Научная статья на тему 'ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ОТСУТСТВУЕТ РЕАБИЛИТАЦИЯ РОССИЙСКИХ ГРЕКОВ?'

ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ОТСУТСТВУЕТ РЕАБИЛИТАЦИЯ РОССИЙСКИХ ГРЕКОВ? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ГРЕКИ / СИСТЕМА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / АРГУМЕНТАЦИЯ / ТОЛКОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ПРАВО / КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бугай Николай Федорович, Гонов Аскарби Муаедович

В предлагаемой статье авторами поставлена цель - выявить причины отсутствия в опубликованных нормативно-правовых актах, документах информацию о реабилитации подвергшихся репрессивным воздействиям российских греков в 1940-е годы и последующее время. В апреле 2014 г. Президентом Российской Федерации был издан Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» от 21 апреля 2014 года № 268, который явился очередным этапом исправления ошибок прошлого в реализации государственной национальной политики. В этом Указе очевидное место занимают греки, проживавшие в Крымской АССР. Тем не менее, о греках, расселявшихся и репрессированных на территории других регионов РСФСР (Северного Кавказа, Ростовской обл.), ничего не сказано, они оказались не охвачены этими мерами, связанными с реабилитацией других народов, оказавшихся в подобной ситуации. Естественно, этническая община российских греков высказывает просьбу окончательно решить эту проблему применительно ко всем грекам Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOR WHAT REASON IS IT ABSENT REHABILITATION OF RUSSIAN GREEKS?

In the proposed article, the authors set a goal - to identify the reasons for the lack of information in the published legal acts on the rehabilitation of Russian Greeks subjected to repressive influences in the 1940s and beyond. In April 2014, the President of the Russian Federation issued a Decree "On measures for the rehabilitation of the Armenian, Bulgarian, Greek, Crimean Tatar and German backgammon and state support for their revival and development" dated April 21, 2014. No. 268, which was the next stage of correcting the mistakes of the past in the implementation of the state national policy. In this Decree, there is an obvious place for the Greeks who lived in the Crimean ASSR. However, as for the Greeks who settled and were repressed in the territories of other regions of the RSFSR (the North Caucasus, the Rostov region), they were not mentioned, they were not covered by these measures related to the rehabilitation of other peoples who found themselves in a similar situation. Naturally, the ethnic community of Russian Greeks expresses a request to finally solve this problem in relation to all Greeks of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ОТСУТСТВУЕТ РЕАБИЛИТАЦИЯ РОССИЙСКИХ ГРЕКОВ?»

Отечественная история. К 100-летию образования Союза ССР: судьбы народов

National History. To the 100th anniversary of the formation of the USSR: the fate of peoples

Научная статья

DOI: 10.17748/2219-6048-2022-14-3-4-18-35 УДК: 93/94

ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ОТСУТСТВУЕТ РЕАБИЛИТАЦИЯ РОССИЙСКИХ ГРЕКОВ?

Николай Федорович Бугай

Институт российской истории Российской академии наук

г. Москва, Россия ORCID 1D :http/^rrid.org./0000-0002-8363-1638 nikolay401@yandex.ru

Аскарби Муаедович Гонов

Администрация Главы Кабардино-Балкарской Республики,

г. Нальчик, Россия ask.gonov@yandex.ru

Аннотация. В предлагаемой статье авторами поставлена цель - выявить причины отсутствия в опубликованных нормативно-правовых актах, документах информацию о реабилитации подвергшихся репрессивным воздействиям российских греков в 1940-е годы и последующее время.

В апреле 2014 г. Президентом Российской Федерации был издан Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» от 21 апреля 2014 года № 268, который явился очередным этапом исправления ошибок прошлого в реализации государственной национальной политики. В этом Указе очевидное место занимают греки, проживавшие в Крымской АССР. Тем не менее, о греках, расселявшихся и репрессированных на территории других регионов РСФСР (Северного Кавказа, Ростовской обл.), ничего не сказано, они оказались не охвачены этими мерами, связанными с реабилитацией других народов, оказавшихся в подобной ситуации. Естественно, этническая община российских греков высказывает просьбу окончательно решить эту проблему применительно ко всем грекам Российской Федерации.

Ключевые слова: Россия, греки, система, реабилитация, аргументация, толкование, экономика, право, культуры

Для цитирования: Бугай Н.Ф., Гонов А.М. По какой причине отсутствует реабилитация российских греков? // Историческая и социально-образовательная мысль. 2022. Т. 14, № 3-4. С. 18-35 . DOI: 10.17748/2219-6048-2022-14-3-4-18-35

Original article

FOR WHAT REASON IS IT ABSENT REHABILITATION OF RUSSIAN GREEKS?

Nikolay F. Bugai

Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences

Moscow, Russia ORCID iD :http//orcid.org./0000-0002-83 63-1638 nikolay401 @yandex.ru

Askarbi M. Gonov

Administration of the Head of the Kabardino-Balkarian Republic

Nalchik, Russia ask.gonov@yandex.ru

Abstract. In the proposed article, the authors set a goal - to identify the reasons for the lack of information in the published legal acts on the rehabilitation of Russian Greeks subjected to repressive influences in the 1940s and beyond.

In April 2014, the President of the Russian Federation issued a Decree "On measures for the rehabilitation of the Armenian, Bulgarian, Greek, Crimean Tatar and German backgammon and state support for their revival and development" dated April 21, 2014. No. 268, which was the next stage of correcting the mistakes of the past in the implementation of the state national policy. In this Decree, there is an obvious place for the Greeks who lived in the Crimean ASSR. However, as for the Greeks who settled and were repressed in the territories of other regions of the RSFSR (the North Caucasus, the Rostov region), they were not mentioned, they were not covered by these measures related to the rehabilitation of other peoples who found themselves in a similar situation. Naturally, the ethnic community of Russian Greeks expresses a request to finally solve this problem in relation to all Greeks of the Russian Federation. Keywords: Russia, Greeks, system, rehabilitation, argumentation, interpretation, economics, law, cultures

For citation: Bugai N.F., Gonov A.M. For what reason is it absent

rehabilitation of Russian Greeks? Historical and Social-Educational Idea. 2022.

Vol. 14, No.3-4. PP. 18-35. (In Russ.).

DOI: 10.17748/2219-6048-2022-14-3-4-18-35

Методы. Представленное авторами исследование базируется на существующих источниках, прежде всего архивных документах и материалах (РГАНИ, РГАСПИ, ГА РФ и др.). Учтены имеющиеся научные наработки в первую очередь российских ученых в изучении настоящей проблемы. Заметный вклад внесли в ее изучение ученые: В.Н Земсков, Х.М. Сабанчиев, С.И. Аккиева, Ф. Шахбанова, Д. Рамазанова, М. Ибрагимов, А.М. Гонов, Н.Ф. Бугай, А.Х. Боров, П.М. Полян, И. Джуха и др.

Каждый из авторов в процессе исследования опирался на разные методы и подходы исторического исследования (микроисторический, историко-психологический, историко-юридический, аналитический, включающий анализ письменных и нарративных источников, альтернативный метод, статистический и др.). При этом цель их была одна - дать верную оценку происходившим событиям, связанным с принудительным переселением народов и используемым в качестве «меры наказания».

Результаты. В подведении итогов проведенного исследования особое внимание уделялось, прежде всего, анализу ситуации и положению греческой общины на местах. В центре изучения была при этом исключительно община греков, проживающих на территории РСФСР. Все это увязано с окончательным решением задачи реабилитации российских греков. В период войны они концентрировались главным образом на территории Крымской АССР, об этом отмечено и в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» от 21 апреля 2014 года № 268.

Однако анклавы греков жили также и на территории Черноморского побережья Северного Кавказа (Краснодарский край), а также Северо -Запада страны (Мурманская обл.), в Ростовской области. Выявлены обобщающие численные характеристики названных групп греческого населения. Сделан вывод о необходимости завершения этой операции. Принудительное переселение греков ничем другим не отличалось от проведенной репрессии прочих этнических общностей: калмыков, финнов-ингерманландцев, балкарцев, карачаевцев, чеченцев, ингушей и др.

Такие социальные категории, как взаимопонимание, доверие, должны стать противовесом нанесенному моральному ущербу российской общине греков.

Обсуждение. Касаясь конкретно истории рассматриваемой проблемы, следует заметить, что ее возникновение связано еще с началом XVIII века, когда началось заселение российских территорий Северного Кавказа и Закавказья греками, главным образом выходцами из Малой Азии и древнего Понта. Последующее частичное переселение греков состоялось и по указу Екатерины II в Приазовье Российской империи.

В начале XX в. христиане, проживавшие в Малой Азии, подверглись жесточайшему геноциду со стороны младотурков, в результате которого большое количество греческих семей из Турции бежали в Россию.

Боевые офицеры из греков служили в русской и советской армиях, занимали высшие должности в системе государственной власти. И так было долгие века.

В ходе следовавших один за другим политических процессов, связанных с осуществлением практических мер по реабилитации репрессированных народов в 1930-1950-е годы в СССР, ощущалась острая необходимость в проработке вопроса о реабилитации греков. Это не противоречило реалиям. В последующем идея получила фиксацию в ст. 13 принятого Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года. Согласно последней статье этого нормативно-правового документа в Департаменте по делам депортированных и репрессированных народов Миннац России готовили необходимые документы и Программы социально-экономического развития и национально-культурного возрождения регионов компактного проживания этнических общностей, подвергшихся принудительному переселению в 1930-1950-е годы. В этот период подверглись репрессиям, включая и такой механизм, как принудительное переселение, представители 19 народов, а также более 40 групп населения других национальностей.

Этнические же общности Крымской АССР, подвергшиеся репрессивным мерам со стороны органов исполнительной и законодательной власти Правительства СССР, в связи с нахождением в юрисдикции Украинской и Грузинской республик, выступают проблемой и для них.

Применительно к грекам России также продолжалась огромная организационная работа, которая, в конечном счете, сводилась к принятию Указа по реабилитации и специальной Программы. Было предложено несколько вариантов необходимых проектов для осуществления намечавшихся мер. При этом уже использовался накопленный опыт разработки и принятия, подобных нормативно -правовых актов применительно к другим народам. Они направлялись в соответствующую структуру (Администрация Президента Российской Федерации, Государственная Дума РФ, Федеральное Собрание РФ). Однако ожидаемых аргументированных ответов не поступало.

Активную общественно-политическую жизнь в этом плане проводят и российские греки, которые заняты во многих местных органах власти, в частности депутат Государственной Думы РФ И. Саввиди, а также многие из греков, занятые в качестве руководителей институтов гражданского общества в Российской Федерации, в международных организациях (Л. Афетасиди, Н. Попандопу-ло, Филипп Тсехидис, Феофилакт Калайчев, Г.Ф. Меланифиди, А.Н. Коцонис, К.С. Шотиди, А. Аймачов и др.).

Попытки общественных организаций российских греков ОГОР (руковод. Г.Ф. Меланифиди и др.) каким-то образом продвигать решение вопроса также не имели успеха, потонули в ворохе бумаг и поступавшие от них предложения из Краснодара, Ростова-на-Дону, многих городских организаций районного масштаба - отовсюду, где проживают российские греки.

Поступали также предложения и обоснования со стороны краевых и областных органов государственной исполнительной власти. Таких кампаний было множество, но конкретного решения принято не было. Известны также попытки оказания помощи в получении ожидаемого результата и других структур, но и они не достигали позитивного итога.

В 1990-е годы греки в процессе реабилитации народов со своей стороны проявили повышенную, активную этническую мобильность в консолидации общности. Проводимые ими меры улучшали положение греков, содействовали возрождению греческого языка, созданию условий для его изучения (Краснодар, Пятигорск, Ростов-на-Дону и др.), открывались курсы и кафедры греческого языка, появлялись газеты на русском и греческом языках. Большое внимание непосредственно со стороны Греции и Кипра уделялось становлению и развитию греческой общины. Названные страны выступали в поддержку советских греков, оказывали содействие реабилитации российских греков, в первую очередь на территории Российской Федерации.

Повсеместно создаваемые творческие коллективы греков активно участвовали в мероприятиях, приуроченных к историческим датам России и непосредственно этнических общин. В определенной мере проявлялся и международный фактор, велась работа по линии Посольства Греческой Республики в Российской Федерации по усилению контактов, организации помощи общественным объединениям греков на территории России. Формировалась группа общественных деятелей, имевших опыт работы в среде греческих общин.

Тем не менее не решался главный вопрос - принятие конкретного нормативно-правового документа, который бы создавал основу для осуществления реабилитации общины российских греков, проживавших на территории России. Ценными были встречи по этим вопросам; обсуждение возможности решения их созидательной стороны, аргументация позволяли сделать вывод о наличии всех базовых начал для принятия подобного нормативного акта, содержащего направления реабилитации. Казалось, что для этого были все основания.

В данном случае можно предположить два выхода из создававшегося положения: или введение в уже принятый Указ нового дополнения, распространяющего реабилитацию на всех российских греков, или принятие на основе статьи 13 (Закон РСФСР/ РФ «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г.) нового Указа о реабилитации всех российских греков, подвергшихся принудительному переселению.

Дело в том, что российские греки проживали в 1930-1940-е годы не только на территории Крымской АССР, но и в других республиках Союза ССР - на Украине, в Грузии. В связи с этим создавалось положение, когда все советские греки СССР, кроме греков России, Крымской АССР, не подпадают под влияние принятого Указа. Таким положением создавалась и основа для появления обращений о реабилитации со стороны части общественных объединений греков России в органы исполнительной и законодательной власти.

Разумеется, аргументация такого положения вызывала необходимость возвращения к вопросу о российских греках по названным территориям РСФСР в связи с их пребыванием в 1940-1950-е годы на спецпереселении. Имеющиеся в распоряжении авторов документы, итоги уже проведенных исследований по этому сложному вопросу, опубликованные материалы позволяют восстановить в определенной мере картину событий, происходивших в 1940-е годы и связанных с незавидной судьбой советских греков.

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» от 21 апреля 2014 года

№ 268, который в последующем был дополнен и реабилитированными итальянцами, связан с референдумом в Крыму о присоединении Крыма к Российской Федерации. У других греков, проживавших вне Республики Крым, указ, естественно, вызвал некоторое недоумение. Судя по всему, документ не был глубоко проработан на начальном этапе. Итальянцы заметили то, что они выпали из рамок нового нормативно-правового акта. Они по свежим следам выступили с предложением исправить ситуацию. Правда, итальянцы после реабилитации в 1950-е годы в значительной части выехали в Италию, но частично оставались и в Крыму.

Приятый Указ послужил началу движения и российских греков, ставивших главной задачей реабилитацию всех российских греков, проживавших на территории РСФСР и подвергшихся принудительному переселению. Оценивая в целом эти меры, можно сделать вывод о существовании всех оснований для постановки вопроса в такой плоскости.

Следует сразу же отметить, что такая «мера наказания» была известна грекам и ранее. В таком же порядке их переселяли с территории Краснодарского края, частично с территории Юго-Востока Украины, при этом начиная еще с 1930-х годов.

Причины принятия такой меры были различными, но следует назвать прежде всего наличие периферийного пограничного фактора, согласно которому в годы войны этой карательной мере подвергались все этнические меньшинства, начиная с 1935 г. на Северо-Западе страны - немцы, поляки, финны-ингерманландцы, в Крыму - болгары, армяне. Сначала это был комплекс мер по отселению с пограничных территориальных зон (5, 10, 100 км), а затем последовало и полное переселение этнических общностей. Судя по всему, периферийный пограничный фактор был в основе появления приказа НКВД СССР № 00761 «О переселении из г. Мурманска и Мурманской области граждан национальностей» 23 июня 1940 года»1 [ГА РФ. Ф.Р.-9401. Оп.2. Д.1. Л. 297, 298, 209].

Начальнику Управления НКВД СССР по Мурманской области майору г.б. Ручкину было велено в пятидневный срок, начиная с 25 июня, объявить всем подлежащим переселению о дне их переселения, предоставить всем выселяемым десятидневный срок для реализации имущества согласно прилагаемой инструкции. Было указано также завершить кампанию до 10 июля 1940 г. Пунктом «г» предписывалось переселить в Алтайский край 675 семейств в составе 1743 немцев, поляков, китайцев, греков, корейцев и других для расселения по следующим районам: в Локтевский район - 326 хозяйств, Змеиногорский - 150, Кур-чинский - 199 [ГА РФ. Ф.Р.-9401. Оп.2. Д.1. Л. 297, 298, 209].

В соответствии с постановлением ГКО о зачистке пограничных районов от 29 мая 1924 года № 1828, уже в мае 1942 г. из Краснодарского края и Ростовской области было выслано в принудительном порядке 1402 «неблагонадежных» грека.

На этом принудительное переселение греков не было завершено. Многие греки, остававшиеся на проживании в Новороссийске и Геленджике, были

1 Документ подписан собственноручно Л. Берией и сопровожден «Инструкцией НКВД СССР», изданной 23 июня 1940 г., также им заверенной.

переселены на относительно небольшие расстояния от прежнего места жительства, в частности в Георгиевск (Ставропольский край), Орджоникидзе (Владикавказ), станицу Прохладную (Кабардинская АССР). Некоторые греки, следуя в Казахстан и республики Средней Азии, останавливались на жительство и в районах Дагестанской АССР. Контроль над спецпереселенцами-греками осуществляло МГБ СССР.

Летом 1944 г. вся греческая община Крымской АССР была полностью подвергнута принудительному переселению.

В этом плане следует отметить и ряд других причин: лояльность греков по отношению к Союзу ССР, трудности социально-экономического положения, сложная военно-политическая обстановка, формирование условий для развития бифуркационного состояния в многонациональном сообществе с негативными последствиями, в том числе применительно к разным регионам страны.

В период войны такое положение определенно оказало огромное влияние на судьбы этнических меньшинств, подвергшихся репрессиям со стороны органов партийной и государственной власти, которые допускали деструктивное вмешательство в жизнь этнических общностей. С середины 1930-х годов и до 1953 г. принудительным порядком в масштабе страны были переселены в места столь отдаленные 3,5 млн граждан.

Правда, вряд ли можно причислить греков к этническому меньшинству, так как их население в Союзе ССР едва доходило до 300 тыс. человек. Тем не менее, применительно к субъектам, на территории которых проживали греки, они были этническим меньшинством. Такая формулировка остается применимой к грекам Крымской АССР.

Накануне Великой Отечественно войны численность греческого населения заметно сокращалась. Более того, значительный контингент советских греков участвовал в войне 1941-1945 гг. Находясь на фронтах, они с достоинством и честью, чувством гордости и отвагой проявляли героизм в сражениях против фашистов, несли свою службу, выполняя гражданский долг.

Что касается историографии проблемы советских греков и конкретно их судьбы в 1920-1940-е годы, особенно научных исследований истории греков, проживавших на территории Крымской АССР, Черноморского побережья Грузинской ССР (Аджарская, Абхазская АССР), а также Черноморского побережья Краснодарского края1, то в большей мере точки зрения в оценках событий, за некоторым исключением, совпадали.

Заслуживают высокой оценки и опубликованные за эти годы документальные источники [6; 7; 8; 9; 10], основной корпус которых формировался на базе архивных материалов, выделенных в таких архивохранилищах, как ГА РФ,

1 Наглядное представление жизненных условий спецпереселенцев-греков с территории Черноморского побережья воспроизведено в жизнеописании грека Харитона Васильевича Киприади. Он проживал в г. Туапсе Краснодарского края. Конечно, судьбы греков были разными, как разным было и их социальное положение. В приведенных составителями книги воспоминаниях дается четкая характеристика тех условиях, в которых проживали спецпереселенцы (См.: Депортация народов в Казахстане в 1930-1950-е годы: общность истории. Астана, 2013. С. 75-89. Ред. Б. Ракишева).

РГАНИ, РГАСПИ, местных архивах Краснодарского края, Ростовской области, Кабардино-Балкарской Республики и др.

В наибольшей мере ценность представляют документы так называемых «особых папок» И. Сталина, позволяющих выявить по этому сложному периоду истории советских греков многие аспекты, установить причины чрезвычайных мер, принимавшихся по отношению к этой этнической общности на территории Союза ССР. В этих документах содержится переписка наркома НКВД СССР Л.П. Берии с председателем ГКО СССР И. Сталиным. Здесь же сохранены многочисленные инструкции, разъясняющие положения постановлений ГКО СССР об осуществлении принудительных переселений народов, соответствующие приказы НКВД СССР, штабов фронта, документы Наркомата НКВД СССР, управлений по краям и областям Союза ССР.

Комплексное изучение широко практиковавшейся социальной технологии, связанной с карательными наказаниями, типа принудительного переселения народов, и формированием института спецпереселенцев, позволяет реконструировать систему реализации подобных акций и анализировать их причины.

Греки были выселены с территории Закавказья и Северного Кавказа. По нашему глубокому убеждению, они попали под этот молот на чисто превентивной основе. Скорее, сыграла пагубную роль существующая концепция по вектору «периферийный фактор - этнические общности», который предполагал применение механизма реализации национальной политики - принудительное переселение. Как отмечалось, зачистка пограничных территорий от населявших их этнических меньшинств устраивалась в этих целях и в приграничных зонах.

За тря дня до принятия Постановления ГКО СССР нарком НКВД Л. Берия писал И. Сталину: «...Греческое население проживет в большинстве районов Крыма. Значительная часть греков, особенно в приморских городах, с приходом оккупантов занималась торговлей и мелкой промышленностью. Немецкая власть оказывала содействие грекам в торговле, транспортировке товаров и т.д.». В заключении этого послания Л. Берия делает вывод применительно к трем этническим общностям: «НКВД считает целесообразным провести выселение с территории Крыма всех болгар, греков и армян» [1, с. 83-84].

На основе Постановлением № 6100 от 24 июня 1944 г. ГКО принял решение о выселении с территории Крыма местных жителей (турецких, греческих, иранских подданных), имеющих на руках просроченные национальные турецкие, греческие и иранские паспорта, и направлении их на время войны в один из районов Узбекской ССР. Руководство этими операциями возлагалось в Краснодаре на народного комиссара И. Серова, Тимошенкова, в Керчи - на главу Управления НКВД по г. Керчь Гр. Каранадзе [ГА РФ. Ф.Р.-9401. Оп.1. Д.4475. Л. 28, 41, 42; ГАРФ. Ф.Р.-9479. Оп.1. Д.179. Л.227].

27-28 июня 1944 г. была проведена спецоперация по выселению греков, болгар, армян, а также представителей иноподданных этих национальностей. Всего было выселено 41 854 человека: греков - 15 040 чел., болгар - 12 422 чел., армян - 9621 чел., немцев, итальянцев, румын и других национальностей - 1119 человек. Среди иноподданных, входящих в общее количество, греческих подданных было 3531 чел., турецких - 10, иранских - 16 человек [ГАРФ. Ф.Р.-9479. Оп.1. Д.179. Л.22].

4 июля Л.П. Берия доложил в ГКО СССР И.В. Сталину итоговые данные на этот период. Из Крыма выселялось: татар - 183 155 чел. (окончательные данные - 194 111 чел.), болгар - 12 422, греков - 15 040, армян - 9621, немцев -1119, а также иноподданных - 3652 [ГАРФ. Ф.Р.-9401. Оп.2. Д.65. Л.275]. Из Краснодарского края и Ростовской области, по имеющимся данным, в конечном варианте было принудительно переселено 8300 человек. Непосредственно с территории Краснодарского края - 604 семьи (3565 человек). Они убывали в Красноярский край [ГА РФ. Ф.Р.-9401. Оп.1. Д,2085. Л. 12, 49].

По другим данным, по постановлению ГКО № 1828 от 29 мая 1942 г. из Краснодарского края были выселены в конечном итоге 5251 грек и из Ростовской области - 886 греков [ГА РФ. Ф.Р.-9499. Оп.1. Д.646. Оп.12. Л.6]. В связи с подаваемыми обобщающими сведениями о спецпереселенцах по Закавказью и Северному Кавказку и пополняемыми конкретными данными по регионам Северного Кавказа не всегда удается выделить в этом плане тот или иной регион.

17 июля 1944 г. Комитет при СНК СССР по учету и размещению рабочей силы в информации на имя Н. Шверника сообщал, что в Молотовскую область в первом полугодии 1944 г. было переселено 5293 семьи (20 025 чел.) из Крыма [ГА РФ. Ф.Р.-9479. Оп.1. Д. 152. Л.8], в числе которых были и греки.

Учет греков и болгар затруднен по той причине, что сведения приведены зачастую совместные, не по принадлежности к национальности, а по статусу -спецпереселенцы. Первоначальные данные Отдела спецпоселений НКВД СССР были следующими. В промежуточный период спецпереселенцы насчитывали греков, расселенных в Башкирской АССР, - 2927 чел. (1455 взрослых), в Марийской АССР, - 122 (95) человек. В Гурьевскую область отбыли 4289 греков (1096 взрослых), в Кировскую область - 550 чел., в Якутскую АССР - 8 человек [4, а 588]. Данные по Свердловской, Молотовской и Кемеровской областям приведены по имеющейся общей численности прибывших болгар, греков и армян.

Начальник отдела спецпоселений Чкаловской области Дмитренко в докладной записке на имя комиссара В.В. Чернышёва в июле 1944 г. сообщал, что прибыло уже болгар, греков и армян в Башкирскую АССР - 5727 чел., в Марийскую АССР - 581 чел., в Гурьевскую область - 4289 чел., в Кемеровскую область - 6791 чел., в Молотовскую область - 10 028 чел., в Кировскую область -550 чел., Свердловскую - 10 348 человек [4, а 588].

Из спецпереселенцев, кто в июле, а кто в августе 1944 г., прибывали в места предназначения для расселения. 1 сентября 1944 г. нарком внутренних дел Казахской ССР Богданов в докладной записке в Отдел спецпоселений НКВД СССР сообщает о том, что «в июле 1944 г. из Крымской АССР в Казахскую ССР прибыли 1096 семей (4286 человек), расселены по 5 районам Гурьевской области. Они были переселены из Старо-Крымского, Ичикинского, Судаковского и Феодосийского районов: по национальному признаку - болгары, греки, армяне, цыгане, крымские татары и частично караимы».

Греки были выселены с территории Закавказья и Северного Кавказа. По имеющимся архивным данным на 1952 год, на основании постановления ГКО СССР № 1828 от 29 мая 1942 г. из Краснодарского края убыл 5251 грек (из Ростовской области - 886) [ГА РФ. Ф.Р.-9479. Оп.1. Д.646 Л.6].

В целом в 1940-е годы было выселено около 62 тыс. граждан греческой национальности, из которых, по имеющимся данным, взрослых спецпереселенцев было 49 580 человек.

Постановлением ГКО № 1828 от 20 мая 1942 г. предписывалось выселить с территории Краснодарского края и Ростовской области совместно с выселявшими греками из Армении, Азербайджана, Грузии, южных районов Украины (Мариуполь и др.) 25 тыс. греков.

На основании Постановления от 2 июня 1944 г. № 5984 и Постановления № 1610 от 24 июня 1944 г. численность выселяемых греков в итоге всех кампаний составила около 90 тыс. человек (судя по всему, в данном случае учтены и греки иностранноподданные, участники Гражданской войны в Греции (более 10 тыс. человек) и другие категории.

Опять же отсутствуют количественные данные о представителях с территории Черноморского побережья по регионам Северный Кавказ и Закавказье.

Таблица. Динамика расселения греков Черноморского побережья РСФСР по областям Казахской ССР. 1952-1953 гг.

Table. Dynamics of settlement of Greeks of the Black Sea coast of the RSFSR by regions of the Kazakh SSR. 1952-1953.

Количество всех поселенцев Из них греков Примечание:

с Черномоского побережья

Казахская ССР 36 693 Детей - 12 431; мужчин -11252 женщин-13 010 ГА РФ. Ф.Р.-9479. Оп.1. Д.646. Л.6; Д.435. Л.111-112; Д.641. Л.12. См. также: Депортация народов Крыма. Документы, факты., комментарии. М.: Инсан, 2002. С. 175181. Сост. Н.Ф. Бугай На первую половину 1950-х годов из Черноморского побережья оставалось 24 592 чел., из них греков - 451 человек.

Алма-Атинская обл. 33 085 441

Гурьевская обл. 6

Джамбульская обл. 40 785 3523

Западно- Казахстанская обл. 872 1

Карагандинская обл. 78 625 3

Кзыл-Ординская обл. 15 809 2964

Кокчетавская обл. 58 379 2

Павлодарская обл. 39 524 2

Талды-Курганская обл. 22 381 1170

ЮжноКазахстанская обл. 6573 16 091

В таблице приведены документально подтвержденные сведения о расселении спецпереселенцев-греков именно с территории Черноморского побережья по десяти областям Казахской ССР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 марта 1956 г. МВД СССР обратилось в ЦК КПСС с проектом постановления «О снятии ограничений по спецпоселению греков, болгар, армян и членов их семей, находящихся на спецпоселении». До этого Постановлением Совета Министров СССР от 5 июля 1954 г. № 1439-649 «секретно» снимались с учета и освобождались из-под административного надзора органов МВД СССР бывшие греческие подданные, принятые в советское гражданство [1, а 128-129].

В деле консолидации народов, реализации их нужд и интересов, несомненно, сыграл роль и принятый в апреле 2014 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого нардов и государственной поддержке их возрождения и развития» от 21 апреля 2014 года № 268.

Дело оставалось за практическим воплощением в жизнь намеченных указом мер, для чего имелись все возможности и в стране, и в Крымской Республике в частности. Все этнические общности республики становились «полноценными хозяевами своей земли».

В современных условиях заметно повышается роль общественных объединений греков России. Институты гражданского общества, которых на территории страны более 20, вникают в решение вопросов, связанных с улучшением жизни греков, занимаются также вопросами национально -культурного возрождения. Эти задачи стоят и перед Общероссийским объединением греков и его отделениями в крупных городах страны.

Институты сообщества греческих граждан России обращаются в государственные органы власти с просьбой и предложением логически завершить начатую реабилитацию греков. Не ограничиваться только реабилитацией российских греков, проживавших на территории Крымской АССР (15 тыс. человек), а реабилитировать всех российских греков, проживавших на территории - от границ Грузии до Анапы (пос. Витязево), а также в Ростовской и Мурманской областях. Этим самым будет устранена ошибка в решении проблем объединения греков во имя мира и гражданского согласия.

В начале 1990-х годов Г.Ф. Меланифиди, будучи председателем Общественного объединения греков ОГОР, а позже и председателем Представительства Международного союза греческих общественных объединений «Понтос» в Москве, совместно с советником Г.Х. Поповым, А.Н. Коцонисом (Департамент по делам репрессированных народов Миннац России) положили начало изучению вопроса, в хронологической последовательности выстраивали цепь событий, связанных с проблемой реабилитации греков Российской Федерации.

Эти действия отвечали требованиям многих представителей греческой общины, особенно Москвы, а именно: получить ответ на вопрос о реабилитации греческой общины на территории России на государственном уровне. Начиная с 2014 г., с принятием нового Указа Президента РФ о реабилитации народов, в том числе и греков, принудительно выселявшихся с территории Крымской Республики, вопрос со стороны остальных греков, проживающих в других регионах страны, заметно обострился, что вполне понятно.

Этот аспект проблемы не был учтен. Тем не менее, он затрагивает болезненную сторону жизни греков на территории Российской Федерации. Дело в том, что оставались в этом плане без какого бы то ни было внимания греки,

проживавшиеся на Черноморском побережье Краснодарского края от границ Абхазии и до г. Анапы и в Ростовской области.

Не была учтена чисто моральная сторона дела. У греков многочисленные семьи. Очень трудно смириться с тем, что клеймо «неблагонадежного народа», которым наделены были деды, отцы, дети, рожденные до 1956 г., автоматически переходит и на греков-потомков.

Обращения в течение 30 лет греков России с просьбой решить цивилизованно этот вопрос не имели положительного результата, оставались без аргументации и объяснений.

Ви с» и и

условиях повышенной этнической мобильности, свойственной для конца 1980-х - начала 1990-х годов, в стране отмечался и рост общественной активности в этом направлении, особенно общественных объединений греков России.

Поэтому есть смысл обратиться к этому вопросу. К его рассмотрению возвращались многие из греков, возглавлявших греческие общественные объединения на территории России как в 1990-е годы, так и в последующее время.

Вопрос о реабилитации «наказанных народов» в конце 1980-х годов стоял на повестке дня многих заседаний ЦК КПСС. 27 июля 1989 г. появился документ ЦК КПСС «О решении проблем советских греков». 14 ноября была опубликована Декларация о «признании незаконными репрессивных актов против народов».

В документе ЦК КПСС «О решении проблем советских греков» внимание концентрировалось на необходимости принятия мер в целях обеспечения сохранения и развития греческой самобытной культуры, родного языка, традиций народа в районах его компактного проживания, гармонизации межэтнических отношений.

Предлагалось также обратить внимание на состояние вопроса о получении греками высшего образования, изучении русского и греческого языков. С этой целью был создан специальный факультет в Кубанском государственном университете, а также открыты факультеты в Московском институте иностранных языков, Педагогическом институте, МГУ, в Петербурге и в Пятигорском институте иностранных языков.

26 апреля 1991 г. Верховный Совет принимает Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» за № 1107-1 и в этом же году Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий»

По нашему мнению, не было устранено существующее среди управленческих структур недопонимание, в частности применительно статьи Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». В ней читаем: «Особенности применения настоящего Закона по отношению к репрессированным народам, проживающим на территории РФ, регулируются отдельными законодательными актами РСФСР, принимаемыми по отношению к каждому народу». Эта статья имеет принципиальное значение. На ее основе должен быть принят «свой» закон о реабилитации конкретного подвергшегося репрессиям народа, в конкретном случае - российских греков.

И эта мера была реализована. Она коснулась таких народов, как российские немцы (Указ «О реабилитации репрессированного народа», № 231 от 21 февраля 1992 г.), российские корейцы (постановление Верховного Совета РСФСР от 1 апреля 1993 г.), а также российские финны (постановление Прави-

тельства РФ, принятое в декабре 1993 г.), калмыки, балкарцы, карачаевцы (постановления РФ соответственно в марте и мае 1994 г.).

Проводилась соответствующая работа и по реабилитации российских греков. Был даже подготовлен первый проект Указа о реабилитации греческого народа (Миннац России, министр Н.Д. Егоров). 1 июня 1994 г. проект направлялся в Правовое Управление Администрации Президента Российской Федерации. После консультаций и согласований с Комиссией по реабилитации жертв политических репрессий, председателем которой со дня ее образования (18 октября 1991 г.) являлся известный политик Александр Николаевич Яковлев, проект был направлен в Правительство РФ для последующего представления в соответствующие структуры федеральной власти. Документы были возвращены по следующим причинам: 1. Ссылка на Статью 13 Закона «О реабилитации репрессированных народов». 2. Отсутствие учета положений Бишкекского Соглашения от 9 октября 1992 года. Резолюция: просьба доработать и представить проект с учетом последующего внесения в Госдуму Российской Федерации.

Однако в середине 1990-х годов обстановка в Миннац России отличалась бесконечными преобразованиями: сменилось три руководителя. Работа приостановилась. В связи с этим президент КНОР (Конгресс национальных объединений России, образованный 24 февраля 1995 г.) совместно с ОГОР направляет в июле 1995 г. Президенту России Б.Н. Ельцину обращение с просьбой ускорить рассмотрение проекта Указа «О реабилитации российских греков». К сожалению, в архиве ОГОР ответ не обнаружен.

Под непосредственным руководством Миннац России (министр В.А. Михайлов) 23-24 ноября 1995 г. с «Понтос» и «ОГОР» провели Международную научно-практическую конференцию «Российские греки: история и современность». В конференции приняли участие представители российских региональных греческих организаций; греческих диаспор ближнего зарубежья: Грузии, Армении, Украины, Латвии, Казахстана и Киргизстана, а также Греции с участием официальных представителей МИД России, Минэкономики России, Администрации Президента Российской Федерации, Министерства России по делам сотрудничества со странами СНГ, СМИ.

В итоге было принято обращение к Президенту РФ Б. Ельцину. В документе выражалась общая надежда на то, что российские греки наконец-то получат столь необходимый для них Указ о реабилитации российских греков. Но Указа так и не последовало.

В период с 1996 по 1999 г. практически никаких мер в этом направлении не принималось, хотя Миннац России включил свои проекты в план работы Комитета Государственной Думы. Этому можно дать объяснение: с 1990 по 2014 г. произошло 16 реорганизаций министерства. Некоторые руководители занимали свои должности всего по 4-6 месяцев.

В начале 1999 г. министром Миннац России был назначен Р.Г. Абдулатипов. И уже 6 апреля он направляет на имя президента Ельцина обращение о принятии Указов по реабилитации репрессированных в 1930-1950 годы греков, поляков, ингушей и чеченцев.

11 августа 1999 г. руководитель Администрации Президента РФ А.С. Волошин направляет А.Н. Яковлеву письмо с поручением рассмотреть вопрос «О реабилитации граждан польской и греческой национальности», хотя в

своем обращении Р. Абдулатипов четко просил рассмотреть вопрос о реабилитации поляков, греков и т.д., т.е. народов.

29 сентября 1999 г. состоялось заседание Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий.

4 ноября 1999 г. Комиссия, возглавляемая А. Яковлевым, направила Президенту РФ Б. Ельцину письмо, в котором отмечалось, что «на основании полученных выводов Комиссия считает целесообразным принятие нормативных актов о реабилитации этих народов».

Проекты указов были отправлены на согласование. И тут под разными предлогами происходит очередная заминка. Есть все основания поближе ознакомить читателя с заключениями. Они вызывают определенный интерес. Их выводы пестрят противоречиями и разногласиями и сводятся к следующему:

1. Министерство финансов РФ, замминистра Татьяна Алексеевна Голикова 20 июля 2000 г. дает заключение: «В целом Минфин России считает возможным согласование этих Указов».

2. Минэкономразвития России, замминистра Мухамед Мухаддинович Циканов: «Не имеет замечаний и поддерживает их принятие».

3. Министерство юстиции РФ, замминистра Юрий Георгиевич Демин: «Нуждаются в доработке, так как: 1) не предусмотрена форма реабилитации: территориальная, политическая, социальная, культурная; 2) Генеральной прокуратуре и ФСБ ускорить проверку дел с неотмененными решениями судов ... на репрессированных граждан».

4. Департамент Регионального развития Аппарата Правительства, начальник Департамента Владимир Николаевич Кожемякин: «Возвратить проекты Указов на дополнительную проработку: 1) Поправки были внесены с отступлением от п. 64 в части согласования с МИДом, МВД, Минфином, ФСБ, Минюстом России; 2) Не представлены документы о согласовании с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации; 3) В проекте указов речь идет о реабилитации граждан польской и греческой национальностей. В данном случае работает принятый ранее Закон "О реабилитации жертв политических репрессий". Подзаконные акты по этому закону приняты».

5. Правительство Российской Федерации, зам. Председателя Правительства Алексей Леонидович Кудрин: «Возвратить документы, подготовлены с отступлением от установленных требований».

В сентябре 2001 г. по рекомендации Г.Ф. Меланифиди и письменного обращения В.П. Наумова, ответственного секретаря Комиссии при Президенте Российской Федерации к Минфедерации России, было предложено включить в рабочую группу Департамента по делам репрессированных народов (руководитель Н.Ф. Бугай) А.Н. Коцониса.

А. Коцонис направил в Комиссию при Президенте РФ копии документов, а также обобщающую справку о состоянии дел по реабилитации репрессированных народов. В их числе были уже прошедшие в очередной раз реабилитацию шесть народов: немцы, корейцы, финны, калмыки, балкарцы, карачаевцы. Девять народов: греки, поляки, болгары, ингуши, крымские татары, турки -месхетинцы, армяне, чеченцы, черкесы и ассирийцы - оставались в прежнем состоянии.

В 2000-2004 гг. президентом АГООР был избран В.Г. Кайшев. Он единственный, кто официально ходатайствовал по этому вопросу перед Президентом Российской Федерации, направлял письмо от Международной ассоциации греческих обществ «Понтос». В письме Президенту Российской Федерации В.В. Путину была изложена просьба - взять под личный контроль решение вопроса об издании Указа о реабилитации российских греков. Хотя письмо значится без даты и номера, однако ответ министра РФ В.Ю. Зорина от 21 марта 2002 г. позволяет сделать вывод, что письмо было получено в начале 2002 г. Состоялась и личная встреча министра с В.Г. Кайшевым.

Ответ был неутешительным и сводился к следующему: «Ваши предложения о принятии специального Указа Президента РФ о реабилитации российских греков, по моему мнению, должны содержать серьезные аргументы неприемлемости пути решения проблемы с использованием порядка, установленного Законами РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" и "О реабилитации жертв политических репрессий"».

Еще один аргумент, на основании которого господин Г. Кара, первый замначальника Главного управления внутренней политики Президента РФ, 24 июля 2003 г. выносит отрицательную резолюцию: «...Народы выселялись на основании специальных отдельных решений; выселение греков осуществлялось иначе (!?). Кроме того, выселение проводилось не столько с территорий РСФСР, а с территорий других республик». Конечно, такое заключение - это из области фантазии. Крымская АССР являлась органичной частью РСФСР.

Греки, как и все остальные этнические общности в Союзе ССР, выселялись на основе постановлений ГКО (Государственный комитет обороны). И более того, нам необходимо решение проблемы применительно к Российской Федерации. Остальные страны (бывшие советские республики) решают эти вопросы самостоятельно.

Постановление ГОКО № 5984сс от 2 июня 1944 г. за подписью И. Сталина касалось 37 тыс. немецких пособников из числа болгар, греков и армян [РГАНИ. Ф.3. Оп.58. Д.178. Л.129-131 (Л.66-68)]. Из всех перечисленных этнических общностей греки находились в более выгодном положении. Они не занимались формированием руководящих национальных центров для усиления контактов с немцами. Их главным занятием была организация торговли и участие в ней. Документы о греках позволяют сделать вывод, что они были выселены превентивно

Более того, греки известны как героически сражавшиеся на всех фронтах с фашистами. Среди имен греков - героев Великой Отечественной войны 19411945 гг. Феофилакт Андреевич Зубалов, Федор Евгеньевич Котанов, Григорий Яковлевич Бахчиванджи, братья Владимир Константинович и Константин Константинович Коккинаки, Константин Яковлевич Талах, Константин Ильич Хаджиев, Георгий Кузьмич Целио, Илья Митрофанович Мурза, Степан Семенович Мурза, Илья Федорович Тахтаров. По данным исследователя Ю.Д. Кочереди, 23 российских грека были удостоены высокой награды Родины - Героя Советского Союза [2; 3].

Тем не менее, резолюция «В этой связи постановка вопроса о реабилитации российских греков представляется проблематичной» не вселяла никаких надежд.

Примерно в это же время, в 2002-2003 гг., в Администрации Президента РФ выходит поручение подготовить документ «О мерах по обеспечению реабилитации российских греков, репрессированных в период 1930-1950 гг.», в котором Правительство РФ обязано было:

1. Разработать комплекс мер, направленных на обеспечение процесса реабилитации российских греков...

2. До 1 марта 2003 г. разработать и утвердить федеральную целевую программу, направленную на обеспечение социально-экономического развития районов компактного проживания греков и создание благоприятных условий для их дальнейшего национально-культурного развития в Российской Федерации. Постановление так и осталось на бумаге. Необходимого указа применительно ко всем российским грекам не последовало.

В июне 2004 г. президентом АГООР был избран депутат Государственной Думы РФ И.И. Саввиди. Вся документация передавалась ему. В своей речи перед делегатами съезда он сказал: «.Пока я слышу стон наших предков, плач матерей, я всецело буду служить идеям возрождения исторической справедливости.». Он начал сбор документов о репрессиях в отношении советских греков, но вопрос так и остался нерешенным.

По глубокому убеждению авторов, конечно, проблема требует дополнительного изучения, если можно выявить и новые источники. Однако по имеющимся данным о принудительном переселении греков с южных территорий РСФСР можно сделать вывод, что греческое общественное объединение оставалось последовательным в отношении к Союзу ССР, воспринимало его в качестве своего Отечества. Об этом свидетельствует, прежде всего, активное участие греков в Великой Отечественной войне и в преобразованиях послевоенного времени. С любых точек зрения, было бы целесообразным принять дополнение к существующему указу о реабилитации российских греков или отдельный Указ Президента РФ по отношению к российским грекам в целом. Эта мера будет полночью соответствовать Закону РСФСР / Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года [5, а 13-14].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бугай Н.Ф., Коцонис А.Н. «Обязать НКВД СССР ... выселить греков». - М.,

1999. - С. 83-84.

2. Кочериди Ю.Д. Греки в истории Кубани. - Краснодар: Книга, 2011. - С.

546;

3. Кочериди Ю.Д. Греки в Великой Отечественной войне. - Чехов, 2020. - С.

504.

4. «По решению Правительства СССР.». - Нальчик, 2003. - С. 588.

5. Принудительное переселение крымских татар: путь к реабилитации (материалы и документы). Автор предисл., раздел., заключ., сост. д.и.н. Н. Бугай. - М.: Аквариус, 2015. - 256 с. - С. 13-14.

6. Реабилитация народов России. Сборник документов. - М.: Инсан, 2000.

7. Сборник законодательных актов о реабилитации, приятых в государствах -бывших союзных республиках СССР. - М., 1992.

8. Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Ч. 2. - Курск: ГУИПП «Курск», 1999.

9. Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. - М., 1993.

10. Сборник нормативных актов Верховного Совета и Совета Министров Крыма по вопросам возвращения депортированных народов. - Симферополь, 1991.

REFERENCES

1. Bugay N.F., Kotsonis A.N. «Obyazat' NKVD SSSR ...vyselit' grekov». ["To oblige the NKVD of the USSR ... to evict the Greeks"]. M., 1999. P. 83-84.

2. Kocheridi YU.D. Greki v istorii Kubani. [Greeks in the history of the Kuban] Krasnodar. «Kniga», 2011. P. 546;

3. Kocheridi YU.D. Greki v Velikoy Otechestvennoy voyne.[Greeks in the Great Patriotic War]. Chekhov, 2020. P. 504.

4. «Po resheniyu Pravitel'stva SSSR...» [According to the decision of the Government of the USSR ... "] Nal'chik, 2003. P. 588.

5. Prinuditel'noye pereseleniye krymskikh tatar: put' k reabilitatsii (materialy i dokumenty). Avtor predisloviya, razdelov, zaklyucheniya, sostavitel' d.i.n. N. Bugay. [Forced resettlement of the Crimean Tatars: the path to rehabilitation (materials and documents)]. M.: Akvarius, 2015. 256 s. P. 13-14.

6. Reabilitatsiya narodov Rossii. Sbornik dokumentov. [Rehabilitation of the peoples of Russia. Collection of documents] M.: Insan, 2000.

7. Sbornik zakonodatel'nykh aktov o reabilitatsii, priyatykh v gosudarstvakh -byvshikh soyuznykh respublikakh SSSR [Collection of legislative acts on rehabilitation, adopted in the states - the former Soviet republics of the USSR]. M., 1992;

8. Sbornik zakonodatel'nykh i normativnykh avtorov o repressiyakh i reabilitatsii zhertv politicheskikh repressiy [Collection of normative acts of the Supreme Council and the Council of Ministers of Crimea on the return of deported peoples] Part 2. Kursk: GUIPP "Kursk", 1999.

9. Sbornik zakonodatel'nykh i normativnykh aktov o repressiyakh i reabilitatsii zhertv politicheskikh repressiy. [Collection of legislative and normative acts on repressions and rehabilitation of victims of political repressions]. M., 1993.

10. Sbornik normativnykh aktov Verkhovnogo Soveta i Soveta Ministrov Kryma po voprosam vozvrashcheniya deportirovannykh narodov [Collection of normative acts of the Supreme Council and the Council of Ministers of Crimea on the return of deported peoples]. Simferopol, 1991.

Информация об авторах: Бугай Николай Федорович, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Институт российской истории Российской академии наук, действительный государственный советник Российской Федерации III класса. г. Москва, Россия

ORCID 1D :http//orcid. org./0000-0002-8363-1638 nikolay401@yandex.ru

Гонов Аскарби Муаедович, доктор исторических наук, профессор Администрация Главы Кабардино-Балкарской Республики. г. Нальчик, Россия ask.gonov@yandex.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors: Bugai Nikolay Fedorovich, Doctor of Historical Sciences, Chief Researcher at the Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, Acting State Councilor of the Russian Federation of the III class. Ulyanova str., 19, 117292 Moscow, Russia

ORCID 1D:http//orcid.org./0000-0002-8363-1638 nikolay401 @yandex.ru

Gonov Askarbi Muaedovich, Doctor of Historical Sciences, Professor Administration of the Head of the Kabardino-Balkar Republic. Nalchik, Russia ask.gonov@yandex.ru

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 01.08.2022 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 18.08.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.08.2022

Авторы заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests

© Bugai N. F. 2021 © Gonov A.M. 2021 © «ИСОМ». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.