ПО МОТИВАМ КЛАССИКОВ: НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАУКЕ
В статье рассматривается наука как вид человеческой деятельности и ее основные особенности: продуктом являются научные знания, особенностью является использование научного метода и инструментария, подготовка субъекта к ведению научной деятельности и формирование социальной среды с соответствующими этическими посылами.
In article the science as a human activity is considered as well as its main features: a product is scientific knowledge, feature is use of a scientific method and tools, preparation of the subject for conducting scientific activity and formation of the social environment with the corresponding ethical messages.
В. Г. Белов,
д-р экон. наук, профессор, Президент Вольного экономического общества Москвы
Определения науки множественны и отражают те или иные ее стороны.
Наука — особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире . Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания [1].
Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности —сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира . Термин «Наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания [2] .
Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности Основой этой деятельности являются сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие,— прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые
подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества [3] .
Цели науки отражают общественное развитие в процессах выявления и формирования нового знания: «Наука ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности» [4] . Описание цели науки в XXI веке сменило цели конца XX века: «Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, т. е . в широком смысле — теоретическое отражение действительности» [5] .
Отличия от религии — в основаниях деятельности, в качестве которых выступают знания и вера .
От эстетического (художественного) способа освоения действительности, носителем которого является искусство, науку отличает стремление к обезличенному, максимально обобщённому объективному знанию, в то время как в искусстве результаты художественного познания неотделимы от индивидуально-неповторимого личностного элемента . Часто искусство характеризуют как «мышление в образах», а науку — как «мышление в понятиях», имея целью подчеркнуть, что первое развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческой способности человека, а наука — в основном интеллектуально-понятийную [6] .
В отличие от нестареющих искусств «сделанное ... в области науки устареет через 10, 20, 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», оно по своему существу желает быть превзойденным .
Мир новой экономики
С этим должен смириться каждый, кто хочет служить науке»[7] .
В отличие от обыденного познания наука руководствуется принятыми нормами и критериями познания, которые обеспечивают интерсубъективность [8] (общность) и достоверность полученных при этом результатов — они должны быть воспроизводимыми, чтобы любой ученый соответствующей отрасли науки мог осуществить их и получить те же результаты, а это означает, что они не должны зависеть от субъекта [9] .
Постоянное расширение полей изучаемых объектов, их свойств и связей безотносительно к сегодняшним возможностям их практического применения также пока относят к «системообразующим признакам, которые обосновывают другие характеристики науки, отличающие ее от обыденного познания» [10] . В отличие от обыденного познания, которое дает нам бытийное освоение мира, наука не ограничивается изучением объектов из практики материального настоящего . Она способна выходить в мир будущего и конструировать его, предлагая новые способы и устройства
В обыденном познании лишь отдельные фрагменты общего конгломерата знаний, сведений, предписаний и верований связаны между собой. Истинность этих познаний проверяется здесь непосредственно на практике, включенной в процессы производства и социального опыта
Практикой, выводящей науку за рамки обыденного, является научный эксперимент. Науке необходимы особые средства — специальные языки (эмпирический и теоретический) и приборные комплексы — и методы деятельности. Развитие этих средств и расширение поля их применения для новых объектов обеспечивают постоянное расширение как границы научного познания, так и круга нерешенных вопросов Развивая знания об объектах, наука систематически развивает знания о методах исследований .
Систематические занятия наукой предполагают усвоение субъектом особой, свойственной ей системы ценностей. Их фундаментом выступают ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания
Существенно сложнее определить границы между наукой и философией Сфера взаимного проникновения велика, и границы их выделения в достаточной степени размыты
Любая наука имеет дело с определенной предметной областью, что позволяет бесконечно распространять методы познания вглубь данного предмета . Философия, в отличие от науки, выносит именно универсальные суждения и стремится вскрыть метафизические
законы всего мирового целого Философия ориентирована не только на поиск истины как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей как форм согласования бытия с человеческой мыслью [11]
Наука — процесс систематизации, понимания и оценки эмпирических результатов — формирование логического каркаса мышления, позволяющего обнаружить внутренние связи и соотношения между экспериментальными наблюдениями . Ученые всегда работают на основе некоторых философских предпосылок, и, хотя многие из них могут не осознавать этого, эти предпосылки в действительности определяют их общую позицию в исследовании Необходимость уяснения философской позиции была глубоко прочувствована многими мыслителями, потратившими массу времени на обсуждение основных положений науки [12] .
Философия как теоретическое сознание по ряду параметров соответствует общенаучным критериям. Результатом философии как познавательной деятельности является некая совокупность знаний, отвечающая такому важному общему критерию научности, как принципу объективности Философия же с позиций исследования бытия пытается анализировать всю совокупность информации об объекте, которая может быть несогласованной и даже противоречивой, проникнуть в ее метафизическую (предельную) сущность, может поставить под сомнение само понятие «критерий объективности» и показать, в частности, что оно подвержено сильным изменениям и что субъективный фактор в науках также полностью неустраним
В науке принцип объективности формулируется в зависимости от ее предметной области . Если наука не располагает средствами познаний определенной части предметной области, она вправе вывести ее за пределы рассмотрения
Философия, как и наука, нацелена на постижение сущности объекта (эссенциалистский критерий) . Но в науках познание сущности осуществляется за счет сильного огрубления предмета, это всегда «концептуально препарированная» сущность, сущность в каком-то одном отношении. Для философа сущность — это понимание исследуемого объекта как такового, т. е . во всех его связях и опосредствованиях, хотя понятно, что абсолютного понимания сущности достичь нельзя [13] .
Философия — это систематические и критические размышления над наиболее общими проблемами бытия. Такой тип размышления получил в философской традиции название рефлексии: философ поднимает вопросы, затрагивающие сущность самой духовной
ш
^^ Мир новой экономики
деятельности и всех возможных границ, которые могут быть перед ней поставлены.
Философская рефлексия — это особое понимание мира посредством его познания и переживания, когда познанные объективные закономерности преломляются сквозь призму интересов Человека, а субъективное ценностно-эмоциональное восприятие мира подвергается рациональному — критическому и систематическому — осмыслению . Это размышление над предельными основаниями бытия во всех его проявлениях, включая и размышление над предельными основаниями существования самого Человека, смыслом его жизни [14].
Предельность (метафизичность) и всеобщность проблематики характерна для всех этапов развития философии, что позволяет говорить о ее объектной стабильности. Все изменения происходили внутри философии, уточняя и дифференцируя ее предмет Поэтому наряду с «отпадением» от философии ряда специальных дисциплин происходит процесс как бы «очищения» ее собственного предмета, который П . В. Алексеев удачно обозначил как процесс «предметного самоопределения философии»
Наука является предметом рассмотрения философии — эпистемология анализирует структуру и рост научного знания, онтология рассматривает реальные основания знания и научную картину мира . Их различие формирует «творческий диалог» — возможность наукам учитывать универсальные философские модели и предоставление предметного поля для философских рассуждений
Главное качество науки — постоянно генерировать новые знания, соответствующих развитию мира и человека, выходя за рамки сформировавшихся и ставших привычными представлений о мире Наука являются постоянно растущей, саморазвивающейся системой
Продуктом науки являются научные знания. В соответствии с современным определением времен информационной революции знания — концентрированная, прошедшая институциональную апробацию и вписанная в общую систему информация [15] . Знания в отличие от данных выражают достаточно общие, глубокие и существенные сведения относительно структур, процессов, явлений . Б. З. Мильнер подчеркивает, что «знания означают глубокое понимание предмета и способность использовать имеющиеся данные, чтобы оценить новую информацию» [16] . Знания несут информацию о структурировании информации — о связях между данными, объектами и их свойствами .
Признание сведений знанием происходит на основании их экспертизы соответствующим (признанным!)
институтом . Таким институтом может быть специально назначенный или институционально зафиксированный эксперт, коллектив или неопределенная группа (сообщество) экспертов, публикация в соответствующем издании или другие формы
В качестве общественного феномена знания возникают только при наличии достаточно развитой институциональной сферы. Сначала возникает институт экспертизы, затем — прошедшие через экспертный фильтр знания
Для научного знания важнейшим является критерий непротиворечивости, или последовательности, в рассуждениях и выводах — в отличие от естественных диалектических противоречий роста или развития знания, например несоответствия между опытом и теорией, жизнью и идеалами, т е о противоречиях, которые требуют преодоления или разрешения .
Вторым важнейшим требованием, предъявляемым к теориям, дающим конкретную информацию о реальном мире, является критерий проверяемости этой информации. Но для ряда наук (истории, психологии или филологии) он невыполним. К тому же то, что непроверяемо сегодня, может оказаться проверяемым завтра
Следующий критерий, которому должно отвечать научное знание,— это критерий рациональной обоснованности, или доказательности . Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте . Остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое Именно в науке, больше, чем других формах общественного сознания, превалирует преемственность между старым и новым знанием [17] . В итоге возникают присущие науке характеристики ее знаний — их системная организация, обоснованность и доказанность .
Признак предметности и объективности знания является важнейшей характеристикой науки, но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание [18] .
Проверку высказывания на истинность с помощью подтверждения ее фактами называют ее верификацией. Для корректности верификации и демаркации научных утверждений от ненаучных Поппером был предложен критерий фальсификации, или опровержения — установления ложности гипотезы на основании ложности ее следствия [19] . Критерий фальсификации эмпирических систем, по мнению Поппера, во-первых, дает возможность отличать эмпирические науки от неэмпирических (математики и логики), во-вторых, не
Мир новой экономики
отвергает философию, а показывает лишь ее неэмпирический и абстрактный характер, в-третьих, допускает возможность отделения подлинных эмпирических наук от псевдонаук, таких, например, как астрология . В соответствии с этим он называет свой критерий фальсификации также критерием демаркации подлинных наук от псевдонаук
Метод является одним из характерных признаков науки . Научное знание можно изучать с двух точек зрения: во-первых, с позиции получения нового знания, т. е . в процессе деятельности по его достижению, во-вторых, как результат, итог этого процесса, т. е . как существующее знание . Методы, используемые в этих целях, во многом будут отличаться друг от друга . Соответственно в первом случае выделяют методологию научного исследования, а во втором — методологию анализа существующего научного знания [20] . В широком смысле слова под методом подразумевается упорядоченный и организованный способ деятельности, направленный на достижение определенной практической или теоретической цели
Целенаправленное, организованное и систематическое использование методов позволяет приблизиться к истине. Поэтому в самом широком смысле метод можно рассматривать как систематическую процедуру, состоящую из последовательности определенных операций, применение которых либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближает к ней [21].
Сложные проблемы науки не поддаются алгоритмизации, и их решение нельзя свести к применению каких-либо готовых правил и рецептов . Они требуют мобилизации всех интеллектуальных усилий ученого и настойчивого творческого поиска . Такие методы называют поэтому эвристическими, или поисковыми (от греч . heuristo — ищу, нахожу).
В любой науке можно выделить некоторую совокупность приемов, способов и методов исследования, оправдавших себя на деле Ни логика, ни методология не могут служить безошибочным инструментом открытия новых истин в науке . Но это отнюдь не исключает использования логических и особенно методологических норм, правил и рекомендаций по более организованному и систематическому поиску и проверке новых истин
Психологические исследования процессов открытия и изобретения новых идей в науке и технике дают возможность строить более адекватные модели научных открытий, помогая тем самым процессу исторической реконструкции роста и развития научного знания В свою очередь, психологические исследования будут
успешными, если будут опираться на общие мировоззренческие и методологические принципы диалектической концепции развития [22].
Литература
1. Степин В. С. Наука // Новая философская энциклопедия . http://iph . ras . ru/elib/2011 . html
2. Статья «Наука» . Большая советская энциклопедия . http://bse .sci-lib . com/article080405. html
3. Наука. Википедия http://ru. wikipedia. org/ wiki/%CD%E0%F3%EA%E0
4. Степин В. С. Цит. соч.
5 . Там же .
6 . Большая советская энциклопедия . Цит. соч .
7. Вебер Макс. Наука как призвание и профессия // Макс Вебер. Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990. C. 707-735.
8 . Подробнее см. http://terme . ru/dictionary/181/ word/intersubektivnost
9. Рузавин Г И. Методология научного познания: Учеб . пособие для вузов . М . : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 287 с C 12
10 . Степин В. С. Цит. соч .
11. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. В. Миронова. М. : Гардарики, 2006. 639 с. С. 5-6.
12. Бриллюэн Леон . Научная неопределенность и информация: Пер. с англ. / Под ред. и с послесл.
13. И. В. Кузнецова. Изд. 2-е, стереотипное. М. : КомКнига, 2006. 272 с. С. 11 .
14. Современные философские проблемы... С. 9.
15 Там же С 11
16. Макаров B. Л. Микроэкономика знаний / В. Л. Макаров, Г Б. Клейнер; Отд. обществ, наук РАН, Центр, экон. — мат. ин-т. — М. : Экономика, 2007 204 с
17. Мильнер Б . З . . Управление знаниями: Эволюция и революция в орг. М . : ИНФРА-М, 2003. XIV, 177 с .
18. Рузавин Г И. Методология научного познания: Учеб. пособие для вузов / Г И. Рузавин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 287 с. С. 12, 13.
19. Степин В. С. Цит. соч .
20. Поппер К. Логика и рост научного знания. М. : Прогресс, 1983. С. 46-63.
21 Рузавин Г И Цит соч С 4
22. Рузавин Г И . Цит. соч . С. 6.
23 Там же С 6,8,11
ш
^^ Мир новой экономики