УДК 94 (470) ,,1991...'' : 339.543.622(476)
Косач Надежда Николаевна
Kosach Nadezhda Nikolaevna
аспирант кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Кубанского государственного университета [email protected]
PhD student of the Modern, Contemporary History and International Relations Department, Kuban State University [email protected]
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
PROS AND CONS OF THE CUSTOMS UNION FOR THE REPUBLIC OF BELARUS
Аннотация:
Summary:
В статье анализируются проблемы, связанные с образованием Таможенного союза в 2011 г. Показаны взаимоотношения между Республикой Беларусь и Краснодарским краем в рамках Таможенного союза.
The article analyzes problems caused by formation of the Custom Union in 2011. The author considers relationship between the Republic of Belarus and Krasnodar Territory within the Custom Union.
Ключевые слова:
сотрудничество, Таможенный союз, интеграция, государство, президент, Союзное государство, соглашение, братские народы, экономика.
cooperation, Customs Union, integration, state, president, Union State, agreement, fraternal nations, economics.
Keywords:
Таможенный союз образовался на тесной интеграции между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. После распада СССР в Белоруссии стабильной экономической базы не было, так как были нарушены мощные экономические связи между странами, связанными едиными технологическими цепочками во всех промышленных отраслях. Руководство Белоруссии стало налаживать утраченные связи с Россией. Такая необходимость вытекала из самой природы отношений, сложившихся вначале между республиками СССР и получивших затем свое развитие после создания СНГ. Россия была и остается на нынешнем этапе основным политическим партнером для всех без исключения стран СНГ, его экономическим ядром. И хотя страны Содружества находятся в состоянии взаимозависимости, именно Россия, унаследовав большую часть промышленного потенциала СССР, остается основным стержнем, посредством которого строятся эти «вертикальные» связи на нынешнем этапе. Вот почему союз Беларуси с Россией представляется наиболее логическим и принимает объективные формы [1, с. 312].
У Белоруссии и России обнаруживаются фактически идентичные подходы к решению актуальных европейских проблем. Общие исторические и социокультурные корни стимулируют развитие белорусско-российской интеграции [2, с. 51]. Именно в отношениях между Россией и Беларусью интеграционные процессы, идущие в рамках СНГ, получили наибольшее развитие. Подписанный 8 декабря 1999 г. Договор о создании Союзного государства дал новый импульс сближению и интеграции России и Беларуси во всех сферах общественной жизни [3, с. 51]. Новые достижения в интеграции произошли в 2010 г. с появлением среди стран Таможенного союза с участием Казахстана.
Страны Таможенного союза - Беларусь, Казахстан, Россия - с 1 июля 2010 г. вступили в новый этап интеграции - создали единую таможенную территорию. В статье 2 Таможенного кодекса Таможенного союза от 16 апреля 2010 г. сообщается, что единую территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией [4].
Сразу же после вступления в силу Таможенного союза образовалось два мнения - «за» и «против» таможенного союза для Республики Беларусь.
К плюсам относится то, что Таможенный союз открывает перед странами дополнительные огромные перспективы. Это активизирует создание совместных производственных коопераций. Беларусь, Казахстан и Россия смогут свободно торговать между собой, будут созданы новые рабочие места, повысится конкуренция на рынках стран. Можно более эффективно использовать транзитный потенциал. Предприятия получат лучшие условия для выхода на международные рынки [5]. Плюсом является свободный доступ белорусских товаров на российский и казахстанский рынки, но одновременно и на белорусский рынок будет беспрепятственно по-
падать продукция стран-партнеров [6]. Таможенный союз положительно сказывается и на динамике сотрудничества между Республикой Беларусь и субъектами Российской Федерации. Рассмотрим это на примере «Протокола мероприятий на 2011-2012 гг. по выполнению Соглашения между Администрацией Краснодарского края Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве» от 1 апреля 2011 г. г. Краснодар [7, л. 1].
Объем товарооборота Южного федерального округа с Беларусью за первое полугодие 2011 г. увеличился на 34,9 % по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Ведущее положение среди регионов округа в торговле с Беларусью занимают Краснодарский край и Ростовская область [8]. По итогам 2011 г. товарооборот между Краснодарским краем и Республикой Беларусь превысил 268 млн. долл. США. Кубань занимает 9-ое место среди субъектов Российской Федерации по объемам товарооборота [9], прослеживается положительная тенденция по товарообороту после подписания Таможенного союза и на уровне субъектов Российской Федерации.
Создание Таможенного союза объективно ведет также к появлению факторов уязвимости Республики Беларусь во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах. Еще одним существенным минусом является «невозможность проведения самостоятельных переговоров по торговым режимам с третьими странами» [10].
Таможенный союз представляет собой интеграционное объединение трех переходных экономик, и это создает опасения по поводу того, что оно будет лишь способствовать протекционизму и закреплению технологической отсталости в этих странах. В частности, уступка Беларуси в вопросе таможенных пошлин на автомобили с целью поддержки автопрома России привела к их удорожанию в Беларуси, а также косвенно привела к вывозу из страны более 1 млрд. долл. иностранной валюты в апреле-июне 2011 г. [11].
Летом 2011 г. Беларусь столкнулась еще с одним серьезным последствием участия в Таможенном союзе - страна не могла установить заградительные пошлины и барьеры для массового вывоза потребительских товаров в Россию, из-за чего белорусские покупатели столкнулись с нехваткой мяса, сахара и некоторых других продуктов [12], что очень резко отразилось на политической и экономической ситуации в стране. С другой стороны, Таможенный союз открывает для Беларуси потребительский рынок из 170 млн. человек [13], что является явно положительным аспектом для страны.
Согласно статистическим данным, за сентябрь 2010 г. - май 2011 г. в бюджеты государств -членов Таможенного союза зачислены следующие суммы ввозных таможенных пошлин в долларовом эквиваленте, рассчитанном из среднемесячного номинального курса доллара США по отношению к национальным валютам сторон: Республика Беларусь - 888,8 млн. долл.; Республика Казахстан - 1 386,7 млн. долл.; Российская Федерация - 16 638,1 млн. долл. [14].
Таким образом, Таможенный союз является следствием обострения конкуренции на мировых рыках, в результате которой бывшие союзные республики вынуждены объединяться по географическому принципу, расширять и углублять технологические и производственные связи, совместно использовать ресурсы, объединять капиталы, создавать друг другу благоприятные условия осуществления экономической деятельности [15, с. 202].
Ссылки:
1. Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаунага уыверсггэта: У 7 т. Т. 3. Юрыспрудэнцыя. Эканомлка. М1жнародныя адноаны / адк. рэд. В.М. Гадуноу. Минск, 2001.
2. Белоруссия на перепутье в поисках международной идентичности / под ред. Ш. Гарнетта и Р. Легволда. М., 1998
3. Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаунага ун1верс1тэта.
4. Гарант информационно-правовой портал «Таможенный кодекс Таможенного союза». 11Р1_:
http://base.garant.rU/12171455/1/#1100 (дата обращения: 20.03.2012).
5. Полит надзор «Плюс - минус таможенного союза». 11Р1_: http://www.politnadzor.ru/news/plyus-minus-tamozhennyj-soyuz.html (дата обращения: 20.03.2012).
6. Народная газета «Что значит для Беларуси участие в экономическом триумвирате»? 11Р1_:
http://ng.by/ru/issues?art_id=47943 (дата обращения: 20.03.2012).
7. «Протокол мероприятий на 2011-2012 годы по выполнению Соглашения между Администрацией Краснодарского края Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом, научнотехническом и культурном сотрудничестве» от 1 апреля 2011 г. г. Краснодар // Текущий архив администрации муниципального образования Темрюкского района Краснодарского края Российской Федерации. Л. 1.
8. Портал внешнеэкономической информации «Об итогах торгово-экономического сотрудничества Беларуси с регионами России в I полугодии 2011 г.» URL: http://www.ved.gov.ru/news/2597 (дата обращения: 22.03.2012).
9. Интерфакс Россия «Почетный консул Республики Беларусь назначен впервые на Кубани». 11Р1_: http://www.interfax-russia.ru/South/report.asp?id=290503 (дата обращения: 30.03.2012).
10. Белорусы и рынок «Плюсы и минусы Таможенного союза». 11Р1_: http://www.belmarket.by/ru/55/15/4236/ (дата обращения: 30.03.2012).
11. Плащинский Г. Восточное партнерство и Таможенный союз: плюсы и минусы для Беларуси. 11Р1_: http://energobelarus.by:88/index.php?section=articles&article_id=480 (дата обращения: 29.03.2012).
12. Там же.
13. Там же.
14. Посольство Республики Беларусь в Российской Федерации «Таможенный союз». URL: http://www.embassybel.ru/belarus-russia-relations/ets/ (дата обращения: 27.03.2012).
15. Материалы 6-й Международной научно-технической конференции «Наука - образованию, производству, экономике», 31 декабря - 2 февраля 2008 года / редколлегия: А.М. Темичев и др. Минск, 2008.
References (transliterated):
1. Vybraniya navukoviya pratsy Belaruskaga dzyarzhaunaga universiteta: In 7 vols. Vol. 3. Yurysprudentsiya. Ekanomika. Mizhnarodniya adnosiny / ed. by V.M. Gadunou. Minsk, 2001.
2. Belorussiya na pereput'e v poiskakh mezhdunarodnoy identichnosti / ed. by S. Garnett and R. Legvold. M., 1998
3. Vybraniya navukoviya pratsy Belaruskaga dzyarzhaunaga universiteta.
4. Garant informatsionno-pravovoy portal «Tamozhenniy kodeks Tamozhennogo soyuza». URL: http://base.garant.ru/12171455/1/#1100 (date of access: 20.03.2012).
5. Polit nadzor «Plyus - minus tamozhennogo soyuza». URL: http://www.politnadzor.ru/news/plyus-minus-tamozhennyj-soyuz.html (date of access: 20.03.2012).
6. Narodnaya gazeta «Chto znachit dlya Belarusi uchastie v ekonomicheskom triumvirate»? URL:
http://ng.by/ru/issues?art_id=47943 (date of access: 20.03.2012).
7. «Protokol meropriyatiy na 2011-2012 gody po vypolneniyu Soglasheniya mezhdu Administratsiey Krasnodarskogo kraya Rossiyskoy Federatsii i Pravitel'stvom Respubliki Belarus' o torgovo-ekonomicheskom, nauchno-tekhnicheskom i kul'turnom sotrudnichestve» ot april 1 2011 g. g. Krasnodar // Tekushchiy arkhiv administratsii munitsipal'nogo obrazovani-ya Temryukskogo rayona Krasnodarskogo kraya Rossiyskoy Federatsii. L. 1.
8. Portal vneshneekonomicheskoy informatsii «Ob itogakh torgovo-ekonomicheskogo sotrudnichestva Belarusi s regionami Rossii v I polugodii 2011 g.» uRL: http://www.ved.gov.ru/news/2597 (date of access: 22.03.2012).
9. Interfaks Rossiya «Pochetniy konsul Respubliki Belarus' naznachen vpervye na Kubani». URL: http://www.interfax-russia.ru/South/report.asp?id=290503 (date of access: 30.03.2012).
10. Belorusy i rynok «Plyusy i minusy Tamozhennogo soyuza». URL: http://www.belmarket.by/ru/55/15/4236/ (date of access: 30.03.2012).
11. Plashchinskiy G. Vostochnoe partnerstvo i Tamozhenniy soyuz: plyusy i minusy dlya Belarusi. URL:
http://energobelarus.by:88/index.php?section=articles&article_id=480 (date of access: 29.03.2012).
12. Ibid.
13. Ibid.
14. Posol'stvo Respubliki Belarus' v Rossiyskoy Federatsii «Tamozhenniy soyuz». URL: http://www.embassybel.ru/belarus-russia-relations/ets/ (date of access: 27.03.2012).
15. Materialy 6-y Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii «Nauka - obrazovaniyu, proizvodstvu, ekonomike», December 31 - February 2 2008 goda / redkollegiya: A.M. Temichev i dr. Minsk, 2008.