Научная статья на тему 'ПО ПОВОДУ ПИСЬМА Б. ЛИТВИНОВА'

ПО ПОВОДУ ПИСЬМА Б. ЛИТВИНОВА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПО ПОВОДУ ПИСЬМА Б. ЛИТВИНОВА»

и должны широко внедряться в практику санитарно-технического строительства в населенных местах, необеспеченных централизованными системами канализации, при орошении сельскохозяйственных земель сточными водами, для обеззараживания осадка сточных вод на небольших и средних сооружениях по очистке сточных вод и в других аналогичных случаях. Это значительно улучшит санитарное состояние населенных мест и предупредит возникновение инвазионных и инфекционных заболеваний среди ¡населения.

Поступила 11/У1 1968 т.

УДК 628.364:614.455:576.851.49](04».3)

ПО ПОВОДУ ПИСЬМА Б. ЛИТВИНОВА

Е. Туровский, главный специалист — сантехник Проектный институт Укоопсоюза, Москва

Главный инженер Свердловского отделения Союзводоканалпроекта Б. Литвинов в своем письме, опубликованном в журнале «Гигиена и санитария» № 3 за 1968 г., а также проф. Р. Д. Габович и доц. Е. И. Гончарук в статье, напечатанной в том же номере журнала, поднимают важный вопрос о проектировании и строительстве местных очистных сооружений подземной •фильтрации. Опасения Б. Литвинова, выраженные им в его письме, очень характерны, так как до самого последнего времени действительно отсутствовали четкие разграничения между всасывающими и поглощающими устройствами, с одной стороны, и очистными сооружениями подземной фильтрации — с другой.

Крупным проектным институтам (Водоканалпроект, Гипроград и т. д.) в основном приходится иметь дело с канализационными очистными сооружениями, рассчитанными на обработку больших количеств сточных вод. Однако ряд проектных организаций (в том числе и Проектный институт Укоопсоюза) систематически сталкивается с необходимостью проектирования систем так называемой малой канализации, при которых суточный расход стоков не превышает 1—10 м3. Широкое применение очистных сооружений этого типа обусловлено повсеместным строительством отдельно стоящих мотелей и кемпингов на шоссейных дорогах, сельских клубов и столовых, небольших заводских пансионатов и т. д. В таких условиях, когда отвод малых расходов стоков на значительные расстояния невозможен, а строительство открытых очистных сооружений экономически не целесообразно, единственным выходом из создавшегося положения представляется устройство сооружений подземной фильтрации в непосредственной близости от канализуемого объекта. Эти объекты, как правило, не имеют централизованного водоснабжения, а используют местные источники (шахтный колодец, артезианская скважина), окруженные защитной зоной строгого режима. Очистные сооружения подземной фильтрации (септик-поля подземной фильтрации, септик-песча-но-гравийный фильтр) приходится располагать вблизи зоны санитарной охраны источника водоснабжения, по течению грунтового потока.

Если соблюдаются все правила проектирования, строительства и эксплуатации подземных очистных сооружений, то при систематических анализах воды из колодцев и артезианских скважин обнаруживается полное отсутствие какого бы то ни было влияния этих сооружений на источники водоснабжения. Правила проектирования, строительства и эксплуатации сооружений подземной фильтрации предусматривают обязательное наличие септика с дозирующим устройством в качестве сооружения предварительной биологической очистки, возможно более короткое расстояние от канализуе-

мого объекта до очистных сооружений, с тем чтобы избежать при малых расходах интенсивного выпадения осадков и заиления подводящей сети, наличие толщи искусственного фильтрующего слоя не менее 1 м, тщательную заделку стыков труб подводящей сети и высокое качество внутренней гидроизоляции септика во избежание систематической фильтрации в грунт неочищенных стоков, регулярную очистку септика (не менее 2 раз в год) от скопившегося осадка и контроль за сохранностью вентиляционных устройств, обеспечивающих нормальный режим аэрации.

К сожалению, соответствующие нормативы, а также указания, содержащиеся в монографиях и учебных пособиях, зиждются в основном на данных лабораторных исследований, во время которых очистные сооружения работают, так сказать, в «идеальных условиях». Широкие обследования работы существующих сооружений подземной фильтрации, как правило, не проводятся. «Безнадзорность» часто приводит к тому, что они постепенно заиливаются и разрушаются, не получают достаточного притока воздуха и начинают фильтровать в грунт неочищенные стоки, загрязняя подпочвенные воды. В таком состоянии подземные сооружения действительно практически ничем не отличаются от проницаемых выгребов, всасывающих и поглощающих устройств. Но при ненормальном режиме работы самые крупные и дорогостоящие открытые очистные сооружения представляют не меньшую, если не большую, санитарную опасность и для подпочвенных вод, и для открытых водоемов.

В условиях нашей страны с большой разбросанностью малых населенных пунктов и непрерывным ростом их благоустройства проектирование и строительство местных сооружений подземной фильтрации имеют и будут иметь большое практическое значение. Теоретическое обоснование и практические рекомендации для проектирования, строительства и эксплуатации таких сооружений возможны только при совместной работе гигиенических научных учреждений, санитарных органов и проектных институтов.

Поступила 10/У1 1968 г.

ИЗ ПРАКТИКИ

-55= =

УДК 613.644 + 613.164]:65в.2

О СНИЖЕНИИ ШУМА ПРИ ДВИЖЕНИИ ПОЕЗДОВ И РЕОСТАТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ ТЕПЛОВОЗОВ

Канд. техн. наук доц. Е. В. Бобин

Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта им. В. Н. Образцова

При движении поездов и реостатных испытаниях тепловозов возникает интенсивный шум, беспокоящий многих людей, проживающих вблизи железной дороги. Высокие уровни шума оказывают неблагоприятное воздействие и на работающих на путях и станциях, заглушают звуковые сигналы, создавая угрозу безопасности лиц, находящихся на путях, и движению поездов. Судя по результатам измерений, уровень шума поездов зависит от скорости их движения, типа и технологического состояния подвижного состава, а также верхнего строения пути. Так, у поездов, двигающихся со скоростью 80 км/час по рельсам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.