1997. Г*/ І
выи им. Н.
фессор
проректор П. Огарева,
пер-
МГУ
про-
К. Н. ник
с кого
нм. Н
НИЩЕЙ, началь-
учебио-четоличе-
управления МГУ II. Огарева, доцент
ПО ИТОГАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ аттестационной экспертизы
В феврале 1997 г. комиссией Госу-дарственной инспекции по аттестации
учебных заведений России, в которую входили специалисты Московского, Саратовского, Самарского, Чувашского, Калмыцкого государственных университетов, Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии, Самарской государственной академии культуры и искусства, была проведена плановая аттестационная экспертиза Мордовского государственного университета.
Программой аттестации представленных университетом 33 специальностей с полным циклом обучения предусматривались:
1) экспертиза содержания образовательно-профессиональных программ и условий их .реализации;
2) оценка качества подготовки специалистов;
3) анализ научного потенциала вуза;
4) определение перспектив развития университета в следующий пятилетний
период.
Эксперты подробно изучили представленные материалы самообследования специальностей, проанализировали нормативную и учебно-методическую документацию, посетили учебные занятия, провели контрольные работы и тестирование уровня знаний студентов, познакомились с организацией научно-исследовательской работы в университете и системой подготовки научно-педагогических кадров. Комиссия рассмотрела одобренную Коллегией Минобразования РФ и Правительством Республики Мордовия Про-
грамму развития университета на период
1996 — 2000 гг.
Следует с удовлетворением констатировать, что экспертиза не выявила грубых отклонений в организации учебного процесса от требований Государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования. Аттестационная комиссия отметила значительную работу, проведенную коллективами институтов (факультетов) по корректировке учебных планов и программ, приведению структуры и содержания учебного процесса в соответствие с требованиями ГОС.
В настоящее время учебные планы всех специальностей содержат циклы дисциплин, предусмотренные ГОС. Во все учебные планы включены дисциплины по выбору студента и факультативные. В них изменена структура всех циклов дисциплин. Наиболее серьезным корректировкам подвергся цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
В соответствии с требованиями ГОС в учебные планы гуманитарных специальностей включен новый интегрированный курс „Современные проблемы естествознания“ По сравнению с прежними учебными планами существенно увеличены объемы дисциплин, связанных с изучением компьютерных технологий, введены оригинальные спецкурсы (например, „Компьютерные технологии в исторических исследованиях14). Такая коррекция учебных планов направлена на формирование у будущих специалй-
© В. А. Балашов, К. Н. Нищев, 1997
стов-гуманитариев целостного представления о человеческой культуре в единстве ее гуманитарной и естественнонаучной составляющих.
В университете изменены структура и содержание учебных планов естественно-научных и инженерных специальностей. Так, например, в учебные планы
медицинских специальностей в соответствии с ГОС введены дисциплины »Психологические и дидактические основы деятельности врача“, „Высшая математика“, „Информатика“, „Военная и экстремальная медицина“, Ндвым для инженерных специальностей явился курс
„Психология и педагогика“.
В структуру учебных планов всех специальностей впервые включены элективные дисциплины. В настоящее время в университете принята схема ограниченного выбора, при котором студенту предлагается выбрать один из двух блоков элективных дисциплин, ориентированных на специализацию будущего специалиста.
Учитывая недостаточность учебно-ме-тодического обеспечения дисциплин, в учебные планы специальностей университета с 1996/97 учебного года в качестве отдельного вида учебной работы преподавателей со студентами введены индивидуальные занятия по расписанию. Формы проведения этих занятий весьма разнообразны: от дополнительных практических занятий с отстающими до коллоквиумов и собеседований преподавателей с отдельными студентами по домашним индивидуальным заданиям. Средний по всем специальностям объем индивидуальных занятий за весь период обучения составляет 3,2 часа в неделю. Доля индивидуальных занятий выше на младших курсах.
В большинстве образовательно-профессиональных программ в содержание дисциплин внесены дополнения, учитывающие региональные особенности подготовки специалистов и особенности вуза (научные школы, преподавательский состав, требования заказчиков и т. д.). На факультетах, осуществляющих подготовку национальных кадров для образовательных учреждений и учреждений культуры Республики Мордовия, значительная доля дисциплин учебного плана
отнесена к национально-региональному
компоненту ГОС.
В качестве положительной тенденции отмечено стремление к согласованию содержания учебно-методического обеспечения специальностей с соответствующими УМО. Отдельными факультетами (прежде всего экономическим) обеспечено полное официальное согласование с УМО всего комплекса учебнометодических материалов специальностей (учебных планов и программ, контрольных заданий и т. д.).
Как положительное в организации учебного процесса комиссия отметила принятую в университете систему индивидуальной работы со студентами, достаточно широкое использование современных систем оценивания (рейтинга), высокий уровень компьютеризации учебного процесса на отдельных факультетах.
Экспертами отмечены примеры удачного сочетания научно-исследовательской деятельности и учебного процесса, являющегося необходимым атрибутом университетского образования (биологический факультет).
В аттестационных документах отмечается положительный опыт Регионального учебного округа при МГУ им. Н. П. Огарева, координирующего инновационную деятельность образовательных учреждений Республики Мордовия.
При положительной в целом оценке учебно-методической деятельности университета аттестационной комиссией выявлен ряд недостатков, основными из которых являются следующие:
1) при удовлетворительной в целом по университету обеспеченности циклов учебных дисциплин учебно-методической литературой отдельные дисциплины ею обеспечены крайне недостаточно;
2) проблемой является низкий уровень обеспеченности специальностей современной компьютерной техникой, имеющиеся компьютеры физически и морально устарели, периферийное оборудование изношено; существенно затруднена возможность применения новейших информационных технологий в области моделирования, создания локальных сетей
и телекоммуникаций;
3) среди штатных преподавателей университета показатель лиц, имеющих ученую степень или звание, пока отстает от среднего показателя по группе университетов; низка доля преподавателей с учеными степенями и званиями на ка-
1997. №1—2
федрах, обеспечивающих учебный процесс по блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
4) низок уровень рецензирования дипломных работ на отдельных факультетах.
Итоги аттестационной экспертизы явились предметом серьезного обсуждения на ученых советах университета, институтов и факультетов, а также на заседаниях кафедр. В настоящее время в университете действует специальный план мероприятий по устранению недостатков и реализации рекомендаций аттестационной комиссии. В образовательном блоке этих мероприятий, в частности, предусмотрено:
1) продолжить и активизировать работу по обеспечению соответствия содержания учебного процесса требованиям ГОС, формированию национально-регионального компонента содержания учебных планов;
2) разработать и внедрить систему стимулирования деятельности преподавателей по учебно-методическому обеспечению дисциплин, соответствующему требованиям ГОС;
3) обновить содержание индивидуальных заданий, комплексных контрольных работ с целью обеспечения необходимого уровня подготовки студентов по всем учебным курсам, ввести в практику комплексное тестирование студентов по основным дисциплинам учебных планов;
4) провести комплексную проверку качества курсового и дипломного проектирования;
5) в короткие сроки создать компьютерные базы данных об обеспеченности учебных дисциплин литературой;
6) принять меры по приоритетному обеспечению компьютерной техникой институтов и факультетов с чрезвычайно низкой оснащенностью ею (ИЭС, ИМЭ, филологический и др.);
7) провести экспертизу содержания специальных дисциплин и дисциплин специализаций, устанавливаемых институтами (факультетами), с целью исключения дублирования;
8) расширить целевую контрактную подготовку специалистов по договорам с предприятиями и организациями.
Н. С. САВКИН, руководитель секции философии РУО, профессор ка-
федры философии МГУ им. Н. П. Огарева
ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с постановлением Пра-
вительства Российской Федерации № 773 от 10 августа 1993 г. „Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие Государственного образовательного стандарта высшего профес-
сионального образования“ Госкомитетом РФ по высшему образованию разработаны и рекомендованы для вузов страны новые государственные образовательные стандарты по циклу „Общие гуманитарные и социально-экономические дисцип-
© Н. С. Савкин, 1997