Научная статья на тему 'Плен традиции или инновационные прорывы?международная научная конференция «Университет в меняющемся мире» (Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, 13-15 октября 2015 г. )'

Плен традиции или инновационные прорывы?международная научная конференция «Университет в меняющемся мире» (Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, 13-15 октября 2015 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / UNIVERSITY / UNIVERSITY MISSION / SOCIAL INSTITUTION / CONCEPTUAL MODEL / SOCIETY / NATION-STATE / MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Брызгалова Ирина Генриховна

Представляемый обзор посвящен Международной научной конференции «Университет в меняющемся мире», которая прошла в Ростове-на-Дону в рамках празднования 100-летнего юбилея Южного федерального университета 13-15 октября 2015 г. Организаторами конференции выступили Южный федеральный университет и Институт истории и международных отношений ЮФУ. В числе приглашенных были не только представители академического сообщества Юга России, но ученые из многих регионов страны: Москвы (Институт Всеобщей истории РАН, Российский государственный гуманитарный университет, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики), Санкт-Петербурга, Ставрополя (Северо-Кавказский федеральный университет), Казани (Казанский (Приволжский) федеральный университет), а также зарубежные гости из Варшавского университета, института Центрально-Восточной Европы в Люблине, университета Адама Мицкевича в Познани, Института истории науки Польской академии наук, университета в г. Зелена Гура, университетов Вены и Копенгагена. К обсуждению было представлено более 80 докладов.В рамках работы, как на пленарном заседании, так и на 11 секциях конференции, представители университетского сообщества обсуждали проблемы, связанные с историей и традициями университетского образования, формирования представлений об основных ценностях, целях и пространстве развития университета, зачем он нужен обществу, государству и отдельному лицу. В период работы конференции проводились мероприятия, посвященные 100-летию ЮФУ. 13 октября в Музее истории ЮФУ состоялось открытие выставки «Как Феникс из пепла. Уничтожение и восстановление Варшавы (1939-1955)». 15 октября участникам и гостям конференции была предложена пешеходная экскурсия «Университетские локусы городского центра», которую провели студенты и магистранты ИИМО ЮФУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Брызгалова Ирина Генриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bonds оf Tradition оr Breakthrough Innovations?International Scientific Conference “The University in the Changing World”(Rostov-on-Don, SFedU, October 13-15, 2015)

The review presents the International scientific conference “The University in the Changing World” held in Rostov-on-Don (October, 13-15, 2015) during the 100th anniversary of Southern Federal University. The conference was organized by Southern Federal University and Institute of History and International Relations (SFedU).Among guests there were not only representatives of the academic community in the Southern Russia, but also the scholars from other Russian regions, including Moscow (Institute of the World History of the RAS, Russian State University for the Humanities, National Research University the Higher School of Economics), representatives of scientific communities of Saint-Petersburg, as well as federal universities (North Caucasus Federal University and Kazan Federal University); and foreign guests from Warsaw University, Institute of East-Central Europe in Lublin, Adam Mickiewicz University in Poznan, Institute for the History of Science (Polish Academy of Science), Universities of Zielona Gora, Vienna and Copenhagen. 80 reports were presented at the conference.At the plenary meeting and during 11 conference workshops representatives of the university community discussed issues of history and traditions of the university education, perceptions of its core values, objectives and directions for further development, and benefits for society, nation and individuals. The events devoted to the 100th anniversary of the University accompanied the conference. On the 13th of October the Museum of the SFedU history opened the exhibition called “A Phoenix from ashes. Warsaw destroyed and rebuilt (1939-1955)”. On the 15th of October conference guests were invited for the walking tour “University loci of the city centre” arranged by Undergraduates and Master students studying at the Institute of History and International Relations (SFedU).

Текст научной работы на тему «Плен традиции или инновационные прорывы?международная научная конференция «Университет в меняющемся мире» (Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, 13-15 октября 2015 г. )»

Плен традиции или инновационные прорывы? Международная научная конференция «Университет в меняющемся мире»

(Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, 13-15 октября 2015 г.)

И.Г. Брызгалова

Аннотация. Представляемый обзор посвящен Международной научной конференции «Университет в меняющемся мире», которая прошла в Ростове-на-Дону в рамках празднования 100-летнего юбилея Южного федерального университета 13-15 октября 2015 г. Организаторами конференции выступили Южный федеральный университет и Институт истории и международных отношений ЮФУ.

В числе приглашенных были не только представители академического сообщества Юга России, но ученые из многих регионов страны: Москвы (Институт Всеобщей истории РАН, Российский государственный гуманитарный университет, Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики), Санкт-Петербурга, Ставрополя (Северо-Кавказский федеральный университет), Казани (Казанский (Приволжский) федеральный университет), а также зарубежные гости из Варшавского университета, института Центрально-Восточной Европы в Люблине, университета Адама Мицкевича в Познани, Института истории науки Польской академии наук, университета в г. Зелена Гура, университетов Вены и Копенгагена. К обсуждению было представлено более 80 докладов.

В рамках работы, как на пленарном заседании, так и на 11 секциях конференции, представители университетского сообщества обсуждали проблемы, связанные с историей и традициями университетского образования, формирования представлений об основных ценностях, целях и пространстве развития университета, зачем он нужен обществу, государству и отдельному лицу.

Брызгалова Ирина Генриховна, кандидат исторических наук, доцент Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/24, ibrizgalova@yandex.ru.

В период работы конференции проводились мероприятия, посвященные 100-летию ЮФУ 13 октября в Музее истории ЮФУ состоялось открытие выставки «Как Феникс из пепла. Уничтожение и восстановление Варшавы (1939-1955)». 15 октября участникам и гостям конференции была предложена пешеходная экскурсия «Университетские локусы городского центра», которую провели студенты и магистранты ИИМО ЮФУ.

Ключевые слова: университет, миссия университета, социальный институт, концептуальная модель, общество, государство, модернизация образования.

Bonds of Tradition or Breakthrough Innovations? International Scientific Conference "The University in the Changing World"

(Rostov-on-Don, SFedU, October 13-15,2015)

I.G. Bryzgalova

Abstract. The review presents the International scientific conference "The University in the Changing World" held in Rostov-on-Don (October, 13-15, 2015) during the 100th anniversary of Southern Federal University. The conference was organized by Southern Federal University and Institute of History and International Relations (SFedU).

Among guests there were not only representatives of the academic community in the Southern Russia, but also the scholars from other Russian regions, including Moscow (Institute of the World History of the RAS, Russian State University for the Humanities, National Research University - the Higher School of Economics), representatives of scientific communities of Saint-Petersburg, as well as federal universities (North Caucasus Federal University and Kazan Federal University); and foreign guests from Warsaw University, Institute of East-Central Europe in Lublin, Adam Mickiewicz University in Poznan, Institute for the History of Science (Polish Academy of Science), Universities of Zielona Gora, Vienna and Copenhagen. 80 reports were presented at the conference.

I Bryzgalova Irina G., Candidate of Science (History), Associate Professor, Institute of History and International Relations, Southern Federal University, 105/42, Bolshaya Sadovaya st., Rostov-on-Don, Russia, 344006, ibrizgalova@yandex.ru.

At the plenary meeting and during 11 conference workshops representatives of the university community discussed issues of history and traditions of the university education, perceptions of its core values, objectives and directions for further development, and benefits for society, nation and individuals.

The events devoted to the 100th anniversary of the University accompanied the conference. On the 13th of October the Museum of the SFedU history opened the exhibition called "A Phoenix from ashes. Warsaw destroyed and rebuilt (1939-1955)". On the 15th of October conference guests were invited for the walking tour "University loci of the city centre" arranged by Undergraduates and Master students studying at the Institute of History and International Relations (SFedU).

Keywords: the University, university mission, social institution, conceptual model, society, nation-state, modernization of education.

Университет всегда имел непреходящее значение для развития человечества. Именно поэтому слово университет присутствует во многих европейских языках: в английском (University), испанском (Universidad), французском (l'université), итальянском (Università), румынском (Universitate). По Гегелю, главная миссия Университета - быть живым зеркалом Вселенной, чем он собственно и был во все века, начиная со времен своего рождения.

Говоря об университете, мы имеем в виду не просто высшее учебное заведение, где мы получаем определенную профессию. Университет как социальный институт всегда ассоциируется с чем-то высоким, величественным, всепланетарным. Университет как социальный институт - это особый пространственно-временной образовательный континуум, который является продуктом и достижением цивилизации, культурным символом с его вневременным и транснациональным смыслом. Университет представляет собой квинтэссенцию духа, культурный конгломерат. Поэтому Университет следует понимать не как обычное учебное заведение или тем более коммерческое предприятие, а как, прежде всего, культурно-просветительский центр, и в этом смысле он всегда выполнял и будет выполнять очень важную и благородную миссию: репрезентировать культурное достояние (ценности), созданное человечеством за все время его существования, и «просвещать умы».

Университет, если его понимать в глубоко символическом смысле, это живое существо, в котором витает дух науки. Университет - это своего рода «губка», которая впитывает все знания человечества за всю его историю, обработанные и усовершенствованные разными поколениями, ретранслирует эти знания другому поколению, устанавливая таким образом связь между поколениями. Университет отражает дух времени. Университет выступает зеркалом социума, в котором отображается его прошлое (традиции) и проектируется будущее.

Важность и значимость темы конференции несомненна, своевременна и очень актуальна.

Конференцию открыли ректор Южного федерального университета Марина Боровская и директор Института истории и международных отношений ЮФУ Виктор Апрыщенко.

Докладчики отметили, что роль Университета в современном мире трудно переоценить. Сегодня архиважной задачей является построение концептуальной модели Университета как социокультурного феномена, что необходимо для модернизации университетского образования. А для этого нужно четко осознавать все основные функции университета, обозначить его роль, значение в современном мире, что и предопределило актуальность заявленной тематики международной научной конференции «Университет в меняющемся мире».

13 октября в докладах пленарного заседания поднимались вопросы, которые были значимы в предшествующее время и остаются таковыми сейчас. Среди них: формирование систем университетского образования в разных странах, опыт функционирования университетов, взаимоотношения университетов и государства, сила традиций, вопросы соотношения преподавания и исследования. Обсуждалась масштабная перестройка университетского образования: переход к Болонской системе, основные функции Университетов и университетского образования в современных условиях.

Большой интерес вызвал доклад Лорины Репиной (Институт всеобщей истории РАН) - «Юбилейные истории университетов как феномен мемориальной культуры и жанр современной историографии».

В докладе Натальи Ростиславлевой (Российский государственный гуманитарный университет) «Университетское образование в Германии Х1Х-ХХ вв.: инновационные прорывы и плен традиции» освещался вопрос о модели немецкого классического университета; особенность данной образовательной модели - единство преподавания и исследования в обеспечении академической свободы. Гумбольд-товская модель университета, получившая широкое распространение в Германии, была востребована также и в России. С 1990-х гг. Германия начала переживать масштабную перестройку университетской системы: в образовании произошел переход к Болонской системе, а научные исследования стали осуществляться в специальных институтах и в рамках деятельности научных фондов. Существует ли ностальгия по гумбольдтовским принципам? Как образование переживает разрыв преподавания и исследования? Плен традиции и инновационные прорывы - это бинарная позиция, которая сейчас очень точно обозначает ситуацию в университетском образовании Германии, что характерно и для других стран.

Лешек Мрозевич (Университет Адама Мицкевича в Познани) осветил историю создания и развития Университета в Познани, который теперь носит имя величайшего

польского поэта Адама Мицкевича. В течение почти столетия Alma Mater завоевала прочные позиции среди польских университетов и рассчитывает сегодня войти в тройку лучших школ этого типа. Воспитывает почти 45 тысяч студентов, является важным центром научных и культурных исследований.

В докладе Е. Вишленковой (Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики) «История научной экспертизы в российских университетах и другие ученые» были отражены способы и методы профессионального самооценивания. Автор представил результаты исследования, выполненного на материалах делопроизводства Московского и Казанского университетов.

В преддверии столетнего юбилея Южного федерального университета значительно увеличился интерес к изучению забытых страниц его прошлого, о чем свидетельствует выступление А.Ю. Баженовой (Институт Центрально-Восточной Европы в Люблине (Польша)) - «Императорский Варшавский университет в судьбах его историков (1869-1915)». Дальнейшее изучение исторических периодов позволило по-новому взглянуть на роль данного учебного заведения и его профессорской корпорации в развитии высшего образования России и Польши.

Все доклады пленарного заседания приводят нас к мысли, что одной из основных и важнейших миссий Университета является интегрирующая миссия. Она представляет собой смыслообразующее ядро университетской идеи. Университет способствует развитию цивилизации благодаря воспроизведению культуры, приращению, накоплению знаний и подготовке профессиональной и интеллектуальной элиты.

14 октября состоялась работа секций. Три секции работали на площадке Музея истории ЮФУ: «Варшавский - Донской - Ростовский: История одного Университета», «Высшее образование на юге России: история и современность», «Университет в социокультурном пространстве Ростова-на-Дону».

Докладчики на большом историческом материале показали вехи развития Университета: от Варшавского до Южного федерального, его историю и современность: Иоанна Шиллер-Валицка (Институт истории науки Польской академии наук) -«Последние годы существования Варшавского университета как предшественника Донского в Ростове-на-Дону - люди и проблемы»; Е.В. Шандулин (ЮФУ) -«Трансформация университетской жизни в 20-е гг. ХХ века»; М.И. Жбанникова, М.В. Пятикова (ЮФУ) - «РГУ в годы Великой Отечественной войны: судьба одного университета».

Роль университета в социокультурном пространстве Ростова-на-Дону, особенности студенческой корпорации как неотъемлемой части «университетского города» рассматривались в докладах М.В. Братолюбовой, Н.В. Дмитриевой, И.Г. Брызгаловой. Докладчики отметили, что город, обладавший определенными традициями в развитии образования разных ступеней и культуры в целом, стал благодатной средой для дальнейшего формирования интеллектуальной среды. Профессора и студенты

Варшавского университета способствовали распространению научных знаний, пропагандировали новейшие достижения науки, раскрывали и развивали творческий потенциал городского сообщества. Что по достоинству было им оценено. В докладах была затронута проблема академической составляющей городской культуры и проанализировано, насколько и как приставка «университетский» к топониму города Ростова-на-Дону меняла его общегосударственный статус в иерархическом ряду российских городов, предопределяла его всероссийскую культурно-историческую известность.

Интересные наблюдения и выводы были сделаны докладчиками секций «История университета в биографиях его людей» и «Университетские корпорации: память, идентичность, практики». Перемены в жизни российских университетов на протяжении всей их истории неизменно вызывали самые разные точки зрения и оценки, во многом обусловленные несходством представлений об идеальном образе университета, его роли и назначении. Однако отстаивали ли одни идею хронотопиче-ской и культурной уникальности университета, а другие - оспаривали ее, встраивая университет в бюрократическую систему власти-подчинения и соответствующую бюрократическую культуру, важным представляется в этих дебатах апелляция к фигуре места, пространства университета. «Варшавские истоки» университета в Ростове-на-Дону всегда занимали значимое место в корпоративной памяти и официальной генеалогии. Университет, его история, мир университетской корпорации и университетского человека являются предметом постоянных размышлений историков науки, организаторов и практиков строительства высшей школы. С течением времени меняются не только ценности и нормы университетской профессии, но и сами формы их осмысления и презентации. Празднование очередного юбилея Южного федерального университета - одного из ведущих учебных заведений России, позволило обсудить как «вечные» вопросы развития науки и образования, включая историю развития институциональных форм научной деятельности, способов трансляции научных знаний, университетского строительства, судьбы ученых, научных сообществ, научных школ, подготовки научных кадров, отношений науки и экономики, ученых и власти, так и рождаемые новые вопросы в условиях процессов глобализации и модернизации.

Заседание секции «Университет: миссии, ожидания, иллюзии» было посвящено проблеме роли и миссии университета в обществе. В докладе «От университетских "наций" к национальным университетам: европейский опыт и российские перспективы» (С.П. Поцелуев, ЮФУ) - обсуждалась роль университетского образования в становлении европейских наций, в изобретении национальных традиций. Особое внимание уделено зачаткам строительства национальных идентичностей в европейских средневековых университетах (Болонском, Парижском, Пражском). Далее обсуждение темы вышло на роль университета в создании культурно-политических предпосылок формирования российской гражданской нации. А.Т. Урушадзе (ЮФУ) в докладе «Необычные "кавказские воспитанники": лишние знания нужных людей» показал, что новый этап в развитии образовательных практик в истории российского Кавказа связан с реформами наместника М.С. Воронцова (1844-1854).

А.С. Быкадорова (ЮФУ) рассмотрела основные тенденции отражения деятельности ЮФУ в различных СМИ, была дана оценка усилиям университета по формированию и поддержке имиджа одного из ведущих вузов Юга России.

Доклады секции «Университет и государство: опыт политики, уроки реформ» были связаны с проблемами взаимоотношений государства и сферы образования на разных этапах исторического развития, реформ и контрреформ университетского образования в современной России.

В рамках секции «Университет как пространство и субъект межкультурного диалога» участники конференции проанализировали идею «Университет - это не только опыт коммуникации между разными науками, но и способ диалога различных цивилизаций и культур», рассмотрели, каким образом политический диалог между носителями разных культур и цивилизаций сказывается на развитии университетов.

На заключительном пленарном заседании участники конференции пришли к выводу, что миссию университета можно понять сквозь весь спектр функций, которые он выполняет в современном мире: мировоззренческую, просветительско-эвристи-ческую, интегрирующую, социально-педагогическую, идеологическую, культурофор-мирующую, пропагандистскую функцию социальной адаптации, воспитательную. Университет во все времена проявлялся и проявляется сейчас во всей парадигме его функций, которые должны быть реализованы в комплексе. И в этом контексте стоит говорить об Университете не только как о социальном институте, а как о социокультурном (социообразовательном), аксиологическом феномене. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.