Научная статья на тему 'ПЛЕНЭР НА ОБЪЕКТАХ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ – КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ'

ПЛЕНЭР НА ОБЪЕКТАХ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ – КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пленэр / историко-культовые объекты / творческий деятельность / творческий процесс / профессионально-творческий деятельности / мастерство / ценность / наследия / взаимодействия с природой / цвет / выставка / мастер класс / профессиональные качества / патриотизм / любовь к родине. / plener / tarixiy-madaniy ob'ektlar / ijodiy faoliyat / ijodiy jarayon / kasbiyijodiy faoliyat / mahorat / qadriyat / meros / tabiat bilan o'zaro munosabatlar / rang / ko'rgazma / master-klass / kasbiy fazilatlar / vatanparvarlik / vatanga muhabbat.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф.Э. Очилов

в данной статье речь идет о значение и результате проведенного пленэра на объектах историко-культурного наследия региона будущими художниками-педагогами, по проекту финансируемые местным хокимиятом, в целях развития профессионально-творческий деятельности, профессиональный мастерство и качеста профессиональный подготовки, а также, патриотическое воспитание по отношению к родине, к наследиям предков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLEIN AIR AT HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE SITES AS A MEANS OF DEVELOPING PROFESSIONAL AND CREATIVE ACTIVITIES AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

mazkur maqolada oliy maktab tasviriy san`at ta`limida bo’lajak o’qituvchirassomlarni kasbiy-ijodiy faolitatlarini, kasbiy mahoratlarini rivojlantirishda, ularning kasbiy fazilatlarini o’stirishda, ajdodlarimiz meroslariga, vatanimizga nisbatan vatanparvarlik tuyg’ulari asosida tarbiyalashda mahalliy hokimiyat tomonidan moliyalashtirilgan loyiha asosida hududdagi tarixiy-madaniy meros ob’ektladida o’tkazilgan plener mashg`ulotlarining ahamiyati va uning natijalari to’g’risida so’z yuritildi.

Текст научной работы на тему «ПЛЕНЭР НА ОБЪЕКТАХ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ – КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ»

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Original paper

© Ф.Э. Очилов1И_

1Каршинский государственный университет, Карши, Узбекистан

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ: в данной статье речь идет о значение и результате проведенного пленэра на объектах историко-культурного наследия региона будущими художниками-педагогами, по проекту финансируемые местным хокимиятом, в целях развития профессионально-творческий деятельности, профессиональный мастерство и качеста профессиональный подготовки, а также, патриотическое воспитание по отношению к родине, к наследиям предков.

ЦЕЛЬ: Воспитания будущих педагогов в духе патриотизма, развития профессионально-творческий деятельности и повышения их профессиональные мастерство средствами проведения пленэра на объектах историко-культурного наследия.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: проведения пленэров для студентов художественный направление бакалавриата на объектах историко-культурного наследия региона, позволяет оттачивать профессиональные мастерство, развывает профессионально-творческий деятельности и углубляет патриотическое воспитание будущих педагогов-художников. При проведение исследование были использованы такие практические методы как беседа, наблюдение, сравнение, моделирование, эксперимент, опрос и анкетирование. Также были использованы методы анализ и синтез теоретического характера.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: одним из главных преимуществ пленэра является возможность непосредственного взаимодействия художника с природой. Художник погружается в окружающую среду, впитывает атмосферу, освещение, цвета. Это позволяет лучше понять формы, текстуры и особенности объектов, которые он изображает. Наблюдение за природой и работа на нем помогает будущим художникам развить зрительное восприятие, улучшить навыки наблюдения и внимательности к отдельным деталям воспроизводимого объекта. Проведение пленэра на объектах историко-культурного наследия, устные и письменные ознакомление с историей этих сооружении дает возможность поглубже погружаться с ту среду которое имеет непосредственное отношение при написание картины, что позволяет выполнение их на высоком уровне.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Пленэр играет ключевую роль в развитии профессионально-творческий деятельности будущего художника-педагога, что способствует улучшению навыков художника, развитию его творческого мышления, вдохновляет и мотивирует на новые достижения, обогащает художественный опыт, но и становится незабываемым приключением, оставляя яркие впечатления и вдохновение на долгое время. Участие с выполненными творческими работами в конкурсах и выставках позволяет получить опыт и профессионализм профессионально-творческий деятельности. Пленэр также способствует формированию у студентов гордости за свою страну и ее культурное наследие. В рамках пленэра студенты могут изучать исторические факты, связанные с каждым сооружением, что расширяет их кругозор и помогает им лучше понять и ценить наследие своей страны. Предлагаемый практический подход к обучению способствует более глубокому усвоению материала и рзавитию патриотического мировоззрения у студентов

Ключевые слова: пленэр, историко-культовые объекты, творческий деятельность, творческий процесс, профессионально-творческий деятельности, мастерство, ценность, наследия, взаимодействия с природой, цвет, выставка, мастер класс, профессиональные качества, патриотизм, любовь к родине.

TARIXIY-MADANIY MEROS OB'EKTLARDAGI PLENER - IJODIY-KASBIY FAOLIYATNI RIVOJLANTIRISH VA TALABALARNI VATANPARVARLIK RUHIDA TARBIYALASH VOSITASI SIFATIDA_

© F.E.Ochilov1H

1Qarshi davlat universiteti, Qarshi, O'zbekiston_

Annotatsiya

KIRISH: mazkur maqolada oliy maktab tasviriy sanat ta'limida bo'lajak o'qituvchi-rassomlarni kasbiy-ijodiy faolitatlarini, kasbiy mahoratlarini rivojlantirishda, ularning kasbiy fazilatlarini o'stirishda, ajdodlarimiz meroslariga, vatanimizga nisbatan vatanparvarlik tuyg'ulari asosida tarbiyalashda mahalliy hokimiyat tomonidan moliyalashtirilgan loyiha asosida hududdagi tarixiy-madaniy meros ob'ektladida o'tkazilgan plener mashg'ulotlarining ahamiyati va uning natijalari to'g'risida so'z yuritildi.

MAQSAD: tarixiy-madaniy meros ob'ektlarda amalga oshiriladigan plener vositasida bo'lajak o'qituvchi-rassomlarning kasbiy-ijodiy faoliyatini rivojlantirish, ularning kasbiy mahoratlarini oshirish va vatanparvarlik ruhida tarbiyalash.

MATERIALLAR VA USULLAR: tasviriy san'at bakalavriat ta'lim yo'nalishi talabalariga tarixiy-madaniy meros ob'ektladida plener mashg'ulotlarini o'tkazish orqali

Для цитирования: Очилов Ф.Э. Пленэр на историко-культурных объектах - как средства развития художественной деятельности и патриотическое воспитание студентов. // Inter education & global study. 2024. №4(1). С. 229-240.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

ularning kasbiy mahoratlari silliqlanadi, kasbiy ijodiy faoliyati rivojlanadi, bo'lajak oqituvchi-rassomlarning vatanparvarlik tarbiyasi chuqurlashadi. Tadqiqotlarni o'tkazishda suhbat, kuzatish, taqqoslash, modellashtirish, eksperiment, so'rov va anketalashtirish kabi amaliy tadqiqot usullaridan, shuningdek analiz va sintez kabi nazariy tadqiqot usullaridan foydalanildi.

MUHOKAMA VA NATIJALAR: plenerning asosiy yutuqlaridan biri bu rassomning tabiat bilan bevosita aloqada bo'lish imkoniyatidir. Rassom atrof-muhitga sho'ng'iydi, atmosferani, yorug'likni, ranglarni o'zlashtiradi. Bu u tasvirlaydigan ob'ektlarning shakllari, ko'rinishlari va xususiyatlarini yaxshiroq tushunishga imkon beradi. Tabiatni kuzatish va unda ishlash rassomlarga kelgusida vizual idroklarini rivojlantirishga, tasviri bajariladigan ob'ektning alohida elementlarini kuzatish va ularga e'tibor qaratish ko'nikmalarini oshirishga yordam beradi. Plener ishlarini tarixiy-madaniy meros ob'ektlarida amalga oshirish, ular to'g'risida og'zaki va yozma manbalar bilan tanishish shu davr ruhiyatiga to'liqroq sho'ng'ish imkoniyatini yaratib, bajarilayotgan ijodiy ishning sifatli va yuqori darajada bo'lishiga imkoniyat yaratadi.

XULOSA: Bo'lajak o'qituvchi-rassomlarning kasbiy-ijodiy faoliyatlarini rijolantirishda plener muhim rol o'ynaydi va bu rassom tajribasning boyishiga, ijodiy tafakkurning rivojlanishiga, yangi muvaffaqiyatlarga ilhomlantirishga va motivatsiya berishga xizmat qiladi. Bundan tashqari unutilmas sarguzashtlarga boy bo'lib, uzoq muddatga ilhomlantirib, yorqin taassurotlar qoldiradi. Plener davomida bajarilgan ijodiy ishlar bilan ko'rgazma va ko'rik tanlovlarda ishtirok etish kasbiy ijodiy faoliyatda tajriba va mahoratga ega bo'lishga imkoniyat yaratadi. Shuningdek plener talabalarda o'z mamlakati, uning madaniy qadriyatlariga nisbatan iftixor tuyg'usining shakllanishiga imkoniyat yaratib beradi. Plener doirasida talabalar har bir ob'ektga tegishli bo' lgan tarixiy faktlarni o'rganadi va bu ularning dunyoqarashlarini kengaytirib o'z mamlakati qadriyatlarini qadrlash va uni baholashga imkoniyat yaratadi. Ta'limga taklif qilinayotgan bunday amaliy yondoshuv talabalarning materiallarni chuqur o'zlashtirishiga va ularda vatanparvarlik dunyoqarashlarining rivojlanishiga imkoniyat yaratadi.

.Kalit so'zlar: plener, tarixiy-madaniy ob'ektlar, ijodiy faoliyat, ijodiy jarayon, kasbiy-ijodiy faoliyat, mahorat, qadriyat, meros, tabiat bilan o'zaro munosabatlar, rang, ko'rgazma, master-klass, kasbiy fazilatlar, vatanparvarlik, vatanga muhabbat.

PLEIN AIR AT HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE SITES - AS A MEANS OF DEVELOPING PROFESSIONAL AND CREATIVE ACTIVITIES AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS_

© Farxod E. Ochilov1®

1Karshi State University, Karshi, Uzbekistan_

Iqtibos uchun: Ochilov F.E. Tarixiy-madaniy meros ob'ektlardagi plener - badiiy faoliyatni rivojlantirish va talabalarni vatanparvarlik ruhida tarbiyalash vositasi sifatida. // Inter education & global study. 2024. №4(1). B. 229-240.

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Annotation

INTRODUCTION: this article deals with the significance and result of the open-air held at the objects of the historical and cultural heritage of the region by future artists-teachers, funded by the local khokimiyat, in order to develop professional and creative activities, professional skills and quality of professional training, as well as patriotic education in relation to the motherland, to the heritage of ancestors.

AIM: To educate future teachers in the spirit of patriotism, develop professional and creative activities and improve their professional skills by means of conducting an open-air at historical and cultural heritage sites.

MATERIALS AND METHODS: conducting plein-airs for undergraduate students in the art direction of the historical and cultural heritage of the region, allows them to hone their professional skills, develops professional and creative activities and deepens the patriotic education of future art teachers. During the research, practical methods such as conversation, observation, comparison, modeling, experiment, survey and questionnaire were used. The methods of analysis and synthesis of a theoretical nature were also used.

DISCUSSION AND RESULTS: one of the main advantages of the plein air is the possibility of direct interaction between the artist and nature. The artist immerses himself in the environment, absorbs the atmosphere, lighting, colors. This allows you to better understand the shapes, textures and features of the objects it depicts. Observing nature and working on it helps future artists to develop visual perception, improve observation skills and attentiveness to individual details of the reproduced object. Conducting an open-air at historical and cultural heritage sites, oral and written acquaintance with the history of these structures makes it possible to dive deeper into the environment that is directly relevant when painting a picture, which allows them to be performed at a high level.

CONCLUSION: Plein air plays a key role in the development of the professional and creative activity of the future artist-teacher, which contributes to the improvement of the artist's skills, the development of his creative thinking, inspires and motivates new achievements, enriches the artistic experience, but also becomes an unforgettable adventure, leaving vivid impressions and inspiration for a long time. Participation in competitions and exhibitions with completed creative works allows you to gain experience and professionalism in professional and creative activities. The open-air also contributes to the formation of students' pride in their country and its cultural heritage. During the open-air, students can study historical facts related to each building, which broadens their horizons and helps them better understand and appreciate the heritage of their country. The proposed practical approach to learning contributes to a deeper assimilation of the material and the development of a patriotic worldview among students

Key words: plein air, historical and religious objects, creative activity, creative process, professional and creative activity, skill, value, heritage, interaction with nature, color, exhibition, master class, professional qualities, patriotism, love for the motherland.

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

For citation: Farxod E. Ochilov (2024) Plein air historical and cultural heritage sites -as a means of developing artistic activity and patriotic education of students, Inter education & global study, (4(1)), pp. 229-240. (In Russ).

Пленэр, или художественная практика, проводимая на открытом воздухе, является мощным инструментом для художников всех уровней. Это не только возможность создать красивое произведение искусства, но и уникальный опыт, способствующий развитию художественных навыков и вдохновению. Влияние пленэра на развитие изобразительной деятельности неоценимо как для начинающего, так и для опытного мастера-художника.

Пленэр также способствует активному обмену опытом и идеями между участниками. Участники, как преподаватели, так и студенты могут обсуждать свои методы работы, демонстрировать техники, делятся вдохновением и опытом. Этот обмен стимулирует творческий процесс студентов, помогает открыть новые подходы к работе и обогащает их художественное мышление.

Пленэр требует быстрого реагирования на изменяющиеся условия: свет, погоду, атмосферу. Участники вынуждены работать очень быстро и концентрированно, зачастую приходится принимать быстрые решения относительно композиции, цветового решения и техники исполнения. Это способствует развитию и усвоению навыков работы на открытом воздухе, а также обучает адаптироваться к различным условиям, что важно для профессионального художника.

Нет ничего более вдохновляющего, чем окружающая природа. Пленэр позволяет студенту приходиться окунуться в ее красоту и создать произведение искусства прямо на месте. Этот процесс не только приносит удовлетворение от творчества, но и мотивирует художника искать новые идеи и подходы к работе.

На пленэре даже дети художественных школ осваивают художественные особенности в работе над пейзажем, решают поставленную педагогом задачу, учатся выбору мотива, грамотной компоновке и последовательности при выполнении упражнения, с учетом осваиваемых материалов и дополнительных технических средств, применяемых в изобразительном искусстве.

Учитывая специфические особенности живописи на пленэре, как живописи на открытом воздухе, К.В. Филатовой подчеркнуты, что основные цели занятий направлены на приобретение и развитие у учащихся следующих знаний и навыков [1]:

- умение воспринимать натуру в крупномасштабном, трехмерном пространстве, а ее изображение — в двухмерном пространстве на плоскости;

- умение воспринимать тепло-холодные отношения и оттенки в зависимости от освещения, среды, пространственного удаления планов, применяя на практике законы цветоведения, линейной и воздушной перспективы, так нами тоже подчеркнута о важности различие цветов [2];

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (1)

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

- умение сравнивать цвета натуры в их сочетаниях по цветовому фону, светлоте, насыщенности, исходя из особенностей пейзажной живописи;

- применение при исполнении этюдов метода работы большими цветовыми и тональными отношениями, выдерживая общий тонально-цветовой масштаб, воспринимая натуру целостно;

- использование этюдов пленэра наряду с набросками и зарисовками в графике и в цвете, как основной, подготовительный материал к текущим учебным заданиям, в том числе по композиции, умение создавать выразительные композиционно-цветовые решения в этюдах с натуры и по памяти, а так же, создавать художественные образы в самостоятельных работах, выполняемых на основе глубокого изучения явлений природы или объектов.

По мнению К.В. Филатовой существуют следующие условия эффективности пленэра [1]:

- под руководством преподавателя осуществлять приведение программных требований и специальных знаний в единую структуру связей между явлениями в процессе выполнения учебно-творческих этюдов;

- уметь представить образ предстоящих действий в рисунке, живописи и композиции;

- применять методы индивидуальных заданий по живописи на пленэре и самостоятельной творческой деятельности по мотивам учебных занятий; сочетать разнообразные организационные формы практики (базовая, экспедиционная, тематическая, музейно-экскурсионная);

- должна быть идейно-художественная направленность практической подготовки участника, ориентация ее на творческий характер изобразительной деятельности, при этом художественное творчество рассматривается на основе многовариантности выполнения эскиза и этюда, в процессе чего развиваются изобразительные навыки, формируется личностное отношение к изображаемому, воспитывается потребность в правдивой передаче чувств.

Развитие способности к творчеству и активизацию самостоятельности студентов в условиях пленэрной практики с точки зрения теории деятельности изучались Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, A.B. Запорожцем, П.Я. Гальпериным и М.С.Каганом.

Вопросами раскрытию творческого потенциала занимались В.В. Абрамовой, Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, И.П. Волкова, Н.Н. Волкова, В.В. Давыдова, О.А. Казанского, А.В. Мудрика, В.В. Полукарова, Л.А. Пономарева, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Б.Д. Эльконина, Е.И. Щеблановой и другие.

На наш взгляд, одним из наиболее важных аспектов в организации пленэрной работы в вузе может стать целенаправленное формирование педагогических умений у студентов, как важного фактора в решении проблемы подготовки учителя изобразительного искусства. Решение данной проблемы связано с поиском

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

наиболее эффективных способов и средств обучения, форм организации пленарных занятий в вузе.

Вопросами пленэрный работы студентов занимались такие ученые педагоги как Р.Ш. Халилов [3, стр. 828], О.Р. Кадикова, К.Ж. Амиргазин [4], И.В. Амелина [5], А.Г. Парамонов, И.А. Башкатов, С.О. Алексеева [6] и другие.

Помимо обучающей функции пленэра, важным является его воспитательное значение. Изобразительное искусство, даже учебный его аспект, имеет эмоциональную действие. Поэтому так важно наполнять определённым смыслом занятия, проводить воспитательные беседы, разрабатывать пленэрные маршруты. Знакомство с знаковыми и памятными местами города и области, в которых проходит пленэр, существенно расширит кругозор студентов, будет способствовать формированию гармонично развитой личности. Пленэр выступает средой, определяющей отношение к истории страны, её культурному наследию, морально-нравственные и патриотические ориентиры студента. Особенно ознакомление с историей строительство объекта, с умением возведение таких культовых объектов при существующих в те времени строительный технологий и техники наводят на мысль о том, какими они были мастерами, какие наследия нам оставили наши предки, которого нам предстоит изучать.

Патриотизм - это одно из основных качеств, формирующих гражданскую идентичность и ответственное отношение к своей стране. В современном мире, на фоне глобализации и быстрых изменений, патриотическое воспитание студентов в области изобразительного искусства приобретает особую актуальность.

Патриотическое воспитание студентов в области изобразительного искусства - это не просто знакомство с историей и культурой своей страны, это формирование осознанного и глубокого отношения к архитектурным наследиям, культурным ценностям и идентичности. В рамках обучения в искусственных школах и художественных факультетах, студенты имеют возможность не только развивать свой творческий потенциал, но и осознавать себя как часть культурного наследия своей страны.

Патриотическое воспитание в области изобразительного искусства играет ключевую роль в формировании личности молодого человека. Оно помогает студентам раскрыть свой творческий потенциал, вдохновляет на создание произведений искусства, отражающих красоту и многообразие своей страны, области и города. Кроме того, через изображение исторических событий, природы, культурных памятников студенты учатся ценить и уважать свою родину и своих предков.

По мнению Н.М. Ахмедова, Н.У. Хамидова, С.Х. Алланазарова и М.Х. Бухорова в воспитании патриотизма, любви к Родине, социальной ответственности ключевую роль играет духовное богатство народов, проживающих на территории Узбекистана, их обычаи и традиции, знание истории, художественных произведений, памятников, письменности - всего, что обогатило мировую культурную

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (1)

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

сокровищницу, а также является свидетельством обширного духовного наследия нашего народа. Благодаря этим ценностям возникает любовь к родному краю, его историческому и художественному наследию [7].

Патриотическое воспитание студентов в области изобразительного искусства имеет прямое отношение к изучению и сохранению культурного наследия родного края. Молодые художники являются наследниками многовековой культурной традиции своей страны, и их работы становятся не только проявлением современного творчества, но и способом сохранения и передачи культурного наследия будущим поколениям.

Через свои произведения студенты-художники могут создавать гармоничный образ своей родины, отражая ее красоту, уникальность и многообразие. Они могут стать настоящими посредниками между культурой своей страны и миром, показывая через искусство уникальность своего народа и его вклад в мировую культуру.

Патриотическое воспитание студентов в области изобразительного искусства играет важную роль в формировании гражданской идентичности, развитии творческого потенциала и сохранении культурного наследия. Оно помогает молодым художникам осознать свою принадлежность к своей стране и стать активными участниками ее культурной жизни, создавая произведения искусства, которые будут вдохновлять и восхищать людей не только в настоящем, но и в будущем.

Вопрос развития творческих способностей студентов является весьма актуальным в воспитание гормоничного молодого поколения. А творческие способности можно развит у студентов и у учеников благодаря работе на природе.

Пленэр исторического наследия в виде архитектурных сооружений представляет собой отличную возможность для патриотического воспитания студентов в области изобразительного искусства. Во-первых, такой опыт помогает студентам глубже ознакомиться, изучить, понять и оценить историческое значение архитектуры, связанной с культурой и традициями своей страны. Работа на месте, наблюдение за архитектурными деталями и особенностями позволяют студентам лучше усвоить характерные черты национального стиля [8].

Проведенными нами исследованиями изучен вопрос история развития ландшафтного дизайна в период Амир Тимура и Тимуридов, ознакомление которого сопутствует у студентов таких профессиональных качеств, как патриотизм, любовь к Родине и воспитание в духе любви героическим поступкам отцов [9].

Сохраняя традиции развития художественного образования, нынешний день вносит свои новые требования к организации образовательного процесса, что вполне естественно и характерно для любого периода развития системы образования. На основе большого педагогического опыта ведется инновационная работа творческим коллективом Каршинского государственного университета в области методики развития профессиональных качеств будущего художника-педагога в процессе пленэрной практике. В процессе пленэрных работ по гранту,

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (1)

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

полученные нами по линии местной власти нашего региона с целью повышение качество образовательных процессов у студентов художественных направлении, выполнены этюды, далее картины таких достопримечательности как, святыни «Хазрати Башир», «Султон Мир Хайдар ота», «Абу Муйин Насафий», «Кусам шайх ота», архитектурно-культовые объекты «Дворец Ак сарай», «Мечет Кукгумбаз» в городе Карши, «Мечет Кукгумбаз» в городе Шахрисабзе, «Медресе Бекмир Козок», «Мечет Одина» и другие. На пленэре участвовали как студенты, образовательных направлении «Изобразительное искусства и инженерная графика» и «Живопись», так и преподаватели соответствующих направлении Каршинского государственного университета. Необходимо отметить, что работа выполненный на пленэре, на природе, сопутствует студентам более свободно, чувственно, ответственно отнестись к творческой деятельности и при этом, почти все эти работы выполнены на профессиональном уровне. Во время проведения пленэрных работ, студенты на природе почувствовали себя творческий личностью, «художником» с большой буквой. Наблюдалось, что, во время пленэра создаётся сплоченная команда из студентов и преподавателей. Это позволяет студентам, сблизиться мастерами своих работ и поучиться у них прямо в процессе, при этом, необходимо отметить, что студенты многому научились у своих сверстников, так как, среди студентов ест те, кто лучше освоил мастерство [10, 11].

Стоит также отметить, цветовая палитра пейзажа осени и весны, разнообразие цветов живой природы, удивил своей красотой студентов и наталкивал их более глубоко работать над картиной и над собой тоже. Кроме того, в процессе выполнение работ у святыни и историко-культурного объекта, студенты, заинтересовались историей создания и архитектурным стилем выполнение данных объектов наследия. Им было интересно рассказ, гидов, ответственных лиц этих учреждений и местных сопровождающих, о создания, о созидателей-меценатов и о том, кот из правителей, и кто из великих ученых-мудрецов, в различные периоды, внес свой вклад, в дальнейшем, в развитие этих достопримечательностей. Думаем, что полученные студентами ценнейшие знании найдут свои отражении, не только выполненных ими картинах, но и в дальнейшем в образовательном процессе, где они продолжать свою трудовую деятельность. Представление выполненных творческих работ на конкурсах и выставках стимулирует учебную работу, открывая дополнительные силы к росту ее качества, однако, в то же время, это достаточно большая ответственность, поскольку это всегда серьезный экзамен, как для самих студентов, так и для их преподавателей, которые вместе могут свежим взглядом оценить результаты своего труда в обстановке выставочного зала, в экспозиции, сделанной профессиональным искусствоведом, зрителем и получить объективные оценки посетителей выставки.

Говоря о воспитательном потенциале художественно-выставочной деятельности студентов, нельзя не отметить роль непосредственного открытия и обсуждения выставки, а также мотивация участников за участие в таких

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (1)

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

мероприятиях. Выставка - это, показ творческих работ, оценка работ независимым экспертом - зрителем, искусствоведом, профессиональным художником, художником-педагогом, высказывание и пожелания в адрес студентов - авторов, по поводу представленных ими на экспозиции работ. Это, также, возможность на самооценку и самоанализ творческой деятельности автором, перспектива дальнейшего профессионального роста. Помимо этого, проведение в этих выставках и конкурсах мастер классов профессиональными художниками, работниками культуры и искусства и народными мастерами - умельцами, также сопутствует развитию творческого активизации студентов [12,13, 14].

Таким образом, работа на пленэре служит повышающим фактором уровень и качество образование у студентов художественно-педагогических направлении, а влияние конкурсной и выставочной деятельности на качество работы творческого человека, на его активности - это, влияние на внутренний, духовной мир личности.

Также необходимо отметить, знаний полученные по архитектуре и истории объектов наследия, в процессе проведение пленэрных работ, развивают у студентов такие профессиональные качества, как, патриотизм, верность делам предков, уважении национальным традициям и ценностям, что сугубо необходимо в воспитание молодой поколении педагогами-художниками.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы: o отмечено, что пленэр играет ключевую роль в развитии изобразительной деятельности будущего художника-педагога, что способствует улучшению навыков художника, развитию его творческого мышления, вдохновляет и мотивирует на новые достижения, обогащает художественный опыт, но и становится незабываемым приключением, оставляя яркие впечатления и вдохновение на долгое время;

o подчеркнуто, что участие в конкурсах и выставках позволяет получить опыт и профессионализм самостоятельной творческой деятельности, позволяет критически оценит представленных на выставке работ;

o отмечено, пленэр также способствует формированию у студентов гордости за свою страну и ее культурное наследие, работая над созданием изображений и композиций на основе архитектурных сооружений, студенты вкладывают свое творчество и эмоции, что может усилить их эмоциональную связь с историко-культурными памятниками;

o кроме того, в рамках пленэра студенты могут изучать исторические факты, связанные с каждым сооружением, что расширяет их кругозор и помогает им лучше понять и ценить наследие своей страны, такой практический подход к обучению способствует более глубокому усвоению материала и формированию патриотического мировоззрения у студентов;

o итак, пленэр на объектах историко-культурного наследия в виде архитектурных сооружений, либо святыни является эффективным инструментом для патриотического воспитания студентов в области изобразительного искусства,

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (1)

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

поскольку он сочетает в себе практическую работу, исследование истории и эмоциональное вовлечение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o дальнейшими направлениями исследований может служить нахождения пути, возможности и средства для мотиваций студентов, участвовавших выставках и конкурсах и получивших призовые места, также, работа по восстановление и донесение до студентов национальные традиции и обычаи предков, что позволяет развитию у них таких качеств, как патриотизм, верность делам предков, уважении национальным традициям и ценностям, которое необходимо в воспитание молодой поколении педагогами-художниками.

ADABIYOTLAR RO'YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES

1. http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=371

2. Ф.Э. Очилов, Д. Абдусаломова. Развитие пространственно го воображения у школьников через различия цветов. // Journal of new century innovations. - 2023. -Т. 30. - №. 3. - С. 165-167

3. Халилов, Р. Ш. Б. Баркашева. Роль полевой практики в формировании будущих учителей изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). - С. 827-829.)

4. Р.Ш. Халилов, Бустаной Баркашева. Роль полевой практики в формировании будущих учителей изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 827-829.

5. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-plenernyh-vyezdov-studentov-na-formirovanie-zhivopisnyh-navykov/viewer

6. Амелина И.В. РОЛЬ ПЛЕНЭРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). - 66-69 стр.

7. Парамонов А.Г., Башкатов И.А., Алексеева С.О. ПЕЙЗАЖНЫЙ ЖАНР В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Russian Journal of Education and Psychology 2018, Volume 9, Number 9. - 123-135 стр. http://ej.soc-journal.ru

8. Ахмедова Н.М., Хамидова Н.У., Алланазарова С.Х., Бухорова М.Х. Культурологический фактор в современном образовании // Проблемы современной науки и образования, 2018. № 5 (125). С. 90-93.

9. Ф.Э. Очилов, А.П. Даниленко. Пленэр как развывающий фактор профессионлаьных качеств будущих педагогов-художников. // O'zbekistonning yangi taraqqiyot davrida talim-tarbiya va ilm-fan sohalarini takomillashtirish muammolari. Xalqaro onlayn ilmiy-amaliy konferensiya materiallari. - 284-288 бетлар. 2022 yil 17-18 may. Qarshi-2022.

10. Очилов Ф.Э., Эгамбердиев М.Ф. ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ И ВОЗДЕЛЫВАНИЯ САДОВ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ В МАВЕРАННАХРЕ // - Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VI международной научно-практической

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

конференции (г. Нижневартовск, 13-15 февраля 2017 года) / Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. Ч. II. стр. 289-292.

11. Очилов Ф.Э., Эгамбердиев М.Ф. // Внеаудиторная работа как форма творческого развития студентов. Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура.». (21 ноября 2018 года) [Электронный ресурс]: сборник научных статей. - Гжель: ГГУ, 2019, - 251-254 с, // ГГУ. 248-251 стр. http://www.art-gzhel.ru

12. Ф.Э. Очилов. Изучение объектов наследия как фактор развития профессиональных качеств будущих педагогов-художников // Современные социальные процессы в контексте глобализации: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, 13 мая 2022 г. - Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2022. - 38-46 с. ISBN 978-5-8333-1144-8.

13. Ф.Э. Очилов, С. Ибодуллаева. Развитие изобретательности и творчества у детей средствами изобразительного искусства // Journal of new century innovations. - 2023. - Т. 30. - №. 4. - С. 56-58.

14. Ф.Э. Очилов. Изучения объектов наследия как метод развития профессиональных качеств студентов. // Inter educatoin & global stady. Научно-теоретический и методический журнал, №1, 2023. 14-19 стр

MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]

HOchilov Farxod Egamberdiyevich, texnika fanlari nomzodi [Очилов Фарход Эгамбердиевич, кандидат технических наук], [Farkhod E. Ochilov, Candidate of Technical Sciences]; manzil: O'zbekiston, 180101, Qarshi shahri, Balandchinor ko'chasi 27 [адреа Узбекистан, 180101, г. Карши, ул. Баландчинор 27], [address: Uzbekistan, 27 Balandchinor str., Qarshi, 180101]; E-mail: ochilov-farkhod@mail.ru ORCID 00000002-8292-1561

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.