Научная статья на тему 'ПО ЗАКОНАМ КРАСОТЫ: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОБЩЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ'

ПО ЗАКОНАМ КРАСОТЫ: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОБЩЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛЮБОВЬ К ТРУДУ / КУЛЬТУРА ТАДЖИКСКОГО НАРОДА / ТВОРЧЕСТВО / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ГАРМОНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Розия Хакимовна, Базарова Саноат Шукуровна

Авторы статьи отмечают важность эстетического воспитания молодёжи на современном этапе развития и демократизации общества и считают важной необходимостью приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям своего народа. В статье анализируются взгляды различных учёных, поэтов, философов, в произведениях которых раскрываются проблемы эстетического воспитания, а также рассматривается произведение «Авесто», которое является древнейшим письменным памятником таджикского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE LAWS OF BEAUTY: AESTHETIC EDUCATION AS AN INTRODUCTION TO THE CREATIVITY AND NATIONAL CULTURE

The authors note the importance of aesthetic education of young people at the modern stage of development and democratization of society and they consider the initiation importance and needof the youngergeneration to the national culture, customs and traditions of the people. The article analyzes the views of various scholars, poets, philosophers, whose works reveal the problem of aesthetic education, and a work of "Avesta" is also given, which is the oldest written manuscriptof the Tajik people.

Текст научной работы на тему «ПО ЗАКОНАМ КРАСОТЫ: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОБЩЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ»

8. Толковый словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Изд.

Азбуковник, 4-изд., 1999. - 944 с.

9. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

10. Уровневая дифференциация обучения. Из опыта работы. Выпуск 2 / Сост. О. Б. Логинова. - М.: Образование для всех, 1994. - 125 с.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В статье рассматривается сущность понятия дифференцированного обучения, её основные виды, опыт передовых стран по применению этой технологии в условиях начальных школ. Раскрыта цель уровневой дифференциации, определены способы дифференциации и реализации дифференцированного обучения на различных этапах урока в начальных классах.

Ключевые слова: дифференцированное обучение, уровневая дифференциация, индивидуальная карточка, этапы урока, распределение учащихся.

THE WAYS OF REALIZATION OF DIFFERENTIATION TEACHING IN THE PRIMARY CLASSES The article deals with the essence of concept of differential teaching and it's main views, experience of different countries according to this technology in the condition of primary schools. The ways of the level of differential is disclosed as well. The ways of differential and realization of differentiation teaching on the different stages of lesson in the primary classes were also determined in this article.

Keywords: differentiation of teaching, the level of differential, individual cards, stages of lesson, dividing of pupils.

Сведения об авторах: Зубайдов У. З., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой методики преподавания химии Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: mseddiq@mail.ru

Джалилова М. Н., старший преподаватель кафедры методики начального образования Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: jmavluda@inbox.ru

About authors: Zubaidov U. Z., doctor of pedagogical science, professor, head of chair of methods of chemistry teaching, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

Jalilova M. N., senior teacher of the chair of method of beginner education, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

ПО ЗАКОНАМ КРАСОТЫ: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОБЩЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Абдуллаева Р. Х., Базарова С. Ш.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни Таджикский государственный институт языков имени С. Улугзода

Важной задачей современной высшей школы является подготовка высокообразованных, эрудированных специалистов с развитым эстетическим вкусом и художественно-эстетическими способностями. ВУЗ должен так формировать сознание будущих специалистов, чтобы они могли осмысливать свой жизненный путь во всей сложности трудовых, эстетических и художественных взаимосвязей. При этом в первую очередь, следует раскрывать эстетику труда и созидания. Необходимо воспитывать у молодёжи убеждение в том, что человек труда прекрасен, а бездельник, лодырь -отвратителен.

ВУЗ не ставит задачу сделать каждого выпускника специалистом в области какого-либо художественного творчества, но воспитывать слушателя, зрителя он обязан. Именно ВУЗ должен научить молодое поколение стремиться к самосовершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты. Красота вдохновляет и духовно обогащает человека, способствует ощущению красоты, даёт

человеку «возможность развить в моральном и культурном плане, обогащать свой внутренний мир» [8, с. 12].

Сегодня, в связи с происходящими в Республике Таджикистан изменениями государственной системы образования, проблема гуманизации и эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее значимых, не только для педагогической науки, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека, как известно, являются - богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, развитый эстетический вкус, а также комфортность межличностного, межнационального и социального общения. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы эстетического обучения и воспитания. Эстетика, выступающая в тесном единстве с этикой, философией, культурологией, экологией, этнопедагогикой, как раз и способна создать тот фундамент, на котором формируется разносторонне-образовательная и высоконравственная личность со свободной волей (Гегель).

Искусство, будучи одной из форм общественного сознания, характеризующейся отражением действительности в художественных образах, предназначено «для развития человека, духовного общения и для влияния на прогресс общественной жизни. Опираясь на истину, оно творит добро. Именно искусство обладает воздействием на человека, формируя и развивая его всесторонне, влияя на его духовный мир. Говоря о будущем словами Льва Толстого, искусство служит «органом жизни и прогресса человечества».

Вступление человечества в период перехода общества от индустриального к информационному повышает роль духовного фактора. Духовная сфера, являясь ядром социального генотипа человечества, приобретает решающее значение в его движении по пути дальнейшего прогресса общества (где важнейшим элементом выступает образование, превратившееся в глобальную проблему цивилизации), давая простор творческой деятельности, служит обновлению передачи индивидуально-личностной деятельности, направленной на совершенствование эстетического вкуса (сознания).

На современном этапе наблюдается методологический прорыв в понимании качественно нового этапа развития современной цивилизации, изучение на научной основе устойчивого развития общества, доказывающее, что доминантами сегодня становятся не экономические отношения, не материальные ценности, а человек -гармонически развитый, духовно-богатый, относящийся к сфере прекрасного. Искусство призвано приумножить прекрасное в человеке и обществе [1, с. 11], а также является средством различия доброго и злого (Л.Толстой).

Искусство сопровождает человека всю жизнь от колыбели до конца жизни. Оно дано в разнообразных видах и формах, сопровождая личность в быту, труде, на отдыхе, «в различных проявлениях повседневной индивидуальной и общественной жизни». Искусство - это учебник жизни, прежде всего в том смысле, что оно учит человека быть человеком, а потом уже рисует картину времени в художественной форме [1, с. 26, 32].

В настоящее время человечество вступило в период, где определённое место отводится эстетическому образованию, приобщению к творчеству. Это есть верный путь формирования человека высокой нравственности, культуры и красоты, прекрасного, так как прекрасное - это законченное выражение Добра. Добро же законченное выражение прекрасного, - отмечал Тагор. Ж. Ж. Руссо акцентировал, что добро - это прекрасное в действии.

Как известно, обучение и воспитание представляет собой диалектическое единство, что это две стороны единого процесса подготовки будущего специалиста к активной трудовой и общественной деятельности. В современном понимании эстетическое образование означает передачу знаний, основ эстетического в труде, природе, общественных отношениях, в законах искусства. Эстетическое, как более широкое, чем искусство, понятие, включает в себя и художественное. Цель эстетического образования - вооружить человека знанием эстетических и художественных ценностей. Восприятие искусства, любовь к нему возможны лишь при условии понимания его условно образного языка искусства. Иными словами, для наслаждения искусством нужно быть «художественно образованным человеком» (К. Маркс). Решая вопросы воспитания средствами искусства, функционирует также и объективная закономерность: единство обучения и воспитания.

Человек, не знающий законов красоты и не имеющий представления о художественном, не в состоянии наслаждаться искусством и созидать художественные ценности. Поэтому от воспитательного процесса в вузе зависит успех подготовленности будущего специалиста.

Нет надобности доказывать, какое место в системе воспитания отводится искусству. Для успешного осуществления воспитательной работы необходимо определить задачи и цели эстетического воспитания.

Задачей эстетического воспитания является воспитание человека средствами литературы, музыки, живописи. Приобщение человека к искусству служит и художественному воспитанию. Необходимо приобщать человека к пониманию, умению ценить искусство, чувствовать потребность в нём. Оно должно быть направлено на самопознание, выбор жизненного пути, развитие эстетического прекрасного. А также оно является средством достижения цели, но не является самоцелью.

Формирование эстетического отношения к действительности, его познавательных и деятельностных сил - вот цель эстетического воспитания. Через искусство, познание его специфики, роли в жизни общества, законов создания образа студент получает возможность приобщаться к опыту духовной жизни человечества. За период пребывания в вузе у студентов должна сформироваться такая сторона эстетического отношения, как потребность в искусстве. Именно в ней художественное образование и художественное воспитание найдут своё конкретное выражение. Эстетическая и художественная потребность - это критерий, на основании которого можно судить о результативности воспитательной работы. Если молодые люди относятся к искусству как ценности, необходимой для дальнейшего совершенствования личности - можно считать задачу решённой.

Эстетическое начало - было, есть и будет присуще труду человека. «Человек, по натуре своей - художник, - отмечал М.Горький. - Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту». Древнегреческий философ Пифагор, автор теоремы, говорил о том, что статую красит вид, а человека его деятельность. Мудрец Софокл, воспевал в своих стихах человека - труженика: «Много есть чудес на свете, человек из всех чудесней». К примеру, Эзоп отмечал: «Истинное сокровище для людей - умение трудиться».

Процесс человеческого труда - результат рождения прекрасных предметов, созданных человеком, его руками. Способность творить красоту - это способность человека всесторонне познать предмет, сознательно ставить цель в своей деятельности, значимость создаваемого предмета для общества. Осознание человеком того, что созданные им предметы, являются продолжением создателя того или иного продукта, что человек способен обращаться с материалом по-разному, что только он, человек, делает тот или иной предмет по-своему замыслу, применяя к создаваемому предмету человеческую меру, пониманием человека «создаваемого продукта труда», должен отвечать как требованиям интересов людей, так и требованиям материала. В конечном счёте, отличаясь от животных, человек является творцом. А, человек творец - это человек, создающий необходимое, нужное. Не в этом ли приобщение к творчеству.

Создавая эту красоту (тот или иной предмет) у человека появилась способность воспринимать её и наслаждаться ею, то есть появилось эстетическое чувство, где главной причиной появления эстетического чувства и эстетической деятельности был труд, который создал самого человека (Ф.Энгельс). «Только труд даёт право на наслаждение жизнью - говорил Н.А.Добролюбов.

Человек начал трудиться при помощи руки, которая явилась первым прообразом, по которому создавались орудия труда. Труд - это человеческая деятельность, производящая всё необходимое для жизни человека, зависящая от того, в какой степени оно удовлетворяет свои потребности. Отсюда значит, что жизнь человека зависит от его труда, труда творческого.

При ведении воспитательной работы самый лучший способ - ориентироваться на потребность человека в труде, на его чувство ответственности - мощный двигатель, который заставляет человека давать необходимо высокие результаты в работе, превзойти самого себя. «Кто работает с любовью, - отмечал Н.Г.Чернышевский, - тот вносит поэзию во всякую работу».

Многие передовые мыслители прошлого, целью воспитания считали не только воспитание человека-творца, человека-гражданина, а человека, который обязан быть счастливым (А.С.Макаренко).

Именно ВУЗ должен научить молодое поколение стремиться к развитию, самосовершенствованию, преобразованию мира по законам красоты, не останавливаясь на достигнутом. Красота вдохновляет и духовно обогащает человека, способствует ощущению красоты, даёт человеку возможность развиваться в моральном, духовном и культурном плане, обогащать свой внутренний мир.

Искусство оказывает деятельное воздействие на личность. Это воздействие опосредуется как объективными, так и субъективными факторами и осуществляется не при пассивном восприятии художественных ценностей, а при осознанном контакте с ними.

Сила искусства в том, что оно способно потрясти чувства человека, повлиять на его мироощущение, воздействовать на убеждения, поведение, деятельность, выработку вкуса. «Вкус - это эстетическая совесть» (Жан Поль), которая может дать человеку высшие идеалы и принести подлинную радость. Оно систематизирует особую сферу психики общественного человека - именно сферу его чувств и выступает в качестве комплексного воспитателя, формирующего целостную личность в единстве её чувств, интеллекта, воли, действия. Но оно влияет и на развитие каждой из сторон в отдельности [5, с. 26].

Искусство несёт в себе огромный заряд. Высшим достижением интеллектуального влияния искусства на личность является формирование представлений о совершенном образце, к которому человек должен стремиться. Эти представления закладываются уже на первичном, эмоциональном уровне в форме непосредственных оценок. На более высоком уровне они органически сочетаются с философской, идейной, мировоззренческой позицией человека.

Итак, высшая цель общения человека с искусством - это выработка потребности к самосовершенствованию и совершенствованию всего окружающего мира в русле гуманистических идеалов. Если эта цель внутренне принята, то путь к формированию целостной, гармонически развитой личности открыт и человек идёт по нему к пределам совершенства. Следовательно, на повестке дня встаёт вопрос о самосовершенствовании человека, его смысла жизни, акцентирования внимания на самоценность и цивилизационную решимость.

Для успешного ведения эстетического воспитания необходим поэтапный и систематический подход в связи с другими формами общественного сознания, носящий активно-деятельный характер.

Эстетическое воспитание в ВУЗе осуществляется в процессе обучения и воспитания. Искусство идёт рядом с наукой, даёт импульс для глубоких теоретических общений и открытий и позволяет студентам в процессе получения образования через естественный цикл изучить то общее, что объединяет человека и природу. Гуманитарные дисциплины обращены к человеку, его истории, они свидетельствуют о богатой духовной культуре людей. По праву художественная культура, язык считаются сокровищницей духовных ценностей. Язык, мышление - это существенные силы человека. Язык выполняет двуединую функцию: служит средством общения и орудием мышления, что является результатом всей человеческой истории. Он также является воплощением культуры мышления, культуры человеческих чувств. Благодаря языку становится видимым, зримым внутреннее содержание человека, его культура. Язык не только «свойство» индивида, но и общества, как социальная форма движения матери. Язык необходим для самовыражения, для понимания мира и самого себя. Овладевая словом, человек приобщается к человеческой культуре, к творчеству.

Для осуществления задач эстетического воспитания велика роль литературы, истории, философии и других общественных дисциплин, которые способствуют познанию национальной культуры, языка, которые способствуют преемственности. Следует отметить, что возрождение и развитие таджикской национальной культуры и языка имеет ярко выраженную эстетическую основу.

Творческое усвоение лучших образцов художественно-эстетического наследия в их самобытной национальной форме, живое приобщение к духовно-нравственным ценностям древнего таджикского народа, глубокое восприятие их в контексте всей мировой культуры - это единственно возможный путь воспитания нового поколения

национальной интеллигенции и реального подъёма культурного уровня нации. Таким источником является «Авеста» - древнейший письменный памятник предков ираноязычных, и в первую очередь, таджикского народа. «Авеста» - это собрание религиозных текстов зароастрийцев, появился более 2700 лет назад. Зароастризм -самая древняя из мировых религий откровения. Изучение этого шедевра человеческой мысли даёт возможность соприкоснуться и реконструировать взгляды, обычаи и традиции в соответствии с которыми была организована жизнь предков таджикского народа в те далёкие времена. В ней отражены литература, философия и другие компоненты культуры на заре человеческого общества. «Авеста» оказала громадное воздействие на развитие культуры всех народов мира и тем самым обогатила мировую цивилизацию. Она представляет собой собрание религиозных текстов зароастрийцев. Зароастризм получил такое название на Западе потому, что его основателем был пророк Заротуштра. В «Авесте» находя отражение эстетические взгляды древнеиранских народов. Говоря о красоте и здоровой жизни, в центре внимания поставлена и проблема труда. Во времена «Авесты» здоровая жизнь сопряжена с трудом человека на земле, которое подобно солнцу прекрасно. Прекрасное в «Авесте» - не отвлечённое, абстрактное понятие и имеет практическое значение. Так, в образе богини Ардивисуры Анахиты мы видим её земельную красоту, человечность, главные эпитеты, характеризующие её - «прекрасная», «золотая» [5, а 18-19].

В «Авесте», говоря о красоте, наблюдается связь с чистотой, которая применяется не только к человеку, но и к природе в целом. В этом произведении выделяется мысль о том, кто отравляет, загрязняет природу, того ждёт страшное наказание. С категориями чистоты и красоты связана категория света, который идёт от солнца, и не является блеском или сиянием между Светом и Тьмой. Свет по авестийскому сознанию является миром, основой красоты, он проникает во все сферы человеческой деятельности. Отсюда его широкое проникновение в архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство. Особое место в «Авесте» отводится представлению о цветах, ярко воплотившиеся в архитектуре эпохи Ахеменидов, где господствовали яркость, весёлость, жизнерадостность.

Исторический процесс борьбы человека с природой заставил людей ценить силу, могущество и в себе, и в природе.

В «Авесте» также раскрывается роль музыки не только в трудовой деятельности, но и в быту. Народная музыка и песни становились гимнами в честь различных богов -Митры, Анахиты и др. Изучая «Авесту» как один из древнейших памятников истории таджикского народа можно подробнее узнать образ жизни наших предков, их эстетические востребования и проследить преемственность обоснованных идей вплоть до современности.

«Авеста» - всемирно духовное достояние, основными критериями этой священной книги являются добро. Так, академик М.Диноршоев в интервью-диалоге «Культурологическое значение «Авесты» отмечал, что «Авестийский принцип - добрые мысли, добрые речи, добрые дела (кирдори нек, гуфтори нек, пиндори нек). Эти заповеди широко применяются в жизни, в частности в наших условиях, они могут способствовать очеловечеванию, облагораживанию человеческих отношений, поступков и действий. М. Диноршоев отстаивал мнение о том, что все другие принципы этического учения «Авесты» сопряжены с этим главным постулатом [5, а 6].

Другим священным долгом человека является труд. Человек должен трудиться, где в основе должно лежать творчество. Трудиться и делать добро всем и всякому живому. Эти положения являются идеологической основой заростризма. Место и роль человека, как части общества и Вселенной в заростризме определяется концепцией свободного выбора. Человек выбирает между добром и злом, и его место имеет определяющее значение.

Большое внимание в «Авесте» отводится трудовому воспитанию. Человек труженик, являясь не только частью природы, исполнителем роли правителей, но и созидателем материальных благ, красоты. Счастье человека Заротуштра видел в труде «Где благочестивый человек воздвигает дом, наделённый огнём и молоком, женой, детьми и стадами... Там, где благочестивый человек возделывает побольше хлеба, трав, растений и съедобных плодов, где он орошает сухую почву или осушает почву слишком влажную и т.д. Счастье улыбается тому, кто постоянно трудится и стремится к работе [5, а 183].

Согласно дуалистической концепции учения Зароастра, в «Авесте» нашло отражение о безобразном как антиподе прекрасного. Безобразное - это всё вредное, злое, которое мешает человеку, не соответствует его жизненным потребностям, желаниям, хотя безобразное, низменное, ужасное в «Авесте» ещё не выступают как самостоятельные эстетические антиценности. Безобразное, наряду с прекрасным, распространено по всему миру, которое присущее и природу, и обществу. Но безобразное никогда не побеждает в борьбе с прекрасным. «Авесто» сыграло значительную роль в становлении и развитии культурной жизни таджикского народа и его этических и эстетических взглядов.

В Средней Азии проблемой эстетического воспитания была проникнута вся классическая литература, представителями которой являются великие поэты, мыслители и учёные - Рудаки, Фирдоуси, Носир Хисрав, Абуали ибн Сино, Омар Хайям, Абунаср Фароби, Насриддин Туси, Хафиз, Руми, Джами, Ахмади Дониш и др. Так, А.Джами (1414-1492 гг.) считал труд основным средством жизни. Только труд делает человека достойным уважения и приносит ему счастье. А чтобы жить своим трудом, человеку необходимо владеть ремеслом, который облагораживает его труд. У ремесленника рука, что огрубела от трудов, Словно напильник, оттачивающий неровности огрубевшей души, Мозоли на руке (натёртые) в труде - это сладостный кубок И счастлив тот, кто нашёл отраду в этом кубке.

Человек, по мнению поэта, ценен не происхождением и богатством, а своим трудом. В труде Джами видел счастье и красоту человека, критерии достоинства человека.

Человек ценен не золотом и серебром, А тем знанием и ремеслом, которыми обладает [1, с. 104].

Как показывает накопленный педагогический опыт, положительный эффект эстетического образования достигается лишь в том случае, если воспитуемый не просто знакомится время от времени с теми или иными явлениями искусства, художественными идеями, образами, но оказывается погруженным в определённую среду, обеспечивающую воздействие на все сферы его чувственного мировосприятия и мировоззрения. В этих условиях особенно важно использование богатого опыта и идей эстетического воспитания, имеющихся в таджикской народной педагогике.

Ещё в начале X века, в период расцвета государства Саманидов, учёные-поэты занимались вопросом о разработке ритмов, мелодий, о создании и усовершенствовании музыкальных инструментов, что свидетельствует о высокой музыкальной культуре Мавераннахра. Носир Хусрав сложил в своё время ряд музыкальных мелодий и, по преданию, изобрёл таджикскую скрипку - гиджак.

Так, А.Джами, уделяя особое внимание эстетическому воспитанию молодого поколения, в ряде своих произведений даёт ценные советы о средствах эстетического воспитания. Например, он говорит о значении художественного слова, о ценностях стихов. Большое воспитательное значение придавал Джами и музыке. Он считал, что музыка оказывает огромное влияние на молодёжь. Им написаны трактаты, обогатившие теорию музыки. Так, в своём «Трактате о музыке», Джами считал именно музыку одним из важнейших средств эстетического воспитания, особенно молодёжи.

Народная педагогика, подчёркивая важность эстетического воспитания, в качестве его факторов, указывает на материальную и духовную культуру народа, запечатлённую в искусстве быта, праздничных обрядах и обычаях, играх, труде, отношении к природе и родине и т.д. Причём она требует понимания, что таджикские народные танцы, исполнение народных песен «фалак» и музыкальное искусство таджиков должны быть близки по национальному духу и мелодичности звучания. Задача современного общества - обучать молодое поколение правильному пониманию прекрасного в жизни и быту, в особенностях поведения людей и в совершении нравственных, благородных поступков.

Сказители, певцы, народные умельцы издавна учили отличать прекрасное от уродливого, подлинное от фальшивого, безобразное от дурного в поведении людей и окружающей среде, трагическое от комического: радоваться прекрасному, сочувствовать человеку в горе, творить добро. При этом особая роль отводилась историко-героическим, свадебно-обрядовым песням, игре на национальных музыкальных инструментах. Формированию эстетических умений и наклонностей

также способствовало прикладное искусство, его изделия, изготавливаемые руками таджикских женщин (например, сюзане, ковры ручной работы, вязанье джурабов и т.д.). Девочки учились художественному вышиванию и вышивке, изготовлению различных украшений; мальчики - резьбе по дереву, гончарному и ювелирному делу, осуществляя при этом связь эстетического воспитания с трудовым, умственным и физическим развитием. Занимая в системе народного образования особое место, эстетическое воспитание отражало духовно-нравственные ценности народа, выработанные тысячелетиями и имеющие прикладное значение для воспитания современного подрастающего поколения, ориентируя на бережное отношение к нравственному наследию предшествующих поколений и использование его для разносторонней подготовки современной молодёжи к жизни, к труду.

Создание общей теории педагогической культуры невозможно без рассмотрения становления и развития эстетического воспитания. Каждый народ в процессе своего развития создаёт определённый идеал человека, который наряду с морально-нравственными, физическими, умственными и трудовыми качествами обладает эстетической красотой. Подобный эстетический идеал личности являлся конечной целью воспитания и самовоспитания человека, требует постоянного совершенства, выступает в роли ценностного ориентира, стимулируя его развитие. Эстетическое воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных педагогических действий шёл к усложняющейся педагогической деятельности. Сам труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным и более многосторонним. Всё это повлекло за собой прогресс и в воспитании эстетики: постановка целей самому себе и есть конкретное е проявление. Что же касается более высоких целей, то они зарождались в недрах ещё примитивных форм воспитания. Таким образом, само понятие совершенства претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Идея гармонического совершенства личности, в том числе и стремления к эстетической красоте, была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Народная педагогика уделяла особое внимание эстетическому воспитанию личности, формировала в подрастающем поколении любовь к красоте. Ни что иное, как окружающая среда, откладывает в душе человека отпечаток на всю последующую жизнь. И от того, что заложено в нём с самого рождения, зависит его дальнейшее нравственное и эстетическое развитие.

Таджикский народ всегда отличался своим трудолюбием, которое ассоциируется с эстетическим воспитанием. Ведя бытовое хозяйство, он был и гончаром, и плотником, ткачом и портным, сапожником и ремесленником. Труд был не только средством подготовки подрастающего поколения к жизни, но и условием его умственного, нравственного и физического развития. Приобретение трудового опыта было главным в обучении и воспитании. Сочетание трудового и эстетического воспитания проявлялось и в том, что таджики искусно и тонко изготавливали глиняную и деревянную посуду, отделывали окна и двери своих домов узорными рисунками, красиво разукрашивали потолки и стены красивым национальным орнаментом. Всё это положило начало становлению и развитию народных промыслов. Народ искал радость в труде. В подневольной работе радости, конечно, было мало, но эстетика, вносимая в трудовой процесс, облегчала участь дехканина, делала его жизнь полнокровней.

И сегодня, как никогда, следует акцентировать внимание на народное искусство, добрые традиции и обычаи, которые являются не только важными факторами эстетического воспитания, но и сейчас служат помощниками в художественном воспитании. Воспитание любви к национальному фольклору, национальной музыке, родной песне, родному слову и краю важно для развития чувства прекрасного, национальной гордости и патриотизма, совершенствование творческих способностей личности.

Труд помогает человеку лучше познать действительности, он помогает лучше познать и преобразовать природу. Именно в труде вырабатывается и само понятие красоты. Человек может быть счастлив только тогда, когда научиться находить в труде прекрасное. Эту красоту в жизни призван создать сам человек, и от чего он сам становится прекраснее. Особенность человека ещё и в том, что он, только он сам может создать красоту жизни в процессе использования закона красоты: выработать в себе

потребность в творческой деятельности; стремление удовлетворить свои эстетические потребности в создании красивых и полезных предметов.

Закон красоты - это единство красоты и труда. Там, где срабатывает этот закон, в обществе достигается гармония во всём материальном и духовном. Важна в достижении этого вся гамма человеческих эмоций и чувств, которая совершенствуется в труде. Для этого необходимо воспитывать культуру жизни и труда, труда творческого, свободного.

Проводя воспитательную работу с молодёжью необходимо на современном этапе развивать эстетическое чувство, памятуя о том, что эстетика даёт жизнь...

Литература:

1. Арипов М. А. Из истории педагогической мысли таджикского народа. Ч.1. - Душанбе: Ирфон, 1964.

2. Вансков В. В. Что такое искусство? - М., 1988.

3. Выгодский Л. С. Психология искусства. - М., 1968.

4. Диноршоев М. Интервью-диалог «Культурологическое значение Авесты». Изд. Бухори Аджам. - № 6. - Душанбе, 2001.

5. Национальная концепция воспитания в Республике Таджикистан // Воспитание - дело творческое (инструктивно-методические материалы по воспитанию). - Душанбе, 2008.

6. Проблемы языка, культуры, искусства, философии Востока. - Душанбе, 2001.

7. Хаким-заде С. Эстетические взгляды древнеиранских народов в «Авесте» // Проблемы языка, культуры, искусства и философии Востока. - Душанбе, 2001.

8. Эстетика (словарь). - М., 1989.

ПО ЗАКОНАМ КРАСОТЫ: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОБЩЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Авторы статьи отмечают важность эстетического воспитания молодёжи на современном этапе развития и демократизации общества и считают важной необходимостью приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям своего народа. В статье анализируются взгляды различных учёных, поэтов, философов, в произведениях которых раскрываются проблемы эстетического воспитания, а также рассматривается произведение «Авесто», которое является древнейшим письменным памятником таджикского народа.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, любовь к труду, искусство, культура таджикского народа, творчество, культурное наследие, гармония развития личности.

ON THE LAWS OF BEAUTY: AESTHETIC EDUCATION AS AN INTRODUCTION TO THE CREATIVITY AND NATIONAL CULTURE

The authors note the importance of aesthetic education of young people at the modern stage of development and democratization of society and they consider the initiation importance and needof the youngergeneration to the national culture, customs and traditions of the people. The article analyzes the views of various scholars, poets, philosophers, whose works reveal the problem of aesthetic education, and a work of "Avesta" is also given, which is the oldest written manuscriptof the Tajik people.

Keywords: aesthetic education, love of work, art and culture of the Tajik people, creativity, cultural heritage, the harmony of personality development.

Сведения об авторах: Абдуллаева Розия Хакимовна, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по международным отношения Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: roziahon@mail.ru

Базарова Саноат Шукуровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Таджикского государственного института языков имени С. Улугзаде

About authors: Abdullaeva Roziya, PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pro-rector for international relations of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aini.

Bazarova Sanoat, doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the chair ofpedagogical and psychological, Tajik State Institute of Languages named after S. Ulugzoda

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.