Научная статья на тему 'ПЛЮРАЛИЗМ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ В ОСВОЕНИИ КОСМОСА'

ПЛЮРАЛИЗМ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ В ОСВОЕНИИ КОСМОСА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
117
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / КОСМОС / ПЛЮРАЛИЗМ / PHILOSOPHY / SPACE / PLURALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Строй О. А., Постойко А. Ю.

Космос был первым объектом философского познания. На разных этапах возникали и получали развитие различные взгляды, космологические идеи, по-новому переосмысливалась связь Земли, человека, земных процессов, и космоса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLURALISM OF PHYLOSOPHICAL TEACHINGS IN SPACE DEVELOPEMENT

Cosmos was the first object of philosophical knowledge. At different stages different views, cosmological ideas were appeared and developed, the connection between man, earth processes, and the cosmos was rethought.

Текст научной работы на тему «ПЛЮРАЛИЗМ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ В ОСВОЕНИИ КОСМОСА»

УДК 1(091): 113/119

ПЛЮРАЛИЗМ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ В ОСВОЕНИИ КОСМОСА

О. А. Строй, А. Ю. Постойко Научный руководитель - В. А. Козловская

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: olyushka_st@mail.ru

Космос был первым объектом философского познания. На разных этапах возникали и получали развитие различные взгляды, космологические идеи, по-новому переосмысливалась связь Земли, человека, земных процессов, и космоса.

Ключевые слова: философия, космос, плюрализм.

PLURALISM OF PHYLOSOPHICAL TEACHINGS IN SPACE

DEVELOPEMENT

O. A. Stroy, A. U. Postoyko Scientific Supervisor - V. A. Kozlovskaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: olyushka_st@mail.ru

Cosmos was the first object of philosophical knowledge. At different stages different views, cosmological ideas were appeared and developed, the connection between man, earth processes, and the cosmos was rethought.

Keywords: philosophy, space, pluralism.

Известно, что философия смотрит на всё с точки зрения вечности. Период становления теоретического знания совпал с переходом в мировоззрении человека от мифа к логосу. Началось познание мира с помощью абстрактных понятий, обоснованных научным инструментарием разума.

Одним из первых объектов в философском познании был обозначен космос. Он повлиял на обозначение двух важнейших вопросов философии: что первично, материя или сознание, и познаваем ли мир. С началом изучения космоса в философии начали формироваться такие базовые и необходимые понятия, как субстанция, материя, идея, в это же время формировались и методы познания - метафизика, диалектика.

В Античности были отвергнуты антропоморфные и зооморфные представления, следующие из космогонических мифов. На их место встала философская космология, утверждавшая, что космос - самодостаточный и вечный абсолют, диалектическое единство материально-чувственных вещей, души и мысли. Космос имеет причину своего существования только в себе самом, и его движение определяется только им самим.

Первый философ-диалектик Гераклит так характеризовал космос в своих трудах: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий» [1]. Античный космос постоянно изменяется, в нем всё время от времени уничтожается и возрождается. Он не порождает ничего нового, а только циклично повторяет сам себя, но и здесь прослеживается диалектический взгляд на мир философов античности и намечается идея развития космоса в направлении все большей и лучшей упорядоченности.

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

В сохранившихся сочинений античных философов на данную тему примечательно то, что они нередко затрагивают проблему взаимосвязи ума и души, создавая собственную картину космоса. Созерцая жизнь, античные философы сравнивали ее с понятием души, а её целенаправленное развитие - с умом. Душа и ум толковались не только как субъективно-человеческие, а в большей степени как объективно-космические. Космическая душа была принципом самодвижения и движения как такового. Космический ум - это целенаправляющая идея. Космические душа и ум находятся вне личности, и поэтому они отображают и характеризуют собой принцип природной целесообразности космоса. Таким образом, античные философы первыми произвели умозрительный выход в открытый ими космос.

В эпоху Возрождения начался новый этап изучения космоса. В это время природа, природное начало в человеке и сам человек как субъект культуры привлекали постоянное внимание философов и ученых. Джордано Бруно был одним из первых мыслителей-гуманистов, возродивших и развивших космологические идеи античных материалистов. При этом он опирался на гелиоцентрическую систему Коперника, которая пришла на смену геоцентрической системе Птолемея (II в. н.э.). В космологии Джордано Бруно Вселенная предстала как единый, бесконечный и неуничтожимый универсум с бесконечным множеством миров. Земля была лишь одним из таких миров, населенным разумными существами, а человечество - всего лишь одной из разнообразных форм жизни. Активная деятельность человека - «героический энтузиазм» - возвышает его и приобщает к космическим помыслам и поступкам.

В Новое время философы увлекались научными идеями естествознания. В 1610 году был опубликован один из трудов Галилео Галилея, «Звездный вестник». Теперь космологические идеи Коперника и Бруно обрели экспериментальное и математическое обоснование. Галилей впервые в истории сформулировал понятие объективного закона природы.

Философское и научное наследие Коперника, Галилея, Кеплера обобщил Исаак Ньютон в своем труде «Математические начала натуральной философии» в 1687 году. «В конце концов, философы эпохи просвещения укоренили картину мира, представившую прогрессивным философам перспективу космологических исследований» [3].

Иммануил Кант и Пьер Симон Лаплас независимо друг от друга пришли к выводу о возникновении и развитии Вселенной из первоначальной газовой «туманности» или раскаленного газового «облака». Небесная механика Лапласа и космогоническая концепция Канта фактически подтверждали материалистические взгляды на космос.

Накопленные философские и научные знания о космосе в ХХ веке перешли в новый вид. Большой вклад в это сделал русский ученый К. Э. Циолковский, являвшийся одновременно и конструктором, и инженером, и философом-мыслителем. Философия К. Э. Циолковского является одной из немногих целостных философско-мировоззренческих систем русского космизма. К традиционным элементам философии, метафизике, гносеологии и этике, он присоединил социологический раздел - построение схем «идеального строя жизни».

Главная идея космической философии Циолковского состоит в том, что жизнь и разум -это важнейшие свойства Вселенной, необходимые факторы, влияющие на эволюцию космоса. Он полагал, что высокоразвитые внеземные цивилизации давно освоили наблюдаемую нами область Вселенной и влияют на природные космические процессы. Циолковский был первым, кто заострил внимание на возможность и неизбежность значительных различий в стадиях развития космических цивилизаций; рассматривал контакты с высокоразвитыми внеземными цивилизациями как одну из важнейших целей освоения космоса. Однако он считал, что человечество ещё не готово к этому контакту.

В ХХ веке философы, ученые-мыслители ясно осознали связь между Землей и космосом. Земные и космические процессы взаимосвязаны, и жизнь на Земле - это всего лишь одна из форм жизни Вселенной. Теперь известно, что человечество отделено от космоса весьма условной границей - ближний и дальний космос оказывает постоянное влияние на биосферу Земли. Данную связь отмечал В. И. Вернадский в работе «Биосфера как область превращения космической энергии» [2]. Философ из области религии, член иезуитского ордена Мари-Жозеф Пьер Тейяр де Шарден связывал появление и развитие «великого земного феномена» - человека - с процессами, происходившими в космосе.

Таким образом, изучать космос людям нужно, чтобы лучше понять устройство мира и своё место в нём. Также космос необходим человеку по практическим соображениям - людям нужны ресурсы, нужно расширение сферы обитания.

Библиографические ссылки

1. Эфесский Гераклит Этот Логос, существующий вечно... [Электронный ресурс]. URL: https://biovizir.livejournal.com/34158.html (дата обращения: 20.03.2018).

2. Вернадский В. И. Биосфера как область превращения космической энергии [Электронный ресурс]. URL: https://texts.news/nauki-filosofiya/biosfera-noosfera.html

3. Маслов В. В. Космос в философской культуре [Электронный ресурс]. URL: http://textarchive.ru/c-1162664-p11.html (дата обращения: 18.03.2018).

© Строй О. А., Постойко А. Ю., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.