Научная статья на тему 'ПМСП: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР)'

ПМСП: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
281
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Измайлова С. Х., Сапакова М. М.

В данном обзоре литературы рассмотрены различные факторы, влияющие на формирование маркетинговой стратегии ПМСП, особенности медицинского маркетинга и модель первичной медико-санитарной помощи. Также представлено понятие о первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), как о важнейшем и экономически целесообразном звене в системе здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Измайлова С. Х., Сапакова М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIMARY CARE DEVELOPMENT PROSPECTS, MARKETING STRATEGIES (LITERARY REVIEW)

This literature review examines various factors influencing the formation of a marketing strategy for Primary Care, the characteristics of medical marketing and the model of primary health care. The concept of primary health care is also presented, as the most important and economically feasible links of the health care system.

Текст научной работы на тему «ПМСП: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР)»

w

УДК 658.818.2: 614.212

DOI 10.53065/kaznmu.2021.85.58.059

С.Х. Измайлова, М.М. Сапакова

Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

info@kaznmu.kz

ПМСП: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ

(литературный обзор)

Резюме: В данном обзоре литературы рассмотрены различные факторы, влияющие на формирование маркетинговой стратегии ПМСП, особенности медицинского маркетинга и модель первичной медико-санитарной помощи. Также представлено понятие о первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), как о важнейшем и экономически целесообразном звене в системе здравоохранения.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговая стратегия, первичная медико-санитарная помощь.

Введение.

На сегодняшний день первичная медико-санитарная помощь важнейшее звено системы здравоохранения и неотъемлемая часть социально-экономического развития общества [1]. После Международной конференции ВОЗ по ПМСП в г. Алма-Ате 12 сентября 1978 года [2,3,4], развитие ПМСП стало одним из наиболее важных направлений развития систем здравоохранения в мире [5] и ПМСП была определена как «зона первого контакта» (или уровень участковой службы) населения с медико-санитарными службами и как первый этап охраны здоровья населения [6,7]. Сегодня уже общепризнано, что сильная система ПМСП дает лучшие показатели здоровья населения при меньших затратах и более высокой общественной удовлетворенности медицинской помощью. Поэтому необходимо провести обзор маркетинговых стратегий работы центров ПМСП, главным направлением, которых является ориентация на нужды населения в целом и каждой семьи по отдельности. Материалы и методы исследования. Был проведен поиск литературы с использованием научных баз данных: PubMed, Webofscience, GoogleScholar, Medline. Бы проведен анализ статей за период 2011-2021 год. Поиск проводился с использованием ключевых слов: маркетинг в медицине, стратегический маркетинг в медицине, маркетинговые стратегии в медицине, первичная медико-санитарная помощь.

ПМСП в развитии здравоохранения, основные направления развития, модели и маркетинговые стратегии.

Первичная медико-санитарная помощь - это медико-санитарная помощь, предоставляемая по месту жительства, как правило, участковыми терапевтами, педиатрами, врачами общей практики, фельдшерами, акушерками, медицинскими сестрами и социальными работниками в области здравоохранения [8,9,10]. Она должна быть доступна всем индивидам и семьям и предоставляться на приемлемых для них условиях и при их полном участии, при этом уровень расходов на оказание такой помощи не должен превышать возможностей бюджетов районного и центрального уровней [11].

Одна из главных особенностей медицинского маркетинга - короткий период его существования в качестве полноценного отдельного направления. Это связано с тем, что официальная платная медицина появилась не так давно. Плюс сама по себе медицина -весьма консервативная сфера, и это отражается не только на применяемых методах лечения, но и на всех

процессах, которые функционируют в клиниках. Ввиду этого и медицинский маркетинг несколько «запаздывает». Многие инструменты, которые отлично себя зарекомендовали и активно используются в других бизнесах - FMCG, ретейле, онлайн-торговле - в медицине задействованы лишь частично и далеко не во всех клиниках. Поэтому, прежде чем смотреть в сторону глобальных маркетинговых трендов, таких как голосовой поиск, чат-боты, интерактивный контент и т.д., в медицинском маркетинге нужно решить более фундаментальные задачи, без внедрения которых можно и не «дотянуть» до модных и дорогих продуктов [12].

В связи с этим в Казахстане была утверждена новая модель первичной медико-санитарной помощи и Министром здравоохранения РК подписан приказ «Об утверждении основных направлений развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Казахстан на 2018-2022 годы» [13] и план мероприятий на 2018-2019 годы по реализации основных направлений развития первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) [14,15]. Первичная медико-санитарная помощь в Казахстане включает доврачебную или квалифицированную медицинскую помощь без круглосуточного медицинского наблюдения. Это, прежде всего:

- амбулаторный прием и обслуживание на дому прикрепленного населения с диагностикой и лечением наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других неотложных состояний;

- охрану семьи, материнства, отцовства и детства, в том числе планирование семьи;

- обеспечение лекарственными средствами в рамках ГОБМП;

- профилактические мероприятия и выявление факторов риска;

- скрининговые исследования на ранне выявление заболеваний и т.д.

Доказано, что системы здравоохранения с сильным ПМСП более эффективны и имеют лучшие показатели здоровья населения при меньших затратах и более высокой степенью удовлетворенности общества уровнем оказания медицинской помощи. В системе здравоохранения услуги ПМСП оказывают около десяти тысяч врачей в 1836 объектах здравоохранения, из них 86% являются государственными, в настоящее время практически не развиты частные и малые формы общей врачебной практики [16]. Также отмечается высокая

загруженность работников первичного звена: реальная нагрузка на одного врача общей практики составляет более 2 000 населения при рекомендуемой нагрузке 1 500 обслуживаемого населения. Как показывает практика, действующая система диспансеризации населения не всегда отвечает современным требованиям, оставаясь

малоэффективной и затратной для государства [17]. Львиную долю рабочего времени врача ПМСП занимает рутинное бумажное введение медицинской документации. В течение ряда лет остается неизменной сумма подушевого норматива при внедрении новых методов диагностики и лечения. Сохраняется низкий уровень вовлеченности населения в процесс сохранения своего здоровья, межсекторального взаимодействия. В связи с этим Казахстан принимает шаги по укреплению ПМСП. В принятом приказе определены пять маркетинговых стратегий развития ПМСП на ближайшие 5 пять лет: - создание интегрированной системы ПМСП, ориентированной на нужды населения; - улучшение всеобщего охвата населения услугами ПМСП и обеспечение равного доступа; -повышение внимания населения к укреплению своего здоровья и профилактике, скринингу и раннему вмешательству; - повышение потенциала ПМСП (развитие человеческих ресурсов, инфраструктуры); -цифровизация ПМСП, ориентированная на потребности пациента.

В соответствии с Приказом будет определена новая модель системы оказания медицинской помощи, где первичная медицинская помощь станет главным звеном системы здравоохранения и будут приняты следующие меры:

- сформирован четкий перечень услуг ПМСП и эффективные маршруты пациента при скрининге, динамическом наблюдении хронических заболеваний и остром состоянии;

- поэтапная интеграция профильных служб в ПМСП путем привлечения профильного специалиста в мультидисциплинарную команду или групповую семейную практику;

- население будет обеспечено 15-минутным шаговым доступом к услугам ПМСП;

- пересмотрены механизмы мотивации и поощрения персонала;

- внедрена система мотивации и поощрения населения за своевременное прохождение профилактических процедур.

Согласно Приказа Министра пациент, прикрепленный к медицинской организации, оказывающей ПМСП, имеет возможность получить бесплатную помощь на уровне ПМСП ежедневно с 08.00 утра до 20.00 часов вечера по скользящему графику для всех специалистов с обеспечением работы дежурных врачей в выходные и праздничные дни. Прием врача осуществляется в день обращения, норматив времени обслуживания на 1 пациента - 15 минут. Время ожидания консультации узкого специалиста в среднем составляет 7-10 дней. Обслуживание на дому осуществляется врачом, медицинской сестрой в день вызова.

Маршрут пациентов на уровне ПМСП

Разработка маршрутов пациента при скрининге, динамическом наблюдении хронических

заболеваний, острых состояниях с учетом интегрированной системы ПМСП, ориентированной на нужды населения. Маршрут пациента при прохождении скрининга на уровне ПМСП [18]. Скрининг детей (0 - 18лет) (рисунок 1). Первый этап скрининга в доврачебном кабинете, медсестра осуществляет сбор сестринского анамнеза, проводит доврачебный сестринский осмотр, измеряет антропометрические параметры, артериальное давление у детей 7 лет и старше, оформляет медицинскую документацию. Второй этап скрининга детей - педиатрический. ВОП или педиатр проводит осмотр кожных покровов и волосистой части головы и слизистых оболочек, пальпацию периферических лимфоузлов, щитовидной железы и органов брюшной полости, аускультацию сердца, органов дыхания. Специализированный этап скрининга детей - осмотр профильных специалистов по показаниям: офтальмолог, невролог, эндокринолог, хирург-ортопед, кардиолог, отоларинголог и другие профильные специалисты.

Заключительный этап - дообследование и постановка на диспансерный учет лиц с выявленной патологией, завершение оформления медицинской документации. По окончании скринингового осмотра проводится комплексная оценка состояния здоровья детей с определением «групп здоровья».

Рисунок 1 - Маршрут пациента при прохождении скрининга детского населения на уровне ПМСП

Скрининг взрослого населения (30-70 лет) (рисунок 2).

Мужчины и женщины в возрасте 30-70 лет, проходят скрининг на раннее выявление артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, сахарного

диабета, глаукомы, онкопатологии, женщины в возрасте 30-70 лет, не состоящие на диспансерном учете по поводу рака шейки матки, полипоза, рака толстой кишки. По окончании скрининга ВОП/терапевт проводит комплексную оценку и

направляет подлежащих в группу риска к

специалистам отделения профилактики и социально-

психологической помощи и клубы ЗОЖ при ПМСП, а

также к профильному специалисту (по показаниям)

Маршрут пациента при прохождении скрининга на уровне ПМСП

Рисунок 2 - Маршрут пациента при прохождении скрининга на уровне ПМСП

Маршрут пациента при динамическом наблюдении пациентов с хроническими заболеваниями (рисунок 3). Динамическое наблюдение пациентов с хроническими заболеваниями, состоящими на диспансерном учете проводит ВОП/терапевт, педиатр. Врач проводит осмотр пациента, оценку результатов

диагностических исследований, совместно со специалистами мультидисциплинарной команды, проводят коррекцию лечения, оценку эффективности динамического наблюдения, вносят корректировки в индивидуальный план самоконтроля пациента.

Маршрут пациента при динамическом наблюдении хронических заболеваний на уровне первичной медико-санитарной помощи

> сестринским осмотр

> оформление медицинской документации

> мониторинг исполнения индивидуального плана самоконтроля пациента

> мониторинг записей карты наблюдения пациента

> информирование об осмотрах МДГ

> обучение пациента методам самопомощи/самоменджмента

> направление к специалистам отделения профилактики и социально-психологической помощи

> направление на диагностическое исследование

> сообщение даты следующей

□ осмотр пациента

□ мониторинг исполнения индивидуального плана самоконтроля пациента

□ мониторинг записей карты наблюдения пациента

□ оценка результатов диагностических исследований

□ оценка эффективности динамического наблюдения

3 корректировка индивидуального ппана самоконтроля пациента

□ коррекция печения

Рисунок 3 - Маршрут пациента при динамическом наблюдении хронических заболеваний на уровне первичной

медико-санитарной помощи

Маршрут пациента при острых состояниях на уровне первичной медико-санитарной помощи (рисунок 4). Пациент взрослый или ребенок при острых состояниях может обращаться в регистратуру ПМСП, позвонить в Са11 - центры ПМСП-1430, а также позвонить «103» в скорую медицинскую помощь (далее - СМП).

При обращении пациента в организацию ПМСП регистратура направляет в доврачебный кабинет

либо в фильтр, на прием ВОП. Врач организует и проводит лечение пациентов в амбулаторных условиях, при наличии показаний госпитализирует пациента в дневной стационар или в круглосуточный стационар с вызовом бригады СМП. При поступлении вызовов 4 категории срочности, специалистами бригады отделения СМП оказывается помощь на дому.

*Ул1Г|

Рисунок 4 - Маршрут пациента при острых состояниях на уровне первичной медико-санитарной помощи

Четыре основные группы неинфекционных заболеваний (НИЗ), а именно: сердечно-сосудистые заболевания [19], рак, хронические заболевания легких и диабет являются причинами трех из пяти смертей [20]. В связи с этим Генеральная Ассамблея ООН приняла Политическую декларацию по НИЗ с разработкой глобальной системы мониторинга для отслеживания прогресса в области профилактики и борьбы с основными НИЗ, а также основными факторами риска их развития. С целью снижения НИЗ в Казахстане осуществляются мероприятия по профилактике, раннему выявлению и предупреждению хронизации заболеваний: масштабная трансформация диспансеризации в программы управления заболеваниями (ПУЗ) по 3 нозологиям: артериальная гипертензия (далее - АГ), хроническая сердечная недостаточность (далее - ХСН) и сахарный диабет (далее - СД). В республике на динамическом наблюдении состоит более 1,5 миллиона пациентов с АГ, СД 2 типа и ХСН, из них в ПУЗ вовлечены 26%. Наибольший процент вовлеченных в ПУЗ пациентов наблюдается в Атырауской (28,6%), Западно-Казахстанской (28,5), Актюбинской (27,9%), Туркестанской (27,3%) областях и в городах Нур-Султан (27,7%) и Шымкент (27,6%). Мониторинг внедрения динамического наблюдения в организациях ПМСП по 25 основным хроническим заболеваниям (болезни системы кровообращения, СД, хронические заболевания нижних дыхательный путей, заболевания верхних отделов желудочно-кишечного тракта, болезни нервной системы и другие). В Казахстане на динамическом наблюдении по 25 основным хроническим заболеваниям состоит около 3 миллионов человек, при этом основная доля приходится на г. Алматы - 12%; ВКО - 11%; Туркестанскую область - 10%; Алматинскую область -8,7%; Карагандинскую область - 7%. Решается вопрос о необходимости снижения содержания соли в хлебе, основном продукте питания казахстанцев По данным ВОЗ уровень потребления соли в Казахстане один из самых высоких в мире и составляет 17 грамм в сутки, превышая суточную норму (5 грамм) в 3,4 раза! Министерством проведено совещание с участием представителей ассоциаций пищевой промышленности, среднего и малого бизнеса, вузов в рамках двухстороннего сотрудничества, НПП «Атамекен» по обсуждению решения данного вопроса.

Бессмысленно заниматься продвижением медицинского учреждения, привлекать в клинику известных врачей и приобретать дорогостоящее оборудование, не анализируя и не понимая, что в итоге приносят вложенные во всё это деньги и время [12]. Наличие CRM-системы позволяет оптимизировать работу всей клиники: автоматизировать регистратуру и вести базу пациентов, контролировать расходование ресурсов и загруженность клиники, отдельных врачей и кабинетов, анализировать эффективность рекламных каналов, просчитывать стоимость привлечения новых пациентов, то есть в целом — принимать верные управленческие решения. CRM-система позволяет внедрить персонализированный подход к пациентам в виде программ лояльности и индивидуальных предложений, высокого уровня сервиса - начиная от sms-напоминания о приеме, заканчивая получением результатов обследования на e-mail. Поэтому необходимо в клинике внедрить программное обеспечение для автоматизации и управления отношений с клиентами. Адаптация под мобильные устройства - это не тренд, а то, что нужно было сделать «вчера». Согласно исследованию Netpeak за первое полугодие 2019 года, в Казахстане доля мобильного трафика значительно выше, чем в России и Украине, и составляет более 80%. Люди всё меньше верят агрессивной рекламе в виде кричащих слоганов с билбордов, буклетов, радио- и ТВ-роликов. Им нужна информация, которую они считают объективной и нерекламной. Именно для этого и нужен контент-маркетинг, главное преимущество которого заключается в формировании доверия пользователей и их уверенности в профессионализме специалистов клиники. Контент-маркетинг не обеспечивает привлечение пациентов здесь и сейчас, он влияет на отношение к бренду, работает на перспективу с накопительным и долгосрочным эффектом. В медицине новые услуги и методы лечения появляются постоянно. И именно контент-маркетинг позволяет рассказать об особенностях и преимуществах новых медуслуг, а иногда и сформировать у пользователей потребность в этих услугах.

Для распространения контента клиники чаще всего задействуют: социальные сети, новостные и медицинские порталы, собственный сайт. Конкуренция в медицине растёт, увеличивается количество клиник и борьба за лидирующие места как в офлайне, так и в онлайне. Возрастают затраты

клиник на SEO-продвижение и контекстную рекламу в погоне за местами на первой странице выдачи. По наиболее популярным запросам высокие места всё увереннее занимают медицинские порталы и агрегаторы, поскольку, с точки зрения поисковых систем, они максимально удобны для пациентов. Поэтому размещение на профильных порталах и агрегаторах, которые находятся в топе Google и Яндекс, всё чаще дополняет или даже заменяет SEO-продвижение собственных сайтов. 2019 год показал, что клиникам важно ежемесячно анализировать свои позиции. Это связано с частотой так называемых «медицинских апдейтов» в Google, когда сайты клиник буквально за один день пропадают из поисковиков [12].

Ввиду развития технологий и глубокого проникновения социальных сетей и мессенджеров в повседневную жизнь людей, появляется всё больше желающих общаться с клиниками и записываться через эти каналы. Пациенты уже не так охотно звонят в медицинские учреждения. Сеть телемедицины в Казахстане создавалась изначально для того, чтобы предоставлять услуги здравоохранения жителям сельской местности или отдалённых районов. Но это явление перспективно и для платной медицины в нескольких направлениях: первичные консультации, когда на основе сбора анамнеза и жалоб пациента рекомендуется перечень диагностических процедур, которые необходимо выполнить перед очным приёмом у врача; так называемые онлайн-чекапы -консультации по результатам диагностических процедур для определения зон риска по различным заболеваниям; получение «второго мнения», когда пациент уже обращался к врачу, но хочет получить оценку по подготовленному ранее заключению у более квалифицированного специалиста;

дистанционное консультирование лечащим врачом, когда пациент получил его помощь очно, а последующее ведение и лечение возможно в дистанционном режиме (ведь многие пациенты просто не приходят на повторные и контрольные визиты) [12].

По данным американской аналитической компании BrightLocal, 84% людей доверяют отзывам в интернете. Более того, 30% опрошенных людей назвали наличие ответа на отзыв ключевым фактором в принятии решения в пользу того или иного медицинского учреждения. Таким образом, дело не только в том, что написал пациент в интернете, а в том, что именно клиника ответила этому пациенту и ответила ли в принципе. Пользователи не только изучают отзывы, но сами все активнее делятся своим мнением в интернете. Помимо того, что отзывы влияют на репутацию клиники, важно понимать, что каждый отзыв - это дополнительное упоминание о вашей клинике в интернете, что так или иначе влияет на узнаваемость и продвижение. Таким образом, будет актуально всё то, о чем многие маркетологи и руководители клиник знают, но мало кто систематически использует. Главное, на наш

взгляд, помнить, что пациентам уже недостаточно наличия хороших специалистов в медицинских учреждениях. Для платной медицины на первый план выходят доступность информации о клинике и врачах, скорость и удобство коммуникаций, сервис, репутация бренда и экспертность клиники,

персонализированные программы лояльности и наличие полезного и интересного для пользователя контента [12].

В центре первичной медико - санитарной помощи (ПМСП) и диагностики Университетской клиники НАО «КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова» оказывают первичную медико - санитарную, консультативно -диагностическую помощь прикрепленному населению. Деятельность центра ПМСП ориентирована на реализацию задач по созданию эффективной и доступной системы оказания медицинской помощи. Центр ПМСП обслуживает обучающихся университетов г. Алматы, сотрудников НАО «КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова» и территориальное население [21]. В отличие от первой волны пандемии, когда основную нагрузку на себя взяли больницы, сейчас многие страны большую роль отводят первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Многих волнует вопрос о том, как изменится поведение покупателей после карантина и как изменится их бизнес [22]. Задача ПМСП, как важнейшего звена здравоохранения -снизить нагрузку на больницы, взяв на себя часть ответственности по оказанию медицинской помощи больным с COVID-19.

Необходимо вернуть приоритет профилактической направленности здравоохранения и направить работу медиков на недопущение заболеваний, требующих дорогостоящих вмешательств [23]. В этом основная роль принадлежит ПМСП, призванной быть недорогостоящей и доступной для всех, независимо от местожительства, возраста, материального положения. Сегодня огромные возможности открывает телемедицина, а также портативные мобильные устройства и другие

инфокоммуникационные технологии. Они призваны модернизировать ПМСП на принципиально новой -технологической основе. Выводы.

ПМСП, являясь центральным звеном здравоохранения, должна осуществлять главную функцию - улучшение здоровья населения. Общепризнано, что инвестиции в ПМСП являются наиболее рациональными. Поэтому важно перейти от декларативной поддержки ПМСП к реальному увеличению ее финансирования [24]. При этом неуместны попытки навязывания сверху формата оказания первичной медико-санитарной помощи и перечня технического оснащения организаций ПМСП. Они должны исходить от местных сообществ с учетом их специфики и реальных потребностей. В этом заложен один из фундаментальных принципов ПМСП, и он применим как для городской, так и сельской местности.

-^

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Есимов Н.Б., Токмурзиева Г.Ж., Измайлова Н.Т. Роль первичной медико-санитарной помощи в развитии здравоохранения // Вестник КазНМУ.- №4.- 2017. - С. 317-320.

2 WHO and UNICEF (1978) Alma Ata Primary Health Care. Report of the International Conference on Primary Health Care Alma-Ata, USSR, 6-12 September 1978. Retrieved from https://www.unicef.org/about/history/ files/Alma_Ata_conference_1978_report.pdf/.

3 Кенжебаева И.Б., Итегулов Ж.А. Первичная медико-санитарная помощь и роль Алма-Атинской декларации 1978 года //Медицинский журнал Западного Казахстана.- №3.- (39).- 2013 г. - с. 10-14.

4 Birn A-E, Krementsov N. 'Socialising' primary care? The Soviet Union, WHO and the 1978 Alma-Ata Conference. BMJ Glob Health 2018;3:e000992. doi:10.1136/ bmjgh-2018-000992

5 Landes M, Pfaff C, Zerihun M, et al. Calling nongovernmental organisations to strengthen primary health care: Lessons following Alma-Ata //Afr J Prm Health Care Fam Med. 2019;11(1), a1945. https://doi.org/10.4102/phcfm.v11i1.1945

6 Hans Kluge, Edward Kelley, Yelzhan Birtanov, Pavlos N. Theodorakis, Shannon Barkley, Serzhan Aidossov and Jose M. Valderas // Implementing the renewed vision for Primary Health Care in the Declaration of Astana: the time is now . - https://www.cambridge.org/core. IP address: 95.56.124.101. Primary Health Care Research & Development 20(e158): 1-2. doi: 10.1017/S1463423619000719

7 Sophie Park, Ruth Abrams. Alma-Ata 40th birthday celebrations and the Astana Declaration on Primary Health Care 2018 //British Journal of General Practice, May 2019. DOI: https://doi.org/10.3399/bjgp19X702293

8 ВОЗ. Вопросы и ответы: понимание первичнной медико-санитарной

помощиhttps://www.euro.who.int/ru/health-topics/Health-systems/primary-health-care/primary-health-care/questions-and-answers-understanding-primary-health-care#384498

9 World Health Organization https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/primary-health-care https://ru.wikipedia.org/wiki/

10 Первичная медико-санитарная_помощь https://online.zakon.kz/Document/7doc id=30051725#p os=0;0

11 F. Goodyear-Smith, B. Mash. How to do primary care research //CRC Press. Taylor&Francis Group. 2019. 349 p

12 Медицинский маркетинг - не просто тренд https://forbes.kz/process/medicine/meditsinskiy marke ting ne prosto trend chto rabotaet segodnya i ostanetsy a aktualnyim v 2020 godu prognoz ot 103kz/

13 Новая модель первичной медико-санитарной помощи утверждена в Казахстане

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.rcrz.kz/index.php/ru/2017-03-12-10-50-

44/press-reliz/1354-novaya-model-pervichnoj-mediko-

sanitarnoj-pomoshchi-utverzhdena-v-kazakhstane

14 Интернет ресурс zakon.kz https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35407586#p os=3;-80,

15 Приоритетное развитие ПМСП в рамках Государственной программы развития здравоохранения РК http://ezdrav.kz/71-prioritetnoe-razvitie-pmsp-v-ramkakh-gosudarstvennoj-programmy-razvitiya-zdravookhraneniya-rk

16 Almaz Sharman. A New Paradigm of Primary Health Care in Kazakhstan: Personalized, Community-based, Standardized, and Technology-driven //Central Asian Journal of Global Health. Volume 3, No. 1 (2014) | ISSN 2166-7403 (online) | DOI 10.5195/cajgh.2014.186 | http://cajgh.pitt.edu

17 Жолдасбекова А.С., Хабиева Е.Х. Новые перспективы интегрированного подхода общественного здравоохранения и ПМСП //Вестник КазНМУ.- №3.- 2016.- с.296-299

18 Маршрут пациентов на уровне ПМСП http://www.rcrz.kz/index.php/ru/?option=com content &view=article&layout=edit&id=1508

19 Erica Barbazza, Saltanat Yegeubayeva, Baktygul Akkazieva, Elena Tsoyi, Evgeny ZheleznyakovJuan E. Tello. Improving clinical practice in primary care for the prevention and control of noncommunicable diseases: a multi-actor approach to two regional pilot projects in Kazakhstan //Cardiovascular Diagnosis and Therapy.-2019;9(2):129-139

20 Профилактика неинфекционных заболеваний на уровне ПМСП http://www.rcrz.kz/index.php/ru/?option=com content &view=article&layout=edit&id=1732

21 KazNMU News https://news.kaznmu.kz/в-центре-пмсп-и-диагностики-университет/

22 Разработка новой маркетинговой стратегии после карантина COVID-19 http://marketingce nter. kz/20/razrab otka -marketingovoy-strategii.html

23 «СК-Фармация» - лишняя структура. Именитые врачи предлагают реформы https://forbes.kz/process/medicine/imenityie vrachi pr edlagayut reformirovat zdravoohranenie rk/?utm sourc e=forbes&utm medium=mlt articles

24 Шейман И.М., Шевский В.И., Сажина С.В. Приоритет первичной медико-санитарной помощи - декларация или реальность? // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения» №1.2019.- DOI: https://dx.doi.org/10.21045/2071-5021-2019-65-1-3

SPISOK LITERATURY

1 Esimov N.B., Tokmurzieva G.Zh., Izmajlova N.T. Rol' pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshhi v razvitii zdravoohranenija // Vestnik KazNMU.- №4.- 2017. - S. 317-320.

2 WHO and UNICEF (1978) Alma Ata Primary Health Care. Report of the International Conference on Primary Health Care Alma-Ata, USSR, 6-12 September 1978. Retrieved

from https://www.unicef.org/about/history/

files/Alma_Ata_conference_1978_report.pdf/.

3 Kenzhebaeva I.B., Itegulov Zh.A. Pervichnaja mediko-sanitarnaja pomoshh' i rol' Alma-Atinskoj deklaracii 1978 goda //Medicinskij zhurnal Zapadnogo Kazahstana.- №3.-(39).- 2013 g. - s. 10-14.

4 Birn A-E, Krementsov N. 'Socialising' primary care? The Soviet Union, WHO and the 1978 Alma-Ata Conference.

BMJ Glob Health 2018;3:e000992. doi:10.1136/ bmjgh-2018-000992

5 Landes M, Pfaff C, Zerihun M, et al. Calling nongovernmental organisations to strengthen primary health care: Lessons following Alma-Ata //Afr J Prm Health Care Fam Med. 2019;11(1), a1945. https://doi.org/10.4102/phcfm.v11i1.1945

6 Hans Kluge, Edward Kelley, Yelzhan Birtanov, Pavlos N. Theodorakis, Shannon Barkley, Serzhan Aidossov and Jose M. Valderas // Implementing the renewed vision for Primary Health Care in the Declaration of Astana: the time is now . - https://www.cambridge.org/core. IP address: 95.56.124.101. Primary Health Care Research & Development 20(e158): 1-2. doi: 10.1017/S1463423619000719

7 Sophie Park, Ruth Abrams. Alma-Ata 40th birthday celebrations and the Astana Declaration on Primary Health Care 2018 //British Journal of General Practice, May 2019. DOI: https://doi.org/10.3399/bjgp19X702293

8 VOZ. Voprosy i otvety: ponimanie pervichnnoj mediko-sanitarnoj

pomoshhihttps://www.euro.who.int/ru/health-topics/Health-systems/primary-health-care/primary-health-care/questions-and-answers-understanding-primary-health-care#384498

9 World Health Organization https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/primary-health-care https://ru.wikipedia.org/wiki/

10 Pervichnaja mediko-sanitarnaja_pomoshh' https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30051725#p os=0;0

11 F. Goodyear-Smith, B. Mash. How to do primary care research //CRC Press. Taylor&Francis Group. 2019. 349 p

12 Medicinskij marketing - ne prosto trend https://forbes.kz/process/medicine/meditsinskiy_marke ting_ne_prosto_trend_chto_rabotaet_segodnya_i_ostanetsy a_aktualnyim_v_2020_godu_prognoz_ot_103kz/

13 Novaja model' pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshhi utverzhdena v Kazahstane http://www.rcrz.kz/index.php/ru/2017-03-12-10-50-44/press-reliz/1354-novaya-model-pervichnoj-mediko-sanitarnoj-pomoshchi-utverzhdena-v-kazakhstane

14 Internet resurs zakon.kz https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35407586#p os=3;-80,

S.Kh. Izmailova, M.M. Sapakova

Asfendiyarov Kazakh national medical university

15 Prioritetnoe razvitie PMSP v ramkah Gosudarstvennoj programmy razvitija zdravoohranenija RK http://ezdrav.kz/71-prioritetnoe-razvitie-pmsp-v-ramkakh-gosudarstvennoj-programmy-razvitiya-zdravookhraneniya-rk

16 Almaz Sharman. A New Paradigm of Primary Health Care in Kazakhstan: Personalized, Community-based, Standardized, and Technology-driven //Central Asian Journal of Global Health. Volume 3, No. 1 (2014) | ISSN 2166-7403 (online) | DOI 10.5195/cajgh.2014.186 | http://cajgh.pitt.edu

17 Zholdasbekova A.S., Habieva E.H. Novye perspektivy integrirovannogo podhoda obshhestvennogo zdravoohranenija i PMSP //Vestnik KazNMU.- №3.- 2016.-s.296-299

18 Marshrut pacientov na urovne PMSP http://www.rcrz.kz/index.php/ru/?option=com_content &view=article&layout=edit&id=1508

19 Erica Barbazza, Saltanat Yegeubayeva, Baktygul Akkazieva, Elena Tsoyi, Evgeny ZheleznyakovJuan E. Tello. Improving clinical practice in primary care for the prevention and control of noncommunicable diseases: a multi-actor approach to two regional pilot projects in Kazakhstan //Cardiovascular Diagnosis and Therapy.-2019;9(2):129-139

20 Profilaktika neinfekcionnyh zabolevanij na urovne PMSP

http://www.rcrz.kz/index.php/ru/?option=com_content &view=article&layout=edit&id=1732

21 KazNMU News https://news.kaznmu.kz/v-centre-pmsp-i-diagnostiki-universitet/

22 Razrabotka novoj marketingovoj strategii posle karantina COVID-19 http://marketingcenter.kz/20/razrabotka-marketingovoy-strategii.html

23 «SK-Farmacija» - lishnjaja struktura. Imenitye vrachi predlagajut reformy https://forbes.kz/process/medicine/imenityie_vrachi_pr edlagayut_reformirovat_zdravoohranenie_rk/?utm_sourc e=forbes&utm_medium=mlt_articles

24 Shejman I.M., Shevskij V.I., Sazhina S.V. Prioritet pervichnoj mediko-sanitarnoj pomoshhi - deklaracija ili real'nost'? // Jelektronnyj nauchnyj zhurnal «Social'nye aspekty zdorov'ja naselenija» №1.-2019.- DOI: https://dx.doi.org/10.21045/2071-5021-2019-65-1-3

PRIMARY CARE DEVELOPMENT PROSPECTS, MARKETING STRATEGIES (LITERARY REVIEW).

Resume: This literature review examines various factors influencing the formation of a marketing strategy for Primary Care, the characteristics of medical marketing and the model of primary health care. The concept of primary

health care is also presented, as the most important and economically feasible links of the health care system. Key words: marketing, marketing strategy, primary health care.

С.Х. Измайлова, М.М. Сапакова

С.Ж. Асфендшров атындагы Цазац улттыцмедuцuнаyHueepcumemi.

АМСК ДАМУЫНЫН, БОЛАШАFЫ, МАРКЕТИНГТ1К СТРАТЕГИЯЛАР (ЭДЕБИ ШОЛУ).

Туши: Бул эдебu шолуда АМСК Mapmmu^mÍK cmраmегuяcын цалыптастыруга эсер ететт тyрлi факторлар, медuцuналыц маркетuнгтiц

шпаттамалары жэне алгашцы медuцuналыц-cанuтарлыц квмек моделi царастырылган. Денсаулыц сацтау жуйестщ ец мацызды жэне экономuкалыц

мацсаттагы буындары реттде алгашцы медuцuналыц-cанuтарлыц квмек (АМСК)

тужырымдамасы усынылган.

TyüÍHdi свздер: маркетuнг, маркетuнгтiк cтратегuя, алгашцы медuцuналыц-cанuтарлыц квмек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.