Научная статья на тему 'Плевральная пункция: оптимизация симуляционного обучения студентов'

Плевральная пункция: оптимизация симуляционного обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЕВРАЛЬНАЯ ПУНКЦИЯ / ВИДЕО-ПОСОБИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PLEURAL PUNCTURE / VIDEO-MANUAL / REMOTE EDUCATION / SIMULATION TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аникин С.В., Яновой В.В.

В статье оценивается эффективность применения разработанного учебного видео-пособия «Методика выполнения плевральной пункции» в обучении студентов. Показано, что применение данного пособия в системе дистанционного образования в качестве средства самоподготовки позволяет оптимизировать обучение студентов медицинских вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pleural punctURE: optimization of the simulation training for the Amur state medical academy students

Article shows effectiveness of the proposed video-manual «Pleural puncture methodics» for medical students training. It was proven that this video-manual optimizes simulation training as a tool for self-training in a system of remote medical education

Текст научной работы на тему «Плевральная пункция: оптимизация симуляционного обучения студентов»

УДК 378.162.3 С.В. Аникин, В.В. Яновой

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

ПЛЕВРАЛЬНАЯ ПУНКЦИЯ: ОПТИМИЗАЦИЯ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФГБОУ ВО

АМУРСКАЯ ГМА МИНЗДРАВА РОССИИ

Резюме В статье оценивается эффективность применения разработанного учебного видеопособия «Методика выполнения плевральной пункции» в обучении студентов. Показано, что применение данного пособия в системе дистанционного образования в качестве средства самоподготовки позволяет оптимизировать обучение студентов медицинских вузов.

Ключевые слова: плевральная пункция, видео-пособие, дистанционное образование, симуляционное обучение.

PLEURAL PUNCTURE: OPTIMIZATION OF THE SIMULATION TRAINING FOR THE AMUR STATE MEDICAL ACADEMY STUDENTS

S.V. Anikin, V.V. Yanovoy FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract Article shows effectiveness of the proposed video-manual «Pleural puncture methodics» for medical students training. It was proven that this video-manual optimizes simulation training as a tool for self-training in a system of remote medical education.

Key words: pleural puncture, video-manual, remote education, simulation training.

Актуальность: симуляционное обучение в медицине позволяет проводить подготовку студентов медицинских вузов к клинической практике безопасно для пациентов и наиболее эффективно. Пионерами симуляционного обучения в России и за рубежом доказано, что такой видобразовательной деятельности позволяет обучающимся достигать более высокого уровня клиническои компетентности.

Одним из наиболее дискутабельных моментов в применении симуляционного обучения в медицине является контроль и повышение качества усвоения материала. Медицинское образование на современном этапе должно включать в себя перечень новых информационных технологий - дистанционное и симуляционное обучение. Симуляционное обучение дополняет подготовку к реальной практике и обеспечивает безопасную для пациентов возможность обучения молодых врачей, а клиническое моделирование повышает эффективность и качество оказания медицинской помощи. Основной целью применения симуляторов в медицине является имитация человека, клинических ситуаций, в которых предоставляется медицинская помощь, с возможностью многократной отработки навыков и последующим анализом достигнутых результатов. Разбор выполнения упражнений, особенно при использовании записывающей аппаратуры, позволяет студенту самому оценивать качество выполнения процедуры и соответствие стандарту манипуляции.

Цель исследования - оптимизировать обучение студентов 5 курса ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России (Амурская ГМА) при использовании разработанного учебного видеопособия «Методика выполнения плевральной пункции» в системе дистанционного образования.

Материалы и методы: на базе симуляционно-аттестационного центра (САЦ) Амурской ГМА мы использовали тренажер Pneumothorax Trainer и набор для пункции плевральной полости. При участии студентов 5 курса было создано видео-пособие «Методика выполнения плевральной пункции» продолжительностью 8 минут, в котором отражена методология проведения плевральной пункции на основе современных рекомендаций.

Исполнение исследования. Учебные группы общей численностью 44 человека были разделены на 2 группы- основная и контрольная, по 22 студента в каждой. Каждая группа в качестве самоподготовки применяла одинаковый набор рекомендуемых учебных пособий. В контрольной группе преподаватель демонстрировал алгоритм проведения плевральной пункции с подробными объяснениями и комментариями (брифинг), после чего производилось повторение данной манипуляции (дебрифинг). В основной группе студентам было предложено предварительно ознакомиться с разработанным учебным видео-пособием через систему Moodle с обязательным контролем просмотра. Далее проводился компаративный анализ групп по правильности и точности выполнения данного алгоритма.

Результаты и их обсуждение: одной из особенностей современного образования, в том числе в медицине, является доступность большого количества учебных материалов, в которых зачастую отражается противоречивая информация. Что касается выполнения плевральной пункции, в учебных пособиях, в том числе в имеющихся в интернете видеоматериалах, предлагаются различные варианты проведения плевральной пункции, что не позволяет унифицированно оценить методику проведения манипуляции студентами в ходе симуляционного обучения. Кроме того, ряд общедоступных в интернете видеоматериалов имеет множество ошибок, которые в силу отсутствия опыта у студентов могут восприниматься ими как истина и, в свою очередь, приводить к неправильным действиям на занятиях, а в последующем и в практической работе. Применение учебного видео-по-

собия, разработанного сотрудниками Амурской ГМА, имеющими опыт в соответствующей отрасли медицины, позволяет преДоставить адекватную информацию, соответствующую современным стандартам оказания помощи, и провести унифицированную оценку подготовки студентов.

В ходе проведения исследования установлено, что студенты основной группы совершили не более двух ошибок (несущественных) и 100% студентов получили зачет. Студенты контрольной группы допустили от двух до восьми ошибок, в том числе существенных (возможность нанесения вреда здоровью - повреждение сосудисто-нервного пучка, нарастание пневмоторакса при неправильном соединении пункционной системы, неправильное обезболивание и т.п.) и только 31,8% (7 студентов) получили зачет. Причинами совершения ошибок студенты считали неправильный выбор учебного пособия (только текстовая информация, которую «сложно перевести в мануальные действия») и сложность выполнения плевральной пункции сразу после демонстрации ее преподавателем («когда демонстрируется, кажется легко, а когда сам пытаешься ее сделать, делаешь ошибки»).

Заключение: применение учебного видео-пособия «Методика выполнения плевральной пункции», разработанного сотрудниками кафедры госпитальной хирургии Амурской ГМА в качестве средства самоподготовки в системе дистанционного обучения Moodle, позволяет эффективно освоить методику манипуляции и отработать ее выполнение в ходе симуляционного занятия.

Литература

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2016 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №2765-р [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.

2. Бисенков Л.Н. Торакальная хирургия. Руководство для врачей. СПб.: ЭЛБИ-СПб.

3. Нестеренко Ю.А., Ступин В.А.: Пневмоторакс. 2009. С. 78-95

4. Свистунов А.А. Симуляционное обучение в медицине / Под редакцией профессора Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. Москва: издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. 288 с.

УДК: 616.21-071:681.142 А.А. Блоцкий, В.В. Антипенко

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В

МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Резюме Современные условия реформирования высшего медицинского образования диктуют необходимость активного внедрения инновационных методов обучения и формирования мотивационного стимула у обучающегося с целью повышения качества образовательного процесса с формированием в последующем высококвалифицированного специалиста. Одним из методов, повышающих качество образовательного процесса и результативность обучения с формированием знаний и умений, являются технологии модерации.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, модерация, инновационные методы обучения.

METHODS OF QUALIFIED SPECIALISTS TRAINING AT THE HIGHER

MEDICAL SCHOOL

A.A. Blotskiy, V.V. Anipenko

FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract Modern conditions for reforming the higher medical education dictate the need for active introduction of innovative teaching methods and the formation of a motivational incentive for a student in order to improve the quality of the educational process, with the subsequent formation of a highly qualified specialist. One of the methods that improve the quality of the educational process and the effectiveness of teaching with the formation of knowledge and skills are moderation technologies. Key words: higher medical education, innovative methods of teaching, moderation.

В условиях реформирования высшего медицинского образования существует необходимость активного внедрения инновационных методов обучения и формирования мотивационного стимула с целью повышения качества образовательного процесса и формирования в последующем высококвалифицированного специалиста. Одним из методов, повышающих качество образовательного процесса и результативность обучения с формированием знаний и умений, являются технологии модерации. Их эффективность определяется методами и формами обучения, направленными на активизацию у обучающихся аналитической деятельности, развитие у них исследовательских и практических навыков, способностей работы в команде.

Согласно методам модерации преподаватель и обучающиеся являются равноправными участ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.