Научная статья на тему 'По следам публикации неизвестных ранее текстов Елены Рерих'

По следам публикации неизвестных ранее текстов Елены Рерих Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНИХЕЙСТВО / РЕРИХОВСКАЯ СЕКТА / САКРАЛИЗАЦИЯ / НОВОЕ ЯЗЫЧЕСТВО / КУЛЬТ / НОВЫЙ ВЕК / ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / АГНИ-ЙОГА / ЖИВАЯ ЭТИКА / ИЗМЕНЕНИЕ СПОСОБА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыбак Кирилл Евгеньевич, Избачков Юрий Сергеевич

Наблюдения за поведением членов одного из направлений рерихианства (разновидность неоязычества) привели к выводу об определяющем влиянии личных установок членов групп на дальнейшее развитие их вероучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «По следам публикации неизвестных ранее текстов Елены Рерих»

4. Козинцев А.Г. Опыт обобщенной оценки культурной динамики на многослойных памятниках (по материалам энеолитических крепостей Закубанья) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2017. Т. 45. № 1. С. 62-75.

References

1. Chechenov I.M. A brief sketch of primitive archeology of the North-Western and Central Caucasus (Stone Age and Eneolit) // Arheologiya i etnologiya Severnogo Kavkaza. Sbornik nauchnyh trudov. Nalchik, 2012. Issue 1. P. 5-41.

2. Tsalkin VI. The variability of metapodia and its significance for the study of ancient cattle // Byulleten Moskovskogo obshchestva izucheniya prirody. Seriya biologicheskaya. Moscow, 1960. № 1. P. 29-31.

3. Nekhaev A.A. New settlement of the Maykop culture // Questions of archeology of Adygea. Maykop, 1983. P. 16-32.

4. Kozintsev A. G. Experience of a generalized assessment of cultural dynamics on multi-layered monuments (based on materials of the Eneolithic fortresses of the Kuban region) // Arheologiya, etnografiya i antropologiya Evrazii. 2017. V. 45. № 1. P. 62-75.

УДК 008

К.Е. РЫБАК, Ю.С. ИЗБАЧКОВ

ПО СЛЕДАМ ПУБЛИКАЦИИ НЕИЗВЕСТНЫХ РАНЕЕ ТЕКСТОВ ЕЛЕНЫ РЕРИХ

Рыбак Кирилл Евгеньевич, доктор культурологии, руководитель центра изучения и проектирования музеев Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Москва, Берсеневская набережная, 20), rybak@mkrf.ru

Избачков Юрий Сергеевич, свободный исследователь (Москва, Берсеневская набережная, 20), strax5@list.ru

Аннотация. Наблюдения за поведением членов одного из направлений рерихианства (разновидность неоязычества) привели к выводу об определяющем влиянии личных установок членов групп на дальнейшее развитие их вероучения.

Ключевые слова: манихейство, ^ериховская секта, сакрализация, новое язычество, культ, Новый Век, психология религии, Агни-Йога, Живая Этика, изменение способа вероисповедания.

UDC 008

K.E. RYBAK, Yu.S. IZBACHKOV

IN THE WAKE OF PUBLICATION OF A PREVIOUSLY UNKNOWN TEXTS BY ELENA ROERICH

Rybak Kirill Evgenyevich, PhD (Culturology), head of the center for study and design of museums of the Russian scientific and research institute of cultural and natural heritage n.a. D.S. Likhachev (20, Bersenevskaya emb., Moscow), rybak@mkrf.ru

Izbachkov Yuriy Sergeevich, free researcher (20, Bersenevskaya emb., Moscow), strax5@list.ru

Abstract. Observing the behavior of the members of one directions of the Roerich's doctrine (a kind of neo-paganism) has led to the conclusion of the determining influence of personal attitudes of the team members to further develop their creed.

Keywords, manichaeism, Roerich's sect, sacralization, new paganism, worship, New century, psychology of religion, Agni yoga, Living Ethics, changing the way of religion.

Бурные события ХХ века, мировые войны, стремительное развитие технологий и, как следствие, расширение способов доступа и доведения информации привели к за-

рождению эклектического движения «Новый Век» (New Age), реализовавшегося под видом культурологических, образовательных и досуговых программ, а по сути являющихся синкретическими оккультными и эзотерическими практиками. В орбите этого движения оказались организации, определенно связанные именно с русскоговорящей средой, например, многочисленные группы почитателей учения «Живой Этики», еще именуемого «Агни Йогой».

«Живую Этику» можно описать как псевдоэкуменическую систему, совмещающую в себе реминисценции христианства, буддизма, манихейства1, а также культа науки и технического прогресса. Это учение сосредоточено на аспектах нравственного самосовершенствования, подготовке к скорому прибытию на Землю космических сил, что ознаменует новый виток эволюционного развития человечества.

В рериховской среде доминировало направление, сложившееся вокруг Международного центра Рерихов2 и его лидера Людмилы Шапошниковой. Факторами, которые способствовали потере позиций этого направления в рериховской среде, послужили: прекращение финансирования Центра Рерихов ключевым спонсором; смерть Л.В. Шапошниковой и, как следствие, потеря связей во властных кругах; утрата Центром Рерихов прав пользования зданиями, являвшимися своего рода «Храмом»; публикация неизвестных ранее записей Е.И. Рерих.

Семья Николая Рериха (супруга Елена Ивановна Рерих, два сына Юрий и Святослав) оказались в вынужденной эмиграции после событий 1917 года. Много путешествуя по миру, они вели активную общественную деятельность, в том числе в странах Центральной Азии, Европы и Америки и в итоге осели в Индии.

Николай и Святослав Рерихи были плодовитыми художниками. Однако не только художественное мастерство определило известность семьи Рерихов. Их философские взгляды, в первую очередь оккультно-мистическое учение, основанное на контактах Елены Ивановны Рерих с «Учителями», в целом были слабо восприняты русской эмиграцией, но получали поддержку отдельных восторженных сторонников, выступивших активными пропагандистами учения.

Записи Елены Рерих были переданы Святославом Рерихом советскому народу в лице «Советского фонда Рерихов» (СФР), но в силу исторических перипетий в России конца 1980-1990-х годов и распада СССР оказались «под спудом» Центра Рерихов, которым руководила Л.В. Шапошникова. Обладание этой организацией картинами и архивом оспаривалось изначально, судебные процессы шли вплоть до 2014 года, когда притязания Центра Рерихов на обладание этими ценностями были опровергнуты.

Увлечение Л.В. Шапошниковой рериховской темой вначале носило сугубо рабочий характер. Так, в 1972 году она приняла участие в юбилейной научной сессии, посвященной Ю.Н. Рериху, в 1973 году выступала с докладом «Научная деятельность Н.К. Рериха в Индии» на Ломоносовских чтениях, а в 1976 году участвовала в «Рериховских чтениях», организованных Институтом истории Новосибирского отделения АН СССР. Поскольку Шапошникова контактировала со Святославом Рерихом в Индии, это стало весомым аргументом в ходе ее вывода в лидеры рериховского движения.

К концу 1980-гг. в СССР сформировывалась сеть из многочисленных рериховских групп, центром притяжения которых стал СФР, обладавший художественным и литературным наследием Рерихов, в том числе записями Елены Рерих. Зная сильные и

1 Хотя создатели «Живой Этики» вряд ли выводили свое учения из манихейского канона. Но связь «Живой Этики» с манихейством прослеживается.

2 Международная общественная организация «Международный центр Рерихов» (далее МЦР) -юридическое лицо российского права, международный характер ее деятельности придает наличие филиала в Болгарии с одним штатным работником, а также наличие в качестве членов организации нескольких лиц, проживающих в Латвии, Украине, Белоруссии, Германии.

слабые стороны энтузиастов рериховского движения и используя свой опыт партийной и общественной работы, Л.В. Шапошникова создала совместно с учредителями из США, Болгарии и Эстонии новую организацию - МЦР.

В сознании адептов «Живой Этики» картина мира представляет собой постоянную битву Света и Тьмы. Каждое действие человека на Земле рассматривается через призму этой борьбы. Каждодневное следование заветам Учителей помогает приближает победу Света.

Среди ряда адептов «Живой Этики», особенно следовавших за Л.В. Шапошниковой и разделявших ее воззрения, встал вопрос о ключевой роли своего бывшего лидера или как они говорят, о «Фокусе космической иерархии». Ей начинают приписывать роль предначертанного свыше толкователя, который должен был свести воедино «канонические» книги учения и неопубликованные записи Елены Рерих. Наблюдая ситуацию в целом, приходим к выводу, что ключевую роль в развитии рериховского учения играет понимание этого учения его сторонниками, которые живут в настоящее время.

В отношении же непосредственных сторонников Центра Рерихов наблюдается еще один интересный феномен: в их глазах Шапошникова все больше воспринимается не просто человеком, а своеобразным пророком учения. Процесс сакрализации начался практически сразу после смерти. В этом есть важный аспект. Олицетворяя Л.В. Шапошникову с махатмой, ее последователи наполняют свою жизнь смыслом, сопричастностью к человеку, рассуждения которого способны изменить эволюцию человечества. Может быть, это связано с опасениями признаться себе, что они, видимо, безосновательно длительное время тратили свои возможности и способности.

В дискуссиях рериховцы часто в качестве аргументов приводят ссылки на книги «Живой Этики» и переписку Елены Рерих с разными корреспондентами. Хотя это учение претендует на оформленную нравственно-философскую систему с выделенными ценностями, но по широкому кругу вопросов в книгах «Живой Этики» содержится много неясных, противоречивых положений, что делает возможным привлекать их в качестве обоснования разных позиций, не говоря уже о разном толковании одних и тех же фраз, записанных Еленой Рерих.

Тем не менее рериховцы не оспаривают фраз, «услышанных» и записанных Еленой Рерих, поскольку она для них непререкаемый авторитет. В последнее время мы наблюдаем в дискуссиях сторонников Центра Рерихов отсылки теперь уже к трудам Шапошниковой в качестве решающего аргумента в споре.

Показательно, что при жизни Шапошниковой и несколько позже ее смерти такого «учительского» авторитета у нее не было. Теперь же по ряду вопросов, особенно касающихся текущей ситуации, взаимоотношений с государством, авторитет суждений Шапошниковой выше, чем соответствующие высказывания Рерихов. Именно в трудах Шапошниковой сторонники Центра Рерихов ищут обоснования своих доводов по текущему моменту. Возможно, в таком поведении сподвижников Шапошниковой может проявляться сильное эмоциональное переживание, связанное с их отношением к ней в последние годы ее жизни. С конца 2000-х годов активность Шапошниковой как пропагандиста и популяризатора «Живой Этики» стала снижаться; между собой члены организации стали пренебрежительно относиться к ней, учитывая ее возрастные особенности3.

Когда Шапошникова умерла, у многих из тех, кто ее знал, могло наступить раскаяние, тем более что она ассоциировалась в их сознании с личным благополучием: для многих из Центра Рерихов Шапошникова была личным благотворителем, приютившим отвергнутых обществом людей в своей организации. Шапошникова давала им ощущение безопасности от недругов, а когда эта безопасность исчезла, наступила естественная реакция человеческого сознания вернуть прежнее состояние. Слишком сильная эмоцио-

3 Свидетельства лиц, трудившихся в ту пору в Центре Рерихов.

нальная связь с руководителем своей организации, возможно, со временем гипертрофировалась в представление о «внеземных» возможностях бывшего лидера Центра Рерихов. Тем самым некоторые адепты «Живой Этики» пытаются приписать Л.В. Шапошниковой некие свойства, присущие учителям-махатмам.

На примере сторонников Центра Рерихов наблюдаем, как из простого человека, кандидата наук, человеческое сознание очень быстро способно создать образ сверхмирской личности. Чем большие трудности испытывают члены организации после смерти Шапошниковой, тем больше в их глазах она превращается в духовного учителя.

Наблюдаем также, как совокупность внешних по отношению к существу религии причин меняет характер следования религиозному учению и приносит в него новые элементы. На наших глазах происходит изменение существа небольшого религиозного течения, его наблюдение может дать полезные сведения для понимания развития религиозной мысли в целом. И мы полагаем, что ключевую роль в этом играет психология религии - процессы, происходящие в сознании последователей религии в текущий момент.

Литература

1. Кузнецов А.И. «Живая Этика» в интерпретации Л.В. Шапошниковой // Журнал института наследия (Сетевое научное рецензируемое издание). 2018. № 3 (14).

2. Шапошникова Людмила Васильевна. URL: http://www.gpedia.com/ru/gpedia/ Ша-пошникова,_Людмила_Васильевна

3. Анненко А. МЦР - чисто российская история. URL: https://www.proza.ru/2014/ 08/06/209

4. Шапошникова Л.В. Борьба рабочего класса Индии за руководящую роль в национально-освободительном движении накануне Второй мировой войны (1934-1939): автореферат дис. ... канд. ист. наук. Москва, 1954.

5. Вышла в свет книга Л.В. Шапошниковой «Дороги джунглей». URL: http:// www.museum.ru/N64047

References

1. Kuznetsov A.I. «Living Ethics» in the interpretation of L.V. Shaposhnikova // Zhurnal instituta naslediya (Setevoe nauchnoe retsenziruemoe izdanie). 2018. № 3(14).

2. Shaposhnikova Lyudmila Vasilyevna. URL:

http://www.gpedia.com/ru/gpedia/Шапошникова,_Людмила_Васильевна

3. Annenko A. MTsR - chisto rossiyskaya istoriya [The international centre of the Roerichs - a purely Russian history]. URL: https://www.proza.ru/2014/08/06/209

4. Shaposhnikova L.V. The struggle of the working class of India for leadership role in the national liberation movement on the eve of the Second World War (1934-1939): abstr. diss. ... cand. of history. Moscow, 1954.

5. Vyshla v svet kniga L.V. Shaposhnikovoy «Dorogi dzhungley» [Published a book of L.V. Shaposhnikova «Roads of the jungle»]. URL: http://www.museum.ru/N64047http:// www.museum.ru/N64047

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.