Научная статья на тему 'Побратимство как культурно-социальная практика, влияющая на формирование социального пространства города'

Побратимство как культурно-социальная практика, влияющая на формирование социального пространства города Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2443
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колева З. И.

В статье анализируются формы существования культурно-социальных практик в пространстве города на примере феномена городов-побратимов. Побратимство рассматривается как социальная практика, обладающая ресурсным потенциалом для города и его жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWINNING AS CULTURAL AND SOCIAL PRACTICE AFFECTING THE FORMATION OF SOCIAL SPACE OF THE CITY

The article analyzes the forms of existence of cultural and social practices in urban space on an example of phenomenon of twin cities. Twinning is seen as a social practice, which has resource potential for the city and its residents.

Текст научной работы на тему «Побратимство как культурно-социальная практика, влияющая на формирование социального пространства города»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 130.2:301

З.И. Колева*

ПОБРАТИМСТВО КАК КУЛЬТУРНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА, ВЛИЯЮЩАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА

В статье анализируются формы существования культурносоциальных практик в пространстве города на примере феномена городов-побратимов. Побратимство рассматривается как социальная практика, обладающая ресурсным потенциалом для города и его жителей.

Ключевые слова: социальная практика, города-побратимы, городское пространство, социальное пространство города.

Городское пространство представляет собой сложную открытую систему взаимосвязей и коммуникаций. Эти коммуникации существуют на внутреннем и внешнем уровне, между отдельными представителями общества и более крупными объединениями. Но можем ли мы назвать любое взаимодействие, возникающее на стыке интересов двух сторон, культурно-социальной практикой?

В философии под практикой понимается материальная, чувственно-предметная деятельность человека. В рамках теории Э. Гидденса социальная практика предстает как совокупность действий и взаимодействий индивидов, групп, общностей, организаций во времени и пространстве, обеспечивающая устойчивое функционирование социальных институтов. Социальные практики характеризуются воспроизводимостью, устойчивостью, массовостью, нормативностью [1].

Природа возникновения практик стихийна и зависит от культурно-исторического контекста и многих субъективных факторов. Феномен побратимства зародился как культурная практика, принятая в отдельных микро-сообществах (племенах), но с течением времени приобрел социальное значение. Упоминания о побратимстве встречаются у древнегреческого историка Лукиана, Геродота и в русских былинах. Традиционно обрядом побратимства закреплялись дружественные отно-

* Колева З.И., 2012

Колева Златина Ивановна (zlatina2@rambler.ru), кафедра философии гуманитарных факультетов Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

шения между двумя людьми. Этот союз скреплялся кровью, и разрушить его могла только смерть одного из названных братьев (сестер). В побратимы выбирался человек, заслуживший одобрение общины. Большинство свидетельств говорит о высокой морально-этической составляющей побратимства.

С течением времени братские отношения начали транслироваться на более крупные объединения, это были военные (Ахейский союз) [2], политические («Коммунальное движение») и торговые союзы (Ганзейский союз) [3]. По сути, они представляли собой союзы городов и более мелких агломераций. Так побратимство начало приобретать культурно-социальный статус.

Побратимство городов в современной форме которую мы знаем, начало оформляться в 40-50-е годы XX века, и связано это было с последствиями Второй мировой войны. Именно тогда, стараясь оказать не только материальную, но и моральную поддержку соседнему государству, представители городской власти заключили побратимские союзы. Была создана сеть породненных городов, объединяющих Англию и Германию, Германию и Францию и др. Волгоград и Ковентри (Англия) стали первыми городами-побратимами в советской России, установив партнерские отношения в 1943 году. В 1988 году было подписано еще одно соглашение — между Волгоградом и Кельном [4].

В СССР отбор породненных городов имел идеологический характер, но не исключал взаимных выгод. Большое число породнений было заключено с социалистическими странами (Болгария). В Самаре в 1952 году официально оформились отношения со Стара-Загорой. В 1990-е начинают развиваться побратимские отношения с западными городами: в 1992 году подписано соглашение со Штутгартом.

На данный момент количество международных контактов России достаточно велико и продолжает расти, что говорит в пользу значимости такого рода межкуль-турной коммуникации.

Интересно, что, будучи абсолютно архаичным по моменту своего зарождения, побратимство не потеряло своей актуальности в мире глобальной экономики, культуры и политики.

«В эпоху глобализации, когда рынки становятся всеобщими, когда знания выстраиваются по единой системе, главным акцентом современности становится многообразие. Это и многообразие культур и традиций, интерпретаций и истин.

Мир становится доступен, мотив путешествия заманчив именно потому, что весь мир мал, как никогда прежде» [5].

Таким образом, побратимство городов как культурно-социальная практика имеет цель наладить экономическое сотрудничество, актуализировать культурно-исто-риче-ское прошлое, способствует укреплению толерантности к другой культуре, изменяет социальное пространство города и создает новые возможности для членов сообщества.

Попытаемся рассмотреть функциональные аспекты побратимства в социальном пространстве города.

Побратимство и глобальное значение города. Побратимские отношения это не только приобретение новых связей, это и ресурс развития для городов. Это расширение информационного поля, возможность использовать опыт городов-партне-ров в сфере экономики, политики, образования, культуры и др.

Через побратимские связи город как бы заявляет о себе на мировой арене, становясь участником общего процесса глобализации. Все это происходит на фоне конкуренции городов, которые сражаются за финансовые, информационные и людские потоки. Эти соревнования выходят за рамки государственных границ. «Процесс глобализации не только стирает границы между странами и культурами, но и уси-

ливает потребность в фиксации локальной идентичности на местном и региональном уровне» [6].

Идентичность не в последнюю очередь связана с уровнем развития межкуль-турных, в частности побратимских, отношений, которые не должны носить сугубо представительского характера. Их цель гораздо шире и должна удовлетворять потребности гражданского общества.

Побратимство и экономика культуры. «Новой экономике страны необходима этическая и ценностная основа, которая направляла бы ее действие, особенно при существующем неравенстве в распределении благ, обусловленном глобализацией» [7]. Экономические отношения породненных городов способствуют инвестиционной привлекательности региона, развитию предпринимательства и, как следствие, влияют на создание новых рабочих мест. В этой сфере очень распространены практики стажировок специалистов из городов-партнеров, учреждение транснациональных предприятий.

Одним из важных критериев, по которым выбирается побратим, является уровень развития экономики и городского устройства. Например, Самара и Штутгарт — это города с соизмеримым потенциалом. И тот и другой являются центрами оборонной промышленности и автомобилестроения.

Побратимство и социальный опыт. Неотделимой чертой побратимства является его социальная направленность. Если в древнейшие времена побратимство носило межличностный характер, то с течением времени масштаб увеличился до многотысячных городов, но это не исключает коммуникацию на гражданском уровне. Для горожан важно ощущать себя частью мирового сообщества, осознавать, что за границей есть города, где живут люди, так же интересующиеся нашей культурой и проблемами, как мы — европейскими. Этот взаимный интерес способствует развитию толерантности в обществе, уважению к культурным различиям, которые выявляются на уровне языка, традиций, менталитета.

Побратимство и качество жизни. Дискуссии об уровне качества жизни в России и за рубежом ведутся давно, и зачастую мнения сходятся в том, что Россия значительно уступает Европе [8].

Качество жизни складывается из многих параметров, от среднегодовых доходов, цен на продукты до степени чистоты на улицах и количества бесплатных точек доступа Wi-Fi. В этой связи важно отметить, что побратимство это не только административный ресурс. В рамках партнерских отношений реализуются проекты в сфере образования, здравоохранения, досуга. Например, между вузами Самары и Штутгарта проходят студенческие обмены. С помощью немецких специалистов приобретено новое медицинское оборудование для Детской клинической больницы № 1. В Самарском академическом театре оперы и балета проходили постановки с участием старазагорской труппы.

Параллельно с этим можно отметить положительное влияние межкультурных отношений на миграционные и демографические процессы. Крупные и малые города сегодня столкнулись с проблемой уменьшения населения, отсутствием людских ресурсов. За последнее время население России сократилось на 17 млн человек, в то время как население США увеличилось на 30 млн. Безусловно, наличие проектов в рамках побратимских отношений способствует привлечению в город новых людей.

Развитие туризма — это еще одна ресурсная составляющая отношений с иностранными партнерами. Это возможность развития внутреннего и внешнего туризма, образовательных и познавательных программ. Наши партнеры из Германии,

Болгарии и США — это залог успешности рекреационных проектов, связанных с горнолыжным, морским, спортивным и культурно-познавательным направлением.

Побратимство в эпоху медиа. Следует отметить, что побратимство — это явление, открывающее широкие возможности в сфере медиа. Проекты между города-ми-побратимами могут объединять массы людей через СМИ и СМК. Это открытое поле для дискуссий, поиска решений и урегулирования острых моментов.

Кроме того, усиление партнерских отношений между породненными городами способствует коммуникации различных диаспор, культур, религий и социальных групп. Это может происходить в форме опНпе-общения (блоги, чаты, прямые трансляции), телевизионных проектов (циклы передач, посвященных городам-партне-рам) и даже через символику в пространстве города. В европейских странах очень часто информация о побратимах размещается при въезде в город или вывешиваются флаги городов-партнеров, то есть это сотрудничество актуализируется в городском пространстве.

По данным европейской статистики, уровень развития культуры напрямую влияет на снижение преступности и на состояние экологии в городе. Побратимство само по себе представляет ценностную структуру и также может транслировать общепринятые идеалы в общество, благодаря чему может быть снижена кросс-культур-ная напряженность.

Побратимство и развитие экологического сознания. Экологическими проблемами на Западе озаботились уже очень давно, в наших городах это зачастую болезненная тема, требующая разработки. Партнерские отношения с европейскими побратимами дают возможность перенять опыт решения экологических проблем и сравнить стандарты качества жизни.

Подводя итог, следует отметить, что побратимство как культурно-исторический феномен имеет в современном обществе новое прочтение. Оно неотделимо связано с социальным пространством города, представляя собой ресурс его развития, а также является распространенной культурно-социальной практикой.

Библиографический список

1. Антонова Н.Л. Социальная практика: теоретико-методологические основания исследовательского анализа // Известия Уральского государственного университета. 2009. № 4(70).

2. Сизов С.К. Ахейский союз. История федеративного древнегреческого государства. М.: Прометей, 1998.

3. Краузе Г. Военно-морское дело в истории Ганзы // Цивилизация Северной Европы. Средневековый город и культурное взаимодействие. М.: Наука, 1992.

4. Города-побратимы Волгограда // Официальный информационно-справочный портал Волгограда. ИКЕ: http://www.volgadmin.ru/ru/MPCity/CitiesBrothers.aspx.

5. Конева А.В. Век XXI: глобальный мир и культура различия // Философия, общество, культура: сб. науч. статей, посвященный 70-летию В.А. Конева / Федеральное агентство по образованию. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. 392 с.

6. Зеленцова Е. Творческий город. ИКЕ: http://journal.60parallel.org/ru/journal/2006/ 21/163.

7. Лэндри Ч. Лицом к будущему // Музеи, маркетинг, менеджмент. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

8. Маликов Н.С. К вопросу о содержании понятия «качество жизни» и его измерению // Уровень жизни населения России. 2002. № 2.

Z.I. Koleva*

TWINNING AS CULTURAL AND SOCIAL PRACTICE AFFECTING THE FORMATION OF SOCIAL SPACE OF THE CITY

The article analyzes the forms of existence of cultural and social practices in urban space on an example of phenomenon of twin cities. Twinning is seen as a social practice, which has resource potential for the city and its residents.

Key words: social practice, twin cities, urban space, social space of the city.

* Koleva Zlatina Ivanovna (zlatina2@rambler.ru), the Dept. of Philosophy of Humanitarian Faculties, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.