассмотрели ряд вопросов относительно дальнейшего развития валютных отношений. Стороны пришли к выводу, что роль валют развивающихся стран в глобальной валютной системе должна возрасти. Для обеспечения этого процесса страны подписали соглашение о проведении взаимного кредитования в национальных валютах, решив тем самым усилить «антидолларовую» политику. Рамочное соглашение предусматривает развитие финансового сотрудничества и предоставление кредитных линий банками развития на рынках капитала стран БРИКС. Для осуществления конкретных действий в этом направлении страны должны заключить между собой двусторонние соглашения [19].

В настоящее время БРИКС представляет собой реальную политическую и экономическую силу, так как страны группы занимают порядка 25 % суши, на которых проживает около 45 % населения мира, производят 18 % мирового ВВП, имеют половину мировых золотовалютных запасов и 45 % глобальной торговли [19].

Итогом саммита стало принятие декларации, в которой страны группы отметили, что международный финансовый кризис выявил несовершенства и

недостатки существующей международной валют-но-финансовой системы. Они объявили о поддержке реформы и совершенствовании международной валютной системы, в которой представительная система международных резервных валют будет обеспечивать стабильность и предсказуемость [29].

Намерение Китая сделать юань мировой резервной валютой не подлежит сомнению. Об этом свидетельствует сотрудничество со странами БРИКС, переговоры с контрагентами по ведению расчетов за поставку товаров из Китая с помощью юаня, недавнее заявление руководителя Центрального банка Китая Чжу Сяохуанем о том, что валютные запасы КНР в долларах США намного превышают необходимый уровень. Вдобавок член комитета по валютной политике Центрального банка КНР Ся Бинь определяет необходимый валютный запас в долларах США в размере 1 трлн вместо 3,04 трлн долл. США, которыми Китай располагает в настоящее время. Данные факты свидетельствуют о политике КНР, направленной на постепенный уход от широкого использования доллара в своей национальной экономике [15].

Несмотря на это, на последнем саммите БРИКС Китай все же не заявил о намерении в краткосрочной перспективе превратить юань в мировую резервную валюту в противовес доллару и евро. Это объясняется наличием ряда сдерживающих причин, которые оставляют этот вопрос открытым на неопределенный период. В. Корнеев отмечает, что Китай является заложником своего золотовалютного запаса: при попытке сократить часть резерва в долларах высвободившаяся долларовая масса приведет к резкому падению его курса, что обесценит международные долларовые резервы самой КНР и других стран мира. Более того, определенная политическая нестабильность в Китае порождает повышенный политический риск осуществления сбережений в юанях, что негативно скажется на уровне спроса на него в качестве резервной валюты. На современном этапе политика «осмотрительности и осторожности» КНР основывается на сохранении стабильного курса юаня ниже доллара США. Данная политика проводится с целью защиты интересов собственного экспорта путем искусственной поддержки слабеющего доллара. Падающий курс валюты делает экспорт товаров с территории страны более дешевым, а импорт - более дорогим, что обеспечивает сокращение отрицательного сальдо торгового баланса этой страны. Данная ситуация наблюдается в США, а другие страны мира, в том числе и Китай,

реагируя на нее, стремятся понизить курс своей национальной валюты [25].

Российская Федерация самостоятельно совершает необходимые действия для становления рубля в качестве свободно конвертируемой региональной валюты. Принято решение перевести расчеты за поставки энергоносителей в соседние страны от долларов к рублям, также двусторонние расчеты по международным торговым операциям переводятся в национальные валюты, в том числе с Китаем, Вьетнамом и Индией. Ведется активная работа по укреплению регионального экономического союза - ЕврАзЭС.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) учреждено договором от 10.10.2000, принятым на межгосударственном совете Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Целями создания ЕврАзЭС являются формирование общих внешних таможенных границ входящих в нее стран, выработка единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка. Решением межгосударственного совета ЕврАзЭС 06.10.2007 принят пакет документов, предусматривающий создание на базе ЕврАзЭС таможенного союза. Это явилось очередным шагом на пути формирования единого экономического пространства стран - участниц ЕврАзЭС, а также координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. В декабре 2010 г. принята Декларация о формировании Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В подписанном президентами Д. А. Медведевым, Н. А. Назарбаевым и А. Г. Лукашенко документе подчеркивается: «Развивая Таможенный союз и Единое экономическое пространство, мы движемся к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными экономическими объединениями» [10, 30].

В таких условиях ЕврАзЭС представляется реальной платформой для создания нового регионального валютного союза. Начальная подготовка для этого уже проведена - создано единое экономическое пространство. В его рамках фомируются механизмы регулирования экономики, основанные на единстве инфраструктуры, налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики. Все это обеспечивает

свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Валютная политика стран-участниц направлена на последовательную отмену ограничений на использование внутренних валют по текущим операциям, введение единого обменного курса национальных валют по текущим операциям платежного баланса, допуск банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмену ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками [30]. Страны — участницы ЕврА-зЭС способствуют стандартизации и кооперации их экономических систем, что создает благоприятные условия в будущем для создания единого экономического союза и введения на его территории новой региональной валюты.

Таким образом, на примерах проектов создания региональных союзов можно выделить три варианта введения региональной резервной валюты.

Во-первых, это опыт Евросоюза, который показывает объединение большого числа стран с введением на своей территории новой единой валюты для внешних и внутренних расчетов.

Во-вторых, идея стран Персидского залива, которые собираются ввести новую единую валюту только для внешних расчетов и оставить национальные валюты для внутренних расчетов стран-участников.

Третий вариант может реализовать Российская Федерация, проводя взаиморасчеты со странами в своей национальной валюте — рубле.

При реализации первых двух вариантов крайне необходимо учитывать опыт Евросоюза, который может позволить достичь стабильности курса всех валют, входящих в новый союз за счет полной взаимной конвертируемости этих валют. Для этого курс каждой национальной валюты ограничивался фиксированным коридором, в пределах которого он мог изменяться. Величина этого коридора имела определенные размеры: ±1,125 % от курсов валют других стран союза и ±2,25 % относительно курса доллара США и валют других стран мира. Благодаря использованию фиксированных рамок изменения курса эта система стала называться «змея в туннеле». Поддержание курса валюты в этом «туннеле» обеспечивается за счет жесткой монетарной политики центрального банка каждой страны и в результате их тесного сотрудничества [26].

Рассмотрим на примере стран Персидского залива, что может дать создание новых региональных экономических союзов. В настоящее время фирмы-импортеры покупают нефть у фирм-экспортеров

одной из стран Персидского залива за свободно конвертируемую валюту (СКВ). В результате сделки фирмы-экспортеры получают на свои банковские счета денежный эквивалент проданной нефти в СКВ по текущим контрактным ценам. Доход от экспорта нефти и других товаров определяется по формуле

ЛСКВ = О ■ Рэ,

где ДСКВ — доход от экспорта нефти и других товаров;

Оэ — объем экспорта в натуральном выражении;

Рэ — уровень цен по реализованным контрактам (свободно конвертируемая валюта).

Общий доход стран Персидского залива от экспорта нефти определяется суммой доходов фирм-экспортеров каждой страны. При этом государство в лице центрального банка может покупать свободно конвертируемую валюту у фирм-экспортеров за национальную валюту, которая еще не является свободно конвертируемой.

Создание регионального валютного союза странами, занимающимися экспортом нефти, предполагает введение для этих стран новой валюты (допустим — «халиджи»), за которую будет осуществляться продажа экспортируемой нефти и других товаров. Ее эмитентом будет центральный банк экономического союза. Сделки станут осуществляться в несколько этапов:

— центральный банк экономического союза эмитирует новую валюту и осуществляет ее предложение на валютную биржу;

— фирмы-импортеры покупают новую валюту на валютной бирже за свободно конвертируемую валюту;

— фирмы-импортеры покупают нефть за новую валюту у фирм-экспортеров.

Спрос на новую валюту («халиджи») создается совокупным спросом фирм-импортеров на объем экспорта всех стран союза (рис. 2). После получения «халиджи» статуса свободно конвертируемой валюты и перехода к их использованию для расчетов за тот же самый объем экспорта фирмы-экспортеры и центральный банк союза получат двойной доход.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый доход (ЕДСКВ) представляет собой сумму СКВ, которую получит центральный банк регионального союза стран-экспортеров от сделки по продаже своей валюты «халиджи» на валютном рынке. Величина этого дохода определяется совокупным доходом, получаемым за экспорт товаров всеми фирмами-экспортерами всех стран экономического союза.

Второй доход (2ДХАЛ) представляет собой сумму «халиджи» за поставку нефти фирмам-импортерам, которую получат фирмы-экспортеры союза. Эта сумма представляет собой отдельный доход в силу того, что валюта регионального экономического союза начинает пользоваться спросом на международных валютных рынках и становится своеобразным товаром, который необходим различным внешним субъектам экономики. Доход от экспортных операций после введения их оплаты с применением халиджи со статусом свободно конвертируемой региональной валюты рассчитывается по следующей формуле:

д ХАЛ=1 д СКВ+1 д ХАЛ,

где Д ХАЛ — доход от экспортных операций после введения их оплаты с применением халиджи со статусом свободно конвертируемой валюты; X ДСКВ — сумма СКВ, полученная центральным банком союза в обмен на свою национальную валюту «халиджи»;

X ДХАЛ - сумма «халиджи», полученная от импортеров за поставку нефти.

Формирование валютных союзов может осуществляться не только на принципе схожести хозяйственной специализации стран, но и основываться на их различии. Такие страны, с одной стороны, могут вести взаимовыгодную торговлю на принципах международного разделения труда, а с другой - совместно создавать диверсифицированные потоки экспорта своей продукции и сырья. Главным условием является способность объединенного внешнеторгового оборота всех стран создать

стабильный и существенный по объемам спрос на их региональную валюту «халиджи», что обеспечит ее последующую свободную конвертацию на валютных рынках. Схематично формирование двойственности дохода от получения национальной валютой статуса свободно конвертируемой в результате создания регионального экономического союза представлено на рис. 1, 2.

Свободная конвертируемость новой региональной валюты и подкрепление ее совокупным объемом ВВП стран союза, а также устойчивый высокий спрос на нее на международных валютных рынках являются обязательными предпосылками получения новой валютой статуса резервной. По мере появления доверия к такой валюте со стороны центральных банков и других субъектов экономики она начинает размещаться в золотовалютные резервы центральных банков других стран и получает статус резервной.

Резервная валюта пользуется дополнительным спросом со стороны субъектов экономических

Доход от экспорта

дскв

Итого: £да

Рис. 1. Схема расчета за сырье с использованием СКВ

Покупка нефти за «халиджи»

Приобретение «халиджи» за свободно конвертируемую валюту

Эмиссия «халиджи»

Доход от экспорта

д

X д

Итого

■ +2д

Рис. 2. Схема расчета за сырье с помощью новой валюты экономического союза

отношений для размещения ее в резервы. Следовательно, спрос обеспечивает возможность центрального банка осуществлять дополнительную эмиссию резервной валюты с получением соответствующего сеньоража. Формула, определяющая необходимое количество денег в обращении, в случае с резервной валютой требует дополнения. Общая величина необходимого количества новой резервной валюты рассчитывается по следующей формуле:

ОРВ = КДО + А КДОРВ, где ОРВ — общий объем эмиссии резервной валюты;

КДО — количество денег, необходимое для обращения;

АКДОРВ — количество денег, необходимое для обеспечения дополнительного спроса на национальную валюту при приобретении ею статуса резервной.

Количество денег, необходимое для обеспечения дополнительного спроса на национальную валюту при приобретении ею статуса резервной (АКДОРВ), корректирует данную формулу в современных условиях на величину дополнительной эмиссии резервной валюты, которая необходима, с одной стороны, для обеспечения расчетов определенными запасами денег (в новой валюте), а с другой — выражается в тех денежных суммах, потребность в которых возникает уже в процессе использования новой валюты для срочных вкладов, наличных сбережений населения, кредитования субъектов экономики других государств их банками. Такая ситуация наблюдается в настоящее время по мере расширения сферы обращения евро. Эта дополнительная величина АКДОРВ определяется по следующей формуле:

А КДОРВ = ВР + ОТС + СД + КО + ОКС + + ВК + НС + СКО, где ВР — сумма средств, приобретаемых для формирования валютных резервов центральных банков других стран;

ОТС — сумма остатков средств на текущих клиентских счетах в зарубежных банках в новой резервной валюте;

СД — сумма срочных депозитов в зарубежных банках в национальной валюте при приобретении ею статуса резервной; КО — сумма кассовых остатков, находящихся в зарубежных банках в новой резервной валюте;

ОКС — сумма остатков средств на корреспондентских счетах зарубежных банков в валюте при приобретении ею статуса резервной;

ВК — сумма кредитов, выданных зарубежными банками своим клиентам в новой резервной валюте;

НС — сумма наличных сбережений населения других стран в национальной валюте при приобретении ею статуса резервной; СКО — стоимость казначейских облигаций, номинированных в резервной валюте, которые будут востребованы зарубежными инвесторами. Величина сеньоража от эмиссии резервной валюты в объеме, установленном величиной КДОРВ, является доходом государства от приобретения валютой статуса резервной.

Таким образом, совокупный доход после введения новой региональной резервной валюты определяется по следующей формуле:

= Е Д СКВ + Е Д ХАЛ + АКДО РВ,

где ДРРВ — доход от приобретения региональной валютой статуса резервной; АКДОРВ — сеньораж от дополнительной эмиссии резервной валюты.

Региональный валютный союз на практике обеспечивает получение дохода, определяемого по следующей формуле:

АД = Х ДХАЛ + АКДО РВ. Введение новой региональной резервной валюты, кроме этого, сократит издержки непрямой конвертации при двусторонних расчетах при товарных или прочих операциях. Резервная валюта является свободно конвертируемой. Следовательно, проводя расчеты с ее использованием, можно значительно снизить финансовые издержки в виде возникающей курсовой разницы и комиссии за обмен валюты, а также сократить общее время проводимой операции, ускорив при этом производственный цикл.

Если валютные резервы зарубежных центральных банков будут храниться на их корреспондентских счетах в банках страны — эмитента резервной валюты, то для последних эти средства будут являться привлеченными ресурсами. Они могут создать эффект мультипликационного расширения денежной массы при использовании их в качестве «вторичных ресурсов». Эффект мультипликации заключается в том, что каждый депозитный счет в банковской системе подлежит частичному резервированию согласно процентной ставке, называемой нормой обязательного резервирования. Сумма депозита, превышающая норму обязательного резервирования, представляет для банка временно

свободный ресурс, который он может использовать для проведения активных операций. Тем самым резервная валюта способствует укреплению банковской системы эмитента, наращивая ее кредитные возможности.

Резервная валюта позволяет эмитенту укрепить свое политическое положение в мире и противостоять негативному влиянию и давлению со стороны других стран. Часть сеньоража от дополнительной эмиссии резервной валюты может использоваться государством для финансирования затратных частей бюджета в социальной сфере.

Осознание сеньоража от дополнительной эмиссии резервной валюты как мощного и надежного источника дохода побуждает страны отказываться от проведения операций и накопления сбережений в долларах США и евро, а также вести практическую работу по созданию региональных валютных союзов.

Пока не ясно — получится ли создать все региональные союзы со своими резервными валютами, появятся ли другие варианты союзов. Но тенденция снижения роли доллара США в международных экономических отношениях приобретает необратимый характер. Нобелевский лауреат Д. Стиглиц видит объективную необходимость создания новых резервных валют, так как «...резервные валюты — это средство сбережения, а доллар последнее время ведет себя очень нестабильно» [19]. При неизбежно слабеющей валюте США могут столкнуться с огромным внутренним экономическим кризисом. В силу этого существует политическая сторона вопроса, так как Соединенные Штаты не намерены терять своих позиций в финансовом мире и готовы сделать все возможное для сохранения мирового валютного господства.

Однако в условиях угрозы дальнейшей стабильности доллара решение проблемы внутреннего финансового кризиса США кроется в их заблаговременном отказе от доллара с заменой его на новую валюту. Это возможно осуществить несколькими путями. Пример Советского Союза показывает разделение одного большого государства на ряд новых, более мелких, государств, каждое из которых отказалось от обязательств по советским рублям и ввело в обращение новую национальную валюту. Пример Европейского Союза подразумевает объединение нескольких государств в крупный союз с введением в обращение новой валюты. При этом все страны могут отказаться от обязательств в своей старой валюте.

В настоящее время идут переговоры о создании Североамериканского Союза (КЛи) на основе

Североамериканского соглашения о свободной торговле, в который войдут США, Канада и Мексика. На саммите в Техасе, состоявшемся еще в марте 2005 г., лидеры трех стран сообщили о первой стадии формирования этого альянса под названием «Партнерство по безопасности и процветанию Северной Америки» (SPP). В официальное обращение был введен термин «амеро» — название новой валюты, которая должна сменить американский и канадский доллары, а также мексиканский песо. Создание такого союза будет означать наличие общей территории, на которой будет действовать единая валюта. При этом целесообразно ввести обмен амеро на доллар по курсу 1:1, что снимет социальную напряженность внутри США. Однако этот шаг абсолютно обесценит все долларовые сокровища внешних держателей. Намерение США заменить доллар на «амеро» лишь стимулирует другие страны к скорейшему созданию региональных союзов с введением региональных валют, что позволит использовать общий потенциал государств для выхода из сложившегося кризиса, снизить финансовые риски, объединять товарные потоки [1].

Предстоящие изменения в статусе доллара США несут угрозу финансовому благополучию многих стран мира. В самих Соединенных Штатах обвал курса доллара может вызвать катастрофические социальные потрясения, а для остального мира — потери долларовых накоплений. Для того чтобы обезопасить себя от этого, страны стали разрабатывать модели, позволяющие уйти от долларовой зависимости с помощью введения новых резервных валют.

Стремление стран к новому источнику богатства является непреодолимым, а побудительный мотив к созданию региональных союзов с введением новых резервных валют — весомым и объективным. Региональные экономические союзы с эмиссией их центральными банками соответствующих валют будут появляться неизбежно. Это приведет к переделу валютного мира и к изменению позиций государств в мировой экономической и политической системах, возникновению новых центров «силы и благосостояния». Однако подобные процессы рассматриваются государствами, которые утрачивают свои позиции, как покушение на их неотъемлемые права, за которые они будут бороться.

На современном этапе наметилась тенденция к созданию 5—7 региональных экономических союзов и появлению на их территории новых региональных резервных валют (рис. 3).

Это приведет к трансформации современной бивалютной системы в поливалютную. Этот про-

Рис. 3. Мультивалютная карта мира после создания экономических региональных союзов с эмиссией ими резервных валют (кругами обведены обозначения будущих и действующих региональных валют)

цесс принимает необратимый характер. США и Евросоюз будут вынуждены встать в этот общий ряд эмитентов резервных валют на правах обычных участников. Но необходимо учитывать их огромное желание сохранить свое господство в валютном мире. Ранее мировые войны велись за передел колоний, территорий, рынков сырья и промышленных товаров как источников богатства. В настоящее время таким источником становится валюта со статусом резервной.

Российская Федерация ведет активную политику, направленную на увеличение роли рубля при проведении международных расчетов, тем самым стимулируя спрос на него на международных валютных рынках. Стабильный высокий спрос, подкрепленный значительными объемами экспорта нефти и других товаров, в совокупности с экономической и политической стабильностью в государстве дает возможность национальной валюте получить статус резервной и приносить доход эмитенту в виде сеньоража от дополнительной эмиссии. В рамках данной политики участие России в ЕврАзЭС может упростить становление рубля в качестве резервной валюты.

Список литературы

1. АМЕРО — проект банкротства. URL: http:// www.inosmi.ru/world/20080104/238746.html.

2. Барановский А. И. Актуальные проблемы функционирования валютных рынков // Финансы Украины. 2009. №4.

3. Вожжов А. П. Доллар: антология грядущего кризиса // Финансовые риски. 2009. № 1.

4. Вожжов А. П. Мы стоим на пороге новой «золотой лихорадки» с переделом валютного мира // Бизнес. 2008. № 48.

5. Вожжов А. П., Коновалова М. Г. О тенденциях и противоречиях развития мировой валютной системы // Финансы и кредит. 2009. № 31.

6. Вожжов А. П., Коновалова М. Г. О формировании новой мировой валютной системы // Банковский вестник. 2009. № 25.

7. Валюту четырех стран Персидского залива назовут динаром или риалом. URL: http:// www.rian.ru/economy/20091004/187475113. html.

8. Гальчинский А. С. Кризис и циклы мирового развития. Киев: АДЕФ — Украина. 2010.

9. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика: учебник. М.: ИНФРА-М. 1997.

10. Единое экономическое пространство — это реальность. URL: http://www.izvestia.ru.

11. Зыкова Т. ACU — соперник доллара и евро. URL: http://www.rg.ru/2006/01/16/acu.html.

12. Костин А. Л. Современная мировая валютная система и перспективы рубля // Вестник Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. 2008. № 4.

13. Кондратьев А. Н. Предпосылки и условия формирования резервных валют // Финансы и кредит. 2011. № 15.

14. Кобяков А. Б., Хазин М. Я. Закат империи доллара и конец «Pax Americana». URL: http:// paxamericana.narod.ru/book/paxamericana. zip.

15. Китай сбрасывает 2 триллиона долларов. URL: http://dymovskiy-name.livejournal.com/345433. html.

16. Маслов 0.«Динар залива», золото, энерговалюта и вектора в мультивалютное будущее после Первой глобальной Великой депрессии. URL: http://www.nr2.ru/policy/170779.html.

17. Поливанов А Страны Южной Америки создали Unasur — альянс по принципу Евросоюза. URL: http://www.eer.ru/publications/14027.html.

18. Саркисянц А. Есть ли альтернатива доллару? URL: http://www.bankir.ru/publication/ article/2435152.

19. Шушунова Е. Страны БРИКС решили обходиться без доллара. URL: http://www.vedomosti. ru/finance/news/1253710/strany_briks_reshili_ obhoditsya_bez_dollara.

20. Эдельберто Лопес Бланч. СУКРЕ — еще один удар по доллару. URL: http://www.urist.in.ua/ showthread.php?t=47485.

21. Вожжов А. П., Коновалова М. Г. Про грядущi змши у свгговш валютнш системi // Вюник ушверситету банювсько! справи нацюнального банку Украши (м. Кшв). Квггень 2009. № 1.

22. Вожжов А. П. Про причини створення регю-нальних резервних валют i змiни у свiтовiй

валютнш CTCTeMi // Фiнанси Украши. 2009. № 3.

23. Вожжов al. П., Чайкша О. Змша функци' золота в процес його еволюци' // Формування рин-koboï економiки в Украïнi: збiрник наукових праць. Львiв: Львiвський нацiональний унь верситет ïm. 1вана Франка. 2010. Випуск 21.

24. Гальчинський А. С. Теорiя грошей // Навч. Поабник. - К.: КНЕУ 2001.

25. Корнеев В. Монетарний шструментарш пост-кризового вщновлення: новi стимули центро-банкiв // Вюник Нацюнального банку Украши. Квгтень 2011. № 4.

26. Науменкова С. В., Мщенко В. I. Валюта i валют-на полгтика. Киев: Знання. 2010.

27. Currency Composition of Official Foreign Exchange Reserves, 1995-2009. URL: http://www. imf.org/external/np/sta/cofer/eng/cofer.pdf.

28. The Accumulation of Foreign Reserves, 1999— 2005. URL: http://www.ecb.int/pub/pdf/scpops/ ecbocp97.pdf.

29. URL: http://special. kremlin. ru/ref_notes/907.

30. URL: http://www.evrazes.com/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.