Litera
Правильная ссылка на статью:
Дин Ц. — По законам жанра: особенности использования прописных букв в интернет-мемах и почтовых открытках // Litera. - 2021. - № 6. DOI: 10.25136/2409-8698.2021.6.35755 URL: https ://nbpublsh.comlbrary_read_article.php?id=35755
По законам жанра: особенности использования прописных букв в интернет-мемах и почтовых открытках
Дин Цян
аспирант, кафедра русского языка, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
119234, Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1
И moerooo@yandex.ru
Статья из рубрики "Лингвистика"
DOI:
10.25136/2409-8698.2021.6.35755
Дата направления статьи в редакцию:
19-05-2021
Аннотация: Интернет-мемы и открытки, являясь популярными носителями интернет-коммуникаций, воплощают новые формы общения, которые по своему литературному и эстетическому уровню носят преимущественно сниженный, упрощённый характер. В творческом процессе создания произведений этих жанров появляется множество искажений, нарушающих правила орфографии, среди которых типичным является нарушение в употреблении прописных букв. Предмет исследования представляет собой выявление особенностей использования заглавных букв в интернет-мемах и открытках на практике. Цель статьи - проследить соблюдения правил орфографии в данных жанрах в части использования прописных букв, а также выявить стилевые особенности, присущие этим двум жанрам и связанное с ними характерное применение прописных букв. Актуальность и научная новизна статьи заключается в исследовании написания текстов интернет-мемов и почтовых открыток, а не в них самих по себе. Экстралингвистические корни проблемы произвольного употребления прописных букв и пренебрежения ими обнаруживаются на лингвистической основе. Материалом для исследования послужили тексты, представленные в примерах контента из открытых источников. Применены методы описания, сопоставления, индуктивный метод анализа материала, метод сплошной выборки и метод лингвокультурологического анализа. Анализ приведенных примеров приводит к выводу, что оба языковых жанра представляют собой образцы массовых коммуникаций, адресованных преимущественно пользователям с невысокими эстетическими запросами; что различные языковые оттенки приводят к неодинаковым направлениям отклонения от орфографических
правил в обоих жанрах; и что их результирующая может не быть прогрессивной с точки зрения развития языка, а ориентироваться в направлении примитивизации контента.
Ключевые слова: орфография, интернет-мемы, открытки, прописная буква, строчная буква, нарушение правил орфографии, особенности письменности, языковая игра, разные жанры, коммуникация
Отношение к интернет-мемам как самостоятельному жанру в сфере коммуникаций, а не как к «информационному мусору», мотивирует всесторонние исследования в данной области узуса. Научные статьи посвящены истории возникновения интернет-мемов i41, их классификации и функциональному назначению [7, 11 12], лингвистическим особенностям используемых выразительных средств [6, 10]. В ряде работ анализируются нарушения орфографических норм при создании интернет-мемов, при этом нередко акцентируется внимание на сознательном, нарочитом отступлении от правил, позволяющем достигать задуманного авторами комического эффекта.
Вместе с тем, на наш взгляд, менее исследованной остаётся такой аспект нарушения норм орфографии как избыточное использование прописной буквы в интернет-мемах. Мы ограничимся рассмотрением визуально-текстовых и текстовых мемов.
Аналогичный интерес вызывает также нарушение орфографических норм при использовании прописной буквы в жанре почтовых открыток.
Почему в данной работе избраны для исследования эти две области узуса? Прежде всего, потому что визуально-текстовые мемы и почтовые открытки обладают общими функциональными и историческими особенностями, сходными выразительными средствами (в том числе лаконичностью, высокой эмоциональной наполненностью). И интернет-мемы, и открытки используются для коммуникаций, а формой их исполнения часто служит сочетание картинки с краткой текстовой надписью.
Как отмечает А. В. Вешнякова, в интернете эти явления претендует на право приоритетности языковой новизны ^—с—40]. Однако оба жанра имеют глубокие исторические корни.
Интернет-мемы, по сравнению с открытками, являются более новым жанром. Принято считать, что первую коммерческую открытку выпустил в Англии предприниматель Г. Коул (Henry Cole) в 1843 году. Интернет-мемы получили распространение в начале 2000-х годов. Однако если проследить историю создания мемов и открыток, можно обнаружить связь обоих этих жанров не только с таким лаконичным видом творчества как лубок, появившимся в Европе примерно с XV века, а в России с XVI, но и с более древним -няньхуа (^Н, букв. «новогодняя картина»), зародившимся в Китае в период династии Сун (960-1279). Можно проследить некое историческое родство мемов и открыток с жанром плаката, а также общие с ним функциональные особенности (например, использование в некоторые периоды в качестве средства рекламы и пропаганды). Как утверждает Бахтин, содержание текста - это общение автора со всей пространственно-
временной культурной историей [2]. Лаконичность и выразительность революционного и военного плаката (предшественника мемов и открыток) ярко отражала исторический контекст каждого из периодов существования этого жанра.
Помимо лаконичности и сходных исторических корней общим свойством для интернет-мемов и открыток является также их публичный характер (неприватность), массовая
распространенность и определённая демократичность стиля (отсутствие претензий на высокий литературный слог, на утончённость формы).
В данной работе на ряде конкретных примеров будет показано, существуют ли общие, типичные для двух исследуемых областей узуса нарушения норм орфографии, связанные с использованием прописной буквы.
Одно из таких нарушений, наиболее часто встречающееся, связано с использованием прописных букв для написания всего текста интернет-мема, как в данном примере (http://risovach.ru/kartinka/11249158):
ТАМ КРУТО
РАЗВИТИЕ ОБУЧЕНИЕ
nJeVethrv
Мем, изображающий в различных вариациях сердитого кота (Grumpy Cat - сердитая кошка, англ.), приобрёл такую популярность, что издательство «Эксмо» решило выпустить книгу на русском языке под названием «Grumpy Cat. Самая сердитая кошка в мире» (https://europaplus.ru/news/v-rossii-vyydet-kniga-o-grumpy-cat). Рассматривая одну из вариаций этого мема «РАДУЮСЬ ЛЕТУ», можно убедиться, что и в ней надпись выполнена сплошь прописными буквами (https://trinixy.ru/157605-samye-izvestnye-memy-v-istorii-interneta-40-foto.html).
В интернет-меме «по ническая атака», комизм которого построен на игре слов с заменой в прилагательном буквы «о» на «а», надпись под картинкой также выполнена сплошь прописными буквами.
Популярный мем, содержащий широко варьируемый образ сердитой учительницы, выглядит комично именно благодаря сплошному использованию прописных букв. В надписи к фото строгой учительницы содержится требование писать слово «вера» с большой буквы. При этом остаётся непонятным, является это слово именем нарицательным или собственным. И в этой интриге сквозит некая ирония: вероятно, автор мема осознаёт, что использует прописную букву избыточно, не по правилам, но
этим нарочитым нарушением и достигается здесь (http://risovach.ru/upload/2014/11/mem/uchilka_65367609_orig_.jpg).
ироничность
Попутно заметим, что нарочитое нарушение правил орфографии вообще характерно для жанра мемов, и это касается не только ненормативного применения заглавных или строчных букв. В качестве иронического приёма используются умышленные грамматические ошибки. В примере с попугаем в качестве иронического приёма не только используются явные ошибки в написании слов и в пунктуации («жызнь» вместо «жизнь», «сушевствования» вместо «существования», отсутствие необходимой запятой), но к тому же вся фраза составлена строчными буквами. Очевидно, так авторы хотят подчеркнуть будничность и серость, безысходность бытия меланхоличного попугая, тоскующего у окна (https://twitter.com/Lie_twt14/status/1386209494024298496). Данная намеренная ошибка некоторым образом также является контролированием
орфографического уровеня адресата [1, с 140].
Существуют мемы, которые пишутся совершенно беспорядочно: не следуя соответствующим орфографическим правилам, широко используя строчные буквы, игнорируя прописные. Вот один из подобных примеров, где даже после точки написана строчная буква (https://voguegroup.ru/data/id-467080589):
админка решает вопросы по развитию сообщества, фото в цвете
* паника
вектор
китару лила
к кора 4
гштубь
Любопытно выглядит группа из приведённых ниже трёх мемов, объединённых общей актуальной темой (удалённое обучение) и визуальной основой, однако по-разному использующих прописную букву. Только в одном из этих трёх мемов её применение соответствует правилам орфографии, в двух же остальных выглядит явно избыточно (сплошь прописными, безо всякого основания) (1. https://vk.com/wall504917743_16; 2. https ://zen.yandex.ru/media/id/5eaeba5470671122c89d6ac4/memy-pro-distancionnoe-Obuchenie-5eaeca0bb95e7e69bd2ea840; 3. https://vk.com/id567193948?
w = wall567193948_117).
Студент: Сорян, я забыл домашнюю работу дома
Препод:
УЧИТЕЛЬ: ГДЕ ТВОЯДОМАШКА? Я: ЗАБЫЛ ДОМА
УЧИТЕЛЬ:
УЧИТЕЛЬ: ГДЕ ГЗОЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА? Я ЗАБЫЛ ДОМА УЧИТЕЛЬ;
Ещё один тип нарушения правил - неоправданное выделение прописными буквами отдельных слов. Очевидно, авторы мемов используют подобный приём для привлечения внимания к этим словам, заботясь лишь о выразительности текста в ущерб правилам орфографии. Вот один из подобных примеров. Здесь выделено сплошь прописными буквами довольно нелепо звучащее название кафе - «ЧОДУРАА»
(https://ru.fishki.net/picsw/072013/31/post/dem/dem011.jpg). И это привлекает внимание к неуклюжести неуклюжесть названия. Авторы мема дополняют вывеску ироничным текстом: «Для милых дам», который написан с соблюдением правил и обнаруживает грамотность создателей этого интернет-произведения.
ПКЯЙЙЖ»«' ЙП Кенден вЩ
Шкафе "ЧОДУРАА"
РЕЖИМ РАБОТЫ:
18.00-22.00
без перерыва без выходных
г.Кызыл ул.Гагарина 8
Для милых дам
г
I
Особую выразительность придаёт некоторым интернет-мемам сочетание текстовых фрагментов, выполненных прописными и строчными буквами. Так, в примере популярного мема с официантом фраза, принадлежащая клиенту (просьба принести то, чего он ещё не пробовал) написана сплошь прописными, вопреки правилам орфографии. Надпись на подносе официанта написана сплошь строчными. При этом упоминание о «высокой зарплате», выполненное строчными буквами и более мелким шрифтом, чем обращение клиента, придаёт этому интернет-мему комичный посыл (это лишь одна из версий данного популярного мема - надпись на подносе варьируется) (https://vk.com/wall-201682129_1114).
- ОФИЦИАНТ, ПРИНЕСИТЕ МНЕ ТО, ЧЕГО Я ЕЩЕ НЕ ПРОБОВАЛ
Ещё один пример сочетания надписей, написанных по правилам орфографии и вопреки
им (сплошь прописными) - в интернет-меме «Потусторонним вход воспрещён». Авторам мема показалось недостаточно смешной ошибка, сделанная в табличке на двери («потусторонним» вместо «посторонним»), и они добавили комментарий к этой запрещающей надписи: «Призраки в негодовании». Отсюда понятно, что табличка на входной двери создана не вполне грамотными исполнителями, а комментарий к ней -грамотными пишущими, иронизирующими над незадачливыми «запретителями» (https://zasmeshi.ru/data/photomatrix/big/6970-Potustoronnim-vhod-vospreshchyon.jpg).
Своеобразная разновидность нарушения правил использования прописной буквы -расположение текстового контента подобно стихотворной форме. При этом начало каждой строки пишется с прописной, хотя оснований для этого нет - текст не стихотворный, а прозаический. Таким образом, например, выполнена общая надпись над блоком из четырёх мемов, объединённых темой дистанционного обучения (при этом в каждом из этих мемов надпись выполнена сплошь прописными) (https://zen.yandex.ru/media/id/5eaeba5470671122c89d6ac4/memy-pro-distancionnoe-Obuchenie-5eaeca0bb95e7e69bd2ea840):
Препод на дистационнпм обучении Так. сейчас мы пишем экзамен
Вся наша группа
В «стихотворной» форме (каждая строка с прописной) безосновательно выполнена надпись и в следующем примере интернет-мема (https://www.meme-arsenal.com/create/meme/2481260):
Было бы несправедливо не признать, что нередко встречаются текстовые и визуально-текстовые мемы, созданные вполне грамотными пишущими. В одном из них, иронично озаглавленном «Основы вежливости», весьма эффектно обыгрывается употребление прописной буквы в обращении на «вы»
(https://cdn.fishki.net/upload/post/2019/09/09/3080643/dd949adfd2e22a6c18e9cc5ed02ca56C
В интернете можно встретить даже рекомендации от профессиональных лингвистов по составлению мемов и соответствующие примеры подобного творчества (http://kabruss.blogspot.com/2019/06/blog-
post_79.html#:~:text=%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1l % D0%BC%D0 % В5°/с^0%В С°/сЮ1%8В).
Один из таких примеров - с использованием образа Кота Матроскина, персонажа известного мультфильма о Простоквашино. В этом примере применение прописных и строчных букв в цитате выглядит вполне корректно:
Можно привести и другие примеры грамотного употребления прописной в интернет-мемах - в частности, в двух представленных ниже блоках, посвящённых дистанционному обучению сотрудников. В обоих мемах заголовки оформлены в соответствии с правилами (1.https://zen.yandex.fr/media/id/5aa3e528799d9d4829916b2c/pпkoly-distancionnogo-obucheniia-5fb27df570f5da1bda70149d; 2. https://301-1.ru/posts/memy-pro-distancionnoe-obuchenie-20-foto.html).
Когда твой вуз перешел на дистанционное обучение
ОЖИДАНИЕ
РЕАЛЬНОСТЬ
наншш «;».. $а
■ тштуя*' *
Согласно исследованию Капкана М. В., «хотя в готовых открытках наблюдается креолизация текста и повышенное внимание к визуальной составляющей, в реальных
коммуникативных практиках текст по-прежнему не менее важен, чем изображение» [8, с Проводя аналогию между употреблением прописной буквы в таких визуально-языковых жанрах как интернет-мемы и почтовые открытки, можно отметить общность типовых ошибок.
Так, наиболее часто встречаемые нарушения правил в надписях на открытках - это написание целых фраз или отдельных слов сплошь прописными буквами, как в следующем примере (https ://bipbap.ru/wp-content/uploads/2018/05/5e30951c2a622.jpg):
Как отмечает в своей статье Л.В. Бутыльская, русская поздравительная открытка, являясь средством коммуникации, позволяет «не просто вступить во взаимодействие с адресатом, но также продемонстрировать личные чувства и эмоции» [3, с 1341. Очевидно, в жанре открыток авторы контента стремятся придать больше выразительности отдельным словам, акцентируя пожелание того или иного блага - счастья, везения, любви и т. п. (1. https://imya-sonnik.ru/wp-content/uploads/2019/10/s1200-2020-05-26t120704.008.jpg; 2. https ://drasler.ru/kavkazskie-kartinki-so-smyslom-podborka/):
Хочу итальянскую ЖИЗНЬ,
американок
ЗАРПЛАТ
кавказск
ЛЮБОВ немецкую МАШИНУ, и гавайское ЛЕТО.
В следующих двух примерах представлены открытки разного стиля - юмористическая (на основе анекдота) и романтически-идиллическая, при этом на обоих открытках весь текст выполнен сплошь прописными буквами (1.
http://www.b17.ru/forum/foto/23706663_1_3fa 183.jpg; 2. https ://р^Итаде.гиМр-content/uploads/images/detskie/goodmorning/dobroeutro9.jpg):
Подобно авторам интернет-мемов, создатели открыток также нередко используют формат, похожий на строки стихотворения, для расположения абсолютно прозаического текста, неоправданно начиная каждую строку с прописной буквы (https://pozdravlyamba.ru/pics/pozdravleniia-s-dnem-otkrytka-dlia-zhenshchiny/):
Вместе с тем на открытках довольно часто встречаются и тексты, которые, несмотря на их сомнительную литературную ценность, всё же могут претендовать на стихотворные. В этих случаях начало каждой строки с прописной буквы выглядит вполне уместно, как в двух следующих примерах (https://facey.ru/psychology/otkryitki-kartinki-s-dnem-rozhdeniya.html):
Примечательно, что в двух последних примерах наименование поздравительного повода («день рождения») написано по-разному: в одном случае - явно с нарушением правил орфографии («день» с прописной буквы). А можно встретить и такие примеры открыток, где даже оба слова в наименовании дня рождения, вопреки правилам, написаны с прописной (1"1«р5:/^к.сот/!а24942564?м = ма11590477552_7):
С Юнем ^Рождения!
Щсть нежная лщрлка
счастья всегда фцчшп в твоей душе!
Примечательны примеры, где избыточность прописных букв в середине слова используется как дизайнерский приём, некий ход для визуально-лексической игры. Так, в открытке «Пусть жизнь превосходит твои ожидания» внутри глагола «преВОСХОДит» прописные образуют существительное «восход», что перекликается с изобразительным рядом: жизнерадостным образом восходящего солнца («АРТ и ДИЗАЙН», произведено ЗАО «Картон-Полиграф, г. Калуга):
Тенденция полного пренебрежения прописными буквами, происходящая из интернет-сленга («языка падонков»), встречается в контенте открыток гораздо реже, чем в мемах.
Подобное отступление от правил имеет место преимущественно в дизайнерских открытках, где этот приём используется нарочито, как элемент дизайна, придающий стилю непритязательность и снижающий пафос, характерный для обычных поздравительных открыток. Этот приём представлен в двух примерах (1. https ://kirillov.volmed.org.ru/img/news/8_nno.jpg; 2. https://s2-
goods.ozstatic.by/2000/513/845/10/10845513_0.jpg):
Выводы
Анализируя различия в контенте интернет-мемов и открыток, можно отметить разницу в типичной для этих жанров тональности. Мемы зачастую несут иронический, саркастический, а подчас прямо издевательский посыл, «яркоэмоциональные интернет-
мемы более популярны» —с—42]. Для выражения подобной интонации нередко адекватным лексическим средством предстаёт так называемый «жаргон падонков» -язык, имеющий распространение в среде интернет-коммуникаций. Умышленное коверкание, отступление от нормативного русского языка, свойственное этому сленгу, сказывается и на использовании прописных и строчных букв - в частности, тотальное применение строчных вместо прописных, вопреки орфографическим нормам.
Для открыток этот вид отклонений от правил не характерен. Очевидно, причина в иной тональности, присущей данному визуально-текстовому жанру. В отличие от язвительных интернет-мемов, почтовые открытки несут позитивный, комплиментарный заряд. Эти послания призваны создавать благоприятный эмоциональный фон, и язык умышленных языковых искажений здесь неуместен. Стилистика открыток диктует скорее восторженную, пафосную тональность, требующую соответствующих языковых форм. Поэтому нарушения норм в употреблении прописных и строчных букв в этой области
узуса носят иной характер. Преобладает избыточность прописных в обозначении имён нарицательных (счастье, добро, успех, здоровье и т. п.), не соответствующая правилам, сформулированным в §203 Полного академического справочника под редакцией Лопатина - об особом стилистическом употреблении прописной буквы (http://orthographia.ru/orfografia.php?sid = 81#pp81).
Вместе с тем в дизайнерских открытках нарочитое нарушение правил, связанное с избеганием прописных, обусловлено стилистически и служит снижению пафоса.
Сравнение употребления прописной буквы в двух визуально-языковых жанрах (интернет-мем и почтовые открытки) позволяет сделать следующий вывод. Функционально схожие типы сообщений, являющиеся средством публичной коммуникации, имеют общие исторические корни. Оба жанра опираются на народное творчество, не претендуют на особую стилистическую изысканность и утончённость, а также и на рафинированную грамотность. Этим обусловлены некоторые сходства в нарушении правил, связанных с употреблением прописных и строчных букв.
Однако отличия, обусловленные разной тональностью этих форм коммуникации, порождают и соответствующие различия в нарушении орфографических норм. Так, ирония и сарказм, общая острота тональности, присущие интернет-мемам, определяет пренебрежительное и подчас нарочитое отношение к нормам орфографии в использовании прописных и строчных букв.
Пафосность и комплиментарность, позитивная тональность, эмоциональная приподнятость стилистики открыток (по большей части поздравительных) создаёт предпосылки для специфических нарушений в данной области узуса. В их числе -претензии (зачастую безосновательные) на поэтический формат, с соответствующим употреблением прописных букв, расставляемых в начале строк вопреки правилам; выделение заглавными буквами имён нарицательных.
Отмечая выявленные различия, необходимо признать, что и мемы, и открытки являются массовыми, демократичными жанрами, имеющими широкое употребление в сфере коммуникаций. Открытки более традиционны, хотя и они в последнее время трансформируются в соответствии с новыми технологиями коммуникаций (проект посткроссинг, post-crossing - новая форма международного бесплатного обмена открытками). Мемы выглядят как одна из новых форм цифровых коммуникаций (хотя и спорных с точки зрения культурной ценности). Каждый из этих жанров получает развитие, подчиняясь собственной специфике. Эта специфика сопровождается шлейфом особенностей отступления от правил, присущих каждому из двух жанров. И приходится признать, что вектор этого движения направлен не в сторону сохранения высокой языковой культуры, а ориентирован на предельное упрощение, примитивизацию визуально-лексических средств.
Библиография
1. Афанасова Н. В. «Наскальный» текст Интернета и его значение в формировании орфографической грамотности школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1 (115). С. 137-140.
2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
3. Бутыльская Л. В. Коммуникативная полифункциональность русской поздравительной открытки // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2014. № 2 (55). С. 12-15.
4- Вешнякова А. В. Лингвокреативный аспект интернет-мемов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 6-4. С. 34-40.
5. Гуторенко Л. С. Некоторые особенности юмористических интернет-мемов в русскоязычной виртуальной коммуникации // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 2A. С. 247-260.
6. Канашина С. В. Интернет-мем как новый вид полимодального дискурса в интернет-коммуникации (на материале английского языка): дис. ... канд. филол. наук: М., 2016. 265 с.
7. Канашина С. В. Что такое интернет-мем? // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 28 (277). С. 84-90.
8. Капкан М. В., Лихачева Л. С. Этикетные нормы и коммуникативные практики использования открыток в современной российской культуре // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 1 (195). С. 120-128.
9. Осипова А. Д. Интернет-мемы как средство современной коммуникации// Исследования молодых ученых: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 40-42.
10. Шереметова В. С. Интернет-мем как лингвистический феномен // В сборнике: Научное сообщество студентов. Сборник материалов VI Международной студенческой научно-практической конференции: в 2 томах. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2015. С. 97-101.
11. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. 2012. № 3. С. 161-173.
12. Ягодкина М. В. Мемы в интернет-коммуникации // Art Logos. 2019. № 2 (7). С. 142152.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Вопрос, который становится основным в аспекте анализа рецензируемой работы, не нов. История культуры / искусства мемов имеет свои корни еще в Античности: древность также была неравнодушна к экспериментам, правда, в несколько ином русле. Современный мир более ориентирован на т.н. пиктографический эффект, дополненный вербальным / собственно словесным комментарием. Реципиенту интересно получить не только «дублированный» оттиск кадра, но и вариант разверстки мысли. Следовательно, тема данной работы достаточно интересна, она, на мой взгляд, дополняет ряд суждений, критических разборов которые уже имеются в широком научном пространстве. Примечательно, что «мем» в статье классифицируется как жанр, то есть особый тип построения «текста» / «знакового комплекса». Новизна исследования заключается нетривиальном анализе использования прописных букв в интернет-мемах и почтовых открытках. Причем сопоставительный характер определяет и методологию работы. Большая часть текста - оригинальное разрешение / оценка ситуативного «набора»
пиктограмм. Автор достаточно уверенно каталогизирует интернет-мемы, дает оценку данному жанру, конкретизирует мотивы, которые, так или иначе, спровоцировали появление «мем-варианта», не забывая соотнести новый / актуальный формат с почтовой открыткой. Актуальность данного материала видится в том, что указанная проблема не только описывается, но и серьезно, профессионально оценивается. Таким образом, новый импульс явно обеспечен, ибо дискуссия открыта, она полновесна. В работе сделан неплохой обзор критических источников, оговорены наличные точки зрения, создана база для дешифровки темы: «в данной работе на ряде конкретных примеров будет показано, существуют ли общие, типичные для двух исследуемых областей узуса нарушения норм орфографии, связанные с использованием прописной буквы». К каждому мему помимо сноски / цитаты, дается разбор-анализ, описывается и мотивная составляющая случая. Считаю, что удачный формат подачи информации может заинтересовать достаточно широкую читательскую аудиторию. Серьезных / фактических нарушений в тексте не выявлено, автор следит за тем, чтобы научная наррация была объективна, точна, доступна. Исходя из этого, избирается и подтип научного стиля, который тяготеет в популярной форме. На мой взгляд, примеры, которые подобраны для иллюстрации, интересны, общедоступны, хотя и показательны. Отсылки к адресам дают возможность объективировать данные (это аспект внимания направленный на читателя). Проблемный спектр, который получает разрядку в «мемах» с использованием нарушения правил написания также широк - это и дистанционное обучение, и праздники, и социальный срез, и т.д. В финале статьи, автор обозначает, что «отмечая выявленные различия, необходимо признать, что и мемы, и открытки являются массовыми, демократичными жанрами, имеющими широкое употребление в сфере коммуникаций. Открытки более традиционны, хотя и они в последнее время трансформируются в соответствии с новыми технологиями коммуникаций (проект пост-кроссинг, post-crossing - новая форма международного бесплатного обмена открытками). Мемы выглядят как одна из новых форм цифровых коммуникаций (хотя и спорных с точки зрения культурной ценности). Каждый из этих жанров получает развитие, подчиняясь собственной специфике. Эта специфика сопровождается шлейфом особенностей отступления от правил, присущих каждому из двух жанров. И приходится признать, что вектор этого движения направлен не в сторону сохранения высокой языковой культуры, а ориентирован на предельное упрощение, примитивизацию визуально-лексических средств». Вывод соотносится с основным блоком, разночтений в данной части нет. В целом работа оригинальна, самостоятельна; материал может быть использована в русле изучение разных гуманитарных дисциплин. Библиография к тексту не нуждается в правке и коррективе. Рекомендую статью «По законам жанра: особенности использования прописных букв в интернет-мемах и почтовых открытках» к публикации в журнале «Litera».