Художественная Культура № 2 2020
Поиски и диалоги
УДК 785 ББК 85.31
Ганенко Надежда Сергеевна Зайцева Татьяна Андреевна
По страницам неизданной переписки С.И. Танеева и Мас-ловых: о журнале «Захолустье»
В статье представлены новые сведения, содержащиеся в неизданных письмах С.И. Танеева и Масловых и касающиеся истории любительского журнала «Захолустье» (1876-1889). Переписка эта - одна из самых обширных в эпистолярии Танеева. В ней обсуждается множество сюжетов. Между тем издана она далеко не в полном объеме. Только 53 письма Танеева к Варваре Ивановне и 3 к Федору Ивановичу Масловым опубликованы в 1951 году и представляют библиографическую редкость. Остальные - хранятся в архивах (большинство - в РГАЛИ, Москва).Рассматриваются взаимоотношения Танеева и Масловых, а это пять братьев и сестер (Федор, Николай, Варвара, Анна, София). При их активном участии зародилась идея создания рукописного журнала «Захолустье». Для этого любительского издания Танеев написал более 60 произведений различных жанров, 46 из которых удалось нам обнаружить. Часть из них (11 миниатюр) и сегодня остается в рукописях, будучи неизвестной в танеевиане. Большинство юмористических произведений написано «по случаю»: приведены некоторые факты из жизни композитора и его друзей Масловых. Подчеркнута роль псевдонимов, используемых не только в журнале, но и в письмах друзей. Представлены фрагменты писем Танеева к Варваре Ивановне Масловой, Софьи Ивановны и Анны Ивановны к композитору, в которых рассказывается о содержании несохранившихся номеров журнала, в частности, специально написанных для «Захолустья» рисунков В. Маковского. Приведены сведения об истории создания ранее неизвестного поэтического произведения Танеева - «Идиллии».
Ганенко Надежда Сергеевна
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербургской Духовной академии, Санкт-Петербург ORCID Ю: 0000-0003-1162-7119 [email protected] Зайцева Татьяна Андреевна
Доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургской Духовной академии, Санкт-Петербург ORCID Ю: 0000-0001-8971-7558 [email protected]
Ключевые слова: Сергей Танеев, Масловы, журнал «Захолустье», рукопись.
Ganenko Nadezda S.
PhD, associate professor of Piano Chair and Methods of Teaching Piano Department of Saint Petersburg State Rimsky-Korsakov Conservatory, Saint Petersburg Theological Academy Saint Petersburg ORCID ID: 0000-0003-1162-7119 [email protected] Zaitseva Tatyana A.
Doctor of Arts, Honored worker of culture of the Russian Federation, professor of Saint Petersburg State Rimsky-Korsakov Conservatory, Saint Petersburg Theological Academy Saint Petersburg ORCID ID: 0000-0001-8971-7558 [email protected]
Key words: Sergei Taneyev, Maslovs, Zakholystie magazine, autograph.
Ganenko Nadezda S., Zaitseva Tatyana A.
According to the Pages of the Unpublished Correspondence of S.I. Taneyev and Maslovs: About the Zakholystie Magazine
The article presents a new information contained in unpublished letters of S.I. Taneyev and Maslovs concerning the history of the Zakholystie magazine (1876-1889). This correspondence is one of the most extensive in Taneyev's epistolary. It discusses many subjects. Meanwhile, it is not published in full. Only 53 of Taneyev's letter to Var-vara Ivanovna and 3 to Fyodor Maslov, published in 1951, and represent a bibliographic rarity. The rest are stored in archives (the majority in RGALI, Moscow). The relationships between Taneyev and Maslovs (Fyodor, Nicholas, Varvara, Anna, Sofia) are discussed. With their active participation, the idea of creating Zach-olystie manuscript magazine was born. For this edition Taneyev wrote more than 60 works of various genres, 46 of which we managed to find. Some of them (11 miniatures) still remain in manuscript, being unknown in tanielian.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-012-0014Л19.
Переписка С.И. Танеева и Масловых - богатейший источник сведений о жизни и творчестве великого русского композитора. Масловы, а это пять братьев и сестер (Федор, Николай, Варвара, Анна, Софья), входили в «ближний круг» Танеева. Дружбу с Сергеем Ивановичем, зародившуюся еще в юности(1), они пронесли через всю жизнь, поддерживая друг друга в непростых жизненных обстоятельствах.
Их переписка, едва ли не самая обширная в эпистолярном наследии Танеева, насчитывает более 250 писем, записок, телеграмм и охватывает период с 1880 по 1913 годы. Между тем лишь 53 письма Танеева к Варваре Ивановне и 3 к Федору Ивановичу Масловым опубликованы. К тому же, изданные последний раз почти 70 лет назад (в 1951 году), письма эти ныне представляют библиографическую редкость(2) [7].
В архиве РГАЛИ хранится 82 письма и 30 записок Танеева к Варваре Ивановне Масловой и 35 писем В.И. Масловой к композитору, а также 40 писем и 13 записок Анны Ивановны, 22 письма, 2 телеграммы и 2 записки Софьи Ивановны, 6 писем, 4 телеграммы и 5 записок Федора Ивановича к Танееву. В них обсуждается множество сюжетов: описываются впечатления от путешествий, концертов. Танеев рассказывает о своих сочинениях, состоянии здоровья, друзья делятся новостями, касающимися общих знакомых и даже подробностей ремонта квартиры, и др.
Остановимся на тех письмах, в которых приводятся новые сведения, относящиеся к истории журнала «Захолустье». Тем более что в литературе о Танееве сведений о журнале немного(3). Между тем сотрудничество композитора с журналом - важный раздел его твор-
(1) П.И. Чайковский и Федор Иванович Маслов с 1852 по 1859 год обучались в Училище правоведения, а Владимир Иванович Танеев (старший брат Сергея Ивановича) окончил это же училище чуть позднее, в 1861 году.
(2) Попытка переиздать ряд писем Танеева и Чайковского осуществилась в 2015 году усилиями Г.У Лукиной [4, с. 277-310].
(3) Разные авторы называют приблизительное число произведений Танеева для «Захолустья». Впервые только шесть завершенных, но неизданных «захолустных» романсов представил в статье 1916 года Б. Асафьев [2]. Далее С. Попов привел основные сведения о 32 неизданных произведениях (1925) [5]. Л. Корабельникова в исследовании рассмотрела некоторые стилистические особенности пяти «захолустных» миниатюр, из которых лишь одно не издано (1986) [3]. При этом ни один автор не упомянул о существовании не только завершенных, но и неоконченных произведений.
Ганенко Надежда Сергеевна, Зайцева Татьяна Андреевна
По страницам неизданной переписки С.И. Танеева и Масловых: о журнале «Захолустье»
ческой биографии. Не существует работы, в которой рассматривались бы все произведения композитора, созданные специально для «Захолустья». Нет издания, включающего все известные «захолустные» сочинения Танеева.
Напомним: любительский рукописный журнал выходил в свет в имении Масловых Селище, в шутку названном «Захолустье», в период с 1876 по 1889 год. Выпуски журнала, к сожалению, не сохранились. Об их содержании узнаем из воспоминаний, писем современников, а также нотных автографов «захолустных» миниатюр Танеева. «В этом журнале были самые разнообразные отделы: лингвистический, географический, литературный, исторический, музыкальный», - вспоминает один из последних учеников Танеева Пантелеймон Васильев [1, с. 299].
Сергей Иванович с удовольствием участвовал в создании номеров юмористического издания. Музыкальные произведения разных жанров, которыми композитор украшал любительский альманах, входили в приложения к журналу. Благодаря авторской нумерации большинства миниатюр мы можем составить представление о количестве «захолустных» сочинений, часть из которых до сих пор не найдена или утеряна(4). На сегодняшний день нами обнаружено 46 произведений, при том что композитором создано больше 60. Часть из них (11 миниатюр) и сегодня остается в рукописях, будучи неизвестной в танеевиане. Быть может, некоторые из пьес остались на руках у друзей и участников любительского издания, о чем упоминает и сам Танеев в письме к Варваре Ивановне Масловой от 28 августа 1885 года: «Вечер закончился исполнением принесенных Маковским захолустных произведений...» [7, с. 395].
Активная работа над журналом проходила преимущественно в летние месяцы. Его выпуски посвящались событиям из жизни обитателей имения. С особой торжественностью готовился июльский номер, в котором отмечались главные праздники лета - день рождения Федора Ивановича - 15 июля, годовщина журнала и открытие Пинакотеки(5) - 18 июля.
(4) Авторские ремарки выполнены в левом верхнем углу листа словно по диагонали «Приложение к „Захолустью" (с указанием года)», «Собрание сочинений Э. Н. № (с указанием номера)». Э. Н. - инициалы псевдонима Танеева - Эхидон Невыносимов.
(5) Пинакотека, по мнению Сергея Ивановича, - это Храм искусств, по образцу академии,
Все авторы журнала имели псевдонимы, отражающие особенности их характера и поведения. Так, например, Федор Иванович Маслов был Крючкотвором или Эвклидом, Николай Иванович - полковником Горлопановым или Колушкой, Варвара Ивановна - графиней Рисуевой, художник Владимир Егорович Маковский - Немвродом Плодовито-вым, соседка по имению Александра Ивановна Алексеева - маркизой де Фиджи. «Танеева прозвали „Эхидон Невыносимов", или просто „Эхидон", - за его занозистые остроты», - вспоминает З. Савелова, отдыхавшая в Селище в 1881 году [6, с. 62]. Сергей Иванович любил устраивать всевозможные розыгрыши, слыл мастером ироничных каламбуров. Прекрасно сочиняя юмористические стихи, Танеев порой использовал их в своих музыкальных произведениях. Так, из 39 вокальных миниатюр, написанных для «Захолустья» (романсов, ансамблей, хоров), в 11 композитор предположительно выступил в роли автора и музыки, и слов. Кроме того, он создал драматическую интермедию «Появление Аполлона» (16 июля 1886) - пьесу в стихах, включающую всего один музыкальный номер - терцет басов(6).
Шуточный стиль общения перетекал со страниц «Захолустья» и в переписку друзей, где они обращались друг к другу именно с помощью псевдонимов. Вот пример, один из многих:
«Радуюсь выздоровлению Анны Ивановны, кланяюсь всем и остаюсь искренно преданный Вам, Графиня.
Эхидон»(7).
Это письмо 1882 года адресовано Варваре Ивановне Масловой -графине Рисуевой. В подобном ключе Танеев не раз завершает свои послания 1880-х годов - периода активного увлечения журналом.
В рукописях «захолустных» произведений композитор подписывается по-разному: «Художник Невыносимов», «Эхидон Ядовитов», «Эхидон Невыносимов». Нередко он ограничивается инициалами «Э. Н.». В дальнейшем композитор вернется к своей традиционной подписи. В то время как псевдонимы других «сотрудников» журнала приживутся надолго. «Вчера вечером приехала маркиза», - сообщает
«...которая была во Флоренции у Медичисов, в садах которых сходились художники разных профессий» [7, с. 103].
(6) Произведение не издано.
(7) Цит. по: РГАЛИ Ф № 880, оп. № 1, ед. хр. № 61.
в письме Танееву от 27 июня 1885 года Софья Ивановна Маслова(8). Спустя шесть лет, 28 июля 1891 года, она упоминает вновь: «...15-го вечером приехала маркиза»(9). Вероятно, приезды и отъезды соседки Александры Ивановны Алексеевой становились всегда некими событиями в размеренной деревенской жизни обитателей Захолустья. Их по-своему, живо и со свойственным ему юмором, отметил Танеев, посвятив хор «Фиджи» - первый из «Двух триумфальных хоров для въезда гостей» (1879 год, не издан), а также «Мадригал» (терцет для сопрано, альта и баса) и «Серенаду на отъезд маркизы де Фиджи» (во второй версии романс «Не ветер, вея с высоты» ор. 17) соответственно приезду и отъезду Алексеевой летом 1884 года(10).
Подчеркнем: ряд «захолустных» миниатюр Танеев создавал именно «по случаю», что отражено в самом названии пьес. Таковы, например, опубликованные посмертно «Большой Торжественный марш (Jubel March) в 4 руки по случаю дня рождения Графини Рисуевой» (3 апреля 1879), «Кадриль в память торжественного празднования трехлетнего юбилея журнала „Захолустье" и открытия Пинакотеки» (18 июля 1879), «Марш, написанный по случаю победы, одержанной П.И. Танеевым в Москве, во время катания яиц на Пасхе в 1881 году» (24 апреля 1881) и др. До сих пор остаются неизданными «Два триумфальных хора для въезда гостей» (1879), «Четырехголосная фуга. По случаю торжественного въезда полковника Горлопанова в столицу» (15 декабря, год не указан).
Как видно из авторских ремарок и датировки в рукописях, композитор сочинял произведения для журнала как в Селище, так и не находясь в «Захолустье». Тем не менее, будучи мысленно с друзьями в дорогом для сердца месте, Танеев участвовал в подготовке очередного выпуска и давал советы в письмах. Так, проводя лето 1880 года во Франции, Сергей Иванович не забывает о «Захолустье». В трех письмах, адресованных Варваре Ивановне Масловой, он описывает процесс создания ранее даже не упоминавшегося в литературе произведения - «Идиллии». Приведем эти письма.
(8) Цит. по: РГАЛИ Ф № 880, оп. № 1, ед. хр. № 343.
(9) Цит.по: РГАЛИ Ф № 880, оп. № 1, ед. хр. № 343.
(10) «Мадригал» датирован июнем 1884 года, а рукопись «Серенады на отъезд маркизы де Фиджи» - 16 июля 1884 года.
«Ипор, 26 июля!
Нов.Стиля
1880
Графиня!
Страшная тайна наконец раскрыта. Окончание „Идиллии" послано мною заказным письмом Крючкотвору. Зная, как Вы интересуетесь всем, что имеет отношение к великому и прекрасному, я счел долгом уведомить Вас об этом важном событии в мире искусства. Я посылаю ее с намерением усугубить торжественность празднества, которое будет дано (в чем я ни минуты не сомневаюсь) в память открытия пинакотеки. Но, предупреждаю Вас, узнать „Идиллию" можно не прежде, как по выходе номера „Захолустья", что вполне зависит от Крючкотвора. Поощряйте же его к этому благородному подвигу!
Да докажет он на деле, что его сочувствие к празднику науки и искусства не ограничивается словами, но выражается поступками, дарующими человечеству новые драгоценные творения.
Остаюсь,
Графиня,
Готовый к услугам
Вашим
Эхидон»(11).
Из содержания этого письма не ясно, «Идиллия» - музыкальное или поэтическое произведение. Однако уже в следующем послании, от 5 августа, становится понятно, речь идет о стихотворении. Поглощенный замыслом «Идиллии», Танеев ищет поддержки и своих друзей - первых слушателей и исполнителей «захолустных» опусов.
«Графиня!
Я только что вчера отыскал Ваше письмо. Причина этому ошибочный адрес, который я Вам послал, написав, что нахожусь в Hotel Tongard, тогда как на самом деле живу в Hotel de la Plage(12).
Письмо Ваше меня несколько тревожит. Я вижу из него, что 16 июля, т.е. два дня до торжества открытия Пинакотеки, получено только
(11) Цит. по: РГАЛИ Ф № 880, оп. № 1, ед. хр. № 61.
(12) Тексты писем публикуются в современной орфографии и пунктуации с сохранением особенностей подлинников (принципы размещения корреспондентами обращений, подписей, дат). Подчеркивания выполнены автором.
По страницам неизданной переписки С.И. Танеева и Масловых: о журнале «Захолустье»
первое мое произведение, а „Идиллия", посланная мною к этому дню, еще не приходила. Уведомьте меня, пожалуйста, как прошел этот день.
<...>
Напишите, пожалуйста, какое впечатление произвела „Идиллия", что говорят о ней в публике и какого мнения редакция журнала. Я ее писал 1 ^ дня беспрерывно и мне очень интересно знать, оценена ли она.
Главное. Если вышел номер журнала, то что в нем находится помимо моих присылок. Есть ли капитальные прозаические вещи?
Посылая свои вещи, я писал, чтобы до обнародования они были исключительно читаемы Крючкотвором и Горлопаном, думая, что они единственные лица, составляющие в настоящее время редакцию. Нет надобности упоминать, что в число лиц, читающих мои присылки до появления их в журнале [нрзб] был включен наш гениальный Генерал Я.(13), подпора Захолустья, известие о присутствии которой у Вас было для меня приятным сюрпризом. Долго ли он пробудет в Селище? Я имею намерение заехать на два или на три дня к Вам до отбытия в Москву, где я должен быть 26-го Августа.
<...>
Мои всем поклоны»(14).
«Первым произведением», скорее всего, был романс «Голос в ле-су»(15). В его рукописи выставлены не только датировка, но и порядковый номер: «Собр[ание] сочин[ений] / Э[хидона] Н[евыносимого] № 28»; «Приложение к „Захолустью" № 28, 1880 год». Предыдущий вокальный терцет «Я в гроте ждал тебя» (стихи А.Н. Майкова) под № 27 написан в марте 1880 года: «Собрание / сочинений / Э[хидона] Н[евыносимого] № 27»; «Эхидон Невыносимов / 27 марта 1880. / Москва». Следовательно, «Голос в лесу» сочинен уже после 27 марта 1880 года. 26 августа сочинен вокальный квартет «Лечь бы в кровати» (стихи предположительно С.И. Танеева): «Собр[ание] сочин[ений] / Э[хидона] Н[евыносимого] № 29»; «26 августа 1880 года».
(13) Генерал Я. - псевдоним Сергея Михайловича Языкова.
(14) Цит. по: РГАЛИ Ф № 880, оп. № 1, ед. хр. № 61.
(15) Романс написан на стихи А.Н. Майкова, посвящен Виконту Строекур де Сан-Суси -псевдоним П.И. Бонч-Бруевича.
Вероятно, об «Идиллии» рассказывает Танеев и Чайковскому в письме от 6 августа: «Недавно я послал в Селище окончание давно начатой поэмы. Оно заключало в себе 148 стихов. Я писал его в течение ^ дня...» [7, с. 56].
Однако в июльский номер журнала «в память открытия Пинакотеки» «Идиллия» включена не была из-за опоздания письма. Быть может, именно поэтому в следующем послании от 7 августа, получив переписанный выпуск журнала, Танеев «Идиллию» даже не упоминает. В другой выпуск журнала она скорее всего также не вошла уже по просьбе самого композитора:
«P.S. Я бы желал повременить выпускать в свет „Идиллию". Об этом я пишу Крючкотвору. Поощряйте его к выпуску номера, но не настаивайте на Идиллии, чем искренно обяжите.
Преданный
Вам
Эхидон»(16).
Похоже, что Танеев, будучи крайне требовательным к своим музыкальным сочинениям(17), подверг строгой критике и стихотворную «Идиллию».
Ценные сведения о содержании журнала, о желательных переменах в его облике находим в уже упомянутом письме Танеева от 7 августа 1880 года.
«Графиня!
Примите мою благодарность за переписку и присылку номера журнала. Тотчас по получении Вашего письма велел приносить по утрам вместо шоколаду - кофе. Так велико мое уважение к Вашим медицинским познаниям. Я второй день в море не купаюсь, ибо испытываю судьбы нападки и нахожусь в крапивной лихорадке. <...> Сижу второй день дома и от времени до времени перечитываю „Захолустье". Получив от Петра Ильича письмо, написал немедленно ответ на 26
(16) Цит. по: РГАЛИ Ф № 880, оп. № 1, ед. хр. № 61.
Письмо не датировано. Из его содержания можно предположить, что написано оно 17 или 18 августа 1880 года.
(17) Напомним, что первым опусом Танеев обозначает кантату «Иоанн Дамаскин» (1884).
страницах(18). Передайте это Анне Ивановне. Погода бурная: ветер дует и море бушует.
Следовало бы Вам, пользуясь тем, что Вы сделали успехи в живописи, принести свою лепту в „Захолустье", нарисовав масляными красками или акварелью больших размеров картину вроде „вывески". О сюжете переговорили бы с Крючкотвором. Древние греки награждали своих граждан за подвиги картинами, на которых эти подвиги были изображены. Не мешало бы этот обычай ввести в Захолустье. Нечего и говорить, что честь писать такие картины выпала бы исключительно на Вашу долю. Эхидон!»(19)
Пока остается не известным, осуществились ли иллюстрации Варвары Ивановны, о которых писал Танеев. Но то, что зарисовки В. Маковского - учителя живописи В.И. Масловой - входили в выпуски журнала, можно утверждать с уверенностью. Об этом - в письме Анны Ивановны Масловой к Танееву от 1885 года.
«Милый Сережа. Письмо Ваше от 19 июля получили только сегодня. У нас событий было множество: во-первых уехала Софья(20), от нее уже получили письмо из Одессы. Пишет, что чувствует себя хорошо. Потом
18 числа вышел номер „Захолустья" - маленький, но хорошенький.
19 приехал В[нрзб] Плодовитов с сыном Сашей. <...> Вчера вышел еще номер „Захолустья" маленький, но хорошенький* с картинками художника Плодовитова. 5 картин посвящено Вашему путешествию с Буховцевым. Одна картина лучше другой. Подробностей не буду объяснять, чтобы Вас заинтересовать, чтобы Вы приехали хотя бы дня на два в Селище, посетите нас.
* Это Федор в качестве пятого игрока, разбирая Александры карты, говорил: „Игра маленькая, но хорошенькая"»(21).
Неизданная переписка Танеева и Масловых не только проливает свет на историю их взаимоотношений, но содержит ценные сведения о любительском журнале и произведениях Танеева для «Захолустья». Из трех писем композитора к В.И. Масловой узнаем о ранее неизвест-
(18) Вероятно, это письмо Танеева от 6 августа 1880 года. Издано [7 с. 53-56].
(19) Цит. по: РГАЛИ Ф № 880, оп. № 1, ед. хр. № 61.
(20) Софья Ивановна Маслова - одна из сестер Масловых.
(21) Цит. по: РГАЛИ Ф № 880, оп. № 1, ед. хр. № 341.
ном поэтическом опусе Танеева - «Идиллии». О содержании выпусков журнала, включающих стихотворения, иллюстрации, музыкальные миниатюры, читаем также в письмах друзей.
Мы затронули лишь один сюжет, связанный с журналом «Захолустье». Впереди - подробное изучение и публикация всей переписки Танеева и Масловых.
Список литературы:
1 Васильев П. Воспоминания о Танееве// Новое о Танееве. К 150-летию со дня рождения / сост. Е.В. Фетисова, научн. ред. М.В. Есипова, М.П. Рахманова. М.: ООО «Дека-ВС», 2007 С. 285-301.
2 Глебов И. Романсы С.И. Танеева // Музыкальный современник. Петроград, 1916. 25 с.
3 КорабельниковаЛ. Творчество С.И. Танеева: историко-стилистическое исследование. М.: Музыка, 1986. 296 с.
4 Лукина ГУ. Творчество С.И. Танеева в свете русской духовной традиции. М.: Композитор, 2015. С. 277-310.
5 Попов С. Неизданные сочинения и работы С.И. Танеева // С.И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни / сост. К. Кузнецов. М.-Л.: Музгиз, 1925. С. 109-186.
6 Слуцкая Т. «Очень хочется в Селище...» (Танеев и семья Масловых) // Новое о Танееве. К 150-летию со дня рождения / сост. Е.В. Фетисова, научн. ред. М.В. Есипова,
М.П. Рахманова. М.: ООО «Дека-ВС», 2007 С. 57-68.
7 П.И. Чайковский, С.И. Танеев. Письма / сост. и ред. В.А. Жданов. М.: Госкультпросветиздат, 1951. 555 с.
References:
1 Vasil'ev P. Vospominaniya o Taneeve [Memoirs about Taneyev]. Novoe o Taneeve. K 150-letiyu so dnya rozhdeniya [New about Taneyev. To the 150th anniversary of birth]. Comp. E.V. Fetisova, eds. M.V. Esipova, M.P. Rahmanova. Moscow, OOO "Deka-VS" Publ., 2007, pp. 285-301. (In Russ.)
2 Glebov I. Romansy S.I. Taneeva [Romances by S.I. Taneev]. Muzykal'nyjsovremennik. Petrograd, 1916. 25 p. (In Russ.)
3 Korabel'nikova L. Tvorchestvo S.I. Taneeva:istoriko-stilisticheskoeissledovanie [Works by S.I. Taneev: historical and stylistic research]. Moscow, Muzyka Publ., 1986. 296 p. (In Russ.)
4 Lukina G.U. Tvorchestvo S.I. Taneeva v svete russkoj duhovnoj tradicii [Works by S. I. Taneyev in the light of Russian spiritual tradition]. Moscow, Kompozitor Publ., 2015, pp. 277-310. (In Russ.)
5 Popov S. Neizdannye sochineniya i raboty S.I. Taneeva [Unpublished works by S.I. Taneev]. S.I. Taneev. Lichnost', tvorchestvo idokumenty ego zhizni [S.I. Taneev. Personality, works and documents of his life]. Ed. K. Kuznecov. Moscow, Leningrad, Muzgiz Publ., 1925, pp. 109-186. (In Russ.)
6 Sluckaya T. "Ochen' hochetsya v Selishche..." (Taneev i sem'ya Maslovyh) ["I really want to go to Selishche..." (Taneyev and the Maslov family)]. Novoe o Taneeve. K 150-letiyu so dnya rozhdeniya [New about Taneyev. To the 150th anniversary of birth]. Comp. E.V. Fetisova, eds. M.V. Esipova, M.P. Rahmanova. Moscow, OOO "Deka-VS" Publ., 2007, pp. 57-68. (In Russ.)
7 P.I. Chajkovskij, S.I. Taneev. Pis'ma [P.I. Tchaikovsky, S.I. Taneyev. Letters]. Ed. V.A. Zhdanov. Moscow, Goskul'tprosvetizdat Publ., 1951. 555 p. (In Russ.)