Научная статья на тему 'ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
426
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЯ / ВОДНАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕ / SWIMMING STUDENTS / HYDRO REHABILITATION / AND WATER ENVIRONMENT / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукьянова Людмила Михайловна

Двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций организма Плавание, физические упражнения в воде позволяют корректировать работу основных систем организма. В статье рассматривается вопрос влияния гидрореабилитации на соматическое здоровье студентов с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лукьянова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWIMMING AS A MEANS OF HYDRO-REHABILITATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES

Motor activity is accompanied by a whole complex of changes in the biological structures and functions. Swimming, physical exercises in the water allow you to correct the work of the main body. The article discusses the impact of hydro rehabilitation on the somatic health of students with disabilities.

Текст научной работы на тему «ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 797.2.61.

ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

SWIMMING AS A MEANS OF HYDRO-REHABILITATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES

Лукьянова Людмила Михайловна

старший преподаватель кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Lukyanova Lyudmila Mikhailovna Senior lecturer department «Physical culture» Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. Двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций организма Плавание, физические упражнения в воде позволяют корректировать работу основных систем организма. В статье рассматривается вопрос влияния гидрореабилитации на соматическое здоровье студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract. Motor activity is accompanied by a whole complex of changes in the biological structures and functions. Swimming, physical exercises in the water allow you to correct the work of the main body. The article discusses the impact of hydro rehabilitation on the somatic health of students with disabilities.

Ключевые слова: плавание, студенты, гидрореабилитация, водная среда, здоровье.

Key words: swimming students, hydro rehabilitation, and water environment, health.

Организм человека - это целостная система, и при нарушении деятельности одного из анализаторов сказывается на деятельности других [1.с.343]. Ограничение деятельности из-за нездоровья, отрицательно сказывается на развитии всех свойств человека - личностного, физического, психического.

Польза плавания, упражнений в водной среде очевидна. Она многогранна, достаточно хорошо изучена и принята как аксиома в укреплении, поддержании здоровья, реабилитации, адаптации человека после перенесенных болезней, травм. Это обусловлено особенностями самого плавания, так как движения человека происходят в водной среде, тело человека не имеет опоры и увеличивает его двигательные возможности и содействует их развитию. Масса тела нейтрализуется подъемной силой воды, разгружает опорно-двигательный аппарат, позвоночный столб. Горизонтальное положение тела в воде позволяет внутренним органам принять правильное положение и улучшить функционирование. Мышечная система загружена максимально, так как при плавании работает 90% мышц человека. Это

мощнейшее средство в системе реабилитации и адаптации людей, имеющих те или иные ограничения по состоянию здоровья.

В ВГСПУ бассейн функционирует с ноября 2011 года. Кафедра физической культуры разработала программу по плаванию и успешно ее реализует. За последние пять лет (2015-2019 г.г.) плаванием занималось 1757 человек. Это студенты, которые по состоянию здоровья отнесены к основной медицинской группе. Выяснилось, что в вузе достаточное количество студентов с ограничениями в физической активности по состоянию здоровья, но не ограничены в таком виде физической деятельности, как плавание. В период ремиссии, восстановления после перенесенных заболеваний, травм, многим показано плавание, как средство оздоровления, реабилитации, адаптации. Реабилитация это совокупность мероприятий, обеспечивающих лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм или врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе (ВОЗ). Занятия плаванием показаны при достаточно обширном спектре заболеваний. К ним относятся заболевания сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной, эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата, инвалиды всех категорий, при наличии допуска врача. Гидрореабилитация эффективно воздействует на организм человека, независимо применяются ли простые упражнения в воде или плавание.

Выяснилось, что многие студенты, с ограниченными возможностями здоровья, хотят и готовы заниматься в бассейне плаванием. Это дает возможность применить плавание, как гидрореабилитацию, в учебном процессе. Учитывая желание данной категории студентов, они были включены в группы студентов, занимающихся плаванием. Занятия проводились в учебное время по расписанию, с учетом их индивидуальной физической подготовки, заболевания, двигательных возможностей, ограниченных дефектом. При целенаправленном подборе физической нагрузки соответствующей индивидуальной особенности занимающегося, применены методики оздоровительного плавания и физической реабилитации для каждого студента индивидуально.

Целью исследования было выявить динамику изменений показателей соматического здоровья студентов с ограниченными возможностями в процессе гидрореабилитации плаванием.

Для данной категории студентов решались такие задачи, как компенсирование основного дефекта, и коррекции нарушений здоровья, снятия эмоционального напряжения.

Методом анкетирования студентов с ограниченными возможностями здоровья позволило сделать вывод, что большая часть, 64% опрошенных студентов, занимались какой-либо двигательной активностью самостоятельно в не учебное время (рис.1).

Показатель процентного количества студентов с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся физической культурой самостоятельно.

■ Гимнастика

■ Н/теннис

■ Велосипед

■ Плавание

■ Ходьба

■ Не занимались ФК

Рис. 1.Показатели процентного количества студентов с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся физической культурой самостоятельно

Несмотря на наличие ограничений в двигательной активности по состоянию здоровья осознано занимались: обычной и скандинавской ходьбой - 16%; играли в настольный теннис - 12%; увлекались ездой на велосипеде - 13%; гимнастикой и атлетической гимнастикой - 9%; ходили в бассейн самостоятельно - 14%, не занимались ничем - 36%. Объяснение этого сводилось к следующему: те, кто занимался двигательной активностью, считали это нормой или необходимостью, кто не занимался совсем - боялись навредить здоровью, ухудшить свое состояние, не имея необходимых знаний, плохим самочувствием.

В эксперименте участвовали студенты с ограниченными возможностями здоровья, имеющие рекомендации, доступ врачей и желание плавать. В основном, это студенты, имеющие заболевания так называемыми «болезнями цивилизации», а также травмы, дефекты развития, инвалидность.

Занятия состояли из подготовительной, основной, заключительной частей. Подготовительная часть включала общеразвивающие упражнения направленного действия на восстановление и развитие функциональных возможностей студентов. Это упражнения проводились как на суше, так и стоя у бортика в воде. Основная часть занятия включала само плавание, специальные упражнения на дыхание, корригирующие упражнения на мелкой части бассейна у бортика, игры в водной среде. Количество упражнений, заданий, повторений, варьировалось индивидуально, в зависимости от возможностей и самочувствия занимающихся. Заключительная часть включала несложные координационные упражнения, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, игры с мячом.

Исследование проводилось в течение 2018-2019 учебного года, с 36 студентами 2-3 курсов различных специальностей, имеющих ограничения в двигательной активности по состоянию здоровья. Динамика соматического здоровья отслежи-

валась путем тестирования студентов вначале и по окончании исследования (таблица 1).

Таблица 1.

Результаты тестирования студентов с ограниченными возможностями здоровья

Тесты Начало Конец

исследования исследования

Пульс в покое (уд/мин) 83,7 ± 2,9 76,2 ± 1,6

Пульс после нагрузки (уд/мин) 107,9 ± 3,4 88,1± 2,4

Время восстановления ЧСС (сек.) 152,3 ± 3,8 101,1 ± 1,2

Индекс массы тела (ИМТ) 27,2 ± 1,3 26,4 ± 2,2

Проба Штанге (сек) 43,2 ± 1,9 50,3 ± 2,1

Проба Генчи (сек) 24,8 ± 2,5 29,6 ± 2,7

Метод мышечного тестирования 3,8 3,92

(ММТ, баллы)

При правильном подходе к выбору соответствующей нагрузки и упражнений, двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций организма в лучшую сторону. Анализируя полученные результаты исследования соматического здоровья, выявлено улучшение, пусть и незначительное, показателей по всем параметрам. Пульс без нагрузки стал спокойнее на 9%, после нагрузки на 19%. Время восстановления после нагрузки сократилось на 33%. Индекс массы тела снизился на 3%, проба Штанге улучшилась на 16%, Проба Генчи на 19%, ММТ показал увеличение на 3%. Полученные результаты говорят об эффективности гидрореабилитации плаванием студентов, имеющих ограничения по состоянию здоровья. Это объясняется изменениями не только в улучшении физического состояния студентов. Улучшению показателей студентов способствует изменение в лучшую сторону самочувствия, снижение тревожности студентов, появление уверенности в своих возможностях, увеличение активности, положительный эмоциональный фон на занятиях плаванием. Использование методики контролируемого и корректируемого воздействия благоприятно влияет на все функциональные системы организма. Равномерное преодоление в воде различных дистанций в свободном темпе благотворно влияет на сердечнососудистую систему. Повышение циркуляции крови и лимфы уменьшают застойные явления в организме, совершенствует тканевой обмен. Систематические занятия плаванием способствуют снижению ЧСС, активно тренируют дыхательную мускулатуру, увеличивает экскурсию грудной клетки, усиливает легочную вентиляцию [3, с.112].

Опрос студентов выявил, что они стали реже болеть, повысилась работоспособность в учебе, приобрели уверенность в своих силах, улучшилось самочувствие, настроение, появилось желание дальше продолжать заниматься плаванием.

Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика развивают и совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выпол-

няемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки [2, с. 32]. Занятия плаванием не только укрепляют организм, но и влияют на формирование определенных свойств характера. Это настойчивость, упорство, сосредоточенность, уравновешенность. Психологи утверждают, что занятия этим видом двигательной активности формируют личность человека [4, с.270].

Полученные результаты говорят об эффективности воздействия гидро-реабили-тации на организм студентов с ограниченными возможностями здоровья. Она носит оздоровительный характер. Наряду с улучшением физического состояния организма водная среда оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние занимающихся студентов. Одним из оптимальных и эффективных средств улучшения здоровья, устранения психологического дискомфорта, адаптации к реалиям жизни является плавание.

Литература

1. Булгакова, Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учебное пособие высших учебных заведений / Н. Ж Булгакова, С. Н. Морозов, О. В. Попов. - Москва : Академия, 2005. - 432 с.

2. Фролова, С. М. Виды плавания как один из видов инновационных технологий физкультурно-оздоровительной направленности в физическом воспитании учащихся / С. М. Фролова, Т. А. Андреенко // Наука-2020. - 2019. - №5 (30). - С. 30-33.

3. Григорча, В. В. Плавание в системе физической реабилитации / В. В. Григорча // Физическая культура и спорт в 21 веке : сборник научных трудов, выпуск 3.-Волжский,2006. - С. 110-112.

4. Лукьянова, Л. М. Оздоровительное плавание как средство укрепления здоровья и повышения работоспособности студентов / Л. М. Лукьянова // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : сборник научных трудов. Нижневартовск, 2019. - С. 268-270.

Reference

1. Bulgakova N. Zh., Morozov S. N., Popov O. V. Ozdorovitel'noe, lechebnoe i adaptivnoe plavanie [Recreational, therapeutic and adaptive swimming]. Мoscow, Academy Publ., 2005, 432 p.

2. Frolova S. V., Andreenko T. A. Vidy plavaniya kak odin iz vidov innovatsionnykh tekhnologiy fizkul'turno-ozdorovitel'noy napravlennosti v fizicheskom vospitanii uchashchikhsya [Types of swimming as one of the types of physical culture improving orientation of physical education students]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 5 (30), pp. 30-33.

3. Grigorcha V. V. Plavanie v sisteme fizicheskoy reabilitatsii [Swimming in the system of physical rehabilitation]. Fizicheskaya kul'tura i sport v 21 veke : sbornik nauchnykh trudov, vypusk 3. [Physical culture and sport in the 21st century: collection of scientific papers, issue 3]. Volzhsky, 2006, pp. 110-112. (In Russia).

4. Lukyanova L. M. Ozdorovitel'noe plavanie kak sredstvo ukrepleniya zdorov'ya i povysheniya rabotosposobnosti studentov [Health-Improving swimming as a means of improving the health and performance of students]. Perspektivnye napravleniya v oblasti fizicheskoy

kul'tury, sporta i turizma : sbornik nauchnykh trudov [Perspective directions in the field of physical culture, sports and tourism: collection of scientific works]. Nizhnevartovsk, 2019, pp. 268-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.