Научная статья на тему 'По мотивам классиков: несколько слов о науке'

По мотивам классиков: несколько слов о науке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
178
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белов В. Г.

В статье рассматривается наука как вид человеческой деятельности и ее основные особенности: продуктом являются научные знания, особенностью является использование научного метода и инструментария, подготовка субъекта к ведению научной деятельности и формирование социальной среды с соответствующими этическими посылами.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the scienceasa human activityis consideredas wellas its main features:a productis scientific knowledge, featureis useofa scientific method and tools, preparationof the subject for conducting scientific activityand formation of the social environment with the corresponding ethical messages.

Текст научной работы на тему «По мотивам классиков: несколько слов о науке»

ПО МОТИВАМ КЛАССИКОВ: НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАУКЕ

В статье рассматривается наука как вид человеческой деятельности и ее основные особенности: продуктом являются научные знания, особенностью является использование научного метода и инструментария, подготовка субъекта к ведению научной деятельности и формирование социальной среды с соответствующими этическими посылами.

In article the science as a human activity is considered as well as its main features: a product is scientific knowledge, feature is use of a scientific method and tools, preparation of the subject for conducting scientific activity and formation of the social environment with the corresponding ethical messages.

В. Г. Белов,

д-р экон. наук, профессор, Президент Вольного экономического общества Москвы

Определения науки множественны и отражают те или иные ее стороны.

Наука — особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире . Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания [1].

Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности —сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира . Термин «Наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания [2] .

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности Основой этой деятельности являются сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие,— прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые

подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества [3] .

Цели науки отражают общественное развитие в процессах выявления и формирования нового знания: «Наука ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности» [4] . Описание цели науки в XXI веке сменило цели конца XX века: «Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, т. е . в широком смысле — теоретическое отражение действительности» [5] .

Отличия от религии — в основаниях деятельности, в качестве которых выступают знания и вера .

От эстетического (художественного) способа освоения действительности, носителем которого является искусство, науку отличает стремление к обезличенному, максимально обобщённому объективному знанию, в то время как в искусстве результаты художественного познания неотделимы от индивидуально-неповторимого личностного элемента . Часто искусство характеризуют как «мышление в образах», а науку — как «мышление в понятиях», имея целью подчеркнуть, что первое развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческой способности человека, а наука — в основном интеллектуально-понятийную [6] .

В отличие от нестареющих искусств «сделанное ... в области науки устареет через 10, 20, 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», оно по своему существу желает быть превзойденным .

Мир новой экономики

С этим должен смириться каждый, кто хочет служить науке»[7] .

В отличие от обыденного познания наука руководствуется принятыми нормами и критериями познания, которые обеспечивают интерсубъективность [8] (общность) и достоверность полученных при этом результатов — они должны быть воспроизводимыми, чтобы любой ученый соответствующей отрасли науки мог осуществить их и получить те же результаты, а это означает, что они не должны зависеть от субъекта [9] .

Постоянное расширение полей изучаемых объектов, их свойств и связей безотносительно к сегодняшним возможностям их практического применения также пока относят к «системообразующим признакам, которые обосновывают другие характеристики науки, отличающие ее от обыденного познания» [10] . В отличие от обыденного познания, которое дает нам бытийное освоение мира, наука не ограничивается изучением объектов из практики материального настоящего . Она способна выходить в мир будущего и конструировать его, предлагая новые способы и устройства

В обыденном познании лишь отдельные фрагменты общего конгломерата знаний, сведений, предписаний и верований связаны между собой. Истинность этих познаний проверяется здесь непосредственно на практике, включенной в процессы производства и социального опыта

Практикой, выводящей науку за рамки обыденного, является научный эксперимент. Науке необходимы особые средства — специальные языки (эмпирический и теоретический) и приборные комплексы — и методы деятельности. Развитие этих средств и расширение поля их применения для новых объектов обеспечивают постоянное расширение как границы научного познания, так и круга нерешенных вопросов Развивая знания об объектах, наука систематически развивает знания о методах исследований .

Систематические занятия наукой предполагают усвоение субъектом особой, свойственной ей системы ценностей. Их фундаментом выступают ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания

Существенно сложнее определить границы между наукой и философией Сфера взаимного проникновения велика, и границы их выделения в достаточной степени размыты

Любая наука имеет дело с определенной предметной областью, что позволяет бесконечно распространять методы познания вглубь данного предмета . Философия, в отличие от науки, выносит именно универсальные суждения и стремится вскрыть метафизические

законы всего мирового целого Философия ориентирована не только на поиск истины как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей как форм согласования бытия с человеческой мыслью [11]

Наука — процесс систематизации, понимания и оценки эмпирических результатов — формирование логического каркаса мышления, позволяющего обнаружить внутренние связи и соотношения между экспериментальными наблюдениями . Ученые всегда работают на основе некоторых философских предпосылок, и, хотя многие из них могут не осознавать этого, эти предпосылки в действительности определяют их общую позицию в исследовании Необходимость уяснения философской позиции была глубоко прочувствована многими мыслителями, потратившими массу времени на обсуждение основных положений науки [12] .

Философия как теоретическое сознание по ряду параметров соответствует общенаучным критериям. Результатом философии как познавательной деятельности является некая совокупность знаний, отвечающая такому важному общему критерию научности, как принципу объективности Философия же с позиций исследования бытия пытается анализировать всю совокупность информации об объекте, которая может быть несогласованной и даже противоречивой, проникнуть в ее метафизическую (предельную) сущность, может поставить под сомнение само понятие «критерий объективности» и показать, в частности, что оно подвержено сильным изменениям и что субъективный фактор в науках также полностью неустраним

В науке принцип объективности формулируется в зависимости от ее предметной области . Если наука не располагает средствами познаний определенной части предметной области, она вправе вывести ее за пределы рассмотрения

Философия, как и наука, нацелена на постижение сущности объекта (эссенциалистский критерий) . Но в науках познание сущности осуществляется за счет сильного огрубления предмета, это всегда «концептуально препарированная» сущность, сущность в каком-то одном отношении. Для философа сущность — это понимание исследуемого объекта как такового, т. е . во всех его связях и опосредствованиях, хотя понятно, что абсолютного понимания сущности достичь нельзя [13] .

Философия — это систематические и критические размышления над наиболее общими проблемами бытия. Такой тип размышления получил в философской традиции название рефлексии: философ поднимает вопросы, затрагивающие сущность самой духовной

ш

^^ Мир новой экономики

деятельности и всех возможных границ, которые могут быть перед ней поставлены.

Философская рефлексия — это особое понимание мира посредством его познания и переживания, когда познанные объективные закономерности преломляются сквозь призму интересов Человека, а субъективное ценностно-эмоциональное восприятие мира подвергается рациональному — критическому и систематическому — осмыслению . Это размышление над предельными основаниями бытия во всех его проявлениях, включая и размышление над предельными основаниями существования самого Человека, смыслом его жизни [14].

Предельность (метафизичность) и всеобщность проблематики характерна для всех этапов развития философии, что позволяет говорить о ее объектной стабильности. Все изменения происходили внутри философии, уточняя и дифференцируя ее предмет Поэтому наряду с «отпадением» от философии ряда специальных дисциплин происходит процесс как бы «очищения» ее собственного предмета, который П . В. Алексеев удачно обозначил как процесс «предметного самоопределения философии»

Наука является предметом рассмотрения философии — эпистемология анализирует структуру и рост научного знания, онтология рассматривает реальные основания знания и научную картину мира . Их различие формирует «творческий диалог» — возможность наукам учитывать универсальные философские модели и предоставление предметного поля для философских рассуждений

Главное качество науки — постоянно генерировать новые знания, соответствующих развитию мира и человека, выходя за рамки сформировавшихся и ставших привычными представлений о мире Наука являются постоянно растущей, саморазвивающейся системой

Продуктом науки являются научные знания. В соответствии с современным определением времен информационной революции знания — концентрированная, прошедшая институциональную апробацию и вписанная в общую систему информация [15] . Знания в отличие от данных выражают достаточно общие, глубокие и существенные сведения относительно структур, процессов, явлений . Б. З. Мильнер подчеркивает, что «знания означают глубокое понимание предмета и способность использовать имеющиеся данные, чтобы оценить новую информацию» [16] . Знания несут информацию о структурировании информации — о связях между данными, объектами и их свойствами .

Признание сведений знанием происходит на основании их экспертизы соответствующим (признанным!)

институтом . Таким институтом может быть специально назначенный или институционально зафиксированный эксперт, коллектив или неопределенная группа (сообщество) экспертов, публикация в соответствующем издании или другие формы

В качестве общественного феномена знания возникают только при наличии достаточно развитой институциональной сферы. Сначала возникает институт экспертизы, затем — прошедшие через экспертный фильтр знания

Для научного знания важнейшим является критерий непротиворечивости, или последовательности, в рассуждениях и выводах — в отличие от естественных диалектических противоречий роста или развития знания, например несоответствия между опытом и теорией, жизнью и идеалами, т е о противоречиях, которые требуют преодоления или разрешения .

Вторым важнейшим требованием, предъявляемым к теориям, дающим конкретную информацию о реальном мире, является критерий проверяемости этой информации. Но для ряда наук (истории, психологии или филологии) он невыполним. К тому же то, что непроверяемо сегодня, может оказаться проверяемым завтра

Следующий критерий, которому должно отвечать научное знание,— это критерий рациональной обоснованности, или доказательности . Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте . Остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое Именно в науке, больше, чем других формах общественного сознания, превалирует преемственность между старым и новым знанием [17] . В итоге возникают присущие науке характеристики ее знаний — их системная организация, обоснованность и доказанность .

Признак предметности и объективности знания является важнейшей характеристикой науки, но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание [18] .

Проверку высказывания на истинность с помощью подтверждения ее фактами называют ее верификацией. Для корректности верификации и демаркации научных утверждений от ненаучных Поппером был предложен критерий фальсификации, или опровержения — установления ложности гипотезы на основании ложности ее следствия [19] . Критерий фальсификации эмпирических систем, по мнению Поппера, во-первых, дает возможность отличать эмпирические науки от неэмпирических (математики и логики), во-вторых, не

Мир новой экономики

отвергает философию, а показывает лишь ее неэмпирический и абстрактный характер, в-третьих, допускает возможность отделения подлинных эмпирических наук от псевдонаук, таких, например, как астрология . В соответствии с этим он называет свой критерий фальсификации также критерием демаркации подлинных наук от псевдонаук

Метод является одним из характерных признаков науки . Научное знание можно изучать с двух точек зрения: во-первых, с позиции получения нового знания, т. е . в процессе деятельности по его достижению, во-вторых, как результат, итог этого процесса, т. е . как существующее знание . Методы, используемые в этих целях, во многом будут отличаться друг от друга . Соответственно в первом случае выделяют методологию научного исследования, а во втором — методологию анализа существующего научного знания [20] . В широком смысле слова под методом подразумевается упорядоченный и организованный способ деятельности, направленный на достижение определенной практической или теоретической цели

Целенаправленное, организованное и систематическое использование методов позволяет приблизиться к истине. Поэтому в самом широком смысле метод можно рассматривать как систематическую процедуру, состоящую из последовательности определенных операций, применение которых либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближает к ней [21].

Сложные проблемы науки не поддаются алгоритмизации, и их решение нельзя свести к применению каких-либо готовых правил и рецептов . Они требуют мобилизации всех интеллектуальных усилий ученого и настойчивого творческого поиска . Такие методы называют поэтому эвристическими, или поисковыми (от греч . heuristo — ищу, нахожу).

В любой науке можно выделить некоторую совокупность приемов, способов и методов исследования, оправдавших себя на деле Ни логика, ни методология не могут служить безошибочным инструментом открытия новых истин в науке . Но это отнюдь не исключает использования логических и особенно методологических норм, правил и рекомендаций по более организованному и систематическому поиску и проверке новых истин

Психологические исследования процессов открытия и изобретения новых идей в науке и технике дают возможность строить более адекватные модели научных открытий, помогая тем самым процессу исторической реконструкции роста и развития научного знания В свою очередь, психологические исследования будут

успешными, если будут опираться на общие мировоззренческие и методологические принципы диалектической концепции развития [22].

Литература

1. Степин В. С. Наука // Новая философская энциклопедия . http://iph . ras . ru/elib/2011 . html

2. Статья «Наука» . Большая советская энциклопедия . http://bse .sci-lib . com/article080405. html

3. Наука. Википедия http://ru. wikipedia. org/ wiki/%CD%E0%F3%EA%E0

4. Степин В. С. Цит. соч.

5 . Там же .

6 . Большая советская энциклопедия . Цит. соч .

7. Вебер Макс. Наука как призвание и профессия // Макс Вебер. Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990. C. 707-735.

8 . Подробнее см. http://terme . ru/dictionary/181/ word/intersubektivnost

9. Рузавин Г И. Методология научного познания: Учеб . пособие для вузов . М . : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 287 с C 12

10 . Степин В. С. Цит. соч .

11. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. М. : Гардарики, 2006. 639 с. С. 5-6.

12. Бриллюэн Леон . Научная неопределенность и информация: Пер. с англ. / Под ред. и с послесл.

13. И. В. Кузнецова. Изд. 2-е, стереотипное. М. : КомКнига, 2006. 272 с. С. 11 .

14. Современные философские проблемы... С. 9.

15 Там же С 11

16. Макаров B. Л. Микроэкономика знаний / В. Л. Макаров, Г Б. Клейнер; Отд. обществ, наук РАН, Центр, экон. — мат. ин-т. — М. : Экономика, 2007 204 с

17. Мильнер Б . З . . Управление знаниями: Эволюция и революция в орг. М . : ИНФРА-М, 2003. XIV, 177 с .

18. Рузавин Г И. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов / Г И. Рузавин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 287 с. С. 12, 13.

19. Степин В. С. Цит. соч .

20. Поппер К. Логика и рост научного знания. М. : Прогресс, 1983. С. 46-63.

21 Рузавин Г И Цит соч С 4

22. Рузавин Г И . Цит. соч . С. 6.

23 Там же С 6,8,11

ш

^^ Мир новой экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.