Научная статья на тему 'ПЛОЩАДЬ КОНТАКТА ШИНЫ С ПОЧВОЙ НЕГОРИЗОНТАЛЬНОМ ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТЕЙ'

ПЛОЩАДЬ КОНТАКТА ШИНЫ С ПОЧВОЙ НЕГОРИЗОНТАЛЬНОМ ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАКТОР / КОНТАКТ / КОЛЕСО / ПНЕВМО- / НЕГОРИЗОНТАЛНОЙ / ПОВЕРХНОСТЬ / НАГРУЗКА / ПОЧВИ / ОПОР / РЕАКЦИИ / МОМЕНТ / ШИНА

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Мелибаев М., Нишонов Ф., Махмудов А., Йигиталиев Ж.А.

В статье рассмативаются основные вопросы контакт тракторных колесных шин, негоризонтальном опорным поверхности при обработке хлопчатнике машинно-тракторним агрегатом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIRE-TO-SOIL CONTACT AREA OF NON-HORIZONTAL BEARING SURFACES

The article discusses the main issues of the contact of tractor wheel tires, non-horizontal support surface when processing cotton with a machine-tractor unit.

Текст научной работы на тему «ПЛОЩАДЬ КОНТАКТА ШИНЫ С ПОЧВОЙ НЕГОРИЗОНТАЛЬНОМ ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТЕЙ»

УДК.631.3.071.45

Мелибаев М. доцент

Наманганский инженерно-строительный институт

Нишонов Ф. старший учитель Наманганский инженерно-строительный институт

Махмудов А. учитель

Наманганский инженерно-строительный институт

Йигиталиев Ж.А.

студент

Наманганский инженерно-строительный институт

ПЛОЩАДЬ КОНТАКТА ШИНЫ С ПОЧВОЙ НЕГОРИЗОНТАЛЬНОМ ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассмативаются основные вопросы контакт тракторных колесных шин, негоризонтальном опорным поверхности при обработке хлопчатнике машинно-тракторним агрегатом.

Ключевые слова. трактор, контакт, колесо, пневмо, негоризонталной, поверхность, нагрузка, почви,опор, реакции,момент, шина.

Melibaev M.

Namangan Civil Engineering Institute

assistant professor Nishonov F. senior teacher Namangan Civil Engineering Institute

Makhmudov A. teacher

Namangan Civil Engineering Institute

Yigitaliev Zh.A. student

Namangan Civil Engineering Institute

TIRE-TO-SOIL CONTACT AREA OF NON-HORIZONTAL BEARING

SURFACES

Annotation. The article discusses the main issues of the contact of tractor wheel tires, non-horizontal support surface when processing cotton with a machine-tractor unit.

Keywords.tractor, contact, wheel, pneumatic, non-horizontal, surface, load, soil, support, reaction, moment, tire.

Введение.Для более ясного представления влияния параметров шин на процесс взаимодействия шины и почвы рассмотрим при изменении удельного давления (Рис.1), оказываемого шиной ведущих колес на почву

а) б)

Рис. 1. Площадь контакта шины с почвой негоризонтальном опорной поверхностей в зависимости от нагрузки размеров шин (эгате):

а) давления от колесо трактора; б) схемы нагрузки.

Определяем максимальное напряжение, которое возникает в ведущем колесе на балку (эгату) (равно 800 кг (8000 Н)) [1-12]. Толщина балки 5 мм (0,5 см).

Опорную реакцию точки А и Б определяем по точкам А и Б (рис.2).

Ша = -Р1 • 1,3+Р2 1,5 +Р3 4-В • 3 = 0,

Отсуда: В= 1,3 • Р1 - 4 • Р3 -1,5 Р2 /3 = -780+3600+4800/3 = 2540 Н Шв= Р3 1 - Р1 4,3 +А • 3 - Р2 15 = 0; А = -1200 1-600 4,3 +2400 1,5 /3 = 1660 Н.

Начертим эпюру изгибающего момента. Балки из трех участков. I участок СА составим уравнение изгибающего момента:

0 < Х1 < 1,3 Мх1=Р1Х1, &= - Р1 = -600 H х1=0 то Мх1= 0, х1=1,3 м тогда получится Мх1=600 • 1,3 = - 780 Н •м

Рис.2. Определение максимального напряжения в площади контакта шины

Для II участка

1,3 <Х2 < 2,8, Мх11= - Рм+ А (х2- 1,3),

0х11 = - Р+ А = -600 + 1660 = 2260 н

х2=1,3 то Мх11= 780 Н •м; х2=2,8 м тогда получится.

Мх11=600 • 2,8+1660 (2,8-1,3) =810 Н •м.

Для Шучастка уравнение изгибающего момента балки

М3 = - Р3х3, 03 = Р3 = 1200 H

х3= 0 то Мх111= 0. х3=1 тогда получится.

М3= -12 10-2 Н •м.

Для участка ОБ Мх, (уравнение как по II участкуиз полученных данных, начертим эпюрыизгибающего момента и возникающей силы (Рис.2)

Самый максимальный изгибающий момент получится в сечении В и значения: Ммах = 1200 Нм; = Р3-В = 1200+140 = 1340 Н Момент сопротивления сечения агата: Жу = рс12 /32 = 0,1 103= 10 см3 Теперь по формуле:

Омах = Ммах/ Жу = 1200/100 = 12 10-2 Н/м2

в&/в0д:Полученное аналитическом путём максимальное возникающее напряжение в агате равняется 12 10-2 Н/м2. Значит на см2 почвы равно 120 кг сила[13-15].

Установлено также, что среднее значение удельного давления, оказываемого пневматическим колесом на почву при качении на 1см2составляет 120 кг сила.

Использованные источники:

1. Нишонов Ф. А., Мелибоев М., Кидиров А. Р. Требования к эксплуатационным качествам шин //Science Time. - 2017. - №. 1. - С. 287291.

2. Мелибаев М., Нишонов Ф. А. Определение площади контакта шины с почвой в зависимости от сцепной нагрузки и размера шин и внутреннего давления //Научное знание современности. - 2017. - №. 3. - С. 227-234.

3. Нишонов Ф. А., Мелибоев М., Кидиров А. Р. Тягово-сцепные показатели машинно-тракторных агрегатов //Science Time. - 2017. - №. 1. - С. 292-296.

4. Мелибаев М., Нишонов Ф. А., Содиков М. А. У. Показатели надежности пропашных тракторных шин //Universum: технические науки. - 2021. - №. 2-1 (83).

5. Нишонов, Ф. А., Мелибоев, М., Кидиров, А. Р., Акбаров, А. Н.. Буксование ведущих колес пропашных трехколесных тракторов //Научное знание современности. - 2018. - №. 4. - С. 98-100.

6. Мелибаев М., Нишонов Ф. А., Кидиров А. Р. Грузоподъёмность пневматических шин //Научное знание современности. - 2017. - №. 4. - С. 219-223.

7. Мелибаев, М., Нишонов, Ф., Расулов, Р. Х., Норбаева, Д. В. Напряженно-деформированное состояние шины и загруженность ее элементов //Автомобили, транспортные системы и процессы: настоящее, прошлое, будущее. - 2019. - С. 120-124.

8. Мелибаев М., Нишонов Ф., Норбоева Д. Плавность хода трактора. Наманган мухдндислик технология институти //НМТИ. Наманган. - 2017.

9. Мелибаев, М., Кидиров, А. Р., Нишонов, Ф. А., Хожиев, Б. Р. Определение глубины колеи и деформации шины в зависимости от сцепной нагрузки, внутреннего давления и размеров шин ведущего колеса //Научное знание современности. - 2018. - №. 5. - С. 61-66.

10. Хожиев Б. Р., Нишонов Ф. А., Кидиров А. Р. Углеродли легирланган пулатлар куйиш технологияси //Научное знание современности. - 2018. -№. 4. - С. 101-102.

11. Нишонов Ф. А. и др. Дон махсулотларини саклаш ва кайта ишлаш технологияси //Научное знание современности. - 2018. - №. 5. - С. 67-70.

12. Мелибаев, М., Йигиталиев, Ж. А. Results of operational tests of tractor tires with increased service life and their technical and economic efficiency. // Hosted from Cologne, Germany. -2021. -№. 26. - С. 113-118.

13. Meliboev M, Dadakhodjaev A, Mamadjonov M. Features of the natural-industral conditions of tne zone and operation of machine-tractor units // Аcademicia An International Multidisciplinary Research Jonrnal. -2019. -№. 3. - С. 37-41.

14. MelibaevM. Indicator of average resource of pneumatic tires. // International journal of advanced Research in science, engineering and technology. Jonrnal. -2019. -№. 6. - C. 11216-11218.

15. Menn6aeB M. Capacity of universal-well-towed-wheel tires. //Scientific-technical journal of FerPi. -2019. -№. 2. - C. 144-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.